Научная статья на тему 'Особенности формирования полиэтнической культуры младших школьников в образовательном пространстве'

Особенности формирования полиэтнической культуры младших школьников в образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / POLYETHNIC CULTURE / ETHNIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Екатерина Николаевна, Варламова Валентина Андреевна

В статье рассматривается особенности формирования полиэтнической культуры младших школьников. Раскрывают и анализируют точку зрения авторов по отношению к понятию «полиэтническая культура». Выявляют уровень этнической идентичности якутских школьников, также предлагают формы и приемы работы по повышению полиэтнической культуры детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неустроева Екатерина Николаевна, Варламова Валентина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF POLYETHNIC CULTURE OF YOUNGER SCHOOLBOYS IN EDUCATIONAL SPACE

The article discusses the features of the formation of a multi-ethnic culture of younger students. Disclose and analyze the point of view of the authors in relation to the concept of "multi-ethnic culture". They reveal the level of ethnic identity of Yakut schoolchildren, and also offer forms and methods of work to improve the multi-ethnic culture of children of primary school age.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования полиэтнической культуры младших школьников в образовательном пространстве»

7. Шейко Б.И. Пауэрлифтинг. От новичка до мастера / Б.И. Шейко. - М. : Медиагрупп «Актиформула», 2013. - 403 с.

8. Шейко Б.И. Пауэрлифтинг: учебное пособие / Б.И. Шейко. - М.: Физкуль-тура и спорт, 2005. - 504 с.

Педагогика

УДК: 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Екатерина Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант 1 года обучения Варламова Валентина Андреевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье рассматривается особенности формирования полиэтнической культуры младших школьников. Раскрывают и анализируют точку зрения авторов по отношению к понятию «полиэтническая культура». Выявляют уровень этнической идентичности якутских школьников, также предлагают формы и приемы работы по повышению полиэтнической культуры детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: полиэтническая культура, этническая идентичность.

Annоtation. The article discusses the features of the formation of a multi-ethnic culture of younger students. Disclose and analyze the point of view of the authors in relation to the concept of "multi-ethnic culture". They reveal the level of ethnic identity of Yakut schoolchildren, and also offer forms and methods of work to improve the multiethnic culture of children of primary school age.

Keywords: polyethnic culture, ethnic identity.

Введение. На современном этапе приоритетным направлением образовательной политики является формирование личности ребенка, способного жить в полиэтническом регионе, знающего и уважающего не только свою этническую культуру, но и культуру других этнических групп, способного сочетать национальные и интернациональные интересы.

В своем ежегодном послании к Федеральному Собранию РФ Д.А. Медведев выделил направления по развитию культуры, одним из которых является сбережение «единого культурного пространства страны во всем его многообразии, помощь сохранению богатых национальных традиций народов России» [1].

Оценивая состояние поликультурного воспитания в Российской Федерации, следует признать, что в политических декларациях и научных трудах содержатся призывы к воспитанию в духе поликультурности, но далеко не всегда они становятся идейной основой образовательной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Пол и культурное направление в педагогике является сравнительно молодым, так как особое внимание ученых к данному направлению проявилось лишь в середине XX в., изначально в США. В отечественной педагогике развитие поликультурного образования началось в 1990-х гг., что было вызвано историческими и социокультурными предпосылками. В условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования возрастание роли родного языка обучения, идей народной педагогики, рост влияния религии на формирование самосознания личности. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.

В стандартах второго поколения поликультурное образование рассматривается как ядро воспитательного потенциала системы образования, предлагается следующее определение: «...поликультурное образование, отвечающее современным требованиям и перспективам развития российского общества и государства, - это образовательная система, которая в рамках единого федерального государственного стандартаформирует содержание обучения и воспитания в соответствии со структурой российской идентичности, то есть руко водствуетсяцелями трансляции этнокультурного наследия и национальных культур народов России в широком контексте российской и мировой цивилизации» [2].

Мы согласны с мнением Г. В. Здеревой о том, что поликультурное воспитание составляет сущность межэтнического. В его рамках поликультурные, национальные особенности проявляются более ярко.

Оно опирается на многообразие российской культуры в условиях интеграции и не ставит своей целью формирование единой народности, как это имело место в советский период. На современном этапе нельзя проводить грань между межэтническим и поликультурными воспитанием, поскольку они тесно взаимосвязаны в рамках полиэтнической и поликультурной России. Осуществление одного без другого может привести к деформации узкоэтнического характера [3].

В связи с вышесказанным нами была предпринята попытка определить сущность понятия «полиэтниче ская культура». Уточняя понятие «культура», отметим, что оно всегда ассоциируется в нашем сознании с совершенствованием человека во всех сферах его жизнедеятельности (культура - культивирование, вспахивание), а также с приобщением к системе высших ценностей (культура - культ, поклонение, любовь). По словам В. С. Библера: «Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных -прошлых, настоящих и будущих культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур» [4].

Не менее важным является единство и взаимопроникновение этнических культур, использование выработанных человеком духовных ценностей национальной культуры. Помочь человеку в диалоге с иными культурами, другими людьми, людьми разных национальностей, услышать их, осмыслить и прочувствовать их ценности, их смыслы, сопоставить различные голоса - такова, по нашему мнению, основа этнокультурологического подхода, как одного из ведущих методологических принципов современного образования.

Другими словами, как нам представляется, каждый этнос, имея свою собственную культуру, следуя

традициям своего народа по отношению к природным объектам и явлениям, только при условии понимания другой этнической культуры может и способен эффективно решать проблемы взаимодействия человека и природы.

Таким образом, полиэтническая культура — это приобщение к системе высших ценностных ориентаций, понимание основ культур своего и других народов, умение жить в полиэтнической среде.

Исходя из вышесказанного, содержание понятия «полиэтническая культура» представим схематично (рис. 1).

Рисунок 1. Содержание понятия «полиэтническая культура»

Таким образом, полиэтническая культура включает в себя когнитивный компонент, который характеризуется наличием этнокультурных представлений, знаний о поликультурном обществе (элементарных основ культуры своего народа, культуры народов, проживающих рядом); эмоционально-ценностный компонент (система ценностных ориентаций и отношений, готовность к сохранению культуры своего и других народов); практически- деятельностный компонент (умение жить в полиэтнической среде, соблюдение социальных норм и правил поли культурного общества).

В научно-педагогической литературе остаются мало разработанными вопросы полиэтнической культуры младших школьников, вопросы построения образовательной среды, способствующей формированию полиэтнической личности, механизмов и средств полиэтнического образования обучающихся первой ступени общего образования. Вместе с тем, полиэтническое воспитание в младшем школьном возрасте имеет свои специфические особенности, основанные на усвоении нравственных императивов и национальной идентификации. Этнические представления у детей складываются достаточно рано. Согласно Ж. Пиаже существует три этапа в формировании этнической идентичности:

- в 6-7 лет ребенок приобретает первые знания о своей этнической принадлежности;

- в 8-9 лет уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации — национальность родителей, место проживания, родной язык, в нем просыпаются национальные чувства;

- в 10-11 лет у ребенка формируется идентичность в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры [5, с. 11].

Таким образом, можно отметить, что межкультурное образование по выводам анализа мирового опыта имеет особенную ценность реализации именно в детском возрасте. Так как именно данный возраст обусловлен высокой чувствительностью к формированию положительного отношения к межкультурному общению и развитию межкультурной компетенции. Дети всюду сталкиваются, многообразием культуры, которая является именно той средой, где взрослеют современные дети. Уникальной структурой личности, которая несет отпечаток той культуры, в какой воспитывался и рос, обладает каждый ученик.

С целью выявления уровня сформированности полиэтнической культуры младших школьников мы провели опрос и анкетирование среди учащихся 3 «Е» и 3 «Д» классов в МОБУ «СОШ №31» городского округа «Город Якутск». В исследовании приняли участие 65 учащихся: 30 девочек и 35 мальчиков. Национальный состав класса: 20 - якуты, 26 - русские, 2 - киргиз, 2 - бурят, 1 - узбек, 1 - эвен, 1 - украинец, 1 - татар, 1 - кореец.

Опрос провели с целью выявления уровня сформированности поликультурного воспитания младших школьников.

Опрос состоит из 8 вопросов:

1. К какой национальности ты себя относишь?

2. Какие разные народы ты знаешь?

3. Какие языки ты знаешь?

4. Какая у тебя любимая сказка?

5. Любимый персонаж?

6. Какие сказки из якутской литературы ты знаешь?

7. Какие сказки из разных народов ты знаешь?

8. На каком языке ты хочешь разговаривать?

По результатам опроса среди третьеклассников у большинства учащихся, т.е. у 28 (43%) детей выявлен высокий уровень поликультурного воспитания, они знают про свою культуру и традиции своего народа и других разных народов.

У остальных 37 младших школьников, т.е. у 57% учащихся уровень поликультурного воспитания

недостаточно сформирован и находится на низком уровне. Осмелимся предположить, это связано с тем, что они живут среди людей с другими этническими традициями. Нет мотивации к знакомству, изучению других народов, стремлению к взаимодействию с их представителями. Толерантность, эмпатия, общительность сформированы недостаточно. Проявляют отрывочные поликультурные знания. Не сформированы этнические традиции.

Показатели уровней сформированности поликультурного воспитания младших школьников по результатам опроса.

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Количество % Количество % Количество %

14 22% 25 38% 26 40%

Таким образом, исследование уровня сформированности поликультурного воспитания младших школьников продемонстрировала противоречивость представлений младших школьников о культуре и традиции своего и других народов.

С целью выявления у детей своей этнической идентичности нами проведено анкетирование.

Анкета состояла из 7 вопросов. Методика позволяет самоидентификацию через осознание респондентом особенностей собственной этнической группы и значимости членства в ней. Дети, если согласны с утверждением, то рядом ставили плюс, если не согласны, то минус.

Я знаю, какой я национальности

Напиши свою национальность

Я интересуюсь историей и культурой своего народа

Я интересуюсь культурой и историей других народов

Есть ли у тебя друзья другой национальное

Как ты относишься к одноклассникам другой национальности

Знаешь ли ты национальные праздники, национальные игры твоих одноклассников другой национальности

Исследования выявили следующие результаты на 1 вопрос «да» ответили 57 (88%) учеников, «нет» 8 (12%). На 2 вопрос правильно ответили 51 (89%) учеников, а 6 (11%) учеников не смогли правильно указать свою национальность, из ответивших «да» на вопрос «Я знаю, какой я национальности». Из этого приходим к выводу, что 14 (22%) учеников не могут определить свою самоидентификацию. На 3 вопрос «Я интересуюсь историей и культурой своего народа» «да» ответили 43 (66%), «нет» 22 (34%). На 4 вопрос «Я интересуюсь культурой и историей других народов» положительно ответили 40 (62%), отрицательно ответили 25 (38%) учеников. На 5 вопрос «Есть ли у тебя друзья другой национальное» «да» ответили 38 (58%), «нет» ответили 12 (18%) учеников, 15 (23%) учеников дали ответ «я не знаю национальности моих друзей». На 6 вопрос «Как ты относишься к одноклассникам другой национальности»44 (68%) ответили «очень хорошо», «плохо» ответили 9 (14%), «затрудняюсь ответить» 12 (18%). На 7 вопрос «Знаешь ли ты национальные праздники, национальные игры твоих одноклассников другой национальности (перечисли, какие ты знаешь)» «да» ответили 34 (52%), нет 17 (26%), «затрудняюсь ответить» выбрали 14 (22%). Большинство учеников перечислили только праздники. Преобладают ответы «Ысыах», «Пасха», «Масленица». Среди игр «Жмурки», «Казаки разбойники», «Кошки мышки», «Прятки».

Исходя из полученных результатов, можно прийти к выводу о том, что у большинства учеников положительное отношение к другим народам, но они плохо знают культуру одноклассников другой национальности.

Из результатов исследования видно, что у учащихся толерантность, эмпатийность и этническая идентичность находится на среднем уровне.

Таким образом, мы приходим к выводу, что уровень сформированности межкультурной компетенции младших школьников на среднем уровне.

Чтобы повысить полиэтническую культуру нами разработана программа учебно-воспитательного процесса.

Программа разработана с целью - обеспечить развитие у младшего школьника стремления к сохранению собственного этнокультурного наследия, пониманию и принятию других культур, умения общаться с представителями других культур, готовности к активной созидательной деятельности в современной многонациональной среде.

Задачи программы:

1. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к многообразию культур и религий;

2. Обучение основам добрососедства, национальной толерантности, навыками ведения диалога;

3. Изучение особенностей быта, традиций, материальной культуры народов (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и религиозных обычаев, этикета.

По разработанной программе проведены различные формы работы на уроках и во внеурочное время.

На уроках окружающего мира по игровой методике сделали проектную работу на тему: «Разнообразие природы родного края». Ученики научились составлять и презентовать «Книгу природы родного края». Были представлены разнообразие флоры и фауны Киргизии, Бурятии, Узбекистана, Украины, Кореи и Республики Саха (Якутия).

Была проведена виртуальная экскурсия на тему «Золотое кольцо России», где дети познакомились с древними городами, которые образуют Золотое кольцо России. Научились находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры.

На уроке изобразительного искусства на тему «Мамин платок» школьники, используя народные орнаменты, нарисовали платки для мам.

Предлагаем основные темы по внеурочной деятельности для повышения полиэтнической культуры младших школьников.

Тема Цели

Толерантность всегда и во всем 1.Знакомство с определением «толерантность», его значением. 2. Воспитывать положительное отношение учащихся к себе и к окружающим, желание и умение прощать. 3. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение и уважать чужое. 4. Объяснить ученикам, степень важности мирного решения при конфликтах.

Россия - многонациональная страна 1. Воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине, городу; 2. Формировать у студентов правильную гражданскую позицию; 3. Формировать толерантность, уважительное отношение к людям, их взглядам, культуре, традициям, обычаям; 4. Воспитывать гордость за свой народ, свои корни, свою страну; 5. Развивать навыки публичного выступление, умения высказывать и отстаивать свою точку зрение; 6. Воспитывать духовно-нравственную и гармонично-развитую личность.

Все в наших руках Познакомить с понятием «толерантность», формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам.

Язык мой - друг мой 1. Способствовать развитию коммуникативности, толерантности, а также речевой культуры учащихся; 2. Совершенствовать знания о родном языке; 3. Воспитывать уважение к национальному языку и культуре.

О тех, кто рядом Воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание, внимание к окружающим: близким людям, соседям по дому, по парте. Предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников, развить умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга. Развивать стремления быть терпимым в обществе людей.

Выводы. Таким образом, мы можем сказать, что подобранные формы и приемы работы в учебно-воспитательном процессе начальной школы действительно стали предпосылкой повышения уровня сформированности полиэтнической культуры детей младшего школьного возраста.

Литература:

1. Абсалямова А.Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. Уфа: Творчество, 2010. 140 с.

2. Асипова Н.А. Общение школьников в многонациональной среде // Советская педагогика. 2005, №12. 56-60 с.

3. БрайтонК.А, Руденко Н.С. Оценивание межкультурной коммуникативной компетенции // Педагогическое образование в России. 2013, - № 1. 207-214 с.

4. Бунятова Ф.Д. Особенности межкультурной компетенции в эпоху информационных технологий // Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранным языкам. 2006, №5. 329-333 с.

5. Некрасова А.Н. Культура межнационального общения в молодежной среде: (Состояние и формирование). - М., 2008.

Педагогика

УДК:373.3

кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Екатерина Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант 2 года обучения Кривошапкина Наталья Евгеньевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ВЛИЯНИЕ LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста в отечественной педагогической литературе. Авторы излагают краткий анализ педагогов и предлагают формировать посредством LEGO-конструирования.

Ключевые слова: LEGO-конструирование, познавательная активность, младший школьник. Annоtation. The article deals with the problem of formation of the cognitive activity of children of primary school age in the domestic pedagogical literature. The authors present a brief analysis of teachers and propose to form by means of LEGO-design.

Keywords: LEGO-design, cognitive activity, younger student.

Введение. Проблема формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики начала XXI века, века информационных технологий. С одной стороны, она учитывает новые социальные и психолого-педагогические условия, умственной работоспособности. С другой стороны, появление школьных организаций с приоритетом интеллектуального развития свидетельствует о том, что эта проблема выходит далеко за пределы управления качеством процесса умственного воспитания детей, требует изменения подхода к определению целей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.