Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание студентов в полиэтнической среде'

Патриотическое воспитание студентов в полиэтнической среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СРЕДА / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА / РОДИНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Папанеш Курбановна

Рассмотрены и изучены особенности и специфика полиэтнической среды вуза и культуры межнационального общения студентов, которые являются органической частью процесса духовной жизни общества, определены особенности патриотического воспитания студентов в полиэтническом регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Папанеш Курбановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание студентов в полиэтнической среде»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

®2012 Магомедова П.К.

Дагестанский государственный педагогический университет

Рассмотрены и изучены особенности и специфика полиэтнической среды вуза и культуры межнационального общения студентов, которые являются органической частью процесса духовной жизни общества, определены особенности патриотического воспитания студентов в полиэтническом регионе.

The author of the article considers and researches the characteristics and specificity of polyethnic university environment and the students’ international communication culture, of who are an integral part of the spiritual life of the society. She also determines the peculiarities of the students’ patriotic education in the polyethnic region.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, среда, полиэтническая среда, Родина.

Keywords: patriotism, patriotic education, environment, polyethnic

environment, Motherland.

Проблема патриотического воспитания студентов в условиях полиэтнической среды педагогического вуза обусловлена гуманистической парадигмой современного российского образования, определяющей развитие всех уровней образовательных систем, предполагающей усиление внимания к становлению молодого человека как субъекта общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и этносов, а также необходимостью реализации республиканской целевой программы «Патриотическое воспитание граждан в Республике Дагестан на 2011-2015 годы».

В современном обществе сохраняются и объективные и субъективные причины возникновения и обострения различного рода межэтнических конфликтов, напряженности в отношениях между людьми на международном, региональном, групповом и межличностном уровнях. К числу распространенных субъективных явлений относится нормативно-ценностный этноцентризм, заключающийся в неуважительном, нетерпимом отношении к национальным и религиозным чувствам, традициям, обычаям разных народов. В предотвращении и устранении этого конфликтогенного фактора и состоит социально-духовное предназначение патриотического воспитания в условиях полиэтнической среды [2].

В этих условиях очевидна необходимость создания системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Интерес к воспитанию патриотических и гражданских качеств молодежи

обусловлен также усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом.

Современная полиэтническая среда дагестанского вуза характеризуется культурным разнообразием ее участников.

«Эффективность системы патриотического воспитания студенческой молодежи напрямую зависит от специально организованной профессиональной среды социальных и межнациональных отношений, от работы вузовской системы смежных социальных институтов, от научных изысканий педагогов в области межнационального общения и расширения влияния межэтнической и межкультурной коммуникации на сознание и поведение молодежи» [1]. Определяя приоритеты и особенности высшей педагогической школы, специалисты ведут речь о необходимости дать выпускнику педагогического вуза профессиональные знания, умения, навыки на современном научном уровне по важнейшим разделам психолого-педагогических и социальных наук; вооружить будущего педагога опытом постоянного наращивания своей профессиональной компетентности, самосовершенствования в области избранной специальности; создать условия для личностного роста и развития творческой личности учителя. От педагога требуется духовное богатство его собственного «я». У него должно быть постоянное ощущение высокого достоинства учительской профессии, ответственности гражданина и патриота своего дела. Требования к уровню подготовки учителя, к его профессиональным и личностным качествам, ценностям, установкам и интересам, профессиональной направленности мышления, эмоционально-волевым качествам, способностям и компетенциям неуклонно повышаются.

Успешное патриотическое воспитание студента в полиэтнической среде предполагает знание и использование особенностей культур разных народов Дагестана, учета региональной специфики коммуникаций. Поликультурные коммуникации становятся все более значимой сферой в государственном управлении, что обусловлено рядом факторов: глобализацией (обретением общемировых масштабов);

интернационализацией (межнациональным общением); регионализацией (ростом взаимосвязей различных регионов); сокращением пространства и времени коммуникаций. Межкультурные проблемы нередко становятся более серьезным препятствием для социальных коммуникаций, чем технические или финансовые.

В многонациональной республике культуры разных народов подвергаются систематическому взаимодействию. Философия любого народа основана на мирном труде, мирной жизни, и недопустимо, если возникают факты национального тщеславия, ущемляющие национальное достоинство другой народности. Функция воспроизводства этносов включает формирование этнического самосознания личности. Этот процесс протекает как в однонациональных семьях, которых большинство, так и в семьях национально смешанных. В первом случае этническое самосознание идет однозначно, в однонациональном русле внутрисемейных отношений, во втором - двузначно, с некоторым перевесом влияния отца или матери. Вместе с тем, формирование этнического самосознания зависит также от многих объективных и субъективных факторов, таких как этническое окружение, преобладающие традиции и предубеждения, тенденции межпоколенной трансмиссии культуры в семье, особенности характера родителей и т. д. Пример, когда учащиеся воспринимают все хорошее от народностей каждого из родителей, является более желательным.

Этническая или межкультурная адаптация представляет собой процесс вхождения индивида в новую культуру, постепенное освоение ее норм, ценностей, образцов поведения, достижение социального и эмоционального

приспособления к новой среде, социальной и психологической интеграции с новой культурой без потери богатств собственной культуры. Так как социальная адаптация является объектом междисциплинарного изучения, мы полагаем, что для рассмотрения полиэтнической адаптации студентов в поликультурном Дагестане приемлемы и общеметодологические принципы изучения социализации, а именно: а) принцип социальной детерминации, который заключается в том, что процесс полиэтнической адаптации детерминирован поликультурным взаимодействием, обусловливающим как непосредственные условия жизнедеятельности индивида, так и разнообразные поликультурные, целенаправленные воспитательные воздействия, оказываемые вузом в процессе патриотического воспитания студентов; б) принцип самодетерминации, предполагающий активную целенаправленную деятельность студента по преобразованию условий собственного духовного развития и окружающей среды; в) принцип деятельностного опосредования, указывающий, что основным способом усвоения студентом общечеловеческих ценностей является его активное взаимодействие со своим ближайшим окружением в процессе деятельности, межнационального общения и благодаря которому, включаясь в разнообразные отношения, он интериоризирует общекультурные ценности; г) принцип системного рассмотрения природных и социальных факторов, обусловливающих патриотическое воспитание студента в полиэтнической среде, который предполагает рассмотрение полиэтнической адаптации с позиции двустороннего, взаимообусловленного процесса вхождения личности в систему поликультурного взаимодействия и одновременного воспроизводства этих отношений в системе семейных, товарищеских и других связей [5].

В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития личности. Одним из первых концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж. Пиаже. Он проанализировал - как две стороны одного процесса - формирование понятия «родина» и одновременно с ним развивающихся образов «других стран» и «иностранцев». Развитие этнической идентичности ученый рассматривает, прежде всего, как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства. Осознание личностью своей этнической принадлежности варьирует от того, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Межэтническая среда дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, формирует коммуникативные навыки. Отсутствие опыта межэтнического общения обусловливает меньший интерес к собственной этничности. У индивидов, живущих в условиях, сильно отличающихся по своим этническим признакам культуры, этническая идентичность наиболее сильно выражена, а у индивидов, живущих среди группы, близкой в культурном отношении, осознание собственной этничности не становится жизненно важной проблемой. Но с возрастом и развитием этнической идентичности у членов этнических меньшинств обычно происходит сдвиг к «внутригрупповой ориентации». Это происходит, когда новому поколению передаются нормы и ценности социокультурной среды. Процесс этнической идентификации представляет собой не только осознание индивидом членства в группе, но и принятие группой индивида. Индивид может принять правильную самоидентификацию вместе с правильной оценкой группы, при этом у них формируется негативная этническая идентичность. Но, принимая

негативную самоидентификацию, человек может по-разному реагировать на негативные суждения о своем этносе. Он может относить их к другим членам своей группы, но не к самому себе, устранив психологические границы между ними и собой. Вторая стратегия состоит в попытке сменить группу. Что касается этнической принадлежности, то в наши дни большинство исследователей считают ее скорее приписываемым, нежели наследуемым качеством. Принадлежность к народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к культурным ценностям и святыням, которые образуют содержание истории народа.

Важнейшей задачей патриотического воспитания в условиях полиэтнической среды становится сообщение молодежи определенного круга систематизированных знаний о народах и государствах мира, об их взаимоотношениях, о взаимозависимости и неделимости мира. При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что народы стремятся не только к взаимосближению, но и к сохранению собственной социокультурной идентичности. Интерес молодежи к культуре других народов связан с познанием культуры и среды обитания других наций, их психологических особенностей. А для этого необходима развернутая и разнообразная (телевизионная, литературная, музейная) пропаганда знаний о прогрессивных исторических традициях, особенностях культуры разных народов, особенно соседних. Многообразие культурных проявлений способствует проявлению у студентов различных наций и народностей взаимного интереса, что подтверждает приоритет культурологического подхода к патриотическому воспитанию.

Наблюдения, анализ реального состояния и итоги массового обследования межнациональных отношений среди молодежи в нашей стране показывают, «что 35% молодых людей испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, а 51% одобрил бы решение о выселении за пределы своего региона некоторых национальных групп» [6]. Следствием таких отношений являются столкновения на межнациональной почве. Вместе с тем исследование, проводимое с 2009 по 2012 гг., показывает, что в ДГПУ более 7% студентов отдают предпочтение народным традициям, вместе с тем 88% одобряют курс на развитие межнациональных отношений и укрепление полиэтнической среды.

Малая Родина рядом авторов рассматривается как социокультурная среда в динамическом аспекте, то есть «среда, наследующая, преобразующая и создающая национальные социокультурные традиции» (Н. И. Матюшин, И. Ф. Полякова). Малая Родина, таким образом, основа, исходная точка, объект патриотизма дагестанской молодежи. «Малая Родина представляет собой целостно воспринимаемую пространственно-временную локализацию человеческого бытия, получающую в сознании каждого человека определенное ценностно-образное качество и имеющую непреходящую сущность, в отличие от политико-экономического строя. Отечество существует и как объективная реальность, и как субъективный образ. Конкретное общество становится Отечеством не потому, что в нем выделяется определенная среда, оно является Отечеством для социального гражданина, потому что находится с ним в социально-эмоциональной и национальной связи» [7].

Источником развития патриотических чувств, лежащих в основе патриотического воспитания студентов, является та полиэтническая, пол и культурная среда, в которой протекает его жизнедеятельность. Индивид или социальная группа вбирает в себя особенности конкретно-исторической

и многонациональном среды своей жизнедеятельности, в то же время их жизнедеятельность оказывает влияние на формирование социальной, политической, поликультурной, полиэтнической среды.

Исходя из вышеизложенного можно определить принципы эффективного полиэтнического и межкультурного взаимодействия, без учета которых толерантное общение не будет эффективным:

- не считать язык, обычаи, традиции, этикет своего народа совершенными, а ценности других народов несовершенными;

- признать идею равноценности обычаев и традиций всех народов, больших и малых;

- соблюдать обычаи других народов, проявлять к ним интерес;

- проявлять повышенную чуткость, внимательность к носителям иной этнокультуры;

- проявлять повышенное внимание к инонациональным интересам, помня о том, что ничто так не сближает, не роднит с представителями других национальностей, как проявляемое с их стороны уважение к языку, обычаям и традициям его народа.

Реализация данных принципов будет способствовать межэтническому и межкультурному взаимодействию, позволит почувствовать себя частью «мы», «единой общности».

Этнодемографические процессы, происходящие в современном Дагестане, оказывают на молодежь реальное воздействие, которое следует учитывать при разработке теории и в организации практики формирования толерантного сознания. Особое значение имеет учет межэтнической коммуникации, позитивных и негативных явлений в этой сфере. Перемещение масс беженцев, захваты заложников - все это порождает межэтнический конфликт. Процветает эгоизм, сеющий национализм в открытых душах детей. Межэтническое напряжение возникает и в результате объективных миграционных и демографических процессов. Практика показывает, что негативное межнациональное общение способствует продолжению искаженного восприятия человека иной национальности, иной культуры. Энергия социального протеста переносится в межэтническое русло. При этом надо учитывать, что молодежь стремится к самоутверждению и этнические проблемы порой становятся почвой для такой самореализации.

Другой причиной возникновения межэтнических проблем, тормозящей позитивное межнациональное общение, является плохая постановка в учебных заведениях воспитательной работы, направленной на толерантное общение студентов. Воспитательная задача заключается в том, чтобы научить молодежь умело предупреждать ситуации, порождающие эмоциональную напряженность в отношениях между людьми разных национальностей. Толерантное сознание формируется на основе улучшения морально-этического и психологического климата, формирования обстановки уважения, дружелюбия и доверия к окружающим, их культуре, языку, традициям.

«Межэтническая коммуникация - это межнациональное общение, осуществляемое в условиях культурно-обусловленных различий его участников. Межэтническая коммуникация характеризуется тем, что ее участники при прямом контакте используют общеязыковые варианты и дискурсивные языковые стратегии, отличные от тех, которыми они пользуются при общении внутри одного и того же этноса, нации» [4. С. 65]. А межкультурная коммуникация характеризуется тем, что ее участники при прямом контакте используют специальные языковые варианты и дискурсивные стратегии, отличные от тех, которыми они пользуются при общении внутри одной и той же культуры. Часто используемый термин «кросс-культурная коммуникация» обычно

относится к изучению некоторого конкретного феномена в двух или более культурах и имеет дополнительное значение сравнивания коммуникативной компетенции общающихся представителей различных наций и культур [4. С. 80]. Предмет межкультурной коммуникации представляется как коммуникация ме>кду индивидуумами из разных культур либо как коммуникативные процессы, происходящие в культурно-вариативном окружении. Предмет межэтнической коммуникации представляется как коммуникация между индивидуумами из разных этносов. Межэтническое и межкультурное взаимодействие рассматриваются нами не только как взаимодействие мехщу представителями разных наций, но и различных этнических групп.

Межэтническое и межкультурное взаимодействие содержит комплекс социальных навыков и способностей студентов, при помощи которых индивидуум успешно осуществляет общение со сверстниками из других культур и этносов. В соответствии с этим процесс межэтнического и межкультурного взаимодействия включает: ознакомление студентов с системой научных знаний о правах и свободах человека, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование грахщанских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе межличностного общения. Межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях. Из этого следует, что культура межнационального общения зависит от общего уровня обучающихся, их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. В основе же культуры межнационального общения лежат принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества.

Принципы межнационального общения молодежи вытекают из характера сложившихся в Дагестане и РФ межнациональных, межконфессиональных отношений, закрепленных в законодательных актах. Определение принципов межнационального общения зависит также от специфики и особенностей проявления межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Дагестан. Проживая в течение многих веков в полиэтнической среде, народы Дагестана выработали уникальный опыт взаимодействия между собой и другими соседними народами. В принципах культуры межнационального общения [3. С. 19] находят отражение положения и установки государственной национальной политики Дагестана и РФ:

- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

- запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

- сохранение исторически сложившейся целостности Дагестана и Российской Федерации;

- равенство всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

- гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

- право каждого гражданина определить и указывать национальную принадлежность без всякого принуждения;

- запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

Таким образом, при характеристике сформированности патриотизма в условиях полиэтнического социума можно выделить следующие компоненты: 1) когнитивный, 2) эмоционально-оценочный, 3)

мотивационно-потребностный и 4) поведенческий.

Когнитивный компонент дает представление о межнациональных отношениях; о культуре межнационального общения как сложной системе; об истории и культуре своего народа, об особенностях других национальных культур (истории, языка, традиций, обычаев, психологии и т.д.) и проблемах их развития; об общепринятых нормах и правилах поведения при взаимодействии людей разных национальностей; о способности и умении общаться в разнонациональных коллективах (учебных, трудовых и т. д.).

Эмоционально-оценочный компонент - это

эмоционально-нравст-венные характеристики личности,

проявляющиеся в чувствах, убеждениях, оценочных суждениях и т. д. по отношению к своему и другим этносам (отрицательные -замкнутость, обидчивость, подозрительность, неуважительность, высокомерие, презрительность, грубость, ненависть, жестокость и др.; положительные - любовь, доброжелательность, чуткость,

вежливость, сочувствие, интерес, терпимость, уступчивость и др.).

Мотивационно-потребностный компонент включает мотивации и потребности людей в освоении родной культуры и культуры

народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.

Наконец, поведенческий компонент учитывает действия и поступки по отношению к людям другой национальности, характеризующиеся, например, доброжелательством, тактичностью, формализмом, безучастием или

пренебрежительностью.

В соответствии с определением особенностей и характера полиэтнической среды в воспитании патриотизма у студентов, его организация предполагает следующие этапы:

1. Освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных ценностей.

2. Формирование на этой основе чувства гордости за принадлежность к родному народу, а также уважения к культуре других народов.

3. Формирование потребности молодежи в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.

4. Перевод нравственных знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при организации педагогами совместной социально значимой деятельности, направленной на воспитание патриотизма и культуры межнационального общения.

Таким образом, полиэтническая среда вуза и культура межнационального общения студентов является органической частью процесса духовной жизни общества, сопровождается стремлением молодежи к сохранению самобытности, культурно-этническому и политическому единению общечеловеческой культуры. Патриотизм является одним из ключевых понятий педагогики межнационального общения. Патриотизм - естественное чувство каждого нормального человека. Родившись, он постоянно впитывает энергетику того места, где появился на свет. Ребенок, развиваясь и мужая, свою любовь к родителям переносит на родной край. Уже в раннем детстве образ Родины возникает вместе с осознанием собственного «я». В

дальнейшем этот идеальный образ соединяется с реальными объектами, находящимися в чувственно воспринимаемом мире. Ощущение Родины тесно связано с ее природой, красотой родного края. Это чувство материализуется с особой полнотой, становится исходным внутренним переживанием.

Примечания

1. Асельдеров М. А. Воспитание учащихся на передовых народных традициях. Махачкала, 1976. С. 26. 2. Гасанов 3. Т. Педагогика межнационального общения. Учебное пособие. М., 1999. 389 с. 3. Гасанов 3. Т. Воспитание юных

патриотов-интернационалистов. Махачкала, 1984. С. 11. 4. Гасанов 3. Т.

Социально-педагогические основы интернационального и патриотического воспитания учащихся. Махачкала : ДКИ, 1973. С. 145. 5. Исламмагомедов А. И. Формы общественного досуга у горцев Дагестана // Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX- начале XX вв. Махачкала : Даг. филиал АН СССР, 1987. С. 56-57. 6. Савзиханова М. А. Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2012. 233 с. 7. Собкин В. С., Грачева А. М., Нистратов А. А. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере// Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 23-31.

Статья поступила в редакцию 04.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.