УДК 796.011.1 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-3-47-55
РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СПОРТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ К СПОРТУ ДЕТЕЙ
С.В. Барбашов
Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск, Россия Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, Ханты-Мансийск, Россия
Аннотация
Цель исследования - представить теоретико-методологическое и организационное обоснование модели спортивно-образовательной среды выявления и сопровождения одаренных к спорту детей, разработанной в аутентичных условиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Материалы и методы исследования. Проведен анализ отечественных и зарубежных литературных источников по проблемам идентификации одаренности в спорте. Исследован практический опыт подготовки олимпийского резерва в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. В условиях Югорского колледжа-интерната олимпийского резерва проведены исследования с использованием метода организационного моделирования по обоснованию региональной модели спортивно-образовательной среды выявления и сопровождения одаренных к спорту детей.
Результаты исследования. В условиях РФ процесс выявления одаренных к спорту детей, оптимизации и их дальнейшего сопровождения базируется на мономодальном подходе. За рубежом приоритетным является мультимодальный подход, предполагающий акцент на группы видов спорта или возможность перехода из одного вида спорта в другой. В обоих случаях необходимо обоснование долговременных моделей спортивно ориентированного развития детей и подростков. Определено, что модель спортивно-образовательной среды выявления и сопровождения одаренных к спорту детей является системообразующим объектом для региональных программ развития детского спорта и подготовки олимпийского резерва. Заключение. Югорский колледж-интернат олимпийского резерва в аутентичных условиях ХМАО -Югры становится базовым учреждением инновационного типа по формированию региональной модели спортивно-образовательной среды выявления и сопровождения одаренных к спорту детей. Модель предполагает организационное и функциональное взаимодействие учреждений спортивной направленности на региональном и муниципальном уровнях. Государственно-общественные формы регулирования сферы детского спорта, сложившиеся в России, позволяют осуществлять такие виды интеграционного взаимодействия в идентификации спортивных талантов, как координационное регулирование, функциональное взаимодействие, спортивное консультирование, создание индивидуализированных программ развития и программ развития по видам спорта.
Ключевые слова: одаренные дети, спортивно-образовательная среда, организационное моделирование.
REGIONAL MODEL OF SPORTS AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF IDENTIFICATION AND SUPPORT OF CHILDREN GIFTED IN SPORTS
S.V. Barbashov, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9996-2928 Yugra State University, Khanty-Mansiysk, Russia
Yugra College - Boarding School of the Olympic Reserve, Khanty-Mansiysk, Russia Abstract
The purpose of the research is to present theoretical, methodological and organizational substantiation of the model of sports and educational environment of identification and support of children gifted in sports, developed in the authentic conditions of Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra.
Materials and methods of research. The analysis of domestic and foreign literary sources on the problems of identification of giftedness in sports was carried out. The practical experience of training the Olympic reserve in Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra was studied. In the conditions of the Yugra college-boarding school of Olympic reserve, studies were carried out using the method of organizational modeling to substantiate the regional model of the sports and educational environment for identifying and accompanying children gifted in sports.
Research results. In the Russian Federation, the process of identifying children gifted in sports, optimization and their further support is based on a monomodal approach. Abroad, the multimodal approach, which involves an emphasis on groups of sports or the possibility of transition from one sport to another, is the priority. In both cases, it is necessary to substantiate long-term models of sports-oriented development of children and adolescents. It is determined that the model of sports and educational environment to identify and support children gifted for sports is a system-forming object for regional programs of children's sports development and Olympic reserve training. Conclusion. In the authentic conditions of Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra, Yugra college-boarding school of Olympic reserve becomes the basic institution of innovative type for the formation of regional model of sports-educational environment of identification and support of children gifted in sports. The model assumes organizational and functional interaction of sports institutions at the regional and municipal levels. The state-public forms of regulation of children's sports that have developed in Russia allow for such types of integration interaction in the identification of sports talents as: coordination regulation, functional interaction, sports consulting, creation of individualized development programs and development programs for sports. Keywords: gifted children, sports and educational environment, organizational modeling.
ВВЕДЕНИЕ
Во многих странах мира актуализируется работа по поиску и оказанию поддержки одаренной и талантливой молодежи в различных физкультурно-спортивных видах деятельности [1, 7, 10, 11]. Россия не является исключением и также интенсивно формирует общенациональную систему выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи. [6]. Так, начиная с 2000 года в РФ принят к реализации ряд программно-нормативных документов и комплекс мер по формированию такой системы: федеральная целевая программа «Одаренные дети» (2000 г.), Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» (2006 г.), концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (2012 г.), создание образовательного центра «Сириус» в городе Сочи (2014 г.), письмо Минобрнауки РФ «О создании центров выявления и поддержки одаренных детей» (2017 г.), федеральный проект «Успех каждого ребенка» (2018 г.). Реализация только последнего проекта предполагает создание к 2024 году в 85 субъектах России региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. В 2019 году субсидии из федерального бюджета РФ на создание подобных центров были предоставлены 16 субъектам, в
2020 г. субсидии получили еще 11 субъектов, в
2021 — 17, в 2022 — еще 17. В настоящее время в 48 регионах России уже созданы подобные центры или определены организации, которые выполняют их функции. В 21 региональном центре программы реализуются по трем основным направлениям: «Наука», «Спорт» и «Искусство».
Спорт как значимое социальное явление нашего общества также вовлечен в сферу поиска и поддержки талантливой молодежи. К числу базовых программно-нормативных документов, напрямую связанных с процессом выявления и сопровождения одаренных к спорту детей, можно отнести «Концепцию развития детско-юношеского спорта в РФ до 2030 года» и «Концепцию подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 года». Значимой задачей в этих документах определена необходимость создания единого физкультурно-спортивного образовательного пространства. Вместе с тем специфической особенностью системы выявления, отбора и сопровождения одаренных к спорту детей является то, что, с одной стороны, она должна базироваться на всемерном развитии массового спорта, с другой стороны, являясь неразрывной частью многолетней спортивной подготовки, предполагать достижение максимально возможных индивидуальных результатов. В регионах РФ начат интенсивный поиск инфраструктурных моделей региональной системы поддержки молодых талантов [3, 9]. Предполагается, что системообразующими элементами должны стать образовательные учреждения, инновационные комплексы, проекты и ресурсные центры, обеспечивающие процесс сопровождения одаренных детей с учетом аутентичных условий региона.
Учитывая социально-педагогическую значимость и актуальность проблемы идентификации спортивного таланта, целью исследования явилось теоретико-методологическое и организационное обоснование модели спортивно-образовательной среды выявления и
сопровождения одаренных к спорту детей, разработанной в аутентичных условиях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее ХМАО - Югра).
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в 2020-2023 гг. на базе Югорского колледжа-интерната олимпийского резерва (далее ЮКИОР) в период разработки и утверждения Комплексной программы ЮКИОР по выявлению и поддержке одаренных детей в области спорта на 2022-2025 гг. (утверждена приказом от 28 февраля 2022 года № 211-од). В процессе исследования были проанализированы и обобщены программно-нормативные, правовые и регулирующие документы федерального, регионального и муниципального уровней, связанные с формированием общенациональной системы выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи в сфере подготовки олимпийского резерва. Проведен анализ отечественных и зарубежных литературных источников по проблемам идентификации одаренности в спорте. Исследован практический опыт подготовки олимпийского резерва в ХМАО — Югре. В процессе работы над комплексной программой ЮКИОР по выявлению и поддержке одаренных детей в области спорта на 2022-2025 г. на основе метода организационного моделирования была визуализирована региональная модель спортивно-образовательной среды выявления и сопровождения одаренных к спорту детей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В различных регионах России накоплен определенный опыт выявления и сопровождения одаренных детей. Совершенствуются формы поиска и поддержки талантливых детей, создаются системы социально-педагогического сопровождения одаренных детей, реализуются традиционные и инновационные формы работы с ними [3, 9]. Значимым треком развития становится интеграция образовательных учреждений разных типов в вопросах работы с одаренными детьми.
Проблема выявления и сопровождения одаренных к спорту детей в исследовательском пространстве теории и методики спорта традици-
онно решается с точки зрения нормированного развития ребенка в различные возрастные периоды и в соответствии с этапами спортивной подготовки [2, 8]. Реализация традиционных подходов приводит, как правило, к формированию научно-образовательных структур [4]. Так, например, на базе НГУ им. П.Ф. Лесгафта создан центр тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей и подростков. В структуру центра входят медико-биологический отдел, генетический отдел, отдел психологической оценки и сопровождения, спортивно-педагогический отдел. В каждом отделе на основе сбора и анализа информации о задатках и способностях индивидуума осуществляется сравнение индивидуальных показателей с нормативными требованиями в том или ином виде спорта, составляется заключение об общей и специальной спортивной одаренности обследуемого. Такой комплексный подход позволяет решать значимую часть проблем по отбору, подготовке и сопровождению юных спортсменов. Аналогичные подходы к определению спортивной одаренности обнаруживаются и в зарубежных исследованиях [17]. Доказано, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности в спорте — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования [2, 5, 7, 13]. Спортивная одаренность, как правило, ассоциируется с двигательной практической деятельностью. Вместе с тем по степени сформирован-ности двигательной одаренности в определенный период возрастного развития можно выделять как актуальную одаренность, так и потенциальную одаренность.[15]. По особенностям возрастного развития, как правило, говорят о ранней или поздней спортивной одаренности [14]. Решающими показателями здесь выступают темпы психофизического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Следует отметить, что сравнительный анализ российских и зарубежных методологических
подходов к оценке спортивной одаренности различен. Практически все зарубежные модели многолетнего тренировочного процесса основаны на мультимодальности первоначальной спортивной подготовки и достаточно широко представлены в зарубежной литературе [12, 15, 16]. Это такие образцы, как модель многолетнего развития атлета (LTAD), Основа, Талант, Элита, Мастерство (FTEM), модель развития спортивной деятельности (DMSP). Важно отметить, что все они имеют собственную терминологическую базу, но легко могут быть синхронизированы с традиционными для РФ этапами многолетней спортивной подготовки:
• обнаружение (выявление) спортивного таланта (Talent Detection) — определение индивидуальной предрасположенности к видам физкультурно-спортивной деятельности (игровой, циклической, единоборства и др.)
— спортивно-оздоровительный этап;
• идентификация спортивного таланта (Talent Identification) — определение спортивной одаренности к виду спорта — этап начальной подготовки;
• сопровождение и развитие таланта (Talent Development) — техническое и физическое совершенствование в избранном виде спорта
— этапы спортивной специализации и совершенствования спортивного мастерства;
• спортивный отбор и ориентация (Talent Selection) — оценка возможностей спортсмена к достижению спортивно-технических результатов в сфере элитного спорта — этап высшего спортивного мастерства.
Актуальная на сегодняшний день для российского спорта проблема выявления спортивных талантов лежит в плоскости обнаружения потенциальных исполнителей, которые в настоящее время даже еще не вовлечены в спорт, а проблема идентификации талантов связана с уже действующими спортсменами, начавшими спортивную подготовку, которые могут стать элитными спортсменами.
Процесс выявления и идентификации талантов в условиях РФ должен осуществляться в рамках структурированной сопряженности спортивно-оздоровительного этапа и этапа начальной спортивной подготовки, чтобы направить потенциальных исполнителей в те виды спорта, к которым они наиболее приспособлены.
Российские условия развития системы многолетнего тренировочного процесса все последние годы по-прежнему воспроизводят мономодальную схему. Складывается парадоксальная ситуация, при которой в подготовке спортивного резерва принимает участие множество физкультурно-спортивных организаций с различными целями и задачами, ведомственной подчиненностью, источниками финансирования, подходами к оценке эффективности их деятельности. Отсутствие четко обозначенной роли и места каждой физкультурно-спортив-ной организации приводит к дублированию функций, неэффективному использованию имеющихся ресурсов. Все это, несмотря на принятую и уже функционирующую государственную программу по развитию сферы физической культуры и спорта, не позволяет выстроить единые, прозрачные механизмы управления системой подготовки спортивного резерва в Российской Федерации и эффективно решать задачи выявления и поддержки спортивно одаренной молодежи. Анализ статистических отчетов ФК-1 и ФК-5 в 2018-2019 гг. показал, что с этапа начальной подготовки на тренировочный этап переходит 63,4% спортсменов, а с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства — только 5,8%. Проведение аналогичного анализа за 2020 год и сравнение его с условиями ХМАО — Югры показало, что ситуация на уровне ХМАО — Югры выглядит еще более негативной.
Так, на самом массовом этапе спортивной пирамиды (спортивно-оздоровительном этапе) занимается существенно меньшее число детей и подростков. При этом следует учесть, что занятия спортом на этом уровне реализуются как по программам детских спортивных школ различной ведомственной принадлежности, так и по общеобразовательным и предпрофессиональным программам спортивной подготовки. Главный их недостаток в том, что они носят конкретно видовой или мономодальный характер. Несмотря на то, что их нельзя напрямую соотнести с этапами спортивной подготовки (федеральные стандарты по видам спорта предполагают целенаправленную тренировку, начиная с этапа начальной подготовки), практические наблюдения показывают, что все они в той или иной мере реализуют идеи ранней спортивной специализации.
Мономодальный подход к организации спортивной подготовки в РФ существенно осложняет решение задачи по увеличению числа регулярно занимающихся физической культурной и спортом. Так, по статистическим отчетам (ФК-5) РС и ХМАО — Югры, количество занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе в разы меньше, чем на этапе начальной подготовки.
Таким образом, в современной спортивной практике можно выделить две базовые концепции построения многолетнего тренировочного процесса: мономодальную и мультимодаль-ную. Первая предлагает раннюю углубленную специализацию по избранному виду спорта, вторая — широкий выбор неспециальных средств подготовки в различных видах спорта, включая возможность перехода от одного вида спорта к другому.
Анализ развития сферы физической культуры и спорта в ХМАО — Югре в период с 2018 по 2022 гг. показал, что в регионе были сформированы оптимальные условия для разработки комплексной программы ЮКИОР по выявлению и поддержке одаренных детей в области спорта на 2022-2025 г.: подписано соглашение о сотрудничестве между Правительством ХМАО — Югры и Образовательным фондом «Талант и успех» (2018 г.); разработаны методические рекомендации о механизмах и критериях отбора спортивно одаренных детей (2020 г.) и методические рекомендации по деятельности организаций (структурных подразделений организаций), отвечающих за работу по индивидуальному отбору спортивно одаренных детей, в том числе в отношении детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (2021 г.); утвержден порядок раннего выявления физической предрасположенности детей к занятиям спортом, индивидуального отбора, развития, поддержки и сопровождения спортивно одаренных детей в ХМАО — Югре (2022 г.).
В процессе разработки «Комплексной программы ЮКИОР по выявлению и поддержке одаренных детей в области спорта на 20222025 гг.» (утверждена 28 февраля 2022 года № 211-од) предполагалось существенно расширить круг людей и организаций, активно участвующих в решении проблем выявления, отбора и сопровождения одаренных детей. В
основу разработанной программы была положена структурно-функциональная модель спортивно-образовательной среды ХМАО — Югры, которая по сути становится основной образовательной дефиницией для аутентичных условий ХМАО — Югры. Так, на этапах спортивного совершенствования в интеграции с центром спортивной подготовки сборных команд ХМАО — Югры создаются оптимальные условия для спортивного совершенствования различных категорий занимающихся (школьники, студенты). В интеграции с детскими спортивными школами ЮКИОР организует методическое сопровождение оценки возможностей достижения учащимися результатов международного уровня (спортивно-оздоровительный этап и этап начальной подготовки).
Для широкого круга спортивных учреждений муниципального уровня ЮКИОР становится научно-методическим центром и площадкой по проведению тестирований спортивной одаренности детей ХМАО — Югры, проведению курсов повышения квалификации для тренеров, работающих с начинающими спортсменами. Создание информационного реестра одаренных детей позволит Югорскому колледжу-интернату эффективно формировать группы детей по видам спорта для обучения по программам общего и профессионального образования.
Уникальность ЮКИОР как спортивно-образовательного учреждения заключается в том, что процесс обучения детей по программе общего образования начинается с 5-го класса. К этому возрасту дети должны пройти этап начальной подготовки, процедуры спортивной идентификации и на конкурсной основе могут быть зачислены в ЮКИОР. С точки зрения материально-технического обеспечения колледж располагает комфортабельным общежитием, учебной и спортивной базой, современным центром медико-биологического обеспечения спортсменов. Таким образом, ЮКИОР выполняет важнейшую функцию системы по дальнейшему медико-биологическому и социально-педагогическому сопровождению, то есть созданию оптимальных условий развития для одаренных (прошедших стадию идентификации) детей ХМАО — Югры.
Рисунок - Структурно-функциональная модель спортивно-образовательной среды ХМАО - Югры
Figure - Structural and functional model of the sports and educational environment of Khanty-Mansi Autonomous
Okrug - Yugra
Непосредственное выявление одаренных к спорту детей происходит на муниципальном уровне среди детей, проходящих спортивную подготовку, как правило, на спортивно-оздоровительном этапе в региональных спортивных школах системы олимпийского резерва либо в спортивных школах и других учреждениях муниципального уровня, реализующих программы дополнительного образования. Утвержденная программа ЮКИОР предполагает систематическое проведение мастер-классов, стационарных и выездных просмотровых сборов по муниципальным образованиям ХМАО — Югры, работу по обоснованию и применению современных методов идентификации спортивных талантов. Важнейшим направлением деятельности данного структурного подразделения является наполнение региональной базы данных о спортивно одаренных детях ХМАО — Югры.
Организационная структура системы подготовки спортивного резерва в автономном округе представлена 61 организацией, реализующей программы спортивной подготовки (6 государственных, 53 муниципальных, 2 частные организации), из них: 2 детско-юношеские спортивные школы, 19 спортивных школ, 19 спортивных школ олимпийского резерва, 1 училище олимпийского резерва, 1 центр спортивной подготовки, 1 центр адаптивного спорта, 18 других организаций.
Разработанные и утвержденные в ХМАО — Югре Программа развития детско-юношеского спорта до 2030 года и «Комплексная программа ЮКИОР по выявлению и поддержке одаренных детей в области спорта на 2022-2025 гг.» (утверждена 28 февраля 2022 года № 211-од) устанавливают направления реализации на региональном и муниципальном уровнях скоординированной государственной политики в сфере детско-юношеского спорта на основе межотраслевого и межведомственного взаимодействия, координации и консолидации деятельности заинтересованных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, физкультурно-спортив-ных, общественных, научных и образовательных организаций, гражданского общества и экспертного сообщества.
Незначительный опыт практической реализации программы ЮКИОР уже позволил вы-
явить ряд научно-методических проблем. Так, с трудом решается задача межведомственных различий по критериям эффективности работы в организациях, осуществляющих управление в сфере образования и спорта. Очень остро стоит проблема диагностической оценки выявления одаренности детей в различных видах спорта. Отдельная проблема — обособленность применяемых образовательных программ. Системное межуровневое взаимодействие по оценке спортивной одаренности с континген-тами, обучающимися в 5-9-х классах ЮКИОР, региональных и муниципальных спортивных школах, позволяет сформировать региональную базу данных перспективных юных спортсменов и эффективно решить следующую задачу — оценить возможности достижения спортсменом спортивных результатов мирового уровня. В дополнение к утвержденной комплексной программе в ЮКИОР сформирован реестр протестированных детей на аппаратно-программных комплексах, авторских либо иных методиках (утвержден приказом по ЮКИОР 15 декабря 2022 года № 1182-од)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва в аутентичных условиях ХМАО — Югры является примером инновационного регионального учреждения, эффективно решающего задачи формирования общенациональной системы выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи в спорте. Методологическим основанием такой деятельности является сформированная региональная модель спортивно-образовательной среды выявления и сопровождения одаренных к спорту детей, которая предполагает организационное и функциональное взаимодействие учреждений спортивной направленности на региональном и муниципальном уровнях. Государственно-общественные формы регулирования сферы детского спорта, сложившиеся в России, позволяют осуществлять такие виды интеграционного взаимодействия в идентификации спортивных талантов в виде координационного регулирования, функционального взаимодействия, спортивно-диагностического консультирования, создания индивидуализированных программ развития и программ развития по видам спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барбашов, С. В. Современные модели и технологии спортивно-ориентированного образования детей школьного возраста : монография / С. В. Барбашов.
- Ханты-Мансийск : ООО «Югорский формат», 2023.
- 112 с.
2. Быков, В. А. Прогнозирование двигательных способностей и основа ранней ориентации в спорте : учебно-методическое пособие / В. А. Быков, В. П. Губа, Р. Н. Дорохов, А. А. Солонкин. - М. : Олимпия Пресс, - 2007.
- 155 с.
3. Груздев, М. В. Региональная инфраструктура поддержки молодых талантов / М. В. Груздев // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 1. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 38-43.
4. Калинин, А. В. Модель центра медико-биологического сопровождения спортивно одаренных детей и подростков / А. В. Калинин, Д. Ю. Бутко, Л. А. Даниленко, М. В. Артамонова, В. С. Терехин // Педиатр. - 2018. - Т. 9. - № 3. - С. 81-84. doi: 10.17816/PED9381-84
5. Манжелей, И. В. Субъекты и среда физического воспитания и спорта. Монография / И. В. Манжелей, В. Н. Потапов. - Москва : НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта». - 2010. - 192 с.
6. Мягких, А. А. Проблемы и механизмы совершенствования общенациональной системы выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи в России / А. А. Мягких // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. - № 75. - С. 227-248.
7. Иссурин, В. Б. Спортивный талант: прогноз и реализация : Монография / Б. В. Иссурин. - М. : Спорт, 2017.
- 220 с.
8. Сергиенко, Л. П. Спортивный отбор: теория и практика / Л. П. Сергиенко. М. : 2013. - 1048 с.
9. Фонарев, Д. В. Моделирование муниципальной системы спортивно-ориентированного физического воспитания школьников. Монография / Д. В Фонарев.
- Чайковский : Чайковский государственный институт физической культуры. - 2009. - 352 с.
REFERENCES
1. Barbashov, S. V. Modern models and technologies of sports-oriented education of school-age children: monograph /S. V. Barbashov. - Khanty - Mansiysk: OOO «Yu-gorskiy format», 2023. - 112 p.
2. Bykov, V. A. Prediction of motor abilities and the basis of early orientation in sports: an educational and methodological manual/ V. A. Bykov, V. P. Guba, R. N. Dorokhov, A. A. Solonkin. - M. : Olimpiya Press. - 2007.
- 155 p.
3. Gruzdev, M. V. Regional infrastructure for supporting young talents/ M. V. Gruzdev // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2014. - № 1. - Vol. II (Psychological and pedagogical sciences). - pp. 38-43.
4. Kalinin, A. V. Model of the center for medico-biological support of sports-gifted children and adolescents / A. V. Kalinin, D. Yu. Butko, L. A. Danilenko, M. V. Artamonova, V. S. Terekhin // Pediatrician. - 2018. - vol. 9. - № 3. - pp. 81-84. doi: 10.17816/PED9381-84
5. Manzheley, I. V. Subjects and environment of physical education and sports. Monograph / I. V. Manzheley, V. N.
10. Baker, J. Talent Research in Sport 1990-2018: A Scoping Review. / J. Baker, S. Wilson, K. Johnston, N. Dehghan-sai, A.Koenigsberg, N. Wattie // Front. Psychol. - 2020.
- 11:607710. doi: 10.3389/fpsyg.2020.607710
11. Collins, D. 'Scienciness' and the allure of secondhand strategy in talent identification and development / D. Collin, R Bailey // International Journal of Sport Policy and Politics. -2013. - Vol. 5, - No. 2. - 183-191. DOI: 10.1080/19406940.2012.656682.
12. Gallant, F. Empirical Support for the Tenets of Sport Participation and Physical Activity-Based Models: A Scoping Review / F. Gallant, M Bélanger // Front. Sports Act. Living. - 2021. - 3:741495.doi: 10.3389/ fspor.2021.741495
13. Hulteen, R. M. Development of Foundational Movement Skills: A Conceptual Model for Physical Activity Across the Lifespan/ P. J. Morgan, L. M. Barnett, D. F. Stodden, D. R. Lubans // Sports Medicine. 2018. Vol. 48. P. 1533-1540.
14. Javet, P. M. Les jeunes talents du football: sélections entre âgesbiologique et chronologique / P. M Javet., J. Fuchslocher, M.Romann // Réflexions Sport. - 2020. -№ 26. - P. 19-33.
15. Platonov, V. Theoretical and methodological background for sports selection and orientation in modern elite sports./ V. Platonov // Science in Olympic Sport.
- 2018. - 3:24-51. D0I:10.32652/olympic2018.3_3
16. Krasilshchikov, O.Talent identification and development: reassessing the principle model /O Krasilshchikov // Acta Facultatis Educationis Physicae Universitatis Comenianae LIII/I, 2013. - Comenius University in Bratislava, Faculty of Physical Education and Sports. P. 25-32.
17.Rongen, F. Are youth sport talent identification and development systems necessary and healthy? / F. Rongen, J. McKenna , S. Cobley, K. Till // Sports Medicine - Open (2018) 4:18.doi.org/10.1186/s40798-018-0135-2
18. Ropret, R. Long-Term Athlete Development, From Theoretical And Practical Model To Cognitive Problem / R. Ropret, B., Jevtic, Physical Culture. -2019. - 73 (2): 190205.
Potapov. - Moscow: SIC "Theory and practice of physical culture and sports". - 2010. - 192 p.
6. Myagkikh, A. A. Problems and mechanisms of improving the national system of identification and support of gifted and talented youth in Russia / A. A. Myagkikh // Public administration. Electronic bulletin. 2019. - № 75. - pp. 227-248.
7. Issurin, V. B. Sports talent: prediction and implementation : Monograph / B. V. Issurin. - M.: Sport, 2017. - 220 p.
8. Sergiyenko, L. P. Sports selection: theory and practice/ L. P. Sergiyenko. M.: 2013. - 1048 p.
9. Fonarev, D. V. Modeling of the municipal system of sports-oriented physical education of schoolchildren. Monograph/ D. V Fonarev. - Tchaykovskiy: Tchaikovsky State Institute of Physical Culture. - 2009. - 352 p.
10. Baker, J. Talent Research in Sport 1990-2018: A Scoping Review. / J. Baker, S. Wilson, K. Johnston, N. Dehghan-sai, A.Koenigsberg, N. Wattie // Front. Psychol. - 2020. - 11:607710. doi: 10.3389/fpsyg.2020.607710
11. Collins D. 'Scienciness' and the allure of secondhand strategy in talent identification and development / D. Collin, R Bailey // International Journal of Sport Policy
and Politics. - 2013. - Vol. 5. - No. 2. - 183-191. DOI: 10.1080/19406940.2012.656682.
12. Gallant, F. Empirical Support for the Tenets of Sport Participation and Physical Activity-Based Models: A Scoping Review / F. Gallant, M Bélanger // Front. Sports Act. Living. - 2021 - 3:741495.doi: 10.3389/fspor.2021.741495
13. Hulteen, R. M. Development of Foundational Movement Skills: A Conceptual Model for Physical Activity Across the Lifespan / P. J. Morgan, L. M. Barnett, D. F. Stodden, D. R. Lubans // Sports Medicine. 2018. Vol. 48. P. 1533-1540.
14Javet, P. M. Les jeunes talents du football: sélections entre âgesbiologique et chronologique / P. M Javet., J. Fuchslocher, M.Romann // Réflexions Sport. - 2020. - № 26. - P. 19-33.
15. Platonov V. Theoretical and methodological background for sports selection and orientation in modern
elite sports./ V. Platonov // Science in Olympic Sport. -2018. - 3:24-51. D0l:10.32652/olympic2018.3_3
16. Krasilshchikov, O.Talent identification and development: reassessing the principle model / O. Krasilshchikov // Acta Facultatis Educationis Physicae Universitatis Comenianae LIII/I, 2013. -Comenius University in Bratislava, Faculty of Physical Education and Sports. P. 25- 32.
17.Rongen F. Are youth sport talent identification and development systems necessary and healthy? / F. Rongen, J. McKenna , S. Cobley, K. Till // Sports Medicine - Open (2018) 4:18.doi.org/10.1186/s40798-018-0135-2
18. Ropret, R. Long-Term Athlete Development, From Theoretical And Practical Model To Cognitive Problem / R. Ropret, B., Jevtic, Physical Culture. - 2019. - 73 (2): 190-205.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Барбашов Сергей Викторович (Barbashov Sergey Viktorovich) - доктор педагогических наук, доцент; Высшая школа физической культуры и спорта Югорского государственного университета; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0001-9996-2928.
Поступила в редакцию 18 мая 2023 г. Принята к публикации 31 августа 2023 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Барбашов, С.В. Региональная модель спортивно-образовательной среды в системе выявления и сопровождения одаренных к спорту детей / С.В. Барбашов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № 3 -С. 47-55. ЭО!: 10.36028/2308-8826-2023-11-3-47-55
FOR CITATION
Barbashov S.V. Regional model of sports and educational environment in the system of identification and support of children gifted in sports. Science and sport: current trends, 2023, vol. 11, no. 3, pp 47-55 (in Russ.). DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-3-47-55