Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / РАЗВИТИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / SOFT SKILLS / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буянова Светлана Михайловна

Социокультурная образовательная среда обуславливает становление и самосовершенствование личности обучающегося. Современный университет является образовательным пространством, в рамках которого накапливаются и улучшаются знания, а также появляются различные компетенции, в том числе soft skills. Среди таких навыков важное значение имеет эмоциональный интеллект. Отсутствие исследований, посвященных изучению факторов, влияющих на развитие эмоционального интеллекта, определяет актуальность данной работы. Целью представленной статьи стало изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта преподавателей и студентов, наличие которой подтверждено в рамках данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN EMOTIONAL INTELLIGENCE OF STUDENTS AND TEACHERS

The sociocultural educational environment determines the formation and self-improvement of the student’s personality. A modern university is an educational space within which knowledge is accumulated and improved and various competencies, including soft skills, appear. Among these skills, emotional intelligence is essential. Our research aimed to study the relationship between the emotional intelligence of teachers and the emotional intelligence of students. In our study, the existence of this relationship was confirmed.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ»

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-6-34-38 УДК 159.9.072(045)

Взаимосвязь эмоционального интеллекта студентов и преподавателей*

С. М. Буянова

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-5729-9598

аннотация

Социокультурная образовательная среда обуславливает становление и самосовершенствование личности обучающегося. Современный университет является образовательным пространством, в рамках которого накапливаются и улучшаются знания, а также появляются различные компетенции, в том числе soft skills. Среди таких навыков важное значение имеет эмоциональный интеллект. Отсутствие исследований, посвященных изучению факторов, влияющих на развитие эмоционального интеллекта, определяет актуальность данной работы. Целью представленной статьи стало изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта преподавателей и студентов, наличие которой подтверждено в рамках данного исследования.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; социокультурная среда образовательной организации; обучающиеся; развитие; компетенции; soft skills; корреляционный анализ

Для цитирования: Буянова С. М. Взаимосвязь эмоционального интеллекта студентов и преподавателей. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(6):34-38. DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-6-34-38

original paper

Relationship Between Emotional Intelligence of students and Teachers**

s. M. Buyanova

Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-5729-9598

abstract

The sociocultural educational environment determines the formation and self-improvement of the student's personality. A modern university is an educational space within which knowledge is accumulated and improved and various competencies, including soft skills, appear. Among these skills, emotional intelligence is essential. Our research aimed to study the relationship between the emotional intelligence of teachers and the emotional intelligence of students. In our study, the existence of this relationship was confirmed.

Keywords: emotional intelligence; sociocultural environment of the educational organization; students; development; competence; soft skills; correlation analysis

For citation: Buyanova s. M. Relationship between emotional intelligence of students and teachers. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2021;11(6):34-38. (In Russ.). DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-6-34-38

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.

** The article was prepared based on the research results carried out at the expense of budgetary funds on a state order to the Financial University.

© Буянова С.М., 2021

ВВЕДЕНИЕ

Социокультурная среда высшего учебного заведения представляет собой систему социальных, социально-психологических, психолого-педагогических, правовых и т. п. условий, направленных на развитие студента как будущего профессионала. При этом субъекты образовательного процесса транслируют друг другу собственные ценности, демонстрируют различные навыки в рамках учебной, внеучеб-ной и пр. деятельности. В. Н. Кимков отмечает, что какое бы название не было дано среде («социально-психологическая среда», «социокультурная среда», «педагогическая среда»), понимать ее необходимо как определенное благоприятное окружение образовательного процесса [1].

В исследовании Е. А. Бурдуковской также показано, что среда образовательной организации во многом обуславливает личностное становление обучающегося, его самосовершенствование и гармонизацию его образа жизни. По мнению автора, влияние на обучающегося оказывает не только сам образовательный процесс, но и его окружение, уклад жизни и т.п. Именно это многообразие условий объединяет в себе социокультурная образовательная среда, что позволяет говорить об оптимальном процессе становления личности обучающегося [2].

A. Патлина и соавторы отмечают, что организация обучения — это всегда общение, так как субъектом образования является не отдельный человек, а сообщество, в рамках которого возникает открытое образовательное пространство. Университет представляет собой, по их мнению, особую социокультурную среду, в рамках которой происходит формирование и развитие личности, а конкретно — накопление и улучшение знаний, появление различных компетенций, в том числе soft skills [3].

Эмоциональный интеллект признается одним из важнейших soft skills, так как способность понимать эмоции и управлять ими дает основу для различных социальных и эмоциональных компетенций, которые важны для успеха во многих профессиональных сферах.

На сегодняшний день нет работ, в которых описывается влияние социокультурной среды образовательной организации на эмоциональный интеллект обучающихся. Э. А. Чотбаева

и К. Н. Усубалиев указывают, что в настоящий момент в науке насчитывается большое количество исследований, посвященных проблеме формирования эмоционального интеллекта обучающихся, в то время как факторы, влияющие на развитие эмоционального интеллекта, недостаточно изучены [4]. Авторы указывают, что «в качестве необходимого условия и одного из основных факторов развития эмоционального интеллекта нужно в первую очередь участие в его формировании преподавателя». Преподаватель, по их мнению, в таком случае должен обладать высоким уровнем развития эмоционального интеллекта.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Для измерения уровня эмоционального интеллекта преподавателей и студентов была использована методика «ЭмИн» Д. В. Люсина [5].

Расчет статистических критериев был проведен с использованием программы STATISTICA 10.0.

Выборку составили студенты (в возрастном диапазоне от 17 до 20 лет) и преподаватели (28-78 лет) Финансового университета.

В качестве необходимого условия и одного из основных факторов развития эмоционального интеллекта нужно в первую очередь участие в его формировании преподавателя.

Корреляционный анализ позволил обнаружить большое количество взаимосвязей между шкалами и субшкалами, измеряющими эмоциональный интеллект преподавателей и студентов (см. таблицу).

Наиболее тесные взаимосвязи обнаружены: 1. Между способностью преподавателя понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно и способностью студента управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.

Таблица / Table

Корреляционный анализ / Correlation analysis

преподаватели Студенты показатель

Шкала ОЭИ Субшкала МУ r = 0,140389356 при p = 0,05

Шкала ОЭИ Субшкала ВЭ r = 0,166044404 при p = 0,01

Шкала ОЭИ Шкала УЭ r = 0,156307032 при p = 0,05

Субшкала МП Субшкала МУ r = 0,22315682 при p = 0,001

Субшкала МП Шкала ОЭИ r = 0,122064776 при p = 0,05

Субшкала МП Шкала УЭ r = 0,169833742 при p = 0,01

Субшкала МУ Субшкала ВЭ r = 0,122475843 при p = 0,05

Субшкала МП Субшкала ВЭ r = 0,15086375 при p = 0,05

Шкала МЭИ Субшкала МУ r = 0,164548387 при p = 0,01

Шкала МЭИ Субшкала ВЭ r = 0,150602542 при p = 0,05

Шкала МЭИ Шкала УЭ r = 0,136951566 при p = 0,05

Субшкала ВУ Шкала УЭ r = 0,143909964 при p = 0,05

Субшкала ВУ Субшкала ВЭ r = 0,123205286 при p = 0,05

Субшкала ВЭ Субшкала ВП r = 0,137350408 при p = 0,05

Субшкала ВЭ Субшкала ВУ r = 0,229600992 при p = 0,001

Субшкала ВЭ Шкала ВЭИ r = 0,245943178 при p = 0,001

Субшкала ВЭ Субшкала ВЭ r = 0,24487807 при p = 0,001

Субшкала ВЭ Шкала ОЭИ r = 0,198635793 при p = 0,01

Субшкала ВЭ Шкала УЭ r = 0,266592549 при p = 0,001

Шкала ВЭИ Шкала УЭ r = 0,141146115 при p = 0,05

Шкала ВЭИ Субшкала ВЭ r = 0,145091517 при p = 0,05

Шкала ВЭИ Шкала ВЭИ r = 0,132542992 при p = 0,05

Примечание: r - коэффициент корреляции; p - уровень значимости; шкала ОЭИ - общий эмоциональный интеллект; шкала МП - понимание чужих эмоций; шкала МУ - управление чужими эмоциями; шкала ВП - понимание своих эмоций; шкала ВУ- управление своими эмоциями; шкала ВЭ - контроль экспрессии; шкала МЭИ - межличностный эмоциональный интеллект; шкала ВЭИ - внутриличностный эмоциональный интеллект.

Источник/Source: составлено автором / rompi^d by the author.

Мы предполагаем, что студент наблюдает за преподавателем, за его способностью понимать эмоциональное состояние человека и, возможно, имея цель скрыть определенные эмоции от преподавателя или, наоборот, продемонстрировать нужные эмоции, учиться лучше управлять своими эмоциями.

2. Между способностью преподавателя контролировать внешние проявления своих эмоций и способностью студента управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.

Мы предполагаем, что преподаватель, демонстрируя способность к контролю за эмоциями, становится примером для студента, который все еще учится управлять собственными эмоциями.

3. Между способностями преподавателя и студента контролировать внешние проявления своих эмоций.

В данном случае преподаватель также выступает той личностью, с которой студенты берут пример, как контролировать внешние проявления эмоций.

4. Между способностью преподавателя контролировать внешние проявления своих эмоций и способностью студента к пониманию собственных эмоций и управлению ими.

5. Между способностью преподавателя контролировать внешние проявления своих эмоций и способностью студента к управлению своими и чужими эмоциями.

ВЫВОДЫ

Мы считаем, что полученный результат может свидетельствовать о влиянии эмоционального интеллекта преподавателя на развитие эмоционального интеллекта обучающегося. Преподаватель является носителем не только профессиональных знаний и умений, но и определенных жизненных установок, ценностей, транслятором определенных поведенческих паттернов и т.п. [6-8]. В нашем случае преподаватель транслирует способы эмоционального реагирования на различные ситуации, демонстрирует способности к управлению эмоциональными состояниями — как своими, так и студентов и т.д.

Полученные данные созвучны с размышлениям Э. А. Чотбаевой и К. Н. Усубалиева, которые считают, что на становление эмоционального интеллекта обучающихся оказывают влияние как личность преподавателя, так и его педагогическая деятельность в целом. Авторы также предполагают, что в рамках образовательной деятельности преподаватель транслирует обучающимся не только ЗУНы (знания, умения, навыки), но и паттерны поведения, способы эмоционального реагирования. По их мнению, если студент видит в преподавателе некие идеальные профессиональные и личностные черты, то стремится ему подражать. То есть механизм подражания обеспечивает развитие эмоционального интеллекта обучающегося. Таким образом, существует тесная взаимосвязь эмоционального интеллекта преподавателей и студентов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Кимков В. Н. Формирование социокультурной среды сельской гимназии как средство реализации качества образования. Дис. ... канд. пед. наук. СПб.; 2001. 205 с.

2. Бурдуковская Е. А. Социокультурная среда вуза как педагогический фактор личностного становления студента. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Благовещенск; 2004. 201 с.

3. Patlina A., Shlyubul E., Gomtsyan O., Lyausheva S. The Model of the Sociocultural Educational Environment of the Classical University. URL: https://www.researchgate.net/publication/338600833_The_Model_of_the_ Sociocultural_Educational_Environment_of_the_Classical_University

4. Чотбаева Э. А., Усубалиев К. Н. Роль преподавателя в формировании и развитии эмоционального интеллекта студентов. Высшее образование сегодня. 2019;(8):69-73.

5. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. Психологическая диагностика. 2006;(4):3-22.

6. Иванов М. С., Яницкий М. С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения. Философия образования. 2004;3(11):233-241.

7. Сокольская М. В. Личностное здоровье профессионала. Автореф. дис. .д-ра психол. наук. Хабаровск;2012. 50 с.

8. Chamizo-Nieto M.T., Arrivillaga C., Rey L., Extremera N. The Role of Emotional Intelligence, the Teacher-Student Relationship, and Flourishing on Academic Performance in Adolescents: A Moderated Mediation Study. Frontiers in Psychology. 2021;(12):1-8.

references

1. Kimkov V. N. Formation of the sociocultural environment of a rural gymnasium as a means of realizing the quality of education: Dis. ... cand. ped. sciences. St. Petersburg; 2001. 205 p. (In Russ.).

2. Burdukovskaya E. A. Socio-cultural environment of the university as a pedagogical factor of the student's personal development. Dis. ... cand. ped. sciences. Blagoveshchensk; 2004. 201 p. (In Russ.).

3. Patlina A., Shlyubul E., Gomtsyan O., Lyausheva S. The Model of the Sociocultural Educational Environment of the Classical University. URL: https://www.researchgate.net/publication/338600833_The_ Model_of_the_Sociocultural_Educational_Environment_of_the_Classical_University

4. Chotbaeva E. A., Usubaliev K. N. The role of the teacher in the formation and development of the emotional intelligence of students. Vyssheye obrazovaniye segodnya = Higher education today. 2019;(8):69-73. (In Russ.).

5. Lyusin D. V. A new technique for measuring emotional intelligence: the Emin questionnaire. Psikhologicheskaya diagnostika = Psychological diagnostics. 2006;(4):3-22. (In Russ.).

6. Ivanov M. S., Yanitskiy M. S. On the problem of assessing the potential of personality self-realization in the learning process. Filosofiya obrazovaniya = Philosophy of Education. 2004;3(11):233-241. (In Russ.).

7. Sokolskaya M. V. Personal health of a professional. Author. Dis. ... Dr psychol. sciences. Khabarovsk; 2012. 50 p. (In Russ.).

8. Chamizo-Nieto M.T., Arrivillaga C., Rey L., Extremera N. The Role of Emotional Intelligence, the Teacher-Student Relationship, and Flourishing on Academic Performance in Adolescents: A Moderated Mediation Study. Frontiers in Psychology. 2021;(12):1-8.

информация об авторе

Светлана Михайловна Буянова — старший преподаватель Департамента психологии и развития человеческого капитала факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет, Москва, Россия sbuyanova@fa.ru

ABOUT THE AUTHOR

Svetlana M. Buyanova — Senior Teacher, Department of Psychology and Human Capital, Faculty of Social

Sciences and Mass Communications, Financial University, Moscow, Russia

sbuyanova@fa.ru

Статья поступила 25.08.2021; принята к публикации 20.09.2021. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received on 25.08.2021; accepted for publication on 20.09.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.