Научная статья на тему 'Формирование профессиональной устойчивости как задача подготовки студентов в вузе'

Формирование профессиональной устойчивости как задача подготовки студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / PROFESSIONAL STABILITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / PROFESSIONAL READINESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / PROFESSIONAL ADAPTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL FORMATION / PROFESSIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова Ольга Сергеевна

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной устойчивости студентов к будущей профессии, так как подготовка высококвалифицированных кадров на сегодняшний день является одним из условий развития социально-экономической сферы страны. Однако в последнее время наблюдается тенденция к тому, что выпускники зачастую отказываются работать по специальности, полученной в вузе. Мы полагаем, что одним из влияющих факторов (кроме неблагоприятных социально-экономических явлений) является несформированная профессиональная устойчивость к будущей профессии, которая оказывает негативное влияние как на самих выпускников, так и на тот вуз, в котором был подготовлен специалист. На сегодняшний день отсутствует четкое определение понятия профессиональной устойчивости. Поэтому были проанализированы различные психолого-педагогические источники и на их основе под профессиональной устойчивостью мы понимаем сложное интегративное образование личности, включающее в себя профессиональную готовность и профессиональную направленность личности. В статье детально рассматриваются структурные компоненты главных составляющих, а также их взаимосвязь. На основе проведенного анализа были определены некоторые способы формирования профессиональной устойчивости студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овсянникова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL STABILITY AS A CHALLENGE TRAINING STUDENTS IN HIGH SCHOOL

Article is devoted to a problem of formation of professional stability of students to future profession as preparation of highly qualified personnel is one of conditions of development of the social and economic sphere of the country today. However, the tendency that graduates often refuse to work in the specialty, received in higher education institution is observed recently. We believe what one of the influencing factors (except the adverse social and economic phenomena) is not created professional stability to future profession which exerts negative impact both on graduates, and on that higher education institution in which the expert was trained. Today there is no accurate definition of concept of professional stability. Therefore various psychology and pedagogical sources were analyzed and on their basis we understand the difficult integrative education of the personality including professional readiness and a professional orientation of the personality as professional stability. In article structural components of the main components, and also their interrelation in details are considered. On the basis of the carried-out analysis some ways of formation of professional stability of students were defined.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной устойчивости как задача подготовки студентов в вузе»

УДК 378.1

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КАК ЗАДАЧА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

© 2016

Овсянникова Ольга Сергеевна, аспирант

Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск (Россия)

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессиональной устойчивости студентов к будущей профессии, так как подготовка высококвалифицированных кадров на сегодняшний день является одним из условий развития социально-экономической сферы страны. Однако в последнее время наблюдается тенденция к тому, что выпускники зачастую отказываются работать по специальности, полученной в вузе. Мы полагаем, что одним из влияющих факторов (кроме неблагоприятных социально-экономических явлений) является несформированная профессиональная устойчивость к будущей профессии, которая оказывает негативное влияние как на самих выпускников, так и на тот вуз, в котором был подготовлен специалист. На сегодняшний день отсутствует четкое определение понятия профессиональной устойчивости. Поэтому были проанализированы различные психолого-педагогические источники и на их основе под профессиональной устойчивостью мы понимаем сложное интегративное образование личности, включающее в себя профессиональную готовность и профессиональную направленность личности. В статье детально рассматриваются структурные компоненты главных составляющих, а также их взаимосвязь. На основе проведенного анализа были определены некоторые способы формирования профессиональной устойчивости студентов.

Ключевые слова: образование, высшее образование, профессиональная устойчивость, профессиональная готовность, профессиональная направленность, профессиональное самоопределение, профессиональная адаптация, профессиональное становление.

FORMATION OF PROFESSIONAL STABILITY AS A CHALLENGE TRAINING

STUDENTS IN HIGH SCHOOL

© 2016

Ovsyannikova Olga Sergeevna, post-graduate student Ugra State University, Khanty-Mansiysk (Russia)

Abstract. Article is devoted to a problem of formation of professional stability of students to future profession as preparation of highly qualified personnel is one of conditions of development of the social and economic sphere of the country today. However, the tendency that graduates often refuse to work in the specialty, received in higher education institution is observed recently. We believe what one of the influencing factors (except the adverse social and economic phenomena) is not created professional stability to future profession which exerts negative impact both on graduates, and on that higher education institution in which the expert was trained. Today there is no accurate definition of concept of professional stability. Therefore various psychology and pedagogical sources were analyzed and on their basis we understand the difficult integrative education of the personality including professional readiness and a professional orientation of the personality as professional stability. In article structural components of the main components, and also their interrelation in details are considered. On the basis of the carried-out analysis some ways of formation of professional stability of students were defined.

Keywords: education, higher education, professional stability, professional readiness, professional orientation, professional identity, professional adaptation, professional formation.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современное общество характеризуется постоянными изменениями в социальной и экономической сферах, что непосредственно отражается на высшем образовании, т.к. именно данная сфера обеспечивает общество профессиональными кадрами для всех трудовых отраслей. В связи с этим одним из условий эффективного образования является система постоянного обновления знаний и компетенций специалистов. В Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 гг. особо подчеркивается роль профессионального образования в подготовке компетентных, конкурентоспособных, профессионально устойчивых специалистов, которые решают профессиональные задачи, обладают инициативностью, ответственностью, способностью к саморазвитию [1]. Вместе с этим в настоящее время обостряется проблема трудоустройства выпускников вузов, значительная часть которых после завершения обучения выбирает работу не по специальности. Согласно мониторинга Министерства образования и науки РФ за 2015 год в России трудоустроенными являются 75% выпускников вузов [2]. Однако информация о том, соответствует ли место работы полученной специальности, отсутствует. Но по данным Росстата за 2012 год, около 60% населения России не работает по полученной специальности, 10% работает по смежной профессии. Данную статистику разные специалисты объясняют неблагоприятными социально-экономическими факторами (снижение заработной платы во многих профессиональных отраслях, снижение социального статуса профессий, растущее количество сокращений рабочих мест, рассогласование запросов рынка труда и

содержания высшего профессионального образования и др.). Мы считаем, что еще одной причиной работы выпускников вузов не по специальности является несфор-мированная профессиональная устойчивость молодых специалистов, которая, с одной стороны, приводит выпускников к разочарованию в выбранной специальности и осознанию бессмысленности потраченных лет обучения, с другой - оказывает негативное влияние на тот вуз, в котором был подготовлен специалист, т.к. востребованность и показатели трудоустройства выпускников являются показателями его эффективности, успешности и рентабельности. Исходя из этого, мы считаем, что важной задачей вуза является не только удовлетворение потребностей обучающихся и формирование жизненной позиции, но и создание условий для формирования профессиональной устойчивости будущих специалистов.

В данной статье на основе анализа подходов исследователей к изучению профессиональной устойчивости мы должны определить основные структурные компоненты и наметить некоторые способы формирования этого профессионально-личностного качества.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Для понимания того, каким образом можно решить задачу формирования профессиональной устойчивости, необходимо, в первую очередь, определить понятие и его структуру. В отечественной педагогике и психологии проблемой профессиональной устойчивости занимались такие ученые, как К.К. Платонов, Э.М. Ковальчук, З.К. Каргиева, И.Н. Димура, Т.В. Осадчей, В.Е. Пеньков, Д.Т. Хацаева и др.

В общем виде проблема устойчивости личности рассматривается с конца шестидесятых годов 20 века. Л.И. Божович было показано, что устойчивость личности характеризует человеческую деятельность в органической целостности составляющих ее элементов и связана прежде всего с направленностью личности [3].

Понятие профессиональной устойчивости впервые было введено К.К. Платоновым. Он рассматривал профессиональную устойчивость в качестве свойства личности, в котором проявляется интенсивность, действенность и устойчивость профессиональной направленности. Профессиональную устойчивость он характеризовал слиянием рабочего со своей профессией, когда профессиональная деятельность стала «трудовой доминантой рабочего, т.е. главенствующим содержанием трудовой жизни» [4]. Опираясь на деятельностный подход, наиболее оптимального уровня развития личность может достигнуть лишь в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, которая значима для субъекта труда.

Э.М. Ковальчуком отмечалось, что профессиональная устойчивость - это соответствие мотивов и интересов личности реальному содержанию ее труда. Если у человека данное соответствие наблюдается, то его профессиональная деятельность более эффективна и имеет меньше издержек. На данном основании можно говорить о психологической активности личности, определяющей ее устойчивость.

Часть исследователей (Л.И. Божович, К.А. Абульханова-Славская, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов и др.) изучает профессиональную устойчивость с различных позиций и подходов, а также рассматривают данное понятие в связи с рядом других понятий, таких, как «профессиональное самоопределение», «профессиональное становление», «профессиональная адаптация». Обобщая их подходы, понятие профессионального самоопределения можно определить, как сложный и многоуровневый процесс, который начинается в старшем подростковом возрасте и продолжается в течение всей жизни человека, обусловливающий выбор жизненного пути на основе обобщенных представлений человека омире и самом себе и подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего существования. Проблемой профессионального становления занимались Э.Ф. Зеер, Б.П. Невзоров, Е.М. Логинова, Н.И. Митина и др. В их работах профессиональное становление понимается как адаптивный процесс взаимодействия личности и профессиональной среды, как активное приспособление индивидуальности к условиям жизни и деятельности [5]. Проблема адаптации личности к профессиональной деятельности широко исследуется в психологии труда, представителями которой являются Е.А. Климов, В.И. Лебедев, А.Л. Робалде, В.Д. Шадриков и др.). Профессиональная адаптация охватывает процессы становления личности профессионала и сохранения динамического равновесия в системе «субъект труда - профессиональная среда». И таким образом профессиональное становление представляет собой единство взаимодействия субъекта труда с физическими условиями труда. Описанные выше понятия не являются единственными, с которыми связано понятие профессиональной устойчивости. Но уже из этого мы видим, что профессиональная устойчивость является многокомпонентным процессом со сложной структурой.

Формирование целей статьи. Анализ подходов исследователей к основным понятиям, характеризующим профессиональную устойчивость, приводит нас к выводу о том, что понятие профессиональной устойчивости должно рассматриваться как феномен, включающий в себя профессиональную готовность и профессиональную направленность личности, которые, в свою очередь, имеют свою структуру, что позволяет выделить структурно-содержательные компоненты профессиональной устойчивости, а также наметить пути формирования профессиональной устойчивости студентов._

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Мы считаем, что основными структурно-содержательными компонентами профессиональной устойчивости являются профессиональная готовность и профессиональная направленность. Конечно, в качестве важного аспекта профессиональной устойчивости следует рассматривать и некоторые психические и личностные свойства, но в данной статье мы остановимся на указанных двух компонентах.

Первым компонентом является профессиональная готовность, которая в психолого-педагогической литературе рассматривается как одно из важнейших условий эффективности профессиональной деятельности [6-12].

К.К. Платонов дает следующее определение профессиональной готовности: это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять. Также он отмечал, что профессиональная готовность специалиста - это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять [4]. В свою очередь В.Т. Чичикин говорит о том, что профессиональная готовность - это интегральное образование на основе потребностей и способностей, которое характеризуется социально нормативным уровнем преобразования общественных отношений в профессиональной сфере деятельности в систему функций субъекта этой деятельности и определяет ее результативность [13]. Опираясь на данное определение, он также выделяет следующие компоненты профессиональной готовности:

1) информационный компонент, направленный на использование профессиональных знаний, которые получены специалистом в процессе обучения, для достижения результатов деятельности;

2) операциональный компонент, направленный на определение отношений между компонентами в процессе профессиональной деятельности, а также выражает способность специалиста выполнять профессиональную деятельность на основе полученных в процессе обучения умений и навыков;

3) мотивационный компонент, направленный на активизацию первых двух компонентов и их взаимодействие.

Второй компонент профессиональной устойчивости - профессиональная направленность личности. В общем виде данное понятие разными учеными понимается, как интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях и представлениях о профессиональной деятельности.

В профессиональной направленности выделяют следующие компоненты:

- интересы к профессиональной среде, которые понимаются как избирательная активность в отношении профессии [14];

- позитивное отношение к профессиональной деятельности;

- целенаправленные усилия человека, ориентированные на реализацию профессиональной деятельности;

- образ профессии, который отражает характер и содержание профессиональных представлений о социально-экономической, производственно-технической и социально-психологической сторонах выбранной профессии.

Выделение основных компонентов профессиональной устойчивости позволяет в общем виде наметить способы формирования профессиональной устойчивости студентов:

1. Тщательный отбор содержания программ практик,

в которой должны быть отражены все компоненты будущей профессиональной деятельности для того, чтобы студенты могли реально оценивать будущую профессию, ее сложностей и пути их преодоления.

2. Воспитание у студентов культуры профессионального саморазвития и самообразования, т.к. общественные требования таковы, что специалисты должны быть компетентны и конкурентоспособны на рынке труда, что невозможно без систематической работы студентов над собой.

3. Включение элементов будущей профессиональной деятельности в учебный и воспитательный процесс, которые предполагают тренировку умений, навыков и качеств будущего специалиста, что позволит психологически подготовить студентов к будущей трудовой деятельности.

4. Привлечение студентов к участию в научно-исследовательской деятельности в русле своей специальности, т.к. данная работа позволяет развивать творческое мышление студентов, находить неординарные подходы и решения профессиональных задач.

5. Минимальный профотбор абитуриентов для выявления профессиональных интересов и мотивов при приеме документов в вуз для снижения доли студентов, которые выбирают специальность, исходя из внешней привлекательности профессии, статуса вуза или же легкостью поступления и др., что позволит избежать низко мотивированных к обучению студентов, переходы с одной специальности на другую и т.п.

6. Сотрудничество вуза с профильными организациями и прикрепление на добровольной основе к ним студентов старших курсов в качестве стажеров вне прохождения практик для полного погружения в профессиональную среду, что снизит риск отказа в дальнейшем трудоустройстве по специальности выпускников в связи с отсутствием опыта.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Нельзя сказать, что перечисленные выше пути формирования профессиональной устойчивости являются достаточными, но они могут быть включены в содержание задачи подготовки студентов в вузе, помочь в решении проблем трудоустройства выпускников и рационального финансирования высшего образования из бюджета страны.

Таким образом, в данной статье нами были рассмотрены различные подходы к определению понятия профессиональной устойчивости, обозначены проблемы в определении данного понятия, выявлена его структура и характеристики его компонентов, а также определены некоторые способы решения задачи формирования профессиональной устойчивости студентов, которые позволят повысить эффективность, успешность и рентабельность вузов, а также помогут студентам эффективней подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

6. Злоцкая Е.М. Методика определения уровня сформированности готовности будущих инженеров к профессионально-ориентированному иноязычному общению // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 84-87.

7. Иванова Т.Н., Одарич И.Н. Профессиональная готовность выпускников вузов // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2015. № 2 (40). С. 48-53.

8. Мельник А.А. Определение критериев готовности будущего учителя физической культуры к внеклассной работе // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 53-56.

9. Тальков С.В. Формирование готовности студентов - будущих учителей к реализации ценностей педагогической морали в рамках учебных дисциплин педагогического ссуза // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 4 (9). С. 204-211.

10. Гирка И.В. Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 42-45.

11. Ликсина Е.В., Хохлова Е.П. К вопросу о готовности будущих педагогов к разработке педагогических программных средств // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 173-178.

12. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 19-21.

13. Чичикин В.Т. Профессиональная готовность и ее измерение // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез.докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2.

14. Словарь по профориентации и психологической поддержке [Электронный ресурс]. URL: http://technomag. edu.ru/doc/42344.html(дата обращения 26.09.2016).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р "Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы". URL: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/4952.

2. О результатах оценки эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования в 2015 году. URL: Ы1р://минобрнауки.рф/новости/5864/ файл/4687/03 Презентация (Ливанов).pdf.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Л.И. Божович; Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Изд-во ин-та практ. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.

4. Платонов К.К. Вопросы психологии труда / К.К. Платонов. - М., 1979. С. 82-102

5. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М. : Международный гуманитарный

фонд «Знание». 1996 г. 312 с._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.