2. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Руьинштейн. - М. : Педагогика, 1976. - 416 с.
3. Семья в современном мире / сост. и науч. ред. В.Н. Куницына. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. - 232 с.
REFERENCES
1. Vasina, E.A. (2013), Value orientations: phenomenology, structure, dynamics, Printing house A4, Arkhangelsk.
2. Rubinstein, S.L. (1976), Problems of general psychology, Pedagogy, Moscow.
3. Ed. Kunitsyna, V.N. (2010), Family in the modern world, Publishing house of the St. Petersburg University, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.11.2018
УДК 796.41:159.99
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОВ
Вячеслав Анатольевич Якушев, доцент, Ольга Сергеевна Михно, кандидат психологических наук, преподаватель, Андрей Валерьевич Криворот, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Валентинович Белецкий, кандидат педагогических наук, доцент, Военный университет Министерства Обороны Российской Федерации, Москва
Аннотация
Цель статьи - представить модель психологического сопровождения спортивной подготовки гимнастов в соответствии с ее основными блоками: психодиагностики, психологического сопровождения тренировочного процесса и психологического управления соревновательной деятельностью. Основное содержание исследования составляет анализ психологической составляющей подготовки спортсменов, обобщение существующих моделей психологического сопровождения, практического опыта работы по психологической подготовке гимнастов. Авторы обновили проблематику и обосновали необходимость психологической подготовки гимнастов в рамках субъектно-ориентированного подхода. Статья ориентирована на тренеров и спортивных психологов, участвующим в сопровождении спортсменов на всех этапах тренировочного процесса.
Ключевые слова: модель психологического сопровождения, индивидуально-личностные особенности гимнастов, психологическое управление соревновательной деятельностью.
MODEL OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF SPORTS TRAINING OF GYMNASTS
Vyacheslav Anatolevich Yakushev, the senior lecturer,
Olga Sergeevna Mikhno, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Andrey Valerievich Krivorot, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Valentinovich Beletskiy, the senior lecturer, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation
Annotation
The purpose of the article is to present the model of psychological support for gymnastics sports training in accordance with its basic blocks: the psychodiagnostics, psychological support for the training process and psychological management of competitive activities. The main contents of the study is an analysis of the psychological component of training athletes, a synthesis of existing models of psychological support, practical work experience in the psychological preparation of gymnasts. The authors updated the problematics and substantiated the need for the psychological preparation of gymnasts in the framework of a subject-oriented approach. The article is aimed at coaches and sports psychologists involved in accompanying athletes at all stages of the training process.
Keywords: model of psychological support, individual and personal characteristics of gymnasts, psychological management of competitive activities.
Психология спорта, являясь отраслью педагогической психологии и основой спортивной педагогики, призвана разрабатывать в научно-методическом плане все вопросы, связанные с воспитанием и обучением спортсменов, с организацией учебно-тренировочного процесса в целом и подготовкой к соревнованиям, как одного из этапов их профессионального развития (Вахитов Р.Р., 2013; Коновалова Ю.Б., 2016; Находкин В.В., 2012 и др.). Наиболее полно психологические факторы проявляются в соревнованиях, но добиться успехов в технической, физической и тактической подготовке спортсменов можно лишь при правильном воздействии на их психику на всех этапах психологической подготовки
Рисунок 1 - Этапы психологической подготовки спортсменов
В гимнастике организация непрерывной психологической работы со спортсменами особенно важна. Этот вид спорта характеризуется «интроверсивностью», а его результаты напрямую зависят от максимальной концентрированности спортсмена на чувственном восприятии, оценке своих возможностей, темпоритма движений, перемещений в пространстве и времени. Также к психологическим особенностям гимнастики как вида спорта относят значительную психологическую напряженность, чувство опасности, связанное с риском для здоровья и жизни спортсмена. Это требует от гимнастов определенных теоретических и практических психологических знаний, и опыта, а от тренеров и психологов, работающих со спортсменами - максимального учета психологических особенностей и индивидуальных возможностей каждой личности.
В настоящее время существенно вырос удельный вес психологической составляющей в структуре спортивной тренировки гимнастов, и процесс психологического сопровождения его спортивной деятельностью базируется на субъектно-ориентированном подходе, конечной целью которого является становление спортсмена субъектом своей спортивной деятельности (Бабушкин Г. Д., 2013). Во многом это связано со смещением акцентов подготовки с результатов спортивной деятельности на реализацию потенциала личности. Именно поэтому психологическая подготовка и сопровождения гимнастов является одной из важнейших составляющих тренировочного процесса, а ее организация требует не только моделирования процесса формирования психологической готовности и устойчивости спортсменов, но и технологии психологической подготовки, учета индивидуально-типологических характеристик гимнастов, психологической совместимости с тренерским составом и др.
Целью настоящей работы является построение обобщенной модели психологического сопровождения гимнастов на разных этапах спортивной подготовки.
Теоретическими основаниями модели являются фундаментальные труды по системе подготовки спортсменов (Вайцеховский С.М., Верхошанский Ю.В., Кузнецов В.В., Новиков А.А., Матвеев Л.П., Озолин Н.Г., Платонов В.Н., Филин В.П. и др.); теория и практика психологической подготовки спортсменов (Пуни А.Ц., Горбунов Г. Д., Иткис М.А., Родионов А.В., Рудик А.П., Стамбулова Н.Б., Черникова О. А. и др.).
Изучение и систематизация теоретических материалов позволили разработать модель психологического сопровождения гимнастов на этапе подготовки к спорту высоких достижений, основу которой составили, с одной стороны, психологические особенности данного вида спорта, а с другой - индивидуально-типологические особенности личности гимнастов.
Модель психологического сопровождения гимнастов представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Модель психологического сопровождения гимнастов
Для успешной работы с начинающими гимнастами тренеру или психологу необходимо провести психодиагностику их индивидуально-личностных особенностей. Результаты психодиагностики должны учитываться тренером непосредственно в ходе тренировок, при проведении воспитательной работы со спортсменами, при решении других вопросов, связанных с их подготовкой.
На рисунке 3 представлены основные параметры, изучаемые в результате психодиагностики гимнастов.
Рисунок 3 - Параметры психодиагностического изучения гимнастов
Значимость выделенных компонентов психодиагностики обусловлена следующими теоретически обоснованными положениями:
- от психомоторных способностей (совокупности свойств психики, позволяющей точно выполнять движения и управлять ими) гимнаста зависит успешность совершенствования его профессионального мастерства. К ним относят: произвольность двигательных действий, двигательную память, двигательное воображение и пр. (Дубова К.В., 2009);
- для высшей гимнастики свойственна значительная психологическая напряженность, поэтому к индивидуально-личностным особенностям, необходимым для успешной реализации спортсмена, относят самообладание и волевую мобилизацию, выступающие как условие концентрации усилий, необходимых для выполнения упражнений с
максимальным физическим напряжением. Здесь же необходимо отметить такое качество, как помехоустойчивость: свойство психики, позволяющее успешно бороться со сбивающими факторами, которое в идеале проявляется в полной нечувствительности к множеству разнообразных помех или в активном противодействии их разрушительному воздействию;
- от уровня сформированности нравственных черт личности зависят как волевые качества гимнастов, так и эмоциональные проявления, составляющие очень важную часть их характеристики. Их фиксируют по следующим признакам: общая интенсивность эмоциональных переживаний, отношение к спортивным успехам и неудачам, наличие эмоциональных срывов на тренировках и соревнованиях, внушаемость, мнительность и др. При наличии данных негативных проявлений необходима углубленная психокоррекционная работа по управлению состоянием и поведением спортсмена;
- определение мотивов занятия спортом является важнейшей частью отбора гимнастов для спорта высших достижений. На разных этапах подготовки спортсменов одни мотивы имеют преимущества перед другими. Для начинающих спортсменов определяющими мотивами могут являться желание родителей, потребность в двигательной активности, взаимоотношения с тренером и командой, возможность общения со сверстниками, объединенных общими задачами и целями в рамках специально организованной спортивной деятельности и пр. В дальнейшем развитие устойчивых мотивов во многом зависит от спортивных достижений гимнаста, расширения спортивных знаний, навыков и умений.
Полученные в ходе тренировок с помощью психодиагностики и педагогического наблюдения за гимнастами данные о типологических и характерологических свойствах личности последовательно излагаются в психологической карте гимнаста. При использовании рекомендуемых диагностических методик вносятся результаты диагностики в соответствии с интерпретацией теста, при педагогическом наблюдении необходимо разработать систему оценки проявления психологических свойств (например, по десятибалльной системе). На основании полученных результатов составляется заключение на каждого гимнаста по основным разделам психологической карты, которое затем необходимо учитывать в рейтинговой оценке профессиональной деятельности спортсмена.
Второй блок психологического сопровождения спортсменов включает в себя их психологическую подготовку в ходе тренировочного процесса, обучение методам саморегуля-
Рисунок 4 - Психологическое сопровождение тренировочного процесса
Современная концепция работы с высококвалифицированными спортсменами требует организации специальной психологической подготовки, предполагающей систематическое использование методов психо- и саморегуляции. Наиболее весомый эффект дает применение методов саморегуляции: идеомоторных приемов, самовнушения, медитации, биологической обратной связи.
В ходе тренировочного процесса тренеру необходимо обучить гимнаста специальными приемами психологического регулирования своего состояния. К ним также относятся: умение подбирать и выполнять отдельные элементы двигательной разминки, переключать внимание, регулировать дыхание, элементы аутогенной тренировки. С помощью таких приемов обеспечивается эмоциональная устойчивость спортсмена. Кроме того, они
применяются для выведения гимнаста из состояния апатии, для активизации работоспособности, мобилизации усилий.
Третий блок психологического сопровождения - психологическое управление соревновательной деятельностью (рисунок 5).
Рисунок 5 - Психологическое управление соревновательной деятельностью
Психологическое управление соревновательной деятельностью включает следующие компоненты: управление предсоревновательными и соревновательными состояниями гимнастов (мобилизацию эмоционально-волевой сферы гимнаста для выполнения сложных заданий, преодоление апатии, предстартовой «лихорадки» и пр.), психокоррекцию негативных эмоциональных состояний гимнастов в ходе соревнований и после них, реабилитацию спортсменов, потерпевших спортивное поражение, или получивших в ходе соревнований физические травмы. Методы, приемы и средства, реализуемые на этом этапе, должны быть направлены на преодоление стресса после соревнований, использование психологических защит - сублимации, рационализации др.
В заключении отметим, что эффективность психологической составляющей спортивной подготовки определяется уровнем теоретических знаний тренеров в области психологии спорта, наличием системного представления о содержании психологического сопровождения, необходимостью применять диагностические методики в изучении возможностей спортсменов, их психологической готовности к спорту, умением применять практические психологические технологии в работе, методы реабилитации спортсменов в результате спортивных неудач и пр.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабушкин, Г.Д. Психологическое сопровождение становления спортсмена субъектом деятельности: постановка проблемы / Г.Д. Бабушкин // Омский научный вестник. - 2013. - № 3 (119). - С. 170-174.
2. Вахитов, Р.Р. Значение и место психологической подготовки в общей системе подготовки спортсмена / Р.Р. Вахитов, Е.В. Абрамкин // Современные проблемы физической культуры, спорта и туризма: инновации и перспективы развития : материалы II региональной научно-практической конференции с международным участием. - Магнитогорск, 2013. - С. 15-17.
3. Дубовова, А.А. Развитие психомоторики как компонент психологического сопровождения подготовки юных гимнастов / А.А. Дубовова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. - 2009. - Вып. 4. - С. 239-246.
4. Коновалова, Ю.Б. Психологическая подготовка и сопровождение спортсменов в процессе подготовки к олимпийским играм / Ю.Б. Коновалова // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2016. - Т. 1, № 1. - С. 104-106.
5. Находкин, В.В. Модель психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки юных спортсменов / В.В. Находкин // Философия образования. - 2012. - № 2 (41). - С. 207-216.
REFERENCES
1. Babushkin, G.D. (2013), "Psychological support of the formation of the athlete subject of activity: the problem", Omsk Scientific Herald, pp. 170-174.
2. Vakhitov, R.R. and Abramkin, E.V. (2013), "The value and place of psychological training in the general system of athlete training", Modern problems ofphysical culture, sport and tourism: innovations
and development prospects. Materials II regional scientific-practical conference with international participation, Magnitogorsk, pp. 15-17.
3. Dubovova, A.A. (2009), "The development of psychomotor activity as a component of psychological support for the training of young gymnasts", Bulletin of Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, Issue 4, pp. 239-246.
4. Konovalova, Yu.B. (2016), "Psychological preparation and support of athletes in the process of preparing for the Olympic Games", Competitive resources of athletes: theory and practice of implementation, Vol. 1, No. 1, pp. 104-106.
5. Nahodkin, V.V. (2012), "Model of psychological and pedagogical support of the process of training young athletes", Philosophy of Education, No. 2 (41), pp. 207-216.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.11.2018
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Ольга Георгиевна Япарова, кандидат психологических наук, доцент, Марина Сергеевна Платонова, старший преподаватель, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Институт непрерывного педагогического образования, г. Абакан
Аннотация
В статье описываются результаты эмпирического исследования психологического благополучия, саморегуляции поведения и уровня общительности студентов, оставшихся без попечения родителей. Исследования проблемы сиротства показывают, что эта социальная группа оказывается наиболее уязвимой в период вхождения во взрослую самостоятельную жизнь, так как без поддержки родных и близких людей большинство из них не способно успешно преодолеть возникающий адаптивный барьер. В результате были получены следующие эмпирические данные: наиболее благоприятная картина выявлена по шкале «Позитивные отношения с другими», по всем остальным шкалам студенты-сироты имеют низкие значения психологического благополучия. Для этих студентов характерно отсутствие целей, жизненных намерений и в целом чувства направленности личности.
Ключевые слова: студенческий возраст, студенты, оставшиеся без попечения родителей, психологическое благополучие, сопровождение, учебно-воспитательный процесс, саморегуляция поведения, общительность, коммуникативные навыки, адаптация.
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS WITHOUT PARENTAL
CARE
Olga Georgievna Yaparova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Marina Sergeevna Platonova, the senior teacher, N.F. Katanov Khakas State University, Institute of continuous pedagogical education, Abakan
Annotation
The article describes the results of empirical study of the psychological well-being, the problems of self-regulation of behavior and level of sociability of students, left without parental care. Studies of the problem of orphan hood show that this social group is the most vulnerable during the period of entry into adult independent life, as without the support of relatives and friends, most of them are not able to successfully overcome the emerging adaptive barrier. As a result, the following empirical data were obtained: the most favorable picture was revealed on the scale of "Positive relations with others"; in all other scales, orphan students have low values of psychological well-being. These students are characterized by a lack of goals, life intentions and, in general, a sense of orientation of the individual.
Keywords: student age, students left without parental care, psychological well-being, support, educational process, self-regulation of behavior, sociability, communication skills, adaptation.