Научная статья на тему 'ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КАДРАМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КАДРАМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / РЕФОРМЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / СОВРЕМЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ТРЕБОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Йомби Кевин Фабрис, Веденеева Галина Ивановна

Статья посвящена проблеме требований к современным научно-педагогическим кадрам. В настоящее время в связи с постоянными изменениями в обществе наблюдается процесс реформирования системы подготовки будущих специалистов в области образования. Такая подготовка проводится с учетом требований, предъявляемых образовательными системами и обществом к современным научнопедагогическим кадрам. Анализ требований, касающихся подготовки будущих специалистов, на основе ком-петентностного подхода позволяет классифицировать их по трем взаимосвязанным группам - от общих требований к специфичным. Особое внимание уделяется ключевым компетенциям, т. е. требованиям, которые применяются ко всем современным профессионалам, поскольку они способствуют необходимому взаимодействию со специалистами из других профессиональных сфер для решения наиболее острых и глобальных проблем. Перечисляются требования к современным научно-педагогическим кадрам как к педагогам, на выполнение которых, по мнению авторов, уделяется недостаточное внимание во время подготовки в аспирантуре. Отмечается сложность определения уровня соответствия современных научно-педагогических кадров данным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS FOR MODERN SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL: THE THEORETICAL ASPECT

This paper considers the problem of requirements for modern scientific and pedagogical personnel. At the moment, due to constant changes in society, the process of reforming the system of training future specialists in the field of education is taking place. This training is carried out while taking into account the requirements of educational systems and society for modern scientific and pedagogical personnel. An analysis of these requirements based on the competence approach allows them to be classified into three interrelated groups, from general requirements for all modern specialists to more specific requirements for the training of scientific and pedagogical personnel. Particular attention is given to key competencies, i.e. requirements that apply to all modern professionals, as they facilitate necessary interactions with specialists from other professional fields in order to solve most pressing and global problems. Then, the requirements for modern scientific and pedagogical personnel as teachers are listed, the implementation of which, according to the authors, is given insufficient attention during their postgraduate studies. Finally, the difficulty in determining the level of compliance of modern scientific and pedagogical personnel with these requirements is noted.

Текст научной работы на тему «ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КАДРАМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

PEDAGOGICS

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 10. С. 154-158. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 10. P. 154-158.

Научная статья УДК 378.2

https://doi.org/10.24158/spp.2022.10.23

Требования к современным научно-педагогическим кадрам: теоретический аспект

Кевин Фабрис Йомби1, Галина Ивановна Веденеева2^

■^Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия 2galina5423@mail.ruH

Аннотация. Статья посвящена проблеме требований к современным научно-педагогическим кадрам. В настоящее время в связи с постоянными изменениями в обществе наблюдается процесс реформирования системы подготовки будущих специалистов в области образования. Такая подготовка проводится с учетом требований, предъявляемых образовательными системами и обществом к современным научно-педагогическим кадрам. Анализ требований, касающихся подготовки будущих специалистов, на основе ком-петентностного подхода позволяет классифицировать их по трем взаимосвязанным группам - от общих требований к специфичным. Особое внимание уделяется ключевым компетенциям, т. е. требованиям, которые применяются ко всем современным профессионалам, поскольку они способствуют необходимому взаимодействию со специалистами из других профессиональных сфер для решения наиболее острых и глобальных проблем. Перечисляются требования к современным научно-педагогическим кадрам как к педагогам, на выполнение которых, по мнению авторов, уделяется недостаточное внимание во время подготовки в аспирантуре. Отмечается сложность определения уровня соответствия современных научно-педагогических кадров данным требованиям.

Ключевые слова: научно-педагогические кадры, реформы в системе образования, подготовка научно-педагогических кадров, современный специалист, требования, компетенции, общество

Для цитирования: Йомби К.Ф., Веденеева Г.И. Требования к современным научно-педагогическим кадрам: теоретический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 10. С. 154-158. https://doi.org/10.24158/spp.2022.10.23.

Original article

Requirements for Modern Scientific and Pedagogical Personnel: The Theoretical Aspect

Kevin F. Yombi1, Galina I. Vedeneeva2H

12Voronezh State University, Voronezh, Russia 2galina5423@mail.ruH

Abstract. This paper considers the problem of requirements for modern scientific and pedagogical personnel. At the moment, due to constant changes in society, the process of reforming the system of training future specialists in the field of education is taking place. This training is carried out while taking into account the requirements of educational systems and society for modern scientific and pedagogical personnel. An analysis of these requirements based on the competence approach allows them to be classified into three interrelated groups, from general requirements for all modern specialists to more specific requirements for the training of scientific and pedagogical personnel. Particular attention is given to key competencies, i.e. requirements that apply to all modern professionals, as they facilitate necessary interactions with specialists from other professional fields in order to solve most pressing and global problems. Then, the requirements for modern scientific and pedagogical personnel as teachers are listed, the implementation of which, according to the authors, is given insufficient attention during their postgraduate studies. Finally, the difficulty in determining the level of compliance of modern scientific and pedagogical personnel with these requirements is noted.

Keywords: scientific and pedagogical personnel, reforms in the education system, training of scientific and pedagogical personnel, modern specialist, requirements, competencies, society

For citation: Yombi, K.F. & Vedeneeva, G.I. (2022) Requirements for Modern Scientific and Pedagogical Personnel: The Theoretical Aspect. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (10), 154-158. Available from: doi: 10.24158/spp.2022.10.23 (In Russian).

В настоящее время во многих странах мира происходят реформы в системе образования, направленные на улучшение качества высшего образования и подготовки современных специалистов. Данные преобразования во многом связаны с происходящими изменениями в обществе и науке. К их числу относятся глобализация, информатизация общественных процессов, смена

© Йомби К.Ф., Веденеева Г.И., 2022

научных парадигм и т. д. Для того чтобы необходимые реформы в системе высшего образовании были эффективными, при их проведении необходимо уделять должное внимание процессу и результатам подготовки современных научно-педагогических кадров (далее - НПК).

Подготовка НПК осуществляется с учетом требований, предъявляемых к ним как со стороны образовательных систем (в основном регулируемых государствами), так и со стороны общества, в котором НПК выполняют особую роль. Эта роль обусловлена особенностями профессиональной деятельности данных кадров и статусом, который определяется обществом. Следует также отметить, что требования к НПК могут уточняться и дополняться самими вузами, в которых непосредственно ведется подготовка будущих преподавателей и исследователей. В таких случаях требования интерпретируются и расширяются согласно их картине мира, ценностям и потребностям времени.

На сегодняшний день нет единой, общепризнанной классификации требований к современным НПК. Существует ряд классификаций, различия которых обусловлены мировоззрением и предметом исследования конкретных авторов. Каждый исследователь, занимающийся подготовкой кадров высшей квалификации, рано или поздно сталкивается с вопросом о системе предъявляемых к ним требований и может впоследствии либо работать с существующими классификациями, либо создавать собственную классификацию.

Цель данной работы состоит в том, чтобы обобщить имеющиеся классификации требований к НПК. В этой связи мы предлагаем выдвигаемые авторами требования объединить, переходя от общего к частному, в свете компетентностного подхода, ставшего в последние годы основным в подготовке кадров. В сфере образования сторонниками данного подхода являются В.И. Байденко, Г.Э. Белицкая, Н.В. Кузьмина, В.Н. Куницина, А.К. Маркова, Дж. Равен, Р. Уайт и др.

Если раньше готовность специалистов-профессионалов (в том числе НПК) оценивалась по системе «знания - умения - навыки» (ЗУН), то сейчас большое внимание уделяется формированию системы компетенций у специалистов. Как известно, термин «компетенции» понимается по-разному. По мнению Б.Р. Манделя, компетенции - это:

- «поведение или профессиональные требования;

- персональные характеристики или качества, распределенные в группе людей;

- показатель уровня мастерства или шкала, имеющая несколько уровней» (Мандель, 2019:

371).

Компетенции отличаются от ЗУН тем, что они предполагают осознанное применение в различных практических жизненных ситуациях. Исходя из первой приведенной выше характеристики, понятия «требования к НПК» и «компетенции НПК» в какой-то степени можно использовать как синонимы. В нашей работе, однако, компетенции (в данном случае требования к НПК) распределяются, исходя из принципа от общего к частному, по трем группам:

- требования, касающиеся всех современных специалистов-профессионалов;

- требования для всех педагогов, в том числе для НПК;

- требования, которые специфичны для НПК.

Требования, входящие в первую группу, которые актуальны для всех специалистов независимо от их вида деятельности, являются «ключевыми компетенциями». Они позволяют современному специалисту не только решать различные задачи в его профессиональной сфере деятельности, но и успешно взаимодействовать со специалистами из других областей и профессий. Данные компетенции необходимы сегодня в связи с повышенной потребностью в проведении междисциплинарных исследований и проектов для поиска более эффективных путей решения проблем, стоящих перед человечеством.

К данной группе требований относятся: политические и социальные компетенции (способность принимать ответственность, участвовать в групповых дискуссиях, мирно разрешать конфликты и т. д.); компетенции, связанные с жизнью в поликультурном обществе (толерантность, принятие различий, способность жить с людьми с другим мировоззрением и т. д.); компетенции, связанные с коммуникацией и с информатизацией общества (коммуникационные навыки на родном языке, навыки управления информацией, компьютерные навыки и др.); способность к самообразованию, непрерывному обучению; системные компетенции (способность применять знания на практике, исследовательские способности, воля к успеху и др.); лидерские способности (инициативность, самостоятельность, осуществление управленческой деятельности и т. д.); наличие высокого уровня таких качеств, как самоконтроль, уверенность в себе, адаптивность, креативность и т. д. Данные компетенции отражаются в международных проектах и программах, таких как «Определение и отбор ключевых компетентностей», «Настройка образовательных структур», «Ключевые компетенции 2000» и др. Компетенции также рассматриваются в трудах зарубежных ученых, в частности в работах английского психолога Дж. Равена (Raven, 1984).

РЕйАЗООГСв

Система требований, предъявляемых к современному научно-педагогическому работнику как специалисту, также обусловлена спецификой его профессиональной деятельности, т. е. работы в качестве педагога. Речь здесь идет о второй группе требований к НПК. Именно по ней уточняется разница между понятиями «научный работник» и «научно-педагогический работник», которая не всегда ясна в различных научных работах, а также программах подготовки аспирантов. Научно-педагогический работник - это не только исследователь. Это педагог, чья педагогическая деятельность занимает центральное место в его профессиональной деятельности, органично связанной с его исследовательской деятельностью. Система требований к НПК как к преподавателям определяет содержание понятия «профессиональная готовность к педагогической деятельности». Сюда входят, с одной стороны, психологическая, психофизиологическая и физическая готовность педагога, а с другой - его научно-теоретическая и практическая компетентность (Сластенин и др., 2013). Что касается личности педагогического работника, в качестве компетенций В.А. Сластенин выделяет три комплекса качеств: «общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии педагога; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности)» (Сластенин и др., 2013: 29).

В.А. Крутецкий выделяет дидактические, академические, коммуникативные способности, педагогическое воображение и способность к распределению внимания (Крутецкий, Балба-сова,1991). А.И. Щербаков, в свою очередь, выделяет дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские способности (Щербаков, Мудрик, 1991).

Решающую роль в подготовке педагогического работника в качестве воспитателя играет направленность его личности. К.Д. Ушинский отметил: «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждения воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы» (Ушинский, 1989: 168-169). Кроме того, в структуре личности педагога важное место занимает его профессионально-педагогическая направленность. Сюда входят интерес к профессии педагога, наличие и осознание педагогического признания, педагогические склонности, способности и т. д.

Другим требованием к преподавателю является его познавательный интерес, обусловленный его любовью к преподаваемому предмету. Л.Н. Толстой сказал: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния» (Толстой, 1953: 72). Современный научно-педагогический работник способен ориентироваться в различных отраслях науки, которые он преподает, и связать их с практикой. Помимо этого, он систематически обновляет те знания, которые у него есть, он постоянно должен быть в курсе новых исследований и открытий, уметь прогнозировать перспективы преподаваемой науки.

Говоря о требованиях третьей группы, предъявляемых конкретно к современным НПК, следует учитывать все преобразования, которые сейчас осуществляются в вузах. Происходит значительное усложнение организации общества, обусловленное двумя противоречивыми тенденциями: с одной стороны, движение к глобализации, а с другой - попытка сохранить национальную и культурную идентичность. Растет потребность в фундаментальных и прикладных научных исследованиях. Особо значимым становится статус высшего образования при реформировании экономики (Князев, Клюев, 2008) и изменениях социальной и политической обстановки в мире.

Данные изменения способствуют развитию процессов интеграции и дифференциации, а также диверсификации в системе высшего образования. В связи с этим особенное значение приобретают такие явления, как:

- наблюдаемый переход к новой модели высшего образования, ориентированной на индивидуализацию учебного процесса;

- активация инновационных процессов в сфере высшего образования;

- повышение технологического оснащения образовательного процесса в вузах;

- междисциплинарная интеграция и нарастание интеграционных процессов в сфере образования;

- изменение запросов рынка интеллектуального труда;

- необходимость адаптации вузов к рыночной среде и повышение ролевой активности преподавателя высшей школы (Преподаватель в XXI веке..., 2010).

Поэтому к НПК в современных условиях предъявляются новые требования, к числу которых можно отнести:

- наличие высокого уровня интеллектуального и эмоционально-волевого развития;

- высокая степень общекультурного развития личности;

- широкие познавательные и профессиональные интересы в рамках предметной направленности;

- владение комплексом предметных знаний и методами их приобретения;

- направленность на постоянное самосовершенствование и совершенствование своих компетенций;

- наличие высокого уровня творчества и диалектичности мышления;

- наличие высокого уровня исследовательских, организаторских, управленческих способностей и т. д.

Современный преподаватель-исследователь является «воспитателем взрослых людей», вдохновителем, создающим условия внутри и вне аудитории для формирования их личности. Одновременно он и методист, который творчески организует учебный процесс на основе рационального использования теоретических знаний из области философии, педагогики, социологии, психологии и дидактики. Здесь важно гибкое мышление, которое позволит ему адаптироваться не только к новым социальным условиям, но и к новым требованиям его профессии и научному труду в настоящем и будущем. К профессионально важным качествам личности преподавателя относятся: положительная мотивация, интерес и любовь к научно-педагогической деятельности, креативность и др. По мнению исследователя Р.М. Магомедовой (2014), педагог - это учитель, воспитатель, ученый и менеджер.

Названные выше три группы требований не изолированы друг от друга, а существуют как взаимосвязанные элементы системы требований к современным НПК. Это доказывает работа с различными нормативно-правовыми документами (федеральными и национальными законами, приказами образовательных ведомств, программами подготовки НПК и др.). Помимо этого, сами требования являются динамичными, т е. меняются во времени в зависимости от политических, экономических и социокультурных особенностей общества. Тем не менее остается постоянное ядро социальных ожиданий и научных принципов, на которых строились и строятся те или иные требования. Это позволяет утверждать, что требования к НПК являются полуоткрытой системой, постоянно взаимодействующей с окружающей средой в определённом историческом контексте.

На практике при подготовке будущих НПК, однако, существует немало проблем при оценке соответствия тем или иным требованиям. Такая ситуация вызвана порой слишком обобщенной характеристикой компетенций, что усложняет возможность их четкого определения и количественного измерения.

Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы:

- реформы в системе подготовки современных НПК обусловлены постоянно наблюдаемыми изменениями в науке и обществе, проводятся с целью нахождения ответов на профессиональные вызовы времени;

- в последнее время требования к НПК в основном разрабатываются и уточняются в свете компетентностного подхода;

- требования к НПК целесообразно классифицировать по следующему основанию: от общих требований ко всем современным специалистам к тем, которые специфичны для НПК, разделив их на три взаимосвязанные группы;

- требования к современным НПК обладают динамичностью во времени, зависят от происходящих изменений в обществе, при этом остается постоянное мировоззренческое и научное ядро, на котором строятся данные требования;

- на данный момент вызывает немалые трудности задача оценки уровня НПК по тем или иным современным требованиям.

В заключение можно констатировать, что любая профессия, в том числе преподавательская и исследовательская, существует благодаря нормативным составляющим. Они четко определяют требования к профессии, а также способствуют наполнению её конкретным содержанием. В подготовке современных НПК должны учитываться не только компетенции, непосредственно связанные со спецификой их будущей профессиональной деятельности, но и общие, ключевые компетенции, необходимые современному специалисту XXI века. Последние способствуют его профессиональной мобильности и гибкости мышления, а также помогают в сотрудничестве с другими профессионалами, позволяют более эффективно проводить исследования, направленные на поиск решений глобальных проблем человечества. В связи с этим главная задача, стоящая перед руководителями высшего образования и педагогами, занимающимися подготовкой НПК, состоит в том, чтобы найти наиболее соответствующие запросам общества способы количественной и качественной оценки процесса и результата подготовки современных НПК.

PEDAGOGICS

Список источников:

Князев Е.А., Клюев А.К. Стратегическое управление международно-ориентированного классического университета. М., 2008. 148 с.

Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М., 1991. 109 с.

Магомедова Р.М. Требования, предъявляемые к научно-педагогическим кадрам в процессе диверсификации современных вузов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2014. № 3. С. 59-63.

Мандель Б.Р. Сравнительная педагогика: история, теория, проблематика: учебное пособие для обучающихся в магистратуре. Москва; Берлин, 2019. 573 с.

Преподаватель в XXI веке / под ред. О.И. Ткаченко. Челябинск, 2010. 147 с. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2013. 576 с. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1953. 444 с.

Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. М., 1988-1990. Т. 3. М., 1989. С. 168-169.

Щербаков А. И., Мудрик А. В. Психология учителя // Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. М., 1991. Гл. 9. С. 258-280.

Raven J. Competence in Modern Society: Its Identification, Development and Release. Oxford, 1984. 420 р.

References:

Knyazev, E. A. & Klyuev, A. K. (2008) Strategicheskoe upravlenie mezhdunarodno-orientirovannogo klassicheskogo univer-siteta [Strategic Management of an Internationally Oriented Classical University]. Moscow. 148 p. (In Russian)

Krutetsky, V. A. & Balbasova, E. G. (1991) Pedagogicheskie sposobnosti, ikh struktura, diagnostika, usloviya formirovaniya i razvitiy [Pedagogical Abilities, Their Structure, Diagnostics, Conditions of Formation and Development]. Moscow. 109 p. (In Russian)

Magomedova, R. M. (2014) Trebovaniya, pred"yavlyaemye k nauchno-pedagogicheskim kadram v protsesse diversifikatsii sovremennykh vuzov [Requirements for Scientific and Pedagogical Staff in the Process of Diversification of Modern Universities]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. (3), 59-63. (In Russian)

Mandel, B. R. (2019) Sravnitel'naya pedagogika: istoriya, teoriya, problematika [Comparative Pedagogy: History, Theory, Problems]. Moscow, Berlin. 573 p. (In Russian)

Shcherbakov, A. I. & Mudrik, A. V. (1991) Psikhologiya uchitelya [Psychology of the Teacher]. In: Petrovsky, A. V. (ed.) Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya [Age and Pedagogical Psychology]. Moscow. Ch. 9, pp. 258-280. (In Russian) Slastenin, V. A., Isaev, I. F. & Shiyanov, E. N. (2013) Pedagogika [Pedagogy]. Moscow. 576 p. (In Russian) Raven, J. (1984) Competence in Modern Society: Its Identification, Development and Release. Oxford. 420 р. Tkachenko, O. I. (ed.) (2010) Prepodavatel' vXXI veke [Teacher in the XXI Century]. Chelyabinsk. 147 p. (In Russian) Tolstoy, L. N. (1953) Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogical Essays]. Moscow. 444 p. (In Russian) Ushinsky, K. D. (1989) Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogical Works]. In 6 vols. Moscow. Vol. 3, pp. 168-169. (In Russian)

Информация об авторах К.Ф. Йомби - соискатель, кафедра педагогики и педагогической психологии, Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия.

Г.И. Веденеева - доктор педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и педагогической психологии, Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=737598.

Information about the authors K.F. Yombi - External PhD student, Pedagogy and Educational Psychology Department, Voronezh State University, Voronezh, Russia.

G.I. Vedeneeva - D.Phil. in Education Science, Associate Professor, Pedagogy and Educational Psychology Department, Voronezh State University, Voronezh, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=737598.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 09.09.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 30.09.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 13.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.