Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ГОТОВНОСТЬ К ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ГОТОВНОСТЬ К ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Наталья Владимировна

Вопросы формирования научно-педагогического потенциала системы высшего образования в целом и образовательных организаций МВД России в частности не теряют своей актуальности. Непрерывный рост требований к уровню и результатам профессиональной подготовки специалистов повышает требования и к профессиональному уровню преподавателей с одной стороны. С другой - отсутствие утвержденного профессионального стандарта педагога высшего образования и широкие академические свободы в организации образовательного процесса по программам высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) требуют научно обоснованной структуризации, внимательного и содержательного наполнения данных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND CONTENT OF COMPETENCE «READINESS FOR TEACHING ACTIVITIES IN EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER EDUCATION» IN THE SYSTEM OF TRAINING SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The issues of the formation of the scientific and pedagogical potential of the higher education system in general and the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in particular do not lose their relevance. The continuous increase in requirements for the level and results of professional training of specialists increases the requirements for the professional level of teachers on the one hand. On the other hand, the absence of an approved professional standard for a teacher of higher education and wide academic freedoms in organizing the educational process for higher education programs (the level of training of personnel of higher qualifications) require careful, scientifically based structuring and content of these programs.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ГОТОВНОСТЬ К ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

Научная статья

УДК 378.046.4; ББК 74.48

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-183-187 NIION: 2018-0077-3/22-200 MOSURED: 77/27-024-2022-03-399

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Структура и содержание компетенции «готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования» в системе подготовки научно-педагогических кадров^образовательных организации

Наталья Владимировна Михайлова

Нижегородская академия МВД России, Нижний Новгород, Россия, sorokanv@yandex.ru

Аннотация. Вопросы формирования научно-педагогического потенциала системы высшего образования в целом и образовательных организаций МВД России в частности не теряют своей актуальности. Непрерывный рост требований к уровню и результатам профессиональной подготовки специалистов повышает требования и к профессиональному уровню преподавателей с одной стороны. С другой - отсутствие утвержденного профессионального стандарта педагога высшего образования и широкие академические свободы в организации образовательного процесса по программам высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) требуют научно обоснованной структуризации, внимательного и содержательного наполнения данных программ.

Ключевые слова: научно-педагогические кадры, компетенция, готовность к преподавательской деятельности, качество подготовки кадров высшей квалификации

Для цитирования: Михайлова Н. В. Структура и содержание компетенции «готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования» в системе подготовки научно-педагогических кадров образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 183-187. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-183-187.

Original article

Structure and content of competence «readiness for teaching activities in educational programs of higher education» in the system of training scientific and pedagogical personnel of educational organizations of the

Ministry of Internal Affairs of Russia

Natalya V. Mikhailova

Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nizhny Novgorod, Russia,

sorokanv@yandex.ru

Abstract. The issues of the formation of the scientific and pedagogical potential of the higher education system in general and the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in particular do not lose their relevance. The continuous increase in requirements for the level and results of professional training of specialists increases the requirements for the professional level of teachers on the one hand. On the other hand, the absence of an approved professional standard for a teacher of higher education and wide academic freedoms in organizing the educational process for higher education programs (the level of training of personnel of higher qualifications) require careful, scientifically based structuring and content of these programs.

Keywords: scientific and pedagogical personnel, competence, readiness for teaching, quality of training of personnel of higher qualification

For citation: Mikhailova N. V Structure and content of competence «readiness for teaching activities in educational programs of higher education» in the system of training scientific and pedagogical personnel of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(3):183-187. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-183-187.

© Михайлова Н. В., 2022

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

183

В 2006 году нами было проведено исследование по определению уровня влияния факторов, на качество профессионального обучения. В опросе участвовали преподаватели и студенты нижегородских вузов. Необходимо было проранжировать факторы, имеющие наибольшее влияние на качество профессионального образования. Не вдаваясь в подробности, отметим, что такой фактор обеспечения качества, как профессорско-педагогический состав (и среди специалистов работающих в вузах, и среди студентов) стал основополагающим.

Повторное исследование, проводимое в 2021 году, установило изменения приоритетов ряда факторов и их перечня в силу современных трендов и тенденций (по сравнению с 2006 г.). Информационно-коммуникационная среда вуза заняла одно из лидирующих мест среди факторов обеспечивающих качество подготовки специалистов. Тем не менее, неизменной (по мнению респондентов) в обеспечении качества профессионального образования осталась роль преподавателя. От уровня его профессионализма напрямую зависит эффективность его деятельности - качество программно-методического обеспечения, образовательного процесса и его результатов.

Одним из направлений подготовки педагогических кадров высшей квалификации для образовательной системы в целом и образовательных организаций МВД России в частности является реализация программы высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) по различным направлениям. Данные программы сегодня характеризуются большой вариативностью, а вузы, их реализующие, автономностью в наполнении и осуществлении данных программ.

Для обоснованной декомпозиции компетенции «готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования» в содержание подготовки адъюнктов необходимо уточнить понятие, структуру и сущность формируемой компетенции.

Смыслообразующим ядром готовности к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования является структура данной деятельности.

Анализ позволил установить, что профессиональный стандарт «Преподаватель профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденный приказом Министерством труда и социального развития Российской Федерации от 05.09.2015 г. № 608 н утратил силу с 13.06.2020 г., проект профессионального стандарта «Педагог высшего и дополнительного профессионального образования» от 19.08.2021 г. на сегодняшний день не утвержден, соответственно определение содержания профессиональной деятельности преподавателя как основы формирования содержания его подготовки целиком лежит на образовательных организациях.

184 РЕйДОООЮДЬ

Исходя из анализа поля деятельности преподавателей, а также с учетом принципов прогностичности; целостности, системности; развития; универсальности, многоуровневости в структуре готовности к преподавательской деятельности мы выделили три основных вида деятельности: проектную, управлен-ческо-педагогическую, мониторинговую.

1. Проектная деятельность, как процесс создания прообраза педагогических объектов, систем, процессов, продуктом которой является программно-методическая документация с различной степенью детализации, позволяющая создать идеальное видение педагогических объектов, систем, процессов, результатов.

Овладение данным видом деятельности предполагает формирование следующих способностей:

- осуществлять прогнозирование развития объектов педагогического проектирования с учетом требований государства, общества, тенденций развития профессиональной сферы деятельности (согласно направлению подготовки);

- моделировать педагогические объекты, процессы, системы, то есть способность представлять в наиболее приемлемой форме идеальное видение педагогических объектов, процессов, систем;

- планировать - поэтапно выстраивать комплекс мер, способов реализации проектной модели;

- конструировать - разрабатывать методы, средства, приемы реализации модели с учетом современных достижений педагогической науки и практики, осуществлять детализацию элементов модели, логически выстраивать взаимосвязанные элементы модели, иными словами адъюнкт должен овладеть способностью доведения модели до уровня практического использования;

2. Управленческо-педагогическая деятельность сопряжена с одной стороны с организацией и осуществлением педагогического процесса, a с другой -с руководством деятельностью кафедры. Овладение данным видом деятельности предполагает развитие способности осуществлять управленческие функции (основные: планирование, организация, мотивация, координация контроль; связующие: принятие управленческих решений, коммуникация) как в отношении образовательного процесса (учебного, воспитательного, научно-исследовательского процесса, самостоятельной, проектной деятельности обучающихся), так и в отношении деятельности кафедры.

Управление педагогическим процессом предполагает наличие таких способностей как:

- организация совместной с обучаемыми деятельность по достижению педагогических целей и задач;

- реализация проекта учебного процесса в полном соответствии нормативным и педагогическим требованиям;

- мотивация обучающихся на максимальное достижение педагогических целей и задач;

- контроль хода и результатов педагогического процесса;

SCIENCES

- оперативное осуществление корректировки плана действий по достижению педагогических целей и задач;

- организация и координация проектной, научно-исследовательской, практической, самостоятельной работы обучающихся;

- осуществление консультационной, кураторской работы с обучающимися.

Управление кафедрой требует формирования способности:

- стратегического и тактического планирования деятельности кафедры;

- осуществлять координацию и контроль выполнения планов кафедры;

- контролировать качество методической, научно-исследовательской, учебно-воспитательной, служебной деятельности сотрудников кафедры;

- планировать развитие педагогического коллектива;

- осуществлять мотивацию педагогического коллектива на эффективное и оперативное выполнение поставленных задач.

3. Мониторинговая деятельность. Мы глубоко убеждены, что с точки зрения непрерывного обеспечения и совершенствования качества профессионального образования недостаточно формировать лишь контрольно-оценочную деятельность у адъюнктов (как это обозначено во многих исследованиях и нормативно-методической документации). Речь должна идти именно о мониторинговой деятельности, которая позволяет исследовать, оценивать, прогнозировать качество условий, процесса и результатов профессионального образования.

Осуществление мониторинга качества профессионального образования предполагает формирование способностей:

- отбирать и формулировать критерии и показатели качества условий, процесса и результатов образования (формировать критериальную модель качества);

- разрабатывать средства контрольно-оценочной деятельности;

- осуществлять контрольно-оценочные мероприятия;

- анализировать и интерпретировать результаты исследования качества условий, процесса, результатов образования и сводить их в единую картину качества;

- устанавливать причинно-следственные вязи между условиями и результатом профессионального образования;

- прогнозировать развитие качества образования, разрабатывать и реализовывать план корректирующих действий, направленных на его совершенствование.

Определив поле профессиональной деятельности преподавателя высшего профессионального образования, необходимо установить какие личностные образования будут обеспечивать готовность к выполнению, указанной ранее профессиональной деятель-

ности. Решение данной задачи потребовало, в первую очередь, определения сущности и структуры готовности к профессиональной деятельности.

С точки зрения философии готовность можно рассматривать как проявление диалектического единства постоянства и изменчивости [1]. То есть можно говорить о готовности, как о единстве состояния потенциальной внутренней готовности (единство мотивов, знаний, умений, навыков) и процесса преобразования потенциала в результат (проявление воли) - действие.

С экономической точки зрения готовность - завершенность цикла производства по отношению к какому-либо продукту, то есть продукт готов к потреблению. Если речь идет об услуге, то в любой момент ее могут предоставить потребителю.

В инженерно-технической сфере готовность определяется, как способность системы функционировать надлежащим образом в данный момент времени, в течение заданного интервала времени [2].

В словаре русского языка под редакцией А. П. Ев-геньевой готовность понимается, как запас необходимых важных знаний, умений, навыков и опыта в какой-либо определенной деятельности, полученной путем регулярного обучения чему-либо или изучения чего-либо [3].

Большая психологическая энциклопедия определяет готовность к действию как установку, направленную на выполнение некоего действия, предполагает наличие определенных знаний, умений, навыков, а также готовность к противодействию возникающим в ходе выполнения действия препятствиям [4].

В педагогике достаточно много исследований и мнений относительно понятия готовности к профессиональной деятельности, нам наиболее близок подход В. А. Сластенина, выделившего в структуре готовности два компонента: потенциальную готовность и непосредственную: потенциальная готовность как профессиональная подготовленность личности к соответствующей деятельности. Эта готовность специалиста содержит в себе: систему достаточно стойких, статичных компонентов, психических образований - знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, профессионально важных качеств, ценностей личности, ее отношений, в целом определенный уровень профессионально необходимого потенциала личности; непосредственную, мгновенную, ситуационную готовность как состояние соответствующей мобилизованности, функциональной настроенности психики специалиста на решение конкретных заданий при соответствующих обстоятельствах и условиях [5].

Несмотря на некоторые расхождения среди авторов (В. А. Сластенин, О. Ю. Елькова, М. И. Дьяченко, Л. А. Кондыбович, А. А. Деркач, И. Ю. Степанова, Г. А. Балл, А. Коберник, Т. Бережинская, К. Дурай-Новакова, Л. Сохань, И. Ермакова, Г. Нессен, А. В. Луговая, Е. В. Дмитриев и др.) в формулировках содержания и структурных компонентов готовности можно выделить его семантическое ядро.

СКИЕ НАУКИ 185

Готовность к преподавательской деятельности -такое состояние специалиста, при котором он в любой момент времени способен эффективно осуществить функции, входящие его компетенцию.

Еще один вывод, вытекающий из этимологического анализа - готовность требует системы подготовки, формирования потенциальной (внутренней) готовности.

Готовность к преподавательской деятельности будет пониматься нами, как ситуативная способность педагога реализовать свой профессиональный личностный потенциал для эффективной реализации профессиональных функций, характеризующийся выработкой собственных стратегий действий в определенных условиях.

Представим структуру готовности к профессиональной деятельности, обратившись к психолого-педагогическим исследованиям и обобщенно обозначим ее элементы:

- мотивационный компонент определяет отношение к деятельности, к себе как субъекту этой деятельности, нацеленность на результат, непрерывное самосовершенствование (О. Ю. Елькова, М. И. Дьяченко, Л. А. Кондыбович, А. А. Деркач, И. Ю. Степанова, Г. А. Балл, А. Коберник, Т. Бережинская, К. Дурай-Новакова, Л. Сохань, И Ермакова, Г. Нессен и др.);

- знаниевый (интеллектуальный, операциональный, содержательный, в разных исследованиях компонент имеет различное название) - система знаний, умений, навыков, обуславливающих способность личности осуществлять тот, или и ной вид деятельности (В. А. Сластенин, О. Ю. Елькова, М. И. Дьяченко, Л. А. Кондыбович, А. А. Деркач, И. Ю. Степанова, Г. А. Балл, А. Коберник, Т. Бережинская, К. Дурай-Но-вакова, Л. Сохань, И. Ермакова, Г. Нессен, А. В. Луговая, Е. В. Дмитриев и др.);

- волевой - как способность совершить над собой некое усилие - акт воли, позволяющий перейти от статичного (предстартового) состояния к действию, самоконтроль, мобилизация, управление собственной деятельностью, настроенность на решение конкретных задач. (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров, М. И. Дьяченко, А. А. Деркач, Л. А. Кондыбович, Л. Сохань, И. Ермакова, Г. Нессен и др.);

- личностный компонент представляет собой совокупность ценностей, профессионально значимых качеств личности (В. А. Сластенин, О. Ю. Елькова, М. И. Дьяченко, Л. А. Кондыбович, И. Ю. Степанова, А. Коберник, Т. Бережинская, К. Дурай-Новако-ва, Л. Сохань, И. Ермакова, Г. Нессен, А. В. Луговая, Е. В. Дмитриев и др.);

- оценочный компонент обеспечивает процесс анализа и оценки собственной деятельности, рефлексию (Л. Сохань, И. Ермакова, Г. Нессен, М. И. Дьяченко, Л. А. Кондыбович и др.).

Определяя компоненты готовности к педагогической деятельности по образовательным программам высшего образования, мы исходили из необходимости и достаточности данных компонентов для эффектив-

186 PEDAGOGICAL

ной деятельности педагога с позиций обеспечения им высокого уровня качества профессионального образования.

Конструкт готовности к преподавательской деятельности представлен нами через формулу:

хочу + могу + делаю = мотивация + компетенция + + воля.

Иными словами, готовность к преподавательской деятельности обеспечивается посредством формирования мотивационного, компетентностного и волевой компонентов.

Мотивационный компонент:

- позитивное отношение к педагогической деятельности;

- отношение к себе как к педагогу;

- педагогическая ответственность;

- нацеленность на достижение высокой результативности;

- нацеленность на непрерывное совершенствование педагогического процесса;

- направленность на достижение педагогического мастерства (акме).

Компетентностный компонент:

- педагогические знания, умения, навыки;

- способность осуществлять различные виды педагогической деятельности;

- профессионально значимые качества личности;

- ценности и ценностные ориентации.

Волевой компонент:

- мобилизация психических, умственных, физических сил для осуществления педагогической деятельности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- самоорганизация,

- самоконтроль,

- самоменеджент.

Таким образом, сформированность мотиваци-онного, компетентностного и волевого компонентов по отношению к проектной, управленческо-педаго-гической и мониторинговой деятельности обеспечит формирование компетенции «готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования».

Дальнейшая декомпозиция, обозначенных компонентов готовности к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования позволит осуществить обоснованное проектирование системного содержания психолого-педагогической подготовки адъюнктов.

Библиографический список

2. Витвицкая С. С. Структура и критерии готовности магистров образования к педагогической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета: Серия: Педагогика и психология. № 2 (13). 2013. С. 59-63.

3. Справочник технического переводчика. URL: http://www.intent93 .ru.

SCIENCES

4. Словарь русского языка: в 4 т. ; под ред. А. П. Евгеньевой. М. : Русский язык, 1983. 486 с.

5. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М. : АСТ $ Харвест.. 1998.

6. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М. : Просвещение. 1976. 160 с.

Bibliographic list

1. Vitvitskaya S. S. Structure and criteria for the readiness of masters of education for pedagogical activities // Science vector of Togliatti State University:

Series: Pedagogy and Psychology. № 2 (13). 2013. PP. 59-63.

2. Technical translator's directory. URL: http://www. intent93.ru.

3. Dictionary of the Russian language: in 4 tons. ; ed. A. P. Evgenieva. Moscow : Russian language, 1983. 486 p.

4. Golovin S. Yu. Dictionary of a practical psychologist. M. : AST ; Harvest, 1998.

5. Slastenin V. A. Formation of the personality of a teacher of a Soviet school in the process of professional training. M. : Enlightenment. 1976. 160 p.

Дополнительная информация об авторе Н. В. Михайлова - доцент кафедры психологии и педагогики Нижегородской академии МВД России, кандидат педагогических наук.

Additional information about the author N. V. Mikhailova - Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences.

Статья поступила в редакцию 21.07.2022; одобрена после рецензирования 19.08.2022; принята к публикации 29.08.2022.

The article was submitted 21.07.2022; approved after reviewing 19.08.2022; accepted for publication 29.08.2022.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СУДЕБНОГО ПРИСТАВА

Профессиональная этика судебного пристава : учебник для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / И. И. Аминов, К. Г. Дедюхин, А. Р. Усиевич. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 239 с.

В учебнике отражен один из первых опытов разработки проблем профессиональной этики государственных гражданских служащих ФССП России. Его основное предназначение — способствовать повышению нравственной и правовой культуры работников трех, органически дополняющих друг друга «ветвей» этой службы: судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; судебных приставов-исполнителей, осуществляющих исполнение актов юрисдик-ционных органов, работников, осуществляющих предварительное расследование в форме дознания по делам, отнесенным к подследственности ФССП России.

С современных позиций рассматриваются основные этические проблемы: сущность морали, категории этики, история нравственных начал в исполнении судебных решений; даются также рекомендации по формированию у сотрудников ФССП России общих и профессиональных компетенций, убеждений, умений и навыков соблюдения моральных и правовых норм в профессиональной деятельности и повседневном поведении.

Для студентов и преподавателей образовательных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации. Может быть использован в рамках служебной подготовки сотрудников Федеральной службы судебных приставов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

187

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.