Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ПРЕДИКТОР АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ПРЕДИКТОР АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ И СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянов И.Ш.

Эмоции и их генеральная совокупность в форме эмоционального интеллекта оказывают значимое влияние на жизнь и деятельность человека. Эмоциональный интеллект позволяет личности распознать собственные эмоции, управлять ими. Кроме того, он позволяет и распознавать эмоции других людей, и обеспечивать позитивную межличностную коммуникацию. Значение эмоционального интеллекта для учебной деятельности обусловлено его влиянием на ее результаты, на успеваемость учащихся, позволяет не только получать знания, но и демонстрировать их окружающим с учетом их эмоционального состояния. Достаточно большое число работ, особенно в последние три года, подтверждают значимость учета эмоционального интеллекта в деятельности образовательных организаций. Программы развития его до пандемии носили точечный, индивидуальный характер. В период пандемии и после нее, с учетом стремительного роста психических проблем данные программы должны носить массовый характер. И только система образования позволяет сделать это с учетом психологии детей и подростков, в оптимальный для формирования личности возраст и для всех учащихся одновременно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянов И.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A PREDICTOR OF ACADEMIC PERFORMANCE

Emotions and their integrity in the form of emotional intelligence have a significant impact on human life and activity. Emotional intelligence allows a person to recognize their own emotions, manage them. In addition, it allows them to recognize the emotions of other people and provide positive interpersonal communication. The significance of emotional intelligence for educational activities is due to its influence on their results, on the academic performance of students, it allows not only to gain knowledge, but also to present it to others, considering their emotional state. Quite considerable amount of works, especially in the last three years, confirm the importance of considering emotional intelligence in the activities of educational organizations. Its development programs before the pandemic were of an individual nature. During the pandemic and after it, considering the rapid growth of mental problems, these programs should be of a widespread and universal nature. And only the education system allows to do this, considering the psychology of children and adolescents, at the optimal age for the formation of personality and for all students at the same time.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ПРЕДИКТОР АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ»

Школьное образование

УДК 37.01

Эмоциональный интеллект как предиктор академической успеваемости Emotional intelligence as a predictor of academic performance

Мухаметзянов И.^^., ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва, ishm@inbox.ru

Mukhametzyanov I., FSBSI "Institute for Strategy of Educational Development, Russian Academy of Education", Moscow, ishm@inbox.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.020

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 073-00058-22-04 от 08.04.2022 на 2022 год по теме «Теоретико-методологические подходы и научно-методическое обеспечение формирования эмоционального интеллекта обучающихся на уровнях начального общего и основного общего образования».

Ключевые слова: Эмоциональный интеллект, успеваемость учащихся, дистанционное и смешанное обучение, психологическая коррекция, информатизация образования.

Keywords: Emotional intelligence, students' academic performance, distance and blended learning, psychological correction, informatization of education.

Аннотация. Эмоции и их генеральная совокупность в форме эмоционального интеллекта оказывают значимое влияние на жизнь и деятельность человека. Эмоциональный интеллект позволяет личности распознать собственные эмоции, управлять ими. Кроме того, он позволяет и распознавать эмоции других людей, и обеспечивать позитивную межличностную коммуникацию. Значение эмоционального интеллекта для учебной деятельности обусловлено его влиянием на ее результаты, на успеваемость учащихся, позволяет не только получать знания, но и демонстрировать их окружающим с учетом их эмоционального состояния. Достаточно большое число работ, особенно в последние три года, подтверждают значимость учета эмоционального интеллекта в деятельности образовательных организаций. Программы развития его до пандемии носили точечный, индивидуальный характер. В период пандемии и после нее, с учетом стремительного роста психических проблем данные программы должны носить массовый характер. И только система образования позволяет сделать это с учетом психологии детей и подростков, в оптимальный для формирования личности возраст и для всех учащихся одновременно.

Abstract. Emotions and their integrity in the form of emotional intelligence have a significant impact on human life and activity. Emotional intelligence allows a person to recognize their own emotions, manage them. In addition, it allows them to recognize the emotions of other people and provide positive interpersonal communication. The significance of emotional intelligence for educational activities is due to its influence on their results, on the academic performance of students, it allows not only to gain knowledge, but also to present it to others, considering their emotional state. Quite considerable amount of works, especially in the last three years, confirm the importance of considering emotional intelligence in the activities of educational organizations. Its development programs before the pandemic were of an individual nature. During the pandemic and after it, considering the rapid growth of mental problems, these programs should be of a widespread and universal nature. And only the education system allows to do this, considering the psychology of children and adolescents, at the optimal age for the formation ofpersonality and for all students at the same time.

Введение. Эмоциональный интеллект играет жизненно важную роль в достижении определенных целей человека и повышении успеваемости учащихся. Впервые психологи Дж.

Мэйер, П. Сэловей ввели и использовали термин «Эмоциональный интеллект» и определили его как способность индивида воспринимать, обрабатывать, знать и эффективно регулировать

эмоциональную информацию, используя внутренние и внешние способности, чтобы направлять свое мышление для внесения определенных изменений в других людей [1]. Пандемия СОУГО-19 представляет собой серьезную проблему для психического здоровья и эмоционального благополучия населения. Обучение навыкам развития эмоционального интеллекта (ЭИ) проводилось и до пандемии, но условия деятельности изменились настолько кардинально, что и проявления ЭИ, и его развитие также изменились. Возможные проблемы с психическим здоровьем усилились в условиях самоизоляции. Но те лица, которые прошли программы развития ЭИ, характеризуются более низким уровнем депрессии, суицидальных мыслей и тревожности. Вместе с тем, те программы развития, что практиковались до пандемии, реализовывались очно, в условиях прямой коммуникации. Пандемия изменила и это, обучение стало реализовываться в дистанционном формате [2].

Материалы и методы исследования. Теоретико-методологической базой данной работы, прежде всего, стали концепция эмоционального и социального интеллекта и его влияние на успешность личностно-ориентированного обучения.

Результаты исследования. Различные составляющие ЭИ имеют разную степень влияния на успеваемость. Самоэффективность наименее значима из всего спектра ЭИ. Более значимы понимание причин и следствий тех или иных эмоций и навыки управления эмоциональными состояниями. ЭИ дает преимущества учащемуся, при равных условиях добросовестности в обучении и усидчивости через понимание и управление эмоциями в межличностной коммуникации.

Пандемия изменила традиционные формы организации и реализации учебной деятельности, повлияла на текущую и итоговую аттестацию учащихся, значительно изменила значение социальных и межличностных коммуникаций, оказала негативное влияние на социальную и психологическую стабильность общества. Коммуникации приняли исключительно удаленный формат даже в рамках одной семьи, исключив возможности прямой коммуникации разновозрастных членов семьи. Естественно, в этих условиях окончательно сформировался новый формат реализации обучения -дистанционное обучение (ДО) во всех его формах и видах, и комбинация очного и ДО - смешанное обучение. Повлияла пандемия и на успеваемость учащихся. Если не брать крайние ситуации, когда

учащиеся просто не принимали участие в таком формате обучения из-за отсутствия доступа в интернет или технических средств доступа (технико-технологическая компонента цифрового неравенства) и неумения работать с цифровыми технологиями и образовательными платформами (компонента цифровых компетенций в цифровом неравенстве), то учащиеся в той или иной степени участвовали в учебной деятельности. В начальной школе многое определялось уровнем компетенций родителей учащихся в части организации и сопровождения обучения в дистанционном формате.

Основным техническим средством доступа к учебе был смартфон и мобильный интернет. Хотя использование смартфонов в ряде стран для целей любой деятельности в рамках обучения не разрешено. И основным форматом реализации ДО явилось синхронное последовательное обучение, крайне негативное для здоровья его участников [3].

Наряду со значимым влиянием на успешность ДО инфраструктуры и уровня развития базовых цифровых компетенций на успеваемость учащихся влиял и уровень их ЭИ. Чаще всего в исследованиях ЭИ рассматривался через два основных аспекта - саморегуляция и самосознание, показавшие значительное положительное влияние на успеваемость [4]. Хотя и отмечается рядом авторов то, что уровень ЭИ влияет, в большей степени, на успеваемость у старших учащихся. Чем ниже уровень обучения, тем ниже и влияние ЭИ на результаты деятельности [5].

Саморегуляция обуславливала наличие мониторинга и контроля собственной когнитивной деятельности до, во время и после эпизода обучения. Вместе с тем, необходимо отметить, что значение саморегуляции значимо, в большей степени, для уровня высшего образования и менее значимо на уровнях начального и общего образования. На уровне высшего образования саморегулируемые стратегии обучения оказывают наибольшее влияние на естественнонаучные дисциплины (включая математику и физику). Самоэффективность, стратегии выполнения задач и самооценка были ключевыми саморегулируемыми стратегиями обучения. Фаза успеваемости и фаза саморефлексии сыграли важную роль в процессе саморегулируемого обучения [6]. Рядом авторов показано и положительное влияние саморегуляции, самосознания и социальных навыков на социальные коммуникации учащихся в академических социальных сетях. Отмечено и

косвенное положительное влияния компонент ЭИ (саморегуляции, самосознания и социальных навыков) на успеваемость [7]. Значение социальных коммуникаций нельзя недооценивать при рассмотрении ЭИ, поскольку многочисленные исследования прямо указывают на положительную корреляцию между социально-эмоциональным интеллектом и успеваемостью. Особенно характерно это для профессий с высокой долей коммуникативной активности [8]. Но даже при неоптимальном уровне ЭИ у учащихся общего образования использование соответствующих программ развития ЭИ однозначно обуславливают не только рост ЭИ, но и значительный рост успеваемости учащихся. Развитие навыков самоуправления, таких как адаптивность, контроль темперамента и снижение напряженности позволяет учащимся не только более активно интегрироваться в жизнь общества, но и позволяет выделять целевые группы учащихся, нуждающихся в целенаправленном коррекционном вмешательстве [9].

Не менее значимо опосредованное влияние ЭИ через успеваемость и межличностные коммуникации на позитивное сосуществование между подростками в средних школах и создание здоровой среды для профилактики девиантного поведения, буллинга и прочих соответствующих данному возрасту социальных проблем. Активная диагностика уровня ЭИ и программы его развития для уязвимых групп учащихся показывает улучшения в учебной среде образовательной организации. Отмечается снижение числа и выраженности конфликтов и улучшение отношений между членами образовательного сообщества [10].

Несомненно, влияние ЭИ и на ситуацию внешней и внутренней успешности. При рассмотрении вопросов прогностической и инкрементной значимости ЭИ для создания ситуации успешности показана значимость этой компоненты в удовлетворенности определенной деятельностью [11].

При рассмотрении влияния типов мышления и личностных черт учащихся на успеваемость рядом исследований показано влияние выразительности творческого мышления учащихся на результативность обучения. Показано и положительное влияние на эффективность учебной деятельности доброжелательности, добросовестности и открытости новому опыту [12].

Вместе с тем, говоря об успеваемости учащихся рядом авторов показана связь между креативностью и успеваемостью в значительно

большей степени, чем с ЭИ. Было показано, что креативность может привести к повышению успеваемости, но коррелирует она в большей степени с и именно этот показатель является основным предиктором успеваемости в школе [13].

Надо отметить, что ЭИ является не единственным предиктором успеваемости, а занимает в числе прочих третье место по значимости после интеллекта и

добросовестности. Как уже отмечалось, значение ЭИ более подчеркнуто в профессиях гуманитарного профиля со значимым числом социальных коммуникаций. И именно у этих учащихся высоко значение самооценки. Некоторые авторы склонны связывать влияние ЭИ на успеваемость с регулированием эмоций, связанных с учебной деятельностью; построением более адекватных условиям форматов обучения вертикальных и горизонтальных коммуникаций; реализацией учебной деятельности в социально значимых и коммуникативно активных предметных зонах. В зависимости от конкретного предмета и формата обучения доминируют те или иные приоритетные способы поддержания ЭИ [14].

Дистанционно обучающиеся, при новом для них в части представления содержания обучения формате коммуникации, сталкиваются с эмоционально сложными ситуациями как технологического (организация коммуникации), так и содержательного (исключительно новый формат представления учебного материала) характера. В этих условиях наличие навыков саморегуляции и управления эмоциями, восприятием и действиями позволяют учащемуся поддерживать адекватную целям обучения мотивацию [15].

Развитие эмоционального интеллекта у учащихся в процессе личностных коррекционных программ. Использование различных

дополнительных программ развития

человеческого капитала достаточно давно показало свою эффективность. Особенно характерно это в случаях расширения возможностей людей, формирования у них новых компетенции и развития ЭИ [16].

В основе межличностной коммуникации находятся эмоции. И они неразрывно связаны с интеллектом и его развитием в процессе обучения. Положительный эмоциональный фон в процессе обучения может увеличить и оптимизировать результат обучения. Вместе с тем, зачастую познание рассматривается как самоцель в обучении, отрывая развитие учащегося от эмоциональной компоненты, от

активного вовлечения учащегося в деятельность посредством позитивного и приятного опыта обучения. Информатизация обучения и использование современных цифровых образовательных ресурсов обеспечивает большее вовлечение учащегося в более захватывающий и активный учебный контекст, который ставит вовлечение и человеческие эмоции в центр учебного взаимодействия. Особенно активно это происходит при положительном опыте геймификации обучения. Применение искусственного интеллекта и больших данных позволяет отслеживать эмоции учащегося на основе анализа его выражения лица, измерения частоты сердечных сокращений, цифровых следов учащегося [17]. Это не только обеспечивает персонализацию обучения, но и адаптацию к эмоциональным и когнитивным потребностям отдельного учащегося [18].

В некоторых случаях лицам с низким уровнем ЭИ рекомендуется использование методики аутогенной тренировки и медитации. Отмечается, что медитация с использованием ярких образов может вызвать характерные изменения в психологическом и социальном стилях, а также повысить способность к эмоциональному регулированию. Практикующие медитацию имеют более высокие показатели по интуиции. При этом глубокие связи между ЭИ и личностными чертами помогают развитию учащегося с учетом психологических особенностей подросткового возраста [19].

Иным вариантом развития ЭИ у учащихся может служить использование программ практики обучения и развития социально-эмоциональных навыков. Положительные результаты подобных программ известны достаточно давно и в период пандемии получили характер непрерывных программ. Особую значимость в условиях новых форматов коммуникаций им придает учет гендерного и межкультурного разнообразия в полиэтнических классах [20]. Программы развития ЭИ не только улучшают психическое здоровье, социальные навыки и влияют на успеваемость, но и имею значимый пролонгированный характер. Обучение навыкам распознавания своих и чужих эмоций позволяет сопереживать, принимать решения, строить и поддерживать отношения в любом коллективе. Рядом авторов показано, что участие учащихся в подобных программах значительно ускоряет обучение и повышает его результаты. Преимуществом диагностики уровня ЭИ именно в период обучения в образовательной организации является то, что в данном случае все дети с негативным эмоциональным фоном

сконцентрированы в одном месте, по месту обучения [21].

Влияние эмоционального интеллекта учителя на успеваемость учащихся. В учебной коммуникации значение эмоционального фона учителя имеет приоритетное значение. Значительные перегрузки как профильной, так и непрофильными для педагогической

деятельности нагрузками значительно изменяют эмоциональный уровень и ЭИ учителя, в крайне форме изменения приводят к эмоциональному выгоранию. В основной массе учительство характеризуется высоким уровнем ЭИ, высокими уровнями чувств эффективности, общности и профессионального интереса. При этом отмечается прямая корреляция между уровнем ЭИ и эффективностью педагогической деятельности. Рядом исследований показано влияние возраста учителя на ЭИ и прогноз его дальнейшего профессионального развития. Вместе с тем уровень ЭИ учителя действительно имеет прямое влияние на успеваемость учащихся [22].

Наряду с этим, уровень ЭИ влияет и на показатели субъективного благополучия учителя. В исследованиях показана их прямая зависимость. Для учителей с высоким уровнем ЭИ характерно понимание и управление своими эмоциями, что позволяет им быстрее справляться со стрессами и вести более позитивную коммуникацию с администрацией, коллегами и учащимися. Для них характерно просоциальное поведение, что учитывается администрацией при организации учебного процесса. Дисбаланс между усилиями и вознаграждением снижает значение ЭИ и приводит к когнитивной переоценке эмоций. Но надо учитывать, что по сравнению с негативным аффектом позитивный аффект сильнее [23].

Особую сложность в условиях ДО представляло начальное обучение. И обусловлено оно было, кроме традиционных проблем, сложностями в организации и реализации обучения детей при их удаленном нахождении. Вместе с тем организация профильных для данной группы учителей программ развития ЭИ показала возможность формирования у них способностей по преодолению стресса, профилактике эмоционального выгорания, освоению базовых цифровых компетенций и обеспечению адекватной коммуникации с родителями учащихся [24].

Одним из вариантов программ развития ЭИ у учителей могут служить программы дистанционной поддержки. Эти программы ориентированы на формирование у учителей

навыков повышения успеваемости учащихся начальной школы; обеспечения их значимой социальной интеграции; навыков развития собственного ЭИ у себя, коллег и учащихся; позитивной оценки учебных достижений. Хотя больший эффект, особенно для учителей начальной школы, имеют курсы, где происходит сочетание развития ЭИ и геймификации обучения. В последующем их учащиеся показывают более высокую успеваемость [25].

Эмоциональный интеллект у учащихся с трудностями в обучении. Для данной категории учащихся со сложностями в ЭИ и поведенческими особенностями эмоциональная окраска любой деятельности имеет приоритетное значение. В условиях ДО у некоторых из них, особенно с демонстративным поведением, в условиях удаленной коммуникации исчезли привычные стимулы. В этих условиях использование информационных и

коммуникационных технологий как новой для учащегося, виртуальной среды коммуникации оказало влияние и на ЭИ. Это подтверждается данными объективного контроля с применением средств искусственного интеллекта (ИИ) по выражению их лица. В ходе исследований анализировались следующие основные выражения эмоций на лице (гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление и безразличие). Показано, что данная группа детей характеризуется меньшим числом негативных эмоций чем в очном формате обучения [26].

Заключение. Вопросы эмоционального интеллекта и путей его развития существовали с

момента появления самого этого термина. Но истинное значение эмоционального интеллекта определилось только в период пандемии. Наше общество впервые достаточно длительный период времени существовало в условиях самоизоляции и дистанционных коммуникаций. Впервые прямая межличностная коммуникация была опосредована информационными и коммуникационными технологиями. Значительно изменились горизонтальные и вертикальные связи как в рамках семьи, так и в рамках общества. Все это обусловило значительное обеднение эмоционального фона жизни людей и изменение восприятия бытия и деятельности в новых условиях. Рассматривая учебную деятельность, как и до пандемии, можно отметить прямое влияние эмоционального интеллекта на успеваемость учащихся. Особенно характерно это для предметных областей с высоким уровнем межличностной коммуникации. Вместе с тем, ранее программы развития эмоционального интеллекта носили эпизодический характер. Изменение условий деятельности в пандемию и массовое дистанционное обучение потребовали не только адаптации программ развития эмоций к новым условиям обучения, но и распространения их на всех участников учебной деятельности: и учителей, и учащихся. И именно эти программы и станут основой повышения успеваемости учащихся в новых условиях деятельности образовательных организаций, в условиях смешанного обучения.

Литература:

1. Salovey P., Mayer J.D. (1990). Emotional Intelligence. Imagination, Cognition and Personality, 9(3), 185-211. https://doi.org/10.2190/DUGG-P24E-52WK-6CDG.

2. Persich, M.R., Smith, R., Cloonan, S.A., Woods-Lubbert, R., Strong, M., Killgore, W.D.S. (2021). Emotional intelligence training as a protective factor for mental health during the COVID-19 pandemic. Depression and Anxiety, 38(10), 1018-1025. https://doi.org/10.1002/da.23202

3. Mukhametzyanov I. Screen time and health of children and adolescents / I. Mukhametzyanov // Proceedings - 2021 1st International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education, TELE 2021: 1, Lipetsk, 24-25 июня 2021 года. - Lipetsk, 2021. - P. 252-255. - DOI 10.1109/TELE52840.2021.9482573.

4. Sahranavard S., Miri M.R., & Salehiniya H. (2018). The relationship between self-regulation and educational performance in students. Journal of education

and health promotion, 7, 154. https://doi.org/10.4103/jehp.jehp_93_18

5. Altwijri S., Alotaibi A.A., Alsaeed M., Alsalim A., Alatiq A., Al-Sarheed S., Agha S., & Omair A.A. (2021). Emotional Intelligence and its Association with Academic Success and Performance in Medical Students. Saudi Journal of Medicine & Medical Sciences, 9, 31-37.

6. Li J., Ye H., Tang Y., Zhou Z., & Hu X. (2018). What Are the Effects of Self-Regulation Phases and Strategies for Chinese Students? A Meta-Analysis of Two Decades Research of the Association Between Self-Regulation and Academic Performance. Frontiers in psychology, 9, 2434. https://doi.org/10.3389/ fpsyg.2018.02434

7. Iqbal J, Qureshi N, Ashraf M.A., Rasool S.F., Asghar M.Z. The Effect of Emotional Intelligence and Academic Social Networking Sites on Academic Performance During the COVID-19 Pandemic. Psychol Res Behav Manag. 2021; 14:905-920. https://doi.org/10.2147/PRBM.S316664

8. Turi J.A., Ghani M.F., Javid Y., & Sorooshian S. (2020). The impact of socio-emotional intelligence on academic performance. https://doi.org/10.17509/ earr.v2i2.22478

9. Rehman R., Tariq S., & Tariq S. (2021). Emotional intelligence and academic performance of students. JPMA. The Journal of the Pakistan Medical Association, 71(12), 2777-2781. https://doi.org/10.47391/JPMA. 1779

10. Vila S, Gilar-Corbí R Pozo-Rico T. Effects of Student Training in Social Skills and Emotional Intelligence on the Behaviour and Coexistence of Adolescents in the 21st Century. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021; 18(10):5498. https://doi.org/10.3390/ijerph18105498

11. Urquijo I., Extremera N., & Azanza G. (2019). The Contribution of Emotional Intelligence to Career Success: Beyond Personality Traits. International journal of environmental research and public health, 16(23), 4809. https://doi.org/10.3390/ijerph16234809.

12. Афанасьев В.Я., Воронцов Н.В. Влияние типов мышления и личностных качеств студентов на академическую успеваемость при дистанционном обучении в цифровой среде / В.Я. Афанасьев, Н.В. Воронцов // Цифровая социология. - 2022. - Т. 5. - № 1.

- С. 76-86. DOI 10.26425/2658-347X-2022-5-1-76-86.

13. Hansenne Michel; Legrand Jessica (2012). Creativity, emotional intelligence, and school performance in children. International Journal of Educational Research, 53(), 264-268. doi: 10.1016/j.ijer.2012.03.015.

14. MacCann C., Jiang Y., Brown L., Double K.S., Bucich M., Minbashian A. (2020). Emotional intelligence predicts academic performance: A meta-analysis. Psychological bulletin, 146(2), 150-186. https://doi.org/10.1037/bul0000219.

15. Teoh G.B.S., & Liau A.W.L. (2021). Emotional Intelligence in Distance Learning: A Case Study of English as a Second Language via Distance Learning. Journal of Language and Education, 7(3), 151-165. https://doi.org/10.17323/jle.2021.12624.

16. Gary A Yukl & Wendy S Becker (2006) Effective Empowerment in Organizations, Organization Management Journal, 3:3, 210-231, DOI: 10.1057/omj.2006.20.

17. Мухаметзянов И.Ш. Цифровая трансформация образования (большие данные, кибербезопасность, цифровой след учащегося) / И.Ш. Мухаметзянов // Педагогическая информатика. - 2020.

- № 4. - С. 180-191.

1. Salovey P., Mayer J.D. (1990). emotional intelligence. Imagination, Cognition and Personality, 9(3), 185-211. https://doi.org/10.2190/DUGG-P24E-52WK-6CDG.

2. Persich, M.R., Smith, R., Cloonan, S.A., Woods-Lubbert, R., Strong, M., Killgore, W.D.S. (2021). Emotional intelligence training as a protective factor for mental health during the COVID-19 pandemic. Depression and Anxiety, 38(10), 1018-1025. https://doi.org/10.1002/da.23202

3. Mukhametzyanov I. Screen time and health of children and adolescents / I. Mukhametzyanov // Proceedings - 2021 1st International Conference on Technology Enhanced Learning in

18. Foutsitzi S. Asteriadis S. Caridakis G. "An overview of Affective Models and ICT in Education," 2019 10th International Conference on Information, Intelligence, Systems and Applications (IISA), 2019, pp. 1-8, doi: 10.1109/IISA.2019.8900783.

19. Choi S.H., An S.C., Lee U.S., Yun J.Y., Jang J.H., & Kang D.H. (2018). In-Depth Relationships between Emotional Intelligence and Personality Traits in Meditation Practitioners. Clinical psychopharmacology and neuroscience: the official scientific journal of the Korean College of Neuropsychopharmacology, 16(4), 391-397. https://doi.org/10.9758/cpn.2018.164.391.

20. Gómez-Díaz, Magdalena; Delgado-Gómez, María Soledad; Gómez-Sánchez, & Rosario (2017). Education, Emotions and Health: Emotional Education in Nursing. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 237(), 492-498. doi: 10.1016/j.sbspro.2017.02.095.

21. University of British Columbia. (2017, July 12). Programs that teach emotional intelligence in schools have lasting impact. ScienceDaily. Retrieved May 23, 2022 from www.sciencedaily.com/releases/2017/07/170712072752.ht m.

22. Jimenez E.C. (2020). Emotional quotient, work attitude and teaching performance of secondary school teachers. Journal of Pedagogical Sociology and Psychology, 2(1), 25-35. https://doi.org/10.33902/JPSP.2020161079.

23. Sha J., Tang T, Shu H, He K and Shen S (2022) Emotional Intelligence, Emotional Regulation Strategies, and Subjective Well-Being Among University Teachers: A Moderated Mediation Analysis. Front. Psychol. 12:811260. doi: 10.3389/fpsyg.2021.811260.

24. Pozo-Rico T., Gilar-Corbí R., Izquierdo A., Castejón J.L. (2020). Teacher Training Can Make a Difference: Tools to Overcome the Impact of COVID-19 on Primary Schools. An Experimental Study. International journal of environmental research and public health, 17(22), 8633. https://doi.org/10.3390/ijerph17228633.

25. Pozo-Rico T., Sandoval I. (2020). Can Academic Achievement in Primary School Students Be Improved Through Teacher Training on Emotional Intelligence as a Key Academic Competency? Frontiers in psychology, 10, 2976. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02976.

26. Ouherrou N., Elhammoumi O., Benmarrakchi F. et al. Comparative study on emotions analysis from facial expressions in children with and without learning disabilities in virtual learning environment. Educ Inf Technol 24, 1777-1792 (2019). https://doi.org/10.1007/s10639-018-09852-5.

ces:

Higher Education, TELE 2021: 1, Lipetsk, June 24-25, 2021. -Lipetsk, 2021. - P. 252-255. - DOI 10.1109/TELE52840.2021.9482573.

4. Sahranavard S., Miri M.R., & Salehiniya H. (2018). The relationship between self-regulation and educational performance in students. Journal of education and health promotion, 7, 154. https://doi.org/10.4103/jehp.jehp_93_18

5. Altwijri S., Alotaibi A.A., Alsaeed M., Alsalim A., Alatiq A., Al-Sarheed S., Agha S., & Omair A.A. (2021). Emotional Intelligence and its Association with Academic

Success and Performance in Medical Students. Saudi Journal of Medicine & Medical Sciences, 9, 31-37.

6. Li J., Ye H., Tang Y., Zhou Z., & Hu X. (2018). What Are the Effects of Self-Regulation Phases and Strategies for Chinese Students? A Meta-Analysis of Two Decades Research of the Association Between Self-Regulation and Academic Performance. Frontiers in psychology, 9, 2434. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.02434

7. Iqbal J, Qureshi N, Ashraf M.A., Rasool S.F., Asghar M.Z. The Effect of Emotional Intelligence and Academic Social Networking Sites on Academic Performance During the COVID-19 Pandemic. Psychol Res Behav Manag. 2021; 14:905-920. https://doi.org/10.2147/PRBMS316664

8. Turi J.A., Ghani M.F., Javid Y., & Sorooshian S. (2020). The impact of socio-emotional intelligence on academic performance. https://doi.org/10.17509/ earr.v2i2.22478

9. Rehman R., Tariq S., & Tariq S. (2021). Emotional intelligence and academic performance of students. JPMA. The Journal of the Pakistan Medical Association, 71(12), 2777-2781. https://doi.org/10.47391/JPMA.1779

10. Vila S, Gilar-Corbí R, Pozo-Rico T. Effects of Student Training in Social Skills and Emotional Intelligence on the Behavior and Coexistence of Adolescents in the 21st Century. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021; 18(10):5498. https://doi.org/10.3390/ijerph18105498

11. Urquijo I., Extremera N., & Azanza G. (2019). The Contribution of Emotional Intelligence to Career Success: Beyond Personality Traits. International journal of environmental research and public health, 16(23), 4809. https://doi.org/10.3390/ijerph16234809.

12. Afanasiev V.Ya., Vorontsov N.V. Influence of types of thinking and personal qualities of students on academic performance in distance learning in a digital environment / V.Ya. Afanasiev, N.V. Vorontsov // Digital Sociology. - 2022. - V. 5. - No. 1. - S. 76-86. DOI 10.26425/2658-347X-2022-5-1-76-86.

13. Hansenne Michel; Legrand Jessica (2012). Creativity, emotional intelligence, and school performance in children. International Journal of Educational Research, 53(), 264-268. doi: 10.1016/j .ijer.2012.03.015.

14. MacCann C., Jiang Y., Brown L., Double K.S., Bucich M., Minbashian A. (2020). Emotional intelligence predicts academic performance: A meta-analysis. Psychological bulletin, 146(2), 150-186. https://doi.org/10.1037/bul0000219.

15. Teoh G.B.S. & Liau A.W.L. (2021). Emotional Intelligence in Distance Learning: A Case Study of English as a Second Language via Distance Learning. Journal of Language and Education, 7(3), 151-165. https://doi.org/10.17323/jle.2021. 12624.

16. Gary A Yukl & Wendy S Becker (2006) Effective Empowerment in Organizations, Organization Management Journal, 3:3, 210-231, DOI: 10.1057/omj.2006.20.

17. Mukhametzyanov I.Sh. Digital transformation of education (big data, cybersecurity, student's digital footprint) / I.Sh. Mukhametzyanov // Pedagogical informatics. - 2020. - № 4. - P. 180-191.

18. Foutsitzi S. Asteriadis S. Caridakis G. "An overview of Affective Models and ICT in Education," 2019 10th International Conference on Information, Intelligence, Systems and Applications (IISA), 2019, pp. 1-8, doi: 10.1109/IISA.2019.8900783.

19. Choi S.H., An S.C., Lee U.S., Yun J.Y., Jang J.H., & Kang D.H. (2018). In-Depth Relationships between Emotional Intelligence and Personality Traits in Meditation Practitioners. Clinical psychopharmacology and neuroscience: the official scientific journal of the Korean College of Neuropsychopharmacology, 16(4), 391-397. https ://doi.org/10.9758/cpn.2018.16.4.391.

20. Gomez-Díaz, Magdalena; Delgado-Gómez, María Soledad; Gomez-Sánchez, & Rosario (2017). Education, Emotions and Health: Emotional Education in Nursing. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 237(), 492-498. doi: 10.1016/j.sbspro.2017.02.095.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. University of British Columbia. (2017, July 12). Programs that teach emotional intelligence in schools have lasting impact. ScienceDaily. Retrieved May 23, 2022 from www.sciencedaily.com/releases/2017/07/170712072752.htm.

22. Jimenez E.C. (2020). Emotional quotient, work attitude and teaching performance of secondary school teachers. Journal of Pedagogical Sociology and Psychology, 2(1), 25-35. https://doi.org/10.33902/JPSP.2020161079.

23. Sha J., Tang T, Shu H, He K and Shen S (2022) Emotional Intelligence, Emotional Regulation Strategies, and Subjective Well-Being Among University Teachers: A Moderated Mediation Analysis. front. Psychol. 12:811260. doi: 10.3389/fpsyg.2021.811260.

24. Pozo-Rico T., Gilar-Corbí R., Izquierdo A., Castejón J.L. (2020). Teacher Training Can Make a Difference: Tools to Overcome the Impact of COVID-19 on Primary Schools. An Experimental Study. International journal of environmental research and public health, 17(22), 8633. https://doi.org/10.3390/ijerph17228633.

25. Pozo-Rico T., Sandoval I. (2020). Can Academic Achievement in Primary School Students Be Improved Through Teacher Training on Emotional Intelligence as a Key Academic Competency? Frontiers in psychology, 10, 2976. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02976.

26. Ouherrou N., Elhammoumi O., Benmarrakchi F. et al. Comparative study on emotions analysis from facial expressions in children with and without learning disabilities in virtual learning environment. Educ Inf Technol 24, 1777-1792 (2019). https://doi.org/10.1007/s10639-018-09852-5.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования)

Сведения об авторе:

Мухаметзянов Искандар Шамилевич (г. Москва, Россия), доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории теории и методики информатизации образования, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», e-mail: ishm@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.