Научная статья на тему 'Представления об эмоциональном интеллекте в контексте научного знания'

Представления об эмоциональном интеллекте в контексте научного знания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1021
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КОГНИТИВНАЯ ОЦЕНКА / УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / COGNITIVE ASSESSMENT / EMOTION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Давидян Ангелика Григорьевна

В данной статье рассмотрены основные психологические подходы к понятию и структуре эмоционального интеллекта, выделены сильные и слабые стороны каждого подхода, сделаны общие выводы относительно основной направленности эмоционального интеллекта. Также подытожено, что эмоциональный интеллект представляет собой сложную интегративную структуру, которая представлена на всех четырех уровнях психики, несмотря на вариативные авторские позиции: в первую очередь на когнитивном, а затем на эмоциональном, поведенческом, личностном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Давидян Ангелика Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTIONS OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN THE CONTEXT OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

This article considered the main psychological approaches to the concept and structure of emotional intelligence, highlighted the strengths and weaknesses of each approach, and drew general conclusions about the main direction of emotional intelligence. It also summed up that emotional intelligence is a complex integrative structure presented at all four levels of the psyche, despite variable author's positions: first of all on cognitive, and then on emotional, behavioral, personal.

Текст научной работы на тему «Представления об эмоциональном интеллекте в контексте научного знания»

УДК 159.923

doi: 10.20310/1810-231Х-2019-18-3(41)-83-90

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ В КОНТЕКСТЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Давидян Ангелика Григорьевна

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Россия, Москва e-mail: angelika.davidian@yandex.ru

В данной статье рассмотрены основные психологические подходы к понятию и структуре эмоционального интеллекта, выделены сильные и слабые стороны каждого подхода, сделаны общие выводы относительно основной направленности эмоционального интеллекта. Также подытожено, что эмоциональный интеллект представляет собой сложную интегративную структуру, которая представлена на всех четырех уровнях психики, несмотря на вариативные авторские позиции: в первую очередь - на когнитивном, а затем на эмоциональном, поведенческом, личностном.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, когнитивная оценка, управление эмоциями

На сегодняшний день в психологической науке имеются четыре основные теории, связанные с проблемой эмоционального интеллекта:

1. теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо;

2. популяризированная теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмана, которую нельзя объективно считать научной;

3. некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она;

4. двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина [1].

Р. Бар-Он - один из первых исследователей эмоционального интеллекта и основатель термина «Ер» - считал, что эмоциональный интеллект представляет собой множество некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность успешно справляться с факторами давления. Он рассматривал эмоциональный интеллект с точки зрения разности преуспевания людей в жизни и выделил пять сфер: коммуникабельность, включающую в себя внутриличностные отношения, социальную ответственность, эм-патию и способность к адаптации; межличностные навыки, то есть совокупность эмоционального самосознания, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, самоактуализацию, независимость; управление стрессом, отражающую уровень стресса, терпимость,

импульсивность и контроль; адаптируемость, включающую в себя решение проблем, проверку решительности и гибкость; и сферу общего настроения - уровень оптимизма и счастья [2; 3]. Однако большая часть перечисленных Р. Бар-Оном сфер все же имеет по своей природе когнитивную сущность, например, решение проблем, контроль, гибкость. Что указывает на некую парадоксальность данной модели, хотя она и объективна в рамках списывания природы эмоционального интеллекта.

Согласно модели Д. Гоулмана, эмоциональный интеллект включает в себя пять основных блоков:

1) идентификация, т. е. вербальная характеристика эмоциональных состояний, а также понимание взаимосвязи между мышлением, эмоциями и действием;

2) управление своим эмоциональным состоянием - т. е. контроль эмоций, замена нежелательных в данной ситуации эмоциональных состояний более рациональными и продуктивными;

3) способность входить в эмоциональное состояние, которое способствует достижению успеха;

4) способность считывать эмоции других людей, быть восприимчивыми к ним и управлять эмоциями других людей;

5) способность человека вступать с другими людьми в удовлетворяющие их межличностные отношения и поддерживать их[1; 4; 5].

В дальнейшем эта модель претерпевала изменения и в настоящее время включает в себя четыре основных компонента: самоконтроль, самосознание, управление взаимоотношениями и социальное понимание [1; 4].

Также Д. Гоулман выделяет ряд личностных и социальных качеств, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта. К личностным качествам он отнес самосознание и самоконтроль. Самосознание включает в себя:

- эмоциональное самосознание, то есть анализ своих эмоций в совокупности с осознанием их воздействий на нас;

- умение использовать интуицию в процессе принятия решений;

- точную самооценку, то есть понимание как сильных, так и слабых своих сторон и пределов, возможностей;

- уверенность в себе, то есть наличие чувства собственного достоинства, адекватная оценка своих умений и талантов.

Самоконтроль включает в себя:

- умение обуздать собственные эмоции, то есть контролировать первичные порывы и импульсы;

- открытость, надежность, основанные на проявлении прямота и честности;

- адаптивность - умение гибко приспосабливаться к изменяющейся ситуации и преодолевать сложности;

- волю к победе - настойчивость в стремлении улучшать свои результаты ради с целью соответствия внутренним образцам;

- инициативность - готовность активно действовать и умение не упустить свою возможность;

- оптимизм - умение человека позитивно воспринимать действительность.

К социальным качествам Д. Гоулман относит социальную чуткость и управление отношениями. Социальная чуткость включает в себя такие компоненты, как:

- сопереживание, включающее в себя умения прислушиваться к чувствам окружающих, понимать их позицию и проявлять участливое отношение к их проблемам;

- деловая осведомленность, включающая в себя понимание происходящих событий, иерархию ответственности;

- предупредительность, то есть способность признать и удовлетворить потребности подчиненных, покупателей или клиентов.

Управление отношениями подразумевает такие элементы, как:

- воодушевление - умение повести за собой людей, захватывая их возможной перспективой;

- влияние - умение убеждать;

- помощь в самосовершенствовании -поощрение изменений других людей посредством обратной связи;

- содействие изменениям - способствование изменениям, совершенствование методов управления и умение ориентировать персонал в новом для него направлении;

- умение регулировать конфликты и разрешать разногласия;

- укрепление взаимоотношений и поддерживание социальных связей;

- командная работа и сотрудничество, то есть взаимодействие с работниками и процесс создания команды [1].

При этом данная структура варьируется в зависимости от категории людей. Так, Д. Гоулман и С. Каган считают, что преподавателям необходимо развивать такие способности, как:

- понимание своих эмоций, (т. е. их узнавание, осознание и понимание их источников, понимание различий между эмоциями и действиями;

- контроль своих эмоций - терпимость к событиям, которые фрустрируют, управление собственным гневом, максимальное избежание оскорблений и унижений, выражение своего гнева без сильных эмоциональных реакций, избегание как внутренней, так и внешней агрессии; присутствие позитивных эмоций по отношению к себе и различным социальным институтам; управление стрессовым состоянием, преодоление чувства одиночества и тревожности;

- самомотивация, то есть ответственность и фокусировка на задаче, отсутствие импульсивности в действиях;

- понимание эмоций окружающих, включающее эмпатию, понимание перспектив окружающих, умение их слушать;

- социальные умения, то есть взаимодействие с другими людьми и их понимание, разрешение конфликтов и межличностных проблем, компетентность в коммуникации, способность быть открытым, вовлеченным и дружественным [1; 5; 6].

Таким образом, данная модель демонстрирует, с одной стороны, довольно широкий

спектр необходимых умений и компетенций, которыми нужно овладеть с целью развития своего эмоционального интеллекта, а с другой, имеет ряд недостатков, указывающих на ее сомнительную научную значимость.

Как уже было сказано, данная модель является скорее популяризированной, несмотря на ее широту и объемность. Так, в 1995 г. в Нью-Йорк Таймз была впервые опубликована статья Д. Гоулмана об эмоциональном интеллекте. Новый термин вызвал всеобщее и широкое внимание общественности и стал все больше популяризироваться с точки зрения житейской психологии. Этим термином широко оперировали коммерческие фирмы и вскоре начали использовать данный параметр как очередной инструмент в сфере найма и обучения развитию лидерских и командных качеств, будучи даже не до конца ориентированными в нем. Несмотря на успех во внедрении в массы, к понятию «эмоциональный интеллект» до последнего относятся некой долей скептицизма [3].

Можно обозначить некоторые индикаторы или ключевые точки, связанные со скептицизмом в отношении данной концепции. Во-первых, она биполярна с точки зрения своей массивности. С одной стороны, данная модель включает в себя не так много характеристик, как уже было выше сказано - четыре компонента; в то же время она подразумевает развитие большого числа качеств и компетенций, каждая из которых сложна в своей реализации. При этом термины, которыми «жонглирует» Д. Гоулман, размыты и неточны. Что такое «нежелательные эмоциональные состояния»? Как «входить в эмоциональное состояние других людей»? Как «считывать» эмоциональные состояние других людей? Что такое «удовлетворяющие межличностные контакты», ведь понятие «удовлетворенность» у всех разная в зависимости от актуальных потребностей, состояния здоровья и прочих параметров. Как проанализировать свои эмоции и насколько интуиция важна в процессе приятия решения? Как человек может именно «адекватно» оценивать свои сильные и слабые стороны, когда есть такие понятия, как «принятие ответственности», «чувство вины», «повышенная критичность», которые непосредственно влияют на восприятие себя? На все эти и многие другие вопросы Гоулман не дает ответов, лишь только нагружая свою концепцию, делая ее «обо всем и ни о чем». В то же время Гоулман

вводит в свою концепцию важные идеи, расписывая социальные качества и объединяя их в единую модель. Таким образом, данную концепцию при всей ее масштабности можно считать сырой и с научной точки зрения слабой.

Укрепил и конкретизировал ее, а также сделал более краткой Д. В. Люсин. Разрабатывая собственную методику, Д. В. Люсин сразу отметил следующий факт. Опросники, направленные на изучение эмоционального интеллекта, включая и ЭмИн, измеряют не сколько способность понимать или управлять эмоциями, а именно представления людей о своем эмоциональном интеллекте. Он соглашается с тем фактом, что представления человека о своих свойствах могут отличаться от подлинной выраженности этих свойств, однако измерение этих представлений о собственном эмоциональном интеллекте, с одной стороны, предоставляет важную для психолога информацию о человеке, с другой стороны - косвенную информацию также о подлинном уровне его эмоционального интеллекта [7; 8; 9].

Согласно теоретическому конструкту, разработанному автором и положенному в основу опросника ЭмИн, в структуре эмоционального интеллекта можно выделить два его типа: с одной стороны - внутриличностный и межличностный, которые различаются по направленности влияния и восприятия на свои и чужие эмоции, а с другой - способность понимать и управлять эмоциями. Исходя из этого, в структуре эмоционального интеллекта выделились два так называемых «измерения», чье пересечение дает на выходе четыре вида эмоционального интеллекта: понимание чужих эмоций, понимание своих эмоций, управление своими эмоциями, управление чужими эмоциями [7].

При этом понятия «управление» и «понимание» имеют весьма расплывчатую структуру, которую Д. В. Люсин далее поясняет в своем опроснике, делая свою теоретическую конструкцию завершенной и обоснованной. Так, он пишет, что способность к пониманию эмоций включает в себя следующую структуру:

а) умение распознавать эмоцию, то есть устанавливать факт наличия того или иного эмоционального переживания у себя или у другого человека;

б) умение идентифицировать эмоцию, то есть устанавливать, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, а также находить для нее конкретную вербальную характеристику;

в) способность понимать причины, вызвавшие данную эмоцию, а также следствия, к которым она может привести.

Способность к управлению эмоциями подразумевает, что человек способен: контролировать уровень и степень выраженности эмоции, то есть интенсивность эмоций, в первую очередь как бы «приглушать» в себе чрезмерно сильные эмоции; контролировать внешнее выражение эмоций, то есть их проявление эмоций в вербальных и невербальных формах; вызвать ту или иную эмоцию при необходимости произвольно [7; 8].

Исходя из рассмотренной модели эмоционального интеллекта Д. В. Люсина и его структуры, можно сделать вывод, что информация, которая поступает в процессе развития и активизации компонентов эмоционального интеллекта, позволяет нам получить данную информацию максимально полно с целью дальнейшего рационального использования. Так, например, умение назвать гнев гневом и выявлять причины этого гнева позволяет вовремя переключить локус внимания с целью снижения возбудимости. Поэтому можно сказать, что эмоциональный интеллект интегрирует в себе не только личностные и социальные характеристики, но и когнитивные.

Д. Мэйер и П. Сэловей, которые ввели понятие «эмоциональный интеллект» в психологическую науку, определили его как «способность воспринимать и выражать эмоции», ассимилировать их, понимать, объяснять эмоции, а также регулировать их - как свои, так и окружающих. Так, составляя модель эмоционального интеллекта, авторы разложили личность на несколько субсистем: высокий уровень, средний уровень и низкий уровень. На высоком уровне личность удовлетворяет внутренние потребности, проявляет интраперсо-нальные качества, например, понимание себя, и интерперсональные качества - понимает, что социально приемлемо и неприемлемо. На среднем уровне личность оперирует мотиваци-онными и эмоциональными взаимодействиями, например, пытается блокировать мотивы, приводящие к злости, а также эмоционально-когнитивными, т. е. пытается распознать эмоции - свои и других людей. Низкий уровень связан с биологически обусловленными механизмами: мотивационная направленность -например, потребность в еде, выраженность и экспрессия эмоций, и наипростой когнитивный компонент-восприятие партнера [1; 8; 9].

Эмоциональный интеллект в более широком значении определяется авторами как способность объяснить, как меняется эмоциональное восприятие людей и их понимание. Данная модель в исходно сжатом виде включала в себя три основных навыка: перцепция и выражение эмоций, понимание и анализ эмоций, рефлексивное регулирование эмоций.

Перцепция и выражение эмоций включали в себя следующие параметры:

- идентификация эмоций и их выражение определяются такими показателями, как физическое состояние, чувства и мысли;

- эмоции способны направлять мышление на продуктивные способы поведения;

- эмоции помогают мышлению и памяти.

Понимание и анализ подразумевают:

- способность разделять эмоции и включать как сложные эмоции, так и одновременные чувства;

- способность понять отношения, которые связаны с изменениями эмоций.

Рефлексия включает в себя:

- способность оставаться открытым для чувств;

- способность контролировать и регулировать эмоции посредством рефлексии, чтобы эмоционально и интеллектуально расти [8; 9].

Д. Мэейер и П. Сэловей считают, что эмоциональный интеллект непосредственно связан с когнитивным интеллектом, так как они оба являются суть единством аффектов и интеллекта. При этом интеллект в качестве адаптивной функции дает сильное преимущество в ориентации и активности.

К 1997 г. авторы доработали свою теоретическую модель, и выглядела она уже следующим образом: оценка и выражение своих (вербальная и невербальная) эмоций и чужих (невербальное восприятие и эмпатия), регуляция эмоций - своих и чужих, использование эмоций (гибкость мышления, креативность мышления и мотивация). Здесь же скорректи-ровалось и определение эмоционального интеллекта уже с когнитивной точки зрения как способность перерабатывать информацию, которая содержится в эмоциях, т. е. определять значение эмоций, связи их друг с другом, а также использовать полученную эмоциональную информацию как основу в мышлении и принятии решений.

Дальнейший теоретический анализ позволил авторам окончательно закончить данную модель и привести ее к четырехкомпонентной

структуре. Данные компоненты иерархичны и развиваются, согласно Д. Мэейру и П. Сэло-вею, в процессе онтогенеза. Это: восприятие, оценка, а также выражение эмоций или их идентификация; использование эмоций как средство повышения эффективности мышления и деятельности; анализ и понимание эмоций; сознательное управление своими эмоциями для личностного роста и улучшения качества в сфере межличностных отношений.

Восприятие, оценка и выражение эмоций включают в себе следующие параметры:

- способность идентифицировать эмоции в своих или чужих физических состояниях, ощущениях и мыслях;

- способность идентифицировать эмоции других людей в их творческом выражении - в картинах, через язык, звуки, в проявления и поведении;

- способность точно выражать эмоции и выражать потребности, связанные с этими ощущениями;

- способность различить точные и неточные, подлинные и неподлинные выражения чувств.

Использование эмоций в качестве повышения эффективности деятельности и мышления включает в себя следующие компоненты:

- эмоции как направленность внимания на приоритетные для мышления детали, обращенность внимания к важной информации, умение расставлять приоритеты и структурировать их;

- яркость и доступность эмоций ведет к использованию их в качестве вспомогательных средств мышления и памяти;

- эмоциональное колебание изменяет перспективы от оптимистической до пессимистической и таким образом способствует рассмотрению различных и наиболее полных по объему и составу точек зрения;

- вызывание эмоций, которые способствуют решению тех или иных задач (к примеру, в хорошем настроении более успешно решаются творческие задачи).

Анализ и понимание эмоций содержит в себе следующие характеристики:

- способность «маркировать» эмоции и вербализовать их, понимать разницу между различными по названию и близким по смыслу эмоциям (симпатия и любовь);

- способность интерпретировать и различать у себя и у других смену эмоций, то есть

понимание причинно-следственных связей (печаль после потери);

- способность понимать комплекс эмоций: единовременной любви и ненависти, или страх и удивление;

- способность распознать неожиданные изменения эмоций (например, от гнева к смущению).

Сознательное управление эмоциями включает в себя такие аспекты, как:

- способность быть открытым для эмоций одинаково как для приятных, так и для неприятных;

- способность сознательно как привлекать, так и отвлекаться от эмоций исходя от оценки их полезности и информативности;

- способность сознательно контролировать свои и чужие эмоции (распознавать, насколько разумными и ясными они являются);

- способность к управлению своими и чужими эмоциями посредством снижения отрицательных эмоций и увеличением принятых без подавления или усиления информации, которую они передают [1; 8;9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С практической точки зрения в современной психологии существует еще один относительно новый теоретический конструкт (20042007 гг.), посвященный эмоциональному интеллекту. Это разработанная Е. А. Орел под руководством А. Г. Шмелева методика Эм10-2 [10; 11; 12]. Согласно авторам, структуру эмоционального интеллекта составляют пять параметров:

- самоанализ и самооценка (способность оценивать свои сильные и слабые стороны, распознавать и понимать эмоции, видеть такую важную способность, как умение принимать себя вместе со своими недостатками и не позволять негативным эмоциям управлять своим эмоциональным состоянием);

- самоконтроль (способность справляться с испытываемыми эмоциями, сдерживать их под контролем и осознавать последствия, которые могут возникнуть при проявления тех или иных эмоций);

- выражение эмоций (способность выражать свои эмоции, выбирать оптимальный уровень экспрессии своих эмоций и гибко реагировать на проявления эмоций у других людей);

- социальная чуткость (способность правильно понимать и оценивать мотивы, которые стоят за поведением окружающих людей и

реагировать на них на основе данного понимания);

- мотивация (отражает наличие самодисциплины, внутренней мотивации, настойчивости в процессе достижения поставленных целей).

Данная модель основана как на теоретических исследованиях описанных выше моделей, так и на современных исследованиях и методических разработках зарубежных компаний. Она относительно мала, но в то же время не противоречит рассмотренным основам и содержит в себе все необходимые компоненты для изучения эмоционального интеллекта в зависимости от цели исследования [10; 12].

Таким образом, эмоциональный интеллект - это структура, служащая для когнитивной оценки окружающей действительности, осознания причин, породивших эмоцию в той или иной ситуации, и следствий. Эмоциональный интеллект также ответственен за вербализацию данной эмоции и связанный с этим невербальный контроль - то есть поведенческое сдерживание в зависимости от условий контекста. Несмотря на узость или более широкий охват данного феномена в концепциях некоторых авторов, общая структура эмоционального интеллекта у всех практически идентична - это понимание своих эмоций и эмоций партнеров по коммуникации и управление своими эмоциями на базе когнитивного оценивания.

Здесь же необходимо отметить, что эмоциональный интеллект рассматривается с точки зрения интегрированного подхода на всех четырех уровнях психики. На когнитивном уровне - это осознание и понимание своих эмоций и эмоций партнеров по коммуникации. На эмоциональном и поведенческом уровне -регулирование интенсивности и выраженности эмоций, а также регуляция своего поведения исходя из когнитивного анализа. На личностном уровне - это высвобождение и укрепление собственно я-качеств (самосознание, самоотношение, самоуважение, самоактуализация и проч.), экстраверсия, волевые качества. [1; 13; 14; 15; 16].

Литература

1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк, 2011.

2. Ветрова И. И. Эмоциональный интеллект и разные виды совладания в подростковом возрасте // Психология стресса и совладающего поведения /

отв. ред.: Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапо-ровская, С. А. Хазова: в 2 т. Кострома, Т. 1. 2013.

3. Joseph, Dana L., Jin, Jing,Newman, Daniel A., O'Boyle, Einest H. Why does self-reported emotional intelligence predict job Performance? A meta-analytic investigation of mixed EI // Journal of Applied Psychologe Vol. 100(2). Mar 2015. P. 298-342.

4. Андреева И. H. Азбука эмоционального интеллекта. СПб., 2012.

5. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М., 2005.

6. Kagan S. Structures for Emotional Intelligence // Kagan Publishing & Professional development. 2005. Mode of access: http://www.kaganonline.com/

7. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям /под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264-278.

8. Сергиенко Е. А., Ветрова И. И. Эмоциональный интеллект: модель, структура теста (MSCEIT V2.0) // Седьмая Междунар. конф. по когнитивной науке / отв. ред.: Ю. И. Александров, К. В. Анохин. М., 2016. С. 535-537.

9. Сергиенко Е. А., Ветрова И. И., Волоч-ков А. А., Попов А. Ю. Адаптация теста Дж. Мэйе-ра, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» на русскоязычной выборке // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 1. С. 55-73.

10. Орел Е. А. Опыт разработки теста эмоционального интеллекта 3mIQ. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям /под ред.: Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков. М., 2009. С. 197208.

11. Орел Е. А. Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики. URL: http://flogis-ton.ru/articles/general/eq

12. 3mIQ-2. Оценка эмоционального интеллекта. URL: https://old.ht-lab.ru/cms/component/-content/article/106-tests/101081-iq-2 (дата обращения: 9.03.2019)

13. Ковалева О. А. Связь эмоционального интеллекта со стратегиями совладающего поведения предпринимателей и топ-менеджеров // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2015, Т. 21. С. 125-129.

14. Панкова Т. А. Эмоциональный интеллект как фактор социально-психологической адаптации молодых специалистов: автореф. дис. ... канд. псих, наук. М., 2011.

15. Петровская А. С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Ярославль, 2007.

16. Верилова Е. И. Эмоциональный интеллект и копинг-стратегии как регуляторы психического выгорания в спорте высших достижений. // Инте-

гративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию: сб. науч. трудов. Майкоп, 2015. Вып. 4. С. 95-103.

References

1. Andreeva I. N. Emotsional'nyj intellekt kak fenomen sovremennoj psikhologii [Emotional intelligence as a phenomenon of modern psychology]. Novopolotsk, 2011. (In Russian).

2. Vetrova I. I. Emotsional'nyj intellekt i raznye vidy sovladaniya v podrostkovom vozraste [Emotional Intelligence and Different Types of Cohabitation in Adolescence] // Psikhologiya stressa i sovladayushchego povedeniya. - Psychology of Stress and Cohabitation Behavior. T. L. Kryukova, E. V. Kuftyak, M. V. Saporovskaya, S. A. Khazova (Ed.). 2 volumes. Kostroma, vol. 1.2013. (In Russian).

3. Joseph, Dana L., Jin, Jing, Newman, Daniel A., O'Boyle, Ernest H. Why does self-reported emotional intelligence predict job performance? A meta-analytic investigation of mixed EI // Journal of Applied Psychology. Vol. 100(2), Mar 2015, pp. 298-342.

4. Andreeva I. N. Azbuka emotsional'nogo intellekta [Alphabet of emotional intelligence]. St. Petersburg, 2012. (In Russian).

5. Goulman D., Boyatsis R., Makki E. Emotsional'noye liderstvo. Iskusstvo upravleniya lyud'mi na osnove emotsional'nogo intellekta [Emotional leadership. The Art of Managing People Based on Emotional Intelligence]. Moscow, 2005. (In Russian).

6. Kagan S. Structures for Emotional Intelligence // Kagan Publishing & Professional development. 2005. Available at: http://www.kaga-nonline.com/

7. Lyusin D. V. Oprosnik na emotsional'nyj intellekt Emln: novye psikhometricheskiye dannye [Emln emotional intelligence questionnaire: new psychometric data] // Sotsial'nyj i emotsional'nyj intellekt: ot modelej k izmereniyam. - Social and emotional intelligence: from models to measurements. D. V. Lyusina, D. V. Ushakova (Ed.). Moscow: Institut psikhologii RAN Publ., 2009, pp. 264278. (In Russian).

8. Sergienko E. A., Vetrova I. I. Emotsional'nyj intellekt: model', struktura testa (MSCEIT V2.0) [Emotional intelligence: model, test structure (MSCEIT V2.0)] // Sed'maya Mezhdunar. konf. po kognitivnoj nauke. - Seventh International conference on cognitive science. Yu. I. Aleksandrov, К. V. Anokhin (Ed.). Moscow, 2016, pp. 535-537. (In Russian).

9. Sergienko E. A., Vetrova I. I., Voloch-kov A. A., Popov A. Yu. Adaptatsiya testa Dzh. Mehjera, P. Sehloveya i D. Karuzo «Emotsional'nyj

intellekt» na russkoyazychnoj vyborke [J. Meyer, P. Salovey and D. Caruso's adaptation of the test «Emotional Intelligence» on the Russian-language sample] // Psikhologicheskij zhurnal. - Psychological Journal. 2010, vol. 31, no. 1, pp. 55-73. (In Russian).

10. Orel E. A. Opyt razrabotki testa emotsional'nogo intellekta EmIQ. Sotsial'nyj i emotsional'nyj intellekt: ot protsessov k izmereniyam [Experience developing the EmIQ emotional intelligence test. Social and emotional intelligence: from processes to dimensions] / D. V. Lyusin, D. V. Ushakov (Ed.). Moscow, 2009, pp. 197-208. (In Russian).

11. Orel E. A. Emotsional'nyj intellekt: ponyatiye i sposoby diagnostiki [Emotional Intelligence: Concept and Ways of Diagnosis]. Available at: http://flogis-ton.ru/articles/general/eq

12. EmIQ-2. Otsenka emotsional'nogo intellekta [EmIQ-2. Evaluation of emotional intelligence]. Available at: https://old.ht-lab.ru/cms/component/-content/article/106-tests/101081 -iq-2 (accessed 9.03.2019)

13. Kovaleva O. A. Svyaz' emotsional'nogo intellekta so strategiyami sovladayushchego povedeniya predprinimatelej i top-menedzherov [Connection of emotional intelligence with strategies of controlling behavior of entrepreneurs and top managers] // Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova. -Nekrasov Kostroma State University Review. 2015, vol. 21, pp. 125-129. (In Russian).

14. Pankova T. A. Emotsional'nyj intellekt kak faktor sotsial'no-psikhologicheskoj adaptatsii molodykh spetsialistov: avtoref. dis. ... kand. psikh. nauk [Emotional intelligence as a factor of social and psychological adaptation of young specialists. Cand. psych, sei. diss, abstr.]. Moscow, 2011. (In Russian).

15. Petrovskaya A. S. Emotsional'nyj intellekt kak determinanta rezul'tativnykh parametrov i protsessual'nykh kharakteristik upravlencheskoj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. psikh. nauk [Emotional intelligence as a determinant of performance parameters and procedural characteristics of management activity. Cand. psych, sei. diss, abstr.]. Yaroslavl', 2007. (In Russian).

16. Berilova E. I. Emotsional'nyj intellekt i koping-strategii kak regulyatory psikhicheskogo vygoraniya v sporte vysshikh dostizhenij [Emotional intelligence and copying strategies as regulators of mental burnout in sports of the highest achievements] // Integrativnyj podkhod k psikhologii cheloveka i sotsial'nomu vzaimodejstviyu: sb. nauch. trudov. -Integrative approach to human psychology and social interaction: scientific works. Majkop, 2015, issue 4, pp. 95-103. (In Russian).

* * *

PERCEPTIONS OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN THE CONTEXT OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

Davidyan Angelika Grigoryevna Russian Presidential Academy of National Economy and Administration (RPANEA),

Russia, Moscow e-mail: angelika.davidian@yandex.ru

This article considered the main psychological approaches to the concept and structure of emotional intelligence, highlighted the strengths and weaknesses of each approach, and drew general conclusions about the main direction of emotional intelligence. It also summed up that emotional intelligence is a complex integrative structure presented at all four levels of the psyche, despite variable author's positions: first of all - on cognitive, and then on emotional, behavioral, personal.

Key words: emotional intelligence, cognitive assessment, emotion management

Об авторе:

Давидян Ангелика Григорьевна, магистрант факультета психологии Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), г. Москва

About the author:

Davidyan Angelika Grigoryevna, Applicant for Master's Degree of the Psychology Faculty, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RPANEP), Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.