Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА В СПОРТЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА В СПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спорт / система / отбор / аспекты / психологические критерии / спортсмены / этапы подготовки / ожидаемые результаты / sport / system / selection / aspects / psychological criteria / athletes / stages of training / expected results

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич

Цель исследования – обоснование психологических критериев отбора спортсменов в системе многолетней спортивной подготовки. Материалы и методы исследования. Проведен анализ специальной литературы по теории и методике спорта, спортивной психологии, психодиагностике. Выявлены предлагаемые авторами психологические критерии отбора в различных видах спорта. Предположено, что на конкретном этапе спортивного отбора целесообразными будут соответствующие этапу критерии отбора спортсменов. В качестве методов исследования были анализ специальной литературы, теоретическое исследование, системный подход, обобщение. Результаты исследования. Выявлено состояние проблемы психологических критериев отбора в спорте. На основе этого определены психологические критерии отбора на каждом этапе подготовки, обоснованы ожидаемые результаты. Выбор конкретных психологических критериев отбора в спорте базируется на задачах, решаемых на том или ином этапе подготовки спортсменов. На этапе начальной подготовки определяют целесообразность вида спорта, учитывая соответствие физических качеств ребенка требованиям, предъявляемым этим видом. На тренировочном этапе выявляются врожденные функциональные особенности сенсомоторики, задатки, способности. Целесообразным считается изучение типологических особенностей нервной системы. На этапе спортивного совершенствования выявляется прирост спортивных результатов и факторы, его определяющие. На этапе высшего спортивного мастерства выявляются: способность к психорегуляции, содержание предсоревновательной мыслительной деятельности, эмоциональный интеллект, степень переносимости психической нагрузки, стабильность выступления спортсмена на соревнованиях. Заключение. Изучение специальной литературы в русле спортивного отбора, выявление психологических качеств, обусловливающих успешность в спортивной деятельности, позволили обосновать концептуальную модель внедрения психологических критериев для отбора в системе многолетней подготовки спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF SELECTION IN SPORTS

The purpose of the study is to substantiate the psychological criteria for the selection of athletes in the system of long-term sports training. Materials and methods of research. An analysis of special literature on the theory and methods of sports, sports psychology and psychodiagnostics was carried out. The psychological criteria for selection in various sports proposed by the authors were revealed. It is assumed that at a particular stage of sports selection, the criteria for selecting athletes corresponding to the stage will be appropriate. The research methods were: analysis of specialized literature, theoretical research, systematic approach, generalization. Research results. The state of the problem of psychological selection criteria in sports was revealed. Based on this, psychological selection criteria at each stage of training were determined, and the expected results were substantiated. The choice of specific psychological selection criteria in sport is based on the tasks solved at a particular stage of athletes’ training. At the initial training stage, the feasibility of a sport is determined, taking into account the compliance of the child’s physical qualities with the requirements of this sport. At the training stage, innate functional characteristics of sensorimotor, inclinations, and abilities are revealed. It is considered advisable to study the typological features of the nervous system. At the stage of sports improvement, the increase in sports results and factors determining it are revealed. At the stage of higher sportsmanship, the following are revealed: the ability for psychoregulation, the content of pre-competitive mental activity, emotional intelligence, the degree of tolerance of mental load, the stability of the athlete's performance in competitions. Conclusion. The study of specialized literature in the context of sports selection, the identification of psychological qualities that determine success in sports activity, allowed us to substantiate the conceptual model for the introduction of psychological criteria for selection in the system of long-term training of athletes.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА В СПОРТЕ»

УДК 796799 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-S1-23-29

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА В СПОРТЕ

Г.Д. Бабушкин

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия

Аннотация

Цель исследования - обоснование психологических критериев отбора спортсменов в системе многолетней спортивной подготовки.

Материалы и методы исследования. Проведен анализ специальной литературы по теории и методике спорта, спортивной психологии, психодиагностике. Выявлены предлагаемые авторами психологические критерии отбора в различных видах спорта. Предположено, что на конкретном этапе спортивного отбора целесообразными будут соответствующие этапу критерии отбора спортсменов. В качестве методов исследования были анализ специальной литературы, теоретическое исследование, системный подход, обобщение.

Результаты исследования. Выявлено состояние проблемы психологических критериев отбора в спорте. На основе этого определены психологические критерии отбора на каждом этапе подготовки, обоснованы ожидаемые результаты. Выбор конкретных психологических критериев отбора в спорте базируется на задачах, решаемых на том или ином этапе подготовки спортсменов. На этапе начальной подготовки определяют целесообразность вида спорта, учитывая соответствие физических качеств ребенка требованиям, предъявляемым этим видом. На тренировочном этапе выявляются врожденные функциональные особенности сенсомоторики, задатки, способности. Целесообразным считается изучение типологических особенностей нервной системы. На этапе спортивного совершенствования выявляется прирост спортивных результатов и факторы, его определяющие. На этапе высшего спортивного мастерства выявляются: способность к психорегуляции, содержание предсоревновательной мыслительной деятельности, эмоциональный интеллект, степень переносимости психической нагрузки, стабильность выступления спортсмена на соревнованиях.

Заключение. Изучение специальной литературы в русле спортивного отбора, выявление психологических качеств, обусловливающих успешность в спортивной деятельности, позволили обосновать концептуальную модель внедрения психологических критериев для отбора в системе многолетней подготовки спортсменов.

Ключевые слова: спорт, система, отбор, аспекты, психологические критерии, спортсмены, этапы подготовки, ожидаемые результаты.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF SELECTION IN SPORTS G.D. Babushkin, e-mail: gena41@mail.ru, ORCID: 0000-0002-6748-6368 Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk, Russia

Abstract

The purpose of the study is to substantiate the psychological criteria for the selection of athletes in the system of long-term sports training.

Materials and methods of research. An analysis of special literature on the theory and methods of sports, sports psychology and psychodiagnostics was carried out. The psychological criteria for selection in various sports proposed by the authors were revealed. It is assumed that at a particular stage of sports selection, the criteria for selecting athletes corresponding to the stage will be appropriate. The research methods were: analysis of specialized literature, theoretical research, systematic approach, generalization.

Research results. The state of the problem of psychological selection criteria in sports was revealed. Based on this, psychological selection criteria at each stage of training were determined, and the expected results were substantiated. The choice of specific psychological selection criteria in sport is based on the tasks solved at a particular stage of athletes' training. At the initial training stage, the feasibility of a sport is determined, taking into account the compliance of the child's physical qualities with the requirements of this sport. At the training stage, innate functional characteristics of sensorimotor, inclinations, and abilities are revealed. It is considered advisable to study the

typological features of the nervous system. At the stage of sports improvement, the increase in sports results and factors determining it are revealed. At the stage of higher sportsmanship, the following are revealed: the ability for psychoregulation, the content of pre-competitive mental activity, emotional intelligence, the degree of tolerance of mental load, the stability of the athlete's performance in competitions.

Conclusion. The study of specialized literature in the context of sports selection, the identification of psychological qualities that determine success in sports activity, allowed us to substantiate the conceptual model for the introduction of psychological criteria for selection in the system of long-term training of athletes. Keywords: sport, system, selection, aspects, psychological criteria, athletes, stages of training, expected results.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема отбора в спорте является одной из актуальных в теории и методике спортивной тренировки и спортивной психологии. Поскольку процесс подготовки спортсмена является затратным, постольку решение данной проблемы позволит осуществлять подготовку спортсменов без лишних затрат во времени и будет способствовать успешности роста спортивного мастерства спортсмена [6, 7, 9, 12, 16]. За десятилетия исследований данной проблемы накоплен обширный экспериментальный материал, тем не менее, как отмечал Л. П. Матвеев [13], «спортивный отбор не получил согласованного истолкования» и требует дальнейших исследований в этом направлении.

При рассмотрении особенностей психики спортсмена, которые определяют эффективность спортивной деятельности, подразумевается наличие специальных способностей. Их необходимо определять в первую очередь при отборе. Вместе с направленностью личности, волевыми качествами, эмоциональной устойчивостью специальные способности характеризуют пригодность спортсмена. При отборе в спорте чрезвычайно важен учет психологического фактора [4, 10, 16, 17].

В качестве критериев спортивной пригодности рассматриваются чаще всего следующие подструктуры индивида: Первая подструктура — подструктура на уровне нервных процессов: силы, подвижности, лабильности, динамичности и баланса процессов возбуждения и торможения, отличающихся консервативностью в развитии. Сила нервных процессов определяет выносливость нервной системы при воздействии сильных или длительных раздражителей. Подвижность нервных процессов — условие развития способности к быстрым перестройкам структуры действий при изменении тактического репертуара. Лабильность нервных процессов также связана с развитием скоростных возмож-

ностей спортсмена, но проявляется больше в быстроте движений, быстроте сенсомоторного реагирования, «взрывных» действиях, что является сопутствующим для представителей игровых видов спорта и единоборств. Быстрота «враба-тываемости», способность «с ходу» включаться в напряженную деятельность — психологические проявления динамичности нервных процессов, сопутствующие для бегунов на спринтерские дистанции. Баланс нервных процессов обеспечивает стабильность соревновательной деятельности спортсменов. Вторая подструктура на уровне психических процессов включает в себя: когнитивные, мотивационные, эмоциональные, развивающиеся в процессе специальных занятий. Третья подструктура на уровне личностной направленности и социально обусловленных отношений. Основное внимание при отборе отдается первой подструктуре как консервативной, не поддающейся развитию [16]. Ведущим принципом отбора является комплексная оценка потенциальных возможностей юного спортсмена, так как выделить какой-то интегральный критерий этих способностей невозможно [1, 8]. Технологию спортивного отбора В.Н. Платонов делит на три этапа: 1) определение специфики требований, которые предъявит будущая деятельность; 2) прогнозирование возможностей конкретных кандидатов; 3) принятие положительного или отрицательного решения с его последующей реализацией [25]. При отборе в спорте считается необходимой реализация следующих принципов: 1) комплексности, в соответствии с которым отбор — это многоплановая проблема (социальная, медицинская, педагогическая, психологическая, экономическая); 2) пролонгированного динамического отбора, требующего непрерывного изучения профессионально важных психологических свойств и качеств); 3) педагогической ценности, в соответствии с которым результаты психодиагностики используются не только для

отбора, но и для управления процессом подготовки спортсменов [14].

В.М. Дворкин [11] разработал интегративную методику отбора детей в группы начальной подготовки по дзюдо, включающую три организационно-педагогических блока: блок физической подготовленности и комплекс тестов к нему; блок двигательной активности; блок специализированно-игровой, выявляющий способности, проявляющиеся в условиях противоборства. На первом этапе отбора определяется исходный уровень физической подготовленности; на втором выявляются объём и потребности в двигательной активности; на третьем определяются способности детей в условиях ведения единоборства.

В.И. Баландин с соавторами [5] выделяют несколько уровней отбора: Первый уровень — начальный отбор для выявления детей, обладающих потенциальными способностями к успешному овладению конкретным видом спорта. Второй уровень — углубленный отбор для выявления перспективных юношей и девушек, обладающих высоким уровнем способностей к данному виду спорта и склонностями к определенной специализации. Третий уровень — отбор спортсменов для зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации. Четвертый уровень - отбор для выявления спортсменов в сборные команды (страны, регионов, ведомств и др.). Специалист по психологии спортивных игр и психодиагностике Л.К. Серова придает большое значение психологическому фактору при отборе в спорте [17]. Для проведения отбора в спортивных играх автор предложила психо-спортограмму спортсмена-игровика, включающую три основных информационных блока: мотивацию достижения, игровой интеллект и эмоциональную устойчивость. Автор считает, что оценка по психическим качествам прогно-стичнее определения уровня развития физических качеств, так как психические качества генетически более консервативны и в онтогенезе менее динамичны.

Учет личностных особенностей баскетболистов при отборе на начальном этапе подготовки является эффективным приемом, так как при игре в баскетбол личностные особенности спортсменов являются профессионально значимыми [2]. Автор показала, что ведущим фактором в

структуре личностных особенностей баскетболистов является комплекс когнитивно-волевых проявлений в игре: интегральной подготовленности, мышления, интеллектуального развития, внимания, скорости переработки информации в зрительно-двигательной системе, смелости, физической агрессии, решительности. Возможность прогнозирования успешности выступления спортсменов высокой квалификации на соревнованиях по результатам психодиагностики психологической подготовленности показана Г.Д. Бабушкиным, Б.П. Яковлевым [3]. Выраженность показателей психологической подготовленности дает основания для отбора спортсменов в команду для выступления на соревнованиях высокого ранга.

В зарубежных исследованиях большое внимание уделяется поиску одаренных детей к спорту [12, 18-23], в процессе которого выделяются этапы: определение предрасположенности к спортивной деятельности; определение одаренности к конкретному виду спорта; педагогическое сопровождение спортивного таланта; оценка возможностей спортсмена к достижению высшего спортивного мастерства.

Учитывая значимость психологического фактора в становлении спортивного мастерства, представляется необходимым рассмотреть, какие конкретные психологические критерии необходимо учитывать в системе отбора при подготовке спортсменов.

МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологическую основу исследования составили системный подход, теория и методика спортивной тренировки, положения спортивной психологии в области психологического обеспечения подготовки спортсменов и психодиагностики в спорте. Исследование проводилось в 2022-2023 гг. с использованием следующих научных методов: анализа, синтеза, теоретического исследования, обобщения материалов исследований. Проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме отбора в спорте, выявлено состояние проблемы отбора в спорте, определены психологические критерии отбора на каждом этапе, обоснованы ожидаемые результаты проведенного отбора в системе многолетней подготовки спортсменов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Рассмотрение значимости психологических критериев при отборе в спорте целесообразно проводить в русле многолетней спортивной подготовки спортсменов. Этапы психологического отбора должны соответствовать общим этапам спортивного отбора и включать в себя: выявление психологической предрасположенности к занятию спортом; выявление наличия психологических профессионально важных качеств для избранного вида спорта; определение динамики развития психологических профессионально важных качеств; оценка сформиро-ванности психологических качеств в избранном виде спорта.

Этап начальной подготовки. Основными признаками для выбора вида спорта являются конституция тела, устойчивая мотивация к занятиям спортом. Основными методами для выявления интереса к занятиям спортом являются: анкетирование, тестирование, наблюдение, вовлечение в игровую и соревновательную деятельность, по результатам которого можно сделать предварительное заключение о способности к дальнейшим занятиям спортом на последующем этапе. На данном этапе отбора определяют целесообразность вида спорта, учитывая соответствие физических качеств ребенка требованиям, предъявляемым этим видом. В группы начальной подготовки спортивных школ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы. Полученные данные следует считать как ориентировочные. На данном этапе выявляется психологическая предрасположенность к занятию конкретным видом спорта. Для этого нужно определить соответствие психологических качеств избранному виду спорта, а затем выявлять задатки и способности кандидата для профессиональных занятий спортом. Значимость качеств для того или иного вида спорта определяют по модельным характеристикам спортсменов высокого класса. Психологические критерии отбора: мотивы занятий спортом; спортивные способности к виду спорта, предрасположенность к виду спорта.

Ожидаемые результаты спортивной подготовки: устойчивая мотивация к занятиям избранным видом спорта.

Тренировочный этап. На данном этапе подготовка спортсменов становится более специализированной. Здесь, как правило, определяется предмет будущей спортивной специализации. Одной из задач отбора на этом этапе является определение перспективных направлений достижения высшего спортивного мастерства, основанное на изучении задатков и способностей спортсменов, индивидуальных особенностей формирования мастерства. В системе отбора ориентация касается выбора узкой спортивной специализации в пределах определенного вида спорта (спринтер — стайер, защитник — нападающий и т.п.). Особая значимость в этом отводится психофизиологическим особенностям личности. На данном этапе отбора выявляются способности к прогрессированию в процессе обучения и тренировки. В основу спортивного отбора положены морфологические, физиологические и психологические критерии. В числе психологических признаков изучаются врожденные функциональные особенности сенсомоторики, психологические задатки, способности. Наиболее целесообразным считается изучение типологических особенностей нервной системы, что необходимо в оценке двигательных способностей и предрасположенности к конкретным видам спорта. По результатам участия спортсменов в соревнованиях можно прогнозировать дальнейшее спортивное совершенствование. Обязательным считается выявление свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности. Наиболее полный перечень типологических особенностей, обусловливающих способности к различным видам спорта, представлен в работах Е. П. Ильина. Исследователями психологической школы спортивной психологии Е.П. Ильина установлено, что каждому виду спортивной деятельности соответствует определенный психокомплекс, способствующий росту спортивного мастерства и успешному выступлению на соревнованиях. Важным направлением отбора считается определение прироста в развитии психологических качеств, способствующих росту спортивных результатов (волевых, стрессоу-стойчивости, помехоустойчивости, рефлексивности, психохорегуляции и др.).

Психологические критерии отбора: профессионально важные психологические качества (реакция, оперативное мышление, концентрация, стрессоустойчивость, рефлексивность, психорегуляция и др.) и результаты их прироста, психофизиологические особенности (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов). Ожидаемые результаты спортивной подготовки: рост спортивного мастерства. Этап спортивного совершенствования. На данном этапе решается задача выбора наиболее талантливых спортсменов, способных показывать результаты международного класса. В командно-игровых видах спорта на данном этапе обнаруживает себя проблема срабатываемости партнеров спортивных групп, составов. Именно психологическая несовместимость является фактором низкой срабатываемости партнеров. В этой связи возникает проблема отбора партнеров для совместной спортивной деятельности. Отбор в спортивные группы, составы должен проводиться на основе учета критериев психологической совместимости партнеров. Для выявления критериев психологической совместимости нами предложена технология [4]. В процессе спортивного совершенствования обнаруживаются ошибки при проведении отбора в конкретный вид спорта на предыдущих этапах подготовки, что сдерживает рост мастерства спортсмена.

Психологические критерии отбора: срабатыва-емость в спортивных группах, звеньях, составах; рост спортивных результатов, психофизиологические особенности личности. (свойства нервных процессов, оперативное мышление, оценка времени, темперамент, лидерство и др.). Ожидаемые результаты спортивной подготовки: рост спортивного мастерства, успешные выступления спортсменов на соревнованиях. Этап высшего спортивного мастерства предполагает демонстрацию спортсменом на соревнованиях подготовленности и максимальных результатов. Этому предшествует интенсивная мышечная деятельность на предсоревнователь-

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексанянц, Г. Д. Методический подход к выявлению прогностических маркеров спортивной ориентации юных пловцов / Г. Д. Алексанянц, В. С. Юферев, Л. Л. Блонская // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 2. - С. 39-44.

ном этапе. В этой связи при отборе спортсменов для участия в ответственных соревнованиях высокого ранга рекомендуется выявление: способности к психорегуляции; содержания пред-соревновательной мыслительной деятельности; эмоционального интеллекта; степени переносимости психической нагрузки, стабильности выступления спортсмена. На данном этапе велико значение психологического фактора. Так, наши исследования выступлений на соревнованиях тяжелоатлетов сборной России выявили высокую значимость в демонстрации высоких спортивных результатов эмоционального интеллекта, способности к психорегуляции, мыслительного компонента предстартового состояния. Основной задачей тренеров является отбор из общего числа занимающихся спортсменов с высокой стабильностью выступления на соревнованиях.

Психологические критерии отбора: стабильное выступление на соревнованиях; психорегуляция, эмоциональный интеллект, содержание предсоревновательной мыслительной деятельности, степень преодоления психической нагрузки.

Ожидаемые результаты: демонстрация спортсменами подготовленности на соревнованиях высокого ранга и рекордные достижения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ специальной литературы позволил обосновать концептуальную модель внедрения психологических критериев в систему отбора в процессе многолетней подготовки спортсменов. Для каждого этапа многолетней подготовки спортсменов определены психологические критерии отбора спортсменов, представлены методы отбора, ожидаемые результаты. Особое внимание уделяется профессионально важным психологическим качествам в конкретном виде спорта, учет которых при отборе способствует росту спортивного мастерства и повышению эффективности спортсменов в соревновательной деятельности.

2. Артеменко, Т. Г. Отбор баскетболистов на этапе начальной подготовки с учетом их личностных особенностей : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Т. Г. Артеменко. - Киев, 2010. - 20 с.

3. Бабушкин, Г. Д. Возможности прогнозирования выступления спортсменов на предстоящих соревнова-

ниях по результатам психодиагностики / Г. Д. Бабушкин, Б. П. Яковлев // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 7. - С. 87-89.

4. Бабушкин, Г. Д. Совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности (монография) / Г. Д. Бабушкин. - М. : Изд -во «Ай Пи Ар Медиа», 2023. - 196 с. ISBN978-5-4497-20-64-1.

5. Баландин, В. И. Прогнозирование в спорте / В. И. Баландин, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 192 с.

6. Бальсевич, В. К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 1. - С. 33-31.

7. Брянкин, С. В. Спортивный отбор и ориентация / С. В. Брянкин, Л. Н. Жданов, Б. Н. Шустин. - Смоленск : СГИФК, 2007. - 68 с.

8. Волков, В. М. Спортивный отбор / В. М. Волков, В. П. Филин. - М. : ФиС, 2003. - 176 с.

9. Годик, М. А. Спортивная метрология : Учебник для институтов физической культуры / М. А. Годик. - М. : ФиС, 2008. - 192 с.

10. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта : учебное пособие / Г. Д. Горбунов. - М. : Советский спорт, 2014.

- 320 с.

11. Дворкин, В. М. Обоснование интегративной методики отбора детей в группы начальной подготовки по дзюдо : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / В. М. Дворкин. - Красноярск, 2008. - 24 с.

12. Иссурин, В. Б. Спортивный талант: прогноз и реализация : монография / В. Б. Иссурин. - М. : Спорт, 2017.

- 220 с.

13. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. - М. : ФиС, 2001. - 542 с.

14. Мельников, В. М. Акмеологические условия и перспективы прогнозирования спортивных достижений / В. М. Мельников, И. А. Юров // Спортивный психолог. - 2014. - № 1. - С. 34-39.

15. Политько, Е. В. Возможности использования корре-

REFERENCES

1. ALeksanyants, G. D. Methodological approach to identify-

ing predictive markers of sports orientation of young swimmers / G. D. ALeksanyants, V. S. Yuferev, L.L. Blon-skaya // Physical Culture, Sport - Science and Practice. 2019. - No 2. - pp. 39-44.

2. Artemenko, T. G. Selection of basketball players at the

stage of initial training taking into account their personal characteristics: abstract of thesis. diss. .cand. ped. Sciences / T. G. Artemenko. - Kiev, 2010. - 20 p.

3. Babushkin, G. D. Possibilities of predicting the perfor-

mance of athletes at upcoming competitions based on the results of psychodiagnostics / G. D. Babushkin, B. P. Yakovlev // Theory and practice of physical culture. 2017. - No 7. - pp. 87-89.

4. Babushkin, G. D. Compatibility and collaboration in sports activities (monograph) / G. D. Babushkin. - M.: Publishing house. - "IP Ar Media", 2023. -196 p. -ISBN978-5-4497-20-64-1.

5. Balandin, V. I. Prediction in sports / V. L. Balandin, Yu. M. Bludov, V. A. Plakhtienko. - Moscow: Physical culture and sport, 2006. - 192 p.

ляционного анализа для определения основной и дополнительной спортивной специализации пловцов 12-16 лет / Е. В. Политько, О. А. Пилипко // Физическое воспитание студентов. - 2009. - № 1. - С. 49-53.

16. Сальников, В. А. Индивидуальные различия в системе спортивной деятельности : монография / В.А. Сальников. - Омск : СибАДИ, 2003. - 262 с.

17. Серова, Л. К. Профессиональный отбор в спорте / Л. К. Серова. - М. : Человек, 2011. - 160 с.

18. Collins, D. 'Scienciness' and the allure of secondhand strategy in talent identification and development / Collins D., Bailey R. // International Journal of Sport Policy and Politics. - 2013. - Vol. 5, - No. 2. - 183-191. DOI: 10.1080/19406940.2012.656682.

19. Rongen, F. Are youth sport talent identification and development systems necessary and healthy? / F. Rongen, J. McKenna, S. Cobley. K. Till // Sports Medicine

- Open (2018) 4:18.doi.org/10.1186/s40798-018-0135-2.

20. Ropret, R. Long-Term Athlete Development, From Theoretical And Practical Model To Cognitive Problem / R. Ropret, B. Jevtic // Physical Culture. -2019. - Vol 73 (2). - P. 190-205.

21. Gallant, F. Empirical Support for the Tenets of Sport Participation and Physical Activity-Based Models: A Scoping Review / F. Gallant, M. Bélanger // Front. Sports Act. Living. - 2021. - 3:741495.doi: 10.3389/ fspor.2021.741495.

22. Hulteen, R. M. Development of Foundational Movement Skills: A Conceptual Model for Physical Activity Across the Lifespan / R. M. Hulteen, P. J. Morgan, L.M. Barnett, D. F. Stodden, D.R. Lubans // Sports Medicine. - 2018.

- Vol. 48. - P. 1533-1540.

23. Platonov, V. N. Theoretical and methodological background for sports selection and orientation in modern elite sports / Platonov V. N. // Science in Olympic Sport. - 2018. - 3:24-51. DOI:10.32652/ olympic2018.3_3.

6. Balsevich, V. K. Methodological principles of research on the problem of selection and sports orientation / V. K. Balsevich // Theory and Practice of Physical Culture,

2006. - No 1. - P. 33-31.

7. Bryankin, S.V. Sports selection and orientation / S. V. Bry-ankin, L.N. Zhdanov, B. N. Shustin. - Smolensk : SGIFK,

2007. - 68 p.

8. Volkov, V. M. Sports selection / V. M. Volkov, V. P. Filin. -Moscow: FIS, 2003. - 176 р.

9. Godik, M. A. Sports Metrology: Textbook for Physical Culture Institutes / M. A. Godik. - M.: FIS, 2008. - 192 р.

10. Gorbunov, G. D. Psychopedagogy of sports: textbook / G. D. Gorbunov. - M.: Soviet Sport, 2014. - 320 р.

11. Dvorkin, V. M. Justification of the integrative methodology for selecting children in groups of initial training in judo: author's dissertation. ... candidate of pedagogical sciences /V. M. Dvorkin. - Krasnoyarsk, 2008. - 24 р.

12. Issurin, V. B. Sports talent: prediction and realization: a monograph / V. B. Issurin. - M.: Sport, 2017. - 220 р.

13. Matveev, L. P. Theory and methodology of physical culture / L. P. Matveev. - M.: FIS, 2001. - 542 p.

14. Melnikov, V. M. Acmeological conditions and prospects

of predicting sports achievements / V. M. MeLnikov, I. A. Yurov // Sports Psychologist. 2014. - No 1. - pp. 34-39.

15. PoLitko, E. V. Possibilities of using correlation analysis to determine the main and additional sports specialization of swimmers aged 12-16 years / E. V, PoLitko, O.A. PiLipko // Physical Education of students. 2009. - No 1. - pp. 49-53.

16. SaLnikov, V. A. Individual differences in the system of sports activity / V. A. SaLnikov. - Omsk: SibADI, 2003. -262 p.

17. Serova, L.K. ProfessionaL seLection in sports / L. K. Se-rova. - M.: Man, 2011. -160 p.

18. CoLLins, D. 'Scienciness' and the aLLure of secondhand strategy in taLent identification and deveLopment / D. CoLLins, R. BaiLey// InternationaL JournaL of Sport PoLicy and PoLitics. - 2013. - VoL. 5, - No. 2. - 183-191. DOI: 10.1080/19406940.2012.656682.

19. Rongen, F. Are youth sport taLent identification and deveLopment systems necessary and heaLthy? / F. Rongen, J. McKenna, S. CobLey, K. TiLL // Sports Medi-

cine - Open (2018) 4:18.doi.org/10.1186/s40798-018-0135-2.

20. Ropret, R. Long-Term Athlete Development, From Theoretical And Practical Model To Cognitive Problem /R. Ropret, B. Jevtic // Physical Culture. -2019. - Vol. 73 (2). - P. 190- 205.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Gallant, F. Empirical Support for the Tenets of Sport Participation and Physical Activity-Based Models: A Scoping Review / F. Gallant, M Bélanger // Front. Sports Act. Living. - 2021. - 3:741495.doi: 10.3389/ fspor.2021.741495.

22. Hulteen, R. M. Development of Foundational Movement Skills: A Conceptual Model for Physical Activity Across the Lifespan / R. M. Hulteen, P. J. Morgan, L. M. Barnett, D. F. Stodden, D. R. Lubans // Sports Medicine.

- 2018. - Vol. 48. - P. 1533-1540.

23. Platonov, V. N. Theoretical and methodological background for sports selection and orientation in modern elite sports / V. N. Platonov // Science in Olympic Sport.

- 2018. - 3:24-51. D0I:10.32652/olympic2018.3_3.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Бабушкин Геннадий Дмитриевич (Babushkin Gennady Dmitrievich) - доктор педагогических наук, профессор; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Россия, г. Омск, ул. Масленникова, 144, е-таН: gena41@mail.ru; ORCID: 0000-0002-6748-6368

Поступила в редакцию 15 января 2023 г. Принята к публикации 16 февраля 2024 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Бабушкин, Г.Д. Психологические аспекты отбора в спорте / Г.Д. Бабушкин // Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т. 12, № S1. - С. 23-29. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12^1-23-29

FOR CITATION

Babushkin G.D. PsychoLogicaL aspects of seLection in sports. Science and sport: current trends., 2024, voL. 12, no. S1. - pp 23-29. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-S1-23-29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.