Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
Original paper
© Sh.Yuldashev1^_
1Mirzo Ulug'bek nomidagi O'zbekiston Milliy universitetining Jizzax filiali,Jizzax, O'zbekiston
Annotatsiya
KIRISH: hissiy intellekt odamlarning his-tuyg'ularini tushunish va samarali boshqarish qobiliyatida muhim rol o'ynaydi, turli xil hayotiy vaziyatlarda ularning engish strategiyalariga ta'sir qiladi.
MAQSAD: ushbu tadqiqot hissiy intellektning talabalar o'rtasida kurashish strategiyalarini ishlab chiqish va qo'llashga qanday ta'sir qilishini o'rganishga qaratilgan.
MATERIALLAR VA METODLAR: adabiyotlarni tizimli ko'rib chiqish orqali tadqiqot hissiy intellektning o'quvchilarning engish strategiyalariga ta'sir qilish mexanizmlarini aniqlaydi.
MUHOKAMA VA NATIJALAR: tadqiqot adabiyot sintezi va ilmiy maqolalar, kitoblar va empirik tadqiqotlar mazmunini tahlil qilishdan foydalangan holda, hissiy intellekt va talabalar o'rtasida kurashish strategiyasidan foydalangan holda sifatli tadqiqot usulini qo'llaydi.
XULOSA: topilmalar o'quvchilar o'rtasida moslashuvchan kurash strategiyalarini shakllantirishda hissiy intellektning muhim rolini ta'kidlaydi.
Kalit so'zlar: hissiy intellekt, engish strategiyalari, talabalar, adabiyot tahlili, hissiy tartibga solish, chidamlilik, akademik muvaffaqiyat.
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ) НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРЫ_
© Йулдашев Ш.1Н
1Джизакский филиал Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Джизак, Узбекистан
Аннотация
Iqtibos uchun: Yuldashev Sh. Hissiy intellektning individual kurash strategiyalariga ta'siri (talabalar misolida) adabiyotlar tahlili asosida. // Inter education & global study. 2024. №5(1). B. 543-551.
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
ВВЕДЕНИЕ: эмоциональный интеллект играет решающую роль в способности человека понимать эмоции и эффективно управлять ими, влияя на их стратегии выживания в различных жизненных ситуациях.
ЦЕЛЬ: данное исследование направлено на изучение того, как эмоциональный интеллект влияет на разработку и применение стратегий преодоления трудностей среди учащихся.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: в исследовании использован качественный исследовательский подход с использованием синтеза литературы и контент-анализа научных статей, книг и эмпирических исследований, связанных с эмоциональным интеллектом и стратегиями совладания среди студентов.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ: посредством систематического обзора литературы исследование выявило механизмы, посредством которых эмоциональный интеллект влияет на стратегии преодоления трудностей студентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: полученные результаты подчеркивают значительную роль эмоционального интеллекта в формировании адаптивных копинг-стратегий у студентов.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, стратегии совладания, студенты, анализ литературы, эмоциональная регуляция, устойчивость, академические успехи.
Для цитирования: Йулдашев Ш. Влияние эмоционального интеллекта на индивидуальные копинг-стратегии (на примере студентов) на основе анализа литературы. // Inter education & global study. 2024. №5(1). B. 543-551.
THE INFLUENCE OF EMOTIONAL INTELLIGENCE ON INDIVIDUAL COPING STRATEGIES (USING THE EXAMPLE OF STUDENTS) BASED ON LITERATURE ANALYSIS_
© Sh. Yuldashev1®
Jizzakh branch of the National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek, Jizzakh, Uzbekistan
Annotation
INTRODUCTION: emotional intelligence plays a critical role in individuals' ability to understand and manage emotions effectively, influencing their coping strategies in various life situations.
AIM: this research aims to examine how emotional intelligence impacts the development and application of coping strategies among students.
MATERIALS AND METHODS: through a systematic review of literature, the study identifies the mechanisms through which emotional intelligence influences students' coping strategies.
© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 5
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
DISCUSSION AND RESULTS: the study employs a qualitative research approach, utilizing literature synthesis and content analysis of scholarly articles, books, and empirical studies related to emotional intelligence and coping strategies among students.
CONCLUSION: the findings highlight the significant role of emotional intelligence in shaping adaptive coping strategies among students.
Key words: emotional intelligence, coping strategies, students, literature analysis, emotional regulation, resilience, academic success.
For citation: Sheryigit Yuldashev. The influence of emotional intelligence on individual coping strategies (using the example of students) based on literature analysis, Inter education & global study, (4), pp. 543-551. (In Uzbek).
В современной образовательной среде учащиеся сталкиваются с
множеством проблем, которые могут существенно повлиять на их успеваемость и общее благополучие. Эти проблемы варьируются от академического давления, социальной динамики и личных проблем до более широких социальных и экологических стрессоров. Преодолевая эти сложности, студенты используют различные стратегии преодоления стресса и поддержания психического здоровья. На эффективность этих стратегий преодоления трудностей часто влияет эмоциональный интеллект (ЭИ) учащегося, который означает способность распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других.
Эмоциональный интеллект стал предметом обширных исследований с конца 20 века, получив известность благодаря работам Майера и Салови (1997) и Гоулмана (1995). Оно включает в себя ряд компетенций и навыков, включая эмоциональное осознание, саморегуляцию, сочувствие и социальные навыки. Эти компетенции имеют решающее значение для личного и академического успеха, поскольку они позволяют людям справляться со стрессом, строить здоровые отношения и принимать обоснованные решения.
С другой стороны, копинг-стратегии — это конкретные методы, которые люди используют для борьбы со стрессом и невзгодами. Согласно Лазарусу и Фолкману (1984), копинг-стратегии можно в общих чертах разделить на проблемно-ориентированные и эмоционально-ориентированные копинги. Копинг, ориентированный на проблему, предполагает принятие прямых действий по устранению источника стресса, тогда как копинг, ориентированный на эмоции, предполагает управление эмоциональной реакцией на стрессор. На выбор и
© intereduglobalstudy.com
2024, ISSUE 5
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
эффективность копинг-стратегий влияют различные факторы, включая личностные качества, социальную поддержку и эмоциональный интеллект.
Пересечение эмоционального интеллекта и стратегий преодоления трудностей представляет собой интересную область исследования, особенно в контексте студенческой популяции. Учащиеся с высоким ЭИ часто лучше подготовлены к использованию адаптивных стратегий преодоления трудностей, таких как решение проблем и поиск социальной поддержки, по сравнению со своими сверстниками с более низким ЭИ, которые могут полагаться на неадаптивные стратегии, такие как избегание и отрицание. Эта взаимосвязь имеет существенное значение для благополучия студентов, академической успеваемости и долгосрочного успеха.
Целью этой статьи является предоставление всестороннего обзора литературы о влиянии эмоционального интеллекта на индивидуальные стратегии преодоления трудностей среди студентов. Изучая существующие исследования, мы стремимся выяснить механизмы, посредством которых ЭИ влияет на совладающее поведение, и подчеркнуть потенциальные преимущества включения обучения ЭИ в образовательные программы. С помощью этого анализа мы надеемся внести свой вклад в более глубокое понимание роли эмоционального интеллекта в воспитании жизнестойких и успешных учеников.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) определялся и концептуализировался по-разному, но большинство моделей согласны с основным набором способностей, связанных с обработкой эмоциональной информации. Майер и Саловей (1997) выделили четыре ветви ЭИ: восприятие эмоций, использование эмоций для облегчения мышления, понимание эмоций и управление эмоциями. Гоулман (1995) расширил эту модель, подчеркнув такие компоненты, как самосознание, саморегуляция, мотивация, сочувствие и социальные навыки. Эти компетенции в совокупности позволяют людям справляться с социальными сложностями, строить прочные отношения и принимать эффективные решения.
Многочисленные исследования подчеркнули важность ЭИ в образовательных учреждениях. Например, Паркер и др. (2004) обнаружили, что учащиеся с более высоким уровнем ЭИ, как правило, имеют более высокую успеваемость, более высокий уровень вовлеченности и более низкий уровень тревоги и депрессии. Эти студенты также с большей вероятностью будут проявлять просоциальное поведение
© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 5
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
и иметь лучшие отношения со сверстниками, что может еще больше улучшить их академический и социальный опыт.
Копинг-стратегии — это методы, которые люди используют для управления стрессом и смягчения его последствий. Транзактная модель стресса и преодоления стресса Лазаруса и Фолкмана (1984) является одной из наиболее широко цитируемых концепций в этой области. Эта модель делит стратегии преодоления трудностей на два основных типа: копинг, ориентированный на проблемы, и копинг, ориентированный на эмоции. Копинг, ориентированный на проблему, предполагает принятие прямых мер по изменению стрессовой ситуации, тогда как копинг, ориентированный на эмоции, предполагает усилия по регулированию эмоциональной реакции на стресс.
Литература предполагает существенную связь между ЭИ и типами стратегий преодоления трудностей, используемых людьми. Высокий ЭИ постоянно связан с использованием адаптивных стратегий преодоления трудностей. Например, Мэтьюз, Зейднер и Робертс (2002) обнаружили, что люди с более высоким ЭИ с большей вероятностью будут заниматься решением проблем и поиском социальной поддержки. Эти стратегии обычно считаются более эффективными для управления стрессом и достижения положительных результатов.
Академический стресс является распространенной проблемой среди студентов, и ЭИ играет решающую роль в том, как они справляются с этим стрессом. Исследования показали, что учащиеся с более высоким EI лучше справляются с академической нагрузкой. Они с большей вероятностью будут использовать адаптивные стратегии преодоления трудностей, такие как планирование, управление временем и обращение за помощью к сверстникам и учителям. Например, исследование Саклофске, Остина, Галлоуэя и Дэвидсона (2007) продемонстрировало, что учащиеся с более высоким EI сообщают о более низком уровне тревожности перед экзаменами и более высоких уровнях успеваемости.
Социальная поддержка является важнейшим компонентом эффективного преодоления трудностей, и люди с высоким ЭИ более искусны в построении и поддержании поддерживающих отношений. Саловей, Беделл, Детвайлер и Майер (1999) подчеркнули, что люди с высоким ЭИ лучше воспринимают и управляют своими эмоциями и эмоциями других, что способствует более позитивному социальному взаимодействию. Эти улучшенные социальные навыки позволяют им
© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 5
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
более эффективно искать и получать социальную поддержку, что, в свою очередь, помогает им справляться со стрессом.
Лонгитюдные исследования дают ценную информацию о долгосрочном влиянии ЭИ на стратегии преодоления трудностей. Шутте и др. (2007) провели исследование, в котором наблюдали за студентами в течение нескольких лет, и обнаружили, что те, у кого вначале был более высокий EI, со временем демонстрировали лучшую эмоциональную и академическую адаптацию. Эти студенты были более устойчивы к стрессу и смогли поддерживать более высокий уровень благосостояния и успеваемости на протяжении всего обучения в колледже.
Растущее количество литературы об эмоциональном интеллекте (ЭИ) и его влиянии на стратегии преодоления трудностей среди учащихся подчеркивает несколько ключевых последствий для образовательной практики. Включение обучения ЭИ в образовательные программы может значительно улучшить способность учащихся справляться со стрессом, улучшить успеваемость и способствовать общему благополучию. В этом разделе исследуется практическое применение этих результатов и предлагаются стратегии интеграции ЭО в образовательную программу.
Образовательным учреждениям следует рассмотреть возможность включения обучения эмоциональному интеллекту в свои учебные программы. Этого можно достичь с помощью специальных курсов или путем интеграции концепций ЭИ в существующие предметы. Например, учителя могут включать занятия, способствующие эмоциональному осознанию, саморегуляции и эмпатии, в уроки языкового искусства, обществознания и санитарного просвещения. Встраивая обучение ЭИ в различные предметы, учащиеся могут научиться применять эти навыки в разных контекстах, повышая свою общую эмоциональную компетентность.
Учителя играют решающую роль в развитии эмоционального интеллекта учащихся. Программы профессионального развития преподавателей должны включать обучение принципам ЭИ и стратегиям развития эмоциональных и социальных навыков в классе. Предоставляя учителям знания и инструменты для поддержки эмоционального развития учащихся, школы могут создать более благоприятную и эмоционально интеллектуальную среду обучения. Кроме того, учителя с высоким ЭИ лучше способны управлять динамикой класса, строить
© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 5
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
позитивные отношения с учениками и эффективно решать эмоциональные и поведенческие проблемы.
Реализация программ социального и эмоционального обучения (SEL) может помочь учащимся развить важные эмоциональные и социальные навыки. Программы SEL, например программы, разработанные CASEL (Collaborative for Academic, Social и Emotional Learning), предоставляют структурированные уроки и мероприятия, которые учат учащихся распознавать эмоции и управлять ими, ставить и достигать позитивных целей, устанавливать и поддерживать позитивные отношения, а также ответственные решения. Исследования показали, что программы SEL могут привести к улучшению успеваемости, улучшению поведения в классе и повышению эмоционального благополучия (Durlak et al., 2011).
Школы также могут способствовать развитию эмоционального интеллекта посредством программ поддержки со стороны сверстников и наставничества. Объединение учащихся с наставниками или создание групп поддержки сверстников может предоставить учащимся возможность практиковать сочувствие, активное слушание и эмоциональное регулирование. Эти программы могут создать чувство общности и принадлежности, что может помочь студентам чувствовать себя более поддерживаемыми и менее изолированными в их академической и личной жизни.
Семинары по управлению стрессом могут помочь студентам научиться эффективным стратегиям преодоления академического и личного стресса. Эти семинары могут охватывать такие методы, как управление временем, упражнения на расслабление и практики осознанности. Обучая учащихся практическим навыкам управления стрессом, школы могут помочь им развить устойчивость и сохранить психическое здоровье.
Предоставление доступа к услугам консультирования и поддержки имеет важное значение для того, чтобы помочь учащимся справиться со стрессом и эмоциональными проблемами. Школьные консультанты могут предложить индивидуальные и групповые консультации для удовлетворения эмоциональных потребностей учащихся и дать рекомендации по стратегиям преодоления трудностей. Кроме того, школы могут сотрудничать со специалистами в области психического здоровья, предлагая семинары и ресурсы по эмоциональному интеллекту и управлению стрессом.
© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 5
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
С ростом использования технологий в образовании разработка и использование образовательных приложений, ориентированных на эмоциональный интеллект, может стать эффективным способом вовлечения учащихся. Эти приложения могут предлагать интерактивные занятия, игры и тесты, которые помогают учащимся развивать и практиковать навыки ЭИ. Интегрируя технологии в образование EI, школы могут предоставить учащимся доступные и привлекательные инструменты для повышения их эмоционального интеллекта.
Платформы онлайн-поддержки также могут сыграть роль в развитии эмоционального интеллекта и стратегий преодоления трудностей. Школы могут создавать онлайн-форумы или группы поддержки, где учащиеся могут делиться своим опытом, обращаться за советом и предлагать поддержку своим сверстникам. Эти платформы могут предоставить учащимся безопасное пространство для обсуждения своих эмоций и проблем, укрепляя чувство общности и связи.
Взаимосвязь между эмоциональным интеллектом (ЭИ) и индивидуальными стратегиями преодоления трудностей среди учащихся является важной областью исследований, имеющей значительные последствия для образовательной практики и благополучия учащихся. В литературе последовательно показано, что высокий уровень ЭИ связан с использованием адаптивных механизмов преодоления стресса, которые, в свою очередь, способствуют лучшему управлению стрессом, академическим успехам и общему психическому здоровью.
Будущие исследования должны продолжать изучать нюансы взаимосвязи между ЭИ и стратегиями выживания, включая потенциальные культурные различия и роль технологий в развитии ЭИ. Кроме того, лонгитудинальные исследования, отслеживающие долгосрочное влияние обучения ЭИ на академические и эмоциональные результаты, будут иметь ценное значение для дальнейшего подтверждения преимуществ этих образовательных практик.
Эмоциональный интеллект является жизненно важным компонентом успеха и благополучия учащихся. Понимая и поощряя ЭИ, образовательные учреждения могут помочь учащимся разработать эффективные стратегии преодоления трудностей, повысить успеваемость и улучшить психическое здоровье. Интеграция ЭИ в образовательную практику не только полезна для отдельных учащихся, но и способствует созданию более эмоционально интеллектуального и устойчивого общества.
© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 5
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
ADABIYOTLAR RO'YXATI | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | REFERENCES
1. Goleman, D. (1995). Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ. New York: Bantam Books.
2. Lazarus, R. S., & Folkman, S. (1984). Stress, Appraisal, and Coping. New York: Springer.
3. Mayer, J. D., & Salovey, P. (1997). What is emotional intelligence? In P. Salovey & D. Sluyter (Eds.), Emotional Development and Emotional Intelligence: Educational Implications (pp. 3-31). New York: Basic Books.
4. Matthews, G., Zeidner, M., & Roberts, R. D. (2002). Emotional Intelligence: Science and Myth. Cambridge, MA: MIT Press.
5. Parker, J. D. A., Summerfeldt, L. J., Hogan, M. J., & Majeski, S. A. (2004). Emotional intelligence and academic success: Examining the transition from high school to university. Personality and Individual Differences, 36(1), 163-172.
MUALLIF HAQIDA MA'LUMOT [ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ] [AUTHORS INFO]
HSheryigit Yuldashev,katta o'qituvchi. [Йулдашев Шерйигит, старший преподаватель], [Sheryigit Yuldashev, senior teacher]; manzil: 130100, Jizzax viloyati, Jizzax shahri Sh.Rashidov shox ko'chasi, 259 uy [адрес: 130100, Джизакская область, город Джизак, ответвление улицы Ш. Рашидова, дом 259 ], [130100, Jizzakh region, Jizzakh city, Sh. Rashidov branch street, house 259]; e-mail: [email protected]