УДК 159
Тяшлиева Б.Ч.
Преподаватель, кафедра «Иностранные языки»
Туркменский государственный институт экономики и управления
Туркменистан, г. Ашхабад
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ: МОТИВАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ, РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И САМООРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: Психологические аспекты обучения играют важную роль в успехе образовательного процесса. Мотивация, управление стрессом, развитие навыков критического мышления и самоорганизации являются ключевыми элементами, способствующими эффективному обучению. Изучение и применение этих аспектов помогает студентам и профессионалам достигать лучших результатов и улучшать качество своей жизни.
Ключевые слова: психологические аспекты обучения, мотивация, управление стрессом, критическое мышление, самоорганизация.
Понимание психологических аспектов обучения имеет решающее значение для разработки эффективных образовательных стратегий и создания условий, в которых учащиеся могут процветать. Эти аспекты включают мотивацию, управление стрессом, развитие навыков критического мышления и самоорганизацию. Каждый элемент играет жизненно важную роль в процессе обучения и влияет на академические успехи и личностный рост учащихся.
Мотивация - это движущая сила, которая стимулирует людей преследовать и достигать своих целей. В контексте обучения мотивация
может быть внутренней и внешней. Внутренняя мотивация означает участие в деятельности ради присущего ей удовлетворения и личного вознаграждения, например, искреннего интереса к предмету или радости от освоения нового навыка. Внешняя мотивация, с другой стороны, предполагает внешние вознаграждения или давление, такие как оценки, похвала или избежание негативных последствий. Обе формы мотивации важны, но внутренняя мотивация часто более устойчива и приводит к более глубокому участию и лучшим долгосрочным результатам. Педагоги могут способствовать внутренней мотивации, создавая благоприятную среду обучения, предоставляя содержательный и актуальный контент, а также поощряя самостоятельность и самостоятельное обучение. Когда учащиеся чувствуют, что их усилия ценят и что они имеют некоторый контроль над процессом обучения, они с большей вероятностью будут мотивированы и будут вкладываться в свое образование.
Управление стрессом - еще один важный психологический аспект обучения. Стресс — это естественная реакция на сложные ситуации, но хронический или чрезмерный стресс может нарушать когнитивные функции, ухудшать память и снижать успеваемость. Эффективные стратегии управления стрессом необходимы для поддержания психического здоровья и академических успехов. Эти стратегии включают тайм-менеджмент, методы релаксации, физическую активность и социальную поддержку. Обучение студентов тому, как эффективно управлять своим временем, может помочь им сбалансировать учебную нагрузку с другими обязанностями, уменьшая давление, которое они испытывают. Техники релаксации, такие как глубокое дыхание, медитация и осознанность, могут помочь успокоить ум и улучшить концентрацию. Физическая активность также полезна, поскольку она высвобождает эндорфины и снижает уровень гормонов стресса. Кроме того, наличие сильной системы поддержки, включая семью, друзей и учителей, может обеспечить эмоциональную поддержку и практическую помощь,
помогая учащимся более эффективно справляться со стрессовыми периодами.
Развитие навыков критического мышления является еще одним важным компонентом эффективного обучения. Критическое мышление включает в себя анализ, оценку и синтез информации для принятия обоснованных суждений и решения проблем. Эти навыки имеют решающее значение в быстро меняющемся мире, где учащимся приходится ориентироваться в сложной информации и принимать обоснованные решения. Преподаватели могут развивать навыки критического мышления, поощряя задавать вопросы, способствуя развитию мышления и предоставляя возможности для решения проблем и творческого мышления. Поощрение учащихся задавать вопросы и изучать различные точки зрения помогает им глубже понять предмет и повышает их способность мыслить критически. Установка на рост, которая подчеркивает веру в то, что способности и интеллект можно развивать посредством усилий и настойчивости, также способствует устойчивости и готовности решать проблемы. Предоставляя возможности для практического обучения, совместных проектов и решения реальных проблем, преподаватели могут помочь учащимся развить навыки критического мышления, необходимые им для достижения успеха в учебе и профессиональной жизни.
Самоорганизация - еще один ключевой психологический аспект обучения. Самоорганизация предполагает управление своим временем, постановку целей и поддержание сосредоточенности и дисциплины для достижения этих целей. Навыки эффективной самоорганизации необходимы для академических успехов и обучения на протяжении всей жизни. Хорошо организованные студенты могут более эффективно управлять своей рабочей нагрузкой, сокращать прокрастинацию и поддерживать лучший баланс между учебной и личной жизнью. Преподаватели могут помочь учащимся развить навыки самоорганизации, обучая их методам постановки целей,
стратегиям управления временем и практикам самоконтроля. Установление конкретных, измеримых, достижимых, актуальных и ограниченных по времени целей (SMART) может дать учащимся четкое направление и чувство цели. Стратегии управления временем, такие как определение приоритетности задач, разбиение заданий на более мелкие этапы и использование таких инструментов, как планировщики или цифровые календари, могут помочь учащимся не сбиться с пути и уложиться в сроки. Практика самоконтроля, такая как размышление о прогрессе, определение областей для улучшения и корректировка стратегий по мере необходимости, может повысить способность учащихся оставаться организованными и достигать своих целей.
Психологические аспекты обучения, включая мотивацию, управление стрессом, развитие навыков критического мышления и самоорганизацию, взаимосвязаны и играют решающую роль в академических успехах и личностном росте студентов. Понимая и обращая внимание на эти аспекты, преподаватели могут создать благоприятную и эффективную среду обучения, которая будет способствовать внутренней мотивации учащихся, снабжать их стратегиями управления стрессом, развивать навыки критического мышления и повышать их способности к самоорганизации. В конечном итоге эти усилия способствуют развитию разносторонних, жизнестойких и способных людей, которые готовы преодолевать сложности современного мира и полностью реализовать свой потенциал.
Взаимодействие между мотивацией, управлением стрессом, критическим мышлением и самоорганизацией — это динамический процесс, который формирует образовательный путь учащихся. По мере того, как мы углубляемся в каждый аспект, становится очевидным, как эти компоненты взаимосвязаны и влияют друг на друга, создавая целостную основу для эффективного обучения.
Мотивация, особенно внутренняя, глубоко связана со страстью учащихся к обучению и их готовностью вкладывать усилия в учебу. Когда учащиеся имеют внутреннюю мотивацию, они с большей вероятностью будут заниматься глубоким обучением, которое предполагает понимание концепций на фундаментальном уровне, а не просто запоминание фактов. Этот тип взаимодействия приводит к лучшему сохранению информации и способности применять знания в различных контекстах. Чтобы повысить внутреннюю мотивацию, преподаватели могут включать в класс элементы выбора и автономии, позволяя учащимся изучать темы, которые их интересуют, и брать на себя ответственность за свой учебный процесс. Эта автономия способствует развитию чувства ответственности и самоэффективности, которые являются важнейшими компонентами внутренней мотивации.
Управление стрессом, хотя и важно для поддержания психического здоровья, также напрямую влияет на когнитивные функции, имеющие решающее значение для обучения. Высокий уровень стресса может привести к тревоге, которая может помешать концентрации, способности решать проблемы и общей когнитивной деятельности. Преподаватели могут сыграть ключевую роль, помогая учащимся развить устойчивость к стрессу, продвигая сбалансированный образ жизни, включающий достаточный сон, питание и физическую активность. Кроме того, создание в классе среды, в которой особое внимание уделяется психологической безопасности, где учащиеся чувствуют себя комфортно, выражая свои мысли и принимая интеллектуальные риски, не опасаясь осуждения, может значительно снизить уровень стресса. Обучение техникам осознанности и релаксации в рамках учебной программы также может предоставить учащимся практические инструменты для эффективного управления стрессом.
Критическое мышление — это навык, который не только повышает успеваемость, но и готовит учащихся к решению реальных задач. Развитие
навыков критического мышления требует такой культуры в классе, которая поощряет любознательность, непредвзятость и готовность подвергать сомнению предположения. Преподаватели могут использовать различные стратегии для развития критического мышления, такие как сократические вопросы, проблемное обучение и тематические исследования, которые требуют от учащихся анализа сложных сценариев и разработки выводов, основанных на фактических данных. Участвуя в этих занятиях, учащиеся учатся методично подходить к проблемам, критически оценивать информацию и рассматривать различные точки зрения, прежде чем принимать решения. Этот процесс не только улучшает их аналитические способности, но и способствует более глубокому пониманию сложности окружающего мира.
Навыки самоорганизации являются основой академического успеха и тесно связаны как с мотивацией, так и с управлением стрессом. Эффективная самоорганизация предполагает постановку реалистичных целей, расстановку приоритетов задач и поддержание структурированного подхода к изучению и выполнению заданий. Студенты, овладевшие этими навыками, лучше подготовлены к тому, чтобы справляться с академическим давлением и с меньшей вероятностью испытывают перенапряжение и выгорание. Преподаватели могут поддерживать развитие самоорганизации, четко формулируя ожидания, предлагая рекомендации по эффективным учебным привычкам и используя такие инструменты, как планировщики и цифровые приложения, чтобы помочь учащимся отслеживать свои обязанности. Кроме того, обучение студентов тому, как разбивать большие проекты на выполнимые шаги, может предотвратить прокрастинацию и обеспечить устойчивый прогресс в достижении своих целей.
Интеграция мотивации, управления стрессом, критического мышления и самоорганизации создает надежную основу для обучения, которая удовлетворяет как когнитивные, так и эмоциональные потребности
учащихся. Понимая и развивая эти психологические аспекты, преподаватели могут создать среду обучения, которая не только способствует академическим достижениям, но также поддерживает общее благополучие и личностное развитие учащихся. Этот целостный подход необходим для подготовки студентов к тому, чтобы ориентироваться в сложностях современного мира, где им необходимо будет постоянно адаптироваться, учиться и применять свои знания в разнообразных и постоянно меняющихся контекстах.
Таким образом, психологические аспекты обучения — мотивация, управление стрессом, развитие навыков критического мышления и самоорганизация — взаимозависимы и в совокупности способствуют эффективности образовательного процесса. Способствуя внутренней мотивации, вооружая учащихся методами управления стрессом, развивая способности критического мышления и улучшая навыки самоорганизации, преподаватели могут создать благоприятную и динамичную среду обучения. Этот комплексный подход не только повышает академическую успеваемость, но и готовит студентов к решению будущих задач с уверенностью, стойкостью и любовью к обучению на протяжении всей жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Эсенова А. «Психологические аспекты учебного процесса: мотивация, усвоение знаний и влияние коллектива на успеваемость».
2. Костромина С. Н., Гнедых Д. С. «Тексты, схемы или комиксы: целесообразность применения различных форм электронной наглядности в преподавании психологии».
3. Захарова Н. М., Степанова Л. А. «Комфорт в обучении — залог повышения мотивации обучающихся».
4. Семёнова Э. В., Ессина И. Ю. «Социально-психологический анализ методов и технологий обучения иностранному языку взрослых и их влияние на успешность обучения иностранному языку».
5. Крет М. В. «Мотивация к эффективному обучению: позиции студентов и педагогов».
Tashliyeva B.
Senior Lecturer, Department of Foreign Languages Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF LEARNING: MOTIVATION, STRESS MANAGEMENT, DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING AND
SELF-ORGANIZATION SKILLS
Abstract: Psychological aspects of learning play an important role in the success of the educational process. Motivation, stress management, developing critical thinking and self-organization skills are key elements to promoting effective learning. Studying and applying these aspects helps students and professionals achieve better results and improve their quality of life.
Key words: psychological aspects of learning, motivation, stress management, critical thinking, self-organization.