УДК 332
DOI 10.23672/n8629-8027-4136-x
Гончаров Александр Иванович
кандидат экономических наук, доцент,
кафедра менеджмента и маркетинга, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I [email protected]
Aleksandr I. Goncharov
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,
Department of Management and Marketing, Petersburg State University of Railway Transport Emperor Alexander I [email protected]
Эмоциональный интеллект как
фактор занятости молодежи
Emotional intelligence
as a factor of youth employment
Аннотация. В статье рассматриваются особенности молодежного рынка труда, понятие эмоционального интеллекта, влияние эмоционального интеллекта на занятость. В качестве существенной особенности молодежного рынка труда рассматриваются предпочтения занятости в определенных сферах деятельности. В качестве причины данного предпочтения сделана гипотеза о том, что это является следствием низкого уровня эмоционального капитала молодого поколения. Выявлена также противоречие между развитием информационных технологий и уменьшением уровня эмоционального интеллекта. Рассмотрена сущность эмоционального интеллекта и способы повышения его уровня.
Ключевые слова: эмоциональный капитал, занятость, рынок труда, мотивация, коммуникация.
Annotation. The article discusses the features of the youth labor market, the concept of emotional intelligence, and the impact of emotional intelligence on employment. As an essential feature of the youth labor market, employment preferences in certain areas of activity are considered. As the reason for this preference, the hypothesis is put forward that this is a consequence of the low level of emotional capital of the younger generation. There is also a contradiction between the development of information technology and the decline in emotional intelligence. The essence of emotional intelligence and ways to increase its level are considered.
Keywords: emotional capital, employment, labor market, motivation, communication.
1. Особенности молодежного рынка труда.
Среди самых популярных мест приложения труда молодежи - это работа в государственных структурах и в 1Т сфере (программирование и т.п.) [5, с. 231]. Если внимательно присмотреться к содержанию труда в данных сферах, то можно заметить, что в государственных структурах работа достаточно регламентирована и бюрократизирована, то есть в целом не требует высокой степени коммуникационных и творческих навыков. 1Т-сфера представляет собой работу с алгоритмами, базами данных, программами и т.п., то есть также не требует высокой степени специфических коммуникационных навыков. Почему же так происходит, что наиболее связанные с коммуникацией профессии по популярности у молодежи проигрывают более чем 1,5-2,3 раза [5, с. 232] тем профессиям (например, журналист и др.), которые не требуют высоко развитых коммуникационных навыков? Действительно, в настоящее время с самого раннего детства люди приобщаются к высокотехнологичным гаджетам, устройствам коммуникации, без посредства которых уже почти не представляется возможной коммуникация с другими людьми (родителями, друзьями, коллегами, клиентами). Развитие глобальной сети интернет дало возможным строить глобальную экономику, мгновенно передавать
информацию на большие расстояния и удаленно предоставлять необходимые клиентам услуги. Однако, если посмотреть на данную особенность развития технологий со стороны особенностей развития человека как личности, который постоянно пользуется средствами связи, социальными сетями, виртуальным пространством в целом, то надо отметить все более ослабление коммуникационных навыков непосредственного живого социального общения [1, с. 54].
Получается парадоксальная ситуация, когда цифровая экономика диктует развитие цифровых, виртуальных технологий, все более и более помогающих бизнесу, экономике в целом более качественно организовывать удовлетворение потребностей клиентов, быстрее взаимодействовать с поставщиками и партнерами, возводит на новый уровень изучение и мониторинг состояния рыночной среды.
С другой стороны, это же развитие цифровых технологий ведет к ослаблению и утрате реальных социальных коммуникационный способностей, то есть таким образом преобразует характер людей, (в особенности молодежи), что мы получаем целое поколение, которое характеризуется некоторой замкнутостью, особой чувствительностью от мнению внешнего социума и старательно
«охраняющих» свой внутренний мир, эмоционально переживающих любое вторжение в него, независимо от ситуации, то есть, по сути, не обладающих нужным уровнем эмоционального интеллекта.
Более того, это создает дополнительные проблемы в управлении человеческими ресурсами. Так, особенно актуальным в настоящее время являются способности работе в команде, в коллективе, который в совокупности предполагает большую эффективность и результативность. Возрастает роль творческих решений [2, с. 355], на которые опираются ведущие компании, и от которых зависит повышение или утрата конкурентоспособности в целом [10, с. 16]. Однако для творчества необходимо прежде всего комфортное состояние, отсутствие напряженности в коллективе. Именно комфортное состояние, лишенное психологического напряжения в коллективе, помноженное на перекрестный обмен мнениями и идеями со стороны коллег по работе, приводит к творческим, креативным решениям.
Таким образом, совершенствование технологий все больше требует креативных идей, а с другой, понижает уровень этой же самой креативности за счет ослабления коммуникационных качеств работников для совместного создания новых решений. Для того, чтобы понять, каким образом можно решить данную проблему, рассмотрим более подробно понятие эмоционального интеллекта.
2. Сущность эмоционального интеллекта.
В последнее время все больше упоминается в научной литературе понятие «эмоциональный интеллект» [3, с. 74]. Что же действительно представляет из себя данное понятие? Понятие интеллекта связано с мышлением, логикой, возможностью понимать абстрактные концепции и применять их в практической деятельности. Интеллект связан с рациональностью рассуждения, в отличии от эмоций, которые в противоположность интеллекту носят нерациональный характер. Каким же образом сочетается рациональность и нерациональность одновременно в одном понятии? Интеллект проявляется, в том числе, в способности обучаться, накапливать и применять знания и жизненный, профессиональный опыт. В данном случае, данная рациональная, осознанная способность помогает управлять тем, что изначально является спонтанным и нерациональным, то есть эмоциями. Эмоции являются определенной кратковременной реакцией нашей психики на происходящее в окружающей среде. То есть, эмоции формируют у человека определенное психическое состояние в ответ на изменения внешней среды. Например, на улице идет дождь и настроение уже немного подавленное, тоскливое. И наоборот, солнечный свет формирует радостное, позитивное настроение. В тоже время человек является биосоциальным существом, которому свойственны социальные контакты, будь то дома с соседями, или на работе с коллегами. Тем более, если мы говорим о жизни в городской среде, где темп жизни намного выше, чем в сельских поселениях. Так, в городе изменения настолько
более частые, что постоянно формируют целый комплекс эмоций у человека. И если на факторы, события внешней естественной среды, люди уже научились реагировать спокойно через стандартное действие (пошел дождик - берем зонтик и т.п.), то на факторы социальной среды реакция может быть достаточно болезненной (например, реакция на увольнение с работы, грубость в общественном транспорте и т.п.).
Таким образом, эмоциональный интеллект связан с распознаванием эмоциональных состояний у себя и других людей, а также способностью контролировать эти состояния. Если человек, работник имеет высокий уровень эмоционального интеллекта, то он способен видеть саму причину иногда очень ярких и зашкаливающих эмоций у коллег. Однако такой работник не реагирует на внешние проявления эмоциональных состояний, а ищет действительную причину таких состояний. Действительно, если двое сотрудников работают над срочным проектом, отчетом, и один из них не выдержал нервного напряжения на работе (срочность, высокая степень ответственности и т.п.) и выразил злость, раздражительность и другие негативные эмоции, то очень сложно все пропустить и не «ответить» также негативно. Однако, если второй сотрудник имеет высокий уровень эмоционального интеллекта, то он поймет, что негативные эмоции его напарника, коллеги вызваны беспокойством о результате их общей работы, не будет обижаться и не впадет в депрессию, а уровень его производительности труда не понизится.
3. Влияние эмоционального интеллекта на занятость.
По данным исследования креативного лидерства [11] основными современными проблемами в управлении персоналом являются недостаточная эмоциональная компетентность, в том числе: удовлетворительные межличностные отношения и, как следствие, неспособность работы в команде. Данные выводы также подтверждаются исследованиями Технологического института Карнеги [11]. В целом данное обстоятельство может повлиять на кадровый потенциал компании [6, с. 433].
Если предположить, что чем сильнее развитость информационно-коммуникационных технологий, тем сильнее ухудшаются естественные коммуникационные навыки непосредственного общения, то становится более понятным тенденция уменьшения доли трудоустроенных выпускников высшего и среднего профессионального образования в последнее время. Так, доля трудоустроенных выпускников вузов с 2016 по 2018 год понизилась на 11,8 % и составила в 2018 году всего 74,4 %, а выпускников со средним профессиональным образованием - 69,9 % (снижение составило 12 % по сравнению с 2016 годом) [12].
Действительно, особенность поколения У и тем более поколения 2 свидетельствует об утрате социальных навыков общения в реальном мире, все большая замкнутость, аутичность, фрагментарность мышления, большая чувствительность и ранимость [4, с. 53].
Для решения проблемы повышения занятости молодежи, для ее закреплении на рабочих местах в организациях, а также для преодоления противоречия между требованиями инновационности, креативности в экономике для повышения конкурентоспособности, и уменьшения уровня эмоционального интеллекта у молодежи за счет распространения гаджетов, можно использовать развитие следующих составляющих [9]: осознанность, самооценка, мотивация и адаптивность.
Каким же образом данные направления могут помочь в развитии эмоционального интеллекта?
Человек, когда его охватывает та или иная эмоция, может даже не осознавать, почему это происходит. Следовательно, чтобы овладеть контролем над эмоциями, необходимо прежде всего осознать, какая эмоция возникает в той , или иной ситуации, не мешает ли она в принятии решений, необходимо ли корректировать поведение и т.п.
В процессе осознавания накапливается информация, которой, однако, недостаточно для принятия решений и выстраивания линий поведения в различных ситуациях. Необходимо повысить внутреннюю самооценку, которая придаст уверенность в себе и большую решительность своим действиям, даст большую самостоятельность и
Литература:
1. Гаю Т.Ф. Снижение уровня коммуникативных навыков: генезис проблемы киберзависимости подрастающего поколения // Проблемы современного психологического образования. 2019. № 63-4. С. 53-56.
2. Гончаров А.И. Особенности управления персоналом в условиях информационно-коммуникационного пространства / Под ред. Л. А. Кравченко, Н.В. Дедюхиной, Л.А. Исаевой, М.Ю. Дитятков-ского, В.П. Крикуна, А.И. Гончарова // Информационное общество: актуальные проблемы современности: Сб. трудов II Национальной научно-практической конференции (14 ноября 2019). СПб. : ФГБОУ ВО ПГУПС, 2019. С. 352-358.
3. Гоулман Дэниел. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. 544 с.
4. Захарова В.А. Студенты поколения Z: реальность и будущее // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. № 4. URL : http:// journals.mosgu.ru/trudy/article/view/1013
5. Кубаткина А.С. Состояние рынка труда молодежи и проблема безработицы среди молодежи в РФ / А.С. Кубаткина, Д.А. Храмцова // Молодой ученый. 2019. № 4(242). С. 231-233. URL : https://moluch.ru/archive/242/56021
6. Скитёва Е.И. Влияние кадрового потенциала компании на стратегическое управление персоналом // Инновации и инвестиции. 2019. № 11. С. 431-435.
независимость от мнений окружающих людей, оценок внешней среды в целом.
С другой стороны, большая открытость всему новому, идеям, технологиям, методам и т.п. позволит улучшить целеполагание, инициативность и мотивацию для достижения поставленных целей, позволит принимать без излишних переживаний неудачные попытки в действиях, позволит лучше совершенствоваться и получать от этого большее удовлетворение.
Лучшая адаптивность, гибкость к ситуациям позволит лучше подстраиваться к ним, лучше чувствовать других людей, их жизненные приоритеты и ценности и, тем самым, развить и совершенствовать коммуникационные навыки, а также повысить мотивацию [7, с. 12].
После определенной практики и тренировки, можно будет заметить внешние проявления повышенного уровня эмоционального интеллекта [13], такие, как получение выгоды от критики, демонстрация сочувствия, полезная обратная связь и др. Таким образом, применение методики повышения уровня эмоционального интеллекта позволит как улучшить ситуацию с занятостью молодежи на рынке труда, так и повысить возможность карьерного роста [8, с. 30].
Literature:
1. Gayu T.F. Reducing the level of communicative skills: the genesis of the problem of cyber dependence of the younger generation // Problems of modern psychological education. 2019. № 63-4. P. 5356.
2. Goncharov A.I. Features of Personnel Management in the Information and Communication Space / under the ed. L.A. Kravchenko, N.V. Dedyukhina, L.A. Isaeva, M.Yu. Dityatkovskogo, V.P. Krikun, A.I. Goncharov // Information Society: Current Problems of Our Time: Sat. works II of the National academic and research conference (on November 14, 2019). SPb. : FGBOU IN PGUPS, 2019. P. 352-358.
3. Goulman Daniel. Emotional intelligence. Why does he mean more than IQ. M. : Mann, Ivanov and Ferber, 2019. 544 p.
4. Zakharova V.A. Students of generation Z: reality and the future // Scientific works of Moscow Humanities University. 2019. № 4. URL : http://journals. mosgu.ru/trudy/article/view/1013
5. Kubatkina A.S. The state of the youth labor market and the problem of youth unemployment in the Russian Federation / A.S. Kubatkina, D.A. Khram-tsova // Young scientist. 2019. № 4(242). P. 231233. URL : https://moluch.ru/archive/242/56021
6. Skiteva E.I. The impact of the company's personnel potential on strategic personnel management // Innovations and investments. 2019. № 11. P. 431435.
7. Скитёва Е.И. Корпоративная социальная ответственность : учеб. пособие / Е.И. Скитёва, А.И Гончаров. СПб. : ФГБОУ ВО ПГУПС, 2019. 64 с.
8. Скитева Е.И. Основные проблемы построения карьеры / Е.И. Скитева, А.И. Гончаров // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2018. № 9. С. 27-33.
9. Шиманская Виктория. Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции. URL : //https://trends.rbc.ru/trends/educa tion/5ed67acf9a79470d60d8af28
10. Development directions of the Russian legs of international transport corridors : monograph / T.Y. Ksenofontova, L.M. Bozhko, V.F. Volkov, A.I. Goncharov. - СРР 8,0. Yelm, WA, USA: Science Book Publishing House, 2020. P. 112.
11. Harvey Deutschendor. Why Emotionally Intelligent People Are More Successful? URL : //https:// www.fastcompany.com/3047455/
12. Федеральная служба государственной статистики. URL : //https://rosstat.gov.ru/labour_force
13. Justin Bariso. 13 Signs of High Emotional Intelligence. URL : //https://www.inc.com/justin-bariso/13-things-emotionally-intelligent-people-do.html
7. Skiteva E.I. Corporate social responsibility : manual / E.I. Skiteva, A.I. Goncharov. SPb. : FSBOU VO PGUPS, 2019. 64 p.
8. Skiteva E.I. The main problems of building a career / E.I. Skiteva, A.I. Goncharov // Modern science: current problems of theory and practice. 2018. № 9. P. 27-33.
9. Shimana Victoria. Emotional intelligence: how to learn to understand your emotions and other people's emotions. URL : //https://trends.rbc.ru/trends/educa-tion/5ed67acf9a79470d60d8af28
10. Development directions of the Russian legs of international transport corridors : monograph / T.Y. Ksenofontova, L.M. Bozhko, V.F. Volkov, A.I. Goncharov. - СРР 8,0. Yelm, WA, USA: Science Book Publishing House, 2020. P. 112.
11. Harvey Deutschendor. Why Emotionally Intelligent People Are More Successful? URL : //https:// www.fastcompany.com/3047455/
12. Federal State Statistics Service. URL : //https:// rosstat.gov.ru/labour_force
13. Justin Bariso. 13 Signs of High Emotional Intelligence. URL : //https://www.inc.com/justin-bariso/13-things-emotionally-intelligent-people-do.html