Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьная культура / агрессивное поведение старшеклассников / уважение и поддержка / правила поведения и дисциплина в школе / school culture / aggressive behavior of high school students / respect and support / rules of behavior and discipline at school

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нго Дык Тай

В статье рассматривается влияние школьной культуры на агрессивное поведение старшеклассников. Освещена роль школьной среды и культуры в формировании поведения и эмоционального состояния учащихся. Школьная культура может создавать стереотипы и отношения, которые способствуют агрессивному поведению, а также влияют на межличностные отношения, способствуя конфликтам и издевательствам. В работе подчеркивается необходимость уделять внимание школьной культуре для предотвращения издевательств. Рекомендации включают создание безопасной среды в школах и обучение учащихся социальным навыкам для эффективного управления конфликтами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF SCHOOL CULTURE ON AGGRESSIVE BEHAVIOR OF HIGH SCHOOL STUDENTS

The article addresses the influence of school culture on the aggressive behavior of high school students. It highlights the role of the school environment and culture in shaping the behavior and emotional state of students. School culture can create stereotypes and attitudes that promote aggressive behavior and also influence interpersonal relationships, promoting conflict and bullying. The work highlights the need to pay attention to school culture to prevent bullying behavior. Recommendations include creating a safe environment in schools and teaching students social skills to effectively manage conflict.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

УДК 159.922.7+376

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Нго Дык Тай

кандидат педагогических наук, психолог, Педагогический университет г. Хошимина,

г. Хошимин, Вьетнам ORCID: 0000-0003-0235-3902 E-mail: taitamli_giaoduc@yahoo. com

INFLUENCE OF SCHOOL CULTURE ON AGGRESSIVE BEHAVIOR OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Ngo Duc Tai

Ph. D in Education, Psychologist, Ho Chi Minh city University of Education, Ho Chi Minh City, Viet Nam ORCID: 0000-0003-0235-3902 E-mail: taitamli_giaoduc@yahoo. com

Аннотация. В статье рассматривается влияние школьной культуры на агрессивное поведение старшеклассников. Освещена роль школьной среды и культуры в формировании поведения и эмоционального состояния учащихся. Школьная культура может создавать стереотипы и отношения, которые способствуют агрессивному поведению, а также влияют на межличностные отношения, способствуя конфликтам и издевательствам. В работе подчеркивается необходимость уделять внимание школьной культуре для предотвращения издевательств. Рекомендации включают создание безопасной

среды в школах и обучение учащихся социальным навыкам для эффективного управления конфликтами.

Abstract. The article addresses the influence of school culture on the aggressive behavior of high school students. It highlights the role of the school environment and culture in shaping the behavior and emotional state of students. School culture can create stereotypes and attitudes that promote aggressive behavior and also influence interpersonal relationships, promoting conflict and bullying. The work highlights the need to pay attention to school culture to prevent bullying behavior. Recommendations include creating a safe environment in schools and teaching students social skills to effectively manage conflict.

Ключевые слова: школьная культура, агрессивное поведение старшеклассников, уважение и поддержка, правила поведения и дисциплина в школе.

Keywords: school culture, aggressive behavior of high school students, respect and support, rules of behavior and discipline at school.

Введение. Старшеклассники, обучающиеся в 15-18 лет, переживают этап формирования самостоятельности, мировоззрения и ценностей. Их характеристики разнообразны, но общей тенденцией является стремление к независимости и самобытности [4].

Одной из распространенных проблем в этом возрасте является агрессивное поведение, которое проявляется в различных формах, таких как физическая агрессия, словесное насилие и моббинг. Такое поведение может быть вызвано различными факторами, такими как гнев, стресс, проблемы дома или в школе и низкая самооценка [4].

Важно понимать, что агрессивное поведение не является нормой или характеристикой этого возраста. Старшеклассникам необходима помощь и поддержка, чтобы разрешить проблему и понять причины своего поведения [10].

Основная часть.

Школьная культура сочетает в себе традиции, ценности, нормы, отношения и практику образовательного учреждения. Она охватывает стиль руководства, взаимоотношения между участниками, подход к обучению, поведенческие ожидания, педагогические методы и организацию школьной жизни [1].

Качество школьной культуры оказывает существенное влияние на успеваемость и поведение учащихся. Позитивный школьный климат способствует обучению и предотвращает негативное поведение, включая агрессию и дискриминацию [11].

Особенно важна роль школьной культуры в сдерживании агрессивного поведения старшеклассников. Уважительная атмосфера, качественное образование и строгая дисциплина помогают снизить агрессию старшеклассников, давая им чувство поддержки и безопасности [10].

а. Культура уважения и поддержки: школы, где учителя и ученики проявляют уважение друг к другу и поддержку, могут создавать атмосферу доверия, что в свою очередь может снизить уровень агрессивности старшеклассников к другим [2; 3].

Культура уважения в школьной среде означает уважительное отношение к учителям, администраторам, сверстникам и окружающей среде. Это создает атмосферу доверия и безопасности в школе, что может помочь предотвратить нежелательное поведение учащихся. Культура уважения также может улучшить отношения между учениками и учителями, что может улучшить качество обучения и мотивацию учащихся. В целом культура уважения является важным компонентом создания благоприятной среды для обучения и развития старшеклассников [2].

Школьная культура поддержки - это то, как учителя, администраторы и учащиеся поддерживают друг друга в классе и за его пределами. Это может включать поддержку учащихся, испытывающих трудности в учебе, помощь в решении личных проблем, помощь в развитии социальных навыков и создание

дружественной и уважительной школьной среды. Культура поддержки может существенно повлиять на уровень агрессии у старшеклассников. Если учащиеся почувствуют поддержку и заботу в школе, это поможет уменьшить стресс и беспомощность, которые могут привести к запугиванию. Кроме того, культура поддержки может помочь учащимся развить социальные навыки, такие как сочувствие и уважение к другим, что также может снизить агрессию [3].

Школы, которые создают культуру уважения и поддержки между учителями и учениками, могут создать позитивную атмосферу для обучения и развития учащихся [11]. Если учащиеся чувствуют поддержку своих учителей, они могут стать более уверенными в своих способностях и чувствовать себя более комфортно в школьной среде. Это может помочь снизить агрессивность старшеклассников, поскольку они будут чувствовать себя более уверенно и защищенно в школе.

Для создания культуры уважения и поддержки между учителями и учениками в школе можно применить следующие методы [7]:

- Обучение навыкам общения: учителя должны проводить обучение эффективному общению, чтобы лучше понимать и поддерживать своих учеников.

- Внедрение программы наставничества: это позволит старшеклассникам получать поддержку и советы опытных преподавателей, помогая им добиться успеха.

- Содействие позитивному взаимодействию: развитие позитивного взаимодействия между учителями и учениками посредством совместных проектов и мероприятий.

- Обеспечение безопасной среды: школы должны быть безопасным местом, где учащиеся чувствуют себя защищенными. Это включает в себя обучение методам предотвращения издевательств и предотвращения конфликтов.

- Поддерживайте культуру признания: учащимся необходимо получать признание за их достижения, чтобы они чувствовали уважение и поддержку.

- Обеспечение доступности для всех: все учащиеся должны иметь равный доступ к образованию и школьным ресурсам для достижения своих целей.

В целом, культура уважения и поддержки может значительно улучшить отношения между учителями и учениками. Чтобы создать такую культуру, учителя должны проявлять интерес к тому, что происходит в жизни учеников, быть чувствительными к их индивидуальным потребностям и помогать им решать проблемы. Они должны создать безопасную среду, в которой учащиеся чувствуют себя комфортно и могут открыто общаться. Кроме того, учителя могут проводить различные мероприятия, такие как совместные проекты или спортивные игры, для развития сотрудничества и командного духа в классе [8].

б. Качество преподавания: Качество преподавания и его доступность для всех учащихся могут быть связаны с уровнем агрессивности. Например, если у учащихся возникают трудности с обучением, это может привести к ощущению бессилия и агрессии [6].

Действительно, качество преподавания и его доступность для всех учащихся могут влиять на уровень агрессивности учащихся. Если преподавание не соответствует знаниям и способностям учеников, это может привести к тому, что некоторые ученики не смогут успевать в школе (снизится успеваемость) и почувствуют неуверенность в своих способностях. Это может привести к ощущению бессилия и агрессии, особенно если учащиеся часто получают низкие оценки или попадают в неприятности из -за трудностей в обучении [5].

Кроме того, доступность обучения для всех учащихся также может влиять на уровень агрессии. Если некоторые учащиеся не получают равного доступа к учебным материалам или не могут получить дополнительную помощь, это может привести к чувству несправедливости и агрессии. В этом случае создание равных условий и возможностей для всех учащихся может способствовать снижению агрессии и улучшению общей атмосферы в классе. Качество преподавания может также оказывать влияние на агрессивное поведение старшеклассников.

Если учащиеся не имеют доступа к качественному образованию и индивидуальной помощи, они могут чувствовать себя неуверенно и отставать от своих сверстников. Это может привести к ощущению бессилия и неудовлетворенности, что, в свою очередь, может привести к агрессии.

Качество преподавания может оказать существенное влияние на поведение старшеклассников. Когда учащиеся не получают адекватного образования и индивидуальной помощи, это может привести к ощущению беспомощности, недооценки и дискомфорта. Эти эмоции могут вызывать агрессивное поведение, которое может проявляться в виде физической агрессии, словесного насилия или других форм негативного поведения [5].

Кроме того, отсутствие качественного образования может привести к низкой самооценке и неуверенности в своих силах, что также может способствовать развитию агрессивного поведения. Старшеклассники, чувствующие «неуверенность в своих знаниях», могут попытаться компенсировать это поведением, направленным на подчеркивание своей власти и контроля над другими людьми.

В целом качество преподавания важно для социально-эмоционального благополучия старшеклассников и может существенно влиять на их поведение. Поэтому важно создать условия для качественного обучения и индивидуальной помощи каждому старшекласснику, чтобы старшеклассники могли чувствовать себя уверенно и успешно, а также научиться управлять своими эмоциями и реагировать на стрессовые ситуации без агрессии.

Качество преподавания также может быть связано с уровнем стресса, испытываемого старшеклассниками. Если учащиеся испытывают сильный стресс, связанный с низкими оценками, непониманием материала или конфликтами с преподавателями, это может ухудшить их агрессивное поведение и повысить уровень агрессивного поведения [5].

Качество преподавания может влиять на уровень стресса, испытываемого старшеклассниками. Когда учащиеся испытывают стресс, это может вызвать ряд физиологических и психологических реакций, которые могут повысить

уровень агрессивного поведения. К таким реакциям относятся: учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, повышение уровня гормонов стресса в крови и т. д.

Стресс может быть вызван различными причинами, связанными с качеством обучения, например, низкими оценками, неуверенностью в своих знаниях и способностях, трудностями в понимании материала, конфликтами с преподавателями и т. д. Когда учащиеся не способны справиться со стрессом, это может привести к повышению уровня агрессивного поведения [9].

Для снижения стресса и агрессивного поведения старшеклассников важно создать благоприятную образовательную среду, в которой учащиеся смогут получать поддержку и помощь со стороны учителей и школьных психологов. Также важно предоставить учащимся возможность выражать свои эмоции и научить их эффективным стратегиям управления стрессом и реагирования на сложные ситуации.

Предоставление ученикам возможности выражать эмоции и обучение эффективным стратегиям управления стрессом можно осуществить следующими способами [9]:

- Индивидуальные консультации с психологом или социальным работником: старшеклассники могут иметь возможность свободно выражать свои эмоции и обсуждать проблемы на индивидуальных занятиях. Эксперты также обучают эффективным стратегиям управления стрессом.

- Групповые дискуссии: проведение групповых дискуссий позволяет учащимся делиться своими эмоциями со сверстниками и чувствовать поддержку со стороны других.

- Обучение управлению стрессом: психологи и социальные работники могут провести обучение релаксации, медитации и другим методам управления стрессом.

- Обучение социальным навыкам: учителя могут проводить уроки по эмпатии, общению и разрешению конфликтов, что помогает учащимся лучше понимать свои собственные эмоции и эмоции других.

- Проведение занятий и мероприятий: учителя могут организовывать занятия по темам эмоционального здоровья, включая игры и упражнения для улучшения навыков управления эмоциями и стрессом.

В целом качество преподавания играет важную роль в снижении уровня агрессивности старшеклассников. Доступ к качественному образованию и индивидуальной помощи может помочь учащимся лучше понять материал и чувствовать себя более уверенно в школе. Это может снизить уровень стресса и улучшить отношения с учителями и сверстниками.

в. Правила поведения и дисциплины. Наличие строгих правил поведения и строгой дисциплины может помочь предотвратить агрессивное поведение, поскольку учащиеся знают, что за нарушение правил им грозит наказание [12].

Хотя существование правил поведения и дисциплины может помочь предотвратить агрессивное поведение, важно понимать, что жесткая дисциплина и чрезмерно строгие правила могут иметь негативные последствия для эмоционального благополучия учащихся.

Например, если правила слишком строги или наказания слишком суровы, учащиеся могут начать чувствовать несправедливое обращение и депрессию. Это может привести к ухудшению отношений между учениками и учителями, а также к более высокому уровню стресса и беспокойства у учащихся, что, в свою очередь, может увеличить риск агрессивного поведения.

Поэтому важно найти баланс между правилами и дисциплиной, которые помогают предотвратить агрессивное поведение, и теми подходами, которые способствуют эмоциональному благополучию учащихся и создают благоприятную школьную среду. Это может включать поощрение позитивного поведения, обучение эффективным стратегиям управления эмоциями и разрешения конфликтов, а также использование педагогических подходов, учитывающих индивидуальные потребности и способности каждого учащегося.

Строгие правила поведения и строгая дисциплина помогают установить границы и ожидания для учащихся, которые помогают им понять, какое поведение приемлемо, а какое нет [12].

Правила поведения и дисциплины могут сыграть важную роль в предотвращении агрессивного поведения старшеклассников. «Хорошо управляемые правила» и дисциплина могут создать структуру и предсказуемость в школьной среде, что поможет учащимся чувствовать себя в большей безопасности. Это также может помочь учащимся почувствовать ответственность за свои действия и понять, что негативное поведение недопустимо.

Однако важно, чтобы правила поведения и дисциплины были сбалансированными и не приводили к излишней жесткости и жестокости со стороны учителей и администрации. Неэффективное дисциплинарное взыскание, основанное на насилии или унижении, может привести к ухудшению психологического благополучия учащихся и даже усугубить агрессивное поведение.

Поэтому важно создать справедливые, ясные и здравые правила поведения и дисциплины, которые учитывают индивидуальные потребности учащихся. Кроме того, следует использовать альтернативные методы дисциплины, такие как обучение социальным навыкам и управлению конфликтами, чтобы помочь учащимся научиться эффективно решать проблемы и конфликты, не прибегая к насилию или агрессии.

Правила поведения могут включать запреты на физическую агрессию, угрозы, оскорбления и другие формы негативного поведения. Если учащиеся знают, что их ждет наказание за нарушение правил, это может помочь им контролировать свое поведение и избегать конфликтов [12].

Правила поведения, которые помогут предотвратить агрессивное поведение старшеклассников, могут включать в себя следующее:

- Запрет насилия. Это может включать запрет на физическое насилие, угрозы, насмешки и другие формы насилия.

- Запрет на издевательства. Школы должны проявлять нулевую терпимость к издевательствам и должны предпринимать шаги для предотвращения, выявления и реагирования на издевательства.

- Запрет распространения насилия и ненависти. Школы могут запретить распространение материалов, которые могут разжигать насилие или ненависть, включая фотографии, видео и текстовые сообщения.

- Установление порядка обращения за помощью. В школах должны быть процедуры обращения за помощью, когда правила нарушаются или учащиеся чувствуют себя в опасности.

- Установление норм поведения в Интернете. Школы могут разработать политику использования социальных сетей и других онлайн-платформ для предотвращения насилия, издевательств и других форм агрессивного поведения в Интернете.

- Установление четких правил дисциплины. Школы могут разработать четкие правила дисциплины и наказания за нарушение этих правил, чтобы учащиеся знали, чего от них ожидают, и понимали, что нарушение правил поведения приведет к наказанию.

Строгая дисциплина также может сыграть роль в развитии у учащихся ответственного и уважительного поведения. Если учащиеся увидят, что дисциплина применяется справедливо и последовательно, это может помочь им понять, что стандарты поведения и правила необходимы для поддержания порядка и спокойной обстановки в школе [12].

Строгая дисциплина может помочь учащимся осознать, что их действия имеют последствия и что они должны нести ответственность за свои действия. Это может побудить их вести себя более ответственно и следовать правилам. Кроме того, справедливое применение дисциплины может научить учащихся уважать других и правила, что может уменьшить деструктивное поведение и создать более безопасную и уважительную школьную среду.

В целом правила поведения и дисциплина являются важными факторами, которые могут помочь предотвратить агрессивное поведение старшеклассников. Если учащиеся понимают, какое поведение является приемлемым, а какое неприемлемым, и если они знают, что за нарушение

правил предусмотрены наказания, это может помочь им избежать конфликтов и поддерживать спокойную школьную обстановку.

Таким образом, школьная культура является ключевым фактором, влияющим на успехи учащихся и создающим благоприятную среду для обучения и воспитания. Школы с хорошей культурой обеспечивают условия для уважительного общения и поддержки, высококачественного преподавания, а также строгих правил поведения и дисциплины, которые помогают предотвратить негативное поведение, такое как издевательства и дискриминация. Поэтому важно уделять внимание школьной культуре и ее совершенствованию, чтобы добиться лучших результатов обучения и образования учащихся.

Выводы. Из представленного содержания следует, что школьная культура, качество преподавания, правила поведения и дисциплины, а также семейное воспитание могут влиять на уровень агрессивности старшеклассников. Школы, в которых создается культура уважения и поддержки, могут создать позитивную среду для обучения и развития учащихся, что может помочь снизить агрессию. Качественное образование и индивидуальная помощь также могут сыграть важную роль в предотвращении агрессивного поведения. Правила поведения и дисциплины могут создать структуру и предсказуемость в школьной среде, что также может помочь учащимся чувствовать себя в большей безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Ю.Г. Особенности представлений учащихся о пространстве школьной среды: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. -М., 1995. - 21 с.

2. Акутина С.П., Николина В.В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно -нравственных ценностей старшеклассников // Инновационные проекты и программы в образовании. -2011. - № 3. - C. 33-36.

3. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С. 60-65.

4. Бабаев Тосиф Музаффар Оглы Психологические особенности агрессивности школьников-подростков и студентов // Акмеология. - 2016. -№ 3 (59). - С. 112-115.

5. Бакланов К.В., Лапина Т.А. Проблема агрессивного поведения в образовании в контексте профессиональной подготовки учителей // Гуманитарное пространство. - 2017. - Том 6. - № 3. - С. 351-359.

6. Васильев И.А. Качество школьного образования: субъективный взгляд на объективный процесс // Социологический журнал. - 2013. - № 4. -С. 72-88.

7. Григорьев Д.В. Педагогическая поддержка поиска старшеклассниками ценностных смыслов жизни: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2000. - 24 с.

8. Михайлова Н.Н, Юсфин С.М. Педагогика поддержки. - М.: МИРОС, 2001. - 99 с.

9. Прощенко И.В., Максимова Н.Е., Римашевская А.О., Мурашова Л.А. Исследование взаимосвязи тревоги и агрессивного поведения у школьников старших классов // Социальная и клиническая психиатрия. -2020. - Том 30. - № 1. - С. 73-76.

10. Самсонова Н.В., Дейнега Е.В. Девиантное конфликтное поведение подростков // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 6 (73). - С. 188189.

11. Собкин В.С., Фомиченко А.С. Влияние отношений между учителем и учеником на академические достижения учащихся // Управление образованием: теория и практика. - 2015. - № 3 (19). - С. 34-54.

12. Созонов В.П. Дисциплина школьника: разговор на скучную тему... // Народное образование. - 2010. - № 5 (1398). - С. 230-240.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.