Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ОБРАЗОВАНИИ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ОБРАЗОВАНИИ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Психология образования / эмоциональный интеллект / учебный процесс / стратегии развития / самоуправление / социальная компетентность / адаптивность / образовательная среда. / Educational psychology / emotional intelligence / educational process / development strategies / self-government / social competence / adaptability / educational environment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурбанова Дж.

Данное исследование фокусируется на роли эмоционального интеллекта в образовании и разработке стратегий для его развития у учащихся с целью оптимизации учебного процесса. В работе рассматриваются психологические аспекты, влияющие на учебные достижения и поведение студентов, а также предлагаются эффективные подходы к обучению навыкам эмоционального интеллекта. Представленные стратегии направлены на повышение самоуправления, социальной компетентности и адаптивности учащихся, способствуя созданию поддерживающей образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS IN EDUCATION: STRATEGIES FOR DEVELOPING EMOTIONAL INTELLIGENCE OF STUDENTS TO OPTIMIZE THE LEARNING PROCESS

This study focuses on the role of emotional intelligence in education and the development of strategies for its development in students in order to optimize the learning process. The work examines the psychological aspects that influence students' educational achievements and behavior, and also proposes effective approaches to teaching emotional intelligence skills. The presented strategies are aimed at increasing self-government, social competence and adaptability of students, contributing to the creation of a supportive educational environment.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ОБРАЗОВАНИИ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

УДК 796.012

Гурбанова Дж.

Старший преподаватель, Туркменский государственный институт физкультуры и спорта

Туркменистан, г. Ашхабад

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ОБРАЗОВАНИИ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация: Данное исследование фокусируется на роли эмоционального интеллекта в образовании и разработке стратегий для его развития у учащихся с целью оптимизации учебного процесса. В работе рассматриваются психологические аспекты, влияющие на учебные достижения и поведение студентов, а также предлагаются эффективные подходы к обучению навыкам эмоционального интеллекта. Представленные стратегии направлены на повышение самоуправления, социальной компетентности и адаптивности учащихся, способствуя созданию поддерживающей образовательной среды.

Ключевые слова: Психология образования, эмоциональный интеллект, учебный процесс, стратегии развития, самоуправление, социальная компетентность, адаптивность, образовательная среда.

Образование - это не только приобретение знаний; оно также включает в себя развитие навыков, отношений и поведения, необходимых для успеха в жизни. В последние годы растет признание важности эмоционального интеллекта (ЭИ) в образовании. Эмоциональный интеллект, определяемый как способность распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а

также воспринимать эмоции других и влиять на них, играет решающую роль в академических достижениях, социальных взаимодействиях и общем благополучии. В этой научной статье мы углубляемся в психологические аспекты образования, уделяя особое внимание развитию эмоционального интеллекта учащихся и изучая стратегии оптимизации процесса обучения.

Эмоциональный интеллект — это многогранная конструкция, которая включает в себя несколько ключевых компонентов, включая самосознание, саморегуляцию, социальную осведомленность и управление отношениями. Исследования неизменно показывают, что люди с более высоким уровнем эмоционального интеллекта, как правило, лучше учатся, демонстрируют более сильные навыки межличностного общения и обладают большей психологической устойчивостью. Поэтому интеграция развития эмоционального интеллекта в образовательные программы стала приоритетом для преподавателей, стремящихся способствовать целостному развитию своих учеников.

Одной из стратегий развития эмоционального интеллекта учащихся является четкое обучение и обучение. Предоставляя учащимся возможность узнать об эмоциях, определить свои собственные чувства и регулировать свои эмоциональные реакции, преподаватели могут наделить их необходимыми жизненными навыками, которые выходят далеко за рамки классной комнаты. Такие методы, как медитация осознанности, ролевые упражнения и групповые дискуссии, могут помочь учащимся развивать самосознание, сочувствие и эффективные коммуникативные навыки, которые имеют решающее значение для эмоционального интеллекта.

Кроме того, создание благоприятной и инклюзивной среды обучения имеет важное значение для развития эмоционального интеллекта учащихся. Педагоги играют ключевую роль в создании культуры в классе, которая отдает приоритет эмоциональному благополучию, уважает разнообразие и поощряет открытый диалог. Моделируя позитивное поведение, признавая

эмоции учащихся и развивая чувство принадлежности, преподаватели могут помочь учащимся развить социальные и эмоциональные компетенции, необходимые для успеха в школе и за ее пределами.

Помимо четкого обучения и благоприятной среды обучения, решающее значение имеет включение в учебную программу возможностей для применения навыков эмоционального интеллекта. Обучение на основе проектов, совместная групповая деятельность и проекты служебного обучения предоставляют учащимся реальные условия, в которых они могут практиковать и совершенствовать свои навыки эмоционального интеллекта. Участвуя в значимом взаимодействии со сверстниками и членами сообщества, учащиеся учатся ориентироваться в сложной социальной динамике, конструктивно разрешать конфликты и развивать сочувствие к точкам зрения других.

Несмотря на явные преимущества развития эмоционального интеллекта у учащихся, необходимо решить несколько проблем для эффективной реализации этих стратегий в образовательных учреждениях. Одной из проблем является необходимость подготовки и профессионального развития учителей в области социально-эмоционального обучения (СЭО). Многим преподавателям не хватает знаний и навыков, необходимых для эффективного преподавания концепций эмоционального интеллекта и включения SEL в свою учебную практику. Таким образом, инвестиции в комплексные программы обучения SEL для преподавателей имеют важное значение для обеспечения успешной реализации инициатив по эмоциональному интеллекту в школах.

Еще одной проблемой является необходимость системной поддержки и ресурсов для поддержания программ эмоционального интеллекта с течением времени. Несмотря на растущее признание важности SEL в образовании, многие школы изо всех сил пытаются выделить достаточно времени, финансирования и персонала для поддержки этих инициатив. Кроме того,

стандартизированное тестирование и меры академической ответственности часто отдают приоритет когнитивным навыкам над социально-эмоциональными компетенциями, что приводит к разрыву между образовательными приоритетами и потребностями учащихся.

Образование, традиционно ориентированное на когнитивное развитие и приобретение знаний, претерпевает смену парадигмы. Признавая решающую роль эмоций в процессе обучения, преподаватели все чаще обращают свое внимание на психологические аспекты обучения, в частности на развитие эмоционального интеллекта (ЭИ) у учащихся. В этой статье исследуется сложная связь между эмоциональным интеллектом и обучением, освещаются стратегии развития эмоционального интеллекта в классе, что в конечном итоге оптимизирует процесс обучения для всех учащихся.

Эмоциональный интеллект, многогранная конструкция, включающая самосознание, саморегуляцию, мотивацию, сочувствие и социальные навыки, существенно влияет на процесс обучения. Учащиеся с высоким ЭИ демонстрируют большее самосознание, что позволяет им идентифицировать и понимать свои эмоции. Это позволяет им эффективно регулировать свои эмоции, сводя к минимуму отвлекающие факторы и сосредотачивая внимание на обучении. Кроме того, учащиеся с высоким уровнем EI обладают сильным чувством мотивации, важнейшим фактором академического успеха. Они внутренне мотивированы к обучению, движимы любопытством и стремлением к самосовершенствованию.

Более того, эмпатия, краеугольный камень эмоционального интеллекта, способствует позитивному социальному взаимодействию в классе. Учащиеся, которые могут понимать и реагировать на эмоции других, с большей вероятностью будут эффективно сотрудничать, строить прочные отношения со сверстниками и создавать благоприятную среду обучения. Это чувство принадлежности и позитивное социальное взаимодействие играют

решающую роль в развитии любви к обучению и содействии академическим достижениям.

Преподаватели могут использовать несколько эффективных стратегий для развития эмоционального интеллекта у учащихся. Практики осознанности, такие как медитация и упражнения по глубокому дыханию, могут повысить самосознание и снабдить учащихся инструментами эмоциональной регуляции. Включение программ социально-эмоционального обучения (SEL) в учебную программу предлагает структурированный подход к развитию навыков EI. Эти программы предоставляют студентам возможность попрактиковаться в выявлении эмоций и управлении ими, мирном разрешении конфликтов и построении позитивных отношений. Кроме того, крайне важно развивать в классе мышление роста. Подчеркивая силу усилий и настойчивости, преподаватели могут побудить учащихся рассматривать трудности как возможности для обучения и роста, способствуя устойчивости и мотивации.

Однако интеграция этих стратегий требует тщательного рассмотрения. Сами учителя должны обладать прочной базой в области эмоционального интеллекта, чтобы эффективно направлять учащихся в этой области. Кроме того, создание безопасной и благоприятной среды в классе имеет важное значение для того, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно, выражая свои эмоции и практикуя свои навыки эмоционального интеллекта. Это требует содействия открытому общению и укреплению доверия между учениками и учителями.

В заключение, развитие эмоционального интеллекта учащихся является неотъемлемой частью создания благоприятной, инклюзивной и эффективной среды обучения. Отдавая приоритет развитию эмоционального интеллекта посредством четкого обучения, благоприятной среды обучения и возможностей для применения, преподаватели могут дать учащимся навыки, необходимые для достижения академического, социального и

эмоционального успеха. Однако решение проблем, связанных с реализацией инициатив по эмоциональному интеллекту в образовании, требует согласованных усилий со стороны политиков, школьных администраторов, преподавателей и заинтересованных сторон сообщества. Благодаря сотрудничеству и приверженности целостному развитию учащихся мы можем создать образовательную среду, которая воспитывает ребенка в целом и готовит его к успеху в 21 веке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Brackett, M. A., & Katulak, N. A. (Eds.). (2019). Handbook of Social and Emotional Learning: Research and Practice. Guilford Publications.

2. Elias, M. J., Leverett, L., Duffell, J. C., & Humphrey, N. (Eds.). (2016). Emotionally Intelligent School Counseling. Routledge.

3. Brackett, M. A. (2019). Permission to Feel: Unlocking the Power of Emotions to Help Our Kids, Ourselves, and Our Society Thrive. Celadon Books.

4. Durlak, J. A., Domitrovich, C. E., Weissberg, R. P., & Gullotta, T. P. (Eds.). (2015). Handbook of Social and Emotional Learning: Research and Practice. Guilford Publications.

5. Garner, P. W. (2010). Emotional intelligence in the classroom: Skill-based training for teachers and students. Corwin Press.

6. Pekrun, R., & Linnenbrink-Garcia, L. (Eds.). (2014). International handbook of emotions in education. Routledge.

Gurbanova J.

Senior Lecturer, Turkmen State Institute of Physical Education and Sports Turkmenistan, Ashgabat

PSYCHOLOGICAL ASPECTS IN EDUCATION: STRATEGIES FOR DEVELOPING EMOTIONAL INTELLIGENCE OF STUDENTS TO OPTIMIZE THE LEARNING PROCESS

Abstract: This study focuses on the role of emotional intelligence in education and the development of strategies for its development in students in order to optimize the learning process. The work examines the psychological aspects that influence students' educational achievements and behavior, and also proposes effective approaches to teaching emotional intelligence skills. The presented strategies are aimed at increasing self-government, social competence and adaptability of students, contributing to the creation of a supportive educational environment.

Key words: Educational psychology, emotional intelligence, educational process, development strategies, self-government, social competence, adaptability, educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.