Научная статья на тему 'Инклюзивное образование: как подготовить педагогов?'

Инклюзивное образование: как подготовить педагогов? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1667
628
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ / КОГНИТИВНЫЙ / COGNITIVE / ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ / OPERATIONAL AND ACTIVITY AND PERSONAL COMPONENTS OF READINESS OF TEACHERS / МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ / MODEL OF VOCATIONAL TRAINING OF TEACHERS / VALUABLE AND MOTIVATIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Возняк Ирина Владимировна

В статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся формирования готовности педагогов к инклюзивному образованию детей. Представлена структурно-функциональная модель профессиональной подготовки педагогов, раскрыты основные компоненты и функции модели повышения квалификации на основе анализа проблем и тенденций развития инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATION: HOW TO TRAIN TEACHERS?

In article the author considered topical issues concerning formation of readiness of teachers for inclusive education of children, presented the structurally functional model of vocational training of teachers and opened the main components and functions of model of professional development on the basis of the analysis of problems and tendencies of development of inclusive education.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование: как подготовить педагогов?»

УДК 376.1

10.20310/1810-231Х-2016-15-1-37-41 ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КАК ПОДГОТОВИТЬ ПЕДАГОГОВ?

Возняк Ирина Владимировна

Научно-методический информационный центр, Россия, г. Белгород, е-шай: [email protected]

В статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся формирования готовности педагогов к инклюзивному образованию детей. Представлена структурно-функциональная модель профессиональной подготовки педагогов, раскрыты основные компоненты и функции модели повышения квалификации на основе анализа проблем и тенденций развития инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ценностно-мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный и личностный компоненты готовности педагогов, модель профессиональной подготовки педагогов

Внедрение инклюзивного подхода в обучении детей в учреждениях общего образования вносит существенные изменения в организацию учебно-воспитательного процесса, ориентирует педагогов на поиск специальных методов в обучении всех обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей. Нововведения неизбежно приводят к повышению требований к деятельности учителя, расширению его функциональных обязанностей, изменению профессионально значимых качеств личности. В 2013 г. принят профессиональный стандарт педагога, в котором определены трудовые функции современного учителя.

Новые профессиональные компетенции педагога связаны с его готовностью принимать и обучать всех детей вне зависимости от их реальных учебных возможностей и особенностей психического и физического здоровья; с готовностью к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; с умением составлять совместно с другими специалистами программы индивидуального развития ребенка; с владением специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу и др. [1].

Процесс внедрения инклюзивного образования в отечественной образовательной практике, по мнению ряда исследователей, имеет определенные затруднения: неприятие идеологии инклюзивного образования, возникновение проблем в реализации специаль-

ных подходов и методов к обучению детей с ОВЗ, трудности в реализации организационно-методических и психолого-педагогических условий совместного обучения обучающихся с особенностями психофизического развития и их здоровых сверстников в учреждениях общего образования [2]. Важной характеристикой современного этапа развития инклюзивного образования в России является недостаточная профессиональная готовность педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход, что требует совершенствования системы профессиональной подготовки педагогических работников с учетом выявленных проблем.

Для осмысления проблемы профессиональной подготовки педагогических кадров к инклюзивному обучению детей необходимо раскрыть содержание понятия «инклюзивное образование». Нормативно понятие «инклюзивное образование» определено п. 27 ст. 2 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ как доступное образование для всех детей, при котором учитываются особые образовательные потребности и индивидуальные возможности каждого ребенка [3]. В самом общем виде инклюзивное образование определяется как новое перспективное стратегическое направление образовательной политики и практики, в значительной степени затрагивающее основы общего образования. Согласно мнению С. В. Алехиной, «развитие инклюзивного образования - не создание

новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом» [4].

В связи с этим научный интерес исследователей направлен на анализ готовности педагога к инклюзивному обучению детей, появлению таких понятий, как профессиональная и психологическая готовность педагогов для работы в инклюзивной образовательной организации, инклюзивная готовность и инклюзивная компетентность педагогов. Осмысление профессиональной готовности педагогов к инклюзивному образованию в современных условиях проводится в русле компетентностного подхода, который интегрирует в себе личностно-деятельност-ный (В. Н. Введенский, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Э. Э. Сыманюк и др.) и контекстный (А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова) подходы.

Анализ научных работ, посвященных исследованию профессиональной готовности педагогов к инклюзивному обучению детей, показывает, что исследователи в зависимости от указанных теоретических подходов, определяют ее по-разному. С позиции личностного подхода готовность педагога к инклюзивному образованию детей определяют не только по наличию специальных знаний об особенностях развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умений использовать в образовательном процессе различных способов и приемов работы с ними, но и «сформированность определенных личностных качеств, обеспечивающих устойчивую мотивацию к данной деятельности» [5].

Ряд научных исследований рассматривает готовность педагога к инклюзивному образованию с позиции компентностного подхода (Т. Г. Зубарева, И. Н. Хафизуллина, В. В. Хитрюк и др.). В научной публикации В. В. Хитрюк инклюзивная готовность определяется как «сложное интегральное субъектное качество личности», основу которого составляют компетенции, способствующие эффективному выполнению педагогом профессиональной деятельности [6]. В исследовании И. Н. Хафизуллиной вводится понятие «инклюзивная компетентность», которое определяется автором как интегративное личностное образование, позволяющее осуществлять в процессе инклюзивного обучения профессиональные педагогические функции

с учетом разных образовательных потребностей детей [7].

Указанные функции педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования предполагают наличие различных компонентов профессиональной готовности педагогов к обучению детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками, каждый из которых имеет свое специфическое содержание. В первую очередь, большинство авторов включают мотиваци-онный компонент как совокупность устойчивых потребностей и мотивов к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования (С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова, В. В. Хитрюк, Ю. В. Шумиловская и др.). В своих исследованиях Е. Г. Самарцева выделяет личностно-смысловой компонент, представляющий от-рефлексированную установку и мотивацион-ную направленность личности педагога на принятие идеологии инклюзивного образования, который, по сути, отражает содержание мотивационного компонента.

По мнению О. С. Кузьминой, особое внимание в структуре готовности педагогов уделено умению «отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, а также проектировать учебный процесс для совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием» [8]. Данное умение отражает содержание дея-тельностного компонента готовности (по Ю. В. Шумиловской), технологического компонента готовности (по Е. Г. Самарце-вой), операционально-действенного компонента готовности (по В. В. Хитрюк).

Помимо указанных компонентов в структуре готовности педагогов к инклюзивному образованию И. Н. Хафизуллина выделяет рефлексивный компонент, который трактуется как наличие способности к рефлексии в профессиональной деятельности в условиях инклюзивного обучения [7].

Анализ тенденций развития образовательной инклюзии и структурных компонентов готовности педагогов, способных реализовать инклюзивный подход, позволяет вносить изменения в систему непрерывной профессиональной подготовки педагогов с учетом выявленных проблем.

Профессиональная подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования является динамичной системой с относи-

тельной автономией составляющих ее субъектов. Определение сущности профессиональной подготовки предполагает раскрытие ее структуры, рассмотрение и анализ закономерных связей между компонентами процесса подготовки, выявление их специфики и распределение функций. Важную роль в системе подготовки практикующих педагогов отводится повышению квалификации учителей. Для достижения успешности профессиональной подготовки необходимы новые педагогические модели, отражающие современные требования к уровню готовности педагога, реализующего инклюзивную практику. Применение метода моделирования позволяет максимально объективно и всесторонне анализировать многие явления или процессы при минимальных потерях и риске. Эффективным средством проектирования повышения квалификации педагогов выступает ее структурно-функциональная модель, описание которой представлено ниже.

Основными структурными компонентами профессиональной подготовки педагогов (взаимодействие которых обеспечивает ее функционирование и целостность) выступают целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты.

Целевой компонент профессиональной подготовки предполагает единство основной цели и комплекса задач, направленных на достижение поставленной цели. Целью разработки модели является подготовка педагога к работе в условиях реализации инклюзивного образования. Основными задачами профессиональной подготовки педагогических работников выступают:

1) формирование у педагогов ценностно-мотивационного отношения к педагогической деятельности в условиях совместного обучения детей с нормативным и нарушенным развитием;

2) формирование у педагогических работников системы общих и специальных знаний для реализации инклюзивного подхода в обучении;

3) овладение педагогами необходимым комплексом педагогических умений и навыков для качественного обучения всех детей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

4) формирование у педагогов психологической готовности к процессу совместного

обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в среде нормативно развивающихся сверстников. Комплексное решение указанных задач обеспечивает формирование профессиональной и психологической готовности педагога и определяет реализацию функций педагогической подготовки.

Содержательный компонент модели повышения квалификации педагогов представляет собой систему теоретических, прикладных и методических знаний; аналитико-прогностических, проективных и коммуникативных умений, направленных на формирование ценностного отношения и повышение профессионализма в сфере инклюзивного образования. Программа повышения квалификации состоит из модулей, каждый из которых призван решать задачи формирования у педагогов различных компонентов готовности к инклюзивному обучению.

Технологический компонент включает в себя использование современных ИКТ, лич-ностно-ориентированных и проектных технологий, способствующих оптимальной организации процесса повышения квалификации педагогов. Процесс обучения носит динамичный и практико-ориентированный характер благодаря чередованию теоретических и практических видов деятельности, групповых и индивидуальных форм работы.

Реализация содержательного и технологического компонентов модели рассчитана на реализацию повышения квалификации на всех уровнях (региональном, муниципальном, школьном). В методической работе образовательных организаций, муниципальных служб особое место занимают научно-практические конференции, постоянно действующие научно-практические семинары, педагогические советы, «круглые столы», открытые уроки. Необходимым условием для достижения высокого результата обучения слушателей является распространение положительного опыта работы Ресурсных центров и стажировочных площадок, реализующих инклюзивную практику.

Результативный компонент обеспечивается совокупностью средств и методов оценивания результативности процесса повышения квалификации и представлен наборами тестов, контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, анкетами самодиагностики, проектами. Оценивание успеш-

ности процесса подготовки; приобретения системы знаний, умений и навыков; овладения специальными компетенциями слушателей достигается по результатам тестирования в начале и при завершении программы повышения квалификации (тесты, анализ продуктов учебной и профессиональной деятельности, решение педагогических задач, разработка проектов и др.). Динамическое наблюдение и диагностирование слушателей по определенным критериям и показателям позволяет определить актуальный уровень готовности педагогов к инклюзивному образованию детей.

Основными функциями модели подготовки педагогов к инклюзивному образованию детей являются: образовательная, воспитательная, развивающая, интегрирующая.

Образовательная функция профессиональной подготовки выражает ее направленность на овладение педагогами знанием основ общей и специальной педагогики и психологии, формирование у них системы ана-литико-прогностических, проективных и коммуникативных умений и навыков.

Воспитательная функция профессиональной подготовки отражает ее позитивное влияние на формирование профессионально-значимых качеств личности педагога, потребности к самосовершенствованию, повышение мотивации педагогической деятельности в условиях реализации инклюзивного образования. В процессе овладения теоретическими знаниями и практическими умениями у педагогов формируется ценностное отношение к инклюзии, потребность в обогащении системы специальных компетенций, ответственное отношение к педагогической деятельности и результатам своего труда.

Развивающая функция педагогической подготовки заключается в том, что овладение специальными знаниями и умениями в области инклюзивного образования позволяет развивать профессиональное мышление и педагогические способности, необходимые для осуществления инклюзивного подхода к обучению детей с ОВЗ.

Интегрирующая функция обусловлена необходимостью обеспечения междисциплинарного подхода к решению педагогами проблем при организации инклюзивного учебно-воспитательного процесса. Интегрирующая функция подготовки заключается в овладе-

нии педагогами специальными и психолого-педагогическими аспектами профессиональной деятельности.

Все названные компоненты и функции модели находятся в единстве и взаимосвязи. Только в своей совокупности они обусловливают эффективность развития системы подготовки педагогов к инклюзивному образованию детей.

Таким образом, разработанная на основе компетентностного подхода модель профессиональной подготовки педагогов к инклюзивному образованию представляет собой процесс, обеспечивающий формирование ценностно-мотивационного, когнитивного, операционально-деятельностного и личностного компонентов готовности, проявляющихся в виде комплекса профессиональных и социально-личностных компетенций.

Литература

1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544-н. URL: http://ug.ru/new_ standards/6

2. Инклюзия в образовании - комплексный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья / гл. ред. И. А. Армеева. Вологда, 2014.

3. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 дек. Федер. вып. № 303.

4. Инклюзивное образование / сост. С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина. М., 2010. Вып. 1. С. 65.

5. Шумиловская Ю. В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Шуя, 2011. С. 9.

6. Хитрюк В. В. Готовность педагогов к инклюзивному образованию: Ценностный аспект // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Педагогика и психология. 2013. №4 (26). С. 102-111.

7. Хафизуллина И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис...канд. пед. наук. Астрахань, 2008.

8. Кузьмина О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2015. С. 64.

References

1. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vos-pitatel', uchitel')»: prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544-n [About the approval of the professional standard «The Teacher (Pedagogical Activity in the Sphere of the Preschool, Primary General, Main General, Secondary General Education) (the Tutor, the Teacher)»: the order of Ministry of Labor of Russia from 18.10.2013 № 544-n] / URL: http://ug.ru/new_standards/6

2. Inklyuziya v obrazovanii - kompleksnyj podkhod k obucheniyu i vospitaniyu detej s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Inclusion in education - the integrated approach to training and education of children with limited opportunities of health] / gl. red. I. A. Armeeva. Vologda, 2014.

3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ [About education in the Russian Federation: federal law from December 29, 2012 № 273-FL] // Rossijskaya gazeta. 2012. 31 dekabrya. Federal'nyj vypusk № 303.

4. Inklyuzivnoye obrazovaniye [Inclusive education] / sost. S. V. Alekhina, N. Ya. Semago, A. K. Fadina. M., 2010. Vyp. 1.

5. Shumilovskaya Yu. V. Podgotovka budush-chego uchitelya k rabote s uchashchimisya v uslo-viyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Training of future teacher for work with pupils in the conditions of inclusive education]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Shuya, 2011.

6. Khitryuk V. V. Gotovnost' pedagogov k in-klyuzivnomu obrazovaniyu: Tsennostnyj aspect [Readiness of teachers for inclusive education: Valuable aspect] // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Pedagogika i psikhologiya». 2013. №4 (26). S. 102-111.

7. Khafizullina I. N. Formirovaniye inklyuziv-noj kompetentnosti budushchikh uchitelej v protsesse professional'noj podgotovki [Formation of inclusive competence of future teachers in the course of vocational training]: avtoref. dis...kand. ped. nauk. Astrakhan', 2008.

8. Kuz'mina O. S. Podgotovka pedagogov k rabote v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Training of teachers for work in the conditions of inclusive education]: dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2015.

* * *

INCLUSIVE EDUCATION: HOW TO TRAIN TEACHERS?

Voznyak Irina Vladimirovna

Scientific and Methodical Information Center, Russia, Belgorod, e-mail: [email protected]

In article the author considered topical issues concerning formation of readiness of teachers for inclusive education of children, presented the structurally functional model of vocational training of teachers and opened the main components and functions of model of professional development on the basis of the analysis of problems and tendencies of development of inclusive education.

Key words: inclusive education, valuable and motivational, cognitive, operational and activity and personal components of readiness of teachers, model of vocational training of teachers

Об авторе:

Возняк Ирина Владимировна, начальник службы психолого-педагогического сопровождения и здоровьесбе-режения Муниципального казенного учреждения «Научно-методический информационный центр», г. Белгород

About the author:

Voznyak Irina Vladimirovna, Head of Service of Psychology and Pedagogical Maintenance and Health-Saving of Municipal Public Institution «Scientific and Methodical Information Centre», Belgorod

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.