Научная статья на тему 'Исторические аспекты становления концепции этнокультурного образования в отечественной педагогике'

Исторические аспекты становления концепции этнокультурного образования в отечественной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
916
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТО-РИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / EDUCATION POLICY / ETHNIC AND CULTURAL COMPONENTS / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / HISTORY OF ETHNOCULTURAL EDUCATION / CONCEPT OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION / ETHNIC AND CULTURAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карникова Ольга Павловна

В статье представлены исторические аспекты целостного процесса становления современной Концепции этнокультурного образования в контексте модернизации современной системы профессионального образования, основных положений компетентностного подхода, предполагающего формирование соответствующих ценностных ориентаций и универсальных качеств личности обучающихся. Автором выявлены этапы становления этнокультурного образования в России: эмпирический накопление традиционного опыта этнического образования на основе фольклорных форм и религиозного опыта народа (до XVII в.); научно-практический обобщение опыта этнического обучения и воспитания, развитие идеи создания национальной школы (XVII-XX вв.); современный научное обоснование воспитательных и образовательных систем этноса (к. XX н. XXI в.). Для обоснования уникальности каждого из этапов и идейной основы их преемственности были использованы методы теоретического анализа и синтеза, обзора научной литературы. Результатом проведенного исследования стало определение роли этнокультурного образования в современном российском обществе, осмысление стратегических направлений и перспектив дальнейшего развития в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical aspects of formation the concept of ethno-cultural education in Russian pedagogics

The article presents historical aspects of a holistic process of formation of the modern concept of ethnocultural education in the context of modernisation of the modern education system, the main provisions of the competency approach, the formation of the value orientations and universal qualities of the personality of pupils. The author identified the following stages in the development of ethno-cultural education in Russia: an empirical phase (the accumulation of traditional experience of ethnic education based on folk forms and religious experiences of people (up to the 17th century)); scientific and practical (generalisation of the experience of ethnic teaching and upbringing, development of the idea of establishing a national school (17th to the 20th centuries)); modern (scientific justification of the educational and training systems of the ethnic group (the late 20th to the early 21st centuries)). To justify the uniqueness of each of the stages and ideological foundations of its continuity were used as well as methods of theoretical analysis and synthesis of the literature review. The result of the study was to determine the role of ethno-cultural education in modern Russian society, understanding of strategic directions and prospects of further development in this area.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты становления концепции этнокультурного образования в отечественной педагогике»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.015

Карникова Ольга Павловна

кандидат педагогических наук Самарский государственный институт культуры karnikova.olga@yandex.ru

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

В статье представлены исторические аспекты целостного процесса становления современной Концепции этнокультурного образования в контексте модернизации современной системы профессионального образования, основных положений компетентностного подхода, предполагающего формирование соответствующих ценностных ориентаций и универсальных качеств личности обучающихся. Автором выявлены этапы становления этнокультурного образования в России: эмпирический - накопление традиционного опыта этнического образования на основе фольклорных форм и религиозного опыта народа (до XVII в.); научно-практический - обобщение опыта этнического обучения и воспитания, развитие идеи создания национальной школы (ХУП—ХХвв.); современный - научное обоснование воспитательных и образовательных систем этноса (к. XX- н. XXI в.). Для обоснования уникальности каждого из этапов и идейной основы их преемственности были использованы методы теоретического анализа и синтеза, обзора научной литературы. Результатом проведенного исследования стало определение роли этнокультурного образования в современном российском обществе, осмысление стратегических направлений и перспектив дальнейшего развития в этой сфере.

Ключевые слова: образовательная концепция, этнокультурный компонент, этнокультурное образование, история этнокультурного образования, концепция этнокультурного образования, этнокультурная идентичность.

Этнокультурное образование, играя важную роль в обеспечении гармоничного развития личности и ее этническом самоопределении, гармонизации межкультурных и межэтнических отношений, призвано в настоящее время обеспечить баланс между поддерживающим и инновационным типами обучения, воспроизводством культурного наследия в полиэтническом обществе, взаимодействие в котором требует «диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей» [2, с. 4]. Поиск новых парадигм развития и дальнейшего совершенствования концепции этнокультурного образования определяется возможностью использования в нем прогрессивных идей прошлого с позиций их преемственности и развития.

Анализ современных исследований (Е.С. Бабу-новой, Т.И. Баклановой, УС. Борисовой, Т.С. Воропаевой, А.Н. Джуринского и др.) позволил выделить основные этапы в становлении идей этнокультурного образования в России.

I. Эмпирический этап становления этнокультурного образования в России - накопление традиционного опыта этнического образования на основе фольклорных форм и религиозного опыта народа (до XVII в.). На данном этапе формировались основные идеи, ценности, правила, которые не только определили специфику этнического образования, но и на долгое время стали базой всей педагогической культуры народа. Жизнь этнической общности в рассматриваемый период характеризовалась преобладанием в ней «этнозащит-ных и этносохраняющих функций; социальной гомогенностью; преимущественно коллективным приобщением индивидов к этнокультуре; недостаточно развитым индивидуальным самосознанием

и мало развитой субъектностью (как индивидуальной, так и коллективной)» [3]. Формирование этнической идентичности и этнического самосознания, происходило на основе доминирования представлений о жестком разделении на «свои» - «чужие» по признакам: язык, земля, обычаи, верования. Значимость традиции, как способа передачи базовых поведенческих программ, была незыблемой, освященной мифологическими представлениями, требующей от каждого индивида безусловного принятия системы идей и чувствований и их передачи в неизмененном виде. Первоначально процесс этнического воспитания был неотделим от повседневной жизни этноса и осуществлялся через включение подрастающего поколения в трудовую, хозяйственную, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослых, выражающих «менталитет народа, способствующий активизации этнокультурного самосознания и сплочению представителей всех возрастов и социальных групп» [7, с. 154].

Важным шагом в развитии этнических культур стал переход от языческой культурной традиции к религиозной, которая не только повлияла на процессы сохранения этнических общностей, но и ознаменовала их дальнейшее движение по пути межэтнической, межкультурной интеграции, а также построения единой государственности. Религиозное мировоззрение, акцентируя внимание на духовной стороне человеческой жизни, опиралось на морально-нравственные принципы, открывавшие для этнических общностей новые возможности в познании собственных духовных ориентаций, соотнесения их с иными контекстами духовности. Фундаментальные, архетипические понятия о добре и зле, изначально присутствующие в каждой этнической культуре, находили свое продолжение

© Карникова О.П., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

215

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

в религиозных ценностях, а религиозные образы и символы постепенно наполняясь этническими значениями и смыслами, таким образом, религиозная и этническая идентичность часто накладывались друг на друга. Религиозная идентичность как процесс уподобления, отождествления с определенной религиозной общиной, требовала принятия членами этнической группы новых религиозных ценностей и символов, обрядов и ритуалов, а также овладения лежащего за ними религиозного учения в соответствующей системе образования. В основе новой модели этнического образования лежала идея защитника веры, государственного единства, хорошего семьянина и труженика, преданного Отечеству и государю, владеющего на должном уровне профессиональными знаниями и умениями.

II. Научно-практический этап - обобщение опыта этнического обучения и воспитания, развитие идеи создания национальной школы (XVII-XX вв.). Укрепление национальной самостоятельности государств, усиление политических, экономических, межкультурных взаимодействий между странами, широкое распространение светской культуры и науки содействовали включению этнических сообществ в широкую систему социокультурных коммуникаций гражданского общества, признающее права и свободы отдельной личности. Осознание единства этнических субъектов в данный период происходило не только на базе этнических признаков, но и включало в себя новые социально-исторические, религиозные, социально-культурные, традиции, объединявшие их в новую духовно-культурную целостность - народ.

В этот период предпринимаются попытки научного описания исторических корней различных этнических сообществ, более глубокое изучение специфики их образа жизни, включая художественную культуру и систему образования, как источник «нравственно-эстетических ценностей российского общества» [10, с. 98]. В работах русских и зарубежных мыслителей (Н.А. Бердяева, Н.Я. Данилевского, Л.Н. Гумилева, И.А. Ильина, И.В. Кириевского, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, П.Я. Чаадаева, П. А. Флоренского и др.) происходит дальнейшее осмысление философско-историче-ских положений, теоретически обосновывающих категории «этнос», «нация», «этническая картина мира», «этническое самосознание», «этнические традиции». Процесс создания и совершенствования национальных образовательных систем потребовал не только глубокого научного изучения имеющегося опыта этнического обучения и воспитания, но и теоретического и практического обоснования принципа народности. Выступая базовой закономерностью развития системы профессионального образования, принцип народности предполагает признание за народом права наравне с государством участвовать в образовательной системе в качестве субъекта

и строить ее в полном соответствии с чертами национального характера, этническими традициями и обычаями, в «мудрости и идентичности народа стоит искать пути и средства формирования личности» [6, с. 251].

В реализации принципа народности по мнению выдающихся педагогов того времени (В .Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Я.А. Комен-ский, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Н.Г. Чернышевский и др.) особая роль принадлежит изучению родного языка, разностороннему влиянию на личность различных элементов народной культуры, сочетающей в себе обучающие, воспитывающие и развивающие возможности, мастерству учителя, способного воспитать детей на национальных началах. Вместе с тем, принцип народности в образовании неразрывно связан с приобщением подрастающего поколения к общечеловеческим и этическим принципам, которые должны стать важной частью национального сознания и способствовать творческой переработке этнокультурного наследия. Ключевую роль в становлении национальной системы образования в России сыграла педагогическая концепция К.Д. Ушинского, которая послужила методологическим ориентиром для ее дальнейшего развития. Русские педагоги конца XIX - начала ХХ вв. (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Капте-рев, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий и др.), многие из которых были сторонниками и последователями идей К.Д. Ушинского, в духе народности разрабатывали свои педагогические концепции. Авторами были представлены конкретные методики преподавания отдельных предметов на основе традиций «общинно-коллективистского воспитания» [9, с. 13].

В XX веке ломка традиционной культуры и сознания политическими революциями и войнами определила процесс дальнейшей трансформации народов в нации, усилила социально-культурные и социально-психологические аспекты межэтнических и межнациональных отношений. В советский период место и воспитательное значение народной педагогики рассматривались в работах П.П. Блон-ского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Су-хомлинского, С.Т. Шацкого и др. Выдвигая идеи воспитания молодежи в новых условиях, педагоги-новаторы предлагали внедрять в образовательную практику пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников. Будущие профессионалы должны были быть готовы наполнять новым содержанием традиции народного воспитания. Существенный вклад в развитие идей этнокультурного образования внесла культурно-историческая концепция развития личности и сознания Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, которая научно обосновала необходимость освоения национального культурного наследия для создания фундамента психического развития личности на основе деятельностного подхода.

216

Вестник КГУ 2017

Исторические аспекты становления концепции этнокультурного образования в отечественной педагогике

III. Современный этап - научное обоснование воспитательных и образовательных систем этноса (к. XX - н. XXI вв.). На современном этапе происходит движение национальных культур как в сторону дальнейшей интеграции, диалога с другими культурами в полиэтничекой, поликонфессиональной и поликультурной среде, так и в сторону сохранения своей уникальной национальной циви-лизационной идентичности, что актуализировало необходимость теоретического изучения проблемы этнической идентификации личности в поликультурном социуме. Поиск путей дальнейшего развития системы этнокультурного образования в современных условиях привело к появлению концептуальных идей «поликультурного», «национально-регионального», «глобального», «муль-тикультурного» профессионального образования, воспитание «толерантности, отзывчивости, открытости, доброжелательности» [8, с. 64] в качестве базовых качеств будущих специалистов.

В настоящее время государственная политика определяет в содержании этнокультурного образования приоритет российских этнокультурных традиций над зарубежными; вариативность, сочетание монокультурного и поликультурного компонентов; непрерывность и преемственность уровней этнокультурного образования; взаимосвязь учебных заведений с семьей и средствами массовой информации, допуская определенную свободу мировоззренческого самоопределения, получение образования в соответствии со своими мировоззренческими установками. Основополагающей базой развития этнокультурного образования в современном российском обществе является разработанная отечественными учеными (Т.И. Бакланова, Л.В. Ершова, Т.Я. Шпикалова) «Концепция этнокультурного образования в России», ставшая основой для создания Федеральной и региональных программ, для внесения соответствующих корректив в современную государственную образовательную и национально-культурную политику России. Наиболее адекватно современным требованиям этнокультурное образование рассматривается с позиции компетентностного подхода, утверждающего значимость подготовки высококвалифицированных специалистов этно-педагогического профиля, осуществляющих профессиональную деятельность на основе «лучших традиций многонациональной культуры, самобытных национально-культурных традиций народов России» [10], способствующих сохранению культурного многообразия страны и повышению ее международного статуса в условиях глобализации.

Этнопедагогическая направленность современного профессионального образования - результат процесса длительного эволюционного развития педагогической науки, на каждом этапе становления которой происходило как критическое осмысление

прошлого опыта, так и конструктивное использование передовых идей. Системность, непрерывность, многоуровневость и многофункциональность деятельности учреждений образования с этнокультурным компонентом, сочетание поддерживающего и инновационного обучения, соответствие компетент-ностей педагогического и ученического коллективов современным стандартам - основные тенденции повышения качества, доступности и эффективности этнокультурного образования в России.

Библиографический список

1. Аминов С.Р. Русская идея в общественно-педагогической мысли XIX века // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6-0. - С. 328-336.

2. БабуноваЕ.С. Профессионально-педагогические аспекты этнокультурного образования. - Магнитогорск: МаПУ, 2006 - 263 с.

3. Воропаева Т.С., Костенко В.С. Этническое и национальное бытие: онтологический подход // Intellectual potential of the XXI century '2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sworld. com.ua/konferm4/186.pdf (дата обращения: 06.11.2017).

4. Джуринский А.Н. История педагогики. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 201 с.

5. Епхиева М.К., Джиоева А.Р. Поликультурное образование в системе профессионального и высшего образования // Новая наука: проблемы и перспективы. - 2016. - № 3-2 (67). - С. 81-84.

6. Менюк Е.Н. Принцип народности воспитания в историческом контексте // Педагогика и педагогический процесс: современные тенденции и перспективы развития. Сб. науч. тр. по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. - Казань: Изд-во «ИП Краснова Н.А.», 2016 - С. 248-252.

7. Народная художественная культура / под ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. - М: МГУКИ, 2002. - 344 с.

8. Новолодская С.Л. Поликультурное образование - качественная характеристика современного образования // Высшее образование сегодня. -2015. - № 8. - С. 62-65.

9. Пашков А.Г. Эволюция принципа народности в воспитании: от общинно-коллективистской традиции к насаждению индивидуализма и социальной аномии // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2014. -№ 2 (263). - С. 11-14.

10. Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Л.В. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации // Непрерывное этнохудожественное образование: методология, проблемы, технологии. Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 14-16 декабря 2004 г. - Шуя: Изд-во «Шуйский государственный педагогический университет», 2005. - С. 6-12.

11. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Система непрерывного и преемственного этнохудожественного образования в России: опыт разработки // Высшее образование в России. - 2012. - № 10. - С. 93-98.

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

217

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.