Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные инструменты / эмоциональный интеллект / осознанность / самооценка / мотивация и адаптивность / emotional intelligence / educational tools / awareness / self-esteem / motivation / adaptability

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глебенко Людмила Юрьевна, Гребенникова Ирина Анатольевна

Объектом внимания авторов является эмоциональный интеллект учащихся. Статья посвящена исследованию образовательных инструментов, применяемых в процессе обучения иностранным языкам, влияющих на развитие сторон личности и формирование эмоционально-интеллектуальных стратегий, к которым относятся осознанность, самооценка, мотивация и адаптивность, и, таким образом, способствующих успешному овладению иностранным языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глебенко Людмила Юрьевна, Гребенникова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TOOLS IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO IMPROVE STUDENTS’ EMOTIONAL INTELLIGENCE

The authors focus on students' emotional intelligence. The article comments on educational tools used in teaching foreign languages, influencing the development of personality aspects and emotional-intellectual strategies. They include awareness, self-esteem, motivation and adaptability and thus contribute to the successful mastering foreign languages.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ»

УДК 372.881.1

Л. Ю. Глебенко, И. А. Гребенникова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ

Объектом внимания авторов является эмоциональный интеллект учащихся. Статья посвящена исследованию образовательных инструментов, применяемых в процессе обучения иностранным языкам, влияющих на развитие сторон личности и формирование эмоционально-интеллектуальных стратегий, к которым относятся осознанность, самооценка, мотивация и адаптивность, и, таким образом, способствующих успешному овладению иностранным языком.

Ключевые слова: образовательные инструменты, эмоциональный интеллект, осознанность, самооценка, мотивация и адаптивность.

DOI: 10.24412/2227-1384-2022-348-29-34

На современном этапе развития методики преподавания иностранных языков преподаватель стоит перед ситуацией выбора не только адекватных средств обучения для достижения поставленных целей и решения задач, но и определения инструментария для улучшения эмоционального интеллекта обучающихся. За последнее время практика преподавания иностранных языков претерпела сильные изменения. Преподаватель столкнулся с необходимостью активного использования не только офлайн, но и онлайн форматов работы, использования цифровых средств обучения и, в целом, гибкой адаптации к изменяющимся условиям жизни. Умение быстро реагировать и находить правильные академические решения, мобильно решать возникающие вопросы требует от педагога мастерства и сформированных гибких «soft skills» и профессиональных навыков «hard skills».

Опыт работы в условиях пандемии позволил выявить сложности, которые сильно влияли как на эмоциональную сферу преподавателей, так и на эмоциональный уровень студентов. Поэтому в процессе преподавания иностранных языков актуально не только формировать комму-

Глебенко Людмила Юрьевна — старший преподаватель (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: mila_yug@mail.ru.

Гребенникова Ирина Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой европейских и восточных языков (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: ira_greb@mail.ru.

© Глебенко Л. Ю., Гребенникова И. А., 2022

29

никативную и межкультурную компетенции, но и улучшать эмоциональный интеллект обучающихся. Цель настоящей работы — определить образовательные инструменты, используемые на занятиях по иностранному языку, которые могут применяться для улучшения эмоционального интеллекта студентов.

Понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence) получило активное развитие с конца XX века благодаря профессорам университетов Нью-Гэмпшира и Йеля Дж. Майеру и П. Сэловею. Дж. Майер под эмоциональным интеллектом понимал «умственные способности, которые помогают воспринимать свои собственные чувства и чувства других людей» [2, с. 173]. Среди последних определений эмоционального интеллекта Дж. Майера и П. Сэловея была следующая формулировка: «Способность глубокого постижения, оценки и выражения эмоций, способность понимания эмоций и эмоциональных знаний, способность управления эмоциями, содействующая эмоциональному и интеллектуальному росту личности» [4, с. 32].

У Д. Гоулмана эмоциональный интеллект — это способность (совокупность способностей) человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей [3, с. 269]. Обобщая различные определения, можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект — это способности и набор навыков человека декодировать эмоции, считывать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, умение управлять ими для решения практических задач и достижения коммуникативных целей.

Эмоциональный интеллект относится к «softs kills», он позволяет правильно считывать информацию, оказывая на неё влияние, понимать намерения коммуникантов и не поддаваться стрессу. Люди, у которых эмоциональный интеллект развит на достаточно высоком уровне, умеют гибче договариваться с другими и легче реагировать на негативные ситуации. Этот навык позволяет проявлять лидерские способности и достигать успеха.

По мнению психолога В. Шиманской, в модели эмоционального интеллекта можно выделить четыре драйвера, развитие которых может влиять на слабые стороны личности и формировать подходящую эмоционально-интеллектуальную стратегию. К ним относятся осознанность, самооценка, мотивация и адаптивность [1]. Осознанность нацелена на понимание своих убеждений, мыслей, эмоций и поведения. Самооценка характеризует самопринятие, степень уверенности в себе, решительность и позитивное восприятие окружающего мира. Мотивация отражает умение ставить цели и достигать их, способность преодолевать неудачи и стремление к новому, к проявлению своего потенциала и способностей, то есть самоактуализации. С точки зрения адаптивности, такие качества, как сострадание, эмпатия и терпимость, коммуникабель-

30

ность, стрессоустойчивость и готовность принимать решения и нести за них ответственность, позволяют развивать адаптивные способности человека и, следовательно, влияют на его эмоциональный интеллект.

Таким образом, возникает необходимость определения образовательных инструментов на уроках иностранного языка, которые могут повлиять на эмоциональный интеллект обучающихся.

Преподаватель иностранного языка способен объединить социальное и эмоциональное обучение и выбор обучающегося для их лучшего самопознания. Так как эмоциональный интеллект основывается на способности распознавать и управлять настроением и эмоциями в реальных ситуациях, можно считать его отправной точкой в развитии социальных и эмоциональных навыков. Эмоциональный интеллект также может прогнозировать будущие академические успехи студентов.

Многие образовательные технологии, основываясь на развитии осознанности обучающихся, могут способствовать развитию эмоционального интеллекта. Так, инструмент управляемого слайд-шоу Pear Deck содержит шаблоны для социального и эмоционального обучения (SocialandEmotionalLearning — SEL) для Google Slides и Microsoft Power Point, Microsoft Teams, Stress Check.

Среди других инструментов используются, например, опросы в Google Forms для проверки знаний студентов. Они могут включать рефлексивную деятельность, а также доски настроения — изображения эмоциональных лиц вместе со словами-чувствами (счастливый, спокойный, грустный), на которые обучающиеся нажимают в соответствии с испытываемыми чувствами. Можно адаптировать «Колесо чувств» Глории Уиллкокс 1982 года — визуальную таксономию эмоций, построенную вокруг основных эмоций: грусть, злость, страх, радость, сила и спокойствие.

Ещё один инструмент для проверки эмоций, похожий на Колесо чувств, но немного отличающийся по замыслу, — Mood Meter, цель которого в том, чтобы люди стали теми, кого основатель Йельского центра эмоционального интеллекта Марк Брэкетт называет «учёными эмоций». Mood Meter представляет эмоции в четырёх цветовых квадрантах, связывающих настроение с уровнем энергии. Вдоль пронумерованных осей x и y красный квадрант описывает высокоэнергетическое неприятное настроение, а жёлтый — приятные, но высокоэнергетические эмоции. Синяя зона содержит неприятные низкоэнергетические настроения, а зелёная представляет приятные, но низкоэнергетические настроения. Настроение и уровень энергии учащихся могут влиять на то, как они учатся, а также на их поведение в аудитории. Игровые стратегии помогают студентам развиваться в самоуправляемой среде.

Самостоятельность, или автономия, наряду с чувствами компетентности и родства описывают три фактора теории самоопределения. Самоопределение — это базовая потребность человека, и иногда люди на-

31

ходят другие способы её удовлетворения, когда не могут добиться этого в повседневной жизни. Самоопределение влияет на самооценку, помогая студентам поверить в себя.

Доски выбора — это стратегия, которую некоторые преподаватели используют в качестве шага к поддержке самоопределения. Как правило, доски выбора написаны в виде меню вариантов, которые обучающиеся могут выбрать, чтобы продемонстрировать усвоение материала. Они могут быть сделаны в цифровом виде с помощью гиперссылок в общих документах Google или Microsoft Word. Можно создавать доски выбора, ориентированные на SEL, которые соответствуют настроению учеников и учебной деятельности, тем самым углубляя навыки эмоционального интеллекта, а также вызывая чувства автономии, компетентности и родства.

В дополнение к доскам выбора, соответствующим настроению, сами занятия могут включать SEL в учебный план. Студенты могут работать вместе, чтобы научиться постановке целей и созданию команды. Это поможет развивать у студентов эмпатию и умение видеть перспективу, что, в свою очередь, влияет на адаптивность. Самоопределение также может быть актуализировано с помощью выбора и права голоса обучающегося — компонента проектно-ориентированного обучения, где увлечения могут стать движущей силой опыта.

Одним из рабочих инструментов в обучении иностранного языка является геймификация. Геймификация в образовательном процессе используется для мотивации студентов к продуктивной образовательной деятельности. Существуют различные обучающие игры на иностранном языке, которые реализуют основные принципы геймифика-ции в образовательном процессе и направлены на улучшение мотивации и вовлечённости обучающихся в образовательную деятельность.

В процессе обучения иностранным языкам необходимо воздействовать на мотивационную составляющую студентов. К приёмам, которыми может пользоваться преподаватель, относятся похвала, мягкая критика, фокус на успехах и достижениях студентов. Это в совокупности побуждает студентов двигаться вперёд, развивает и повышает личную эффективность, мотивирует на построение дальнейшей траектории саморазвития, саморегуляции и самопознания. Рекомендуется комментировать работу, хорошо проделанную студентами, и закреплять положительный результат.

Лучше всего использовать рефлексию и саморефлексию, социальные и эмоциональные практики для закрепления материала и развития гибких навыков обучающихся на каждом уроке. Позитивные завершения занятий укрепляют уверенность и компетентность студентов, формируя наряду с академичностью социальные и эмоциональные навыки.

Таким образом, рассмотрев эмоциональный интеллект студентов и изучив возможные образовательные инструменты для его повышения,

32

приходим к следующим выводам. В основу модели развития эмоционального интеллекта была положена концепция В. Шиманской, которая выделила ключевые компетенции (драйверы).

Считаем, что для формирования эмоционального интеллекта необходимо развивать осознанность, повышать самооценку студентов, воздействовать на их мотивацию и адаптивность. Успешность изучения иностранного языка зависит не только от усвоения лексико-грамматических структур, но и от комфортного эмоционального состояния студентов.

Список литературы

1. Абрамов А. Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции // РБК Тренды: сайт. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/ 5ed67acf9a79470d60d8af28

2. Александрова Н. П. Эмоциональный интеллект как фактор саморегуляции педагогической деятельности / / Вестник Московской государственной академии делового администрирования. 2015. № 5. С. 171—177.

3. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. 405 с.

4. Люсин Д. В., Ушаков Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. М.: Институт психологии РАН, 2013. 180 с.

* * *

Glebenko Lyudmila Yu., Grebennikova Irina A., EDUCATIONAL TOOLS IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO IMPROVE STUDENTS' EMOTIONAL INTELLIGENCE

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)

The authors focus on students' emotional intelligence. The article comments on educational tools used in teaching foreign languages, influencing the development of personality aspects and emotional-intellectual strategies. They include awareness, self-esteem, motivation and adaptability and thus contribute to the successful mastering foreign languages.

Keywords: emotional intelligence, educational tools, awareness, self-esteem, motivation, adaptability.

DOI: 10.24412/2227-1384-2022-348-29-34

References

1. Abramov A. Emotional Intelligence: How to Learn to Understand Your Own and Others' Emotions [Emotsional'nyy intellekt: kak nauchit'sya ponimat' svoi i chu-zhiye emotsii], RBK Trendy, website. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/ education/5ed67acf9a79470d60d8af28

2. Alexandrova N. P. Emotional intelligence as a factor of self-regulation of pedagogical activity [Emotsional'nyy intellekt kak faktor samoregulyatsii pedagogicheskoy deyatel'nosti], Vestnik Moskovskoy gosudarstvennoy akademii delovogo administrirovaniya, 2015, no. 5, pp. 171-177.

33

3. Goulman D., Boyatsis R., Makki E. Emotsional'noye liderstvo. Iskusstvo uprav-leniya lyud'mi na osnove emotsional'nogo intellekta (Emotional Leadership. The Art of Managing People Based on Emotional Intelligence), Moscow, Alpina Business Books, 2012. 405 p.

4. Lyusin D. V., Ushakov D. V. Sovremennyye predstavleniya ob emotsional'nom intellekte (Modern Ideas About Emotional Intelligence), Moscow, Institut psikhologii RAN Publ., 2013. 180 p.

•Jc -Jc -Jc

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.