УДК 371.134
DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0053
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
© 2019
AuthorlD: 604258
Spin: 9730-1944
Тюлюш Марта Кан-ооловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики
AuthorlD: 1001080
Spin: 7019-4160
Домур-оол Чойгана Дмитриевна, старший преподаватель кафедры информатики
Тувинский государственный университет (667000, Россия, Республика Тыва, ул. Ленина, 36, e-mail: [email protected])
Аннотация. Целью исследования является выявление проблем реализации инклюзивного обучения в Республике Тыва, и определение требований к подготовке будущего учителя информатики в условиях инклюзивного обучения с учетом особенностей тувинской образовательной среды. Среди проблем внедрения инклюзивного обучения в Республике Тыва выделяются такие как отсутствие в сельской местности условий для сегрегации детей с отклонениями в развитии; проблемы выявления и качественной психолого-педагогической диагностики детей, нуждающихся в инклюзивном образовании; языковые трудности. Констатирующий этап эксперимента показал, что в республике наблюдается процесс включения детей, нуждающихся в инклюзивном образовании, в образовательные учреждения общего типа без надлежащей подготовки, в первую очередь, педагога. Под готовностью будущего бакалавра образования к работе в условиях инклюзивного обучения тувинских учащихся понимается единство мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов, формирующихся на основе специальной методики с учетом особенностей образовательной тувинской среды. В исследовании представлены специальные компетенции применительно к профессиональной подготовке будущих учителей в условиях инклюзии.
Ключевые слова: инклюзивное образование, Республика Тыва, дети с особыми образовательными потребностями, профессиональная подготовка педагогов, национальные особенности тувинских детей, специальные компетенции.
PROFESSIONAL PREPARATION OF THE FUTURE INFORMATICS TEACHER FOR WORK UNDER THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION OF THE REPUBLIC OF TYVA
© 2019
Tyulyush Marta Kan-oolovna, candidate of pedagogical sciences,
аssociate professor of Computer Science Domur-ool Choigana Dmitrievna, senior lecturer of department of Computer Science Tuvan State University (667000, Russia, Republic of Tuva, Lenin street 36, e-mail: [email protected])
Abstract. The aim of the study is to identify the problems of implementing inclusive education in the Republic of Tuva, and to determine the requirements for the training of a future computer science teacher in inclusive education, taking into account the peculiarities of the Tuvan educational environment. Among the problems of introducing inclusive education in the Republic of Tyva, such as the lack of rural conditions for the segregation of children with developmental disabilities; problems of identification and high-quality psychological and pedagogical diagnosis of children in need of inclusive education; language difficulties. The ascertaining stage of the experiment showed that in the republic there is a process of including children in need of inclusive education in educational institutions of a general type without proper training, especially of a teacher. The readiness of the future bachelor of education to work in an inclusive learning environment for Tuvan students is understood as the unity of the motivational, cognitive, activity, and reflective components that are formed on the basis of a special technique taking into account the characteristics of the educational Tuvan environment. The study presents special competencies in relation to the training of future teachers in the context of inclusion.
Keywords: inclusive education, Republic of Tuva, children with special educational needs, teacher training, national characteristics of Tuvan children, special competencies.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современная политика нашего государства в области образования направлена на гуманизацию процесса обучения, учитывающую образовательные потребности каждого ребенка, невзирая на его особенности, включая нарушения развития. Социальная политика Российской Федерации в области образования направлена на предоставление каждому обучающемуся ребенку права свободы выбора места и способа обучения, что позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья обучаться в общеобразовательных учреждениях по месту жительства.
Сказанное выше подтверждается действующими нормативно-правовыми актами, такими как законы Российской Федерации ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [1], ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» [2]; распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375 «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020
года, проводимых в рамках Десятилетия детства» [3], постановление Правительства России «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы от 23 мая 2015 года № 479 [4] и др.
Инклюзия - это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально-экономического статуса родителей и других различий [5]. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования, удовлетворяющего разнообразные образовательные потребности всех детей [6-10]. В центре такого образования находится ребенок и его потребности независимо от наличия или отсутствия у него каких-либо нарушений.
Как отмечает Ю.В. Шумиловская «обычное образование нацелено на здоровых детей, включает в себя обычных педагогов и общеобразовательные школы. Специальное образование включает работу с особыми
Tyulyush Marta Kan-oolovna, Domur-ool Choigana Dmitrievna PROFESSIONAL PREPARATION OF THE FUTURE INFORMATICS .
детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И, наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования» [11, с.3].
Внедрение инклюзивного обучения закономерно повлекло за собой изменения требований к личностным характеристикам педагога, расширению их профессиональных обязанностей, повышению требований к их подготовке. В профессиональном стандарте педагогов указывается на то, что в новых социальных условиях возникает новое требование - готовность и способность педагогов учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей развития, ограниченных возможностей [12].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Особенности инклюзивного образования и возможности его реализации в педагогической практике изучаются многими исследователями (И.Е. Аверина, Т.П. Дмитриева, Н.Г. Еленский, И.И. Лошакова, Е.А. Мартынова, Н.М. Назарова, С.А. Розенблюм, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шмат-ко, А.Ю. Юсупов, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.).
Значительный вклад в развитие профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов к работе в условиях инклюзивного образования внесли С.В. Алехина, Н.П. Артюшенко, Э.А. Гафари, О.А. Денисова, О.С. Кузмина, Н.А. Романович, М.А. Хайруддинов, И.Н. Хафизуллина, В.В. Хитрюк, С.А. Черкасова, Ю.В. Шумиловская и др. учёные.
В частности, С.А. Розенблюм главным компонентом в подготовке педагогов к инклюзивной практике считает работу со смыслами: «никакое формальное следование технологии работы с особым ребенком не принесет результата, если не договориться о смыслах» [13, с.593]. Договариваться о смыслах, по мнению автора, значит понимать структуру нарушения, особые потребности (в том числе и образовательные, и социальные), устанавливать доверительный контакт с ребенком, знать особенности включения в инклюзивный процесс и особенности взаимодействия со сверстниками, уметь подбирать способы индивидуализированного обучения и т.п.
В своем исследовании Ю.В. Шумиловская понятие «готовность будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования» определяет как «совокупность знаний и представлений об особенностях учащихся с ограниченными возможностями здоровья, владение способами и приемами работы с этими учениками в условиях инклюзивного образования, а также сформированность определенных личностных качеств, обеспечивающих устойчивую мотивацию к данной деятельности» [11, с.7].
В структуре психолого-педагогической готовности студентов психологов к работе в системе инклюзивного образования С.А. Черкасова выделяет следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационный компонент, личностный, эмоционально-волевой и когнитивный. Внутри каждого компонента психолого-педагогической готовности определенны основные показатели: для личностного компонента - это высокий уровень толерантности, для мотивационного - социальная обусловленность учения (просоциальные установки на альтруизм и труд), для эмоционально-волевого компонента - высокий уровень развития эмпатии и принятия Другого, для когнитивного компонента - высокий уровень социального интеллекта [14, с.7].
И.Н. Хафизуллина вводит понятие инклюзивной компетентности будущих учителей как «интегративное личностное образование, обуславливающее способность
осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного обучения, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательного учреждения, создавая условия для его развития и саморазвития» [15, с.7].
Однако, несмотря на многообразие исследований в области подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, необходимо отметить ряд неразрешенных противоречий в данном вопросе:
- между стихийной интеграцией детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную школу и отсутствием квалифицированно подготовленных педагогических кадров для работы с учащимися в условиях инклюзивного образования;
- между очевидной востребованностью в подготовке учителей к осуществлению инклюзивного образования и недостаточной разработанностью психолого-педагогических и теоретических основ, учитывающих этнопе-дагогические особенности учебного процесса;
- между необходимостью формирования профессиональной компетентности будущего учителя информатики в области инклюзии и отсутствием соответствующей методики и учебно-методического обеспечения.
Вышеуказанные противоречия становятся наиболее актуальными в условиях отдаленных регионов Российской Федерации, в том числе таких, как Республика Тыва. В настоящее время в Республике Тыва инклюзивное образование делает первые шаги. Вместе с тем, несмотря на то, что образовательные учреждения создают специальные образовательные условия обучения детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов с использованием инклюзивных моделей обучения, остро стоит вопрос подготовки педагогических кадров, способных работать в новой системе. При этом профессиональная подготовка будущих учителей должна учитывать этнопсихологические, этнокультурные и этносоциальные особенности тувинской культурно-образовательной среды.
По предварительной оценке, численность населения Республики Тыва на 1 декабря 2018 г. составила 324500 человек, в том числе детей - 120973. Из них зарегистрированных детей-инвалидов 2370, что составило 2,2 процента от общей численности детского населения [16, 17].
В систему образования Республики Тыва всего входит 176 общеобразовательных организаций, из них - в 37 созданы условия для инклюзивного образования, которое обеспечивает совместное обучение детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений в развитии. В них обучаются 328 детей с ОВЗ, в том числе - 175 детей-инвалидов. На дому обучаются 347 человек, из них дистанционно - 87, в том числе 36 учащихся находящиеся на длительном лечении в ГБУЗ «Противотуберкулезный диспансер» [18].
Понимая под инклюзивным образованием - образование, предоставляемое обучаемым со специальными образовательными потребностями, было предположено, что количество детей в республике, нуждающихся в инклюзивном образовании намного больше, чем это представлено в статистических отчетах. Основанием для данного предположения послужили результаты ОГЭ и ЕГЭ последних лет, неблагоприятная экономическая ситуация в республике, личный опыт работы в вузе и в школе, а также результаты опроса педагогов республики.
Анкетирование преподавателей школ, в котором приняло участие 286 учителей, показало, что более 30 процентов учеников класса без каких-либо отклонений, выявленных психолого-медико-педагогической комиссией, нуждается в педагогическом сопровождении. Данные факты подтверждаются и результатами, полученными при обследовании 198 студентов первого курса Тувинского государственного университета, 99 процентов которых являются выпускниками школ республики.
Об актуальности проблемы свидетельствуют и ре-
зультаты исследования Н.П. Артюшенко, в котором отмечается, что «сегодня в среднем по стране в начальных классах городских школ выявляется от 30 до 40%, а в сельских школах до 50-60% учеников с особыми образовательными потребностями» [19, с.4].
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель данной статьи - выявить проблемы реализации инклюзивного обучения в Республике Тыва, и определить требования к подготовке будущего учителя к работе в условиях инклюзивного обучения с учетом особенностей тувинской образовательной среды.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: общетеоретические (изучение и анализ нормативной документации, теоретико-методологический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ собственного педагогического опыта преподавания); эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, констатирующий этап эксперимента).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Чтобы понять современные условия, в которых происходит процесс развития инклюзивного образования в республике, необходимо изучить традиционные исторические истоки народной педагогики в контексте инклюзивного образования, а также рассмотреть национальные, этнопсихологические, этнокультурные, этносоцио-культурные особенности тувинских детей.
Республика Тыва имеет древнюю традицию буддизма, в соответствии с которой к людям с инвалидностью относились с уважением и признанием частью общества. Национальная культура народа выражается в особом складе характера, действиях, в особенностях их психологии, менталитете.
Этнопедагогические, этнопсихологические особенности, традиции и обычаи тувинского народа отражены в научных трудах З.В. Анайбан [20], А.К. Кужугет [21], Ч.К. Ламажаа [22], М.В. Назын-оол [23], Г.Д. Сундуй [24], Н.О. Товуу [25], А.С. Шаалы [26].
Тувинцы относятся к одной из малочисленных народностей России, которая в силу географической изолированности не ассимилировалась с русским народом и сохранила свой язык, религию, обычаи, культуру, психологический облик. Условия Республики Тыва (географические, климатические, региональные, социальные и др.) сформировали у тувинцев такие качества как выносливость, терпение, самоуспокоенность, умеренность во всем, скромность, сдержанность в проявлении чувств и в общении (не принято было сильно жестикулировать, хвастаться и употреблять высокопарные слова). Для тувинского менталитета характерен коллективизм, стремление не выделяться, высокая степень зависимости от мнения окружающих [21, 22, 25].
В диссертационном исследовании Д.О. Куулар представлена следующая классификация национальных особенностей тувинских школьников:
- этнопсихологические особенности (спокойствие, молчаливость, замкнутость, медлительность, уединение, неуверенность в себе);
- этнокультурные (скромность, сдержанность в общении, сдержанность в проявлении чувств);
- этносоциокультурные особенности (родовой коллективизм, стремление не выделяться, зависимость от мнения окружающих) [27].
Одной из значимых проблем в обучении тувинских школьников, особенно в сельской местности, являются языковые трудности. В республике Тыва национальный язык (тувинский) сохраняет доминирующую роль в общении, в быту, в семье. Обучение в школах республики ведется на родном языке вплоть до 9 класса. В связи с чем многие тувинцы, особенно в сельской местности,
имеют проблемы в знании и владении русским языком [28]. В то же время учебно-методических материалов, адаптированных для инклюзивного обучения на тувинском языке, практически нет.
По данным рейтинга социально-экономического положения регионов России 2019 года Республика Тыва занимает последнее место [29]. В настоящее время в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в Республике Тыва увеличивается количество брошенных детей, детей-сирот и, в целом, высок уровень преступности, регистрируются низкие показатели психического здоровья. Высокий уровень бедности приводит к тому, что в семьях с неблагоприятными бытовыми условиями и низким материальным достатком своевременно не оказывается помощь детям, отстающим в развитии, при этом у таких детей отсутствуют физические и психические нарушения. С годами дети в таких семьях переходят в разряд нуждающихся в инклюзивном образовании. Ситуация усугубляется в сельской местности, где очень высок уровень безработицы.
Необходимо отметить, что проблемы инклюзивного обучения приобретают особую остроту в сельской местности в связи с отсутствием условий для сегрегации детей с отклонениями в развитии. Педагогам приходится работать в условиях вынужденного объединения в образовательном пространстве сельских школ нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии.
Одной из острых проблем инклюзивного образования в республике является проблема выявления и качественной психолого-педагогической диагностики детей, нуждающихся в инклюзивном образовании. Если детям с ограниченными возможностями здоровья оказывается достаточно квалифицированная, с годами устоявшаяся система помощи со стороны различных медицинских и образовательных учреждений, то комплексное психологическое и педагогическое сопровождение обучающихся, имеющим незначительные или средние нарушения функций, приводящих, тем не менее, к стойкой неуспеваемости практически отсутствует.
Министерство образования и науки Республики Тыва в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2016-2020 годы» продолжает реализацию мероприятий, направленных на обеспечение безпрепятственного доступа детей с инвалидностью и с ОВЗ к образовательной среде. В республике создана сеть из 43 общеобразовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Основными способами обслуживания детей с особыми образовательными потребностями являются образование на дому, специальные классы в общеобразовательных школах и специализированные школы. Несмотря на вышеуказанные действия управляющих органов образования республики, работа в образовательных учреждениях ведется по «медицинской» модели образования. Образование в рамках этой модели не предполагает учёта возможностей совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями с детьми без каких-либо нарушений в развитии.
Мы считаем, что в республике наблюдается процесс включения детей, нуждающихся в инклюзивном образовании, в образовательные учреждения общего типа без надлежащей подготовки, в первую очередь, педагога; отсутствие в организациях общего типа условий, необходимых для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся.
С целью выявления степени готовности учителей республики к работе в условиях инклюзивного образования было проведено исследование, в котором приняли участие 121 практикующих учителей со стажем работы от 1 до 50 лет (средний стаж работы составил - 17 лет). Результаты анкетирования показали, что 76% практикующих учителей работают в условиях инклюзивного об-
Tyulyush Marta Kan-oolovna, Domur-ool Choigana Dmitrievna PROFESSIONAL PREPARATION OF THE FUTURE INFORMATICS .
учения. Почти 99% из них констатируют наличие проблем в построении педагогического процесса в условиях инклюзии. Большинство опрошенных (83,5%) отмечают неготовность школы к инклюзивному образованию, а также подтверждают свой низкий профессиональный уровень готовности к работе в условиях инклюзивного обучения. При этом лишь 62% знают нормативно-правовую базу инклюзивного образования, методические приемы и способы работы в условиях инклюзии, 58% учителей используют индивидуальную форму работы с детьми с особыми потребностями, из них 26,5% связывают ее исключительно с дистанционной формой обучения.
В этих условиях актуализируется необходимость усиления профессиональной компетентности педагога при подготовке их к работе в условиях инклюзии. Для полноценной работы с детьми, нуждающихся в инклюзивном обучении в тувинской школе, нужен методически грамотный педагог, который будет реализовывать специальный подход с учетом особенностей тувинской образовательной среды. Традиционные организационные формы и методы обучения не в полной мере учитывают региональную, этнопсихологическую, национально-культурную специфику обучающихся, и тем более - в условиях инклюзивного обучения.
Под готовностью будущего учителя информатики к работе в условиях инклюзивного обучения тувинских учащихся будем понимать единство мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов, формирующихся на основе специальной методики и определяющих готовность к такой работе с учетом национально-культурных особенностей образовательного процесса. С учетом указанного компонентного состава готовности были выделены следующие показатели готовности бакалавра образования к работе с детьми в условиях инклюзивного образования Республики Тыва (таблица 1).
Таблица 1 - Структура готовности будущего бакалавра образования к работе в условиях инклюзивного образования Республики Тыва
Компоненты Показатели
Мотивационный совокупность стойких мотивов к работе в условиях инклюзивного образования; формирование внутренней готовности к позитивному восприятию учеников с особыми образовательными потребностями и ОВЗ.
Когнитивный система знаний и представлений о проблеме инвалидности, особенностях психического и физического развития лиц с ОВЗ; знания особенностей построения педагогического процесса; знание национальных особенностей тувинских школьников; знание специфики работы с тувинскими школьниками в условиях инклюзивного обучения.
Деятельностный способы и приемы реализации профессионально-педагогических задач (обучения, воспитания и развития учащихся) в процессе инклюзивного обучения; формирование комплекса специальных компетенций.
Рефлексивный способность к рефлексии познавательной и профессиональной деятельности в условиях инклюзивного обучения; высокая требовательность к результатам своего труда.
Готовность будущих бакалавров образования к работе в условиях инклюзивного обучения будем рассматривать в контексте компетентностного подхода. В перечне требований в последней версии ФГОС среди универсальных и общепрофессиональных компетенций имеются компетенции, которые прямо или косвенно касаются подготовки педагога к работе в условиях инклюзивного образования: способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
(УК-3); способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философских аспектах (УК-5); способен организовать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов (ОПК-3); способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями (ОПК-6); способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ (ОПК-7) [30]. В структуру готовности бакалавра образования к работе в условиях инклюзивного обучения тувинских учащихся должны быть введены специальные компетенции, которые целенаправленно формируют подготовку педагога к работе в условиях инклюзии. С учетом анализа существующих исследований и ФГОС [30] уточним специальные компетенции применительно к профессиональной подготовке будущих учителей в условиях инклюзивного обучения (таблица 2).
Таблица 2 - Специальные компетенции будущих учителей для работы в условиях инклюзивного образования
Обозначение Содержание специальных компетенций
СК-1 рефлексия индивидуальных особенностей возрастного и личностного развития, а также образовательных потребностей детей с нарушениями
СК-2 проектирование и конструирование индивидуальной траектории развития ребенка, включенного в инклюзивную образовательную среду
СК-3 разработка, адаптация и внедрение методического материала для детей с нарушениями в учебно-воспитательный процесс с учетом национальных особенностей обучающихся
СК-4 эффективное взаимодействие со всеми участниками инклюзивного образовательного процесса (родители, медицинский работник, психолог, логопед, тьютор, социальный работник, дефекто-лог, руководство образовательного учреждения и т.д.)
ВЫВОДЫ. Процесс подготовки будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования республики Тыва будет эффективным, если учитывать следующие условия:
а) включение подготовки учителей в общую организацию инклюзивного образования в Республике Тыва;
б) учет этнопедагогических особенностей системы образования Республики Тыва;
в) учет разнообразных индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в инклюзивном образовании;
г) учет склонностей и прогноза планов будущей профессиональной деятельности будущего учителя.
Готовность будущего бакалавра образования к работе в условиях инклюзивного обучения обеспечивается совокупностью мотивационного, когнитивного, дея-тельностного и рефлексивного компонентов, формирующихся на основе специальной методики с учетом национально-культурных особенностей образовательного процесса. Процесс обучения будущего учителя должен целенаправленно формировать универсальные, профессиональные и специальные компетенции, необходимые для его работы в условиях инклюзии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 с изменениями от 18.07.2019 года. [Электронный ресурс]. — URL: https://legalacts. ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24111995-n-181-fz-o/ (Дата обращения: 03.08.2019).
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273 ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями от 17.06.2019 года. [Электронный ресурс]. — URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (Дата обращения: 13.08.2018).
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об
утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства» № 1375-р от 6 июля 2018 г. [Электронный ресурс].— URL: http://static.government.ru/media/files/sz1 pt6qongaxsixvptxlsjc3svtwe2he.pdf. (Дата обращения: 11.08.2019)
4. Постановление Правительства России «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» № 479 от 23 мая 2015 года. [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant. ru/71044750/ (Дата обращения: 11.08.2019).
5. Глоссарий терминов по вопросам инклюзивного образования. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mggtk.ru/info/education/ inkluziv/01_glossary_inkluz.pdf(Дата обращения: 12.08.2019).
6. Ахметова Д.З. Ускорит ли инклюзивное образование преодоление социальной эксклюзии? // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1 (6). С. 36-38.
7. Ахметова Д.З. Идеи концепции непрерывного инклюзивного образования //Карельский научный журнал. 2014. № 1 (6). С. 44-46.
8. Ахметжанова Г.В., Степанько А.А. Подготовка будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования: мотивацион-ный аспект //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 181-184.
9. Яковлева Е.Л. Выявляя причины распространения инклюзии и инклюзивного образования (философский аспект проблемы) // Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 26-29.
10. Емельянова Т.В., Степанько А.А. Модель процесса формирования мотивационной компетенции будущих педагогов инклюзивного образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 237-240.
11. Шумиловская Ю. В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю.В. Шумиловская. — Шуя, 2011. — 26 с.
12. Профессиональный стандарт педагогов, утвержденный Правительством РФ в 2019. — URL: https://www.menobr.ru/ article/65401-qqq-18-m1-profstandart-pedagoga (Дата обращения: 12.08.2019).
13. Розенблюм С.А. Инклюзия. Как помочь обычному учителю / С. А. Розенблюм // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология : сб. материалов IIМеждунар. науч. - практ. конф. /отв. ред. С. В. Алехина. — М.: Буки Веди, 2013. — С. 592-595.
14. Черкасова С. А. Формирование психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе в системе инклюзивного образования [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 19.00.07/С. А. Черкасова. — Москва, 2012. — 23 с.
15. Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки [Текст]: дис. ...канд. пед.наук: 13.00.08 / И.Н. Хафизуллина. — Астрахань, 2008. — 218 с.
16. Пенсионный фонд России по Республике Тыва. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pfrf.ru/branches/tuva/news~2018/12/ (Дата обращения: 03.08.2019).
17. Управление Федеральной службы Государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (Красноярскстат). [Электронный ресурс]. — URL: http://krasstat.gks.ru (Дата обращения: 03.08.2019).
18. Министерство образования и науки Республики Тыва. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.monrt.ru/index.php/ru/ novosti/2359-informatsionnaya-spravka-inklyuzivnoe-i-spetsialnoe-obrazovanie-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-i-detej-invalidov-v-respublike-tyva-2017-2018-uchebnyj-god (Дата обращения: 14.08.2019).
19. Артюшенко Н.П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования [Текст]:дисс. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. П. Артюшенко. — Томск, 2010. — 180 с.
20. Анайбан З.В. Межнациональные отношения в Туве в 90-е годы (По материалам этносоциологических исследований). — М.: Ин-тут этнологии и антропологии РАН, 1999. — 96 с.
21. Кужугет А.К. Традиционные нормы поведения и общения тувинцев в быту. /Культура тувинцев: традиция и современность. /Под ред. К.Л. Монгуш — Кызыл: ТНИИЯЛИ, 1988. — С. 65-73.
22. Ламажаа Ч.К. Тува между прошлым и будущим. — М.: Изд-во «Восход-А», 2008. — 500 с.
23. Назын-оол М.В. Исследование профиля латериальной организации мозга у тувинских детей младшего школьного возраста с различным уровнем интеллектуального развития. Вып. II. — Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2005. — С. 145-147.
24. Сундуй Г.Д. Мир детства кочевой Азии: опыт духовно-нравственного воспитания : [монография] / Г. Д. Сундуй ; М-во образования, науки и молодежной политики Респ. Тыва, Ин-т развития нац. шк. — Кызыл : Ин-т развития нац. шк. : Тувинское кн. изд-во, 2009. — 165 с.
25. Товуу Н.О. Психология семьи тыва этноса в условиях социально-экономических изменений [Текст]: Автореф. дис. ... доктора пси-хол. наук. — М., 2001. — 55 с.
26. Шаалы А.С. Этнопедагогическая подготовка учителя к воспитанию учащихся тывинской школы на традициях народного этика [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук. — М., 1997 — 16 с.
27. Куулар Д.О. Методическая подготовка будущих бакалавров образования профиля «информатика» к работе по выявлению и развитию одаренности учащихся в области информационных технологий [Текст]: дис. ...канд. пед.наук: 13.00.02 / Д.О. Куулар. — Омск, 2018. —196 с.
28. Тюлюш М.К., Очур Е.С., Тарыма А.К. Проблемы развития речевой компетенции будущих учителей в условиях билингвизма республики Тыва // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2. № 12. С. 204-208.
29. Рейтинг регионов по уровню благосостояния семей — 2019 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.riarating.ru/ infografika/20190604/630126280.html (Дата обращения: 28.07.2019).
30. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Приказ Минобрнауки 22 февраля 2018 г. [Электронный ресурс]. — URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440305_B_3_16032018. pdf (Дата обращения: 18.08.2019).
Статья поступила в редакцию 26.08.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019