Научная статья на тему 'Оценка формирования компетенций эмоционального интеллекта при применении интерактивных методов обучения'

Оценка формирования компетенций эмоционального интеллекта при применении интерактивных методов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / эффективность обучения / интерактивные методы обучения / emotional intelligence / learning effectiveness / interactive teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светлана Викторовна Фрумина

Повышенное внимание к высшему образованию в год науки и технологий опосредовало проведение научных исследований, связанных с эффективностью обучения в высшей школе. В настоящей статье приведена выдержка из исследования, посвященного влиянию эмоционального интеллекта обучающихся на академическую успеваемость и определению методов обучения, способствующих вовлечению студентов в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светлана Викторовна Фрумина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the formation of competencies of emotional intelligence when using interactive teaching methods

The increased attention to higher education in the year of science and technology mediated the conduct of scientific research related to the effectiveness of higher education. This article contains an excerpt from a study devoted to the influence of emotional intelligence of students on academic performance and the definition of teaching methods that contribute to the involvement of students in the educational process.

Текст научной работы на тему «Оценка формирования компетенций эмоционального интеллекта при применении интерактивных методов обучения»

PEDAGOGICAL SCIENCE

Научная статья УДК 378

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-325-328 NIION: 2015-0066-5/21-130 MOSURED: 77/27-011-2021-05-329

Оценка формирования компетенций эмоционального интеллекта при применении интерактивных методов обучения

Светлана Викторовна Фрумина

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, frumina@mail.ru

Аннотация. Повышенное внимание к высшему образованию в год науки и технологий опосредовало проведение научных исследований, связанных с эффективностью обучения в высшей школе. В настоящей статье приведена выдержка из исследования, посвященного влиянию эмоционального интеллекта обучающихся на академическую успеваемость и определению методов обучения, способствующих вовлечению студентов в учебный процесс.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эффективность обучения, интерактивные методы обучения

Для цитирования: Фрумина С. В. Оценка формирования компетенций эмоционального интеллекта при применении интерактивных методов обучения // Вестник экономической безопасности. 2021. № 5. С. 325-328. https:// doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-325-328.

Original article

Assessment of the formation of competencies of emotional intelligence when using interactive teaching methods

Svetlana V. Frumina

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation,

frumina@mail.ru

Abstract. The increased attention to higher education in the year of science and technology mediated the conduct of scientific research related to the effectiveness of higher education. This article contains an excerpt from a study devoted to the influence of emotional intelligence of students on academic performance and the definition of teaching methods that contribute to the involvement of students in the educational process.

Keywords: emotional intelligence, learning effectiveness, interactive teaching methods

For citation: Frumina S. V. Assessment of the formation of competencies of emotional intelligence when using interactive teaching methods // Bulletin of economic security. 2021;(5):325-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-325-328.

Уровень эмоционального интеллекта (ЭИ) обучающихся является предметом дискуссий отечественных и зарубежных исследований на протяжении многих десятилетий. Отдельные авторы, посвятившие свои исследования данной проблематике, отмечают влияние на уровень эмоционального интеллекта интерактивных форм обучения. Для определения интенсивности формирования компетенций ЭИ при использовании интерактивных форм был проведен эксперимент, подтверждающий формирование базовых компетенций ЭИ, таких как самосознание, саморегуляция, эмпатия, социальные навыки, мотивация. В качестве интерактивных форм обучения рассма-

© Фрумина С. В., 2021

тривались вебинар, деловая игра, мозговой штурм и др. Эксперимент явился дополнением к исследованиям, проведенным Мельничук М. В. [1], Ростовцевой П. П. [4], Белогаш М. А. [3], Васьбиевой Д. Г. [2], Калугиной О. А. [1] и др. в рамках работы «Повышение эффективности обучения в высшей школе на основе развития эмоционального интеллекта обучающихся и совершенствования его характеристик».

В целях оценки ЭИ при использовании интерактивных методов обучения была использована шкала оценивания (таблица 1).

В исследовании интенсивности формирования компетенций ЭИ принимали 30 преподавателей, вы-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таблица 1

Шкала оценивания интенсивности формирования компетенций эмоционального интеллекта

Количество компетенций ЭИ, формируемых при использовании интерактивного метода обучения Характеристика

(0) - (+2,0) Отсутствие влияния на ЭИ обучающегося

(+2,1) - (+3,0) Незначительное влияние на ЭИ обучающегося

(+3,1) - (+4,0) Умеренное влияние на ЭИ обучающегося

(+4,1) - (+5,0) Интенсивное влияние на ЭИ обучающегося

Таблица 2

Интенсивность формирования компетенций ЭИ при использовании конкретного интерактивного метода обучения

Степень влияния на ЭИ обучающихся Интерактивные методы обучения Количество компетенций ЭИ, формируемых при использовании интерактивного метода обучения

Незначительно Case study 2,8

Групповое обсуждение 2,7

Дискуссия 2,8

Ролевая игра 2,9

Тренинг 2,5

Дебаты 2,7

Умеренно Деловая игра 3,6

Организационно-деятельностная игра 3,6

Круглый стол 3,1

Лекция 3,1

Мастер-класс 3,5

Мозговой штурм 3,4

Общественные мероприятия 3,4

Сокрастический диалог 3,4

Творческие задания 3,5

Фокус-группа 3,2

Интенсивно Вебинар 4,1

Коллоквиум 4,2

бор которых основывался на оценке их компетентности и положительных рекомендациях лиц, заслуживающих доверие в данном вопросе.

Для оценки интенсивности формирования компетенций ЭИ была сформирована анкета, включающая выбор компетенций для каждого из предложенных интерактивных методов обучения.

Результаты обобщения экспертной оценки представлены в таблице 2.

Согласно представленной в таблице 2 шкале оценивания, были выделены интерактивные методы, позволившие сформировать классификацию, определяемую интенсивностью формирования эмоциональных компетенций при использовании интерактивных методов обучения. То есть, в зависимости от

326

степени охвата интерактивными методами обучения компетенций эмоционального интеллекта, определялся наименьший охват (до 3 компетенций ЭИ) -незначительно влияющий на эмоциональный интеллект обучающихся; средний охват (до 4 компетенций ЭИ) - умеренно влияющий на ЭИ и, наконец, максимальный охват (до 5 компетенций ЭИ) - интенсивно влияющий на ЭИ интерактивный метод обучения.

В таблице 3 приведены базовые компетенции ЭИ, которые по мнению экспертов, формируются при использовании интерактивных методов.

Как видно из таблицы интерактивные методы обучения более применимы для продуктивных видов деятельности, поскольку они могут изменить запланированный педагогический процесс, позволив сту-

№ 5/2021

Вестник экономической безопасности

PEDAGOGICAL SCIENCE

Группировка интерактивных методов обучения в зависимости степени влияния на компетенции эмоционального интеллекта

Таблица 3

Интерактивные методы обучения Компетенции эмоционального интеллекта

Самосознание Саморегуляция Эмпатия Социальные навыки Мотивация

Case study

Групповое обсуждение

Дискуссия

Ролевая игра

Тренинг

Дебаты

Деловая игра

Круглый стол

Лекция

Мастер-класс

Мозговой штурм

Общественные мероприятия

Творческие задания

Фокус-группа

Вебинар

Коллоквиум

дентам самореализоваться, открыть свои возможности, проявить индивидуальность, инициативу, творчество, самостоятельность.

Список источников

1. Мельничук, М. В., Калугина, О. А. Эффективность обучения иностранному языку в вузе : компоненты эмоционального и интеллектуального // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 8. С. 2627-2632.

2. Мельничук, М. В., Васьбиева, Д. Г. Определение взаимосвязи критериев эффективности обучения иностранному языку студентов в вузе и их эмоционального интеллекта // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 8. С. 2633-2641.

3. Мельничук, М. В., Белогаш, М. А. Российский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3. С. 162174.

4. Ростовцева, П. П. Интерактивные методы обучения как способы повышения эмоционального интеллекта // Мир науки, культуры, образования. 2021. №4(89). С. 288-290.

References

1. Melnichuk, M. V., Kalugina, O. A. The effectiveness of teaching a foreign language at a university : components of emotional and intellectual // Philological sciences. Questions of theory and practice. 2021. Vol. 14. No. 8. P. 2627-2632.

2. Melnichuk, M. V., Vasbieva, D. G. Determination of the relationship between the criteria for the effectiveness of teaching a foreign language to students at a university and their emotional intelligence // Philological Sciences.

Questions of theory and practice. 2021. Vol. 14. No. 8. P. 2633-2641.

3. Melnichuk, M. V., Belogash, M. A. Russian Humanitarian Journal. 2021. Vol. 10. No. 3. P. 162-174.

4. Rostovtseva, P. P. Interactive teaching methods as ways to increase emotional intelligence // The world of science, culture, education. 2021. No.4(89). P. 288-290.

Библиографический список

1. Зверева, Н. И., Сурова, Н. Ю., Косов, М. Е. Социальное проектирование как инструмент разработки инфраструктурной поддержки развития социального предпринимательства в регионах России : образовательный и акселерационный аспекты // Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 2.

2. Сурова, Н. Ю., Косов, М. Е. Инновационный подход к управлению процессами интеграции системы образования, вузовской науки и бизнеса для развития предпринимательской среды // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 6.

3. Сурова, Н. Ю., Косов, М. Е. Развитие методологии системного подхода к управлению образовательным комплексом как сложной экономической системой в современных условиях неравновесности // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2013. № 1. С. 67-72.

4. Косов, М. Е., Ахмадеев, Р. Г. Расходы на научные исследования : налоговые послабления // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 2. С. 224-229.

5. Косов, М. Е. Три фазы экономического исследования // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 8.

6. Косов, М. Е. Экономическая система с позиции концепции равновесия // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Архипов, А. Ю., Рогова, Т. М. Современные тенденции развития экспорта образовательных услуг вузов мировой опыт, российская практика, региональный потенциал / Ростов н/Д, 2013.

8. Архипов, А. Ю., Рогова, Т. М., Савченко-ва, И. Н., Фурса, Е. В. Высшие учебные заведения в привлечении, обучении и адаптации иностранных студентов (на примере южного федерального университета). Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 1-2. С. 124128.

9. Рогова, Т. М. Экспорт образовательных услуг российских вузов : барьеры и перспективы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Южный федеральный университет. Ростов н/Д, 2013.

10. Фурса, Е. В., Рогова, Т. М. Международная учебная миграция : тенденции и особенности современного развития // Journal of Economic Regulation. 2012. Т. 3. № 3. С. 42-51.

Bibliographic list

1. Zvereva, N. I., Surova, N. Yu., Kosov, M. E. Social design as a tool for developing infrastructure support for the development of social entrepreneurship in the regions of Russia : educational and acceleration aspects // Education. The science. Scientific personnel. 2016. № 2.

2. Surova, N. Yu., Kosov, M. E. An innovative approach to managing the processes of integration of the education system, university science and business for the development of the entrepreneurial environment // Bulletin of the Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 6.

3. Surova, N. Yu., Kosov, M. E. Development of the methodology of a systematic approach to the management of an educational complex as a complex economic system in modern conditions of disequilibrium // Bulletin of the Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. No. 1. P. 67-72.

4. Kosov, M. E., Akhmadeev, R. G. Expenditures on scientific research : tax breaks // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 2. P. 224-229.

5. Kosov, M. E. Three phases of economic research // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. № 8.

6. Kosov, M. E. The economic system from the perspective of the concept of equilibrium // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. No. 3.

7. Arkhipov, A. J., Rogov, T. M. Modern tendencies of development of export of educational services of universities world experience and Russian practice, regional capacity / Rostov-On-don, 2013.

8. Arkhipov, A. J., Rogov, T. M., Savchenkova, I. N., Fursa, E. V. educational institutions in attracting, training and adaptation of foreign students (on the example of the southern Federal University). Terra Economicus. 2013. Vol. 11. No. 1-2. P. 124-128.

9. Rogova, T. M. Export of educational services of Russian universities : barriers and prospects. Dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences / Southern Federal University. Rostov-on-Don, 2013.

10. Fursa, E. V., Rogova, T. M. International educational migration : trends and features of modern development // Journal of Economic Regulation. 2012. Vol. 3. No. 3. P. 42-51.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторе

С. В. Фрумина - доцент Департамента общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author S. V. Frumina - Associate Professor of the Department of Public Finance of the Finance Faculty of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 01.11.2021; одобрена после рецензирования 29.11.2021; принята к публикации 10.12.2021.

The article was submitted 01.11.2021; approved after reviewing 29.11.2021; accepted for publication 10.12.2021.

328

Вестник экономической безопасности

№ 5/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.