Научная статья на тему 'Психологические аспекты полиэтнической культуры в образовательном процессе'

Психологические аспекты полиэтнической культуры в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРА / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ЭТНИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сязи Н.М.

В статье представлены психологические аспекты исследования полиэтнической культуры обучающихся в образовательном процессе. Автор делает акцент на формирование таких ценностных доминант полиэтнической культуры как этнические свойства и этнические чувства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты полиэтнической культуры в образовательном процессе»

рога к храму», выступать с работами на научных конференциях и т.д., проявлять неподдельный интерес к духовным проблемам. А в студенческой группе сложилась атмосфера сопереживания, доброты и соучастия.

Список литературы:

1. Беляев А.В. О крестах Севера России [Текст] / А.В. Беляев // Наука и бизнес на Мурмане. - Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1997. -№ 2.

2. Власова Т.И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике [Текст] / Т.И. Власова // Педагогика. - 2006. - № 10. -С. 36-42.

3. Галицкая И.А. Понятие «духовно-нравственное» воспитание в современной педагогической теории и практике [Текст] / И.А. Галицкая, И.В. Метлик // Педагогика. - 2009. - № 10.

4. Колесникова И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен [Текст] / И.А. Колесникова // Педагогика. - 2008. -№ 9. - С. 25-33.

5. Митрофан (Баданин), иеромонах. Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие: Житие, предания, исторические документы. Опыт критического переосмысления [Текст]. - Мурманск: Изд. Мурманской епархии, 2003.

6. Никандров Н.Д. Школа и церковь: традиции и реформы образования [Текст] / Н.Д. Никандров // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 2. -С. 31-36.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 2-е изд-е - М.: Российская АН, 1994. - 980 с.

8. Романова Е.Г. Правовые и социально-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания и просвещения школьников [Текст] / Е.Г. Романова // Воспитание школьников. - 2010. - № 6. - С. 21-28.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

© Сязи Н.М.*

Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск

В статье представлены психологические аспекты исследования полиэтнической культуры обучающихся в образовательном процессе.

* Учитель истории и обществознания МКООУ «Санаторная школа-интернат».

Автор делает акцент на формирование таких ценностных доминант полиэтнической культуры как этнические свойства и этнические чувства.

Ключевые слова полиэтнические культура, этнические группы, межэтническое общение, этнические чувства.

Современный этап развития общества характеризуется активным сближением стран и народов, усилением их взаимодействия, результатом данного явления становится растущая глобализация мирового процесса, которая не только способствует развитию научно-технического прогресса, интеграции народов в единое социально-культурное, образовательное пространство, но и несет угрозу стирания национального своеобразия этнических сообществ.

В связи с этим учет национального состава региона и изучение культурных особенностей соседствующих этносов является необходимым условием в содержании образования полиэтнических регионов нашей страны. В XXI веке образовательная политика России, как и других стран мира, призвана развиваться в контексте полиэтничности, что требует обоснования и разработки теории полиэтнического образования, нацеленного на решение задач подготовки обучающихся к жизни в современном обществе, на формирование у них навыков межкультурного общения и сотрудничества с людьми разных поколений, социокультурных групп, традиций и менталитетов [1].

Позитивным фактором, свидетельствующим о повышении внимания государства к значимости этнокультурной составляющей в современной системе образования, является принятие таких основополагающих документов, как:

- Новый Закон Российской Федерации «Об образовании», который призывает образовательные учреждения реализовывать меры, направленные на возрождение национального самосознания личности, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей;

- «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» определила основные цели и задачи образования на перспективу, среди которых важное место занимают развитие национальной культуры, гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций;

- Федеральные государственные образовательные стандарты одним из направлений обеспечения образования считают «сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России».

Эффективное формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде обеспечивается при реализации следующих условий:

- постановка цели, задающая требования организации деятельности образовательного учреждения, его управлению, отбору содержания, форм и методов формирования этнокультурной компетентности учащихся и объединяющих их в целостное единство;

- наличие научно-методического совета и проектных групп в структуре управления образовательного учреждения, деятельность которых направлена на реализацию целей в области формирования полиэтнической компетентности обучающихся;

- активность деятельности служб, способствующих саморазвитию обучающихся, формированию у них полиэтнической идентичности (социальной, этнической, надэтнической), повышению уровня этнокультурной компетентности, что позволит успешно адаптаптиро-ваться в полиэтнической среде;

- наличие компетентных педагогов в области полиэтнического взаимодействия и организации полиэтнического образования;

- наиболее полная реализация возможностей национально-регионального компонента и введение этнокультурного компонента в содержание образования, направленных на приобщение детей к родной, российской и мировой культуре;

- использование этноориентированных форм учебной и внеучебной деятельности, а также активных методов, направленных на повышение уровня этнокультурной осведомленности обучающихся, формирование у них необходимых умений и навыков эффективного полиэтнического взаимодействия.

Поскольку категория «полиэтническая культура» выражает сложную многоплановую и внутренне противоречивую целостность духовной жизни и духовных ценностей, интегрирующую в себе национальные и общенациональные компоненты, педагогическая литература по этой теме отличается многообразием содержательных и методологических аспектов. Наиболее разработанной в настоящее время представляется проблема становления и развития поликультурного образования. В исследованиях Е.В. Бондарев-ской, О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриева, Ю.С. Давыдова созданы методологические предпосылки для понимания сущности и закономерностей развития полиэтнической культуры - культурологическая концепция образования, концепция полиэтничекого образовательного пространства, концепция взаимодействия региональной социокультурной среды и полиэтнического образования [2].

Повышение полиэтнической культуры наблюдается прежде всего в процессе соответствующей целенаправленной учебно-воспитательной работы

на занятиях по предметам социально-гуманитарного цикла. Полиэтничность культуры как выражение межнационального единства и этнического разнообразия культуры страны не обеспечивается автоматически самим фактом совместного проживания представителей многих национальностей. Она является результатом формирования ощущения территориальной общности, исторических судеб на основе общего характера социально-экономических, культурных объективных условий жизнедеятельности, с одной стороны, а, с другой, стихийного воздействия межнациональных отношений, возникающих в этнической среде, и систематизированного в структуре образования, запрограммированного, целенаправленного воспитательного влияния как важного субъективного фактора формирования полиэтнической культуры. Соотношение и адекватная друг другу роль объективных предпосылок и субъективного воспитательного влияния и определяет, в конечном счете, направленность и эффективность полиэтничекого образования подрастающего поколения.

Внедрить в образовательный процесс принцип межэтнической толерантности, т.е. помочь обучающимся - представителям разных национальностей сблизить свои мировоззренческие, нравственные, этические взгляды, увидеть общее в традициях, обычаях друг друга, значит способствовать более глубокому взаимопониманию людей независимо от их национальной принадлежности.

Вполне вероятно, что школа не может разрешить политические, экономические, этнические и другие конфликты и проблемы, но она может внести существенный вклад в формирование многокультурного менталитета, толерантности, культурного плюрализма. Школа может помочь обучающимся понять, осознать, оценить их собственную культуру, культуру других этнических групп. При этом дети приобретут навыки адекватной оценки как отдельных людей, так и социальных групп.

Крылова Н.Б. утверждает: «Учителя часто понимают культуру применительно к проблемам образования как наложение идей так называемой эстетики поведения на формы преподавания и стиль общения на уроке, а себя видят в роли прямых носителей ее форм. На деле все не так просто. Культура проявляется глубинно (ее внешние формы вторичны). Культура непосредственно не транслируется, не передается от учителя к ученику как некая установка. Культура вызревает как собственный универсальный образ мыслей, поступков и действий взрослого и ребенка, как особенность их внутренней и внешней жизни. Поэтому школа, если она истинно культуросооб-разна, должна не подталкивать к усвоению готовых знаний и в этом смысле не учить, а ставить ребенка в условия, когда он сам начинает действовать культурно, творчески используя выбираемые им ценности, нормы, знания и образцы» [4].

Очевидно, следует учитывать, что ребенок пребывает в культуре еще в пренатальном состоянии и приходит в школу, уже имея определенные куль-

турные интересы, потребности и способности. У каждого учащегося свой шаг развития, своя деятельностная включенность в культуру через множественность культурных практик. Каждый его шаг - это форма культурного самоопределения и саморазвития, ступень поиска и нахождения своего места в культуре и в мире [3]. Работы отечественных и зарубежных исследователей в области межнационального воспитания подтверждают эти выводы и показывают, что этнические ориентации начинают складываться уже с дошкольного возраста, а межэтнические установки и стереотипы утверждаются в младшем школьном возрасте. Это, безусловно, обязывает педагогическую науку разработать оптимальные средства и методы воспитания у детей позитивных установок к представителям различных национальностей.

Полиэтнической культура является результатом процесса межэтнической интеграции, в ходе которой происходит взаимодействие нескольких существенно различающихся между собой по языку и культуре этносов, которое приводит к появлению у них ряда общих черт. В результате складываются не этносы, а особые межэтнические общности. Эти своеобразные общности представляют собой группу этносов (суперэтнос), которые обладают общностью самосознания. Следовательно, полиэтническая культура это тип этнической культуры, характерный для конкретной этнической общности.

Таблица 1

Психологические свойства этноса

Психологические свойства этнической группы Характеристика

Этнический характер стереотипы воспитания, этнические чувства и поведение, преобладающих в структуре личности большинства представителей этноса. Черты этнического характера могут преобразовываться или исчезать в результате изменения детерминирующих их условий.

Этнический темперамент определенный способ реагирования на конкретную ситуацию, присущий основной части этнической общности. Внешние выражения проявляются в различных формах вербального и невербального общения: речи, и энергичности, в проявлении жестов, величине социальной дистанции, открытости (замкнутости) в проявлении чувств.

Этнические традиции и обычаи Нормы и правила поведения. Это сложный феномен этнической психологии: с одной стороны, это явления психики, которые могут как осознаваться, так и не осознаваться, а с другой стороны, обычаи и традиции реализуются в действиях людей предметно, проявляясь в конкретных вещах, символах, одежде и пр. В процессе исторического развития одни традиции и обычаи появляются, другие отмирают, третьи приобретают новое содержание, но сохраняют старую форму

Этническое сознание Совокупность восприятий, представлений и понимания своей собственной этнической общности и противопоставления себя особенностям других этнических общностей.

В структуре психологии любой этнической общности выделяются статические и динамические компоненты. К числу статических, долговремен-

ных, стабильных элементов относится психологический склад этноса - специфический способ восприятия и понимания членами этнической группы различных сторон окружающей действительности. Он представляет собой продукт исторического развития, передается из поколения в поколение и проявляется в чувствах, настроениях, волевых качествах и способах поведения. В свою очередь составляющими психологического свойства этноса являются этнический характер, этнический темперамент, этнические традиции и обычаи, этническое сознание, что представлено в табл. 1.

Современные полиэтнические процессы послужили основанием для формирования концепции, согласно которой в структуре этнического сознания следует выделить такую его форму, как полиэтническое самосознание. Выделяют несколько взглядов на его природу: 1 - осознание принадлежности к этносоциальной общности как социально-экономической и культурной организации; 2 - осознание места и роли своей этнической общности в системе межэтничеких отношений и осознание самобытности, уникальности своей культуры; 3 - понимание исторического места своего этноса в современном мире. Главная задача полиэтнического самосознания состоит в формулировании национальных идей. При этом полиэтническое самосознание должно основываться не столько на выделении своего этноса как особого явления, сколько на осознании его сходства с другими этносами.

Они представлены этническими чувствами и этническим сознанием.

Этнические чувства - это эмоциональные отношения людей к своей этнической общности, а также к другим этносам и их интересам. Условия жизнедеятельности этноса, его быт, культура, обычаи и традиции создают определенное сочетание чувств. Этнические чувства делят на позитивные (национальная гордость, патриотизм, любовь к своему народу и т.п.) и негативные (шовинизм, национализм, отчужденность от других народов, презрение к своему народу). Этнические чувства в полиэтничной среде не являются компонентом, который обособляет отдельные культуры, а являются объединяющим фактором, когда стимулом позитивных этнических чувств являются общенациональные ценности (любовь к Родине, межнациональная сплоченность, интернационализм, гостеприимство и т.д.

Условия существования этноса вырабатывают определенный способ оценки окружающего мира, четкие критерии, на основе которых формируется национальная культура. Составляющие его компоненты важны для формирования полиэтнической культуры - это отношение к ценностям, к материальной и духовной культуре. Мы считаем, что этнические свойства в отличие от этнических чувств формируется в условиях полиэтнической среды, когда у народов одной региональной среды вырабатываются единые правила в оценки красоты, норм морали, в том числе и оценка культуры и поведения представителей других этносов. Положительно выработанные отношения к ценностям в полиэтнической среде способствует взаимопони-

манию между представителями различных этнических групп. Современные исследования М.И. Богомоловой, Н.А. Минулиной, Т.Д. Попковой, Т.В. По-штаревой и других свидетельствуют, что этнические стереотипы поведения, усвоенные в детстве, являются наиболее устойчивыми психическими образованиями, составляющими поле национального (этнического) сознания.

Исходя из новообразований школьного возраста, характеризующегося способностью усваивать этические, нравственные нормы, следует говорить о компонентах, вписывающихся в непосредственный процесс полиэтнического образования, среди которых следует выделить следующие компоненты: этнические ценности, общие этнические ценности, собственно этнические ценности, что представлено в табл. 2.

Таблица 2

Компоненты этнических ценностей

Компоненты Критериальные компоненты

Этнические ценности в полиэтнической среде Умение правильно оценивать культуру и поведение представителей разных этносов

Общие этнические ценности Умение правильно оценивать нормы поведения представителей определенной этнической общности

Собственно этнические ценности Умение правильно оценивать поведение представителей своего этноса

Первым компонентом, определяющим полиэтническую культуру, является сохранение как статических элементов, более долговременных, которые будут сохранять элементы этнической культуры, так и динамических, более подверженных изменениям, формирующихся, в том числе и под влиянием других этнических групп, которые могут быть общими для различных этнических культур, и требуют целенаправленного воспитания.

Вторым компонентом являются знания, как собственной этнической культуры, так и этнической культуры народов страны, региона. Комплекс этих знаний определяет полиэтническую компетенцию, как упоминалось выше, понятие полиэтнические умения имеют личностно-деятельностную природу, т.е. всегда проявляется в какой-либо деятельности человека как представителя этнической общности, тем самым формируя, так называемый, личност-но-деятельностный стержневой элемент полиэтнической составляющей.

Другими словами, в каждом компоненте будут содержаться и знания, и умения, и личные качества, обеспечивая интегральность и тесную взаимосвязь ее компонентов в образовательном процессе.

Таким образом, на основе анализа системы полиэтнического воспитания обучающихся, процесса обучения при полиэтническом образовании в зарубежных странах и отечественного опыта последних десятилетий мы определили сущность полиэтнического образования и психологические аспекты полиэтнической культуры обучающихся в образовательном процессе.

Список литературы:

1. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего профессионального образования. - М.: Педагогика, 1991. - 274 с.

2. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. - Севастополь: Изд-во СГПИ, 1993. - 211 с.

3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Педагогика, 1995. - 276 с.

4. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000. - 269 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.