Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТРЕНЕРОВ ПО ДЗЮДО О ДИАГНОСТИКЕ, РАЗВИТИИ И ПОДДЕРЖКЕ СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТРЕНЕРОВ ПО ДЗЮДО О ДИАГНОСТИКЕ, РАЗВИТИИ И ПОДДЕРЖКЕ СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
150
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ДОШКОЛЬНИКИ / ДЗЮДО / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТРЕНЕРОВ / ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ / РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ / ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мазниченко Марина Александровна, Садилова Оксана Павловна, Мушкин Влад Геннадьевич, Мушкина Ирина Анатольевна

Проблема и цель. В статье исследуется проблема выявления, развития и поддержки спортивной одаренности детей на занятиях по дзюдо. Цель исследования - изучить представления тренеров по данным вопросам, сравнить их с представлениями отечественных и зарубежных ученых. Методология. Для достижения цели выполнен тематический обзор отечественных и зарубежных исследований по вопросам спортивной одаренности. Проведено анкетирование 131 тренера по дзюдо из различных регионов России. Разработаны рекомендации по организации комплексной психолого-педагогической поддержки спортивно одаренных детей, занимающихся дзюдо. Исследование основывалось на теории детской одаренности, спортивной одаренности, психологической и педагогической поддержки одаренности. Результаты. Обобщение отечественных и зарубежных исследований показало, что для выявления спортивной одаренности применяются оценка физической подготовки и антропометрических данных. В качестве диагностического инструментария применяются национальные тесты, содержание которых имеет свою специфику в разных странах. Актуальные данные можно получить в ходе наблюдения за участием детей в спортивных играх. Опрос тренеров позволил заключить, что диагностика способности детей к занятиям дзюдо должна носить комплексный характер и проводиться по трем группам показателей: физические качества (сила, ловкость, выносливость, гибкость); антропометрические данные (наличие развитой мускулатуры, сформированной массы тела, физическая готовность к силовым упражнениям); психологические и морально-волевые качества (волевая готовность к тренировкам и соревнованиям, трудолюбие и упорство, интерес к дзюдо, готовность принять его философию и ценности). Оптимальные методы диагностики - упражнения на силу, ловкость, выносливость, степ-тесты, антропометрические тесты (тест Паржизковой). Начинать развитие спортивной одаренности в дзюдо необходимо с дошкольного возраста. Оптимальными для развития способностей к дзюдо в дошкольном возрасте являются игровые формы - игры в форме «дзюдоги». С целью развития одаренности в дзюдо педагогам необходимо создавать специальные условия: организация занятий со спортивно одаренными детьми в отдельной группе по специальной программе, выбор методов с учетом мотивации и интересов детей, организация комплексной психолого-педагогической поддержки одаренных детей в разрешении актуальных для них проблем. Большинство тренеров не готовы создавать такие условия, в связи с чем необходимо повышение их квалификации, наиболее востребованной формой которого являются семинары. Заключение. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что диагностика и развитие детской одаренности в таком виде спорта, как дзюдо, имеет свою специфику, выражающуюся в акценте не только на физических, но и на психологических и нравственно-волевых качествах. Одаренные дети, занимающиеся дзюдо, требуют психолого-педагогической поддержки со стороны тренеров, которая должна быть направлена на профилактику психологических расстройств, формирование адекватной самооценки, оказание помощи в построении взаимоотношений со сверстниками и родителями, в развитии умения справляться с эмоциональными перегрузками и стрессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мазниченко Марина Александровна, Садилова Оксана Павловна, Мушкин Влад Геннадьевич, Мушкина Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EARLY IDENTIFICATION, DEVELOPMENT AND SUPPORT OF TALENT IN SPORT: ATTITUDES OF JUDO COACHES

Introduction. The article explores the problem of identifying, developing and supporting children’s sports talent in judo classes. The purpose of this study is to reveal judo coaches’ attitudes to these issues and to compare them with existing scientific knowledge on talent identification and development. Materials and Methods. In order to solve the research problem, the authors reviewed Russian and international research investigations on sporting talent. The sample consisted of 131 judo coaches from different regions of Russia who were interviewed. The authors provide recommendations on comprehensive psychological and educational support for talented children engaged in judo. Results. The coaches identified three groups of indicators of talent in judo: physiological parameters (strength, agility, endurance, flexibility); anthropometric parameters (developed musculature, body composition, physical readiness for power exercises); psychological and behavioral factors (readiness for training and competitions, industriousness and perseverance, interest in judo, readiness to accept its philosophy and values). In order to assess these characteristics, the coaches use exercises on strength, agility, stamina, step tests, anthropometric tests (Parzizkova test). Two thirds of the coaches highlighted the need for an entry assessment before admitting children to judo classes. All respondents agree that it is necessary to start the development of talent in judo from preschool age. Play and sporting games are mentioned as the most appropriate measures of sporting talent development for pre-school children. Among the factors contributing to sporting talent development in judo, the coaches distinguish the following: grouping children according to their abilities and introducing enriched curriculum for talented young athletes (68.4 %); the use of play and games (100 %), taking into account the motivation and interest of a gifted child in a particular method (63 %). 76.9 % of the respondents emphasize the significance of psychological and educational support for talented children. The problems identified by the coaches include: illnesses caused by excessive physical exertion (76.9 %), difficulties in combining sports with school education (69.2 %), lack of time for age-appropriate rest and leisure activities (38.5 %), problems in building relationships with peers and parents (30.8 %). Conclusions. The study concludes that talent identification and development in judo include the emphasis not only on physical but also on moral qualities. Children talented in judo require psychological and educational support from their coaches, which is aimed at preventing psychological disorders, developing adequate self-esteem, helping to build relationships with peers and parents, and the ability to cope with emotional and physical stress. 57.1 % of the coaches agreed that they need further training in identifying, developing and supporting gifted children.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТРЕНЕРОВ ПО ДЗЮДО О ДИАГНОСТИКЕ, РАЗВИТИИ И ПОДДЕРЖКЕ СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ»

2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

УДК 371.21 Научная статья / Research Full Article

DOI: 10.15293/2658-6762.2202.01 Язык статьи: русский / Article language: Russian

Представления тренеров по дзюдо о диагностике, развитии и поддержке спортивной одаренности в раннем возрасте

М. А. Мазниченко1, О. П. Садилова1, В. Г. Мушкин1, И. А. Мушкина1 1 Сочинский государственный университет, Сочи, Россия

Проблема и цель. В статье исследуется проблема выявления, развития и поддержки спортивной одаренности детей на занятиях по дзюдо. Цель исследования - изучить представления тренеров по данным вопросам, сравнить их с представлениями отечественных и зарубежных ученых.

Методология. Для достижения цели выполнен тематический обзор отечественных и зарубежных исследований по вопросам спортивной одаренности. Проведено анкетирование 131 тренера по дзюдо из различных регионов России. Разработаны рекомендации по организации комплексной психолого-педагогической поддержки спортивно одаренных детей, занимающихся дзюдо. Исследование основывалось на теории детской одаренности, спортивной одаренности, психологической и педагогической поддержки одаренности.

Результаты. Обобщение отечественных и зарубежных исследований показало, что для выявления спортивной одаренности применяются оценка физической подготовки и антропометрических данных. В качестве диагностического инструментария применяются национальные тесты, содержание которых имеет свою специфику в разных странах. Актуальные данные можно получить в ходе наблюдения за участием детей в спортивных играх. Опрос тренеров позволил заключить, что диагностика способности детей к занятиям дзюдо должна носить комплексный характер и проводиться по трем группам показателей: физические качества (сила, ловкость, выносливость, гибкость); антропометрические данные (наличие развитой мускулатуры, сформированной массы тела, физическая готовность к силовым упражнениям); психологические и морально-волевые качества (волевая готовность к тренировкам и соревнованиям, трудолюбие и упорство, интерес к дзюдо, готовность принять его философию и ценности).

Оптимальные методы диагностики - упражнения на силу, ловкость, выносливость, степ-тесты, антропометрические тесты (тест Паржизковой). Начинать развитие спортивной одаренности в дзюдо необходимо с дошкольного возраста. Оптимальными для развития способностей к дзюдо в дошкольном возрасте являются игровые формы - игры в форме

Финансирование проекта: Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № «МФИ-20.1/112».

Библиографическая ссылка: Мазниченко М. А., Садилова О. П., Мушкин В. Г., Мушкина И. А. Представления тренеров по дзюдо о диагностике, развитии и поддержке спортивной одаренности в раннем возрасте // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 2. - С. 7-32. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.01

Н Автор для корреспонденции: М. А. Мазниченко, maznichenkoma@mail.ni

© М. А. Мазниченко, О. П. Садилова, В. Г. Мушкин, И. А. Мушкина, 2022

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

«дзюдоги». С целью развития одаренности в дзюдо педагогам необходимо создавать специальные условия: организация занятий со спортивно одаренными детьми в отдельной группе по специальной программе, выбор методов с учетом мотивации и интересов детей, организация комплексной психолого-педагогической поддержки одаренных детей в разрешении актуальных для них проблем. Большинство тренеров не готовы создавать такие условия, в связи с чем необходимо повышение их квалификации, наиболее востребованной формой которого являются семинары.

Заключение. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что диагностика и развитие детской одаренности в таком виде спорта, как дзюдо, имеет свою специфику, выражающуюся в акценте не только на физических, но и на психологических и нравственно-волевых качествах. Одаренные дети, занимающиеся дзюдо, требуют психолого-педагогической поддержки со стороны тренеров, которая должна быть направлена на профилактику психологических расстройств, формирование адекватной самооценки, оказание помощи в построении взаимоотношений со сверстниками и родителями, в развитии умения справляться с эмоциональными перегрузками и стрессом.

Ключевые слова: спортивная одаренность; дошкольники; дзюдо; представления тренеров; выявление одаренности; развитие одаренности; поддержка одаренности.

Постановка проблемы

Выявление и развитие спортивной одаренности в раннем детском возрасте, поддержка спортивно одаренных детей являются актуальными задачами образования как с позиций высоких спортивных достижений -национальной гордости нашей страны, так и с позиций приобщения подрастающего поколения к занятиям физкультурой и спортом, формирования потребности в двигательной активности как условия сохранения здоровья нации.

Спортивная одаренность и ее развитие в раннем возрасте выступают объектом как отечественных, так и зарубежных исследований. Выполненный обзор позволил выделить четыре тематических направления таких исследований: выявление (идентификация) спортивно одаренных детей; средства развития спортивной одаренности; содержание и методы поддержки спортивно одаренных детей; подготовка педагогов к выявлению, развитию и поддержке спортивной одаренности у детей.

Приведем краткий обзор исследований по данным направлениям.

Спортивная (двигательная) одаренность как отечественными, так и зарубежными учеными понимается как совокупность психофизических качеств и свойств организма и личностных качеств, обеспечивающая высокие достижения в каком-либо виде спорта [1]. Фундаментом спортивной одаренности отечественные ученые считают физические (общий уровень здоровья, анатомические и конституциональные особенности костно-мышечной системы) и психические (скорость сенсомо-торных процессов, пространственно-временная скоординированность) задатки1. Критериями спортивной одаренности считают высокий уровень развития физических качеств, двигательных навыков, способность овладевать спортивной техникой, моторную обучаемость, координационные возможности, эмоциональную устойчивость, способность к эффективному решению двигательных задач в

1 Жуков А. Д. Спортивная одаренность. - М.: ЮНЕСКО, 2011. - 182 с.

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

2022. Том 12. № 2

условиях напряженной борьбы, стремление к спортивным достижениям2 [2].

Практически во всех странах для выявления (диагностики, идентификации) спортивной одаренности применяются оценка физической подготовки, включающая упражнения (тесты) на силу, ловкость, скорость, гибкость, выносливость, и анализ антропометрических данных (соотношение веса и роста, костно-мышечной массы, измерение размаха рук и т. п.) [3]. Однако содержание тестов имеет свои отличия, например, в Канаде и Китае [4].

В европейских странах объектом оценки выступает так называемая моторная компетентность, для диагностики которой разработаны национальные тесты («Test Gross Motor Development» (TGMD) в Великобритании, «Korperkoordinations test for Kinder» (KTK) в Германии), адаптированные для конкретного возраста детей (например, TGMD-1, 2, 3 - для дошкольников, первой и второй ступеней школы соответственно). Применяются также акселерометрия - оценка выполнения физических нормативов, соответствующих возрасту, тесты на выносливость сердечно-сосудистой системы (Cardiorespiratory Fitness), экспертная оценка участия ребенка в спортивных играх (Game Performance Assessment Instrument) [5; 6].

V. Unnithan с соавторами на основе экспериментальных данных обосновали, что в выявлении одаренности подростков в таком виде спорта, как футбол, важную информацию можно получить в результате наблюдения тренера за игрой подростка на футбольных матчах. Успешное выступление ребенка в нескольких таких играх может стать основанием

ISSN 2658-6762

для идентификации его как одаренного в футболе и принятия на обучение по специальной программе в секцию (клуб) [7].

Сходный вывод сделан J. Schorer с соавторами в ходе лонгитюдного исследования, выполняемого в течение 10 лет [8]. Исследование показало точность диагностики одаренности детей в гандболе методом просмотра тренером видеозаписей нескольких матчей с участием диагностируемых.

В разных странах разработаны и применяются национальные системы выявления и мониторинга одаренности детей в конкретных видах спорта. V. Papic, N. Rogulj, V. Plestina разработана экспертная система поиска спортивно одаренных детей на основе нечетких математических моделей, позволяющая оценить результаты диагностики моторных навыков, морфологических характеристик ребенка, функциональных тестов в зависимости от их важности для определенного вида спорта [9].

Т. Э. Токаевой представлены практические рекомендации относительно выбора вида спорта для одаренных детей в зависимости от типа темперамента и особенностей телосложе-ния3.

Как в России, так и за рубежом для первичного выявления потенциально одаренных в спорте детей используются опросники для педагогов, родителей, обучающихся, позволяющие выявить повышенный интерес ребенка к занятиям спортом, что становится основанием для дальнейшей диагностики4 [10].

Отдельные исследователи подчеркивают, что в выявлении спортивной одаренности нецелесообразно ограничиваться только

http://sciforedu.ru

2 Вяткин Б. А. К вопросу о соотношении свойств типа

нервной системы, темперамента и способностей к

спортивной деятельности. Темперамент и спорт // Ученые записки ПГПИ. Пермь. - 1972. - С. 98-102.

3 Токаева Т. Э. Одаренный в спорте ребенок? Проблемы и поиски. - Пермь: КЦФКиЗ, 2009. - 84 с.

4 Савенков А. И. Методика «Карта одаренности: одаренный ребенок дома и в школе». - Екатеринбург, 2004. - 17 с.

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

9

Science for Education Today

2022. Том 12. № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

диагностикой физических способностей и антропометрических данных. Так, А. Croston отмечает необходимость дифференциации методов диагностики у детей признаков одаренности в спорте (которая на практике сводится к оценке физической подготовки) и одаренности в физической культуре (которая включает также оценку волевых, эстетических, нравственных, интеллектуальных качеств) [11]. Другие исследователи подчеркивают важность психологического тестирования самооценки, копинг-стратегий, тревожности, способности преодолевать трудности, социальных навыков [12; 13].

Объектом ряда отечественных и зарубежных исследований выступает развитие спортивной одаренности в детском возрасте.

Ряд работ посвящен изучению факторов развития спортивной одаренности, таких как генетическая предрасположенность, окружающая среда, целенаправленное обучение, поддержка родителей.

Исследования генетических факторов спортивной одаренности ведутся в научных институтах США (проект «Наследство»), Канады, Германии, Финляндии (проект «Генат-лет»), Беларуси (молекулярно-генетическое тестирование спортсменов, на основе которого разрабатываются методики подбора для спортивно одаренных детей оптимального вида спорта по критерию сохранения здоро-вья5), России (научным коллективом под руководством Е. М. Зайцевой оценена вероятность появления спортивно одаренного ребенка в семье родителей-спортсменов) и других стран.

В Австрии, Канаде, Финляндии, Индии ведутся исследования влияния окружающей

5 Моссэ И. Б. Генетика спорта: вчера, сегодня, завтра. - Минск: Институт генетики и цитологии НАН Беларуси, 2002. - 218 с.

среды на развитие двигательных навыков, моторной компетентности, спортивной одаренности в раннем детстве [14; 15]. C. Drenowatz обосновано, что моторная компетентность не развивается у детей естественным образом в процессе спонтанной двигательной активности и свободных подвижных игр. В дополнение к свободной игре необходимы обучение и целенаправленная практика (разнообразный опыт движения, который влияет на нейромоторное развитие, выполнение детьми трудных для них, но поддающихся управлению двигательных задач), структурированные занятия спортом, а также мониторинг результатов [16].

Противоположная точка зрения изложена в работе J. Fraser-Thomas, P. Safai [17]. На основе проведенных опросов (интервью и фокус-группы) педагогов, родителей, детей ученые выражают сомнение в актуальности и результативности организованного спорта для дошкольников, обосновывая необходимость индивидуальной работы с каждым конкретным ребенком.

Экспериментальные исследования

N. I. Yusoff с соавторами показали, что моторная компетентность выше у дошкольников из сельской местности в сравнении с городскими, так как они больше времени проводят на открытом воздухе, играя в подвижные игры. У городских дошкольников ученые выявили прямую зависимость моторной компетентности от времени, проводимого на свежем воздухе, и от занятий организованным спортом [15].

Отечественными и зарубежными учеными разработаны стратегии, технологии, методики развития спортивной одаренности у детей. Е. В. Моргуновой предложена стратегия работы со спортивно одаренными детьми,

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

10

Science for Education Today

2022. Том 12. № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

включающая применение диагностических методик, формирование благоприятных условий для реализации спортивного потенциала, развитие спортивных способностей [2]. Д. В. Крыловым разработана системная социально-педагогическая технология всестороннего индивидуального развития спортивно одаренного ребенка [1].

Отдельные исследователи отмечают важность развития спортивной одаренности в комплексе с развитием других сфер личности. R. Orosz, F. Mezo экспериментально обосновывают необходимость развития у спортивно одаренных детей не только двигательных навыков, но и психологических качеств, таких как концентрация внимания, эмоциональная саморегуляция, уверенность в себе, способность преодолевать трудности (продуктивные копинг-стратегии) [13]. С этой целью авторами разработана интегративная модель развития спортивного таланта.

F. Zhang критикует распространенный подход к развитию спортивной одаренности в спортивных школах, основанный на «подготовке чемпионов» с акцентом исключительно на спортивные достижения, и обосновывает целесообразность ориентации на модель «четыре в одном», основывающуюся на четырех целевых ориентирах подготовки спортивных талантов: моральное и эстетическое воспитание (развитие гуманистических качеств), интеллектуальное развитие (базовое общее образование как основа овладения культурой), физическое развитие (развитие двигательных навыков, овладение спортивной техникой, подготовка спортивного резерва), социальные практики (социализация, развитие умения встраиваться в социальный и экономический контекст) [18].

6 Зарудская М. Р. Особенности обучения детей со спортивной одаренностью в условиях массовой школы //

Рядом ученых подчеркивается важность социальной, психологической, педагогической поддержки и психолого-педагогического сопровождения спортивно одаренных детей педагогами, родителями, сверстниками, обосновываются задачи и содержание такой поддержки (сопровождения).

C. Menescardi, I. Estevan статистически подтверждена зависимость уровня развития двигательной активности и моторной компетентности детей 8-12 лет от социальной поддержки родителей [19].

D. Monteiro, F. Rodrigues, V. P. Lopes показана зависимость между двигательной активностью подростка и социальной поддержкой лучшего друга, которая повышает не только физическую активность, но также самооценку и личную успешность [20].

P. Lamb, D. Aldous разработана и успешно апробирована система поддержки спортивно одаренных школьников в возрасте 11-16 лет посредством электронного наставничества их студентами второго курса университета, обучающимися по направлению «Физическая культура и спорт» в возрасте старше 18 лет [21].

М. Р. Зарудская считает, что психологическая поддержка спортивно одаренных детей в массовых школах должна быть направлена на оказание таким детям помощи в налаживании взаимоотношений со сверстниками и выделяет два направления такой поддержки: выработка у спортивно одаренного ребенка навыков эффективного взаимодействия с одноклассниками и объяснение одноклассникам такого ребенка специфики и сложности занятий спортом6.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка: проблемы, направления, подходы, условия: Сборник материалов Всероссийской

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

11

2022. Том 12. № 2

М. В. Марокова, М. А. Ракитина в содержание педагогического сопровождения спортивно одаренных детей включают организацию исследовательской активности - экспериментирования с собственными действиями в процессе решения различных задач [22].

Г. Б. Горской предложена стратегия психологического сопровождения подрастающих спортсменов, основанная на холистической концепции спортивной карьеры и про-актив-ной постановке задач такого сопровождения [23]. Проведенные автором исследования показали, что как в младшем школьном, так и в подростковом возрасте имеются предпосылки для формирования как психологических ресурсов, способствующих успешному спортивному совершенствованию, так и барьеров, осложняющих этот процесс. Психологическое сопровождение должно быть направлено на формирование таких ресурсов и профилактику барьеров [23].

В отдельных работах изучены представления тренеров, учителей физкультуры о спортивно одаренных детях, о средствах их выявления, развития, поддержки и предложены способы повышения осведомленности педагогов в данных вопросах.

M. S. Sumantri, D. R. Hidayat, J. Juriana изучено отношение воспитателей детских садов Индонезии к инструментам выявления и развития спортивных талантов в раннем возрасте [24]. Учеными исследованы когнитивные, аффективные и конативные (поведенческие) реакции педагогов. Высокая доля положительных результатов по всем трем типам реакций (81,2 % аффективная, 76,5 % когнитивная, 69,2 % конативная) позволили заклю-

ISSN 2658-6762

чить, что воспитатели детских садов с энтузиазмом относятся к инструментам для развития спортивных талантов в раннем детстве, даже если чувствуют, что им не хватает знаний и опыта для их применения [24].

Т. Ba§konu§, V. £iri§ исследовано отношение учителей физкультуры к одаренным детям по комплексу показателей и его влияние на мотивацию обучения таких детей [25].

J. Juriana с соавторами изучены представления родителей спортивно одаренных дошкольников об оказываемой ими поддержке своим детям [26]. Респондентами выступили участники детского легкоатлетического клуба, в котором действует программа «Super Kids». Методом углубленного интервью и наблюдения изучены представления родителей о содержании оказываемых ими детям четырех направлений поддержки:

- эмоциональная: сопереживают, могут понять (идентифицировать) чувства и мысли детей во время спортивных занятий, уделяют внимание, присутствуют на занятиях, соревнованиях, поощряют детей за занятия, поддерживают энтузиазм, мотивацию детей к занятиям, обеспечивают психологический комфорт, когда дети чувствуют давление на соревнованиях;

- инструментальная: оплата занятий, приобретение спортивной одежды, инвентаря, оборудования, обеспечение необходимого питания;

- информационная: советы по вопросам отношения к занятиям, к тренеру, о том, как сбалансировать занятия спортом и другие жизненные цели; разъяснение требований тренера, если ребенок их не понял;

http://sciforedu.ru

научно-практической конференции с международным участием / под ред. С. В. Пазухиной, С. А. Филипповой. - Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2020. - С. 100-104.

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

2022. Том 12. № 2

- коммуникативная: сопровождение ребенка на тренировку, общение с ним, беседы о том, как прошло занятие, совместные с ребенком занятия физической культурой и спортом.

Результаты показали: поддержка отца и матери играет важную роль в сохранении мотивации одаренных детей к занятиям спортом; родители, имеющие образование и (или) работающие в спортивной сфере, оказывают своим детям более результативную информационную и коммуникативную поддержку [26].

Б. К Atradinal с соавторами описаны ключевые средства подготовки учителей физкультуры и спортивных тренеров к выявлению и развитию спортивных талантов - распространение педагогического опыта и тренинги [27].

Большой популярностью у детей и родителей в последние годы пользуется такой вид спорта, как дзюдо. Он имеет свою специфику как в части выявления спортивной одаренности, так и ее развития, оказания детям психолого-педагогической поддержки. Однако в настоящее время отсутствуют исследования представлений тренеров по дзюдо о выявлении, развитии и поддержке детей, одаренных в данном виде спорта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель настоящей статьи - изучить представления тренеров по дзюдо по вопросам выявления, развития и поддержки спортивной одаренности.

Методология исследования

Для достижения цели применялся метод анкетирования тренеров по дзюдо с использованием бланков и электронной гугл-формы.

В анкете с использованием бланков тренерам необходимо было оценить в баллах (2, 1, 0) отдельные аспекты работы с одаренными детьми. Баллы идентифицировались с выраженностью тех или иных аспектов работы с

ISSN 2658-6762

одаренными детьми. Например, в ответе на вопрос «Как часто спортивно одаренные дети выбирают профессии, связанные со спортом?» 2 балла соответствовали ответу «всегда», 1 балл - «иногда», 0 баллов - «никогда».

Заполняя электронную гугл-форму, респонденты высказывали собственное мнение о способах диагностики, развития и психолого-педагогической поддержки спортивно одаренных детей, об имеющихся у них профессиональных дефицитах в данной области и способах их восполнения.

В анкетировании приняли участие 131 тренер по дзюдо, в том числе 68 респондентов из различных регионов России, участвовавших в программе повышения квалификации на базе Сочинского государственного университета, и 63 педагога спортивных школ и центров города Сочи, специализирующиеся на дзюдо. Среди респондентов 82,5 % лиц мужского пола, 17,5 % женского пола. Возрастные категории респондентов: 35-40 лет -38,2 %; 41-50 лет - 54,4 %; 51-55 лет - 7,4 %. Тренерско-педагогический стаж: 5-10 лет -16,1 %; 11-15 лет - 70,7 %; 16-20 лет - 13,2 %. Высшее образование имеют 44,1 % респондентов, среднее специальное - 55,9 %. Большинство респондентов (97 %) являются мастерами спорта, 3 % - мастерами спорта международного класса. Тренеры представляют детско-юношеские спортивные школы, спортивные школы олимпийского резерва, детские спортивные клубы и центры, из них 92,6 % государственные, 7,4 % - негосударственные. Респонденты тренируют детей от 4 до 15 лет.

Результаты исследования

Полученные результаты опишем в логике трех тематических направлений: представления тренеров о выявлении, о развитии и о поддержке спортивно одаренных детей.

http://sciforedu.ru

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

13

Science for Education Today

2022. Том 12. № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Представления тренеров о выявлении спортивно одаренных детей

Большинству респондентов (76,9 %) приходилось тренировать детей с проявлениями спортивной одаренности. 7,7 % затруднились ответить на этот вопрос, что говорит о том, что диагностика одаренности не проводилась.

Спортивно одаренных детей тренеры идентифицировали с использованием следующих методик (см. табл. 1):

- оценка выполнения упражнений на силу, гибкость, выносливость, ловкость -38,5 %;

- оценка выносливости сердечно-сосудистой и дыхательной системы с использованием серии степ-тестов, Руффиерова теста (15,4 %);

- сочетание игровых технологий и силовых упражнений (15,4 %);

- выполнение физических упражнений в сочетании со степ-тестами (15,4 %);

- оценка антропометрических данных -размеров жировой прослойки согласно тесту Паржизковой (7,7 %);

- сочетание психологической диагностики и силовых упражнений (7,7 %).

Методики, позволяющие идентифицировать спортивно одаренных детей

Methods to identify gifted children

Таблица 1

Table 1

Методы диагностики % ответов

Оценка выполнения упражнений на силу, гибкость, выносливость, ловкость 38,5

Оценка выносливости сердечно-сосудистой и дыхательной системы с использованием серии степ-тестов, Руффиерова теста 15,4

Сочетание игровых технологий и силовых упражнений 15,4

Выполнение физических упражнений в сочетании со степ-тестами 15,4

Оценка антропометрических данных - размеров жировой прослойки согласно тесту Паржизковой 7,7

Сочетание психологической диагностики и силовых упражнений 7,7

33,3 % респондентов отметили наличие специфики в диагностике одаренности в дзюдо, 39,7 % отрицают такую специфику, 27 % респондентов затруднились в оценке наличия или отсутствия такой специфики.

Специфику определения спортивной одаренности в дзюдо респонденты видят в приоритете оценки личностных качеств, необходимых в данном виде спорта; в акценте на диагностику силовых возможностей; в сочетании диагностики физических, психологиче-

ских и нравственно-волевых качеств, физической, психологической и эмоциональной готовности к занятиям; в смещении акцента с оценки физической подготовки на оценку психофизической подготовки.

Среди признаков одаренности в дзюдо тренеры назвали:

- физические качества: сила, ловкость, выносливость, гибкость;

- антропометрические показатели: наличие развитой мускулатуры, сформированной

Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

массы тела, физическая готовность к силовым упражнениям;

- психологические и морально-волевые качества: воля к победе, волевая готовность к тренировкам, интерес к дзюдо, трудолюбие и упорство; готовность принять философию и ценности дзюдо.

В научных исследованиях упоминается такой критерий спортивной одаренности, как

стремление к высоким спортивным достижениям либо сами такие достижения. Мы выяснили мнение тренеров о том, рассматривают ли они спортивные достижения ребенка как подтверждение наличия у него спортивной одаренности.

Мнение тренеров об отдельных аспектах диагностики спортивной одаренности представлено в табл. 2.

Таблица 2

Мнение тренеров по дзюдо о некоторых специфических аспектах диагностики спортивной одаренности

Table 2

The opinions of judo coaches on some specific aspects of sports talent diagnosis

Вопросы анкеты и ответы тренеров % ответов

Как часто в вашей практике встречаются спортивно одаренные дети?

Иногда 44,8

Никогда 31,5

Часто 23,7

Нужна ли входная диагностика при приеме детей на занятия по дзюдо?

Входная диагностика не обязательна, а спортивно одаренных детей тренер может выявить по результатам наблюдений за ними на занятиях и оценки результатов на спортивных соревнованиях 36,8

Такая диагностика необходима 31,6

Затрудняюсь ответить 31,6

Имеется ли специфика диагностики у детей одаренности в дзюдо?

Да 33,3

Нет 39,7

Затрудняюсь ответить 27

Рассматриваете ли Вы спортивные достижения ребенка как подтверждение наличия у него спортивной одаренности?

Спортивные достижения не всегда свидетельствуют о наличии одаренности 52,7

Такие достижения всегда свидетельствуют о наличии спортивной одаренности 36,8

Высокие спортивные достижения не являются признаком спортивной одаренности 10,5

Часто ли дети с признаками спортивной одаренности, занимающиеся в Вашем учреждении, после его окончания выбирают профессии, связанные со спортивной сферой?

Иногда 61,5

Редко 38,5

Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

36,8 % считают, что такие достижения всегда свидетельствуют о наличии спортивной одаренности. 52,7 % отметили, что спортивные достижения не всегда свидетельствуют о наличии одаренности. 10,5 % не причислили высокие спортивные достижения к признакам спортивной одаренности.

Мнение тренеров о том, что высокие спортивные достижение не всегда являются признаком спортивной одаренности, подтверждается результатами научного исследования Е. Е. Мерзон, О. В. Шатуновой, О. М. Штерц, которое показало, что дети с признаками технической одаренности не всегда демонстрируют высокие достижения на предметных олимпиадах и конкурсах по предмету «Технология» и что такие победы в большей степени зависят от мотивации достижений, чем от высокого уровня развития пространственного мышления, характерного для технически одаренных детей [28].

% тренеров отметили необходимость входной диагностики при приеме детей на занятия дзюдо. По мнению 31,6 % респондентов такая диагностика необходима. Столько же отметили желательность диагностики. 36,8 % считают, что входная диагностика не обязательна, а спортивно одаренных детей тренер может выявить по результатам наблюдений за ними на занятиях и оценки результатов на спортивных соревнованиях.

Восприятие тренерами распространенности среди их воспитанников такого явления, как спортивная одаренность, позволили оценить ответы на вопрос «Как часто в вашей

практике встречаются спортивно одаренные дети?», которые распределились следующим образом: иногда (44,8 %), никогда (31,5 %), часто (23,7 %). То есть одаренность не воспринимается как массовое явление для спортивных школ и центров, специализирующихся на дзюдо.

На вопрос «Часто ли дети с признаками спортивной одаренности, занимающиеся в Вашем учреждении, после его окончания выбирают профессии, связанные со спортивной сферой?» 61,5 % респондентов ответили «иногда», 38,5 % - «редко». Такое распределение ответов может быть интерпретировано с двух позиций: диагностика спортивной одаренности в детском возрасте - констатация наличия потенциала, который может быть реализован или не реализован; тренерам необходимо больше внимания уделять ориентации спортивно одаренных детей на профессии, связанные с физической культурой и спортом.

Представления тренеров о развитии спортивной одаренности

Все респонденты согласились с тем, что начинать развитие спортивной одаренности в дзюдо необходимо с дошкольного возраста. При этом 34,2 % оптимальным для старта занятий считают возраст 3 года, 23,7 % - 4 года, 42,1 % - 5-6 лет.

Мнение тренеров о сензитивном возрасте для развития спортивной одаренности представлено в табл. 3.

Science for Education Today

2022. Том 12. № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Мнение тренеров о сензитивном возрасте для развития спортивной одаренности Coaches' Opinion on Sensual Age for Developing Athletic Talent

Таблица 3 Table 3

Вопросы анкеты и ответы тренеров % ответов

С какого возраста необходимо начинать развитие спортивной одаренности?

С 3-х лет 34,2

С 4-х лет 23,7

С 5-6 лет 42,1

Полученные результаты соотносятся с научными представлениями о сензитивности дошкольного детства для развития моторных навыков [29].

Ответы на вопрос «Выделяете ли Вы в процессе своей профессиональной деятельности нормотипичных детей, одаренных, ослабленных, детей с ограниченными возможностями здоровья?» позволили понять, имеет ли

место дифференцированное отношение тренеров к детям с различным уровнем физической подготовки. 36,8 % выделяют таких детей, 39,5 % иногда учитывают их особенности, 23,7 % не выделяют таких детей, ко всем относятся одинаково.

Мнение тренеров о необходимости дифференцировать детей с особыми спортивными потребностями и нормотипичных представлены в табл. 4.

Мнение тренеров о необходимости дифференцировать детей с особыми спортивными потребностями и нормотипичных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Trainers' opinion on the need to differentiate between children with special sports needs and those with standard

Таблица 4

Table 4

Вопросы анкеты и ответы тренеров % ответов

Выделяете ли Вы в процессе своей профессиональной деятельности нормо-типичных детей, одаренных, ослабленных, детей с ОВЗ?

Всегда 36,8

Иногда 39,5

Не выделяю 23,7

Обязательность создания специальных условий для спортивно одаренных детей отме-

тили 52,5 % респондентов, желательность создания таких условий - 39,5 %. 7,9 % тренеров

Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

не считают необходимым создавать какие-либо специальные условия.

По мнению 23,7 % респондентов, в их образовательных организациях такие условия созданы в полной мере (как правило, это школы олимпийского резерва и специализированные клубы по дзюдо), по мнению 44,7 % -частично (чаще всего это детско-юношеские

спортивные школы), по мнению 31,6 % респондентов в их образовательных организациях такие условия не созданы.

Представления тренеров о необходимости создания специальных условий для развития спортивной одаренности у детей и наличии таких условий в их организациях представлены в табл. 5.

Таблица 5

Представления тренеров о необходимости создания и наличии специальных условий для развития спортивной одаренности у детей

Table 5

The opinion of trainers on the need to create special conditions for the development

of sports talent in children

Вопросы анкеты и ответы тренеров % ответов

Необходимо ли создавать специальные условия для развития спортивной одаренности у детей?

Обязательно нужно 52,5

Желательно 39,5

Не нужно 7,9

Созданы ли в Вашей образовательной организации специальные условия для развития спортивной одаренности у детей?

Созданы в полной мере 23,7

Созданы частично 44,7

Не созданы 31,6

Как правило, специальные условия для развития спортивной одаренности созданы в школах олимпийского резерва и специализированных клубах по дзюдо.

В анкете тренерам было предложено оценить в баллах (0, 1, 2) значимость создания различных условий для развития спортивной одаренности у детей. Оценки представлены в табл. 6.

Science for Education Today

2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Таблица 6

Оценка тренерами значимости создания различных условий для развития спортивной одаренности у детей

Table 6

Trainers' appreciation of the importance of creating different conditions for the development of children's sporting gifts

Условие для развития спортивной одаренности Оценка тренерами значимости создания условия, %

2 балла 1 балл 0 баллов

Дифференциация спортивно одаренных детей в отдельные группы для занятий по специальной программе 31,6 36,8 31,6

Занятия спортивно одаренных детей в разноуровневых группах совместно с нормотипичными детьми 42,1 36,8 21,1

Использование ы работе со спортивно одаренными детьми специальных методик и технологий 34,2 13,2 52,6

Организация сетевого взаимодействия организаций дополнительного и общего образования спортивно одаренных детей 38,5 46,2 15,4

31,6 % тренеров отметили целесообразность дифференциации спортивно одаренных детей в отдельные группы для занятий по специальной программе. Возможность такой дифференциации на отдельных занятиях отметили 36,8 % респондентов. 31,6 % не считают целесообразным проводить занятия со спортивно одаренными детьми отдельно от других групп детей.

И наоборот, эффективность занятий спортивно одаренных детей в разноуровневых группах оценили как высокую 42,1 % респондентов (отметив при этом необходимость постоянного повышения уровня спортивной подготовки такой группы), как среднюю -36,8 %, как низкую - 21,1 %.

34,2 % тренеров всегда используют специальные методики и технологии в работе со спортивно одаренными детьми, 13,2 % иногда применяют такие технологии и методики. Более половины (52,6 %) не дифференцируют методики и технологии работы со спортивно одаренными и нормотипичными детьми.

С целью развития одаренности в дзюдо в дошкольном возрасте практически все тренеры используют игровые методики и технологии: игры по типу «дзюдога», подвижные игры, игры на растяжку, на развитие ловкости, с использованием спортивных снарядов, с мячом, игры-поединки, эстафеты, авторские комплексы игр, игры на знание спортивных терминов. Используются как игры с правилами, так и без правил, как командные игры, так и индивидуальные, в парах. В качестве дополнительных ресурсов используются видеоролики с образцами выполнения упражнений, общение с тренером в социальных сетях, выездные мероприятия, чтение специальной литературы, доверительные беседы с воспитательными целями, ведение портфолио. Проведение занятий в режиме онлайн считают возможным 15,8 % респондентов, возможным в редких случаях (в условиях пандемии) -36,8 %, невозможным - 47,4 %.

2022. Том 12. № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

При выборе методик работы со спортивно одаренными детьми тренеры учитывают индивидуальные особенности детей, уровень их физической подготовки, мотивацию (интерес) к тому или иному методу, степень трудности формируемого навыка. 7,9 % не считают необходимым адаптировать методики к индивидуальным особенностям спортивно одаренных детей.

Качествами, которые необходимы тренеру для работы со спортивно одаренными детьми, респонденты назвали ответственность и самоконтроль (78,9 %), наличие профессиональной компетентности и опыта (60,5 %), качества, необходимые для налаживания продуктивного педагогического общения - коммуникабельность, доброта, эмпатия, артистизм (44,7 %), терпение (18,4 %), умение найти индивидуальный подход (13,1 %), любовь к детям (7,9 %).

Налаживание сетевого взаимодействия организаций дополнительного и общего образования спортивно одаренных детей оценили

как несомненно положительный фактор для их развития 52,6 % респондентов, скорее как положительный фактор - 39,5 %, как отрицательный фактор - 7,9 % респондентов. Необходимость налаживания такого взаимодействия отметили 38,5 % респондентов, ненужность - 46,2 %, затруднились ответить -15,4 %.

Содержанием такого взаимодействия, по мнению тренеров, должны выступать: обмен педагогическим опытом, согласование требований, психологическая поддержка до и после соревнований, построение и реализация индивидуальных образовательных траекторий одаренных детей, психологическая, педагогическая и медицинская поддержка ребенка и его семьи, формирование ценностей здорового образа жизни, психокоррекция эмоциональных расстройств и профессионального выгорания.

В табл. 7 представлена оценка тренерами применения различных форм и методов в работе со спортивно одаренными детьми.

Таблица 7

Оценка тренерами применения различных форм и методов / в работе со спортивно одаренными детьми

Table 7

Trainers' evaluation of the use of various forms and methods in working with gifted children

Аспекты применения различных форм и методов в работе со спортивно одаренными детьми Оценка тренерами практики применения, %

2 балла 1 балл 0 баллов

Адекватность используемых в работе с одаренными детьми методик и технологий 47,4 42,1 10,5

Возможность проведения занятий в режиме онлайн 15,8 36,8 47,4

Частота возникновения трудностей в работе со спортивно одаренными детьми 10,5 55,3 34,2

Адекватность используемых в работе с одаренными детьми методик и технологий 47,4 % тренеров оценивают как высокую, 42,1 % - как среднюю, 10,5 % как низкую.

10,5 % тренеров постоянно испытывают трудности в работе с одаренными детьми, 55,3 % иногда встречаются с трудностями, 34,2 % не испытывают трудностей.

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

20

2022. Том 12. № 2

При выборе методик работы со спортивно одаренными детьми тренеры учитывают индивидуальные особенности детей, уровень их физической подготовки, мотивацию (интерес) к тому или иному методу, степень трудности формируемого навыка. 7,9 %

ISSN 2658-6762

не считают необходимым адаптировать методики к индивидуальным особенностям спортивно одаренных детей.

В табл. 8 представлены качества, которые, по мнению респондентов, необходимы тренеру в работе с одаренными детьми.

http://sciforedu.ru

Таблица 8

Качества, необходимые тренеру для работы со спортивно одаренными детьми

Table 8

Qualities necessary for a trainer to work with gifted children

Качества тренера % ответов

Ответственность и самоконтроль 78,9

Профессиональная компетентность и опыт 60,5

Коммуникабельность, доброта, эмпатия, артистизм 44,7

Терпение 18,4

Умение найти индивидуальный подход к одаренному ребенку 13,1

Любовь к детям 7,9

Представления тренеров о поддержке спортивно одаренных детей

76,9 % респондентов отметили необходимость психолого-педагогической поддержки спортивно одаренных детей.

В табл. 9 иерархизированы по степени их значимости для тренеров проблемы спортивно одаренных детей, требующие психолого-педагогической поддержки.

Таблица 9

Проблемы спортивно одаренных детей, требующие психолого-педагогической поддержки

Table 9

Problems of gifted children requiring psychological and educational support

Проблемы спортивно одаренных детей, требующие психолого-педагогической поддержки % ответов

Заболевания, вызванные чрезмерными физическими нагрузками 76,9

Совмещение занятий спортом с учебой в школе 69,2

Отсутствие времени на отдых, на проживание детства 38,5

Построение взаимоотношений со сверстниками и родителями 30,8

В качестве основных проблем, требую- занятий спортом с учебой в школе (69,2 %), от-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щих поддержки, были обозначены: заболева- сутствие времени на отдых, на проживание ния, вызванные чрезмерными физическими нагрузками (76,9 %), трудности совмещения

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

2022. Том 12. № 2

детства (38,5 %), проблемы в построении взаимоотношений со сверстниками и родителями (30,8 %).

ISSN 2658-6762

В табл. 10 иерархизированы по степени значимости в оценке тренеров задачи психолого-педагогической поддержки спортивно одаренных детей.

http://sciforedu.ru

Таблица 10

Задачи психолого-педагогической поддержки спортивно одаренных детей

Table 10

Tasks Psychological and pedagogical support for sports gifted children

Задачи психолого-педагогической поддержки % ответов

Профилактика психических расстройств, стресса до и после соревнований 73,1

Формирование адекватной самооценки 34,9

Оказание помощи в разрешении конфликтов с родителями 22,2

Оказание помощи в построении взаимоотношений со сверстниками 19

В качестве задач психолого-педагогической поддержки спортивно одаренных детей тренеры обозначили: профилактику психических расстройств, стресса до и после соревнований (73,1 %), формирование адекватной самооценки (34,9 %), оказание помощи в разрешении конфликтов с родителями (22,2 %), в

построении взаимоотношений со сверстниками (19 %).

В табл. 11 представлена оценка тренерами эффективности решения задач психолого-педагогической поддержки спортивно одаренных детей в собственной практике.

Оценка тренерами эффективности решения задач психолого-педагогической поддержки спортивно одаренных детей в собственной практике

Trainers' evaluation of the effectiveness of psychological and pedagogical support for gifted children in their own practice

Таблица 11

Table 11

Задачи психолого-педагогической поддержки спортивно одаренных детей Оценка тренерами решения задач,%

2 балла 1 балл 0 баллов

Оказание одаренным детям помощи в налаживании дружеских взаимоотношений со сверстниками, в разрешении возникающих на занятиях конфликтов 55,3 34,2 10,5

Степень изученности проблем психолого-педагогической поддержки спортивно одаренных детей 21,1 50 28,9

Актуальным направлением психолого- выступает оказание им помощи в налажива-

педагогической поддержки одаренных детей нии дружеских взаимоотношений со сверст-

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

2022. Том 12. № 2

никами, в разрешении возникающих на занятиях конфликтов. Эффективным решение этой задачи в собственной практике считают 55,3 % тренеров, не в полной мере эффективным -34,2 %, неэффективным - 10,5 %.

Все тренеры помогают детям налаживать взаимоотношения с родителями. В качестве форм взаимодействия с родителями спортивно одаренных детей тренеры используют совместные соревнования и конкурсы (97,4 %), индивидуальные беседы, проведение интерактивных семинаров (31,6 %).

Степень изученности проблем психолого-педагогической поддержки спортивно одаренных детей 21,1 % тренеров оценили как высокую, 50 % - как среднюю, 28,9 % - как низкую.

Исследование выявило, что более половины тренеров (57,1 %) нуждаются в повышении квалификации по вопросам выявления, развития и поддержки спортивно одаренных детей. В программу повышения квалификации, по мнению тренеров, целесообразно включить следующие вопросы:

ISSN 2658-6762

- способы выявления и развития (поддержки) лидерских качеств спортивно одаренных детей;

- средства профилактики агрессивности и психологических расстройств у спортивно одаренных детей, ознакомления их с методиками психологической разгрузки, саморегуляции поведения и эмоций, психокоррекции, со-владания со стрессом;

- способы организации групповой работы, включения в нее спортивно одаренных детей;

- организация комплексной психологической поддержки спортивно одаренного ребенка и его семьи;

- индивидуальный подход к работе со спортивно одаренными детьми и их родителями;

- профилактика эмоционального и профессионального выгорания тренеров, работающих с одаренными детьми.

Оценка тренерами эффективности различных форм повышения квалификации представлена в табл. 12.

http://sciforedu.ru

Таблица 12

Оценка тренерами эффективности различных форм повышения квалификации

Table 12

Trainers' assessment of the effectiveness of different forms of professional development

Формы повышения квалификации % ответов

Семинары 69,2

Тренинги 30,8

Курсы повышения квалификации 15,4

Наставничество 15,4

Выездные обучающие мероприятия 7,7

Оптимальной формой повышения квалификации большинство респондентов (69,2 %) считают семинары. Традиционные курсы повышения квалификации признают целесообразными только 15,4 %. Тренинги, наставничество,

выездные обучающие мероприятия отметили как эффективные значительно меньше респондентов (30,8 %, 15,4 % и 7,7 %, соответственно).

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

23

Science for Education Today

2022. Том 12. № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Заключение

- одаренные дети, занимающиеся дзюдо, требуют психолого-педагогической поддержки со стороны тренеров, которая должна быть направлена на профилактику психологических расстройств, формирование адекватной самооценки, оказание помощи в построении взаимоотношений со сверстниками и родителями, в развитии умения справляться с эмоциональными перегрузками и стрессом.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

- мнение ученых и практикующих тренеров о выявлении, развитии и поддержке спортивно одаренных детей во многом совпадают;

- диагностика и развитие детской одаренности в таком виде спорта, как дзюдо, имеет свою специфику, выражающуюся в акценте не только на физических, но и психологических и нравственно-волевых качествах;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крылов Д. В. Спортивная одаренность в России: поиск, диагностика, развитие // Мир науки. - 2018. - Т. 6, № 6. - С. 36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37034926

2. Моргунова Е. В. Выявление одаренного в спортивной деятельности ученика // Universum: Психология и образование. 2014. - № 2. - С. 6. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=21141786

3. Mat-Rasid S. M., Abdullah M. R., Juahir H., Maliki A. B. H. M., Kosni N. A., Musa R. M., Hashim M. R., Alnamat A. S. F., Alias N., Najmi N. Applied multidimensional analysis for assessing youth performance in sports talent identification program // International Journal of Recent Technology and Engineering. - 2020. - Vol. 8 (7). - P. 207-211. DOI: https://doi.org/10.35940/ijrte.B1051.0782S719

4. Cao Y., Zhang C., Guo R., Zhang D., Wang S. Performances of the Canadian Agility and Movement Skill Assessment (CAMSA), and Validity of Timing Components in Comparison with Three Commonly Used Agility Tests in Chinese Boys: An Exploratory Study // PeerJ. - 2020. - Vol. 8. -P. e8784. DOI: https://doi.org/10.7717/peerj.8784

5. Estevan I., Bardid F., Utesch T., Menescardi C., Barnett L. M., Castillo I. Examining Early Adolescents' Motivation for Physical Education: Associations with Actual and Perceived Motor Competence // Physical Education and Sport Pedagogy. - 2021. - Vol. 26 (4). - Р. 359-374. DOI: https://doi.org/10.1080/17408989.2020.1806995

6. Miller A., Eather N., Duncan M., Lubans D.R. Associations of Object Control Motor Skill Proficiency, Game Play Competence, Physical Activity and Cardiorespiratory Fitness among Primary School Children // Journal of Sports Sciences. - 2019. - Vol. 37 (2). - Р. 173-179. DOI: https://doi.org/10.1080/02640414.2018.1488384

7. Unnithan V., White J., Georgiou A., Iga J., Drust B. Talent identification in youth soccer // Journal of Sports Sciences. - 2012. - Vol. 30 (15). - Р. 1719-1726. DOI: https://doi.org/10.1080/02640414.2012.731515

8. Schorer J., Rienhoff R., Fischer L., Baker J. Long-term prognostic validity of talent selections: Comparing national and regional coaches, laypersons and novices // Frontiers in Psychology. -2018. - Vol. 8. - P. 1146. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01146

9. Papic V., Rogulj N., Plestina V. Identification of sport talents using a web-oriented expert system with a fuzzy module // Expert Systems with Applications. - 2009. - Vol. 36 (5). - Р. 8830-8838. DOI: https://doi.org/10.1016/j .eswa.2008.11.031

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2022. Том 12. № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

10. Suryadia L. E. Identification of Sport Talents with the Sport Search Methods // Journal of Physics: Conference Series. - 2020. - Vol. 1539 (1). - P. 012043. DOI: https://doi.org/10.1088/1742-6596/1539/1/012043

11. Croston A. "A clear and obvious ability to perform physical activity": revisiting physical education teachers' perceptions of talent in PE and sport // Physical Education and Sport Pedagogy. - 2013. -Vol. 18 (1). - P. 60-74. DOI: https://doi.org/10.1080/17408989.2011.631001

12. Musa R. M., Abdullah M. R., Juahir H., Eswaramoorthi V., Alias N., Hashim M. R., Al-namat A. S. F. An Exploratory Study of Personality Traits and Psychological Coping Skills on Archery Performance // Indian Journal of Public Health Research & Development. - 2019. -Vol. 10 (3). - P. 630. DOI: https://doi.org/10.5958/0976-5506.2019.005722

13. Orosz R., Mezo F. Psychological factors in the development of football-talent from the perspective of an integrative sport-talent model // Journal for the Education of Gifted Young Scientists. -2015. - Vol. 3 (1). - P. 58-76. DOI: https://doi.org/10.17478/JEGYS.2015112018

14. Niemisto D., Finni T., Haapala E. A., Cantell M., Korhonen E., Saakslahti A. Environmental Correlates of Motor Competence in Children-The Skilled Kids Study // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2019. - Vol. 16 (11). - P. 1989. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph16111989

15. Yusoff N. I., Abdullah M. R., Juahir H., Lee J. L. F., Mat-Rasid S. M., Kosni N. A., Zawi M. K. The Effect of Residence Area on Motor Skill Development among Children // Indian Journal of Public Health Research & Development. - 2019. - Vol. 10 (3). - P. 614. DOI: https://doi.org/10.5958/0976-5506.2019.005692

16. Drenowatz C. Association of motor competence and physical activity in children - does the environment matter? // Journal of Physical Education and Sport. - 2021. - Vol. 21 (1). - P. 514-519. DOI: https://doi.org/10.7752/jpes.2021.s1055

17. Fraser-Thomas J., Safai P. Tykes and 'Timbits': A critical examination of organized sport programs for preschoolers // Sport and Physical Activity across the Lifespan: Critical Perspectives / Dionigi R., Gard M. (eds). - Palgrave Macmillan, London, 2018. DOI: https://doi.org/10.1057/978-1-137-48562-5_5

18. Zhang F. Research on the cultivation of Chinese competitive sports reserve talents based on the theory of Multiple Intelligences // Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR). 3rd Conference on Education and Teaching in Colleges and Universities (CETCU 2017). - 2017. - Vol. 93. - P. 167-170. DOI: https://doi.org/10.2991/cetcu-17.2017.42

19. Menescardi C., Estevan I. Parental and Peer Support Matters: A Broad Umbrella of the Role of Perceived Social Support in the Association between Children's Perceived Motor Competence and Physical Activity // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2021. -Vol. 18 (12). - P. 6646. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph18126646

20. Monteiro D., Rodrigues F., Lopes V. P. Social Support Provided by the Best Friend and Vigorous-Intensity Physical Activity in the Relationship between Perceived Benefits and Global Self-Worth of Adolescents // Revista de Psicodidactica. - 2021. - Vol. 26 (1). - P. 70-77. DOI: https://doi.org/104 016/j .psicoe.2020.11.004

21. Lamb P., Aldous D. The role of E-Mentoring in distinguishing pedagogic experiences of gifted and talented pupils in physical education // Physical Education and Sport Pedagogy. - 2014. -

Vol. 19 (3). - Р. 301-319. DOI: https://doi.org/10.1080/17408989.2012.761682

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

Science for Education Today

2022. Том 12. № 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

22. Марокова М. В., Ракитина М. А. Спортивная одаренность как психологический феномен. Проблема психологического сопровождения спортивно-одаренных детей в условиях школьного обучения // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2013. - № 2. - С. 7177. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22780349

23. Горская Г. Б. Стратегия психологического сопровождения подготовки высококвалифицированных спортсменов: ресурсы и ограничения // Наука и спорт: современные тенденции. -2021. - № 3. - С. 98-107. DOI: https://doi.org/10.36028/2308-8826-2021-9-3-98-107 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46595551

24. Sumantri M. S., Hidayat D. R., Juriana J. The urgency of sports talent instruments: Perspectives of early childhood teachers in Indonesia // Journal of Physical Education and Sport. - 2021. -Vol. 21 (4). - Р. 2343-2349. DOI: https://doi.org/10.7752/jpes.2021.s4314

25. Ba§konu§ T., £iri§ V. Analysis of the Attitudes of Physical Education Teachers towards Gifted Education According to Certain Variables // International Journal of Progressive Education. -2020. - Vol. 16 (5). - Р. 333-347. DOI: https://doi.org/10.29329/ijpe.2020.277.21

26. Juriana J., Rahmawati Y., Sumantri M. S., Hidayat D. R. An Analysis of the Factors involved in Providing Parental Support for Developing Sport Talent in Early Childhood // International Journal of Human Movement and Sports Sciences. - 2021. - Vol. 9 (4). - Р. 682-696. DOI: https://doi.org/10.13189/saj.2021.090412

27. Atradinal S. R., Oktarifaldi M. R., Putri L. P., Oktavianus I., Bakhtiar S. Dissemination and Training of Identificatioan and Development of Sport Talent for Physical Education Teachers and Sports Trainers in the Province of West Sumatra // Journal Humanities Pengabdian Kepada Masyarakat. - 2020. - Vol. 1 (1). - Р. 40-50. DOI: https://doi.org/10.24036/jha.0102.2019.04

28. Мерзон Е. Е., Шатунова О. В., Штерц О. М. Понятие и структура технической одаренности личности // Наука и школа. - 2018. - №2. - С. 179-185. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=34992715

29. Djordjevic I., Valkova H., Nurkic F., Djordjevic S., Dolga M. Motor profieciency of preschool boys related to organized physical activity // Journal of Physical Education and Sport. - 2021. -Vol. 21 (3). - Р. 2258-2265. DOI: https://doi.org/10.7752/jpes.2021.s3287

Поступила: 08 февраля 2022 Принята: 10 марта 2022 Опубликована: 30 апреля 2022

Вклад соавторов в сбор эмпирического материала представленного исследования, обработку данных и написание текста статьи равнозначный.

Заявленный вклад авторов:

Информация о конфликте интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Информация об авторах Мазниченко Марина Александровна

доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник, профессор, кафедра педагогического и психолого-педагогического образования,

Сочинский государственный университет, ул. Пластунская, 94, корпус 2, г. Сочи, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5545-063X E-mail: maznichenkoma@mail.ru Садилова Оксана Павловна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогического и психолого-педагогического образования, Сочинский государственный университет, ул. Пластунская, 94, корпус 2, г. Сочи, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8947-7654 E-mail: sadilova.op@yandex.ru Мушкин Влад Геннадьевич аспирант,

Сочинский государственный университет. ул. Пластунская, 94, корпус 2, г. Сочи, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4190-5124 E-mail: vlados07121993@yandex.ru Мушкина Ирина Анатольевна

кандидат педагогических наук, заведующая, кафедра педагогического и психолого-педагогического образования, Сочинский государственный университет, ул. Пластунская, 94, корпус 2, г. Сочи, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8759-1365 E-mail: mia-1609@mail.ru

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

27

2022, vol. 12, issue 2 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

DOI: 10.15293/2658-6762.2202.01 Research Full Article / Article language: Russian

Early identification, development and support of talent in sport:

Attitudes of judo coaches

Marina A. Maznichenko h Oksana P. Sadilova1, Vlad G. Mushkin1, Irina A. Mushkina1

1 Sochi State University, Sochi, Russian Federation

Abstract

Introduction. The article explores the problem of identifying, developing and supporting children's sports talent in judo classes. The purpose of this study is to reveal judo coaches' attitudes to these issues and to compare them with existing scientific knowledge on talent identification and development.

Materials and Methods. In order to solve the research problem, the authors reviewed Russian and international research investigations on sporting talent. The sample consisted of 131 judo coaches from different regions of Russia who were interviewed. The authors provide recommendations on comprehensive psychological and educational support for talented children engaged in judo.

Results. The coaches identified three groups of indicators of talent in judo: physiological parameters (strength, agility, endurance, flexibility); anthropometric parameters (developed musculature, body composition, physical readiness for power exercises); psychological and behavioral factors (readiness for training and competitions, industriousness and perseverance, interest in judo, readiness to accept its philosophy and values). In order to assess these characteristics, the coaches use exercises on strength, agility, stamina, step tests, anthropometric tests (Parzizkova test). Two thirds of the coaches highlighted the need for an entry assessment before admitting children to judo classes. All respondents agree that it is necessary to start the development of talent in judo from preschool age. Play and sporting games are mentioned as the most appropriate measures of sporting talent development for pre-school children.

Among the factors contributing to sporting talent development in judo, the coaches distinguish the following: grouping children according to their abilities and introducing enriched curriculum for talented young athletes (68.4 %); the use ofplay and games (100 %), taking into account the motivation

Acknowledgments

The research was carried out with the financial support by the Kuban Science Foundation in the framework of the Scientific Project No. 20.1/112.

For citation

Maznichenko M. A., Sadilova O. P., Mushkin V. G., Mushkina I. A. Early identification, development and support of talent in sport: Attitudes of judo coaches. Science for Education Today, 2022, vol. 12, no. 2, pp. 7-32. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.01

H Corresponding Author: Marina A. Maznichenko, maznichenkoma@mail.ru © Marina A. Maznichenko, Oksana P. Sadilova, Vlad G. Mushkin, Irina A. Mushkina, 2022

2022, vol. 12, issue 2 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

and interest of a gifted child in a particular method (63 %). 76.9 % of the respondents emphasize the significance ofpsychological and educational support for talented children. The problems identified by the coaches include: illnesses caused by excessive physical exertion (76.9 %), difficulties in combining sports with school education (69.2 %), lack of time for age-appropriate rest and leisure activities (38.5 %), problems in building relationships with peers and parents (30.8 %).

Conclusions. The study concludes that talent identification and development in judo include the emphasis not only on physical but also on moral qualities. Children talented in judo require psychological and educational support from their coaches, which is aimed at preventing psychological disorders, developing adequate self-esteem, helping to build relationships with peers and parents, and the ability to cope with emotional and physical stress. 57.1 % of the coaches agreed that they need further training in identifying, developing and supporting gifted children.

Keywords

Sports talent; Children; Judo; Talent development; Coaches' opinions and attitudes; Psychological support; Educational support.

REFERENCES

1. Krylov D. V. Sports endowments in Russia: search, diagnostics, development. The World of Science, 2018, vol. 6 (6), pp. 36. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37034926

2. Morgunova E. V. Identification of gifted students in sports activities. Universum: Psychology and Education, 2014, no. 2, pp. 6. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21141786

3. Mat-Rasid S. M., Abdullah M. R., Juahir H., Maliki A. B. H. M., Kosni N. A., Musa R. M., Hashim M. R., Alnamat A. S. F., Alias N., Najmi N. Applied multidimensional analysis for assessing youth performance in sports talent identification program. International Journal of Recent Technology and Engineering, 2020, vol. 8 (7), pp. 207-211. DOI: https://doi.org/10.35940/ijrte.B1051.0782S719

4. Cao Y., Zhang C., Guo R., Zhang D., Wang S. Performances of the Canadian agility and movement skill assessment (CAMSA), and validity of timing components in comparison with three commonly used agility tests in Chinese boys: An exploratory study. PeerJ, 2020, vol. 8, pp. e8784. DOI: https://doi.org/ 10.7717/peerj.8784

5. Estevan I., Bardid F., Utesch T., Menescardi C., Barnett L. M., Castillo I. Examining early adolescents' motivation for physical education: Associations with actual and perceived motor competence. Physical Education and Sport Pedagogy, 2021, vol. 26 (4), pp. 359-374. DOI: https://doi.org/10.1080/17408989.2020.1806995

6. Miller A., Eather N., Duncan M., Lubans D. R. Associations of object control motor skill proficiency, game play competence, physical activity and cardiorespiratory fitness among primary school children. Journal of Sports Sciences, 2019, vol. 37 (2), pp. 173-179. DOI: https://doi.org/10.1080/02640414.2018.1488384

7. Unnithan V., White J., Georgiou A., Iga J., Drust B. Talent identification in youth soccer. Journal of Sports Sciences, 2012, vol. 30 (15), pp. 1719-1726. DOI: https://doi.org/10.1080/02640414.2012.731515

8. Schorer J., Rienhoff R., Fischer L., Baker J. Long-term prognostic validity of talent selections: Comparing national and regional coaches, laypersons and novices. Frontiers in Psychology, 2018, vol. 8, pp. 1146. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01146

2022, vol. 12, issue 2 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

9. Papic V., Rogulj N., Plestina V. Identification of sport talents using a web-oriented expert system with a fuzzy module. Expert Systems with Applications, 2009, vol. 36 (5), pp. 8830-8838. DOI: https://doi.org/10.1016/j.eswa.2008.11.031

10. Suryadia L. E. Identification of sport talents with the sport search methods. Journal of Physics: Conference Series, 2020, vol. 1539 (1), pp. 012043. DOI: https://doi.org/10.1088/1742-6596/1539/1/012043

11. Croston A. "A clear and obvious ability to perform physical activity": Revisiting physical education teachers' perceptions of talent in PE and sport. Physical Education and Sport Pedagogy, 2013, vol. 18 (1), pp. 60-74. DOI: https://doi.org/10.1080/17408989.2011.631001

12. Musa R. M., Abdullah M. R., Juahir H., Eswaramoorthi V., Alias N., Hashim M. R., Alnamat A. S. F. An exploratory study of personality traits and psychological coping skills on archery performance. Indian Journal of Public Health Research & Development, 2019, vol. 10 (3), pp. 630. DOI: https://doi.org/10.5958/0976-5506.2019.00572.2

13. Orosz R., Mezo F. Psychological factors in the development of football-talent from the perspective of an integrative sport-talent model. Journal for the Education of Gifted Young Scientists, 2015, vol. 3 (1), pp. 58-76. DOI: https://doi.org/10.17478/JEGYS.2015112018

14. Niemisto D., Finni T., Haapala E. A., Cantell M., Korhonen E., Saakslahti A. Environmental correlates of motor competence in children-the skilled kids study. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2019, vol. 16 (11), pp. 1989. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph16111989

15. Yusoff N. I., Abdullah M. R., Juahir H., Lee J. L. F., Mat-Rasid S. M., Kosni N. A., Zawi M. K. The effect of residence area on motor skill development among children. Indian Journal of Public Health Research & Development, 2019, vol. 10 (3), pp. 614. DOI: https://doi.org/10.5958/0976-5506.2019.00569.2

16. Drenowatz C. Association of motor competence and physical activity in children - does the environment matter? Journal of Physical Education and Sport, 2021, vol. 21 (1), pp. 514-519. DOI: https://doi.org/10.7752/jpes.2021.s1055

17. Fraser-Thomas J., Safai P. Tykes and 'Timbits': A critical examination of organized sport programs for preschoolers. In: Dionigi R., Gard M. (eds). Sport and Physical Activity across the Lifespan. PalgraveMacmillan, London, 2018. DOI: https://doi.org/10.1057/978-1-137-48562-5_5

18. Zhang F. Research on the cultivation of Chinese competitive sports reserve talents based on the theory of multiple intelligences. Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR). 3rd Conference on Education and Teaching in Colleges and Universities (CETCU 2017), 2017, vol. 93, pp. 167-170. DOI: https://doi.org/10.2991/cetcu-17.2017.42

19. Menescardi C., Estevan I. Parental and peer support matters: A broad umbrella of the role of perceived social support in the association between children's perceived motor competence and physical activity. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2021, vol. 18 (12), pp. 6646. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph18126646

20. Monteiro D., Rodrigues F., Lopes V. P. Social support provided by the best friend and vigorous-intensity physical activity in the relationship between perceived benefits and global self-worth of adolescents. Revista de Psicodidactica, 2021, vol. 26 (1), pp. 70-77. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psicoe.2020.11.004

21. Lamb P., Aldous D. The role of E-Mentoring in distinguishing pedagogic experiences of gifted and talented pupils in physical education. Physical Education and Sport Pedagogy, 2014, vol. 19 (3),

pp. 301-319. DOI: https://doi.org/10.1080/17408989.2012.761682

© 2011-2022 Science for Education Today

© ®

All rights reserved

30

2022, vol. 12, issue 2 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

22. Marokova M. V., Rakitina M. A. Sports talent as a psychological phenomenon. The problem of psychological support of sports talent children in school education. Physical Education and Sports Training, 2013, no. 2, pp. 71-77. (In Russian) URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=22780349

23. Gorskaya G. B. Strategy of psychological support of training highly qualified athletes: Resources and limitations. Science and Sport: Current Trends, 2021, vol. 9 (3), pp. 98-107. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.36028/2308-8826-2021-9-3-98-107 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=46595551

24. Sumantri M. S., Hidayat D. R., Juriana J. The urgency of sports talent instruments: Perspectives of early childhood teachers in Indonesia. Journal of Physical Education and Sport, 2021, vol. 21 (4), pp. 2343-2349. DOI: https://doi.org/10.7752/jpes.2021.s4314

25. Ba§konu§ T., Qiri§ V. Analysis of the attitudes of physical education teachers towards gifted education according to certain variables. International Journal of Progressive Education, 2020, vol. 16 (5), pp. 333-347. DOI: https://doi.org/10.29329/ijpe.2020.277.21

26. Juriana J., Rahmawati Y., Sumantri M. S., Hidayat D. R. An analysis of the factors involved in providing parental support for developing sport talent in early childhood. International Journal of Human Movement and Sports Sciences, 2021, vol. 9 (4), pp. 682-696. DOI: https://doi.org/10.13189/saj.2021.090412

27. Atradinal S. R., Oktarifaldi M. R., Putri L. P., Oktavianus I., Bakhtiar S. Dissemination and training of identificatioan and development of sport talent for physical education teachers and sports trainers in the province of West Sumatra. Journal Humanities Pengabdian Kepada Masyarakat, 2020, vol. 1 (1), pp. 40-50. DOI: https://doi.org/10.24036/jha.0102.2019.04

28. Merzon E. E., Shatunova O. V., Shterts O. M. Definition and structure of technical intellectual giftedness. Science and School, 2018, no. 2, pp. 179-185. (In Russian) URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=34992715

29. Djordjevic I., Valkova H., Nurkic F., Djordjevic S., Dolga M. Motor profieciency of preschool boys related to organized physical activity. Journal of Physical Education and Sport, 2021, vol. 21 (3), pp. 2258-2265. DOI: https://doi.org/10.7752/jpes.2021.s3287

Submitted: 08 February 2022 Accepted: Accepted: 10 March 2022 Published: 30 April 2022

The authors' stated contribution:

The contribution of authors to the collection of empirical material of the presented research, data processing and writing of the text of the article is equivalent.

© 0

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

2022, vol. 12, issue 2 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

Information about competitive interests:

The authors claim that they do not have competitive interests.

Information about the Authors

Marina Aleksandrovna Maznichenko

Doctor of Pedagogical Science, Professor,

Department of Pedagogical and Psychological-Pedagogical Education, Sochi State University,

Plastunskaya str., 94, building 2, Sochi, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5545-063X E-mail: maznichenkoma@mail.ru (Corresponding Author)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Oksana Pavlovna Sadilova

Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor,

Department of Pedagogical and Psychological and Pedagogical Education,

Sochi State University,

Plastunskaya str., 94, building 2, Sochi, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8947-7654 E-mail: sadilova.op@yandex.ru

Vlad Gennadyevich Mushkin Graduate Student,

Department of Pedagogical and Psychological-Pedagogical Education, Sochi State University, Sochi,

Plastunskaya str., 94, building 2, Sochi, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4190-5124 E-mail: vlados07121993@yandex.ru

Irina Anatolyevna Mushkinа

Candidate of Pedagogical Science, Head

Department of Pedagogical and Psychological-Pedagogical Education, Sochi State University,

Plastunskaya str., 94, building 2, Sochi, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8759-1365 E-mail: mia-1609@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.