Научная статья на тему 'Психологические аспекты проблемы планирования профессиональной карьеры в условиях современного рынка труда (на примере выбора профессий финансово-экономического профиля)'

Психологические аспекты проблемы планирования профессиональной карьеры в условиях современного рынка труда (на примере выбора профессий финансово-экономического профиля) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1085
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / СПЕЦИАЛЬНОСТИ ФИНАНСИСТА И ЭКОНОМИСТА / МОТИВИРОВКИ ВЫБОРА / PROFESSIONAL SELF-SELECTION PSYCHOLOGY PROFESSION / A BANKER AND ECONOMIST / MOTIVATE THE CHOICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухова Оксана Владимировна

На примере исследования проблемы выбора профессий финансовоэкономического профиля рассмотрены некоторые факторы профессионального самоопределения личности в сложившихся условиях рынка труда и образовательных услуг, влияющие на выбор специальностей высшего профессионального образования, трудоустройство по которым осложнено из-за избыточного числа выпускников учебных заведений. Выделены наиболее часто встречающиеся у абитуриентов основания, мотивы и мотивировки выбора этих специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of planning professional career in the modern labour market (by the example of career financial and economic profile)

On the example of investigating the problem of occupational choices by economic and financial profile are considered some of the factors of professional self-identity in the current labor market conditions and educational services, influencing the choice of specialties of higher professional education, employment, which is complicated because of the excessive number of graduates. Identified the most common reason for applicants, the motives and rationale of selection of these specialties.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты проблемы планирования профессиональной карьеры в условиях современного рынка труда (на примере выбора профессий финансово-экономического профиля)»

УДК 159.9 ББК Ю948

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ)

О.В. Глухова

На примере исследования проблемы выбора профессий финансовоэкономического профиля рассмотрены некоторые факторы профессионального самоопределения личности в сложившихся условиях рынка труда и образовательных услуг, влияющие на выбор специальностей высшего профессионального образования, трудоустройство по которым осложнено из-за избыточного числа выпускников учебных заведений. Выделены наиболее часто встречающиеся у абитуриентов основания, мотивы и мотивировки выбора этих специальностей.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, психология выбора профессии, специальности финансиста и экономиста, мотивировки выбора.

Психологическое исследование факторов, определяющих формирование и развитие профессиональной карьеры человека, неизбежно связано с изучением профессионального самоопределения как важного психологического феномена. Профессиональное самоопределение представляет собой одно из основных понятий психологии личности. Однако теоретический аппарат его описания до сих пор разработан недостаточно.

Одним из ключевых элементов самоопределения и становления личности является выбор профессии и последующее осуществление профессиональной деятельности. Личность, совершая профессиональный выбор, определяет лишь путь развития, по которому будет проходить ее становление как специалиста: «... рассмотрение деятельности в качестве профессии позволяет ... установить ценное для развития личности соотношение своих способностей и профессии, т. е. время профессиональной жизни, занимающее основной период жизни человека, становится личностно ценным. Своевременность овладения профессией, включая получение образования и становление профессионалом и прохождения этапов профессиональной жизни (карьеры) диктуются существующей социальной нормативностью и ценностью - оптимальностью возрастных и личностных сроков прохождения этих этапов и личностной потребностью в объективации, самореализации, самоутвер-

ждении», - подчеркивает Абульханова-

Славская [1]. Таким образом, основой профессионального самоопределения следует считать личностную активность и самостоятельность в выборе определенного места в обществе.

Однако профессиональное самоопределение ни в коем случае не сводится исключительно к акту выбора профессии. Это глубинный процесс изменения личности, направленный на ее совершенствование и определение своего места в мире. Сущностью профессионального самоопределения, считает Н.С. Пряж-ников, является нахождение смысла выбираемой или уже выполняемой работы, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения [3].

Профессиональным самоопределением следует назвать процесс определения личностью путей самореализации в профессионально-трудовой среде. Профессиональное самоопределение не заканчивается с выбором направления профессионального становления, получением профессионального образования и обретением личностью места работы. Этот процесс у разных людей может длиться всю жизнь и включать в себя выбор карьеры и даже смену профессии.

Изучение проблем, связанных с профессиональным компонентом самоопределения личности и планирования профессиональной карьеры, представляется нам необходимым в

ситуации формирования профессиональных стандартов третьего поколения и изменения системы профильного образования в сложных условиях рынка труда, часто приводящего выпускника в статус безработного сразу после завершения профессионального образования. Особое значение эта проблема имеет для специалистов круга профессий, пользующихся высоким спросом у абитуриентов и их родителей, несмотря на очевидные проблемы и трудности последующего трудоустройства. Наиболее часто в научной литературе и в СМИ к таковым относятся специальности гуманитарного, юридического и финансовоэкономического профиля. Как следствие, отмечается парадоксальная ситуация: вызванное спросом широкое предложение образовательных услуг по этим специальностям и переизбыток этих специалистов на рынке труда на фоне достаточно широкой распространенности этих профессий. В силу этого изучение профессионального самоопределения в условиях выбора указанных профессий представляет особый интерес для современной психологии. В качестве объекта такого рода исследования выбраны специальности финансовоэкономического профиля (бухгалтер, финансист, экономист).

Проблема формирования профессионального самоопределения специалистов финансово-экономического профиля в современной России имеет ряд особенностей. Требования работодателей к наличию стажа работы, профессионализму и возрасту заранее предопределяет трудности, которые ожидают будущих специалистов после выхода из стен учебного заведения. В то же время, известность (иногда скандального и даже криминального характера) в обществе приобретают люди, имеющие исключительные особенности и способности как раз в области финансов и экономики. Вероятно, именно такого рода разбросы в возможностях профессиональной деятельности лежат в основе того факта, что в последние годы абитуриенты при поступлении в вуз продолжают «штурмовать» прежде всего специальности финансово-экономического профиля. И хотя предложения на рынке труда специалистов финансово-экономического профиля намного превышают спрос на них в обществе, интерес к этой специальности не снижается. Наиболее востребованными среди абитуриентов по-прежнему остаются специальности «бухгалтерский учет» и «экономика».

Анализ результатов выполненного нами исследования мотивировок выбора этих специальностей в филиале Южно-Уральского государственного университета в г. Сатке на выборке более чем 300 абитуриентов и студентов младших курсов позволил выделить несколько наиболее часто называемых абитуриентами оснований для выбора этих специальностей профессионального образования.

^ Эти специальности выбирают до сих пор как одни из традиционно престижных, сохраняющих свою привлекательность по инерции с 90-х годов, когда страна переходила к рыночным отношениям и таких специалистов было недостаточно, а рынок труда нуждался в экономистах и бухгалтерах.

^ У многих абитуриентов и студентов имеются склонности к выполнению видов работ, востребованных при осуществлении этих видов профессиональной деятельности: математическое мышление, аналитические способности, психологические качества (аккуратность, концентрация, распределение, объем внимания и т.п.).

^ Работа бухгалтера и экономиста считается относительной легкой и простой, имеет явный «женский» характер.

^ Профессия относится к числу одной из самых массовых и востребованных в учреждениях и организациях самого разного типа - от швейной мастерской до преуспевающего банка.

^ Считается, что работа с денежными и материальными средствами, финансовыми потоками может обеспечить человеку достойный заработок.

^ Выбор такой профессии полезен при любом варианте развития профессиональной карьеры, поскольку бухгалтерские знания и компетентность в экономике пригодятся даже для успешного ведения домашнего хозяйства.

^ Обретение соответствующей

квалификации и знаний предоставляет больше возможностей для открытия и успешного ведения собственного бизнеса - от индивидуальной предпринимательской

деятельности до открытия любых частных учреждений и организаций.

^ Наличие именно высшего финансовоэкономического образования открывает реальные возможности для карьерного роста в профессиональной среде.

Имея такие представления о выбранной специальности, многие абитуриенты и даже студенты младших курсов не понимают ее

Научные работы студентов, магистров и аспирантов

содержания и не готовы прилагать усилия к овладению профессиональными знаниями, навыками и компетенциями. Недопонимание основ своей будущей трудовой деятельности также не позволяет будущим специалистам быть устойчивыми в ситуации жесткой конкуренции среди профессионалов на рынке труда. Одним из способов снижения риска безработицы для будущих специалистов можно назвать стремление к планированию профессиональной карьеры.

Существование субъекта в современном обществе вынужденно динамично, поэтому стремление любого профессионала к развитию карьеры вполне логично. Это осознанный путь к конкретному должностному продвижению или к намеченному статусу, способствующий успешному профессиональному самоопределению в соответствии с квалификацией специалиста.

Впервые человек задумывается о планировании карьеры в период осознания себя как члена общества, принятия социальных норм и ролей. Это время (с рождения до 14 лет) можно назвать базовым для формирования у человека:

- способностей и соотнесения возможностей своей личности с требованиями мира взрослых;

- системы социально значимых ценностных представлений, идеалов;

- путей реального планирования своего будущего.

Наличие таких базовых формирований позволяет личности в период исследования социальных отношений и самопознания совершать первые в своей жизни выборы трудовой деятельности и профессионально самоопределяться [1, 3]. Истоки этого периода описала Л.И. Божович на материале исследования детей старшего школьного возраста [2]. При этом Л.И. Божович характеризует самоопределение как личностное новообразование подростка в сочетании с двуплановостью этого феномена: с одной стороны, - это профессиональный выбор, с другой - выбор смысла существования. В возрасте 15-24 лет закладываются основные жизненные смыслы, в том числе планирование карьеры. Чаще всего это период студенчества, в основе которого не только получение базовых знаний, умений и навыков по профессии, но и формирование представлений о себе как профессионале [3]. Профильное обучение в этом случае может быть благоприятным внешним условием для

профессионального самоопределения и определения путей развития карьеры.

На этапе получения профильного образования личность будущего профессионала развивается и изменяется в соответствии с основными ценностными представлениями, характеризующими данную профессиональную общность. В сознании формируется «четкое изображение» себя в перспективе как квалиф-цированного специалиста. Психологически человек готов к построению профессиональных планов, к принятию самостоятельных твердых решений при планировании карьеры.

Это тем более важно в современном мире с его интенсивностью изменений и нестабильностью. Сегодня время больших возможностей, свободы и путей для самореализации. Отсюда повышенные требования к личности как профессионалу, к его способности быть субъектом собственной жизни, делать выбор и отвечать за него, быть готовым к постоянному саморазвитию и самодвижению. Поэтому будущим специалистам необходимо:

- знать перечень должностей по своей специальности, соответствующих карьерному росту;

- определять возможности своего развития (наличие способностей, качество профильного обучения, уровень профессиональной подготовки) и его соответствие потенциальной должности;

- выработать систему оценок своего профессионального развития, накопления опыта и личностного совершенствования;

- быть готовым к новым требованиям при переходе из одной должностной категории в другую;

- иметь четкое представление о профессиональных и личностных компетентностях.

Студентам необходимо иметь представления о содержании компетентностей в профессии для стабильности повышения карьеры на протяжении жизненного пути.

Государственные образовательные стандарты третьего поколения, в отличие от предыдущих стандартов, методологически построены на основе компетентностного подхода. Профессиональные компетентности включают в себя конкретные знания и навыки в области профессиональной деятельности. Личностные же компетентности отвечают уже за определенные личностные характеристики, мотивы и самооценку.

В свете описанной выше ситуации высокого спроса у абитуриентов на обучение про-

фессиям финансово-экономического профиля изучение проблемы построения профессиональной карьеры этой категории специалистов требует рассмотрения многих вопросов, в частности:

- Как изменилось отношение к профессиональной карьере у молодых людей в условиях открытой информации о состоянии рынка труда и возможностей развития профессиональной карьеры в этой области?

- Что вкладывается в понимание профессиональной карьеры специалиста в области финансов и экономики в современном обществе?

- Кто может стать настоящим профессионалом в этой области и каковы личностные предпосылки к этому?

В этом плане психологические исследования в области профессионального инфор-

мирования, профессионального консультирования, профессиональной ориентации требуют определенной корректировки в связи с рассмотренной ситуацией на рынке образовательных услуг и рынке труда и занятости.

Литература

1. Абульханова-Славская, К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М. : Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

3. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение /Н. С. Пряжников.

- М. : Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «мОдЭК», 1996.

Поступила в редакцию 7 февраля 2010 г.

Глухова Оксана Владимировна. Аспирант кафедры клинической психологии, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск.

Oksana V. Glukhova. Postgraduate student of clinical psychology, South Ural State University, Chelyabinsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.