DOI 10.25588/CSPU.2020.158.5.014
УДК 159.9.072 ББК 88.9
О. В. Байгужина1, Е. В. Перепелюкова2, М. В. Шапошникова3
:ORCID № 0000-0003-4292-321X Кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0002-5754-8670 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
3ORCID № 0000-0001-7726-5304 Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
о
№
№ д
E-mail: [email protected] §
№ о
№
В УСЛОВИЯХ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ №
к
Аннотация §
v
о
Введение. Публичное выступление является неотъемлемой частью учебно-профессиональной деятельности студентов, обучаю- е щихся в педагогических вузах. Поведенческая активность выступа-
о
№
ющих во время выступления часто опосредована стрессовой ситуа- л
цией; при этом одни студенты проявляют решительность и в
№
организованность, другие — эмоционально переживают вынужден- Л
о
в и
¡о №
Л
ные условия. В статье представлена оценка поведенческих реакций студента во время публичного выступления.
Цель — выявить особенности поведенческих реакций в усло- и виях публичного выступления у студентов с различным уровнем эмоционального интеллекта.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе кафедры общей биологии и физиологии Южно-Уральского государ- |
и
ственного гуманитарно-педагогического университета. На основе I
информированного согласия в исследовании приняли участие 20 студентов 4 курса. Эмоциональный интеллект оценивали с помощью одноименного опросника В. Д. Люсина. Поведенческие реакции выступающих оценивали по алгоритму, предложенному Н. А. Белоусо-вой и П. А. Байгужиным Для проверки статистической значимости полученных результатов использовались непараметрические статистические критерии Манна-Уитни (для попарно не связанных выборок) и Вилкоксона (для связанных выборок).
Результаты. Установлено, что обследованные с низким уровнем эмоционального интеллекта во время публичного выступления более тревожны и растеряны, что подтверждается относительно высокими у них значениями эмоциональной нестабильности. Только у 20 % обследованных общий уровень эмоционального интеллекта составил выше среднего, они более гибкие и адаптивные к меняющимся условиям. Поведенческий паттерн общей напряженности у студентов в «ситуации № 2» значимо выше, чем в «ситуации № 1». Обследованные с низким уровнем эмоционального интеллекта во время публичного выступления более тревожны и растеряны, что подтверждается относительно высокими у них значениями эмоциональной нестабильности. Результаты показывают, что в «ситуации № 1» у студентов преобладала самооценивающая
а
«о
I
| вербализация, а с появлением дополнительного «стрессового фак-
о
§ тора» выраженной стала экстралингвистика.
сц
Обсуждение. Выявленные особенности поведенческих реакций, объединенных в паттерны у студентов во время выступления, являются важными психофизиологическими индикаторами
методических подходов, способствующих развитию у студентов
а
«о
о
степени их психоэмоциональной напряженности. | Заключение. Полученные данные свидетельствуют о необхо-
^ димости применения в ходе подготовки педагогических кадров
сц
а самоконтроля и саморегуляции поведения при учете у них эмоционального интеллекта.
Ру
| Ключевые слова: студенты; коммуникативная компетент-
^ ность; поведенческие реакции; публичное выступление; эмоцио-
О нальный интеллект.
Основные положения:
Получены и проанализированы данные поведенческих реакций студентов с различным уровнем эмоционального интеллекта в различных ситуациях публичного выступления.
1 Введение (Introduction)
Учебно-профессиональная деятельность студентов сопровождается эмоциональным и интеллектуальным напряжением, которое вызвано действием ряда стресс-факторов [1]. Профессиональная готовность будущего педагога заключается не только в формировании необходимых профессиональных компетенций, но и в устойчивости сохранять оптимальное физиологическое и психофизиологическое состояние.
Совокупность социальных и ситуационных факторов образовательной среды высшей школы должна формировать связь эффективной самопрезентации студента с созданием соответствую-
о
ве
щей для конкретной ситуации модели его поведения. Большинство е
н
ч е с к и е р е а
курса тревога после выступления ниже, чем перед ним; у студентов ии
у
с
туд д
е н
студентов (около 60 %) в ситуации публичного выступления испытывают сильное чувство тревоги. При этом у девушек уровень тревоги выше, по сравнению с юношами. Показано, что у студентов 1
старших курсов выявлена противоположная закономерность [2].
В основе указанных проявлений находится целый спектр психофизиологических изменений, выраженный в страхе публичных выступлений [3], как «психологическом состоянии, которое возникает в важных и трудных ситуациях, когда человек боится провала перед людьми, мнение которых для него является важным» [4].
В свете указанных особенностей поведения студентов при
публичном выступлении актуализируется вопрос об их способно- я
"б
сти противостоять неблагоприятным психологическим состояниям ли
ч
преимущественно за счет активации механизмов самоконтроля, са- о
го
морегуляции. По данным литературы индикатором эффективности реализации указанных механизмов является эмоциональный ин-
уп
теллект. Так, в современных условиях обучения в вузе развитие е
ни
эмоционального интеллекта рассматривается как характеристика |
о
№
О
№
№ £
О
№
So
качества жизни студента. Уровень эмоционального интеллекта детерминирует поведение обучающегося во взаимодействии с сокурсниками, профессорско-преподавательским составом, способствует повышению психологического климат в коллективе [5].
Для того, чтобы будущему педагогу научиться владеть собой в такой обстановке, уметь выявлять позитивные и негативные факторы, воздействующие на свою профессиональную деятельность, необходимо уже в период подготовки осваивать специальные методы, помогающие адаптироваться к педагогическим условиям. В образование и развитие коммуникативной культуры студента, которая включает знания, умения, навыки, методы, позволяющие найти решение в различных сложившихся профессиональных условиях, входит умение применять словесные и сенсомоторные способы общения и владения речью.
Целью исследования является выявление особенностей поведенческих реакций в условиях публичного выступления у студентов с различным уровнем эмоционального интеллекта. 2 Материалы и методы (Materials and methods) В обследовании приняли участие 20 студентов 4 курса. Моделью публичного выступления являлось проведение условного урока студентами контрольное занятие в рамках учебной дисциплины «Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности». § Условия проведения данного контрольного занятия приближались к условиям реального урока в школе (продолжительность, структура, документация, методическое сопровождение, активное применение средств, методов и форм урока и т. п.). Моделировались две ситуа-
ffij
а
в
о
2 ции: первая — первые 10 минут после начала занятия, вторая — 10 § минут после момента посещения занятия «третьим» лицом (другим ^ значимым). Вторая ситуация инициирована с целью повышения
сц ^
а" н
напряженности выступающего.
Обработка результатов проводилась с помощью видеорегистрации поведенческих реакций при помощи методики «Наблюдение « за поведенческими реакциями обследуемого» [6]. Методика выявляет
3
сц
частные характеристики (появления) наблюдаемого поведения, как
О маркеров психофизиологического состояния обследуемых.
С целью дифференциации обследуемых использован опросник эмоционального интеллекта В.Д. Люсина, определяющий, кроме того, эффективность коммуникации [7].
Математико-статистическая обработка экспериментального материала проводилась с использованием редактора таблиц Microsoft Excel, а также программного пакета SPSS v.17. Полученные данные представлены как:
среднее арифметическое значение ± квадратическая ошибка
средней (M ± m).
Для проверки статистичес-кой значимости полученных результатов использовались непараметрические статистические критерии Ман-на-Уитни (для попарно не связанных выборок) и Вилкоксона (для связанных выборок).
3 Результаты (Results )
По результатам методики В. Д. Люсина более выраженным является показатель межличностного эмоционального интеллекта (МЭИ) студентов, то есть их способность к пониманию и управлению эмоциями других людей, а показатели шкалы внутриличност-ного ЭИ (свои эмоции), напротив, соответствуют сравнительно низкому уровню (рисунок 1)1.
45 43 « 41 w 39 37 35
41 1,8 40,4 40,15
38,75 ]
МЭИ
ВЭИ
ПЭ
УЭ
Рисунок 1 — Профиль эмоционального интеллекта студентов Figure 1 — Students' emotional intelligence profile
£
№
№ д
е н ч № с к и №
Р №
а
Ц
и и V с
д
д
№
н
о
о
№
V
S
0
№ и
1
и
и
ч н
о
г о
1 Примечание - МЭИ — межличностный эмоциональный интеллект; ВЭИ — внутриличностный эмоциональный интеллект; ПЭ — понимание эмоций; УЭ — управление эмоциями.
№
№
н и
So
Анализ результатов уровня эмоциональности выявил, что лишь у 20 % респондентов общий уровень эмоционального интеллекта (ОЭИ) выше среднего, такие студенты более гибкие и адаптивные к меняющимся условиям. Считаем, что проявление низкого и ниже среднего уровней по всем шкалам теста «Эмоциональный интеллект» — это неблагоприятная ситуация с точки зрения профессионально значимых качеств будущего педагога. В частности, более 50 % респондентов способность к пониманию своих и чужих эмоций демонстрируют на уровнях «низкий» и «ниже среднего». Подобная характеристика отражается и в проявлении способности к управлению своими и чужими эмоциями.
Установлено, что респонденты с низким уровнем эмоционального интеллекта во время публичного выступления более тревожны и растеряны, проявляют эмоциональную нестабильность. Данную особенность можно объяснить как проявление защитного механизма. В литературе имеются данные о том, что студентов с низким уровнем эмоционального интеллекта в ситуации конфликта отличает склонность к соперничеству [8]. При этом, как указывает автор, анализ преобладающих стратегий поведения в конфликте у студентов со средним уровнем эмоционального интеллекта выявил
50
§ склонность идти на компромисс или сотрудничество. ^ Оценить проявление поведенческих реакций и их паттернов
у студентов в условиях публичного выступления позволило моделирование двух ситуаций: первая — это 10 минут после начала занятия, вторая — 10 минут после момента посещения занятия «третьим» лицом (другого преподавателя). Вторая ситуация инициирована с целью повышения напряженности выступающего. Анализ результатов, представленных в таблице 1, выявил,
сц
а
в
о
2
§
к
кр
^ что при смене обстановки (когда во время выступления студента
сц ^
а ж
появлялся сторонний преподаватель) снизилось проявление мотивирующей и комментирующей вербализации (сократилось использование мотивирующих глаголов и комментариев во время выступления). Во второй модельной ситуации во время диалога сц выступающие студенты чаще реагировали на замечания, реплики. Часто наблюдаемым мимическим индикатором является общая
»а
о
напряженность мышц лица. Это объясняется тем, что внутренние переживания во время выступления проявляются в повышенном возбуждении, усиливается эмоциогенность выступления, что и проявляется в увеличении мимического репертуара выступающего. При этом общая двигательная активность (прохождения по аудитории, жестикуляция и т. п.) значительно снизилась (Таблица 1).
Таблица 1 — Оценка поведенческих реакций у студентов в условиях публичного выступления (M ± m) Table 1 — Assessment of students behavioral responses in public speaking (M ± m)
Поведенческая реакция Ситуация № 1 Ситуация № 2 р-уровень
Вербализация, в т. ч. нелингвистические варианты
Самооценивающая 2,24 ± 0,17 2,10 ± 0,19 0,467
Мотивирующая 2,67 ± 0,14 2,00 ± 0,22 0,023
Комментирующая 2,86 ± 0,10 2,33 ± 0,19 0,041
Экстралингвистика 2,00 ± 0,17 1,86 ± 0,13 0,581
Психологическая характеристика поведенческих реакций
Эмоциональность - стабильность 2,45 ± 0,17 2,19 ± 0,19 0,465
Уверенность - неуверенность 1,95 ± 0,18 1,95 ± 0,18 0,894
Активность - пассивность 1,90 ± 0,19 2,19 ± 0,18 0,302
Внимательность - рассеянность 1,76 ± 0,15 2,00 ± 0,07 0,166
Реакция на замечание 1,90 ±0,19 2,57 ± 0,11 0,010
Мимика
Глаза 2,24 ± 0,21 2,24 ± 0,17 1
Рот 2,14 ± 0,17 1,86 ± 0,17 0,253
Лоб 2,57 ± 0,18 2,24 ± 0,18 0,416
Генерализованная 1,62 ± 0,13 1,95 ± 0,05 0,02
Двигательная активность
Динамичность 2,43 ± 0,15 2,00 ± 0,15 0,074
Напряженность - легкость 1,76 ± 0,15 2,00 ± 0,07 0,132
Координированность 2,71 ± 0,10 2,95 ± 0,05 0,025
Жестикуляция 2,05 ± 0,19 1,95 ± 0,21 0,651
Автоконтакты частей тела 1,86 ± 0,16 1,57 ± 0,16 0,222
Генерализованная 2,48 ± 0,16 1,90 ± 0,14 0,018
о
№
№ д
е н ч № с к и
№ р
№
а
и и № с
д
д
№
н
о
№
О
№ №
У £
О
№ и
So №
и
и
ч н
О
г О
1
№
н и
So
В следующей таблице представлены сравнения поведенческих реакций студентов с различным уровнем эмоционального интеллекта в различных ситуациях публичного выступления. Студенты с низким уровнем эмоционального интеллекта во второй ситуации выражено реагируют на замечания. Стрессовая ситуация значительно повышает напряженность, такие студенты чаще затрудняются дать ответ на вопрос, замечания вводят их в замешательство, а неспособность управлять своими эмоциям может привести к срыву.
Выявлено, что у группы студентов со средним уровнем эмоционального интеллекта с появлением «стрессового фактора» чаще проявляется мотивирующая вербализация, снижаются динамичность позы и общая напряженность (Таблица 2).
Таблица 2 — Поведенческие реакции студентов в различных ситуациях публичного выступления (M ± m) Table 2 — Behavioral responses of students in various situations of public speaking (M ± m)
Поведенческая реакция Ситуация №1 Ситуация №2 р-уровень
Студент с низким уровнем развития эмоционального интеллекта
Реакция на замечания 1,57 ± 0,30 2,71 ± 0,18 0,038
Студент со средним уровнем развития эмоционального интеллекта
Мотивирующая 2,50 ± 0,23 1,92 ± 0,29 0,038
Динамичность позы 2,33 ± 0,19 1,83 ± 0,21 0,034
Генерализованная 2,50 ± 0,23 1,75 ± 0,18 0,038
4 Обсуждение (Discussion)
Выявленные особенности поведенческих реакций, объединенных в паттерны у студентов во время выступления, являются важными психофизиологическими индикаторами степени их психоэмоциональной напряженности. Установлено, что генерализованная (общая) напряженность у студентов в «ситуации № 2» значимо выше, чем в «ситуации № 1». Объясняется это тем, что внутренние переживания, возникающие при восприятии дополнительного стресс-фактора на фоне активации симпатического отдела нервной системы, способствуют повышению тонуса мышц, в частности, мимических. В литературе имеются подтверждающие данные о корреляционной размер-
ности мозговой активности, положительно связанной с уровнем интеллекта студентов [9] : чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем выше мозговая активность, выраженная в относительно совершенных проявлениях саморегуляции поведения.
Нами выявлено, что обследованные с низким уровнем эмоционального интеллекта во время публичного выступления более тревожны и растеряны, что подтверждается относительно высокими у них значениями эмоциональной нестабильности. Результаты показывают, что в «ситуации № 1» у студентов преобладала самооценивающая вербализация, а с появлением дополнительного «стрессового фактора» выраженной стала экстралингвистика.
5 Заключение (Conclusion)
Практическую значимость полученных в результате исследования выводов имеет, на наш взгляд, организация такого подхода к обучению студентов, когда передаются не столько знания и умения, сколько формируется стиль поведения, эмоциональные особенности
о
№
и эмоциональный интеллект преподавателя [10]. В частности, кроме №
ж
Л
№
о *
к
№
№ а
нальную поддержку студентам с низким уровнем эмоционального к
V
о №
ж
очевидных методических подходов (создание и поддержка эмоционально стабильной образовательной среды с преобладанием положительных эмоций); оказывать повышенное внимание и эмоцио-
интеллекта; расширять возможности для самопрезентации студентов в условиях применения активных методов обучения.
Библиографический список
здравоохранение, физическая культура. 2011. № 39 (256). С. 16-18.
о
№ №
1. Байгужин П. А. Гигиеническая оценка напряженности умственного "g
труда студентов в ситуации тестирования теоретической подготовленности // »
№
Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, о
§
о
№
2. Венгер А. Л., Тяпкина М. В. Тревога перед публичным выступлением у ^
студентов в начале и в конце обучения в университете // Вестник государственного >Ц университета Дубна. Серия: Науки о человеке и обществе. 2019. Т. 1. № 1. С. 13-24.
g к
3. Marinho A.C.F., De Medeiros A.M., Gama A.C.C. & Teixeira L.C. g (2017), "Fear of public speaking: perception of college students and corre- ° lates", Journal of Voice, vol. 31, is. 1, pp. 127.e7-127e11. DOI:
10.1016/j.jvoice.2015.12.012. (Scopus). ^
g
4. Хмеларова З. Чонкова А., Шолтес Э. Страх публичных выступлений у g учеников и студентов в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая §
наука и образование. 2018. Т. 23. № 4. С. 70-79. DOI: 10.17759/pse.2018230407.
5. Богачева Е. А. Влияние эмоционального интеллекта на качество жизни студентов в образовательном пространстве // Известия Саратовского университета.. 2018. Т. 7. № 4. С. 386-391. (Акмеология образования. Психология развития). DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-4-386-391
6. Программа наблюдения за поведенческими реакциями человека / Н. А. Белоусова, П. А. Байгужин ; заявитель и правообладатель Челябинский государственный педагогический университет : пат. № RU 2016613494 Российская Федерация. 2016610941 ; заявл. 09.02.16 ; опубл. 28.03.16, Бюл. № 6 / 20.04.2016. 4 с.
7. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22.
8. Вышквыркина М. А. Стратегии поведения в конфликте студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/47PSMN619.pdf (дата обращения: 18.02.2020).
9. Станкова Е. П., Мышкин И. Ю. O связи индивидуальных характеристик электроэнцефалограммы с уровнем интеллекта // Вестник Московского университета. 2016. № 4. С. 83-88. (Серия 16 «Биология»).
10. Чотбаева Э. А., Усубалиев К. Н. Роль преподавателя в формировании и развитии эмоционального интеллекта студентов // Высшее образование сегодня. 2019. № 8. С. 69-73. DOI: 10.25586/RNU.HET.19.08.P.69.
O. V. Baiguzhina1, Ye. V. Perepelyukova2, M. V. Shaposhnikova3
!ORCro № 0000-0003-4292-321X
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0002-5754-8670 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences,
Associate Professor at the Department of Physical Education, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
3ORCID № 0000-0001-7726-5304 Senior Lecturer at the Department of Physical Education, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
BEHAVIORAL REACTIONS OF UNIVERSITY STUDENTS UNDER PUBLIC SPEAKING
a
I
in
nhs
o
ahS
a v
Ü
u ly
el ^
e r e
eP £
,a ni
I
u ig
ia
cq Ö
Abstract
Introduction. Public speaking is an integral part of the educational and professional activities of students studying at pedagogical universities. The behavioral activity of speakers during a speech is often mediated by a stressful situation; some students show determination and organization, while others emotionally experience forced conditions. The article presents an assessment of a student's behavioral reactions during a public speech. The goal is to identify the features of behavioral reactions in public speaking among students with different levels of emotional intelligence.
Materials and methods. . The study was conducted at the Department of General biology and physiology of the South Ural state humanitarian and pedagogical University. Based on informed consent, 20 4th-year students participated in the study. Emotional intelligence was assessed using the questionnaire of the same name by V.D. Lyusin. Behavioral responses of speakers were evaluated according to the algorithm proposed by Bel- e
a
ousova N.A. and Baiguzhin P.A. To check the statistical signifi- | cance of the results obtained, nonparametric statistical criteria of Mann-Whitney (for pairwise unrelated samples) and Wilcoxon (for related samples) were used.
Results. It was found that the subjects with a low level of emotional intelligence during a public speech are more anxious i and confused, which is confirmed by their relatively high values of emotional instability. Only 20 % of those surveyed had a high- S er-than-average overall level of emotional intelligence, and they were more flexible and adaptive to changing conditions. The behavioral pattern of General tension among students in "situation g № 2" is significantly higher than in "situation no. 1". Subjects i
with a low level of emotional intelligence are more anxious and §
s
confused during a public speech, which is confirmed by their rel- ^
atively high values of emotional instability. The results show that l
in the "situation no. 1", self-evaluating verbalization prevailed ^
among students, and with the appearance of an additional "stress ||
factor", extralinguistics became pronounced. g
Discussion. The revealed features of behavioral reactions combined into patterns in students during a speech are important psychophysiological indicators of the degree of their psychoemo-tional tension.
Conclusion. The data obtained indicate the need to apply methodological approaches in the course of training teachers that promote the development of students ' self-control and self-regulation of behavior while taking into account their emotional intelligence.
Keywords: Students; Communication competence; Behavioral responses; Public speaking; Emotional intelligence. Highlights:
Data on behavioral responses of students with different levels of emotional intelligence in different situations of public speaking were obtained and analyzed.
References
1. Baiguzhin P.A. (2011), Gigienicheskaya otsenka napryazhennosti umstvennogo truda studentov v situatsii testirovaniya teoreticheskoi podgo-tovlennosti [Hygienic assessment of students ' mental labor intensity in the situation of testing theoretical readiness]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosu-| darstvennogo universiteta. Seriya "Obrazovanie, zdravookhranenie, fizi-
I
S -s;
o 2. Venger A.L. & Tyapkina M.V. (2019), Trevoga pered publichnym
£
a" s;
I
s
3
05
cheskaya kul'tura", 39 (256), 16-18 (In Russian).
jj! vystupleniem u studentov v nachale i v kontse obucheniya v universitete [Public speaking anxiety of students at the beginning and at the end of university studies]. Vestnik gosudarstvennogo universiteta Dubna. Seriya
a "Nauki o cheloveke i obshchestve", 1, 13-24. (In Russian).
3. Marinho A.C.F., De Medeiros A.M., Gama A.C.C. & Teixeira L.C.
^ 10.1016/j.jvoice.2015.12.012. (Scopus).
(2017), "Fear of public speaking: perception of college students and correlates", Journal of Voice, vol. 31, is. 1, pp. 127.e7-127e11. DOI:
4. Khmelarova Z., Chonkova A. & Sholtes E. (2018), Strakh publich-nykh vystuplenii u uchenikov i studentov v podrostkovom i yunosheskom voz-raste [Fear of public speaking among students and students in adolescence and adolescence]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 23, 4, 70-79. DOI: 10.17759/pse.2018230407 (In Russian).
5. Bogacheva E.A. (2018), Vliyanie emotsional'nogo intellekta na ^ kachestvo zhizni studentov v obrazovatel'nom prostranstve [Influence of
emotional intelligence on the quality of life of students in the educational space]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya "Akmeologiya obra-zovaniya. Psikhologiya razvitiya", 7, 4, 386-391. DOI: 10.18500/2304-97902018-7-4-386-391 (In Russian).
6. Belousova N. A. & Bayguzhin P. A., Chelyabinsk State Pedagogical University (2016), Programma nablyudeniya za povedencheskimi reaktsiyami cheloveka [Monitoring program for behavioral reactions of a person]. Chel-yabinskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, Chelyabinsk, Russia, Pat. No.RU 2016613494. (In Russian).
7. Lyusin D.V. (2006), Novaya metodika dlya izmereniya emotsion-al'nogo intellekta: oprosnik EmIn [New method for measuring emotional intelligence: Emin questionnaire]. Psikhologicheskaya diagnostika, 4, 3-22 (In Russian).
8. Vyshkvyrkina M.A. (2019), Strategii povedeniya v konflikte stu-dentov s raznym urovnem emotsional'nogo intellekta [Strategies of behavior in the conflict of students with different levels of emotional intelligence]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya, 6 (7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/47PSMN619.pdf (Accessed: 18.02.2020). (In Russian).
9. Stankova E.P. & Myshkin I.Y. (2016), O svyazi individual'nykh kharakteristik elektroentsefalogrammy s urovnem intellekta [On the relationship of individual characteristics of the electroencephalogram with the level h of intelligence]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 16 "Biologiya", 71, — 4, 83-88. (In Russian). |
10. Chotbaeva E.A. & Usubaliev K.N. (2019), Rol' prepodavatelya v e formirovanii i razvitii emotsional'nogo intellekta studentov [The role of the — teacher in the formation and development of students emotional intelli- § gence]. Vysshee obrazovanie segodnya, 8, 69-73. DOI: —
10.25586/RNU.HET.19.08.P.69. (In Russian). —
—
§ R
e
s
o s s
3
3'
S' s s
R №
3—1 §
№
a —
g