Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ: МОТИВАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ, РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И САМООРГАНИЗАЦИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ: МОТИВАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ, РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И САМООРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологические аспекты обучения / мотивация / управление стрессом / критическое мышление / самоорганизация. / psychological aspects of learning / motivation / stress management / critical thinking / self-organization.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тяшлиева Б.Ч.

Психологические аспекты обучения играют важную роль в успехе образовательного процесса. Мотивация, управление стрессом, развитие навыков критического мышления и самоорганизации являются ключевыми элементами, способствующими эффективному обучению. Изучение и применение этих аспектов помогает студентам и профессионалам достигать лучших результатов и улучшать качество своей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF LEARNING: MOTIVATION, STRESS MANAGEMENT, DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING AND SELFORGANIZATION SKILLS

Psychological aspects of learning play an important role in the success of the educational process. Motivation, stress management, developing critical thinking and self-organization skills are key elements to promoting effective learning. Studying and applying these aspects helps students and professionals achieve better results and improve their quality of life.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ: МОТИВАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ, РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И САМООРГАНИЗАЦИИ»

УДК 159

Тяшлиева Б.Ч.

Преподаватель, кафедра «Иностранные языки»

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ: МОТИВАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ, РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И САМООРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: Психологические аспекты обучения играют важную роль в успехе образовательного процесса. Мотивация, управление стрессом, развитие навыков критического мышления и самоорганизации являются ключевыми элементами, способствующими эффективному обучению. Изучение и применение этих аспектов помогает студентам и профессионалам достигать лучших результатов и улучшать качество своей жизни.

Ключевые слова: психологические аспекты обучения, мотивация, управление стрессом, критическое мышление, самоорганизация.

Понимание психологических аспектов обучения имеет решающее значение для разработки эффективных образовательных стратегий и создания условий, в которых учащиеся могут процветать. Эти аспекты включают мотивацию, управление стрессом, развитие навыков критического мышления и самоорганизацию. Каждый элемент играет жизненно важную роль в процессе обучения и влияет на академические успехи и личностный рост учащихся.

Мотивация - это движущая сила, которая стимулирует людей преследовать и достигать своих целей. В контексте обучения мотивация

может быть внутренней и внешней. Внутренняя мотивация означает участие в деятельности ради присущего ей удовлетворения и личного вознаграждения, например, искреннего интереса к предмету или радости от освоения нового навыка. Внешняя мотивация, с другой стороны, предполагает внешние вознаграждения или давление, такие как оценки, похвала или избежание негативных последствий. Обе формы мотивации важны, но внутренняя мотивация часто более устойчива и приводит к более глубокому участию и лучшим долгосрочным результатам. Педагоги могут способствовать внутренней мотивации, создавая благоприятную среду обучения, предоставляя содержательный и актуальный контент, а также поощряя самостоятельность и самостоятельное обучение. Когда учащиеся чувствуют, что их усилия ценят и что они имеют некоторый контроль над процессом обучения, они с большей вероятностью будут мотивированы и будут вкладываться в свое образование.

Управление стрессом - еще один важный психологический аспект обучения. Стресс — это естественная реакция на сложные ситуации, но хронический или чрезмерный стресс может нарушать когнитивные функции, ухудшать память и снижать успеваемость. Эффективные стратегии управления стрессом необходимы для поддержания психического здоровья и академических успехов. Эти стратегии включают тайм-менеджмент, методы релаксации, физическую активность и социальную поддержку. Обучение студентов тому, как эффективно управлять своим временем, может помочь им сбалансировать учебную нагрузку с другими обязанностями, уменьшая давление, которое они испытывают. Техники релаксации, такие как глубокое дыхание, медитация и осознанность, могут помочь успокоить ум и улучшить концентрацию. Физическая активность также полезна, поскольку она высвобождает эндорфины и снижает уровень гормонов стресса. Кроме того, наличие сильной системы поддержки, включая семью, друзей и учителей, может обеспечить эмоциональную поддержку и практическую помощь,

помогая учащимся более эффективно справляться со стрессовыми периодами.

Развитие навыков критического мышления является еще одним важным компонентом эффективного обучения. Критическое мышление включает в себя анализ, оценку и синтез информации для принятия обоснованных суждений и решения проблем. Эти навыки имеют решающее значение в быстро меняющемся мире, где учащимся приходится ориентироваться в сложной информации и принимать обоснованные решения. Преподаватели могут развивать навыки критического мышления, поощряя задавать вопросы, способствуя развитию мышления и предоставляя возможности для решения проблем и творческого мышления. Поощрение учащихся задавать вопросы и изучать различные точки зрения помогает им глубже понять предмет и повышает их способность мыслить критически. Установка на рост, которая подчеркивает веру в то, что способности и интеллект можно развивать посредством усилий и настойчивости, также способствует устойчивости и готовности решать проблемы. Предоставляя возможности для практического обучения, совместных проектов и решения реальных проблем, преподаватели могут помочь учащимся развить навыки критического мышления, необходимые им для достижения успеха в учебе и профессиональной жизни.

Самоорганизация - еще один ключевой психологический аспект обучения. Самоорганизация предполагает управление своим временем, постановку целей и поддержание сосредоточенности и дисциплины для достижения этих целей. Навыки эффективной самоорганизации необходимы для академических успехов и обучения на протяжении всей жизни. Хорошо организованные студенты могут более эффективно управлять своей рабочей нагрузкой, сокращать прокрастинацию и поддерживать лучший баланс между учебной и личной жизнью. Преподаватели могут помочь учащимся развить навыки самоорганизации, обучая их методам постановки целей,

стратегиям управления временем и практикам самоконтроля. Установление конкретных, измеримых, достижимых, актуальных и ограниченных по времени целей (SMART) может дать учащимся четкое направление и чувство цели. Стратегии управления временем, такие как определение приоритетности задач, разбиение заданий на более мелкие этапы и использование таких инструментов, как планировщики или цифровые календари, могут помочь учащимся не сбиться с пути и уложиться в сроки. Практика самоконтроля, такая как размышление о прогрессе, определение областей для улучшения и корректировка стратегий по мере необходимости, может повысить способность учащихся оставаться организованными и достигать своих целей.

Психологические аспекты обучения, включая мотивацию, управление стрессом, развитие навыков критического мышления и самоорганизацию, взаимосвязаны и играют решающую роль в академических успехах и личностном росте студентов. Понимая и обращая внимание на эти аспекты, преподаватели могут создать благоприятную и эффективную среду обучения, которая будет способствовать внутренней мотивации учащихся, снабжать их стратегиями управления стрессом, развивать навыки критического мышления и повышать их способности к самоорганизации. В конечном итоге эти усилия способствуют развитию разносторонних, жизнестойких и способных людей, которые готовы преодолевать сложности современного мира и полностью реализовать свой потенциал.

Взаимодействие между мотивацией, управлением стрессом, критическим мышлением и самоорганизацией — это динамический процесс, который формирует образовательный путь учащихся. По мере того, как мы углубляемся в каждый аспект, становится очевидным, как эти компоненты взаимосвязаны и влияют друг на друга, создавая целостную основу для эффективного обучения.

Мотивация, особенно внутренняя, глубоко связана со страстью учащихся к обучению и их готовностью вкладывать усилия в учебу. Когда учащиеся имеют внутреннюю мотивацию, они с большей вероятностью будут заниматься глубоким обучением, которое предполагает понимание концепций на фундаментальном уровне, а не просто запоминание фактов. Этот тип взаимодействия приводит к лучшему сохранению информации и способности применять знания в различных контекстах. Чтобы повысить внутреннюю мотивацию, преподаватели могут включать в класс элементы выбора и автономии, позволяя учащимся изучать темы, которые их интересуют, и брать на себя ответственность за свой учебный процесс. Эта автономия способствует развитию чувства ответственности и самоэффективности, которые являются важнейшими компонентами внутренней мотивации.

Управление стрессом, хотя и важно для поддержания психического здоровья, также напрямую влияет на когнитивные функции, имеющие решающее значение для обучения. Высокий уровень стресса может привести к тревоге, которая может помешать концентрации, способности решать проблемы и общей когнитивной деятельности. Преподаватели могут сыграть ключевую роль, помогая учащимся развить устойчивость к стрессу, продвигая сбалансированный образ жизни, включающий достаточный сон, питание и физическую активность. Кроме того, создание в классе среды, в которой особое внимание уделяется психологической безопасности, где учащиеся чувствуют себя комфортно, выражая свои мысли и принимая интеллектуальные риски, не опасаясь осуждения, может значительно снизить уровень стресса. Обучение техникам осознанности и релаксации в рамках учебной программы также может предоставить учащимся практические инструменты для эффективного управления стрессом.

Критическое мышление — это навык, который не только повышает успеваемость, но и готовит учащихся к решению реальных задач. Развитие

навыков критического мышления требует такой культуры в классе, которая поощряет любознательность, непредвзятость и готовность подвергать сомнению предположения. Преподаватели могут использовать различные стратегии для развития критического мышления, такие как сократические вопросы, проблемное обучение и тематические исследования, которые требуют от учащихся анализа сложных сценариев и разработки выводов, основанных на фактических данных. Участвуя в этих занятиях, учащиеся учатся методично подходить к проблемам, критически оценивать информацию и рассматривать различные точки зрения, прежде чем принимать решения. Этот процесс не только улучшает их аналитические способности, но и способствует более глубокому пониманию сложности окружающего мира.

Навыки самоорганизации являются основой академического успеха и тесно связаны как с мотивацией, так и с управлением стрессом. Эффективная самоорганизация предполагает постановку реалистичных целей, расстановку приоритетов задач и поддержание структурированного подхода к изучению и выполнению заданий. Студенты, овладевшие этими навыками, лучше подготовлены к тому, чтобы справляться с академическим давлением и с меньшей вероятностью испытывают перенапряжение и выгорание. Преподаватели могут поддерживать развитие самоорганизации, четко формулируя ожидания, предлагая рекомендации по эффективным учебным привычкам и используя такие инструменты, как планировщики и цифровые приложения, чтобы помочь учащимся отслеживать свои обязанности. Кроме того, обучение студентов тому, как разбивать большие проекты на выполнимые шаги, может предотвратить прокрастинацию и обеспечить устойчивый прогресс в достижении своих целей.

Интеграция мотивации, управления стрессом, критического мышления и самоорганизации создает надежную основу для обучения, которая удовлетворяет как когнитивные, так и эмоциональные потребности

учащихся. Понимая и развивая эти психологические аспекты, преподаватели могут создать среду обучения, которая не только способствует академическим достижениям, но также поддерживает общее благополучие и личностное развитие учащихся. Этот целостный подход необходим для подготовки студентов к тому, чтобы ориентироваться в сложностях современного мира, где им необходимо будет постоянно адаптироваться, учиться и применять свои знания в разнообразных и постоянно меняющихся контекстах.

Таким образом, психологические аспекты обучения — мотивация, управление стрессом, развитие навыков критического мышления и самоорганизация — взаимозависимы и в совокупности способствуют эффективности образовательного процесса. Способствуя внутренней мотивации, вооружая учащихся методами управления стрессом, развивая способности критического мышления и улучшая навыки самоорганизации, преподаватели могут создать благоприятную и динамичную среду обучения. Этот комплексный подход не только повышает академическую успеваемость, но и готовит студентов к решению будущих задач с уверенностью, стойкостью и любовью к обучению на протяжении всей жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Эсенова А. «Психологические аспекты учебного процесса: мотивация, усвоение знаний и влияние коллектива на успеваемость».

2. Костромина С. Н., Гнедых Д. С. «Тексты, схемы или комиксы: целесообразность применения различных форм электронной наглядности в преподавании психологии».

3. Захарова Н. М., Степанова Л. А. «Комфорт в обучении — залог повышения мотивации обучающихся».

4. Семёнова Э. В., Ессина И. Ю. «Социально-психологический анализ методов и технологий обучения иностранному языку взрослых и их влияние на успешность обучения иностранному языку».

5. Крет М. В. «Мотивация к эффективному обучению: позиции студентов и педагогов».

Tashliyeva B.

Senior Lecturer, Department of Foreign Languages Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF LEARNING: MOTIVATION, STRESS MANAGEMENT, DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING AND

SELF-ORGANIZATION SKILLS

Abstract: Psychological aspects of learning play an important role in the success of the educational process. Motivation, stress management, developing critical thinking and self-organization skills are key elements to promoting effective learning. Studying and applying these aspects helps students and professionals achieve better results and improve their quality of life.

Key words: psychological aspects of learning, motivation, stress management, critical thinking, self-organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.