Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ВНИМАНИЕ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ УЧАЩИХСЯ'

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ВНИМАНИЕ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / психологические аспекты / эмоции / учебная деятельность / самопознание / мотивация / эмоциональное восприятие / сигнальная функция / тормозящая функция / подталкивающая функция / оценочная функция / побуждающая функция / функция взаимного воздействия. / education / psychological aspects / emotions / educational activity / self-knowledge / motivation / emotional perception / signaling function / inhibitory function / pushing function / evaluative function / stimulating function / mutual influence function.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долыев Б.

в статье рассматриваются социальные и эмоциональные аспекты образования, уделяется особое внимание психологическому состоянию учащихся. Анализируется роль эмоций в учебной деятельности, их влияние на образовательный процесс и самопознание учащихся. Рассматриваются функции эмоциональных переживаний, такие как сигнальная, тормозящая, подталкивающая, оценочная, побуждающая и функция взаимного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND EMOTIONAL ASPECTS OF EDUCATION: ATTENTION TO THE PSYCHOLOGICAL STATE OF STUDENTS

the article discusses the social and emotional aspects of education, paying special attention to the psychological state of students. The role of emotions in educational activities, their influence on the educational process and self-knowledge of students is analyzed. The functions of emotional experiences are considered, such as signaling, inhibitory, pushing, evaluative, stimulating and the function of mutual influence.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ВНИМАНИЕ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ УЧАЩИХСЯ»

УДК 378

Долыев Б.

Преподаватель, кафедра «Педагогики» Туркменский государственный университет имени Махтумкули

Туркменистан, г. Ашхабад

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ВНИМАНИЕ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ УЧАЩИХСЯ

Аннотация: в статье рассматриваются социальные и эмоциональные аспекты образования, уделяется особое внимание психологическому состоянию учащихся. Анализируется роль эмоций в учебной деятельности, их влияние на образовательный процесс и самопознание учащихся. Рассматриваются функции эмоциональных переживаний, такие как сигнальная, тормозящая, подталкивающая, оценочная, побуждающая и функция взаимного воздействия.

Ключевые слова: образование, психологические аспекты, эмоции, учебная деятельность, самопознание, мотивация, эмоциональное восприятие, сигнальная функция, тормозящая функция, подталкивающая функция, оценочная функция, побуждающая функция, функция взаимного воздействия.

Образование традиционно было сосредоточено на развитии интеллекта, предоставлении учащимся знаний и навыков, необходимых для академических успехов. Однако в последние годы растет признание жизненно важной роли, которую социальное и эмоциональное обучение (SEL) играет в всестороннем образовании. В этой статье рассматривается важность внимания к психологическому состоянию учащихся, изучаются

преимущества интеграции SEL в образовательный ландшафт и излагаются стратегии создания благоприятной среды обучения.

Представьте себе класс, полный активности. Студенты решают сложные уравнения, анализируют исторические события и участвуют в оживленных дискуссиях. Тем не менее, под поверхностью может кипеть тревога по поводу предстоящих экзаменов, давления со стороны сверстников и семейных проблем. Именно здесь на помощь приходит SEL, признавая, что академическая успеваемость неразрывно связана с эмоциональным благополучием и социальной компетентностью учащегося. SEL дает учащимся навыки преодоления этих сложностей, способствуя:

• Самосознание: способность распознавать свои эмоции, сильные и слабые стороны. Студенты, которые понимают свои эмоции, могут лучше их регулировать, что приводит к более эффективному принятию решений и управлению стрессом.

• Самоконтроль: способность управлять эмоциями, импульсами и поведением. Сюда входят такие навыки, как отсрочка удовлетворения, преодоление разочарования и сосредоточенность на задачах.

• Социальная осведомленность: способность понимать точку зрения других, сопереживать их чувствам и ценить различия. Учащиеся с сильной социальной осведомленностью развивают более прочные отношения и более эффективно ориентируются в социальных взаимодействиях.

• Навыки взаимоотношений: способность строить и поддерживать здоровые отношения. Это включает в себя коммуникативные навыки, стратегии разрешения конфликтов и сотрудничество. Сильные навыки взаимоотношений способствуют чувству принадлежности к классу и способствуют созданию позитивного школьного климата.

• Ответственное принятие решений: способность делать обдуманный выбор с учетом последствий для себя и других. Учащиеся, способные принимать ответственные решения, с меньшей вероятностью

будут совершать рискованное поведение и лучше подготовлены к решению проблем.

Интеграция SEL в учебную программу предлагает множество преимуществ не только для эмоционального благополучия учащихся, но также для их академической успеваемости и общих результатов в жизни. Рассмотрим эти преимущества:

• Улучшение академической успеваемости. Исследования показали, что учащиеся с хорошими навыками SEL, как правило, добиваются более высоких академических результатов. Улучшенная саморегуляция позволяет им лучше концентрироваться в классе, а эффективные коммуникативные навыки облегчают сотрудничество со сверстниками и учителями.

• Уменьшение поведенческих проблем: когда учащиеся владеют стратегиями управления эмоциями и разрешения конфликтов, деструктивное поведение уменьшается. Это создает более позитивную среду обучения для всех учащихся.

• Улучшение психического здоровья: программы SEL могут помочь учащимся развить механизмы преодоления стресса, тревоги и депрессии, что приводит к улучшению показателей психического здоровья.

• Укрепление социальных связей. Способствуя сочувствию и социальной осведомленности, SEL укрепляет отношения между учениками и учителями, создавая чувство принадлежности и создавая благоприятную атмосферу в классе.

• Развитие навыков на протяжении всей жизни. Навыки, приобретаемые в рамках SEL, - самосознание, саморегуляция, навыки взаимоотношений и ответственное принятие решений - неоценимы на протяжении всей жизни. Они способствуют успеху в будущей карьере, здоровым отношениям и общему благополучию.

Создание благоприятной среды обучения: стратегии интеграции SEL

Эффективная интеграция SEL требует смещения акцента с простой передачи знаний на воспитание всего ребенка. Вот некоторые ключевые стратегии создания такой атмосферы в классе, в которой социальное и эмоциональное благополучие учащихся во главу угла ставятся:

• Явное обучение: Социальным и эмоциональным навыкам можно обучать и осваивать так же, как и любому другому предмету. Учителя могут посвятить время подробному обучению таким навыкам, как распознавание эмоций, управление гневом и разрешение конфликтов.

• Моделирование и подкрепление. Учителя играют решающую роль в моделировании позитивного социального и эмоционального поведения. Демонстрируя сочувствие, активное слушание и стратегии разрешения конфликтов, они подают ценный пример для учащихся. Позитивное подкрепление желаемого поведения еще больше укрепляет эти навыки.

• Социально-эмоциональная учебная деятельность: интеграция в учебную программу мероприятий, способствующих развитию самосознания, социальной осведомленности и навыков взаимоотношений, может быть весьма эффективной. Это может включать в себя ролевые упражнения, практики осознанности или совместные проекты.

• Безопасная и благоприятная среда. Крайне важно создать в классе такую среду, в которой учащиеся будут чувствовать себя в безопасности, позволяя выражать свои мысли и идти на риск. Открытое общение, активное слушание и уважение к различным точкам зрения необходимы для создания благоприятной среды обучения.

• Сотрудничество с родителями и сообществом. Эффективная реализация SEL требует совместного подхода. Школы должны работать с родителями и членами сообщества, чтобы обеспечить последовательность в поддержке социального и эмоционального роста учащихся. Родители могут быть оснащены стратегиями для закрепления навыков SEL, полученных в

школе, а общественные организации могут предложить ресурсы и программы поддержки.

Приоритет социального и эмоционального благополучия студентов -это не роскошь, а инвестиция в их будущее. Интегрируя SEL В образовательную среду мы даем возможность учащимся не только преуспевать в учебе, но и преодолевать сложности жизни, проявляя большую устойчивость, сочувствие и эмоциональный интеллект. Этот сдвиг в фокусе требует трансформации образовательного мышления, подготовки учителей и распределения ресурсов.

Хотя преимущества SEL неоспоримы, его эффективная интеграция сопряжена с рядом проблем:

• Интеграция учебных программ. Найти место в уже заполненной учебной программе для включения инструкций по SEL может быть сложно. Однако существуют творческие решения, такие как включение мероприятий по SEL в существующие предметы или выделение конкретных уроков SEL в течение школьной недели.

• Обучение и поддержка учителей. Учителя нуждаются в возможностях обучения и профессионального развития, чтобы вооружить их знаниями и навыками для эффективной реализации стратегий SEL. Это включает в себя обучение выявлению социальных и эмоциональных потребностей учащихся, содействие деятельности SEL и создание благоприятной среды в классе.

• Стандартизированное тестирование. Чрезмерная зависимость от стандартизированного тестирования может создать давление, заставляющее отдавать приоритет академическим достижениям над социальным и эмоциональным развитием. Крайне важно сместить акцент на более целостный подход к успеху учащихся, включающий как академические, так и социально-эмоциональные результаты обучения.

• Взаимодействие с семьей и сообществом. Успех инициатив SEL требует сотрудничества с семьями и членами сообщества. Школы должны

разработать стратегии, позволяющие родителям и опекунам понять важность SEL и развивать эти навыки дома.

Светлое будущее: воспитание разносторонних личностей

Интеграция SEL в образование - это не разовое решение, а постоянный процесс, требующий приверженности со стороны преподавателей, администраторов, семей и сообществ. Отдавая приоритет социальному и эмоциональному благополучию студентов, мы воспитываем разносторонних людей, которые не только академически подготовлены, но и обладают социально-эмоциональными навыками, необходимыми для решения жизненных проблем, построения здоровых отношений и процветания в сложном мире. По мере нашего продвижения вперед создание такой среды обучения, которая развивает весь ребенок - интеллект, эмоции и социальные навыки - является ключом к созданию светлого будущего для всех учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. "Социально-эмоциональное обучение в школе: теория и практика", Ирина Богуславская (2023)

2. "Психология развития и возрастная психология: Учебник", Наталья Шадрикова (2022)

3. "Практика социального и эмоционального обучения: Руководство для педагогов", Елена Рылеева (2021)

4. "Эмоциональный интеллект: Учебник", Даниель Гоулман (2020)

5. "Социально-эмоциональное развитие детей: Учебное пособие", Татьяна Якимова (2019)

Dolyyev B.

Lecturer, Department of Pedagogy Magtymguly Turkmen State University Turkmenistan, Ashgabat

SOCIAL AND EMOTIONAL ASPECTS OF EDUCATION: ATTENTION TO THE PSYCHOLOGICAL STATE OF STUDENTS

Abstract: the article discusses the social and emotional aspects of education, paying special attention to the psychological state of students. The role of emotions in educational activities, their influence on the educational process and self-knowledge of students is analyzed. The functions of emotional experiences are considered, such as signaling, inhibitory, pushing, evaluative, stimulating and the function of mutual influence.

Key words: education, psychological aspects, emotions, educational activity, self-knowledge, motivation, emotional perception, signaling function, inhibitory function, pushing function, evaluative function, stimulating function, mutual influence function.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.