Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЯ "ГОТОВНОСТЬ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЯ "ГОТОВНОСТЬ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / САМООБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ЭТИКА / ИНКЛЮЗИВНАЯ ТЕОРИЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА / ИНКЛЮЗИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баротова Г.Ю.

Данная статья посвящена «готовности к работе в условиях инклюзивного образования» и «инклюзивной готовности» в Вузах Проблема внедрения уже существующих научных и методических разработок, проблема поддержки инклюзивных учебных заведений и преподавателей, осуществляющих этот процесс, остается недостаточно решенной. Именно учителя играют особую роль в реализации механизма включения. Эффективность инклюзивного образовательного процесса зависит от собственной педагогической позиции, личностной ориентации на гуманистические ценности обучения и воспитания. Однако методы формирования эмоциональной стабильности, толерантности, рефлексии, эмпатии и общей психологической готовности учителей общеобразовательных школ к реализации принципов инклюзивного образования остаются малоизученными. Все эти качества, составляющие личную компетенцию учителя, должны быть заложены на этапе профессиональной подготовки. В связи с этим встает вопрос о корректировке содержания программы профессиональной подготовки учителей. Студентов нужно как можно раньше познакомить с педагогической наукой, с методами использования ее достижений. В вузе учитель получает фундаментальное образование, но на протяжении всей своей профессиональной карьеры он должен заниматься самообразованием, чтобы соответствовать требованиям и требованиям современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE INTERPRETATION OF THE CONCEPT OF "READINESS TO WORK IN AN INCLUSIVE EDUCATION"

This article is devoted to "readiness to work in conditions of inclusive education" and "inclusive readiness" in Universities The problem of implementation of already existing scientific and methodological developments, the problem of supporting inclusive educational institutions and teachers engaged in this process remains insufficiently solved. It is teachers who play a special role in the implementation of the inclusion mechanism. The effectiveness of the inclusive educational process depends on their own pedagogical position, personal orientation to the humanistic values of training and education. However, the methods of formation of emotional stability, tolerance, reflection, empathy and General psychological readiness of teachers of secondary schools to implement the principles of inclusive education remain poorly understood. All these qualities that make up the personal competence of the teacher should be laid down at the stage of professional training. This raises the question of adjusting the content of the teacher training programme. Students should be introduced to pedagogical science and methods of using its achievements as soon as possible. In high school, the teacher receives a fundamental education, but throughout his professional career, he must engage in self-education to meet the requirements and requirements of modern society.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЯ "ГОТОВНОСТЬ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"»

преимущество при обучение иностранных языков. Она также расказывает о технологии обучения иностранных языков в современной школе.

Ключевые слова: Технология обучения, проектная методика, педагогическое целеопределение, технология, умения, навыки, учебно- воспитательной деятельность, профессиональная деятельность.

DESIGN TECHNIQUE OF TRAINING OF FOREIGN LANGUAGES ON THE BASIS OF MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

In this article the author putsforward the opinion on design techniques of training of foreign languages on the basis of modern pedagogics. The author notices that the design technique has the advantage at training of foreign languages. It also tells about technology of training of foreign languages at modern school.

Keywords: Technology of training, a design technique, pedagogical abilities, technology, abilities, skills, educational activity, professional work.

Сведения об авторе:

Хаитбоева Х.О - старший преподователь англиского языка ТГПУ им С. Айни E-mail tuk.

tuk.89@mail. ruPhonenumber(+992) 938 868086

About an author:

Haitboiva H.O. - The teacher of the English language chair TSPU named S. Ayni. E-mail tuk.

tuk.89@mail.ru Phone number: (+992)938 868086

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЯ «ГОТОВНОСТЬ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Баротова Г.Ю.

Таджикский государственный педагогический университет им. САйни

Многие исследователи (С. В. Алехина [1,2], Н. А. Пронина [14], Т. Ю. Зимнухова [11], Е. В. Губина [8], Т. В. Кожекина [12], Л. А. Воденникова [7], Покрина О. В. [13], Хомутова М.Н. [17] и др.) на первое место среди таких препятствий ставят неподготовленность педагогических кадров. Как они отмечают в своих статьях, «... работа учителя в инклюзивном классе выходит за рамки традиционных видов деятельности, присущих учителям общего образования, и тесно связана с различными типами психологических и образовательных мероприятий: социально-педагогическая, реабилитационная, консультативно-диагностическая, психотерапия, коррекционная и др. [11, с. 146].

Многие учителя не имеют опыта не только преподавания, но и общения с детьми с патологиями развития, поэтому, сталкиваясь в своей практике со «специальными» учениками, учителя испытывают страх и неуверенность в том, что они справятся с дополнительными функциями, возложенными на них. Их профессиональные взгляды часто глубоко укоренились, установлены в процессе трудоустройства. Необходимо убедить учителей открыться прогрессивным идеям, широким возможностям инклюзивных процессов в образовании. Важно донести до их сознания мысль о том, что в конечном итоге от инклюзивных изменений в образовательной среде выиграют все: дети и их родственники, и школа, и сами учителя. Меры по усвоению инклюзивных ценностей должны проводиться как с уже практикующими учителями, так и с будущими учителями на этапе их профессиональной подготовки.

Ученые подчеркивают, что «... нужно уделять пристальное внимание подготовке будущих преподавателей в университете, обеспечивая условия для обучения ...«особых» детей, в том числе на базовом уровне знаний и специальных составляющих профессиональной квалификации »[10, с.18]. Вопрос о готовности к профессиональной деятельности в инклюзивных условиях необходимо ставить иначе: его не следует рассматривать как препятствие для включения, но в качестве задачи, цели профессиональной подготовки. Это может быть достигнуто при максимальном использовании образовательных и образовательных ресурсов академических дисциплин и программ.

Анализ научно-педагогической литературы показал, что в прогрессивной педагогике феномен готовности к профессиональной деятельности изучается на нескольких уровнях:

¡.Личность, анализируя готовность как проявление индивидуальных и личностных качеств, определяется характером предстоящей деятельности (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев и др.).

2. Функциональная, интерпретирующая ее как временную готовность и усердие, предстоящую активацию психических функций, умение инициировать необходимый физический и умственный потенциал для осуществления деятельности (Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов и др.).

3. Личность-деятельность, характеризующая готовность как целостное проявление всех составляющих личности, позволяющая эффективно выполнять свои обязанности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и др.).

Профессор Г.В. Ахметжанова в своем исследовании [3, 4] рассматривает личностную и профессиональную готовность и выделяет в ней содержательную, деятельностную, мотивационную и личностно-психологическую составляющие, а также предлагает инновационный подход к формированию готовности личности к педагогической деятельности на основе постоянного развития педагогическая функция

Автор отмечает, что для разностороннего и систематического изучения этапов становления профессионального педагога целесообразно использовать математические модели, которые могут дать качественное представление о механизмах наблюдаемых явлений и не всегда очевидных причинно-следственных связях [4 , п. 229].

Нам кажется, что профессиональная готовность является основным условием эффективной работы специалиста, в частности, учителя инклюзивного образования. Готовность - это не врожденное качество, а предсказуемый результат специальной подготовки: формирования, сосредоточенности, интереса, профессиональной подготовки и самообразования. Это также цель обучения, приоритетное условие для реализации возможностей каждого человека. Эту идею также подчеркивает исследователь К.М. Дурай-Новакова [9].

Также в рамках данного исследования необходимо проанализировать трактовку понятия «готовность к работе в условиях инклюзивного образования».

О.В. Бонин определяет готовность к работе в инклюзивных условиях как «... как устойчивое интегративное качество человека, проявляющееся через позитивное и осознанное отношение к этой деятельности и реализуемое на основе системы знаний и навыков, необходимых для ее осуществления» [ 5, стр. 50]. В структуре готовности он выделяет три компонента: познавательный, личностный и деятельностный.

Акцент на гуманистическую направленность подготовки будущих учителей сделан в их статьях А.П. Валицкой и В.А. Рабош. К основным качествам личности современного учителя инклюзивного образования авторы относят способность к самоориентации в современной социокультурной ситуации, основанную на четком представлении о ценностных критериях выбора и понимании особенностей возрастное (включительно) мировоззрение ребенка. По мнению исследователей, комплекс социально-гуманитарных и ценностных знаний может обеспечить формирование этих компетенций у будущих учителей [6].

На тему готовности учителей к «образованию для всех» было проведено несколько психолого-педагогических исследований. Например, Кузьмина О.С. разработала вопрос о содержании и технологии подготовки учителей для работы в инклюзивном образовании. Она рассматривает такую подготовку как «... персонализированный и непрерывный процесс развития профессиональной компетентности учителей, направленный на достижение гуманистических целей и развитие педагогических ценностей, в результате которого (учителя) они могут выбирать свою профессию.

Подготовка будущего учителя к работе со студентами по инклюзивному образованию была предметом исследования Ю.В. Шумиловской в 2011 г. Она определяет готовность как «... совокупность знаний и представлений об особенностях учащихся с ограниченными возможностями, знание методов и приемов работы с этими учащимися в инклюзивном образовании, а также формирование определенных личностных качеств, которые обеспечить устойчивую мотивацию для этой деятельности »[18].

В. Хафизуллина в своей работе «Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки» также поднимает проблему подготовки кадров для работы в неоднородной среде. Научная новизна данного исследования заключается в том, что в глоссарий теории профессионального образования введено понятие «Инклюзивная компетенция», которую автор рассматривает как «... способность выполнять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования, принимая во внимание различные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включение ребенка-инвалида в среду общеобразовательного учреждения, создающее условия для его развития и саморазвития »[15].

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что термины «готовность к работе в условиях инклюзивного образования» и «инклюзивная готовность» являются синонимами даже с некоторыми несоответствиями в интерпретациях. Большинство исследователей характеризуют эти определения как интегративное свойство личности, которое позволяет эффективно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность в инклюзивной образовательной среде. Выделяя довольно крупные элементы инклюзивной готовности или разбивая его структуру на более мелкие части, в целом все авторы выделяют такие компоненты, как ценностно-мотивационный, познавательный и деятельностный. Присоединяясь к ключевым точкам этой точки зрения, мы считаем, что готовность к работе в условиях инклюзивного образования более целесообразно рассматривать как устойчивую личностную черту,

которая является важной предпосылкой для обучения детей с ограниченными возможностями и характеризуется личностной ориентацией будущие учителя внедрять принципы «включенного» обучения в свою профессиональную деятельность.

По нашему мнению, среди элементов инклюзивной готовности особенно необходимо выделить инклюзивную этику как моральную составляющую профессиональной подготовки студентов к работе в условиях «включенного» образования. Под этикой в данном случае мы понимаем систему морально-нравственных ценностей инклюзивного сообщества, а также нормы поведения и способы регулирования отношений. Инклюзивная этика - это комплекс, составляющими которого являются:

1. Аксиологический компонент (система инклюзивных ценностей учителя).

2.Компонент мировоззрения (это личная ориентация будущих и уже продвинутых учителей на реализацию инклюзивных идей в их педагогической деятельности).

3. Личный компонент (совокупность личностных качеств, важных для работы в инклюзивной среде).

4.Поведенческий компонент (специфические нормы этикета, характерные для социальных взаимодействий внутри инклюзивного сообщества).

Инклюзивная этика интерпретируется нами как важнейшее и основное условие формирования готовности будущих учителей к работе в контексте «включенного» образования. Это основа, на которую накладываются инклюзивная теория и инклюзивная практика (рис. 1).

Инклюзивная готовность

Рисунок 1 Компоненты готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования

Эти навыки тесно взаимосвязаны, потому что, последовательно заменяя друг друга, вместе представляют собой обобщенный процесс мыслительной деятельности учителя. Во-первых, выделяется любой педагогический факт или явление, понимается основная задача или проблемы, выдвигается гипотеза, прогнозируются результаты, моделируются виды педагогической деятельности для их достижения. Рефлексивные навыки подразумевают мониторинг и оценку каждого этапа умственной деятельности учителя, ошибочно связывая их с заключительным этапом решения теоретической задачи.

Содержание практической готовности выражается, по его мнению, во внешних (объективных) навыках, то есть в действиях, которые можно наблюдать. Это включает в себя организационную деятельность учителя, которая основана на навыках мобилизации, информации, развития, общения и ориентации.

Организационные навыки учителя-наставника тесно связаны с общением, от которого зависит установление педагогически целесообразных отношений со студентами, коллегами, членами семей учащихся. Структура коммуникативных навыков учителя может быть представлена в виде взаимосвязанных групп перцептивных навыков, навыков речевого общения и педагогических приемов [15].

Таким образом, зона пересечения и перекрытия трех компонентов: инклюзивной этики, инклюзивной теории и инклюзивной практики - и характеризует концепцию «инклюзивной готовности».

ЛИТЕРАТУРЫ

|| 1. Алехина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного

образования [Текст] / СВ. Алехина // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. .№1(44). - С. 26-32.

2. Алехина СВ. Принципы инклюзии в практике образования [Текст] / С.В.Алехина // Аутизм и нарушения развития. 2013.

№1(40). С. 1-6

3. Андреева А.А. Особенности проявления профессионально важных

качеств педагогов специального и инклюзивного образования у студентов [Текст] / А.А. Андреева [и др.] // Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции 31 октября 2015 г.: в 10 ч.; под общ. ред. Е.П. Ткачевой. - Белгород: ИП Ткачева Е.П., 2015. -№7, часть X - С. 8 11.

4. Ахметжанова ГВ. Инновационный подход в формировании готовности личности к педагогической деятельности [Текст]

/ ГВ. Ахметжанова // Вектор науки ТГУ. 2012. №1(19). С. 227 230.

5. Бонин ОВ. К проблеме подготовки педагогических кадров в сфере инклюзивного образования: специфика

профессиональной компетентности [Текст] /О.В. Бонин// СПО.— 2013. №1. С. 49 51.

6. Валицкая, А П. Инклюзивное образование — образование для всех [Текст] / АП. Валицкая. В. А Рабош // Социальная

педагогика 2009.— №1. С. 1822.

7. Воденникова, Л.А. Формирование профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов [Текст]:

дис. ... канд. пед наук: 13.00.08 / Л.А Воденникова. Челябинск, 2015. 193с.

8. Губина ЕВ. Подготовка будущих учителей к работе с особыми детьми в условиях инклюзивного образования [Текст] /

Е.В. Губина Е.В. // Другое образование: взаимодействие общества, семьи и образовательных организаций в эпоху перемен: научные материалы I Международной научно-практической конференции - М: Крылья, 2014. - С.45 49.

9. Дурай-Новакова КМ Формирование профессиональной готовности студента к педагогической деятельности [Текст]: дис.

д-ра пед. наук: 13.00.01 / КМ Дурай-Новакова М, 1983. - 356 с.

10. Емельянова Т.В. Основы инклюзивного образования [Текст]: Практикум / ТВ. Емельянова, Ю.М Александров. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2014. - 69 с.

11. Зимнухова, ТЮ. Формирование инклюзивной компетентности будущих педагогов как составляющей их профессиональной компетентности [Текст] / ТЮ.Зимнухова, Т. В. Кожекина, В. В. Кондратьева // Научные исследования в образовании: педагогика, психология, экономика. 2011. № 4. С. 22 28.

12. Кожекина ТВ. Подготовка педагогических кадров для инклюзивной практики [Текст] / ТВ.Кожекина // Научные исследования в образовании: педагогика, психология, экономика. 2013. №: 6. С. 52-56

13. Покрина, О.В. Актуальные проблемы подготовки кадровых ресурсов в реализации инклюзивного образовании [Текст] / ОВ. Покрина // Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи: сборник научно-методических материалов; под науч. ред. АЮ. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.ВЛоликашевой - М.: Издательство «Спутник+», 2015. - С. 33-36.

14. Пронина, Н. А Подготовка будущих учителей к работе в инклюзивной среде на примере дисциплин психологического цикла [Текст] / Н.А. Пронина // Молодой ученый 2014. №7. С. 287 289.

15. Сластенин В.А Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А Сластенина - М.: Изд. Центр «Академия», 2007 - 576 с.

16. Хафизуллина ИН. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / ИН. Хафизуллина - Астрахань, 2008. 23 с.

17. Хомутова М.Н. Психологическая готовность педагогов к реализации инклюзивного образования [Текст] / М.Н. Хомутова // Инклюзивное образование: проблемы управления и технологии реализации: сборник материалов II педагогических чтений им. первого министра общего и профессионального образования Свердловской области Валерия Вениаминовича Нестерова. - Екатеринбург: СОПК, 2013. Часть 3. - С. 8-12

18. Шумиловская ЮВ. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования: дис канд. пед.

наук: 13.00.08 / Ю.В. Шумиловская. — Шуя, 2011. — 175 с.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОД ХОД Ы К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЯ «ГОТОВНОСТЬ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Данная статья посвящена «готовности к работе в условиях инклюзивного образования» и «инклюзивной готовности» в Вузах

Проблема внедрения уже существующих научных и методических разработок, проблема поддержки инклюзивных учебнытх заведений и преподавателей, осуществляющих этот процесс, остается недостаточно решенной.

Именно учителя играют особую роль в реализации механизма включения. Эффективность инклюзивного образовательного процесса зависит от собственной педагогической позиции, личностной ориентации на гуманистические ценности обучения и воспитания. Однако методы формирования эмоциональной стабильности, толерантности, рефлексии, эмпатии и общей психологической готовности учителей общеобразовательных школ к реализации принципов инклюзивного образования остаются малоизученными. Все эти качества, составляющие личную компетенцию учителя, должны

быть заложены на этапе профессиональной подготовки. В связи с этим встает вопрос о корректировке содержания программы профессиональной подготовки учителей. Студентов нужно как можно раньше познакомить с педагогической наукой, с методами использования ее достижений. В вузе учитель получает фундаментальное образование, но на протяжении всей своей профессиональной карьеры он должен заниматься самообразованием, чтобы соответствовать требованиям и требованиям современного общества.

Ключевые слова: инклюзивное образование, педагогическая деятельность, профессиональная подготовка, самообразование, инклюзивная этика, инклюзивная теория, инклюзивная практика, инклюзивная готовность.

MODERN APPROACHES TO THE INTERPRETATION OF THE CONCEPT OF "READINESS TO WORK IN AN INCLUSIVE EDUCATION»

This article is devoted to "readiness to work in conditions of inclusive education" and "inclusive readiness" in Universities

The problem ofimplementation ofalready existing scientific and methodological developments, the problem of supporting inclusive educational institutions and teachers engaged in this process remains insufficiently solved.

It is teachers who play a special role in the implementation of the inclusion mechanism. The effectiveness of the inclusive educational process depends on their own pedagogical position, personal orientation to the humanistic values of training and education. However, the methods offormation of emotional stability, tolerance, reflection, empathy and General psychological readiness of teachers of secondary schools to implement the principles of inclusive education remain poorly understood. All these qualities that make up the personal competence of the teacher should be laid down at the stage of professional training. This raises the question of adjusting the content of the teacher training programme. Students should be introduced to pedagogical science and methods of using its achievements as soon as possible. In high school, the teacher receives afundamental education, but throughout his professional career, he must engage in self-education to meet the requirements and requirements of modern society.

Keywords: inclusive education, pedagogical activity, professional training, self-education, inclusive ethics, inclusive theory, inclusive practice, inclusive readiness.

Сведение об авторе:

Баротова Гульчехра Юсуфджановна - преподаватель кафедры общей педагогики

Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни.

About the autor:

Barotova Gulchehra Yusufdzhanovna - Lecturer, Department of General Pedagogy, Tajik State

Pedagogical University named after Sadriddin Aini

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ТАДЖИКСКИХ ВУЗАХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Ходжаева СМ. Муродова М.К Джумаева.Г. С.

Таджикский государственный медицинский университет им. А.И. Сино

Вследствие глобальных изменений в обществе, как в Таджикистан, так во всем мире, изменилась и роль иностранного языка в системе образования, и из простого учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности.

Современная система обучения иностранному языку, согласно новой языковой политике, характеризуется тем, что, во-первых, практическое владение иностранным языком стало насущной потребностью широких слоев общества, и, во-вторых, общий социальный контекст создает благоприятные условия для дифференциации обучения иностранному языку. В данной работы заключается в том, что в ней рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку в школе и в вузах на основе требований ТГОС нового поколения (Таджикского Государственного Образовательного Стандарта). Новая социально-экономическая и политическая ситуация требует реализации в обществе языковой политики в области иноязычного образования, нацеленной на удовлетворение как общественных, так и личных потребностей по отношению к иностранным языкам. Если в предыдущие десятилетия 20 века круг людей в Таджикистане, у которых была необходимость общаться на иностранном языке, был достаточно узок, то в настоящее время ситуация изменилась. Коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредственное, так и опосредованное общение (например, через систему Интернет) довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранного языка. Приоритетную значимость приобрело обучение языку как средству общения и обобщения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.