Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНАЯ ЭТИКА КАК НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ'

ИНКЛЮЗИВНАЯ ЭТИКА КАК НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ГОТОВНОСТЬ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баротова Гульчехра Юсуфджановна

Проблема, связанная с формированием профессионально-педагогической культуры студентов в инклюзивной среде, должна рассматриваться с позиций их целевой и профессиональной подготовки и задач, сориентированных на максимальную реализацию принципов и основных положений инклюзивного образования через включение их в образовательные и воспитательные ресурсы учебных дисциплин и программ. Основные подходы к формированию феномена - «Профессионально-педагогическая культура в условиях инклюзивной среды» у студентов педагогических вузов обуславливаются дефинициями - «готовность к работе в условиях инклюзивного образования», «инклюзивная готовность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL CULTURE IN AN INCLUSIVE ENVIRONMENT

The problem associated with the formation of the professional and pedagogical culture of students in an inclusive environment should be considered from the perspective of their target and vocational training and tasks oriented towards the maximum implementation of the principles and main provisions of inclusive education through their inclusion in the educational and educational resources of educational disciplines and programs. The main approaches to the formation of the phenomenon - “professional and pedagogical culture in an inclusive environment” among students of pedagogical universities are determined by the definitions - “willingness to work in conditions of inclusive education”, “inclusive readiness”.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНАЯ ЭТИКА КАК НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ»

Сведения об авторах:

Иброимов Грез-кандидат педагогических наук, доцент общеуниверситетской кафедры педагогики Кулябского государственного университета имени Абуабдуллох Рудаки. Адрес: Республика Таджикистан, индекс- 735360, г.Куляб, улица С.Сафарова, 16, Email: [email protected] Тел: (+992) 985151415;

Дилафруз Раджабзода- ассистент кафедры начального обучения Кулябского государственного университета имени Абуабдуллох Рудаки. Адрес: Республика Таджикистан, индекс- 735360, г.Куляб, улица С.Сафарова, 16, E-mail: [email protected]/ Тел: (+992) 987522500; About the authors:

Ibroimov Grez - candidate ofpedagogical sciences, associate professor of the generaluniversity department of pedagogy in the Kulyab State University named after Abuabdulloh Rudaki. Address: Republic of Tajikistan, index - 735360, Kulyab, S. Safarov street, 16, E-mail: [email protected] Phone: (+992) 985151415;

Dilafruz Rajabzoda - assistant of the Department of Primary Education of the Kulob State University named after Abuabdulloh Rudaki. Address: Republic of Tajikistan, index - 735360, Kulyab, S. Safarov street, 16, E-mail: [email protected]. Phone: (+992) 987522500

УДК 37.01:371.3(575.3) ИНКЛЮЗИВНАЯ ЭТИКА КАК НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Баротова Г.Ю.

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

Основные подходы к формированию феномена - «Профессионально-педагогическая культура в условиях инклюзивной среды» у студентов педагогических вузов обуславливаются дефинициями -«готовность к работе в условиях инклюзивного образования», «инклюзивная готовность».

Многими исследователями: С.В. Алехиной, А.П. Валицкой, В.А. Рабош, Т.В. Емельяновой, О.С. Кузьминой, Ю.М. Александровым, И.Н. Хафизуллиной, Ю.В. Шумиловской, В.В. Хитрюк и др. среди препятствий к осуществлению инклюзивного образования указывается неподготовленность педагогических кадров. Ими отмечается, что «...работаучителя в инклюзивном классе выходит за рамки традиционной деятельности, присущей педагогам общеобразовательных школ, тесно переплетается с различными видами психолого-педагогической деятельности: социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, коррекционной и др.» [19, с. 146].

Как правило, «особые» ученики, с которыми преподаватели сталкиваются при осуществлении обучающей деятельности вызывают у них чувство страха, неуверенности при организации обучающего процесса, обусловленного с возложением на них дополнительных функций. Данное положение вызывается отсутствием у педагогических кадров не только профессионального педагогического опыта, но и отсутствием коммуникативных навыков с обучающимися, представленных наличием различных патологий в развитии. Кроме того здесь сказываются и глубоко укоренившиеся профессиональные взгляды, установившиеся в практике их профессиональной деятельности.

Открытость и осознание преподавателями прогрессивных идей, обширных возможностей инклюзивного образования в конечном итоге приводит к пониманию ими положения, что инклюзивные преобразования образовательной среды способствуют прогрессивному развитию всех: и детей, имеющих проблемы со здоровьем, и их родственников, а также и самих преподавательских кадров. В связи с чем, различные меры, направленные на развитие инклюзивных ценностей, их интериоризацию должны охватывать как уже практикующих педагогических кадров, так и студентов педвузов - как будущих учителей в период их профессионального обучения: «... необходимо уделять пристальное внимание вузовской подготовке будущих учителей, обеспечивающих условия для обучения .«особых» детей, включая в базовый уровень знаний и специальные компоненты профессиональной квалификации» [20,18].

В рамках исследования феномена «Профессионально-педагогическая культура в условиях инклюзивной среды» требуется и осуществление анализа по понятию «готовность к работе в условиях инклюзивного образования».

С.В.Алехиной отмечается недостаточный уровень компетентности преподавательских кадров к осуществлению деятельности в условиях инклюзивной среды, который проявляется у педагогов психологическими барьерами и профессиональными стереотипами. Анализ структуры профессионально-педагогической культуры в условиях инклюзивной среды дается ею по двум показателям - как психологическая и педагогическая готовность. Знания, представленные: ведущими психологическими положениями и коррекционной педагогикой; индивидуальными особенностями обучающихся с ОВЗ; готовностью педагогических кадров моделировать урок на основе вариативности учебно-воспитательного процесса - рассматриваются ею в виде психологической готовности [1, с.24].

Структура по данному виду профессионально-педагогической культуры конкретизируется им путем трех компонентов: когнитивным, личностным и деятельностным, представленных готовностью к профессионально-педагогической деятельности, которая основана на инклюзивной культуре.

А.П. Валицкой и В.А. Рабош делается акцент на гуманистической направленности процесса, связанного с формированием профессионально-педагогической культуры у будущих педагогических кадров. Главные качества у современных педагогических кадров, привлекаемых к инклюзивному обучению, авторами представлены через их соотношение со способностями самостоятельно ориентироваться в социокультурных условиях путем отчетливого представления и выбора ценностных критериев, понимания особенностей в возрастной специфике, связанного с мировосприятием обучающихся в инклюзивной среде. По мнению исследователей формирование данных компетенций у студентов как будущих педагогических кадров, должно обеспечиваться через комплекс знаний, предоставляемых психолого-педагогическими, социальными и гуманитарными дисциплинами [2, с. 18].

Т.В. Емельяновой и Ю.М. Александровым структура представлена тремя уровнями: интуитивным (критическим), допустимым (репродуктивным) и достаточным (продуктивным) [3, с.422].

Обусловленности феномена «Профессионально-педагогическая культура в условиях инклюзивной среды» путем готовности педагогических кадров к организации «образования для всех» посвящены многие исследования, имеющие психолого-педагогический характер. Так, Кузьмина О.С. исследует проблему по содержанию и конкретным технологиям, связанных с подготовкой кадров в сфере педагогической инклюзии. Данная подготовка рассматривается ею в виде «...персонифицированного и непрерывного процесса, посвященного развитию профессиональной компетентности преподавателей, осознанию ими гуманистических целей и становлению ценностей педагогической профессии, направленной на формирование у преподавателей способности по разрешению профессиональных задач в сфере инклюзивного образования» [4, с.319]. Оценка профессионально-педагогической культуры в контексте готовности преподавателей к внедрению идейных установок инклюзивной культуры проводилась ею на основе трех критериев: мотивационно-ценностного, операционально- деятельностного и рефлексивно-оценочного. О.С. Кузьминой представлена разработка эффективной модели по подготовке преподавателей в сфере инклюзивного обучения, представленная содержательным и организационным компонентами.

Дифференциация психолого-педагогических условий, связанных с формированием готовности к осуществлению деятельности в инклюзивной среде рассматривается ею через личностные, программно-методические и контрольно-оценочные условия [5, с.25].

Исследования Ю.В. Шумиловской также посвящены педагогической деятельности студентов в контексте их подготовки к осуществлению инклюзивного образования. Ею представлена конкретизация определения профессионально-педагогическая культура, которая рассматривается у нее в виде «.. готовности, включающая: знания и представления, связанные с характерной спецификой учащихся, представленных ОВЗ; способы и приемы, направленные на организацию образования в условиях инклюзии; а также конкретные личностные качества студентов, сформированность которых обеспечивает у них устойчивую мотивацию к инклюзивной работе» [6, 175].

В исследованиях И.Н. Хафизуллиной также рассматривается проблема профессионально-педагогической культуры преподавательских кадров, осуществляющих обучающий процесс в условиях разнородной среды. Научной новизной ее исследований представлен глоссарий, связанный с теорией профессионального образования, путем введения ею в научный оборот понятия - «инклюзивная компетентность», которая в контексте нашего исследования понимается в виде «...способности к осуществлению профессиональных функций в инклюзивном обучении [7, с.28].

И.Н. Хафизуллина анализирует структуру инклюзивной компетентности на основе взаимообусловленных этапов: информационно-ориентированного, квазипрофессионального и деятельностного.

Теоретические подходы по интерпретации «готовности к осуществлению педагогической деятельности в условиях инклюзии», В.В. Хитрюк, трактует в виде комплекса компетенций, связанных с намерениями и способностью к выполнению плодотворной обучающей деятельности в инклюзивной образовательной среде. На основе структурно-функционального анализа профессиональной деятельности преподавателя в инклюзивной среде ею выделен ряд компонентов в инклюзивной готовности будущих педагогов, представленных: когнитивным, эмоциональным, мотивационно-конативным, рефлексивным и коммуникативным. Причем, сформированность уровня по каждому компоненту дается ею на основе описания методики, направленной на выявление уровня сформированности по каждому элементу с выходом на дидактическую модель по формированию ценностей в сфере инклюзивного обучения. В целом, инклюзивная готовность по В.В. Хитрюк рассматривается в виде первого этапа в формировании инклюзивной культуры преподавателей [8-11].

Период вузовского подготовки, ограниченный четырехлетними временными рамками, а также ограниченный регламент в содержании обучающего процесса, не способствует более глубокому постижению основ в области инклюзивного образования, ограничиваясь лишь общими представлениями.

Реализация задач в сфере профессионального образования в контексте формирования профессионально-педагогической культуры студентов-бакалавров по педагогическим специальностям в основе на их инклюзивную готовность, видится нами путем культивирования ряда необходимых для них профессиональных качеств, представленных: мотивацией, интересом к обучению учеников с ОВЗ, стремлением к непрерывному самообразованию в данной сфере, воспитанием комплекса качеств, требуемых для преподавателей в сфере инклюзии. В процессе вузовской подготовки необходимо акцентировать развитие качеств, связанных с саморегуляцией, самодисциплиной, самоанализом. Целесообразно в рамках государственного образовательного стандарта, связанных с направлением - «Психолого-педагогическое образование» - повсеместно вводить подготовку бакалавров и магистров по направлению - «Психология и педагогика инклюзивного образования», в которых должны быть разработаны и конкретизированы дополнительные профессиональные компетенции, сориентированные на специфику инклюзии, в которой инклюзивная компетентность студентов будет предполагать более широкий охват профессиональных проблем, не ограничиваясь инклюзивной готовностью.

В этом контексте, мы полагаем, что в ряду компонентов, связанных с инклюзивной готовностью как ведущим компонентом в феномене «профессионально-педагогической культуры в условиях инклюзивной среды» должна быть особо выделена инклюзивная этика как нравственная составляющая профессионально-педагогической культуры студентов при выполнении ими педагогической деятельности в условиях «включенного» обучения.

В данном случае понимание этики рассматривается нами через систему ценностей: аксиологических, мировоззренческих, личностных, поведенческих, этических.

Аксиологическим и мировоззренческим компонентами по инклюзивной этике предусматривается «.осознание ценностей, целей, сущности., а также эмоциональная потребность и воля в выполнении профессиональной деятельности» [12, с.99].

Личностным компонентом по «включенной» профессионально-педагогической культуре обусловлено формирование комплекса качеств, связанных с качественными характеристиками у будущих педагогов. В этом плане исследователями выделяется ряд необходимых, значимых и недопустимых качеств, которые профессионально важны для преподавателей в сфере инклюзивного обучения (ПВК) [13,12]. Необходимыми ПВК обуславливается основа в профессиональной

деятельности, представленная: способностью восприятия людей вне зависимости от их положения и статуса; пониманием причин в их поступках; значимостью каждого человека в условиях коллектива; умениями, связанными с формированием и поддержанием благоприятного морально-психологического климата в группе; выстраиванием взаимоотношений внутри группы, коллектива; эмоциональной гибкостью. Эмоциональная гибкость в данном контексте рассматривается с позиций оптимального сочетания экспрессивности и психологической устойчивости преподавателя [14, с.212].

Педагогические кадры, которые осуществляют обучающий процесс с «особыми» детьми, должны обладать ответственностью. Наличием значимых ПВК обусловлено выполнение профессиональной деятельности на достаточно высоком уровне, представленного: способностью осуществлять деятельность в условиях экстремальных ситуаций; ответственным отношением в отношении требований к социальному окружению; соблюдением общепринятых норм поведения; настойчивостью в достижении цели и т.п. Данные профессионально важные качества являются значимыми при формировании «профессионально-педагогической культуры в условиях инклюзивной среды», ибо они рассматриваются как «.ключевые при работе с «особыми» детьми и их родителями, которыми описывается общее понимание семантического поля уравновешенной личности, тонко чувствующей, доброй и позитивно настроенной» [15, с.83]. Недопустимыми качествами преподавателя по инклюзивному обучению, представленных: стремлением к обострению конфликтов; неуравновешенностью; склонностью к организации ожесточённых дискуссий; черствостью по отношению к другим людям, как правило, характеризуется деятельность неподготовленных педагогических кадров, для которых преодоление барьеров, связанных с неприятием «других» по психофизиологическим особенностям детей, может рассматриваться как серьёзное испытание. В основном проблемы проявляются через интолерантность преподавателей, резкие эмоциональные вспышки, запугивание и негативную вербализацию в адрес обучающихся, враждебную, агрессивную или бойкотирующую позиции [16, с. 130].

Инклюзивная этика представлена специфическими нормами этикета, которыми сохраняется личное достоинство людей с ОВЗ, а также разрешаются сложные и неловкие ситуации, возникающие в смешанных классах [17, с. 159]. Поэтому следует иметь ввиду, что особая значимость представлена умениями преподавателя по поиску правильных способов в выстраивании конструктивных взаимоотношений с родителями обучающихся, имеющих инвалидность, которые должны быть представлены: взаимным уважением, эмпатией, коммуникативной толерантностью [18, с. 145]. Именно этими качествами представлена сущность инклюзивной этики по поведенческому компоненту, рассматриваемого как важная составляющая в «профессионально-педагогической культуре при работе в условиях «включенного» образования. В этом плане, «профессионально педагогическая культура в условиях инклюзивной среды» рассматривается нами в виде фундамента для инклюзивной теории и инклюзивной практики (Рис. 2).

Пр офес сио нал ьно- педаго гиче с к ая кул ьтур а в условиях инклюзивной среды

инклюзивная этика

Рисунок 2. Компоненты феномена «Профессионально-педагогическая культура в условиях инклюзивной среды»

Обобщая вышесказанное, можно констатировать следующее:

1. Среди ведущих подходов к формированию профессионально-педагогической культуры студентов педагогических вузов в условиях инклюзивной среды важную роль играет их

I юзивная

Инклюзивн; I фактка

Инкл юз ив ная готовность

инклюзивная готовность, которая рассматривается в виде: устойчивого личностного свойства у будущих педагогических кадров; существенной предпосылки, необходимой для организации обучающего процесса с детьми, имеющих отклонения в здоровье; фактора, способствующего реализации принципов инклюзии в их будущей профессиональной сфере.

2. Структура профессионально-педагогической культуры представлена ключевыми содержательными компонентами инклюзивной готовности в виде: инклюзивной этики (как совокупности по морально-этическим ценностям и нормам инклюзивного сообщества, на основе комплекса важных личностных качеств преподавателя, необходимых для выполнения педагогической деятельности с «особыми» детьми); инклюзивной теории (как знаний, требуемых для инклюзивного обучения детей с ОВЗ); инклюзивной практикой (как значимых педагогических умений, необходимых в инклюзивном образовательном процессе).

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования / С.В. Алехина [Текст]. -

Педагогический журнал Башкортостана. - 2013. - №1(44). - С.26-32.

2. Валицкая А. П., Рабош В.А. Инклюзивное образование — образование для всех / А.П. Валицкая, В.А. Рабош [Текст] // Социальная педагогика. М. - 2009. - №1. - С. 18-22.

3. Емельянова Т.В., Александров Ю.М. Теоретические аспекты готовности специалистов по физической культуре и спорту к работе в условиях инклюзивного образования / Т.В. Емельянова, Ю.М. Александров [Текст] // Вестник науки ТГУ. - 2013. - №3. - С. 420-427.

4. Кузьмина О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. / О.С. Кузьмина „Омск, 2015. - 319 с.

5. Самарцева Е.Г. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Е.Г. Самарцва -Орел, 2012. - 25 с.

6. Шумиловская Ю.В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования [Текст]: дис. канд. пед. наук. / Ю."В. Шумиловская- Шуя, 2011. - 175 с.

7. Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки / [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук. И.Н. Хафизулина - Астрахань, 2008. - 28 с.

8. Хитрюк В.В. Инклюзивная готовность как этап формирования инклюзивной культуры педагога: структурно-

уровневый анализ / [Текст] // Вестник Брянского государственного университета. / В.В. Хитрюк 2012. — №1. — С. 8084.

9. Хитрюк В.В. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / В.В. Хитрюк [Текст]. -Вестник Чувашского государственного педагогического университета. - 2013. - №3(79). - С. 189-194.

10. Хитрюк В.В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования через призму комплекса

компетенций / В.В. Хитрюк [Текст]. - Известия Смоленского государственного университета. — 2013. №4 (24). С. 446455.

11. Хитрюк В.В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования [Текст]: дис. ... доктора пед. наук. / В.В. Хитрюк - Калининград, 2015. - 390 с.

12. Журавлева Н.В., Парфенова Л.М. Практическая деятельность в работе с молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья как средство личностно-профессионального развития студента среднего профессионального образования // Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития: сборник научных трудов [Текст]. / Н.В. Журавлева, Л.М. Парфенова - М.: ООО «АР-Консалт», 2015. - 161 с.

13. Андреева А.А. Особенности проявления профессионально важных качеств педагогов специального и инклюзивного образования у студентов // Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции. / А.А. Андреева - Белгород, 2015. - С. 7-14.

14. Сафонова Н. А. Особенности эмоциональной устойчивости педагогов в инклюзивном образовании / Н.А. Сафонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95086.htm.

15. Галасюк И.Н. Профессиональная позиция педагога в работе с особым ребенком и его семьей / И.Н. Галасюк // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития [Текст]. - М.: МАНПО, 2016. - С.70-120.

16. Макарова И. А. Инклюзивное образование, толерантность, эмпатия: грани пересечения // Актуальные задачи педагогики: материалы IV международной научной конференции [Текст]. / И. А. Макарова - Чита: Издательство Молодой

ученый, 2013. — С. 129-132.

17. Бобиенко О.М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования. [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. / О.М. Бобиенко - Казань, 2005. - 155. с.

18. Краснова Н.А. Коммуникативная компетентность педагога как составляющая успешной профессиональной деятельности при сопровождении инклюзивного образования // Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи: сборник научно-методических материалов [Текст]. / Н.А. Краснова - М.: Издательство «Спутник+», 2015. - С. 144-149.

19. Герасименко Ю.А. Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования / [Текст] Ю.А. Герасименко // Педагогическое образование в России. - 2015. - №6. - С. 145-150.

20. Емельянова Т.В. Основы инклюзивного образования: практикум / Т.В. Емельянова Ю.М. Александров [Текст]. -Тольятти: Изд-во ТГУ, 2014. - 69 с.

ИНКЛЮЗИВНАЯ ЭТИКА КАК НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Проблема, связанная с формированием профессионально-педагогической культуры студентов в инклюзивной среде, должна рассматриваться с позиций их целевой и профессиональной подготовки и задач, сориентированных на максимальную реализацию принципов и основных положений инклюзивного образования через включение их в образовательные и воспитательные ресурсы учебных дисциплин и программ.

Основные подходы к формированию феномена - «Профессионально-педагогическая культура в условиях инклюзивной среды» у студентов педагогических вузов обуславливаются дефинициями -«готовность к работе в условиях инклюзивного образования», «инклюзивная готовность».

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная культура, профессионально-педагогическая культура, дети с ограниченными возможностями здоровья, готовность к работе в условиях инклюзивного образования, инклюзивная готовность.

PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL CULTURE IN AN INCLUSIVE ENVIRONMENT

The problem associated with the formation of the professional andpedagogical culture ofstudents in an inclusive environment should be consideredfrom the perspective of their target and vocational training and tasks oriented towards the maximum implementation of the principles and main provisions of inclusive education through their inclusion in the educational and educational resources of educational disciplines andprograms.

The main approaches to the formation of the phenomenon - "professional and pedagogical culture in an inclusive environment" among students of pedagogical universities are determined by the definitions -"willingness to work in conditions of inclusive education ", "inclusive readiness ".

Key words: inclusive education, inclusive culture, professional and pedagogical culture, children with disabilities, willingness to work in an inclusive education environment, inclusive readiness.

Сведения об авторе:

Баротова Гульчехра Юсуфджановна — кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Общая и педагогическая психология» Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, Тел: (+992) 918170700, E-mail: [email protected] About the autor:

Barotova Gulchehra Yusufjanovna - candidate of pedagogical sciences, senior Lecturer, Department of General and Pedagogical Psychology of Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini. Phone: (+992) 918170700, E-mail: [email protected]

НАЕЩИ ТЕХНОЛОГИЯМ МУОСИРИ ПЕДАГОГИ ДАР ТАШАККУЛИ ШАХСИЯТ

Фозилов С.М., Азизова Ф.Ш.

Донишгощ давлатии омузгори Тоцикистон ба номи С.Айнй

Фозилов М.

Донишкадаи давлатии забощои Тоцикистон ба номи С. Улугзода

Замони муосир такозо менамояд, ки истифодаи технологияи навин дар хамаи сохахои фаъолияти одам рохандозй шавад. Донистан ва истифода намудан аз технологияи пешкадами муосири педагогй талаботи давру замон мебошад. Мо омузгорон хуб медонем, ки технологияи муосири педагогй омузгор ва хонандагонро дар раванди таълим фаъол гардонида барои бехтар намудани идоракунии раванди таълим хизмат менамояд.

Замони муосир замони техникаю технология буда, аз хар як омузгор такозо менамояд, ки дар раванди таълим аз ухдаи истифодаи технологияи иттилоотию коммуникатсионй барояд. Вобаста ба бархурдорй аз падидахои нави технологияи инноватсионй Асосгузори сулху вахдати миллй-Пешвои миллат, Президент Чумхурии Тоцикистон мухтарам Эмомалй

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.