Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАКОПИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ НАКОПИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
620
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ (СОЛИДАРНАЯ) СИСТЕМА / ДОБРОВОЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косов Михаил Евгеньевич

Рассматриваются вопросы перехода на комбинированную систему пенсионного страхования, включающую симбиоз распределительных и финансируемых компонентов. Определяются достоинства и недостатки учета коэффициента замещения как основного показателя, оценивающего эффективность национальной пенсионной системы. Рассматривается опыт зарубежных стран, практикующих использование накопительных и распределительных компонентов пенсионной системы, и формулируются выводы относительно их оптимального сочетания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Косов Михаил Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ACCUMULATIVE MECHANISMS OF PENSION INSURANCE

The issues of transition to a combined pension insurance system, including a symbiosis of distributive and funded components, are considered. The advantages and disadvantages of taking into account the replacement coefficient as the main indicator evaluating the effectiveness of the national pension system are determined. The experience of foreign countries practicing the use of accumulative and distributive components of the pension system is considered and conclusions are formulated regarding their optimal combination.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАКОПИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ»

Научная статья УДК 336

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-277-282 NIION: 2015-0066-1/22-249 MOSURED: 77/27-011-2022-01-448

Развитие накопительных механизмов пенсионного страхования

Михаил Евгеньевич Косов1' 2

1 Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, kosovme@mail.ru

2 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Аннотация. Рассматриваются вопросы перехода на комбинированную систему пенсионного страхования, включающую симбиоз распределительных и финансируемых компонентов. Определяются достоинства и недостатки учета коэффициента замещения как основного показателя, оценивающего эффективность национальной пенсионной системы. Рассматривается опыт зарубежных стран, практикующих использование накопительных и распределительных компонентов пенсионной системы, и формулируются выводы относительно их оптимального сочетания.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсионное страхование, распределительная (солидарная) система, добровольное страхование

Для цитирования: Косов М. Е. Развитие накопительных механизмов пенсионного страхования // Вестник экономической безопасности. 2022. № 1. С. 277-282. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-277-282.

Original article

Development of accumulative mechanisms of pension insurance

Mikhail E. Kosov1' 2

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation,

kosovme@mail.ru

2 National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russian Federation

Abstract. The issues of transition to a combined pension insurance system, including a symbiosis of distributive and funded components, are considered. The advantages and disadvantages of taking into account the replacement coefficient as the main indicator evaluating the effectiveness of the national pension system are determined. The experience of foreign countries practicing the use of accumulative and distributive components of the pension system is considered and conclusions are formulated regarding their optimal combination.

Keywords: pension system, pension insurance, distributive (solidary) system, voluntary insurance

For citation: Kosov M. E. Development of accumulative mechanisms of pension insurance. Bulletin of economic security. 2022;(1):277-82. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-277-282.

Введение. Законодательные изменения, ужесточающие условия получения пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования, значительно модернизировали процесс формирования пенсионных прав застрахованных лиц. Возможность получения страховой пенсии по старости к 2024 году будет определена не только достижением пенсионного возраста, но накоплением пенсионных коэффициентов и наличием трудового стажа, регламентируемого нормативными правовыми актами (ст. 8 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях»). Несмотря на установление указанных требований, на сегодняшний день активно обсужда-

© Косов М. Е., 2022

ются вопросы частичного перехода граждан в систему добровольного пенсионного страхования, условия которого изменят механизм формирования пенсионных прав.

Переход на добровольную форму страхования продиктован неугасающей полемикой ученных-ис-следователей и экономистов-практиков, сконцентрированной вокруг демографических факторов, сбалансированности национальной пенсионной системы, возможности досрочного выхода на пенсию, преимуществ перехода на программы добровольного пенсионного страхования и др.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Предпосылками подобных трансформаций являются повышение продолжительности жизни населения, увеличение количества граждан, доживающих до пенсионного возраста и др. В качестве примера можно привести население Российской Федерации старше 65 лет, доля которого в 1960 г. составляла 6,1 %, а в 2020 г. - 15,5 %'. Вся мировая общественность обеспокоена вопросами старения населения и необходимостью обеспечения стабильного дохода в старости. Правительства многих стран активно борются с кризисом пенсионного обеспечения и разрабатывают новые законы, основной целью которых является переложение бремени гарантии страховых выплат с государства на частный сектор2. В нашей стране на рассмотрении находится проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения», где основная роль отводится гарантированному пенсионному плану (ГПП), участники которого могут на добровольной основе формировать пенсионные на-копления3. В результате реформы должна сложиться новая трехкомпонентная пенсионная система, в которую войдут «стандартная пенсионная схема, индивидуальные пенсионные планы, которые уже сейчас есть с разными сроками выплат и разными вариантами взносов, а также корпоративные пенсионные программы»4.

Основными причинами требуемого совмещения добровольного и распределительного пенсионного страхования является неспособность солидарной (распределительной) пенсионной системы справиться с задачей достойного пенсионного обеспечения граждан, которая усугубляется общим замедлением экономической активности, связанным с распространением COVID-19, спровоцировавшим рост безработицы, снижение стоимости активов и др.

Объекты и методы исследования. Объект исследования - национальная пенсионная система.

1 Глобальный пенсионный индекс, 2019 https://info.mercer. com/rs/521-DEV-513/images/MMGPI%202019%20Full%20Report. pdf.

2 Amanda Cooke Pensions and Legal Policy Lessons on the Shift from Public to Private https://www.bloomsburyprofessional.com/uk/ pensions-and-legal-policy-9781509929375/

3 Фрумина С. В. Налоговое стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан // Известия высших учебных заведений. Серия : Экономика, финансы и управление производством. 2021. № 2 (48). С. 51-58.

4 https://vedomosti-ru.turbopages.org/vedomosti.ru/sZ

finance/news/2021/06/30/876284-o-podgotovke-v-rossii-

novoi-pensionnoi-reformi?utm_source = yxnews&utm_ medium=mobile&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex. ru%2Fnews%2Fstory%2FKommersant_soobshhil_ opodgotovke_vRossii_novoj_pensionnoj_reformy--d4ae3c01af67b35c0100628993393e9c.

При написании статьи использовались общенаучные методы исследования: индукция, дедукция, анализ и синтез.

Результаты и обсуждения. На сегодняшний день только небольшая часть населения Российской Федерации готова добровольно вкладывать деньги в пенсионную систему. Отсутствие заинтересованности граждан в дополнительных финансовых вложениях связана с недоверием к действующим пенсионным институтам, низкой доходностью пенсионных на-коплений5, часто изменяющимися нормами права, регламентирующими обязательное и добровольное пенсионное страхование и т. д.

Однако в силу действия концепции сглаживания потребления (рис. 1)6, согласно которой неравномерность формирования доходов индивида опосредует необходимость их распределения в течение жизни, -для поддержания уровня жизни в старости следует формировать сбережения в период получения наиболее высоких доходов. То есть, в период активной жизни гражданина часть полученных доходов должна трансформироваться в сбережения в различных финансовых институтах (пенсионных фондах, страховых компаниях, коммерческих банках) для их потребления в будущем. Низкие нормы сбережений и низкий эффективный пенсионный возраст являются прямыми предпосылками бедности в старости.

Q, C

/ +S Q

-S -S

Период активной

Молодость жизни Старость

Рис. 1. Модель жизненного цикла потребления и сбережения (перманентного дохода)

Если механизм сглаживания потребления не работает, бремя обеспечения пенсионеров ложится на государство, которое в силу перечисленных выше проблем не справляется с подобной задачей в рамках распределительной пенсионной системы (PAYG), что опосредует проведение многочисленных пенсионных реформ. Современные пенсионные реформы ряда зарубежных стран связаны с переходом на частично фи-

5 Дмитриева О., Петухова Н., Ушаков Д. Переход от распределительной пенсионной системы к накопительной : результаты и критерии эффективности // Вопросы экономики. 2010. № 4. С.43-60.

6 Салихов Б. В. Экономическая теория. М. : Магистр, 2014.

t

Таблица 1

Структура пенсионной системы в странах ОЭСР

Pillar I Уровень I Pillar II Уровень II Pillar II Уровень II

Государственная пенсия Профессиональная пенсия (FF) Персональная пенсия (FF)

Обеспечивает базовый доход для большинства пожилых людей Направлена на обеспечение уровня жизни, соответствующего уровню дохода до выхода на пенсию Обеспечивает дополнительный доход в зависимости от индивидуальных потребностей застрахованного

100 % населения От 10 до 80 % работников (в зависимости от страны) Заключатся договоры по одному или нескольким профессиональным планам Конкурирует с профессиональной пенсией, количество участников сокращается

Обязательный компонент пенсионной системы Обязательный / добровольный компонент для индивидуальных участников на основании трудового договора, но регистрация не является обязательной по закону Добровольный компонент пенсионной системы

нансируемую пенсионную систему, которая уже многие годы функционирует в большинстве стран ОЭСР наряду с PAYG.

Финансируемые пенсионные планы (FF) формируются на разных уровнях пенсионной системы, но чаще всего они реализуются в профессиональных и персональных (индивидуальных) пенсионных планах второго и третьего уровня (табл. 1).

Основная цель персональной пенсии - обеспечить более высокий доход в старости и гарантировать пенсию лицам, не охваченным обязательным пенсионным страхованием (с 2028 года в Российской Федерации в числе таких лиц могут оказаться граждане, чей трудовой стаж составляет менее 15 лет и пенсионный коэффициент менее 30).

В странах ЕС среди основных принципов добровольного страхования, относящегося к персональной пенсии, выделяют1:

• членство на добровольной основе;

• обеспечение безопасности инвестирования активов;

• диверсификация рисков и поддержание ликвидности;

• прозрачность;

• обеспечение дополнительного дохода по старости.

Поскольку персональные пенсии призваны обеспечить дополнительный доход за счет накоплений в работоспособном возрасте, а величина страховых взносов может определяться будущим пенсионером самостоятельно, следует отметить, что данный вид пенсионных планов реализуется согласно концепции сглаживания потребления.

1 http://mapas.mk/wp-content/uploads/2020/09/%D0% 98<^0%В7(^0%В2,^0%В5,^1%88,^1%82,^0% B0%D1%98-%D0%9A%D0%A4%D0%9F%D0%9E-2019-%D0%90%D0%9D%D0%93-%D0%B2%D0%B5%D0%B1.pdf р.60.

Кроме персональных пенсионных планов, которые получили признание не во всех странах, в последнее десятилетие активно развиваются профессиональные пенсионные планы, также обеспечивающие реализацию концепции сглаживания потребления. Профессиональные пенсионные планы организуются работодателями или ассоциациями граждан в целях формирования дополнительного пенсионного обеспечения сотрудников. Как отмечено в исследовании ОЭСР, в связи с тем, что европейские системы социального обеспечения испытывают растущее давление, профессиональные пенсии в будущем будут определять политику дополнительного финансирования после выхода на пенсию. Поэтому в дополнение к социальному страхованию развиваются профессиональные пенсионные планы, способные обеспечить безопасное, постоянное и эффективное пенсионное страхование, которое должно гарантировать достойный уровень жизни пенсионера.

В зарубежных странах реализация профессиональных пенсионных планов осуществляется по-разному. Отчет Всемирного Банка накопительные сбережения второго уровня рассматриваются как принудительные, в свою очередь, третьего уровня - добровольные2. Например, в Дании, несмотря на заявленную добровольность данного механизма, условия профессиональных пенсионных планов прописываются в трудовом договоре с работодателем и становятся условно-добровольными. То есть, при трудоустройстве, граждане Дании в рамках трудового контракта обязаны перечислять дополнительные взносы в пенсионные фонды / страховые компании. По принципу условно-добровольных взносов рабо-

2 World Bank. Averting the Old Age Crisis: Policies to Protect the Old & Promote Growth; World Bank Policy Research Report; Oxford University Press: Washington, DC, USA, 1994.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

тают механизмы профессиональных пенсионных планов в большинстве стран ОЭСР. Тем не менее, существуют различия в пропорции распределения страховых взносов между работником и работодателем.

На третьем уровне формируются индивидуальные пенсионные планы, полностью финансируемые застрахованным на добровольных началах. Ставка на такой формат построения пенсионной системы сделана во многих странах с целью положительного влияния на национальную экономику за счет увеличения сбережений, которые будут трансформироваться в инвестиции, развивать рынки капитала и стимулировать спрос на новые финансовые услуги1.

Для определения целесообразности развития добровольных накопительных механизмов пенсионного страхования, рассмотрим опыт зарубежных стран, которые:

• сохранили распределительную систему пенсионного страхования;

• выбрали комбинированные модели, совмещающие распределительную на накопительную компоненты;

• полностью перешли на финансируемые пенсионные планы.

В исследовании О. Дмитриевой и др. приведена группировка стран, которые сохранили классическую распределительную систему, однако, провели «параметрические» реформы, включающие повышение пенсионного возраста, увеличение размеров страховых взносов, ужесточение администрирования страховых взносов и др. (США, Германия, Франция, Бельгия, Италия, Испания, Португалия, Швейцария, Австрия, Норвегия, Япония, Чехия, Словения и др.). В свою очередь, в работе выделены страны, пенсионные реформы которых включили накопительные компоненты (Швеция, Великобритания, Финляндия, Польша, Венгрия, Болгария, Литва, Эстония, Аргентина, Колумбия, Перу, Уругвай). Модели пенсионной системы указанных стран базируются на распределительной модели с возрастающим значением пенсионного страхования, финансируемого на добровольных началах. И, наконец, третья группа стран, полностью перешедших на накопительные механизмы (Чили, Боливия, Мексика, Сальвадор, Казахстан).

Учитывая специфику развития пенсионной системы указанных стран, перешедших на выбранные механизмы пенсионного страхования в разное время, рассмотрим, как в процессе пенсионных реформ изменялся коэффициент замещения, что позволит оценить целесообразность выбора той или иной модели. Несмотря на то, что многие российские экономисты

1 http://mapas.mk/wp-content/uploads/2020/09/%D0% 98%00%В7%00%В2%00%В5%01%88%01%82%00% B0%D1%98-%D0%9A%D0%A4%D0%9F%D0%9E-2019-%D0%90%D0%9D%D0%93-%D0%B2%D0%B5%D0%B1.pdf р. 60.

280

определяют коэффициент замещения как показатель эффективности пенсионной системы2, считаем необходимым выделить некоторые допущения.

Во-первых, высокий коэффициент замещения может оказывать дестимулирующее влияние на экономическую активность населения в связи с чем государства могут проводить целенаправленную политику по снижению данного показателя.

Во-вторых, при низкой заработной плате работника высокий коэффициент замещения не может служить показателем эффективности пенсионной системы и не является гарантией избегания бедности в старости.

В-третьих, не существует унифицированной методики оценки коэффициента замещения, что не позволяет проводить сравнение показателей, рассчитываемых в разных странах. Заложенные в расчет коэффициента замещения показатели могут разниться по пенсионному возрасту, занятости, гендерной принадлежности, включенными в расчет показателя и др. Также следует отметить, что стремление государства защитить работников с низким уровнем доходов позволяет некоторым странам обеспечить коэффициент замещения для такой категории граждан выше, чем для населения со средним уровнем доходов.

В-четверных, коэффициенты замещения могут рассчитываться в привязке к разным видам пенсии (трудовой, по потере кормильца, чистой и др.).

Практика свидетельствует, что для соответствия требованиям Конвенции МОТ № 102 коэффициент замещения должен соответствовать значению 40 %3, Конвенции МОТ № 128 - 50 %, ЕКСО - 50 % и выше4. Аналогичный уровень коэффициента замещения трудовой пенсии по старости (40 %) указан в разделе II Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы5. Несмотря на неоднократное упоминание о величине коэффициента замещения, методология его расчета в Российской Федерации имеет существенные особенности, что не позволяет сравнивать данный показатель с другими странами6. Учитывая перечисленные допущения проанализируем величину коэффициента замещения по обязательным пенсиям, рассчитанного ОЭСР по единой методике (рис. 2)7.

2 Соловьев А. К. Пенсионная реформа в условиях бюджетного кризиса: риски роста бедности // ЭКО, Всероссийский экономический журнал. № 8. 2017. С. 139-153.

3 https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= LAW&n=347616&dst=1000000001%2C0#06527657030006164.

4 https://elibrary.ru/download/elibrary_21601801_82707192.pdf.

5 https://base.garant.ru/70290226/

6 https://elibrary.ru/download/elibrary_21601801_82707192.pdf.

7 https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/b6d3dcfc-en.pdf?expi res=1625213834&id=id&accname=guest&checksum=7F48D1E0C64 8B57B1E3D0658F1683479.

№ 1 /2022

Вестник экономической безопасности

Chile Argentina Latvia Poland United Kingdom Sweden Hungary Finland Estonia Slovak Republic United States Norway Portugal Spain Japan Italy Germany France Czech Republic Belgium

Chile; 36,2

■ Latvia; 44,6

Argentina; 83,7

Poland; 29,4

■ United Kingdom; 43,5

Sweden; 54,1

■ Hungary; 56,1

Finland; 56,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Estonia; 61,4

Slovak Republic; 59,5

United States; 50,1

Norway; 50,4

Portugal; 75,8

Spain; 72,3

Japan; 42,5

Italy; 79,5

Germany; 38,7

Czech Republic; 75

Belgium; 57,3

10 20 30 40 50 60

Рис. 2. Величина коэффициента замещения, %

70

80

90

Заключение (выводы). Исходя из представленных данных, можно отметить, что прямой зависимости между коэффициентом замещения и сочетанием накопительной и распределительной компоненты пенсионного страхования не наблюдается. Несмотря на то, что Чили перешла на полностью финансируемую систему, коэффициент замещения по обязательному страхованию в данной стране выше, чем в Польше, комбинирующей распределительные и накопительные компоненты. В свою очередь страны, реализующие преимущественно распределительную систему пенсионного страхования, также характеризуются разным уровнем коэффициента замещения. Таким образом, можно предположить, что эффективность пенсионной системы слабо зависит от ее структуры пенсионной. Вместе с тем, для более детального обоснования следует учитывать уровень заработной платы в стране, ее соотношение с прожиточным минимумом и другими показателями, характеризующими уровень жизни населения.

Библиографический список

1. Власова Ю. А., Рогова Т. М., Волкова А. В. Особенности текущего развития персональных финансов в России // Финансовая жизнь. 2021. № 2. С. 85-88.

2. Власова Ю. А., Власов С. А. Оценка среднесрочной долговой устойчивости субъектов Российской

Федерации и стабильности финансового сектора // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11-1 (64). С. 96-101.

3. Балынин И. В. Повышение пенсионной грамотности населения в контексте обеспечения прозрачности общественных финансов и стимулирования финансовой осведомленности граждан : проблемы и пути решения // Аудит и финансовый анализ. 2019. № 1. С. 161-165.

4. Балынин И. В. Финансовое обеспечение социальной политики в Российской Федерации в 2008-2020 годы // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 12. С. 65-70.

5. Балынин И. В. Оценка реализации национальных проектов в Российской Федерации по направлению "Человеческий капитал» : от проблем к их решению // Самоуправление.2020. № 3 (120). С.128-132.

6. Финогенова Ю. Ю. Пути трансформации накопительной составляющей пенсионной системы РФ // Аудиторские ведомости. 2020. № 4. С. 133138.

7. Финогенова Ю. Ю. Особенности финансирования корпоративных пенсионных программ в России // Аудиторские ведомости. 2019. № 4. С. 68-71.

8. Финогенова Ю. Ю., Одинокова Т. Д. Роль корпоративных пенсионных программ в архитектуре

France; 60,2

0

пенсионной системы России // Дайджест-финансы. 2019. Т. 24. № 4 (252). С. 466-486.

9. Финогенова Ю. Ю., Козлов П. А. О повышении пенсионного возраста как факторе сбалансированности финансовых потоков пенсионного фонда РФ // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. 2018. № 4-1 (23). С. 118-130.

10. Козлов П. А., Слепов В. А., Финогенова Ю. Ю. Управление рисками финансовых потоков пенсионной системы Российской Федерации // Страховое дело. 2018. № 9 (306). С. 26-34.

11. Фрумина С. В. Анализ пенсионной системы Малайзии // Аудиторские ведомости. 2021. № 2. С.244-247.

12. Фрумина С. В. Управление пенсионными накоплениями частными управляющими компаниями // Экономика и управление : проблемы, решения. 2016. Т. 2. № 12. С. 167-172.

Bibliographic list

1. Vlasova Yu. A., Rogova T. M., Volkova A.V. Features of the current development of personal finance in Russia // Financial life. 2021. № 2. P. 85-88.

2. Vlasova Yu. A., Vlasov S. A. Assessment of the medium-term debt sustainability of the subjects of the Russian Federation and the stability of the financial sector // Economics and entrepreneurship. 2015. № 11-1 (64). P. 96-101.

3. Balynin I. V. Improving pension literacy of the population in the context of ensuring transparency of public finances and stimulating financial awareness of citizens : problems and solutions // Audit and financial analysis. 2019. № 1. P. 161-165.

4. Balynin I. V. Financial support of social policy in the Russian Federation in 2008-2020 // Problems of theory and practice of management. 2015. № 12. P. 65-70.

5. Balynin I. V. Evaluation of the implementation of national projects in the Russian Federation in the direction of «Human capital» : from problems to their solution // Self-government.2020. № 3 (120). P. 128-132.

6. Finogenova Yu. Yu. Ways of transformation of the accumulative component of the pension system of the Russian Federation // Audit statements. 2020. № 4. P. 133-138.

7. Finogenova Yu. Yu. Features of financing corporate pension programs in Russia // Audit statements. 2019. № 4. P. 68-71.

8. Finogenova Yu. Yu., Odinikova T. D. The role of corporate pension programs in the architecture of the pension system of Russia // Digest-finance. 2019. Vol. 24. № 4 (252). P. 466-486.

9. Finogenova Yu. Yu., Kozlov P. A. On raising the retirement age as a factor of balancing the financial flows of the Pension Fund of the Russian Federation // Izvestiya Issyk-Kul Forum of Accountants and Auditors of Central Asia. 2018. № 4-1 (23). P. 118-130.

10. Kozlov P. A., Slepov V. A., Finogenova Yu. Yu. Risk management of financial flows of the pension system of the Russian Federation // Insurance business. 2018. № 9 (306). P. 26-34.

11. Frumina S. V. Analysis of the pension system of Malaysia // Audit statements. 2021. № 2. P. 244-247.

12. Frumina S. V. Management of pension savings by private management companies // Economics and management : problems, solutions. 2016. Vol. 2. № 12. P. 167-172.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторе

М. Е. Косов - доцент Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве РФ, профессор Высшей школы юриспруденции и администрирования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author

M. E. Kosov - Associate Professor of the Department of Public Finance of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Professor of the Higher School of Jurisprudence and Administration of the National Research University Higher School of Economics.

Статья поступила в редакцию 23.08.2021; одобрена после рецензирования 20.01.2022; принята к публикации 07.02.2022.

The article was submitted 23.08.2021; approved after reviewing 20.01.2022; accepted for publication 07.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.