Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / АКАДЕМИЧЕСКИЙ УСПЕХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугреева Анастасия Сергеевна

Статья посвящена анализу проблем, связанных с эмоциональными компетенциями студентов и преподавателей в образовательном процессе, осуществляемом в дистанционном формате при помощи цифровых коммуникационных технологий. В статье рассматриваются различные взгляды исследователей на влияние эмоционального интеллекта на эффективность педагогической деятельности, академическую успеваемость учащихся, развитие профессиональных и исследовательских способностей, личностное развитие всех субъектов образовательного процесса. Дистанционные образовательные технологии формируют проблемные ситуации, успешное решение которых во много определяется навыками идентификации, контроля и регулирования эмоционального состояния. Автор делает вывод о том, что уровень развития эмоциональных компетенций преподавателя и учащихся является одним из факторов, отвечающих за продуктивное коммуникативное взаимодействие в условиях дистанционного образования при опосредованной передаче информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL COMPETENCIES OF THE SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN ONLINE LEARNING

The article is devoted to the analysis of problems related to the emotional competencies of students and teachers in the educational process carried out in a remote format using digital communication technologies. The article discusses various views of researchers on the influence of emotional intelligence on the effectiveness of pedagogical activity, academic performance of students, the development of professional and research skills, personal development of all the subjects of the educational process. Distance learning technologies form challenging situations, successful solutions of which are largely determined by the abilities to identify, control and regulate emotional states of students and teachers. The article concludes that emotional competencies development level is one of the key factors responsible for productive communicative interaction in the conditions of distance learning based on indirect information transmission.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ»

оригинальная статья

УДК 37.013.2(045)

DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-с-29-33

Эмоциональные компетенции субъектов образовательного процесса в условиях дистанционного формата обучения

А. С. Бугреева

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/ 0000-0001-8693-8435

аннотация

Статья посвящена анализу проблем, связанных с эмоциональными компетенциями студентов и преподавателей в образовательном процессе, осуществляемом в дистанционном формате при помощи цифровых коммуникационных технологий. В статье рассматриваются различные взгляды исследователей на влияние эмоционального интеллекта на эффективность педагогической деятельности, академическую успеваемость учащихся, развитие профессиональных и исследовательских способностей, личностное развитие всех субъектов образовательного процесса. Дистанционные образовательные технологии формируют проблемные ситуации, успешное решение которых во много определяется навыками идентификации, контроля и регулирования эмоционального состояния. Автор делает вывод о том, что уровень развития эмоциональных компетенций преподавателя и учащихся является одним из факторов, отвечающих за продуктивное коммуникативное взаимодействие в условиях дистанционного образования при опосредованной передаче информации.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; дистанционное образование; субъекты образовательного процесса; академический успех

Для цитирования: Бугреева А. С. Эмоциональные компетенции субъектов образовательного процесса в условиях дистанционного формата обучения. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(с):29-33. DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-с-29-33

oRiGiNAL PAPER

Emotional Competencies of the subjects of the educational Process in online Learning

A. s. Bugreeva

Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/ 0000-0001-8693-8435

abstract

The article is devoted to the analysis of problems related to the emotional competencies of students and teachers in the educational process carried out in a remote format using digital communication technologies. The article discusses various views of researchers on the influence of emotional intelligence on the effectiveness of pedagogical activity, academic performance of students, the development of professional and research skills, personal development of all the subjects of the educational process. Distance learning technologies form challenging situations, successful solutions of which are largely determined by the abilities to identify, control and regulate emotional states of students and teachers. The article concludes that emotional competencies development level is one of the key factors responsible for productive communicative interaction in the conditions of distance learning based on indirect information transmission.

Keywords: emotional intelligence; distant learning; subjects of the educational process; academic success

For citation: Bugreeva A. s. emotional competencies of the subjects of the educational process in online learning. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(^:29-33. DQI: 10.26794/2226-7867-2022-12-^29-33

© Бугреева А. С., 2022

Одним из приоритетов современной системы высшего образования является гармоничное развитие всех профессиональных и социальных качеств будущего специалиста, в связи с чем изучение сферы эмоционального интеллекта (в дальнейшем — ЭИ) и его влияния на формирование и функционирование личных и профессиональных качеств как преподавателей, так и учащихся, становится актуальным направлением педагогических исследований. Успешность личности в профессиональной и социальной деятельности определяется не только уровнем общего интеллекта, знаниями и умениями, но и уровнем владения эмоциональными компетенциями, дающими возможность индивиду строить межличностные отношения, адаптироваться к изменяющимся условиям и тем самым добиваться больших академических и профессиональных результатов. Эффективность преподавания проявляется в эмоциональном взаимодействии преподавателя и учащегося в учебном процессе. Таким образом, актуальность данной работы связана с существенным ростом интереса в академической среде к вопросам влияния эмоциональных компетенций субъектов образовательного процесса на академическую успеваемость и разработки достоверных и надежных оценочных инструментов анализа этого влияния.

Эмоциональный интеллект рассматривается как составляющая часть когнитивных способностей, включающих в себя уровень развития социальных навыков, практических компетенций и интеллектуальных способностей [1]. Д. В. Люсин утверждает, что степень развития ЭИ является более важным показателем в определении и оценке жизненных результатов, чем умственное развитие и мыслительные способности [2]. В целом различные исследования, проведенные в последние два десятилетия в области ЭИ, показывают, что эмоциональные компетенции связаны с уровнем эмпатии, умением адаптироваться к окружающей среде, редкими негативными взаимодействиями с другими, более качественными личными отношениями, меньшими конфликтами и антагонизмом, более низкой вероятностью проявления жестокости и насилия. Проблемы, возникающие в процессе социального взаимодействия, решаются успешнее людьми, способными контролировать собственные эмоции, анализировать эмоции и чувства других, демонстрировать эмпатию [3].

Концепция эмоционального интеллекта берет свое начало в теории социального интеллекта,

а именно совокупности тех способностей человека, которые определяют успешность социального взаимодействия. Понятие «социальный интеллект» было представлено Э. Торндайком в 1920 г. как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми» [4]. Американские психологи П. Сэловей и Д. Майер дифференцировали ЭИ от интеллектуальных способностей и предложили концепцию ЭИ как составляющую социального интеллекта, определяющую необходимость людей контролировать свои эмоции и чувства, а также эмоции и чувства других людей для принятия решений, необходимых для успешного сосуществования в обществе [5]. Исследователи выделяют четыре категории эмоционального интеллекта: (1) способность воспринимать и идентифицировать как собственные, так и эмоции других людей по поведению, внешнему виду и другим проявлениям; (2) использование эмоций как фактора мотивации для активизации когнитивного процесса и принятия решений; (3) интерпретация эмоций, определение связи между мыслями и эмоциями; (4) умение управлять и контролировать эмоции для создания эффективной рабочей среды.

Д. Гоулман сопоставляет личностные характеристики человека с когнитивными способностями и определяет ЭИ как совокупность следующих компетенций: эмоциональное самосознание, самоконтроль, навыки самомотивирования, сочувствие, социальная компетенция [6].

Израильский психолог Рувен Бар-Он, изучая возможности прогнозирования изменений поведения и производительности человека, представил концептуальную модель количественного измерения «эмоциональной и социальной компетентности», которая включает ряд взаимозависимых факторов (эмоциональные, личностные и социальные способности), совокупно влияющих на возможность эффективно справляться с повседневными потребностями и проблемами [7].

Среди российских ученых, занимающихся проблемами эмоционального интеллекта, важно отметить работы И. А. Андреевой, Е. С. Ивановой, Д. В. Ушакова, Е.А, Сергиенко и др. Так, А. Г. Гладких подчеркивает связь ЭИ с когнитивными способностями и личностными характеристиками [8].

Проблема взаимосвязи академических достижений и эмоционального интеллекта привлекает внимание исследователей с начала XXI в. Ряд ученых полагает, что ЭИ способствует повышению

академических результатов в том случае, если для решения учебной задачи требуются эмоциональные компетенции. В научных исследованиях [9-11] подчеркивается, что только взаимосвязь эмоций с когнитивной составляющей определяет продуктивность академической деятельности.

Экспоненциальное развитие и распространение образовательных технологий в онлайн-формате в последние три года внесли значительные корректировки в методику и методологию обучения. Практика дистанционного обучения изменила формат коммуникации между преподавателями и студентами. В традиционном оффлайн-форма-те, когда процесс обучения основан на личном взаимодействии, академические успехи зависят в большой степени от умения преподавателя распознавать и реагировать на невербальные сигналы студентов, внося соответствующие изменения в методику преподавания. В среде дистанционного обучения, без возможности общения лицом к лицу, основным инструментом общения становятся голос и письменная речь. Академический успех зависит не только от педагогических приемов и методов, но и от эмоциональной реакции учащихся на процесс обучения. Такие факторы эмоционального интеллекта, как самомотивация, эмоциональное саморегулирование и самоконтроль, настойчивость, организованность, играют важную роль в успехе онлайн-обучения. В процессе обучения передача и получение информации осуществляется при помощи эмоциональных и когнитивных систем, способствуя развитию конструктивного и критического мышления. Достижение согласованности между эмоциональной и когнитивной системами дает возможность человеку принимать взвешенные и разумные решения. Эффективность преподавателя определяется не только профессиональными навыками и знаниями, но и развитостью эмоциональных компетенций, умением понимать эмоции других, формировать у учащихся положительные эмоции, стимулирующие познавательный процесс. Понимание важности влияния эмоций на результат обучение позволит преподавателю выработать более продуктивные отношения с учащимися в онлайн-среде.

Проблема, рассматриваемая в данной работе, касается понимания преподавателями высшей школы важности ЭИ в специфике дистанционной образовательной среды. Педагогическая деятельность, которая характеризуется высоким уровнем стресса вследствие большого количества спорных и конфликтных ситуаций, требует от преподава-

теля способности эффективного управления не только личным эмоциональным состоянием, но и эмоциональным состоянием учащихся, для формирования контакта, необходимого для вовлечения учащихся в учебный процесс, транслируемый посредством технических средств и программ. Уровень развития ЭИ находится в отрицательной корреляции с профессиональным выгоранием педагогов.

Вовлечение эмоций в обучение стимулирует когнитивный процесс, способствуя лучшему усвоению информации. Преподаватели, моделирующие навыки ЭИ в онлайн-среде, способствуют их развитию у студентов, что, как следствие, проявляется в хорошей учебе. Дистанционный формат обучения требует разработки и применения таких педагогических подходов, которые бы мотивировали студентов к самостоятельному получению знаний, что является неотъемлемым навыком для непрерывного обучения в течение жизни. Важно научить студентов рефлексивной практике, которая, выступая источником непрерывного профессионального развития, помогает им осознавать собственные эмоции, сопереживать другим, использовать эту информацию для достижения более высокого уровня знаний и установления эмоционального контакта в социуме.

В отличие от коэффициента интеллектуального развития, являющегося постоянной величиной, эмоциональный интеллект развивается в процессе приобретения жизненного опыта. Учебный процесс, как произвольно сконструированная система, становится тренажером эмоциональных компетенций, позволяя одновременно активизировать когнитивные и эмоциональные способности. Опрос, проведенный среди выборки преподавателей и студентов второго и третьего курса факультета информационных технологий и анализа больших данных Финансового университета, показал, что дистанционный формат способствует уменьшению количества конфликтных ситуаций в процессе обучения, снижению частоты переживания отрицательных эмоций и уровня стресса. Все субъекты образовательного процесса отмечают, что понимание и саморегулирование собственных эмоций, педагогические методы и приемы обучения, вовлекающие эмоциональные компетенции, позволяют повысить интерес учащихся к учебному процессу и, как следствие, достичь более высоких академических результатов.

С другой стороны, онлайн-обучение создает объективные трудности как в процессе передачи

эмоций и эмоционального состояния, так и в их идентификации и дифференциации у собеседника. В формате цифрового взаимодействия зрительный контакт частичен (если у собеседников включены видеокамеры), либо отсутствует полностью. Также отсутствует возможность невербального общения (например, жесты, язык тела). Как следствие, демонстрация эмоций возможна либо голосом, либо в письменной форме, например, с помощью знаков препинания, смайлов, эмодзи и т.д. Такой формат коммуникации замедляет скорость эмоционального отклика и повышает вероятность некорректной интерпретации эмоционального состояния собеседника. Так, преподаватели считают, что в формате дистанционного обучения для создания продуктивной учебной атмосферы и эффективного взаимодействия со студентами необходимы:

• определение эмоций по их вербальному проявлению;

• правильная интерпретация эмоций;

• осуществление контроля над собственными эмоциями;

• понимание образовательных потребностей учащихся;

• оказание помощи учащимся в интерпретации их собственных эмоций;

• управление эмоциями студентов;

• создание комфортной учебной среды;

• снятие негативных эмоций;

• эмпатия;

• лидерские и коммуникативные качества преподавателя.

Учебный процесс, проходящий в дистанционном формате, дает преподавателям и студентам возможность выбора степени персональной коммуникативной репрезентации. Это может быть общение в режиме видеоконференции, что наиболее близко к традиционному уроку в аудитории; общение с помощью микрофона или использование чатов или мессенджеров для письменной коммуникации. Выбор формы взаимодействия и коммуникации зависит не только от технологических возможностей, которыми располагают участники учебного занятия, но и от их личного желания. Закрытые формы общения затрудняют идентификацию эмоционального состояния со-

беседника, замедляют скорость эмоционального отклика, повышают вероятность ошибочной ответной реакции, снижают мотивацию к корректировке эмоционального поведения. Проведенные аналитические и эмпирические исследования позволяют выделить ряд положительных результатов применения модели эмоционального интеллекта в образовательной практике дистанционного обучения:

1. Обучение, вовлекающее эмоции, отличается от традиционного когнитивного образовательного процесса тем, что учащиеся приобретают навык осмысления и конструктивной реакции на изменения;

2. Рефлексивная практика и творческий мыслительный процесс имеют положительное влияние на принятие решений и осознанный выбор действий;

3. Самооценка является важным шагом к принятию личной ответственности;

4. Анализируя личные эмоции, достижения и неудачи, учащиеся разрабатывают траекторию для положительных изменений;

5. Адаптивность к изменяющейся образовательной среде дает положительные академические результаты и стимулирует личностный рост и развитие;

6. Построение и сохранение межличностных отношений являются основой для эффективной групповой работы, наставничества и лидерства.

Цифровизация образования, специфика организации и проведения качественных занятий в онлайн-формате ставят задачи формирования продуктивных взаимоотношений между преподавателями и студентами, которые невозможны без передачи, узнавания и интерпретации эмоций, вовлечения эмоционального интеллекта. Понимание важности эмоционального интеллекта в формате онлайн-обучения и применение эмоциональных компетенций на практике позволяют преподавателям эффективно и продуктивно взаимодействовать с учащимися, создавать комфортную среду обучения, развивать у студентов навыки самомотивации и самоконтроля, помогать им выстраивать позитивные межличностные отношения, повышать их уверенность в достижении высоких академических результатов.

список источников

1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена. Вопросы психологии. 2006;3(3):78-86.

2. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН; 2004. 141 с.

3. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. Психологический журнал. 2001; 1(22):12-18.

4. Thorndike E. L. Intelligence and its uses. Harper's Magazine. 1920;(140):227-235.

5. Salovey P., Mayer J. D. Emotional intelligence. Imagination, Cognition and Personality. 1990;(9):185-211.

6. Goleman D. Emotional Intelligence. New York: Bantam; 1995. 104 p.

7. Bar-On R. The Emotional Quotient Inventory (Eq-i): A Test of Emotional Intelligence. Toronto: MultiHealth Systems; 1997. 122 p.

8. Гладких А. Г. Эмоциональный интеллект молодых людей, уровень их адаптивности и степень социализации. ПсихологияXXIвека. 2006;(1):362-364.

9. Мельничук М. В., Калугина О. А. Эффективность обучения иностранному языку в вузе: компоненты эмоционального и интеллектуального. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021;(8):2627-2632.

10. Восковская А. С. Влияние эмоционального интеллекта студентов вузов на академическую успеваемость. Общество: социология, психология, педагогика. 2022;2(94):162-168.

11. Мельничук М. В., Белогаш М. А. Эмоциональный интеллект как предмет изучения процессов метапозна-ния при обучении в высшей школе. Сибирский педагогический журнал. 2021;(6):89-100.

references

1. . Andreeva I. N. Emotional intelligence: studies of the phenomenon. Voprosy psihologii = Questions of psychology. 2006;3(3):78-86. (In Russ.).

2. Lyusin D. V. Modern ideas about emotional intelligence. Social intelligence: Theory, measurement, research. M.: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences; 2004. 141 p. (In Russ.).

3. Maklakov A. G. Personal adaptive potential: its mobilization and forecasting in extreme conditions. Psihologicheskij zhurnal = Psychological Journal. 2001;1(22):12-18. (In Russ.).

4. Thorndike E. L. Intelligence and its uses. Harper's Magazine. 1920;(140):227-235.

5. Salovey P., Mayer J. D. Emotional intelligence. Imagination, Cognition and Personality. 1990;(9):185-211.

6. Goleman D. Emotional Intelligence. New York: Bantam; 1995. 104 p.

7. Bar-On R. The Emotional Quotient Inventory (Eq-i): A Test of Emotional Intelligence. Toronto: MultiHealth Systems; 1997. 122 p.

8. Gladkikh A. G. Emotional intelligence of young people, their level of adaptability and degree of socialization. Psihologiya XXI veka = Psychology of the XXI century. 2006; (1):362-364. (In Russ.).

9. Melnichuk M. V., Kalugina O. A. Effectiveness of teaching a foreign language at a university: components of emotional and intellectual. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki = Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2021;(8):2627-2632. (In Russ.).

10. Voskovskaya A. S. The influence of emotional intelligence of university students on academic performance. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika = Society: sociology, psychology, pedagogy. 2022;.2 (94):162-168. (In Russ.).

11. Melnichuk M. V., Belogash М. А. Emotional Intelligence as the Subject of Studying Metacognitive Processes in Universities. Sibirskiy Pedagochesky Zhurnal =Siberian Pedagogical Journal. 2021;(6):89-100. (In Russ.)

информация об авторе

Анастасия Сергеевна Бугреева — старший преподаватель Департамента английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет, Москва. Россия asbugreeva@fa.ru

about the author

Anastasiya S. Bugreeva — teacher of the Department of English for Professional Communication, Financial

University, Moscow, Russia

asbugreeva@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.