Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ПОЗИЦИЙ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА'

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ПОЗИЦИЙ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельничук Марина Владимировна, Белогаш Марина Анатольевна

Изменения в образовательном процессе, вызванные развитием информационных технологий и их активным применением в условиях пандемии COVID-19, стимулируют педагогическое сообщество к поиску оптимальных решений. Целью данного исследования является анализ организации обучения иностранному языку с применением дистанционных технологий с позиций когнитивного подхода. Самостоятельная работа студентов как объект междисциплинарного исследования рассматривается в психофизиологическом, социологическом, педагогическом аспекте, что позволяет авторам определить условия реализации успешного обучения иностранному языку. Авторы анализируют широкий спектр когнитивных и метакогнитивных особенностей процесса освоения новых знаний. Подчеркивается необходимость повышения доли индивидуальной и групповой самостоятельной работы студентов на уроке в режиме онлайн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельничук Марина Владимировна, Белогаш Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAKING A COGNITIVE APPROACH TO ORGANIZING STUDENTS’ INDEPENDENT WORK IN IT-ENHANCED FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Driven by advances in IT development and conditioned by the COVID-19 pandemic, the current transformation of the learning process activates the teaching profession and encourages a search for optimum pedagogical solutions. The research aims to analyze the organization of IT-enhanced foreign language teaching from a cognitive perspective. As an object of multidisciplinary research, students’ independent work is considered in respect of the psychophysiological, sociological and pedagogical aspects, which enables the authors to identify the preconditions for successful foreign language teaching. The authors study a wide range of cognitive and metacognitive features of new knowledge acquisition. The authors emphasize the necessity of increasing the percentage of students’ individual and group independent work in the instructional time in online learning environments.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ПОЗИЦИЙ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА»

оригинальная статья

УДК 316.77(045)

DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-С-92-96

Организация самостоятельной работы студентов в обучении иностранному языку с применением дистанционных технологий с позиций когнитивного подхода

М. В. Мельничук3, М.А. Белогаш"

Финансовый университет, Москва, Россия а http://orcid.org/0000-0002-7720-7443; ь http://orcid.org/0000-0003-2275-9950

аннотация

Изменения в образовательном процессе, вызванные развитием информационных технологий и их активным применением в условиях пандемии COVID-19, стимулируют педагогическое сообщество к поиску оптимальных решений. Целью данного исследования является анализ организации обучения иностранному языку с применением дистанционных технологий с позиций когнитивного подхода. Самостоятельная работа студентов как объект междисциплинарного исследования рассматривается в психофизиологическом, социологическом, педагогическом аспекте, что позволяет авторам определить условия реализации успешного обучения иностранному языку. Авторы анализируют широкий спектр когнитивных и метакогнитивных особенностей процесса освоения новых знаний. Подчеркивается необходимость повышения доли индивидуальной и групповой самостоятельной работы студентов на уроке в режиме онлайн.

Ключевые слова: обучение иностранному языку; дистанционные технологии; когнитивные процессы; самостоятельная работа.

Для цитирования: Мельничук М. В., Белогаш М.А. Организация самостоятельной работы студентов в обучении иностранному языку с применением дистанционных технологий с позиций когнитивного подхода. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(с):92-96. DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-с-92-96

oRiGiNAL PAPER

Taking a Cognitive Approach to organizing students' independent Work in it-enhanced Foreign Language Teaching

M.V. Melnichuka, M.A. Belogash"

Financial University, Moscow, Russia a http://orcid.org/0000-0002-7720-7443; b http://orcid.org/0000-0003-2275-9950

abstract

Driven by advances in IT development and conditioned by the COVID-19 pandemic, the current transformation of the learning process activates the teaching profession and encourages a search for optimum pedagogical solutions. The research aims to analyze the organization of IT-enhanced foreign language teaching from a cognitive perspective. As an object of multidisciplinary research, students' independent work is considered in respect of the psychophysiological, sociological and pedagogical aspects, which enables the authors to identify the preconditions for successful foreign language teaching. The authors study a wide range of cognitive and metacognitive features of new knowledge acquisition. The authors emphasize the necessity of increasing the percentage of students' individual and group independent work in the instructional time in online learning environments.

Keywords: foreign language teaching; IT-enhanced teaching; cognitive processes; independent work.

For citation: Melnichuk M. V., Belogash M.A. Taking a cognitive approach to organizing students' independent work in IT-enhanced foreign language teaching. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(с):92-96. DQi: 10.26794/2226-7867-2022-12-^92-96

© Мельничук М. В., Белогаш М.А., 2022

В условиях пандемии новой коронави-русной инфекции COVID-19 в образовательный процесс были внедрены цифровые платформы, возможности которых раскрывались преподавателями интуитивно, в процессе их использования. Перед организаторами учебного процесса стояли задачи преобразования учебного плана, его адаптации к новым условиям обучения в режиме онлайн, дистанционного контроля, выбора форм работы с опорой на интерактивные и групповые формы работы [1].

Преподавание иностранного языка часто проходило в условиях неопределенности, сбоев в работе устройств, помех в коммуникации и получении обратной связи от студентов, что требовало рефлексии педагогических процессов, разработки новых форм подачи учебного материала с опорой на аудио- и визуальное восприятие, а также критического осмысления достигнутых результатов. С целью оптимального выбора методов и форм работы с использованием дистанционных технологий преподаватели применяли весь свой профессиональный и творческий потенциал. Однако, как показала практика, все меры усовершенствования и оптимизации условий обучения малоэффективны, если не принимаются во внимание психолого-когнитивные особенности студентов.

Другими факторами, которые необходимо учитывать для организации эффективного взаимодействия при обучении иностранному языку с использованием дистанционных технологий, являются психологические барьеры: социальные и коммуникационные. Чаще всего они возникают вследствие эффекта разобщенности, вызывая снижение концентрации внимания, самоконтроля и самомотивации студентов. Очевидно, что привычная фронтальная работа со студентами осложняется временным лагом, возникающим вследствие необходимости подключения микрофона и камеры и их отключения, когда студент отвечает индивидуально.

Решением проблем такого рода является организация индивидуальной и групповой самостоятельной работы студентов преподавателем, координирующим когнитивные процессы студентов и развивающим их метакогнитивные навыки.

В этой связи необходимо упомянуть, что самоконтроль является неотъемлемой составляющей осознанной деятельности человека. При этом активное сознание, целевые образователь-

ные установки, самооценка своих способностей и состояния готовности к учебной деятельности, выбор когнитивной стратегии, предвидение результата определяют качество восприятия и инте-риоризации учебного материала [2]. Возможность эффективной самостоятельной работы определяется стремлением личности к автономизации, получению профессиональных компетенций и успеху [3].

Психологические установки и ожидания непосредственно зависят от имеющегося у студента субъективного опыта и неосознаваемых представлений, что, в свою очередь, определяет его готовность к той или иной учебной деятельности. Способность соотносить частное и общее, устанавливать причинно-следственные связи и когнитивное поведение в целом также могут определяться неосознаваемыми представлениями [4,5].

Выбор творческих, эмпирических, оценочных ценностей влияет на повышение мотивации вследствие развития новых позитивных когнитивных схем, которые могут перекрывать уже имеющиеся представления и установки, сформированные полученным опытом. Это позволяет по-новому осмыслить ценность образования и способствовать достижению высокого образовательного уровня, раскрывая при этом свои возможности [6].

Для нашего исследования особый интерес представляют когнитивные схемы как способ обобщенного хранения полученного образовательного опыта — индивидуальный набор стереотипных схем восприятия и переработки информации как о себе, так и об образовательной среде, содержании и предполагаемых результатах обучения. Это в значительной степени определяет осознание себя как субъекта образовательного процесса с самоконтролем, самомотивацией и самооценкой.

Данные когнитивные схемы начинают работать в ответ на учебную или коммуникативную ситуацию или событие и являются инструкцией по обработке полученной информации, сокращая когнитивные усилия [7]. Когнитивные схемы — это когнитивные образования, составляющие знание и ментальную картину мира [8]. Помимо структурной ментальности, ученые-когнитивис-ты выявляют функциональную ментальность или ментальную энергию индивидуума, которая активирует когнитивные схемы, необходимые для решения определенной когнитивной задачи

[9-11].

Таблица 1 / Table 1

Социоэмоциональные, психологические, дидактические, технические барьеры в организации обучения иностранному языку с применением дистанционных технологий / socio-emotional, psychological, instructional, technical barriers in IT- enhanced teaching

Барьеры в организации обучения иностранному языку с применением дистанционных технологий Кол-во ответов

1 Технические проблемы подключения и качество работы электронной платформы 4

2 Отсутствие поддержки товарищей 10

3 Отсутствие эмоционального взаимодействия 8

4 Сложность восприятия большого количества информации на слух 10

5 Монотонность и однообразие, участие в работе группы в определенной последовательности 18

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

Вышеупомянутые когнитивные факторы оказывают определяющее влияние на успешность самостоятельной или самонаправляемой работы студентов, в процессе которой они ответственны за выбор информационных ресурсов, когнитивной стратегии и самооценку результатов выполнения определенного учебного задания. Метакогнитив-ный контроль позволяет оценивать эти процессы и корректировать когнитивные стратегии, что является фактором успешной самостоятельной работы [12-13] и приводит к усилению мотивации и познавательной активности студентов и осознанию ими целей учебной деятельности [14-15].

Таким образом, организация самостоятельной работы студентов с применением дистанционных технологий решает многие задачи, возникающие вследствие вышеупомянутых технических и социально-психологических проблем. Самостоятельность определяется как набор навыков или компетенций, которые помогают студентам принимать решения о выборе оптимального набора действий, выполнять эти действия, оценивать и улучшать свои учебные результаты [16-17]. Если студент реализует потребности в совершении собственных волевых актов, это способствует его вовлеченности в учебный процесс и более высокому качеству обучения.

Другим важным фактором успешности самостоятельной работы студентов выступает их самоэффективность, уверенность в собственном влиянии, собственных силах и значимости в учебном процессе. В большой степени на развитие самоэффективности влияет желание и умение преподавателя убедить студентов в том, что они обладают этим качеством. Необходимо подчер-

кнуть, что самоэффективность также повышается при наличии у студентов хорошо развитых метакогнитивных навыков — планирования, це-леполагания, мониторинга собственной успешности и адаптации. Осознание студентами своих метакогнитивных навыков и их роли в развитии способностей оказывает решающее воздействие на мотивацию к обучению [18,19].

Эффективная самостоятельная работа студентов с использованием дистанционных технологий возможна только при активном участии преподавателя, соблюдающего требования программ и стандартов, создающего педагогические условия для развития навыков метакогнитивного контроля, рефлексии, коллаборации студентов в процессе выполнения обучающих заданий. Кроме этого, задача преподавателя состоит в развитии у студентов навыков ориентации в информационном потоке для выбора профессионально значимой информации.

Опрос пятидесяти студентов 1-го и 2-го курса, проведенный по итогам обучения иностранному языку с применением дистанционных технологий, показал следующие результаты. Отвечая на вопрос «Что из перечисленного в наибольшей степени мешало успешному изучению иностранного языка с применением дистанционных технологий?», студенты выделили, прежде всего, монотонность и однообразие выполнения заданий в определенной последовательности. При этом технические помехи они указали в качестве существенно менее значимых проблем (табл. 1).

При ответе на вопрос «Какие из перечисленных заданий в наибольшей степени вызвали интерес и способствовали успешному изуче-

Таблица 2 / Table 2

Эффективность методов и форм организации изучения иностранного языка с применением дистанционных технологий / The efficiency of the instructional methods used in iT- enhanced foreign

language teaching

Методы и формы организации изучения иностранного языка с применением дистанционных технологий Кол-во ответов

1 Решение кейсов в малых группах с помощью мозгового штурма 8

2 Решение кейсов с помощью ролевой игры 9

3 Чтение и перевод текста 1

4 Дискуссии и составление полилогов и диалогов 7

5 Представление результатов групповых проектных заданий 10

6 Ответы на вопросы по тексту 2

7 Подготовка видеопрезентаций по результатам мини исследований 13

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

нию иностранного языка с применением дистанционных технологий?» студенты отметили подготовку видеопрезентаций по результатам миниисследований, представление результатов групповых исследований и решение кейсов с помощью ролевых игр. При этом такие виды работ, как чтение и перевод текста, ответы на вопросы преподавателя, по мнению студентов, не способствуют концентрации внимания (табл. 2).

Таким образом, на основании результатов опроса можно сделать вывод о том, что основными препятствиями для успешной организации учебного процесса с применением дистанционных технологий были неэффективный выбор педагогических методов и форм работы, а также отсутствие социально-эмоционального взаимодействия. При этом наиболее эффективными заданиями, с точки зрения студентов, были такие, которые предполагали активную самостоятельную работу — индивидуальную и групповую — как на уроке в так называемых «виртуальных «комнатах», так и вне урочной деятельности.

Следовательно, принципиальная задача преподавателя состоит в том, чтобы создать педагогические условия, которые бы учитывали когнитивный и метакогнитивный аспекты организации самостоятельной работы студентов (индивидуальной и групповой), посредством

разработки и представления образовательного контента, вызывающего когнитивный и эмоциональный интерес, поддерживающего мотивацию и самодейственность.

Необходимо учитывать, что наиболее успешно студенты справляются с такими видами самостоятельной работы, при которых у них есть возможность выразить собственное мнение о сложившихся ценностях и представлениях. Это подтверждается результатами опроса, где видны явные предпочтения студентов в пользу самостоятельной работы над проектными, исследовательскими, проблемными заданиями, качество выполнения которых достижимо в условиях онлайн-формата.

При обучении студентов с использованием дистанционных технологий преподаватель должен вводить методики, обеспечивающие кол-лаборацию студентов, так как в режиме онлайн нужно поддерживать их социализацию и коммуникацию, без которых невозможно сохранить необходимый уровень мотивации учащихся. Это важно и с той точки зрения, что коллаборативная или командная работа по выполнению интерактивных заданий развивает навыки личной эффективности, повышает эрудицию, создает позитивный эмоциональный фон и совершенствует «мягкие» навыки в целом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ / references

1. Lamy M., Hampel R. Online communication in language learning and teaching. London: Palgrave Macmillan; 2007.

2. Bandura, A. Social Cognitive Theory: An Agentic Perspective. Annual Review of Psychology. 2001;(52):l-26.

3. Barrick M. R., Mount M. K., Li N. The theory of purposeful work behavior: The Role of personality, High-order goals, and Job Characteristics. Academy of Management Review. 2013;38(1):132-153.

4. Wyer R. S., Albarracin D. Belief formation, organization and change: Cognitive and motivational influences. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.476.3262&rep=rep1&type=pdf

5. Dasgupta N. Implicit Attitudes and Beliefs Adapt to Situations. Advances in Experimental Social Psychology. 2013;(47):233-279.

6. Frankl V. Man's search for meaning. New York: Random House; 1959.

7. Зыгмантович П. Когнитивные схемы: хозяева нашей головы. URL: https://zygmantovich.com/7page_ id=9613

Zygmantovich P. Cognitive schemas: masters of our head. URL: https://zygmantovich.com/?page_id=9613 (In Russ.).

8. Beck A. T. Beyond belief: A theory of modes, personality, and psychopathology. Frontiers of cognitive therapy. New York: Guilford; 1996.

9. Saddichha S., Kumar A., Pradhan N. Cognitive schemas among mental health professionals: Adaptive or maladaptive? Journal of research in medical sciences: the official journal of Isfahan University of Medical Sciences. 2012;17(6):523-526.

10. Chapman M. Pascual-Leone's Theory of Constructive Operators: An Introduction. Human Development. 1981;24(2):145-155.

11. Pascual-Leone J., Baillargeon R. Developmental measurement of mental attention. International Journal of Behavioral Development. 1994;17(1):161-200. https://doi.org/10.1177/016502549401700110

12. Winnie P. H., Hadwin A. F. Studying as self-regulated learning. Metacognition in educational theory and practice. NJ: Lawrence Erlbaum;1998.

13. Butler D., Winne P. H. Feedback as self-regulated learning: A Theoretical synthesis. Review of Educational Review. 1995;(65):245-281.

14. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь. Изд. 4-е. Ростов-на-Дону: Феникс; 2009. Shapar V. B. The latest psychological dictionary. Ed. 4th. Rostov-na-Donu: Phoenix; 2009. (In Russ.).

15. Park S. Virtual Avatar as an Emotional Scaffolding Strategy to Promote Interest in Online Learning Environment. Emotions and Technology. Academic press; 2016. Pp. 201-224.

16. McCollin M.J., Obiakor F. E. Transition from School to adult Life. In book: International Encyclopedia of Education (Third Edition). Elsevier Ltd; 2010.

17. Larson R. W., Rusk N. Intrinsic Motivation and Positive Development. Advances in Child Development and behavior. 2011;(41):89-130.

18. Bandura A. Self-efficacy. Encyclopedia of human behavior New York: Academic Press; 1994.

19. Flett G. L. Mattering and Positive Psychology. The Psychology of Mattering. Understanding the Human Need to be Significant. Academic Press; 2018.

информация об авторах

Марина Владимировна Мельничук — доктор экономических наук, кандидат педагогических наук, профессор, профессор Департамента английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет, Москва, Россия mvmelnichuk@fa.ru

Марина Анатольевна Белогаш — доцент Департамента английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет, Москва, Россия mbelogash@fa.ru

about the authors

Marina V. Melnichuk — Doctor of Economics, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of the Department

of English for Professional Communications, Financial University, Moscow, Russia

mvmelnichuk@fa.ru

Marina A. Belogash — Associate Professor of the Department of English for Professional Communications,

Financial University, Moscow, Russia

mbelogash@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.