Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНТ'

ИЗМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ПАНДЕМИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УРОВЕНЬ СТРЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фрумина Светлана Викторовна

Рассмотрены результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, определивших влияние пандемии на эффективность обучения через призму эмоционального интеллекта. Определено, что обучающиеся с высоким уровнем эмоционального интеллекта менее подвержены стрессу и демонстрируют более высокие результаты академической успеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фрумина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGE IN LEARNING EFFICIENCY DURING THE TRANSITION TO DISTANT

The results of studies that have determined the impact of the pandemic on the effectiveness of training are considered. It has been determined that learners with a high level of emotional intelligence are less stressed and learn better.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 378

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-l-342-345 NIION: 2015-0066-1/22-262 MOSURED: 77/27-011-2022-01-461

Изменение эффективности обучения при переходе на дистант

Светлана Викторовна Фрумина

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, frumina@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, определивших влияние пандемии на эффективность обучения через призму эмоционального интеллекта. Определено, что обучающиеся с высоким уровнем эмоционального интеллекта менее подвержены стрессу и демонстрируют более высокие результаты академической успеваемости.

Ключевые слова: эффективность обучения, пандемия, дистанционное обучение, уровень стресса Для цитирования: Фрумина С. В. Изменение эффективности обучения при переходе на дистант // Вестник экономической безопасности. 2022. № 1. С. 342-345. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-342-345.

Original article

Change in learning efficiency during the transition to distant

Svetlana V. Frumina

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, frumina@mail.ru

Abstract. The results of studies that have determined the impact of the pandemic on the effectiveness of training are considered. It has been determined that learners with a high level of emotional intelligence are less stressed and learn better.

Keywords: learning efficiency, pandemic, distance learning, stress level

For citation: Frumina S. V. Change in learning efficiency during the transition to distant. Bulletin of economic security. 2022;(1):342-5. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-342-345.

Многочисленные исследования, проведенные отечественными и зарубежными авторами, направленные на изучение влияния на академическую успеваемость позитивно и негативно воздействующих факторов, подтверждают, что эмоциональность (способность к восприятию и выражению эмоций) является важным предиктором среднего балла успеваемости [1].

Следовательно, можно предположить, что негативные эмоции могут отрицательно сказаться на результатах обучения и наоборот. Однако повышенная эмоциональность, связанная со стрессом обучающихся в период обучения в условиях пандемии, показала неоднозначные результаты.

Радикальная перестройка образовательного процесса, повлекшая за собой кардинальные изменения практики взаимодействия студентов и преподавателей в условиях пандемии, повысила важность исследования эффективности обучения через призму психологического состояния студентов, изменения в

© Фрумина С. В., 2022

котором наблюдалось в период перехода на дистант. Пандемийный период развития образования подтвердил, что учебный процесс стремительно трансформируется и переходит к гибридным формам, сочетающим офлайн и дистанционные методы обучения, оказывающие непосредственное влияние на успеваемость обучающихся.

Исследование, проведенное ВШЭ [2], определило, что переход на дистанционный формат повысил стрессовое состояние порядка 41 % всех обучающихся, причем наиболее уязвимыми группами оказались студенты, обучающиеся на социальных и гуманитарных специальностях, а также студенты, проживающие в семьях с невысоким уровнем доходов (рис. 1).

Используя автоматический сбор данных из социальных сетей, ученые университетского консорциума больших данных обнаружили, что основные пики стресса студентов, связанные с образовательным процессом, относятся к критике дистанционных форматов, страхе перед сессией, повышением количества

PEDAGOGICAL SCIENCE

задании и отказом переходить на дистант, которые впоследствии кардинально изменяются требованиями перевести на дистант [3] (рис. 2).

Вместе с тем, зарубежные исследования, проведенные учеными Ф. Алам, К. Янг и др., основанные на измерении стресса у студентов во время пандемии коронавируса посредством оценки по семи пунктам 5-балльной шкалы ярости Likert - от 0 «Совсем не напряженный» до 5 «Чрезвычайно напряженный» -подтвердили, что академическая успеваемость студентов и уровень стресса зависит от эмоционального интеллекта [4].

Учеными была разработана модель, позволяющая охватить конкретные области стресса, которые были подвержены пандемии COVID-19: учебная нагрузка, социальная изоляция, отношения с коллегами и преподавателями, учеба в аудитории и физические нагрузки на территории кампуса. Результаты корреляции показали значительную положительную взаимосвязь между ЭИ и успеваемостью (0,48, р <0,01) и значительную отрицательную взаимосвязь между ЭИ и стрессом во время учебы (0,39, р <0,05). Связь между дистанционным обучением и академической успеваемостью (-0,36, р <0,01), дистанционным обучением и стрессом (-0,43, р <0,01) [4].

В работах Мельничук М. и Феклина В. было выявлено, что между эффективностью обучения и контактной офлайн работой существует тесная зависимость. Авторы определили, что отдельным студентам недостаточно слушать лекции в записи или в онлайн формате и существует потребность очного общения с лектором. Отмеченная выборка студентов активно проявляет себя на семинарских занятиях и в научной деятельности. Успеваемость таких студентов выше в среднем примерно на 3,5 балла (по 10 балльной шкале) [1].

Вместе с тем, несмотря на ограничения в социальном взаимодействии, пандемия подчеркнула важность эмоционального интеллекта во время стрессовых ситуаций [5]. Примечательно, что студенты с высоким уровнем ЭИ продемонстрировали во время

Страх за свое здоровь

Искусство и культура

50

Компьютерные науки

Естественные науки 36 2

Здравоохранение и 2 медицинские науки

Математика

Образование и педагогические науки

Социальные науки

Гуманитарные науки

Экономика и менеджмент

Инженерное дело, технические науки

Рис. 1. Студенты, отметившие повышение уровня стресса в разрезе направлений подготовки (% от числа ответивших)

пандемии низкий уровень стресса, а также лучшую успеваемость, в то время как обучающиеся с низким уровнем ЭИ показали высокую подверженность стрессу и снижение эффективности обучения.

Следовательно, в условиях неопределенной эпидемиологической ситуации, когда возможен массовый временный переход на онлайн изучение дисциплин, следует принять во внимание практику гибкого обучения с использованием гибридных форм. Сочетание практики дистанционного и офлайн образования с одновременной выработкой инструментов психологической поддержки обучающихся, снижающей уровень стресса, позволит адаптироваться к смешанному формату и освоить новые образовательные технологии, что повлияет на успеваемость и эффективность обучения.

Список источников

1. Мельничук М. В., Калугина О. А. Эффективность обучения иностранному языку в вузе : компоненты эмоционального и интеллектуального // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 8. С. 2627-2632.

2. Мониторинг экономики образования, 2020. Том II Высшее образование и рынок труда / сост. Н. Б. Шугаль. М. : НИУ ВШЭ, 2021. с. 38.

Критика

дистанционных

форматов

Основные пики стресса студентов, связанные с переходом на

дистант

Анонсирование гибридного формата обучения

Требование Преподаватели перевести всех много задают и на дистант не проверяют

Расписание и работа деканата

Рис. 2. Основные пики стресса студентов, связанные с переходом на дистант

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

3. Качество высшего образования в период пандемии: управление на основе больших данных / Проект Университетского Консорциума исследователей больших данных (ТГУ, СВФУ, САФУ,ВятГУ, СевГУ, ТолГУ).

4. Fahad Alam, Qing Yang, Muhammad Yaseen Bhutto and Nadeem Akhtar. The Influence of E-Leaming and Emotional Intelligence on Psychological Intentions : Study of Stranded Pakistani Students. https://www. frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2021.715700/full.

5. Kellie J Goodlet, Erin Raney, Kelsey Buckley, Titilola Afolabi, Lindsay Davis, Rebekah M Fettkether, Maura Jones, Suzanne Larson, Shawn Tennant. Impact of the COVID-19 Pandemic on the Emotional Intelligence of Student Pharmacist Leaders. Am J Pharm Educ. 2021 Jul 22; doi: 10.5688/ajpe8519.

References

1. Melnichuk M. V., Kalugina O. A. The effectiveness of teaching a foreign language at a university: components of emotional and intellectual // Philological sciences. Questions of theory and practice. 2021. Vol. 14. No. 8. pp. 2627-2632.

2. Monitoring of the education economy, 2020. Volume II Higher Education and the labor market / comp. N. B. Shugal. M.: HSE, 2021. p. 38.

3. The quality of higher education during the pandemic: management based on big data / Project of the University Consortium of Big Data Researchers (TSU, NEFU, SAFU, VyatSU, SevSU, TolSU).

4. Fahad Alam, Qing Yang, Muhammad Yaseen Bhutto and Nadeem Akhtar. The Influence of E-Learning and Emotional Intelligence on Psychological Intentions : Study of Stranded Pakistani Students. https://www. frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2021.715700/full.

5. Kellie J Goodlet, Erin Raney, Kelsey Buckley, Titilola Afolabi, Lindsay Davis, Rebekah M Fettkether, Maura Jones, Suzanne Larson, Shawn Tennant. Impact of the COVID-19 Pandemic on the Emotional Intelligence of Student Pharmacist Leaders. Am J Pharm Educ. 2021 Jul 22; doi: 10.5688/ajpe8519.

Библиографический список

1. Зверева Н. И., Сурова Н. Ю., Косов М. Е. Социальное проектирование как инструмент разработки инфраструктурной поддержки развития социального предпринимательства в регионах России : образовательный и акселерационный аспекты // Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 2.

2. Сурова Н. Ю., Косов М. Е. Инновационный подход к управлению процессами интеграции системы образования, вузовской науки и бизнеса для развития предпринимательской среды // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 6.

3. Сурова Н. Ю., Косов М. Е. Развитие методологии системного подхода к управлению образовательным комплексом как сложной экономической системой в современных условиях неравновесности // Вестник Академии экономической безопасности МВД России, № 1, 2013, С. 67-72.

4. Косов М. Е., Ахмадеев Р. Г. Расходы на научные исследования: налоговые послабления // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 2. С. 224-229.

5. Косов М. Е. Три фазы экономического исследования // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 8.

6. Косов М. Е. Экономическая система с позиции концепции равновесия // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 3.

7. Архипов А. Ю., Рогова Т. М. Современные тенденции развития экспорта образовательных услуг вузов : мировой опыт, российская практика, региональный потенциал / Ростов н/Д, 2013.

8. Архипов А. Ю., Рогова Т. М., Савченкова И. Н., Фурса Е. В. Высшие учебные заведения в привлечении, обучении и адаптации иностранных студентов (на примере Южного федерального университета). Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 1-2. С. 124-128.

9. Рогова Т. М. Экспорт образовательных услуг российских вузов : барьеры и перспективы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Южный федеральный университет. Ростов н/Д, 2013.

10. Фурса Е. В., Рогова Т. М. Международная учебная миграция : тенденции и особенности современного развития // Journal of Economic Regulation. 2012. Т. 3. № 3. С. 42-51.

Bibliographic list

1. Zvereva N. I., Surova N. Yu., Kosov M. E. Social design as a tool for developing infrastructural support for the development of social entrepreneurship in the regions of Russia: educational and acceleration aspects // Education. The science. Scientific personnel. 2016. № 2.

2. Surova N. Yu., Kosov M. E. An innovative approach to managing the processes of integration of the education system, university science and business for the development of the entrepreneurial environment // Bulletin of the Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 6.

3. Surova N. Yu., Kosov M. E. Development of the methodology of a systematic approach to the management of the educational complex as a complex economic system in modern conditions of disequilibrium // Bulletin of the Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. № 1. 2013. P. 67-72.

4. Kosov M. E., Akhmadeev R. G. Expenses for scientific research: tax breaks // Bulletin of the Moscow

PEDAGOGICAL SCIENCE

University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 2. P. 224-229.

5. Kosov M. E. Three phases of economic research // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. № 8.

6. Kosov M. E. The economic system from the perspective of the concept of equilibrium // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. № 3.

7. Arkhipov A. Yu., Rogova T. M. Modern trends in the development of the export of educational services of universities: world experience, Russian practice, regional potential / Rostov-on-Don, 2013.

8. Arkhipov A. Yu., Rogova T. M., Savchenko-va I. N., Fursa E. V. Higher educational institutions in attracting, training and adapting foreign students (using the example of the Southern Federal University). Terra Economicus. 2013. Vol. 11. № 1-2. P. 124-128.

9. Rogova T. M. Export of educational services of Russian universities: barriers and prospects. Dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences / Southern Federal University. Rostov-on-Don, 2013.

10. Fursa E. V., Rogova T. M. International educational migration: trends and features of modern development // Journal of Economic Regulation. 2012. Vol. 3. № 3. P. 42-51.

Информация об авторе

С. В. Фрумина - доцент департамента общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author S. V. Frumina - Associate Professor of the Department of Public Finance of the Faculty of Finance of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 01.11.2021; одобрена после рецензирования 11.01.2022; принята к публикации 21.02.2022.

The article was submitted 01.11.2021; approved after reviewing 11.01.2022; accepted for publication 21.02.2022.

Организация социально-психологических тренингов для курсантов образовательных организаций МВД России

Организация социально-психологических тренингов для курсантов образовательных организаций МВД России. Учебно-методическое пособие. Михайлова С. Ю. и др. 159 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Представлены программы социально-психологических тренингов, направленных на реализацию практико-ориентированного и компетентностного подходов в профессиональном обучении курсантов-психологов. Цель тренингов - необходимость развития сферы профессионального самосознания сотрудников полиции с учетом специфики их профессиональной деятельности, связанной с повышенным уровнем напряженности и риска, дефицита времени и информации при принятии решения и других факторов. Основные идеи пособия неоднократно были апробированы на практике и в научных разработках в рамках научной школы «Психологическое обеспечение эффективности служебной деятельности», созданной на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя и возглавляемой доктором психологических наук, профессором Сергеем Николаевичем Федотовым и доктором психологических наук, профессором Игорем Борисовичем Лебедевым. Для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, практических психологов МВД России, адъюнктов и профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.