Теория и методика спорта, профессиональной физической подготовки и оздоровительной физической культуры
ТИеогу and methods of sports, professional physical training and health improving physical culture
Обзорная статья
УДК. 796.799 © Бабушкин Г. Д., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-297-218-224 5.8.5. Теория и методика спорта
Эволюция психологической подготовки в российском спорте
Геннадий Дмитриевич Бабушкин, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта 1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-6748-6368
1 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 644009, Омск, ул. Масленникова, 144, Россия
Реферат. Введение. Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью психологической подготовки спортсменов для овладения избранным видом спорта, успешной соревновательной деятельности. Выявляются предпосылки возникновения и развития психологической подготовки в спорте. Цель — проанализировать становление и развитие психологической подготовки в российском спорте. Методологическую основу исследования составили концепции психологической подготовки и психологического обеспечения подготовки спортсменов. Исследование проводилось в 2023-2024 гг. Материалы, результаты и обсуждение. Возникновение и развитие психологической подготовки в России обусловлено достижениями в общей психологии и психологии спорта. Развитие спортивной психологии способствовало трансформации психологической подготовки в психологическое обеспечение спортивной деятельности. Выводы. Психологическая подготовка спортсменов является составной частью тренировочного процесса, способствующей повышению спортивного мастерства и стабильности соревновательной деятельности. Психологическое обеспечение спортивной деятельности выводит на новый уровень психологическую подготовленность спортсмена к соревнованию.
Ключевые слова: психологическая подготовка, спортсмены, спорт, соревновательная деятельность, психологическое
обеспечение, личностные качества, результативность
Для цитирования: Бабушкин Г. Д. Эволюция психологической подготовки в российском спорте // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 2(97). С. 218-224. 1^://(1огогдЛ0. 24412/1999-6241-2024-297-218-224
Review Article
UDC 796.799 © Babushkin G.D., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-297-218-224 5.8.5. Theory and Methods of Sports
Evolution of Psychological Training in Russian Sport
Gennady D. Babushkin, Doctor of Science (in Pedagogy), Professor at the chair of Theory and Methods of Physical Culture and Sports 1; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-6748-6368
1 Siberian State University of Physical Culture and Sports, 144 Maslennikov st., Omsk, 644009, Russia
Abstract. Introduction. The relevance of the study is determined by the high importance of psychological training of athletes for mastering the chosen sport, successful competitive activity. The prerequisites for the emergence and development of psychological training in sport are revealed. The aim is to analyze the formation and development of psychological training in Russian sport. The concepts of psychological training and psychological support of athletes' training form the methodological basis of the study. The study was conducted in the period from 2023 to 2024. Materials, Results and Discussion. The emergence and development of psychological training in Russia is conditioned by the achievements in general psychology and sport psychology. The development of sport psychology contributed to the transformation of psychological training into psychological maintenance of sports activity. Conclusions. Psychological training of athletes is an integral part of the training process, contributing to the improvement of sportsmanship and stability of competitive activity. Psychological maintenance of sports activity brings the psychological readiness of an athlete for competition to a new level.
Keywords: psychological training, athletes, sports, competitive activity, psychological maintenance, personality traits, results
Citation: Babushkin G.D. Evolution of Psychological Training in Russian Sport. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 2(97). Pp. 218-224 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-297-218-224
Основные положения
1. Возникновение психологической подготовки спортсменов обусловлено научными достижениями в области общей и спортивной психологии. Содержание психологической подготовки спортсменов постоянно обновлялось научными фактами, психологическими средствами и методами. Внедрение психологической подготовки в систему спортивной тренировки способствовало повышению психологической подготовленности спортсменов и достижению ими высоких спортивных результатов.
2. Совершенствование спортивной психологии как учебной и научной дисциплины привело к трансформации психологической подготовки в психологическое обеспечение тренировочного процесса и соревновательной деятельности. При этом психологическая подготовка не утрачивает своих функций, являясь составной частью психологического обеспечения подготовки спортсменов.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы.
Актуальность настоящего исследования обусловлена высокой значимостью психологической подготовки спортсменов в системе спортивной тренировки и ее развития. Важность проблемы заключается во влиянии психологии спорта на развитие содержания психологической подготовки и ее совершенствование. С появлением новых научных фактов психологическая подготовка выходит на более высокий уровень. Сущность проблемы состоит в изменении содержания психологической подготовки и ее трансформации в психологическое обеспечение спортивной деятельности. Объект исследования — содержание психологической подготовки спортсменов и ее развитие.
Цель — анализ возникновения и развития психологической подготовки в российском спорте.
Задачи — определение предпосылок возникновения психологической подготовки спортсменов и нового направления в спортивной психологии — психологического обеспечения спортивной деятельности.
Методология и методы. Методологическую основу исследования составили концепции психологической подготовки и психологического обеспечения спортивной деятельности. Исследование проводилось в 2023-2024 гг. Проанализировано более 200 монографий, учебных пособий, научных статей по проблеме психологической подготовки спортсменов с применением обобщения, анализа, синтеза.
Материалы, результаты и обсуждение
Предпосылки возникновения психологической подготовки спортсменов. Первая. Развитие психологии в России создало теоретическую и исследовательскую базу для проведения изысканий в области спортивной психологии. Результаты исследований психических процессов, свойств личности, психических состояний в спорте легли в основу для разработки проблемы психологической подготовки спортсменов. Вторая. Выступление советских спортсменов на Олимпиаде в 1952 г. выявило недостатки в их подготовке к соревнованиям. Это и послужило импульсом для разработки проблемы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям, к чему и приступили психологи
Государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта под руководством профессора А. Ц. Пуни и Российского университета спорта под руководством профессора П. А. Рудика. Научные достижения в общей психологии были взяты за основу при разработке учебной дисциплины психологии спорта и содержания психологической подготовки спортсменов к соревнованиям.
Авксентий Цезаревич Пуни (1898-1985) — основоположник ленинградской школы спортивных психологов, доктор педагогических наук, профессор. В 1946/47 учебном году А. Ц. Пуни ввел лекционный курс «Психология физического воспитания и спорта», ставший впоследствии обязательным предметом в подготовке спортивных педагогов, тренеров, преподавателей физкультуры. Была представлена психологическая характеристика спортивной деятельности, установлена единая закономерность общего и специализированного развития свойств личности и психомоторных качеств в процессе занятий спортом. Автором изданы «Очерки психологии спорта» (1959), «Психологическая подготовка к соревнованию в спорте» (1969), «Волевая подготовка юных спортсменов» (1961), «Проблема личности в психологии спорта» (1980). Особое внимание в этих работах уделялось психологической подготовке спортсменов к соревнованиям [1].
Петр Антонович Рудик (1893-1983) — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АПН СССР, основоположник Московской школы спортивных психологов. С 1919 г. работал в Центральном институте физической культуры, где создал кафедру психологии. П. А. Рудик, будучи одним из инициаторов развития психологии спорта в России, занимался проблемами психологии личности спортсмена, психологических особенностей физических упражнений, производственной гимнастики и спортивной тренировки, психологии соревновательной деятельности и особенностей эмоционально-волевых процессов, психологической подготовки спортсменов.
Развивая научные идеи А. Ц. Пуни и П. А. Рудика, российские психологи приступили к разработке содержания, задач, средств, методов психологической подготовки в спорте. В 50-60-е гг. ХХ в. под руководством спорткомитета создавались комплексные научные группы, призванные содействовать совершенствованию подготовки спортсменов к соревнованиям. Среди направлений этих групп была разработка и внедрение в практику средств и методов психологической подготовки спортсменов к соревнованиям (А. В. Родионов, С. Д. Неверкович, Н. А. Худа-дов, А. В. Алексеев, Б. А. Вяткин, Р. Н. Малкин, Н. К. Волков, Г. Д. Горбунов, Н. А. Николаев и др.).
Развитие психологической подготовки спортсменов в России. Вопрос о психологической подготовке спортсмена впервые был поставлен в 1956 г. в Ленинграде на I Всесоюзном совещании по проблемам психологии физической культуры и спорта в докладе А. А. Лалаяна. Автор под психологической подготовкой понимал совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких
психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.
Дальнейшее развитие проблема психологической подготовки спортсменов получила на II Всесоюзном совещании по психологии спорта в 1960 г., на котором было принято решение рассматривать психологическую подготовку спортсмена как процесс формирования у него наибольшей готовности к максимальному напряжению воли для преодоления всех трудностей, возникших в процессе соревновательной борьбы. Направление психологической подготовки спортсменов, основанное на методах волевой подготовки, поддержал и дополнил П. А. Рудик (1969), указав, что волевая подготовка должна ориентироваться на достижение спортсменом максимальных успехов в каком-либо виде спорта, опираясь на изучение конкретных психических функций, психических состояний и особенностей личности спортсмена соответственно требованиям этого вида спорта [2].
В 1970-1980-е гг. ученые стали больше обращать внимания на изучение личности спортсмена: темперамента, особенностей характера, мотивационной составляющей спортивной деятельности, самооценки и уровня притязаний, психологических возможностей спортсмена и других качеств, влияющих на эффективность соревновательной деятельности (А. В. Алексеев [3], Е. П. Ильин [4], Б. А. Вят-кин [5], О. В. Дашкевич [6] и др.).
Инициатором развития психологической подготовки спортсменов к соревнованиям был спортивный психолог А. В. Алексеев. Опыту плодотворной работы со спортсменами он посвятил книгу «Себя преодолеть», в которой изложены система обретения оптимального психофизического соревновательного состояния, способы регуляции психического состояния, метод объективного контроля за качеством аутотренинга, психические основы совершенствования спортивной техники [3].
Деятельность по разработке психологической подготовки и внедрению ее в систему работы со сборными командами страны осуществлял А. В. Родионов, доктор педагогических наук, профессор. Комплексная психологическая диагностика А. В. Родионова на протяжении многих лет применялась в сборных командах страны по баскетболу, волейболу, хоккею, боксу, фехтованию, вольной борьбе. Им разработаны система средств тактико-психологической подготовки единоборцев, средств и методов подготовки спортсменов на основе принципов психологического программирования. На протяжении многих лет А. В. Родионов был спортивным психологом сборных команд высокого ранга [7].
С появлением новых исследований психологическая подготовка спортсменов обогащается новыми результатами, задачами, средствами [8-12]. Так, исследования психической саморегуляции способствовали разработке методики диагностики способности к психорегуляции [3], методик развития способности к психорегуляции [4; 5] и др. В содержание психологической подготовки авторы включают все стороны и этапы подготовки спортсмена: планирование, отбор; психодиагностику личности; формирование спортивной
мотивации; моделирование условий соревнований; коррекцию эмоционально-волевой сферы; обучение психической саморегуляции и идеомоторной тренировке; психогигиену; восстановление; психологический контроль и др.
Ряд спортивных психологов, взаимодействующих со спортивными командами, разрабатывают содержание, средства, методы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям и внедряют их в практику. Так, В. Ф. Со-пов подводит итоги своей работы по психологической подготовке спортсменов к максимальному спортивному результату; раскрывает элементы психологической подготовки спортсмена высокого класса; представляет средства и методы психической регуляции в спорте высших достижений [13; 14].
В рамках совершенствования психологической подготовки спортивный психолог В. Р. Малкин предлагает комплекс психотехнологий психологической подготовки спортсменов, включающий психотехнологии для повышения психической готовности спортсмена; программы формирования психической стабильности и надежности; психотехнологии работы тренера и спортивного психолога в детско-юношеском спорте; психоформирующую тренировку для формирования личности спортсмена; методы психодиагностики спортсменов [15].
По мнению А. А. Иванова, психологическая подготовка спортсмена является сложноорганизованным процессом, в котором можно выделить три базовых уровня: психофизиологический, собственно психологический и социально-психологический [16]. Каждый из них имеет свои законы, которые в спорте находят собственное применение. При такой дифференциации можно не только добиться комплексности воспитания, но и реализовать системность в подготовке, так как человек будет «охвачен» во всех своих проявлениях. Автор обращает внимание читателя не столько на психические процессы и функции, сколько на такие сложные явления, как самосознание, самооценка, мировоззрение и сознание личности, одним словом, отношение спортсмена к себе как личности. На его взгляд, этот аспект психологической подготовки наиболее важен. Трудно не согласиться с высказыванием автора.
Спортивный психолог Н. А. Николаев излагает опыт своей работы в пособии «Практическая спортивная психология», в которой делится психологическими наработками с начинающими психологами, тренерами, спортсменами [17]. В систему психологического обеспечения спортивно-соревновательной деятельности автор включает три компонента: общую психологическую самоподготовку спортсмена (подготовку первого порядка); обучение психологической подготовке спортсменов тренерами, спортивными психологами (подготовка второго порядка); обучение психологической подготовке тренеров и психологов преподавателями спортивной психологии (подготовка третьего порядка).
Несмотря на то что психологическая подготовка прошла за 60 лет ряд важных этапов и трансформаций, ее общая концепция и направленность практически не претерпели изменений. Л. К. Серова представляет содержание психологической подготовки в спорте во временном
плане [18]. Автором предлагается временная структура психологической подготовки к спортивным состязаниям: за месяц до соревнований, за две-три недели, неделю, три-четыре дня, накануне старта и в день старта. Каждому из этих этапов присущи свои задачи и функции. Приводятся результаты научных исследований по содержанию каждого элемента структуры психологической подготовки к соревнованиям. Представлены разнообразные упражнения и приемы коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний по каждому периоду подготовки к соревнованиям.
H. Б. Трофимова и И. М. Башир разработали модель индивидуальной психологической подготовки спортсмена [19]. Целью реализации модели являются развитие и реализация потенциальных возможностей, обеспечивающих стрессо-устойчивость, эффективную тренировочную и соревновательную деятельность каждого спортсмена-футболиста. Авторами предложены методы индивидуальной психологической подготовки спортсменов-футболистов. В совокупности методы определяют сферу воздействия: эмоции и волю; мотивы и потребности; психику и психические состояния; поведение и личностный рост. В целом от этого зависят пути индивидуализации психологической подготовки спортсменов, заключающиеся в разработке комплекса психологических мер.
Участие спортсмена в соревнованиях характеризуется напряженной интеллектуальной деятельностью, направленной на преодоление постоянно возникающих ситуаций и нахождение правильного решения. Спортсмен в своей деятельности опирается на образное и абстрактное мышление, которое способствует глубокому и всестороннему осмыслению предстоящих действий. Спортсмен должен уметь быстро и точно отражать физические свойства действий, проектировать, прогнозировать и принимать решения к исполнению намеченных действий. Уровень интеллектуальной активности определяет скорость приема и переработки поступающей в ходе спортивной борьбы информации. Совершенствование психологической подготовки спортсменов связывается с развитием у спортсменов интеллектуальных способностей [20; 21]. Внедрение интеллектуальных способностей в систему психологической подготовки спортсменов способствовало созданию интеллектуально-психологической подготовки спортсмена, представленной Г. Д. Бабушкиным и К. В. Диких [21]. Интеллектуально-психологическая подготовка спортсмена предполагает создание комплекса специальных знаний и умений, служащего психологической предпосылкой, обусловливающей достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. К целям интеллектуально-психологической подготовки спортсмена относятся:
I. Формирование спортивно-психологических знаний, характеризующих закономерности проявления психики спортсмена при занятиях спортом.
2. Развитие и совершенствование психических функций и качеств, обусловливающих успешное овладение избранным видом спорта и выступление на соревнованиях с объяснением их значимости в спортивной деятельности.
3. Обучение использованию средств, методов и приемов психологической подготовки в соревновательных условиях.
Интеллектуализация психологической подготовки предполагает формирование у спортсменов знаний закономерностей проявления психики в спортивной деятельности, которые позволяли бы им использовать эти знания в различных соревновательных ситуациях. Перечислим необходимые психологические знания: о личности спортсмена; о психологических особенностях тренировочного и соревновательного процесса; о средствах, методах и приемах психологической подготовки. Психологические знания, необходимые спортсменам, представляют собой учебную дисциплину «Спортивная психология».
Совершенствование психологической подготовки спортсменов видится в разработке комплексной системы психолого-педагогической подготовки спортсменов, представленной И. Ф. Андрущишиным [22]. Предпосылками ее разработки выступают следующие моменты: 1) психологический фактор является решающим в соревнованиях высококвалифицированных спортсменов; 2) неудачные выступления спортсменов чаще всего следствие психологической неподготовленности; 3) стремление тренера к быстрейшему достижению высоких спортивных результатов его учениками; 4) понимание спортсменами развития необходимых психических функций, качеств; 5) игнорирование психологами, тренерами методической работы, направленной на утилизацию психологических знаний для потребностей спортивной деятельности; 6) недостаточный объем материалов о психологической подготовке в учебниках для физкультурных вузов. Все вышеизложенное послужило основанием для разработки комплексной системы психолого-педагогической подготовки спортсменов, целью которой служит достижение высокой степени использования возможностей психологической науки в единстве с педагогическими знаниями средств, методов развития, обучения, воспитания спортсменов при многолетней подготовке.
Представления о психологической подготовке, как и сама практическая работа психологов, постоянно обогащались и развивались. В результате этого наметилась тенденция к смене ориентиров в работе психологов и произошел выход на более высокий уровень понимания роли психологической подготовки в спорте, что привело к появлению термина «психологическое обеспечение».
Трансформация психологической подготовки в психологическое обеспечение подготовки спортсменов. В 1970-1980-е гг. в научной литературе возникли предпосылки для трансформации термина «психологическая подготовка» в термин «психологическое обеспечение спортивной деятельности».
Внутри исследований о психологической подготовленности спортсменов зародился новый подход — психологическое обеспечение как наиболее общее и целостное видение работы психолога в спорте, открывающее новые возможности и перспективы развития спортивной психологии. Известные специалисты в области психологии спорта стали активно использовать в научной литературе термин
«психологическое обеспечение» уже в конце 1980-х гг. (И. П. Волков [23], Г. Д. Горбунов [24], Г. Б. Горская [25], Г. Д. Бабушкин [26; 27]). Однако изменения, коснувшиеся качественной, содержательной и функциональной составляющих спортивной деятельности на этом историческом этапе, значительно не затронули психологические стороны тренировочного процесса, вследствие чего новый термин, с учетом направленности воздействия и традиционного понимания, отнесли к процессу подготовки.
Трактовка психологического обеспечения первоначально отражала не новые перспективы развития психологической науки в области спорта, а служила синонимом психологической подготовки спортсмена, что свидетельствует об изменении ракурса рассмотрения в современном спорте психологических аспектов взаимодействия психолога и тренера со спортсменами и является следствием трансформации самого подхода к процессу их подготовки в целом.
Одной из первых классификаций структуры психологического обеспечения в спорте была модель, предложенная В. М. Мельниковым, В. Н. Непопаловым и др. По их мнению, структура психологического обеспечения подготовки спортсменов включает следующие компоненты: 1) анализ требований, предъявляемых видом спорта к психике спортсмена; 2) планирование подготовки спортсменов с учетом психологических факторов; 3) программы психологического контроля; 4) обучающие развивающие программы формирования психотехнических навыков, развитие профессионально важных свойств психики; 5) кор-рекционные и реабилитационные программы оказания помощи спортсменам в решении психологических проблем, программы обеспечения выступлений спортсменов на соревнованиях. Авторы охарактеризовали психологическое обеспечение подготовки спортсменов как систему мероприятий, направленных на мобилизацию резервов психики спортсменов, обеспечивающих высокую эффективность учебно-тренировочного процесса, высокую надежность и результативность соревновательной деятельности. В новых условиях психологическое обеспечение необходимо рассматривать как психологически обоснованную организацию всего процесса подготовки спортсменов, в состав которой входит конкретная психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям [28].
Анализ научно-методической литературы по психологической подготовке спортсменов показал необходимость переосмысления данной проблемы для спортивной практики и расширения спектра исследований. Это связано с тем, что психологическая готовность спортсмена зависит от многих внутренних и внешних факторов, влияющих на его психику и требующих детального изучения. Соответственно, в ходе исследований необходимо обращать внимание на все элементы процесса подготовки, в том числе и на психологическое состояние спортсмена, которое является основой для формирования состояния психологической готовности к соревнованиям.
В психологическом обеспечении спортсмена должны присутствовать все виды психологической подготовки, однако при оценке эффективности психологического
обеспечения необходимо опираться именно на результат психологической подготовки к многолетнему тренировочному процессу, т. е. на психологическую подготовленность. Психологическая подготовленность — это уровень развития комплекса психологических свойств и особенностей спортсмена, от которых зависит совершенная и надежная спортивная деятельность в экстремальных условиях тренировки и соревнования [27].
Появился ряд работ (А. В. Алексеев [8], И. П. Волков [23], Р. М. Загайнов [29], Н. А. Николаев [30] и др.), посвященных проблеме психологического обеспечения спортсменов. Изучение целого цикла научных трудов позволило выделить ключевые направления, характеризующие тенденции к изменению и содержательное развитие термина «психологическая подготовка».
Первые попытки исследования психологического обеспечения спортивной деятельности с использованием комплексного подхода были предприняты в конце 1980-х гг. При этом психологическое обеспечение представляют в виде системы взаимосвязанных мероприятий, решающих весь комплекс задач психологической подготовки, психологического сопровождения тренировочного и соревновательного процесса, снятия постсоревновательных симптомов.
Одним из первых исследователей, обосновавших содержание психологического обеспечения подготовки спортсменов, был Г. Д. Горбунов [24]. Автор в новом ракурсе представил психологическое обеспечение подготовки спортсменов в учебном пособии «Психопедагогика спорта». Психологическое обеспечение спортивной деятельности он понимает как комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем психического регулирования функций организма и поведения спортсмена с учетом задач тренировки и соревнования. Представляя содержание психологического обеспечения спортивной деятельности, Г. Д. Горбунов включает в него психодиагностику, психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, психологическую подготовку, управление состоянием и поведением спортсмена. В концепции психологического обеспечения спортивной деятельности ученый не рассматривает содержание этой работы по этапам многолетней подготовки спортсменов, что затрудняет использование ее в практической работе тренера.
Как указывает Г. Б. Горская, психологическое обеспечение подготовки спортсменов отражает изменение подхода к психологическим аспектам работы с ними. Основными компонентами психологического обеспечения подготовки спортсменов являются: 1) анализ требований вида спорта к психике спортсмена; 2) установление степени соответствия индивидуально-психологических особенностей спортсмена требованиям деятельности в избранном виде спорта; 3) опережающее планирование психологического обеспечения подготовки спортсменов в соответствии с задачами этапа подготовки; 4) обучающие, развивающие, коррекционные и реабилитационные программы; 5) психологический контроль [25]. Представленное Г. Б. Горской психологическое обеспечение повторяет содержание психологического обеспечения,
разработанного В. М. Мельниковым с соавторами [28]. Новшество заключается в том, что Г. Б. Горская рассматривает психологическое обеспечение в системе многолетней подготовки спортсменов.
Свое понимание психологического обеспечения подготовки спортсменов в олимпийском спорте предлагает Н. Л. Высочина, указывая, что проблема психологического обеспечения подготовки спортсменов является одним из приоритетных направлений повышения эффективности соревновательной деятельности в современном олимпийском спорте. Автором разработаны концепция психологического обеспечения в системе подготовки спортсменов в олимпийском спорте и ее концептуальные основы (цель, задачи, методы, принципы, условия, факторы влияния, критерии эффективности, этапы выполнения, алгоритм реализации), определена эффективность разработанной концепции психологического обеспечения путем внедрения в процесс подготовки спортсменов сборных команд по разным видам спорта [31].
В. К. Сафонов под психологическим обеспечением подготовки спортсмена понимает учет психологических факторов в многогранной подготовке спортсмена [32]. На основе своего практического опыта со спортсменами автор представляет основные направления психологического обеспечения подготовки спортсменов: 1) индивидуализацию приемов управления спортивной деятельностью; 2) направления психологического обеспечения подготовки спортсменов; 3) индивидуализацию приемов управления спортивной деятельностью; 4) оптимизацию социально-психологического климата спортивной деятельности; 5) психологическое сопровождение спортсмена.
Ведущий научный сотрудник Федерального научного центра физической культуры и спорта О. В. Тиунова является пропагандистом психологического обеспечения подготовки спортсменов. При опросе спортсменов ряда сборных команд России она выяснила, что большая часть спортсменов поддерживает внедрение спортивных психологов в систему подготовки спортсменов, считает необходимым разработку индивидуальных программ психологической подготовки спортсменов к соревнованиям, обучение приемам психорегуляции, концентрации, мобилизации [33].
По содержанию, назначению и задачам психологическое обеспечение подготовки спортсменов значительно шире психологической подготовки спортсменов, которая является составной частью психологического обеспечения. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов включает психологически обоснованную организацию всего процесса подготовки спортсменов, а не только к соревнованиям. Основная задача такого обеспечения состоит в мобилизации психических резервов спортсмена в целях повышения эффективности тренировочного процесса и надежности соревновательной деятельности [27].
В психологическом обеспечении многолетней подготовки спортсменов главным направлением следует считать своевременное создание предпосылок для высокой результативности тренировочной и соревнова-
тельной деятельности. Такими предпосылками выступают оптимальная структура спортивной мотивации; ее высокая устойчивость; соответствие индивидуально-психологических особенностей личности спортсмена выбранному виду спортивной деятельности; развитые до необходимого уровня профессионально важные психические функции; сформированная у спортсмена психологическая структура спортивной деятельности; развитая способность к управлению своим состоянием, поведением, деятельностью [27].
Содержание психологического обеспечения подготовки спортсменов целесообразно будет разделить на две составляющие: тренировочный процесс и соревновательный процесс. Исходя из этого, психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов будет включать два направления.
Первое — психологическое обеспечение многолетнего тренировочного процесса, включающее такие разделы, как 1) психодиагностика; 2) формирование оптимальной структуры спортивной мотивации; 3) развитие и совершенствование психических функций, свойств и профессионально важных качеств, обеспечивающих успешность тренировочной деятельности; 4) формирование психологической структуры спортивной деятельности.
Второе — психологическое обеспечение соревновательной деятельности спортсменов в системе многолетней подготовки спортсменов, включающее в соответствии с этапами спортивной подготовки следующие основные направления: выявление и удовлетворение актуальных потребностей спортсменов; формирование и совершенствование психологической структуры соревновательной деятельности; анализ результативности соревновательной деятельности; выявление доминирующих и актуальных предстартовых состояний и их регуляцию; разработку индивидуализированных программ психологической подготовки спортсменов к соревнованиям; обеспечение восстановления работоспособности спортсменов после соревнования; активизацию реализации спортсменом интеллектуальной активности. Для каждого этапа многолетней подготовки спортсменов автором сформулированы задачи, представлены средства и методы.
В развернутом виде содержание психологического обеспечения подготовки спортсменов в системе многолетней спортивной подготовки представлено в работе Г. Д. Бабушкина, Б. П. Яковлева [27].
Выводы
1. Определены общие предпосылки возникновения психологической подготовки спортсменов: выступление советских спортсменов на Олимпиаде в 1952 г. выявило недостатки в их подготовке к соревнованиям, что и послужило импульсом для разработки проблемы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям; в русле общей психологии создана теоретико-методологическая база для проведения исследований в области спортивной психологии.
2. Выявлены причины трансформации психологической подготовки спортсменов в психологическое обеспечение спортивной деятельности, включающие
новые результаты исследований психических процессов, свойств личности, психических состояний в спорте; разработку новых психологических средств и методов; переосмысление содержания психологической подготовки спортсменов.
Перспективы. Разработка индивидуализированных программ психологической подготовки спортсменов к соревнованиям и содержания психологического обеспечения спортивной деятельности в конкретном виде этапа многолетней подготовки.
Список источников / References
1. Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте : учеб. пособие. М., 1969. 125 с.
2. Рудик П. А. Понятие, содержание и задачи психологической подготовки спортсменов // Психологическая подготовка спортсменов. М., 1969. С. 3-10.
3. Алексеев А. В. Себя преодолеть. М., 1985. 135 с.
4. Ильин Е. П. Психология спорта : учеб. пособие. СПб., 2008. 350 с.
5. Вяткин Б. А. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика. Пермь, 2005. 392 с.
6. Дашкевич О. В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. 1987. 49 с.
7. Родионов А. В. Психология физического воспитания и спорта : учебник для физкультурных вузов. М., 2004. 453 с.
8. Алексеев А. В. Психическая подготовка в теннисе: идеомоторная, ментальная, медитативная тренировки. Ростов н/Д, 2005. 357 с.
9. Яковлев Б. П. Основы спортивной психологии. М., 2010. 207 с.
10. Кузнецов А. С. Психологическая подготовка борцов греко-римского стиля с учетом темперамента на предсоревнова-тельном этапе подготовки. М., 2015. 230 с.
11. Яковлев Б. П., Бабушкин Г. Д. Психология физической культуры и спорта : учебник для студентов физкультурных вузов. М., 2016. 624 с.
12. Яковлев Б. П., Бабушкин Г. Д. Психология физического воспитания и спорта : учебник для студентов вузов физической культуры. Саратов, 2020. 350 с.
13. Сопов В. Ф. Теория и методика психологической подготовки спортсменов. М., 2010. 105 с.
14. Сопов В. Ф. Модель системной организации психологического обеспечения подготовки спортсменов // Психологическое обеспечение подготовки спортсменов. Л., 1987. С. 5-14.
15. Малкин В. Р., Рогалева Л. И. Психотехнологии в спорте. Екатеринбург, 2013. 96 с.
16. Иванов А. А. Психология чемпиона: работа спортсмена над собой. М., 2016. 112 с.
17. Николаев Н. А. Практическая спортивная психология : учеб. пособие. М., 2022. 230 с.
18. Серова Л. К. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. М., 2022. 128 с.
19. Трофимова Н. Б., Башир И. М. Индивидуальная психологическая подготовка спортсмена как условие достижения выносливости в стрессовых ситуациях и спортивных соревнованиях (на примере Республики Нигер) // Культура физическая и здоровье. 2022. № 2. С. 196-200.
20. Захрямина Л. Н., Германов Г. Н., Епифанов К. Н. Формирование интеллектуальной готовности к решению технико-тактических задач в соревнованиях квалифицированных яхтсменов // Спортивный психолог. 2021. № 2. С. 7-11.
21. Бабушкин Г. Д., Диких К. В. Интеллектуально-психологическая подготовка спортсмена. Омск, 2013. 320 с.
22. Андрущишин И. Ф. Комплексная система психолого-педагогической подготовки спортсменов : учеб. пособие. Алматы, 2012. 332 с.
23. Волков И. П. Задачи и формы психологического обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям // Научные исследования и разработки в спорте. 1994. № 1. С. 5-10.
24. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта : учеб. пособие. М., 1986. 296 с.
25. Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар, 1995. 184 с.
26. Бабушкин Г. Д. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям : учеб. пособие. Омск, 2007. 87 с.
27. Бабушкин Г. Д., Яковлев Б. П. Психологическое обеспечение спортивной деятельности : учеб. пособие. Саратов, 2018. 304 с.
28. Мельников В. М., Непопалов В. Н., Романина Е. В., Попов А. Л., Савенков Г. И. Психологическое обеспечение спортивной деятельности // Юбилейн. сб. тр. ученых РГАФК, посвящ. 80-летию акад. : в 3 т. М., 1998. Т. 3. С. 122-129.
29. Загайнов Р. М. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления : монография. М., 2010. 232 с.
30. Николаев А. Н. Задачи психологического обеспечения спортивной деятельности и их классификация // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2015. № 7(125). С. 200-206.
31. Высочина Н. Л. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов в олимпийском спорте. М., 2021. 490 с.
32. Cафонов В. К. Психология спортсмена: слагаемые успеха. М., 2017. 288 с.
33. Тиунова О. В. Актуальное содержание психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки по данным анкетирования сборных команд страны // Спортивный психолог. 2017. № 3. С. 68-71.
Поступила 10.01.2024; одобрена после рецензирования 15.01.2024; принята к публикации 30.03.2024.