Научная статья на тему 'Работа со студентами по воспитанию патриотизма в условиях полиэтнической среды'

Работа со студентами по воспитанию патриотизма в условиях полиэтнической среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / НАРОД / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алипханова Ф.Н., Магомедова П.К.

Статья посвящена полиэтнической среде вуза и культуре межнационального общения студентов, которая является органической частью процесса духовной жизни общества, сопровождающая стремлением молодежи к сохранению самобытности, культурно-этническому и политическому единению общечеловеческой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа со студентами по воспитанию патриотизма в условиях полиэтнической среды»

РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

© Алипханова Ф.Н.* *, Магомедова П.К.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

Статья посвящена полиэтнической среде вуза и культуре межнационального общения студентов, которая является органической частью процесса духовной жизни общества, сопровождающая стремлением молодежи к сохранению самобытности, культурно-этническому и политическому единению общечеловеческой культуры.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, полиэтническая среда, культура межнационального общения, народ, народные традиции.

Важнейшей задачей патриотического воспитания в условиях полиэтнической среды становится сообщение молодежи определенного круга систематизированных знаний о народах и государствах мира, об их взаимоотношениях, о взаимозависимости и неделимости мира. При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что народы стремятся не только к взаимосближению, но и к сохранению собственной социокультурной идентичности. Интерес молодежи к культуре других народов связано с познанием культуры и среды обитания других наций, их психологических особенностей. Для этого необходима развернутая и разнообразная (телевизионная, литературная, музейная) пропаганда знаний о прогрессивных исторических традициях, особенностях культуры разных народов, особенно соседних. Многообразие культурных проявлений способствует проявлению у студентов различных наций и народностей взаимного интереса, что подтверждает приоритет культурологического подхода к патриотическому воспитанию.

Вместе с тем, исследование, проводимое нами с 2009 по 2012 гг., показывает, что в ДГПУ более 75 % студентов отдают предпочтение народным традициям, вместе с тем 88 % одобряют курс на развитие межнациональных отношений и укрепление полиэтнической среды.

Малая Родина рядом авторов рассматривается как социокультурная среда в динамическом аспекте, т.е. среда, наследующая, преобразующая и создающая национальные социокультурные традиции». Малая Родина, таким образом, основа, исходная точка, объект патриотизма дагестанской молодежи. «Малая Родина представляет собой целостно воспринимаемую про-

* Профессор кафедры Педагогики и технологий профессионального образования, д.п.н.

* Старший преподаватель кафедры Педагогики и технологий профессионального образования.

96

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

странственно-временную локализацию человеческого бытия, получающую в сознании каждого человека определенное ценностно-образное качество и имеющую непреходящую сущность, в отличие от политико-экономического строя. Отечество существует и как объективная реальность, и как субъективный образ. Конкретное общество становится Отечеством не потому, что в нем выделяется определенная среда, оно является Отечеством для социального гражданина, потому что находится с ним в социально-эмоциональной и национальной связи» [3, с. 77].

Источником развития патриотических чувств, лежащих в основе патриотического воспитания студентов, является та полиэтническая, поликультурная среда, в которой протекает его жизнедеятельность. Индивид или социальная группа вбирает в себя особенности конкретно-исторической и многонациональной среды своей жизнедеятельности, в то же время их жизнедеятельность оказывает влияние на формирование социальной, политической, поликультурной, полиэтнической среды.

Исходя из вышеизложенного, можно определить принципы эффективного полиэтнического и межкультурного взаимодействия, без учета которых толерантное общение не будет эффективным:

- не считать язык, обычаи, традиции, этикет своего народа совершенными, а ценности других народов несовершенными;

- признать идею равноценности обычаев и традиций всех народов, больших и малых;

- соблюдать обычаи других народов, проявлять к ним интерес;

- проявлять повышенную чуткость, внимательность к носителям иной этнокультуры;

- проявлять повышенное внимание к инонациональным интересам, помня о том, что ничто так не сближает, не роднит с представителями других национальностей, как проявляемое с их стороны уважение к языку, обычаям и традициям его народа.

Реализация данных принципов будет способствовать межэтническому и межкультурному взаимодействию, позволит почувствовать себя частью «мы», «единой общности».

Этнодемографические процессы, происходящие в Дагестане, оказывают на молодежь реальное воздействие, которое следует учитывать при разработке теории и в организации практики формирования толерантного сознания. Особое значение имеет учет межэтнической коммуникации, позитивных и негативных явлений в этой сфере. Перемещение масс беженцев, захваты заложников - все это порождает межэтнический конфликт. Процветает эгоизм, сеющий национализм в открытых душах детей. Межэтническое напряжение возникает и в результате объективных миграционных и демографических процессов. Практика показывает, что негативное межнациональное общение способствует продолжению искаженного восприятия че-

Теория и методика обучения и воспитания

97

ловека иной национальности, иной культуры. Энергия социального протеста переносится в межэтническое русло. При этом надо учитывать, что молодежь стремится к самоутверждению и этнические проблемы порой становятся почвой для такой самореализации.

Другой причиной, тормозящей позитивное межнациональное общение, возникновения межэтнических проблем, является плохая постановка в учебных заведениях воспитательной работы, направленной на толерантное общение студентов. Воспитательная задача заключается в том, чтобы научить молодежь умело предупреждать ситуации, порождающие эмоциональную напряженность в отношениях между людьми разных национальностей. Толерантное сознание формируется на основе улучшения морально - этического и психологического климата, формирования обстановки уважения, дружелюбия и доверия к окружающим, их культуре, языку, традициям.

«Межэтническая коммуникация - это межнациональное общение, осуществляемое в условиях культурно обусловленных различий его участников. Межэтническая коммуникация характеризуется тем, что ее участники при прямом контакте используют общеязыковые варианты и дискурсивные языковые стратегии, отличные от тех, которыми они пользуются при общении внутри одного и того же этноса, нации» [2, с. 65]. Межкультурная коммуникация характеризуется тем, что ее участники при прямом контакте используют специальные языковые варианты и дискурсивные стратегии, отличные от тех, которыми они пользуются при общении внутри одной и той же культуры. Часто используемый термин «кросс-культурная коммуникация» обычно относится к изучению некоторого конкретного феномена в двух или более культурах и имеет дополнительное значение сравнивания коммуникативной компетенции общающихся представителей различных наций и культур [2, с. 80]. Предмет межкультурной коммуникации представляется как коммуникация между индивидуумами из разных культур, либо как коммуникативные процессы, происходящие в культурно-вариативном окружении. Предмет межэтнической коммуникации представляется как коммуникация между индивидуумами из разных этносов. Межэтническое и межкультурное взаимодействие рассматриваются нами не только как взаимодействие между представителями разных наций, но и различных этнических групп.

Межэтническое и межкультурное взаимодействие содержит комплекс социальных навыков и способностей студентов, при помощи которых индивидуум успешно осуществляет общение со сверстниками из других культур и этносов. В соответствии с этим процесс межэтнического и межкультурного взаимодействия включает: ознакомление студентов с системой научных знаний о правах и свободах человека, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконрав-

98

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе межличностного общения. Межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях. Из этого следует, что культура межнационального общения зависит от общего уровня обучающихся, их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. В основе же культуры межнационального общения лежат принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества.

Принципы межнационального общения молодежи вытекают из характера сложившихся в республике и РФ межнациональных, межконфессиональных отношений, закрепленной в законодательных актах. Определение принципов межнационального общения зависит также от специфики и особенностей проявления межнациональных и межконфессиональных отношений в республике Дагестан. Проживая в течение многих веков в полиэтнической среде, народы Дагестана выработали уникальный опыт взаимодействия между собой и другими соседними народами. В принципах культуры межнационального общения [1, с. 19] находят отражение положения и установки государственной национальной политики Дагестана и РФ:

- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

- запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

- сохранение исторически сложившейся целостности Дагестана Российской Федерации;

- равенство всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

- гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

- право каждого гражданина определить и указывать национальную принадлежность без всякого принуждения;

- противодействий розни, ненависти либо вражды.

Таким образом, при характеристике сформированности патриотизма в условиях полиэтнической среды можно выделить следующие компоненты: 1) когнитивный; 2) эмоционально-оценочный; 3) мотивационно-потребност-ный;4) поведенческий.

Когнитивный компонент дает представление о межнациональных отношениях; о культуре межнационального общения как сложной системе; об

Теория и методика обучения и воспитания

99

истории и культуре своего народа, об особенностях других национальных культур (истории, языка, традиций, обычаев, психологии и т.д.) и проблемах их развития; об общепринятых нормах и правилах поведения при взаимодействии людей разных национальностей; о способности и умении общаться в разнонациональных коллективах (учебных, трудовых и т.д.).

Эмоционально-оценочный компонент - это эмоционально-нравственные характеристики личности, проявляющиеся в чувствах, убеждениях, оценочных суждениях и т.д. по отношению к своему и другим этносам (отрицательные - замкнутость, обидчивость, подозрительность, неуважительность, высокомерие, презрительность, грубость, ненависть, жестокость и др.; положительные - любовь, доброжелательность, чуткость, вежливость, сочувствие, интерес, терпимость, уступчивость и др.).

Мотивационно-потребностный компонент включает мотивации и потребности людей в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.

Наконец, поведенческий компонент учитывает действия и поступки по отношению к людям другой национальности, характеризующиеся, например, доброжелательством, тактичностью, формализмом, безучастием или пренебрежительностью.

В соответствии с определением особенностей и характера полиэтнической среды в воспитании патриотизма у студентов, его организация предполагает следующие этапы:

1. Освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных ценностей.

2. Формирование на этой основе чувства гордости за принадлежность к родному народу, а также уважения к культуре других народов.

3. Формирование потребности молодежи в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.

4. Перевод нравственных знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при организации педагогами совместной социально значимой деятельности, направленной на воспитание патриотизма и культуры межнационального общения.

Таким образом, полиэтническая среда вуза и культура межнационального общения студентов является органической частью процесса духовной жизни общества, сопровождается стремлением молодежи к сохранению самобытности, культурно-этническому и политическому единению общечеловеческой культуры. Патриотизм является одним из ключевых понятий педагогики межнационального общения. Патриотизм - естественное чувство каждого нормального человека. Родившись, он постоянно впитывает энергетику того места, где появился на свет. Ребенок, развиваясь и мужая, свою любовь к родителям переносит на родной край. Уже в раннем детстве образ

100

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Родины возникает вместе с осознанием собственного «я». В дальнейшем этот идеальный образ соединяется с реальными объектами, находящимися в чувственно воспринимаемом мире. Ощущение Родины тесно связано с ее природой, красотой родного края. Это чувство материализуется с особой полнотой, становится исходным внутренним переживанием.

Список литературы:

1. Гамзатов Р. Душа народа // Антология дагестанской поэзии. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 2000.

2. Гамзатов Р. Мой Дагестан. - Махачкала, 1974. - С. 224.

3. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та. - 2011. - С. 184.

ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

© Афанасьева Д.И.*

Средняя общеобразовательная школа № 15, г. Якутск

В статье раскрываются вопросы экологического воспитания младших школьников как важной задачи формирования гражданских качеств личности.

Ключевые слова воспитание младших школьников, экологическое образование, система экологического воспитания в начальной школе, реализация требований ФГОС в современной школе.

Люди-человеки, страны и народы,

Мы теперь навечно должники природы.

Н. Заболоцкий

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В рамках гражданского воспитания остро ставится задача формирование молодых людей, любящих свою родину, бережно относящихся к окружающему миру.

Особое место в этом процессе занимают детские годы - дошкольный и младший школьный возрасты. В наши дни под влиянием новейших психо-

Учитель начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.