УДК 378.047 + 159.9 ББК Ю962.3 + Ч448.44
DOI: 10.14529^у150414
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ ОБРАЗОВАНИЕ ПО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ)
О.В. Гпухова
Южно-Уральский государственный университет, филиал в г. Сатка
Описаны материалы поэтапного и лонгитюдного исследования особенностей профессионального самоопределения в современных условиях рынков образовательных услуг и труда. На примере выбора обучения профессиям финансово-экономического блока (бухгалтер, экономист) отражены диспропорции между их высоким спросом у абитуриентов и их родителей и низкой востребованностью на рынке труда. Отражены основные характеристики мотивации выбора этих профессий, отражающих сохраняющиеся представления об их массовости, престижности, прежде всего у лиц женского пола вследствие их очевидной гендерной направленности и возможностей карьерного роста и обеспечения материального благополучия. Описаны результаты сравнительного исследования представлений о перечне общепсихологических и специализированных профессионально-важных качеств личности, необходимых для успешной деятельности в этой области. Установлено, что у студентов выпускных курсов представления об иерархии таких качеств обнаруживают большее сходство с представлениями у лиц с большим опытом и стажем в этой профессии, чем у студентов младших курсов. Полученные данные проанализированы в контексте этапности формирования профессионального и личностного самоопределения.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональное образование, бухгалтерский учет, финансы и кредит, рынок образовательных услуг, рынок труда. профессионально-важные качества.
Одним из основных условий эффективного взаимодействия общества и человека на современном этапе является его своевременное и рациональное профессиональное самоопределение. Очевидно, что процесс такого самоопределения в современных социально-экономических условиях не может быть, с одной стороны, бесконечным по продолжительности, и, с другой стороны, фиксированным к определенным возрастным периодам (например, окончанию обучения в школе). На этот процесс неизбежно влияет необходимость социализации в новых продиктованных изменением рыночной ситуации условиях (вынужденный характер изменения социального статуса, включая, например, изменение места жительства). Кроме того, процесс профессионального самоопределения очевидно должен быть относительно кратковременным, поскольку оказавшийся перед выбором нового профессионального пути человек в такие периоды должен получить возможность для успешной самореализации в трудовой дея-
тельности применительно к конкретным социально-экономическим условиям, а не только удовлетворить абстрактно понимаемую потребность в самореализации (Пряжников, 1996).
Особое значение эта проблема имеет для молодых людей и их родителей, выбирающих путь освоения специальностей, традиционно из года в год пользующихся высоким спросом на рынке образовательных услуг, несмотря на очевидные проблемы и трудности последующего трудоустройства (к числу таких специальностей относятся прежде всего специальности гуманитарного, юридического и финансово-экономического профиля).
Отмечается парадоксальная ситуация: вызванное спросом широкое предложение образовательных услуг по этим специальностям сопровождается, как следствие, переизбытком таких специалистов на рынке труда (фактически - переизбытком граждан с таким образованием на рынке безработицы), при том, что в реальности наблюдается достаточно остро
декларируемая работодателями потребность в трудоустройстве высококвалифицированных работников такого профиля.
Дополнительный аспект актуальности рассматриваемой проблемы необходимости профессионального образования в области бухгалтерского учета и финансов придает тот факт, что в современных условиях многим гражданам (даже не осуществляющим самостоятельно какой-либо предпринимательской или хозяйственной деятельности, но вынужденным выполнять требования гражданского, налогового и пенсионного законодательства и попадающим при этом под достаточно жесткие санкции в случае каких-либо его нарушений) необходимо умение ориентироваться в общих вопросах финансов, бухгалтерии и экономики. Как следствие, предполагается, что экономические знания по своей сущности являются универсальными и применимыми в любой области жизнедеятельности человека.
Высоковероятно, что именно такого рода представления лежат в основе того, что в последние годы абитуриенты вузов порождают в них высокий конкурс прежде всего по специальностям финансово-экономического профиля, несмотря на очевидные и известные (в том числе и родителям абитуриентов) проблемы трудоустройства по этой профессии.
В силу этого рассмотрение фактора профессионального самоопределения в условиях выбора указанных профессий представляет особый интерес для современной психологии (Зеер, 2003) и объясняет выбор нами профессионального самоопределения в случае выбора профессий финансово-экономического профиля (экономист, финансист, бухгалтер).
Профессиональные психологические портреты (психограммы) бухгалтера и экономиста, приводимые в ставших классическими исследованиях Е.А. Климова, отражают, прежде всего, принадлежность представителей этой профессии типу «Человек - Знаковая система». Указывается, что они умеют хорошо разбираться с информацией, содержащей цифры, условные обозначения, показатели, числовые соотношения, таблицы, формулы и т. п. (Климов, 2004, с. 190). При этом считается, что «работа экономиста не связана с физическими нагрузками, но обязательно связана с расчетами, переработкой больших объемов информации, выраженной в цифрах» (Климов, 2004, с. 291).
Очевидно, что и этап выбора обучения такого рода профессиям, и различающиеся
между собой этапы обучения имеют (в плане профессионального и личностного самоопределения) различное психологическое содержание (Божович, 1995; Любимова, 2000).
Признание этого факта было положено в основу принципов организации психологического исследования, выполненного нами в филиале Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) - далее ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ), - находящемся в г. Сатке Челябинской области. Исследование было организовано, во-первых, по принципу «срезов» с помощью качественных и психодиагностических методов на выборках студентов первых, третьих и выпускных четвертых (в группах бакалавриата) либо пятых (в группах специа-литета) курсов. Во-вторых, исследование выполнялось и по принципу лонгитюда, в ходе которого были отслежены изменения в системе качественных и психодиагностических данных у каждого обследованного респондента на протяжении всех лет обучения. Всего выборка студентов представлена более чем 300 случаями наблюдения, распределенными как в «срезовых», так и в «лонгитюдных» массивах данных. Одним из важных факторов исследования являлось то, что выборку составили молодые люди (в абсолютном большинстве - женского пола), проживающие в условиях небольшого города с двумя градообразующими предприятиями (так называемый моногород), в котором на протяжении ряда последних лет отмечается традиционно напряженная ситуация на рынке труда, проявляющаяся, в том числе, большим числом состоящих на учете безработных с высшим образованием по специальностям «бухгалтерский учет», «финансы и кредит», «экономика» при относительно малом числе вакансий рабочих мест по этим профессиям. Вместе с тем, в настоящей публикации не представлен анализ результатов исследования в контексте ситуации на рынке труда и безработицы в моногороде.
Анализ результатов исследования характеристик мотивации выбора этих специальностей позволяет выделить несколько наиболее важных тенденций в выборе абитуриентами и их родителями этих специальностей профессионального образования.
Во-первых, эти специальности до сих пор традиционно выбираются как примеры пре-
стижных, сохраняющих свою привлекательность (по инерции с 90-х годов ХХ века) профессий, востребованных в условиях перехода и активного внедрения рыночных отношений. Востребованность во многом объяснялась дефицитом таких специалистов, остро открывшимся в условиях формирования рыночных отношений при всплеске экономической активности большого числа граждан страны, занятых ранее в плановом секторе социалистической экономики.
Во-вторых, у этих специальностей усматривается традиционно «женское» лицо, что объясняет такой выбор преимущественно у лиц женского пола. Как следствие, в практике требуется наличие характерных для этой деятельности и связанных с ней гендерных психологических качеств (устойчивость к моното-нии, склонность к многократному выполнению циклических операций, аккуратность при их выполнении, основанная на сохранности всех видов внимания - концентрации, распределения, объема, устойчивости и т. п.), а также некоторых других психологических способностей и склонностей, например, склонности к выполнению видов профессиональной деятельности, основанных на преобладании абстрактного и, в частном случае, математического мышления, аналитических способностей, способностей удерживать в памяти достаточно большой объем информации и освобождаться от него по мере необходимости (например, после завершения так называемого «отчетного периода»).
В-третьих, работа бухгалтера, финансиста и экономиста считается относительной простой, носящей «не критический», вторичный и не экстренный в плане управления и принятия управленческих решений характер, что считается приемлемым для женщин, в том числе и в связи с исполнением ими семейных и материнских обязанностей.
В-четвертых, считается, что профессия относится к числу одной из самых массовых и востребованных в учреждениях и организациях самого разного типа - от швейной мастерской до преуспевающего банка, что, при наличии определенных объективных и субъективных предпосылок, позволит нейтрализовать описанные выше негативные тенденции на рынке труда и безработицы.
В-пятых, многие выбирающие такую образовательную траекторию люди руководствуются мнением, что связанная с денежными и материальными средствами профес-
сиональная деятельность сама по себе может обеспечить человеку достойный заработок.
В-шестых, выбор этой профессии на первоначальном этапе профессионального самоопределения может оказаться полезным в плане возможных дальнейшего профессионального роста, изменения профессиональной карьеры и карьерного роста в системе менеджмента.
В-седьмых, обретение соответствующей квалификации и знаний предоставляет больше возможностей для открытия и успешного ведения собственного бизнеса - от индивидуальной предпринимательской деятельности до открытия любых частных учреждений и организаций, включая вероятность организации наиболее перспективных, с точки зрения потребителей, услуг, кредитно-банковских, микрофинансовых и иных учреждений.
Опираясь на такие представления о выбранных специальностях, многие абитуриенты и даже студенты младших курсов не понимают содержания образования в этой области, и, как следствие, оказываются не готовыми прилагать усилия к овладению профессиональными знаниями, навыками и компетенциями. Недопонимание основ и специфики предстоящей трудовой деятельности также не позволяет будущим специалистам быть устойчивыми в ситуации жесткой конкуренции среди других профессионалов, вышедших на рынок труда. При этом очевидно, что одним из способов снижения риска безработицы для будущих специалистов можно назвать способность к планированию профессиональной карьеры, которая, по нашему мнению, должна формироваться в ходе получения профессионального образования.
Психологический анализ распределенных в динамике периодов обучения полученных качественных и психодиагностических данных проводился с учетом классических положений общей психологии и психологии труда, свидетельствующих, в частности, о том, что в профессиональном самоопределении от начальных этапов становления до последних стадий его созревания основополагающим является процесс развития личности, готовой к определенной общественно-трудовой деятельности.
В плане переноса этого тезиса на ситуацию профессионального самоопределения отметим, что наиболее важным и критическим является период начала профессионального обучения. Уже на 1-2 курсах вузов сту-
денты, сделав определенный профессиональный выбор, получают возможность обучаться у преподавателей специализированных дисциплин, изучать содержание таких дисциплин, начинают практически включаться в будущую профессиональную деятельность и становятся ее активными участниками. В этот период происходит корректировка ранее сформировавшихся представлений о профессии, основанных часто на гипотетических знаниях о профессии, ее смысловом и ценностном содержании. Создаются условия для формирования образов «профессии во мне» и «профессии для меня».
С позиций адаптационной парадигмы следует отметить, что студенты в период обучения на первом-втором курсе находятся в условиях адаптации к условиям образовательной среды вуза: они знакомятся с требованиями учебного заведения, с особенностями проживания возраста студенчества, с особенностями вхождения студентами в профессиональную деятельность. В итоге начинает формироваться первоначальное представление о себе в роли профессионала; появляется осознанный интерес к изучению мира профессий и их социальной значимости; личностные смыслы обогащаются новой системой ценностей, приобретается опыт регламентированного режима труда и совместной деятельности.
В середине периода обучения у студентов возникает интерес к постановке карьерных целей, к анализу перспектив и выгод от будущей профессии. Усиливаются познавательная активность, организованность, целенаправленность деятельности, критичность, собственная позиция в межличностных взаимоотношениях, актуализируются профессиональные интересы и перспективные планы. В этот период важным в профессиональном самоопределении и становлении является творческий компонент личности, позволяющий студенту представить свое профессиональное будущее, увидеть возможности профессионального развития и способы его воплощения, оценить возможный результат.
На завершающих курсах студенты осознают необходимость выполнения новой социальной роли после завершения обучения, в том числе повседневно выполнять трудовые обязанности, организовывать свой труд в соответствии с требованиями профессии и социума, быть социально полезным обществу. С целью выполнения такого рода обязанностей студенты начинают осознанно стремиться к
накапливанию багажа знаний, умений и навыков в приобретаемой профессии, к получению навыков в карьерном планировании. В преддверии необходимости выхода на современный рынок труда решается вопрос о специализации в рамках выбранной профессии, о конкретном месте работы.
К периоду окончания обучения круг предпочитаемых специальностей сужается. Студенты готовятся к трудоустройству по профессии и оценивают успешность трудоустройства в связи с полученным образованием.
Однако как показывает практика, нередко на этапе завершения профессионального обучения процесс самоопределения в отношении выбранной профессии не завершается окончательно: у многих он имеет законченный вид только после начала работы на конкретном рабочем месте.
Таким образом, в период обучения в вузе у студента формируются определенные представления о будущей профессиональной роли, складывается свой, присущий только ему «образ себя как профессионала», характеризующий ценностную сущность субъекта, его познавательную, коммуникативную сферу и регуляторные возможности. Эти представления можно рассматривать как базовый уровень развития будущего профессионала.
Кроме базовых представлений о себе как профессионале студент получает в период обучения в вузе конкретные знания относительно будущей профессии, о ее сущности и содержании, о необходимых профессионально-важных качествах.
Профессионально-важные качества специалиста финансово-экономического профиля определяются упомянутыми выше особенными требованиями и условиями деятельности, прежде всего гиподинамичным («сидячим») характером работы с однотипностью функциональных обязанностей, требующих повышенной ответственностью. Именно поэтому профессионально успешного специалиста-финансиста отличают определенные черты личности, характерные для этой профессиональной области труда: оперативность, системность, аналитический и стратегический стиль мышления; наблюдательность, внимательность; большой объем памяти; аккуратность; организованность. Среди динамичных характеристик психических процессов у специалистов этого профиля наиболее важными являются: способность к длительной однотипной напряженной работе (работоспособ-
ность в условиям монотонности деятельности), умение переключаться с одного вида деятельности на другой и быстро включаться в новый вид деятельности.
Обобщая вышеизложенное, следует считать, что успешным процесс профессионального самоопределения студента в период его обучения в вузе может быть признан при наличии следующих составляющих:
1) его готовность к ситуации на рынке труда и высокая конкурентоспособность;
2) принятие необходимости своих личностных и профессиональных изменений;
3) способность использовать знания специальных дисциплин для решения производственных задач;
4) знание и понимание основ своей будущей профессиональной деятельности;
5) стремление к самообразованию, саморазвитию и творческий подход к решению задач.
Еще одним фрагментом описываемого исследования подобных представлений о себе как о профессионале у студентов финансово-экономических специальностей высшего профессионального образования являлось изучение представлений о профессиональных качествах бухгалтера, экономиста. Дополнительной задачей этого фрагмента исследования являлось не только получение данных об особенностях осознания студентами своей будущей деятельности, но и определение меры самоидентификации студентов с эталонными либо нормативными представлениями о профессионалах в своей сфере.
Дизайн фрагмента исследования. В исследовании на первом этапе приняли участие 112 студентов первых и пятых курсов, обучавшихся по финансово-экономическим специальностям, в том числе по 24 студента 1-го и 5-го курсов, обучающихся по специальности «бухгалтер» (группы Б] и Б5 соответственно), и по 32 студента 1-го и 5-го курсов, обучающихся по специальности «экономист» (группа Э] и Э5 соответственно).
Студентам начальных и старших курсов было предложено из определенного перечня назвать по четыре профессионально важных качества, которыми должен обладать выпускник вуза - будущий работник по финансово-экономическим специальностям. В зависимости от частоты выбора той или иной психологической характеристики (по значениям процентной доли от всех выборов всеми участниками каждой группы) определялся ее рейтинг в соответствующем тезаурусе характеристик.
На втором этапе исследования экспер-там1 предлагалось определить рейтинг каждого выделенного студентами на первом этапе профессионального качества.
Сравнительные характеристики полученных результатов приведены в таблице.
В ходе исследования было выявлено несовпадение представлений студентов об общих и специальных способностях профессионалов в сфере финансов и экономики.
У студентов-первокурсников очевидно отмечается приоритетность выбора общепсихологических личностных качеств над профессиональными: эти характеристики занимают 9 из 10 рейтинговых мест в первой их десятке (за исключением 7-го места, отданного первокурсниками-экономистами дескриптору «самостоятельность»). На этом этапе понимания роли важных профессиональных качеств наиболее значимыми у первокурсников считаются: коммуникабельность, ответственность, грамотность, трудолюбие, эрудированность, высокий интеллект, уравновешенность, настойчивость и экономность.
Таким образом, роль коммуникабельности, высокого интеллекта и настойчивости профессионала в области бухгалтерского учета, финансов и экономики, по мнению студентов начальных курсов, представляется гораздо более важной в процессе выполнения служебных обязанностей, чем внимательность, аналитичность и стратегичность мышления.
У студентов-пятикурсников иерархия представлений существенно меняется: они определяют роль общих и, особенно, специализированных профессионально-важных качеств у специалистов этого профиля. В первую очередь ими выделяются стремление к саморазвитию, знание основ своей профес-
1 Экспертами выступили сотрудники трех промышленных предприятий: ОАО «Комбинат «Магнезит», ООО «Группа «Магнезит» (г. Сатка) и ОАО «Бакальское рудоуправление» (г. Бакал Челябинской области). В их числе начальник бюро главной бухгалтерии, начальник группы Международной статистики и финансовой отчетности, начальник отдела труда. Все эксперты имеют стаж работы работы на предприятии от 15 до 30 лет, обладают необходимой осведомленностью (языковой компетентностью) относительно содержательного (смыслового) наполнения предлагаемых для сравнения профессионально-важных качеств, успешны в профессиональной и служебной карьере, имеют опыт работы со студентами при прохождении ими производственных практик.
Сравнительная характеристика иерархии выбора общепсихологических и специализированных профессионально-важных качеств у экспертов и студентов, обучающихся финансово-экономическим специальностям
Профессионально важные качества Рейтинг дескрипторов в каждой группе
Студенты Эксперты
Бухгалтеры Экономисты
Гр. Б! Гр. Бз Гр. Э Гр. Э5
Общепсихологические личностные характеристики
Грамотность, начитанность 3 30 11 23 30
Уравновешенность, спокойствие 8 23 5 18 24
Усидчивость 11 31 25 33 31
Инициативность 12 32 8 19 27
Трудолюбие 4 24 3 32 28
Упорство, настойчивость 9 25 9 12 25
Лидерские качества 25 14 13 11 29
Целеустремленность 18 26 12 26 21
Эрудированность, образованность 5 15 4 20 33
Использование знаний на практике 26 27 19 15 34
Высокий интеллект 6 28 6 29 17
Умение разрешать конфликты 14 16 14 24 32
Заинтересованность в своей работе 27 17 16 17 12
Расчетливость, экономность 10 33 15 16 23
Умение формулировать задачи 16 34 10 21 26
Обучаемость 28 18 26 25 16
Коммуникабельность 1 1 2 2 13
Ответственность 2 2 1 1 10
Специализированные профессионально важные личностные характеристики
Толерантность к новому 29 9 27 30 18
Самостоятельность 13 5 7 5 11
Оперативность мышления 19 6 17 3 9
Работоспособность 30 11 28 8 15
Организованность 20 19 20 10 5
Внимательность, сосредоточенность 15 12 18 22 3
Аналитичность мышления 21 7 21 14 1
Стратегичность мышления (прогнозирование) 22 20 29 9 22
Логика мышления 31 21 30 27 4
сии, оперативность и аналитичность мышления, компетентность, толерантность к новому и аккуратность. При этом специальные профессиональные качества занимают более приоритетные места в рейтинге: 3-е и 4-е места и места с 6-го по 10-е. Среди общих качеств пятикурсники признают важными прежде всего коммуникабельность и ответственность.
В отличие от этого, специалисты-эксперты с большим опытом профессиональной деятельности в этой области при соотнесении называемых студентами профессионально-важных качеств с требованиями профессии высказали существенно
отличающееся мнение. Приоритетным признается прежде всего обязательное наличие у профессионала специальных профессиональных качеств: аналитичность и страте-гичность мышления, логическое мышление, математические способности, знание основ своей профессии, ответственность, самостоятельность, организованность, аккуратность и внимательность. Отметим, что тезаурусы ие-рархизированных перечней профессионально важных качеств у студентов старших курсов и у экспертов совпадают в значительной мере по составу как общепсихологических, так и специализированных психологических характеристик.
Как следствие, представляется обоснованным вывод о том, что представления студентов выпускного курса о необходимых для освоения будущей профессии профессиональных способностях характеризуются адекватностью и соотносятся с представлениями, существующими у специалистов с большим опытом и стажем работы.
Литература
1. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.; Воронеж: Международная пед. академия, 1995. -264 с.
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. - М.: Издат. центр «Академия», 2004. - 304 с.
4. Любимова, Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов / Г.Ю. Любимова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. -2000. - № 1.
5. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
Глухова Оксана Владимировна, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических наук, Южно-Уральский государственный университет, филиал в г. Сатка, (Челябинская область), [email protected]
Поступила в редакцию 23 октября 2015 г.
DOI: 10.14529/psy150414
SELF-DETERMINATION FEATURES OF YOUNG PEOPLE IN THE MODERN SITUATION (BY THE EXAMPLE OF RESEARCH OF THE STUDENTS GETTING FINANCIAL AND ECONOMIC EDUCATION)
O.V. Glukhova, [email protected]
South Ural State University, Satka Branch, Satka, Chelyabinsk region, Russian Federation
The article describes phased and longitudinal research materials of the professional self-determination features in the modern market conditions for educational and labor services. By the example of the educational choice for the financial and economic professions (an accountant, an economist) it is reflected the disbalance between their high demand among students and their parents, and low demand in the labor market. It is shown the main motivational characteristics of the choice these professions, reflecting the constant idea of their mass character, prestige, especially among females due to their gender orientation and opportunities for career growth and material prosperity. It is described the results of comparative study of general psychological and specialized professional qualities necessary for the success in this area. It was reported that senior students' ideas about the qualities hierarchy shows greater similarity with the ideas of individuals with big professional experience than the junior students' ideas. The data are analyzed in the context of phasing formation of professional and personal self-determination.
Keywords: professional self-determination, professional education, accounting, finance and credit, market of educational services, labor market, professional and important qualities.
References
1. Bozhovich L.I., Feldstein D.I. (Ed.) Etapy formirovaniya lichnosti v ontogeneze [Stages of Formation of Personality in Ontogenesis]. Problemy formirovaniya lichnosti: Izbrannye psikhologicheskie trudy [Problems of Personality Formation: Selected Psychological Works]. Moscow, Voronezh, Mezhdunarodnaya ped. Akademiya [International Pedagogical Academy] Publ., 1995. 264 p.
2. Zeer E.F. Psikhologiyaprofessiy [Psychology Professions]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ., Ekaterinburg, Delovaya kniga Publ., 2003. 336 p.
3. Klimov E.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of Professional Self-Determination]. Moscow, Akademiya Publ., 2004, 304 p.
4. Lyubimova G.Yu. [From First-Year Student to Graduate: the Problems of Professional and Personal Self-Determination of Students]. Bulletin of Moscow University. Ser. "Psychology", 2000, no. 1, pp. 48-56. (in Russ.)
5. Pryazhnikov N.S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie [Professional and Personal Self-Determination]. Moscow, Institut prakticheskoy psikhologii [Institute of Experimental Psychology] Publ., Voronezh, NPO «MODEK» Publ., 1996.
Received 23 October 2015
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Глухова, О.В. Особенности профессионального самоопределения молодежи в современной ситуации (на примере исследования студентов, получающих образование по финансово-экономическим специальностям) / О.В. Глухова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». -2015. - Т. 8, № 4. - С. 113-120. DOI: 10.14529^у150414
FOR CITATION
Glukhova O.V. Self-Determination Features of Young People in the Modern Situation (by the Example of Research of the Students Getting Financial and Economic Education). Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology. 2015, vol. 8, no. 4, pp. 113-120. (in Russ.). DOI: 10.14529/psy150414