Научная статья на тему 'Буллинг в школьном коллективе умственно отсталых учащихся'

Буллинг в школьном коллективе умственно отсталых учащихся Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
641
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / УЧАЩИЕСЯ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ БУЛЛИНГА / ВИДЫ БУЛЛИНГА / ФОРМЫ БУЛЛИНГА / BULLYING / STUDENTS / MENTAL RETARDATION / FEATURES OF BULLYING / TYPES OF BULLYING / FORMS OF BULLYING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скавычева Елена Николаевна

В статье рассматривается проблема актуализации буллинга в системе отношений умственно отсталых детей. Понятие «буллинг» раскрывает особенности, компоненты, виды и формы хулиганства и издевательств в школьном коллективе в целом, и в группе умственно отсталых учащихся в частности. Кроме того, описываются личностные особенности умственно отсталых участников издевательств и распределение их ролей с учетом имеющегося интеллектуального дефекта. Помимо этого, выделены особенности отношения умственно отсталых детей к процессу издевательства и необходимость оказания им психологической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BULLING IN THE SCHOOL TEAM OF MENTALLY RETARDED STUDENTS

The article deals with the problem of bullying actualization in the system of relations of mentally retarded children. The concept of "bullying" reveals the features, components, types and forms of hooliganism in the school community in General, and in the group of mentally retarded students in particular. It also describes the personal characteristics of the mentally retarded participants of bullying and their roles taking into account existing intellectual defect. In addition, the features of the attitude of mentally retarded children to the process of bullying and the need to provide them with psychological assistance are highlighted.

Текст научной работы на тему «Буллинг в школьном коллективе умственно отсталых учащихся»

3. Нордберг Л.В., Ладыжец Н.С. Менторинг как социальная система властных отношений // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - №1. - 2008. - С. 51-58.

4. О запуске проекта «Менторы ЭО 2.0: приказ ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» от 23.05.2018 № 831. Режим доступа: http://edu.sfu-kras.ru/sites/edu.sfu-kras.ru/files/83l.pdf

5. О запуске проекта «Менторы ЭО: приказ ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» от 26.06.2017 № 946. Режим доступа: http://about.sfu-kras.ru/docs/9880/pdf/696241

6. Перевалова М.Н., Зиннатуллина Д.И. Коучинг и менторинг в системе высшего учебного заведения // Новая наука: Проблемы и перспективы. - № 1 (1). - 2015. - С. 25-27.

7. Фролова С.В. Корпоративный менторинг как инструмент профессионального роста молодого специалиста // Госсоветник. - №4 (20). - 2017. - С. 45-50.

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент Скавычева Елена Николаевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

БУЛЛИНГ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема актуализации буллинга в системе отношений умственно отсталых детей. Понятие «буллинг» раскрывает особенности, компоненты, виды и формы хулиганства и издевательств в школьном коллективе в целом, и в группе умственно отсталых учащихся в частности. Кроме того, описываются личностные особенности умственно отсталых участников издевательств и распределение их ролей с учетом имеющегося интеллектуального дефекта. Помимо этого, выделены особенности отношения умственно отсталых детей к процессу издевательства и необходимость оказания им психологической помощи.

Ключевые слова: буллинг, учащиеся, умственная отсталость, особенности буллинга, виды буллинга, формы буллинга.

Annotation. The article deals with the problem of bullying actualization in the system of relations of mentally retarded children. The concept of "bullying" reveals the features, components, types and forms of hooliganism in the school community in General, and in the group of mentally retarded students in particular. It also describes the personal characteristics of the mentally retarded participants of bullying and their roles taking into account existing intellectual defect. In addition, the features of the attitude of mentally retarded children to the process of bullying and the need to provide them with psychological assistance are highlighted.

Keywords: bullying, students, mental retardation, features of bullying, types of bullying, forms of bullying.

Введение. Любой ребенок - это личность, которая претендует на уважение к себе. Самооценка является обязательной чертой личности, она возникает в раннем возрасте, поэтому важно, чтобы дети росли и развивались в дружеской атмосфере и уважении, и особенно дети с умственной отсталостью в связи со спецификой их дефекта. Специфика их дефекта характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно ярко проявляющимися в области познавательных процессов, и в частности в мышлении, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфере, а также личности в целом, в развитии которых важную роль играет самооценка.

При формировании самооценки и самоуважения умственно отсталого ребенка большое значение имеет не только семья, но и окружающие сверстники. Гармоничные отношения со сверстниками, наличие референтной группы, необходимой для умственно отсталых детей, оказывают влияние на статус ребенка в коллективе как массовой школы, так и специализированной.

В настоящее время издевательство над детьми со стороны сверстников является одной из наиболее распространенных проблем в школьных группах как нормально развивающихся детей, так и детей с нарушениями интеллекта, что приводит к агрессии и насилию в массовых и специализированных школах, эмоциональным и невротическим проблемам детей любой категории.

Изложение основного материала статьи. Согласно определению И.С. Кона [3], буллинг - это издевательства, запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор с целью вызвать страх жертвы и тем самым подчинить ее себе.

Буллинг - неоднократная агрессия по отношению к определенному субъекту, в том числе принуждение и запугивание [5]. Издевательства проявляются в физическом насилии, угрозах, словесной агрессии, унижении, что характерно для поведения учащихся с нарушениями интеллекта.

Проявление такого рода хулиганства среди умственно отсталых лиц представляет собой отклонение в поведении и связано с количественно неоднородным врожденным недоразвитием головного мозга, тотальным психическим недоразвитием, которые искажают не только темперамент ребенка, но и деформируют формирование характера и личности в целом. Кроме того, у таких детей нарушается скорость формирования отдельных сторон психики, что само по себе уже влияет на формирование социальных норм поведения, изменяется качество реакций на социальные воздействия, что обусловлено интеллектуальной неполноценностью, отклонениями в развитии личности и особенностями ее реагирования.

Психическое развитие у умственно отсталых учащихся дисгармонично. Церебрально-органические и возрастные изменения нередко способствуют возникновению состояний психической декомпенсации с различными поведенческими расстройствами, усугубляющими психопатологические комплексы, что резко меняет существующую психопатологическую структуру. Проявления издевательств у умственно отсталых детей являются показателем их социальной незрелости вследствие неадекватных форм перехода из детства во взрослую жизнь.

Умственно отсталые учащиеся, проявляющие агрессивные реакции и не склонные к установлению социальных контактов, попадают под категорию буллеров. Такие дети часто проявляют жестокость к другим

детям, легко ввязываются в драки, вызывающе ведут себя со взрослыми. Им характерны реакции активного протеста в ответ на обиду, желание отомстить обидчику.

С.В. Кривцова [4] выделяет следующие особенности буллинга:

1) хулиганство носит асимметричный характер - с одной стороны есть преступник, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы, с другой - жертва, не обладающая такой властью, и остро нуждающаяся в поддержке и помощи третьих лиц;

2) издевательства осуществляются умышленно, направленны на причинение физических и психических страданий лицу, выбранному в качестве мишени;

3) издевательства подрывают уверенность жертвы в себе, разрушают здоровье, самооценку и человеческое достоинство;

4) хулиганство - это групповой процесс с участием не только правонарушителя и потерпевшего, но и свидетелей насилия, всего класса (группы), где оно происходит;

5) издевательства никогда не прекращаются сами по себе: всегда требуется защита и помощь потерпевшим, инициаторам издевательств (обидчикам) и свидетелям.

Издевательства в рамках буллинга носят систематический характер и преследуют цель - затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить. В учебных заведениях издевательства происходят среди сверстников и часто происходят по отношению к младшим учащимся со стороны старших. В школьном сообществе умственно отсталых учащихся это также распространено, так как дети с умственными недостатками характеризуются некритичным мышлением, в результате чего они неадекватно оценивают ситуацию и попадают под влияние правонарушителя.

Л.А. Глазырина выделяет следующие виды буллинга [6]:

1) скрытые издевательства (игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции, преднамеренное распространение негативных слухов и т. д.) более характерно для девочек;

2) прямое запугивание включает прямую физическую агрессию, сексуальное или психологическое насилие.

Н.Ю. Синягина разделяет формы прямого буллинга следующим образом [7]:

1) словесное издевательство, где орудием служит голос (обидное имя, с которым можно обратиться к жертве, обзывания, подначивания, распространение обидных слухов и т. д.);

2) оскорбительные жесты или действия (например, плевки в сторону жертвы);

3) запугивание (использование агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);

4) изоляция (жертва умышленно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью учеников или всем коллективом);

5) вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-то украсть);

6) порча и иные действия с имуществом (кража, грабеж, сокрытие личных вещей потерпевшего).

В процессе школьной травли, по мнению А.Е. Довиденко, среди умственно отсталых учащихся существуют следующие роли [5]:

1) лидирующий агрессор;

2) дети, вовлеченные в издевательства (присоединяющиеся к лидеру);

3) жертва;

4) свидетели, которые поддерживают издевательства (дети, которые принимают сторону нападающих, смеются, выражают поддержку нападающим и поощряют их, собираются вокруг и смотрят);

5) посторонние свидетели (дети, которые избегают ситуаций запугивания, не принимая сторону);

6) защитники (дети, которые занимают очевидную позицию против издевательств, либо активно противостоят нападающим и делают что-то, чтобы остановить издевательства, либо успокаивают, поддерживая жертву).

Любой участник образовательных отношений может быть вовлечен в насилие при определенных обстоятельствах. Каждый умственно отсталый ученик потенциально может стать жертвой, обидчиком или свидетелем насилия, а иногда и сменить роль обидчика на роль жертвы и наоборот. Любой умственно отсталый ребенок может стать жертвой издевательств, а некоторые особенности умственно отсталых детей повышают риск того, что ребенок может подвергнуться издевательствам или, наоборот, стать правонарушителем.

Как правило, умственно отсталые дети, ставшие правонарушителями, склонны к доминированию в группе и подчинению других, морально и физически сильны, эмоционально импульсивны и легко приходят в состояние гнева и агрессии, с низким уровнем сопереживания своим жертвам, часто угнетающие не только сверстников и младших, но и взрослых: учителей, родителей, представителей правоохранительных органов.

Среди умственно отсталых учащихся возможными жертвами буллинга могут стать дети:

1) с высоким уровнем тревожности, которым не хватает уверенности, жизнерадостности, они нередко испытывают чувство страха;

2) с неадекватной самооценкой и недостаточным проявлением волевых усилий, которые не могут оказать активное сопротивление, когда на них нападают сверстники; не умеют адекватно реагировать на агрессию, становятся «легкими» объектами нападок и травли;

3) у которых отсутствуют друзья в классе и имеются трудности в выстраивании и поддержании близких отношений со сверстниками, так как в силу имеющегося интеллектуального нарушения это им недоступно;

4) физически слабые по сравнению со своими обидчиками, что в силу особенностей их реагирования, снижает возможность противостоять нападкам со стороны или физически сильные по причине неадекватности оценивания своих возможностей в силу имеющегося дефекта интеллекта;

5) имеющие специфические особенности внешности к которым можно придраться, начать дразнить ребенка, особенно не умеющего постоять за себя;

6) принадлежащие к этническому, национальному или религиозному меньшинству;

7) испытывающие повышенную тревожность по отношению к своему телу: могут бояться боли, плохо справляться с физическими играми, спортивными занятиями, любым физическим противостоянием, либо обладать плохой координацией;

8) чувствительные, тихие, замкнутые, пассивные, которые легко и часто плачут, а также избегают прямой конфронтации в общении.

А. Парк [8] выделяет в буллинге четыре главных компонента:

1) агрессивное и негативное;

2) осуществляется регулярно;

3) происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью;

4) является умышленным.

В отношении процесса буллинга умственно отсталых учащихся, компоненты, выделенные А. Парком, тоже имеют место быть, однако чаще всего отсутствует последний компонент. В редких случаях буллинг в среде детей с интеллектуальной недостаточностью носит негативный умысел. В силу своего дефекта умственно отсталые дети не задумываются о своих поступках и не осознают последствий содеянного. Они лишь повторяют то, что видели в средствах массовой коммуникации или слышали от других сверстников, не преследуя цели, ради которой осуществляется буллинг.

По мнению, В.И. Вишневской [1], школьный буллинг можно разделить на две основные формы:

1) физический школьный буллинг - умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др.;

2) психологический школьный буллинг - насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путем словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.

Относительно лиц, имеющих интеллектуальную недостаточность, школьный буллинг носит форму только физического характера из-за отсутствия критичности мышления в силу имеющегося дефекта.

Среди умственно отсталых участников издевательств, как и у нормально развивающихся детей, есть правонарушители, потерпевшие и свидетели. В буллинге этой категории детей никому не принадлежит роль преследователей, поскольку умственно отсталые дети не имеют злого умысла, не испытывают чувства гнева и озлобленности, предполагаемых в истинном хулиганстве. Осуществляя хулиганство и издевательства в школьном коллективе, они действуют в соответствии с импринтированными образцами поведения, подражая тем, кто кажется им авторитетной личностью, что связано с их особенностями развития.

С.В. Кривцова выделяет типы ролей участников запугивания: подстрекателей, преследователей, жертв и наблюдателей. Среди учащихся с интеллектуальным дефектом встречаются хулиганы (зачинщики), потерпевшие и свидетели (наблюдатели) [4].

Чаще всего инициаторами издевательств становятся один-два ребенка в классе. Им почему-то не понравился один из одноклассников, и они начинают дразнить и высмеивать его, не брать в игру. Провокаторы с умственной отсталостью характеризуются следующими типичными чертами: физически сильные или, наоборот, физически слабые, из-за некритичности своего мышления они не способны адекватно оценивать свои возможности; эмоционально возбудимы, импульсивны, с агрессивным поведением и со слабым самоконтролем, неспособны сочувствовать своим жертвам из-за нарушений в эмоционально-волевой сфере.

Жертвами издевательств становятся дети с умственной отсталостью или чувствительные и неспособные постоять за себя, которые не могут скрыть свою незащищенность, или те, кого такие сверстники выбрали для угнетения без причины, по личному капризу.

В ситуации издевательств в школе большинство умственно отсталых детей, как и в массовой школе, являются наблюдателями. Некоторые из этих детей, а также нормально развивающиеся дети в этой ситуации нуждаются в помощи для осмысления своего опыта, поскольку они испытывают большое психологическое давление и страх, а также беспомощность перед лицом насилия, даже если оно не направлено непосредственно на них. Другая категория умственно отсталых детей не нуждается в такой помощи, поскольку неадекватная оценка ситуации не накладывает на их психику тяжелого отпечатка в силу специфики их дефекта. Они это переживают легко, не зацикливаясь на происходящем.

Выводы. Буллинг в школьном коллективе умственно отсталых учащихся присутствует так же, как и в школах, где обучаются нормально развивающиеся учащиеся. Проявления поведенческих расстройств у умственно отсталых детей внешне сходны с проявлениями поведенческих расстройств у детей с сохраненным интеллектом. Умственно отсталые школьники существенно различаются по объему нарушенного поведения и его характеру, поэтому ситуация издевательств отрицательно сказывается на жертвах и правонарушителях, поскольку если проявление агрессии не предотвратить, то оно может закрепиться как стиль поведения умственно отсталых детей в будущем, представляющий еще большую общую и социальную опасность как для лиц с умственной отсталостью, так и для нормально развивающихся сверстников.

Литература:

1. Вишневская В.И., Бутовская, М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографическое обозрение. - 2010. - № 2. - С. 55-68.

2. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165.

3. Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? // Семья и школа. - 2006. - № 11. - С. 15-18.

4. Кривцова С.В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. - М.: Федеральный институт развития образования, 2011. - 120 с.

5. Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах / сост. А.Е. Довиденко и др. - Екатеринбург: «Семья детям», 2014. - 29 с.

6. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников / Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. - М.: БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.

7. Школа без насилия. Методическое пособие / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - М.: АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.

8. Park, A. Hay Boylling and Abus May Age Children Prematureli / А. Park // Devel. Psychol. - 2012. - № 33. - P. 420-428.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.