УДК 338.24
РО! 10.23672/16044-3311 -9558-И
Гончаров Александр Иванович
кандидат экономических наук, доцент,
кафедра менеджмента и маркетинга, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра ! [email protected]
Aleksandr I. Goncharov
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management and Marketing,
Petersburg State University of Railways Emperor Alexander I [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИИ
FEATURES OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY DEVELOPMENT IN RUSSIA
Аннотация. В статье рассматривается понимание социальной ответственности, трендовые факторы развития корпоративной социальной ответственности бизнеса в мире. Кроме того, рассмотрены особенности развития корпоративной социальной ответственность бизнеса в России. А именно, выявлены тенденции, в том числе встраивание программ социальной ответственности в стратегическое развитие крупных компаний. Кроме этого, выделены причины выявленных тенденций, среди которых: отсутствие развитой конкуренции на рынках, слабая активность гражданского общества и другие. Сделано предположение о факторах, которые могут послужить катализаторами по преодолению недостаточной развитости корпоративной социальной ответственности в России. В качестве факторов преодоления недостаточной развитости корпоративной социальной ответственности выделены средства маркетинга по управлению взаимоотношению с клиентами, а также внешние факторы, вызванные мировой пандемией, в том числе изменения в организации труда.
Ключевые слова: социальная ответственность, бизнес, тенденция, маркетинг, безопасность.
Annotation. The article deals with the understanding of social responsibility, the trend factors of corporate social responsibility development in the world. In addition, the article considers the features of corporate social responsibility development in Russia. Specifically, the trends are identified, including the integration of social responsibility programs into the strategic development of large companies. In addition, the reasons for the identified trends are highlighted, including: lack of developed competition in the markets, weak activity of civil society, and others. An assumption is made about the factors that can serve as catalysts for overcoming the lack of development of corporate social responsibility in Russia. Marketing tools for managing customer relationships, as well as external factors caused by the global pandemic, including changes in the organization of work, are identified as factors for overcoming the lack of development of corporate social responsibility.
Keywords: social responsibility, business, trend, marketing, security.
Как известно, корпоративная социальная ответственность представляет собой добровольную ответственность, связанную с действиями экономического, экологического и социального характера. По сути, КСО является ответственностью организации за последствия деятельности компании в отношении воздействия на окружающую среду и на общество в целом, то есть, каким образом поведение компании способствует устойчивому развитию. Добровольность подчеркивает выход компании за рамки необходимого законодательством минимального уровня ответственности, или, другими словами, компания не ограничивается этими минимальными рамками по отношению к ответственности.
В мировой практике КСО существуют несколько тенденций, к которым относятся следующие [2]:
1) приоритетность этических принципов при осуществления бизнесом своей деятельности (разработки этических кодексов с предусмотренным механизмом контроля со стороны высшего руководства);
2) трансформация в области корпоративного лидерства (фактически вытекает из первого - те компании, которые стремятся обеспечить безопасность своей продукции при производстве товаров, путем минимального воздействия на экологию, а также повышают полезность своей продукции для потребителя и для развития общества в целом, становятся новыми лидерами бизнеса);
3) усиление роли корпоративных лидеров с точки зрения роли морального агента (распространение тех принципов КСО, которых
придерживается данная компания на круг своих партнеров, поставщиков, подрядчиков и т.п.);
4) расширение использования нефинансовой отчетности компаний (в том числе введение обязательности применения такой отчетности);
5) увеличение экологических инновационных разработок (которые призваны сократить потребление энергии и других ресурсов);
6) расширение коммуникаций со стейкхолде-рами, в том числе через социальные сети, с целью повышения эффективности мероприятий в области КСО.
Чтобы проследить тенденции в развитии КСО в России, можно обратиться в том числе к рейтингу компаний, которые являются лидерами в области КСО.
Так по оценке компаний по нескольким критериям и составленному компаниями «Экопромсистемы» и «Национальная служба мониторинга» рейтингу российских компаний в 2013 году среди компаний, занимающих первые десять мест, были представители крупных сырьевых компаний (Газпром, Сургутнефтегаз, Лукойл), финансовых организаций (ВТБ, Сбербанк), компаний связи (АФК Система) [5]. Если обратиться к последнему рейтингу 2020 года [8], то можно видеть некоторое постоянство - в лидерах те же компании (Газпром, АФК «Система», Сургутнефтегаз, Лукойл). Как видно из предыдущих рассуждений, ситуация в России с КСО, можно сказать в оптимистическом ключе, достаточно стабильна. Крупные компании уже достаточно длительный период стабильно занимаются деятельностью в рамках КСО, что показывает встраивание программ КСО в стратегическое развитие компании. В свою очередь, это прямо показывает стремление компаний эффективно использовать кадровый потенциал работников в долгосрочной перспективе [6, с. 432]. Однако, если взять пессимистическую точку зрения и попытаться увидеть в этом недостатки, то, как представляется, данная стабильность является отражением ситуации, которая не способствует росту и развитию КСО в России. Какие же причины влияют на сдерживание развития КСО в России? Выделяют несколько причин [2], которые являются сдерживающими факторами развития КСО, а именно:
1) прерогатива КСО существует в основном для крупного бизнеса;
2) уровень конкуренции не достаточен для расширения КСО в среде малого и среднего бизнеса;
3) получение дешевых кредитов со стороны международных банков, сейчас ограничен санк-ционной политикой (КСО в данном случае рассматривалась как один из критерия получения данного вида кредитов);
4) низкий уровень стимулирования КСО на государственном уровне (государственные действия скорее воспринимается как элемент давления, а не стимулирования, поэтому КСО для многих компаний может рассматриваться как балласт или
обуза, а не как средство повышения эффективности деятельности).
Помимо перечисленных причин, также наблюдается в России достаточно низкая активность со стороны гражданского общества [7, с. 56], что также не способствует развитию КСО.
Теория стейкхолдеров [7, с. 15] также связывает направленность действий компании с налаживанием взаимодействия с заинтересованными лицами как внешними (потребители и т.п.), так и внутренними (акционеры, работники компании). Данный аспект в настоящее время приобретает все большую актуальность. Так множество компаний, используя средства маркетинга, старается таким образом организовать процесс маркетинга, чтобы добиться не только выявления и изучения потребностей клиентов, разработки клиентоори-ентированной стратегии маркетинга, а также соответствующих маркетинговых программ, но и построению прибыльных отношений с клиентами. Компания, ориентируясь на будущее, таким образом строит отношения с клиентами, чтобы обеспечить их высокую лояльность к компании. В свою очередь, для этого необходимо добиваться высокой степени удовлетворенности клиентов, т.к. удовлетворенные в полной мере клиенты будут демонстрировать приверженность компании, а компания получит от них целый поток покупок в будущем. Таким образом, необходимо не только продавать качественные товары, но демонстрировать уважение клиентам, их значимость для компании. Когда мы говорим об уважении, то сразу затрагиваем нормы поведения, моральные принципы в обществе и компании, то есть говорим о моральной и социальной ответственности бизнеса в целом. Действительно, современный маркетинг вооружается концепцией просвещённого маркетинга, которая предполагает, что маркетинговая деятельность компании должна обеспечивать высокую результативность маркетинговой системы в будущем, для достижения которой, одним из принципов выступает социальный маркетинг.
Последний предполагает принятие решений не только с учётом потребностей клиентов, но и их долгосрочных интересов, а также долгосрочных интересов общества. Уважение к потребителю и обществу формирует не только удовлетворение клиентов, но дает преимущества в будущем как конкретному потребителю, так и обществу в целом (вкусная и полезная продукция ведет к здоровью и снижению расходов на здравоохранение). Для закрепления такого поведения, многие компании разработали кодексы этики, которые, однако, хоть и декларируют этическое поведение, но не гарантируют его (механизм контроля лучше отработан в зарубежных компаниях). Таким образом видна взаимосвязь корпоративной социальной ответственности и маркетинговой деятельности компаний. То есть маркетинг в данном случае может выступить катализатором развития кСо в России.
Следующим фактором стимулирования развития КСО в России, как представляется, является изменения внешней среды, вызванные пандемией.
Одним из элементов безопасности в ситуации с пандемией является удаленная работа. А безопасность, в свою очередь, выступает элементом социальной ответственности бизнеса и устойчивого развития. Каким же образом работодатели обеспечивали данную форму работы своих сотрудников? По проведенным исследованиям [3] в период первой волны пандемии весной 2020 года количество различных совещаний с помощью удаленных средств связи увеличилось более чем в 15 раз по сравнению с весной 2019 года. Более того, после отмены всеобщего локдауна, 56 % работодателей по-прежнему предоставляло сотрудникам возможность работать удаленно. В целом же, такая работа имеет для работодателей определенные выгоды: экономия на аренде помещений, компьютеров и т.п., возможность найма сотрудников из других регионов. Для работников это прежде всего снижение стресса, экономия времени на дорогу, увеличение времени на сон, гибкий график. Удаленная работа также способствует улучшению экологии, так как чем больше сотрудников работает удалённо, тем меньше становится траффик движения личного транспорта, что особенно актуально для больших мегаполисов.
Более комфортные и привычные условия труда в период удаленной работы так же можно рассматривать как, во- первых, забота о сотрудниках, или проявление социальной ответственности, и, во-вторых, ведущий к экономии затрат способ организации труда.
Литература:
1. Гончаров А.И. Особенности управления персоналом в условиях информационно-коммуникационного пространства / А.И. Гончаров; Под ред. Л.А. Кравченко и [др.] // Информационное общество: актуальные проблемы современности: Сб. трудов II Национальной научно-практической конференции (14 ноября 2019). СПб. : ФГБОУ ВО ПГУПС, 2019. С. 352-358.
2. Костин А. Современные тенденции развития КСО: новые вызовы и трансформации. URL : http://soc-otvet.ru
3. Перспективы удалённой работы в России глазами владельцев и сотрудников компаний. URL : https://webinar.ru/blog/research_of_remote_work_ in_russia_webinar_group
4. Петербургский интернет журнал «Interessant». URL : https://www.interessant.ru/people/rabotodati eli-v-rossii-razd-1
5. Рейтинг корпоративной социальной ответственности крупнейших компаний, работающих на российском рынке. URL : http://ecoproms.ru/? page_id=725
6. Скитёва Е.И. Влияние кадрового потенциала компании на стратегическое управление персоналом: Инновации и инвестиции. 2019. № 11. С. 431-435.
Условия труда можно рассматривать в 2 аспектах:
а) когда работодатели предоставляют средства защиты и дезинфекции своим сотрудникам;
б) когда компании предлагают покупателям средства защиты и (или) средства дезинфекции.
Крупные торговые сети не только информируют покупателей о социальной дистанции специальной разметкой на полу, но и предоставляют возможность продезинфицировать руки специальными растворами с помощью дозаторов в свободном доступе. Более того, многие торговые сети, начали предоставлять средства индивидуальной защиты бесплатно своим покупателям. Так, например, сеть в сети «Магнит», можно взять маски на бесплатной основе, а в сети «Перекресток» посетителям предлагают взять у входа в торговый зал одноразовые перчатки [9]. По данным опроса среди менеджеров по управлению персоналом [4] выяснилось, что в качестве средств профилактики использовались: бесплатная раздача масок сотрудникам, выдача витаминных препаратов и противовирусных средств.
Таким образом, использование компаниями в новых условиях современные технологии безопасности для сотрудников и клиентов, а также вынужденная необходимость стимулировать развитие данных технологий [1] дает толчок как малому , так и среднему бизнесу все более уделять внимание вопросам КСО, и, в дальнейшем, способствовать ее развитию.
Literature:
1. Goncharov A.I. Features of personnel management in the information and communication space A.I. Goncharov / Ed. L.A. Kravchenko and [oth.] // Information Society: current problems of our time: Sat. works of the II National Scientific and Practical Conference (November 14, 2019). SPb. : FSBOU VO PGUPS, 2019. P. 352-358.
2. Kostin A. Modern CSR trends: new challenges and transformations. URL : http://soc-otvet.ru
3. Prospects for remote work in Russia through the eyes of owners and employees of companies. URL : https://webinar.ru/blog/research_of_remote_work_ in_russia_webinar_group
4. St. Petersburg Internet magazine «Interessant» URL : https://www.interessant.ru/people/raboto-datieli-v-rossii-razd-1
5. Rating of corporate social responsibility of the largest companies operating in the Russian market. URL : http://ecoproms.ru/? page_id = 725
6. Skiteva E.I. Influence of the company's personnel potential on strategic personnel management; Innovation and investment. 2019. № 11. P. 431-435.
7. Скитёва Е.И. Корпоративная социальная ответственность : учеб. пособие / Е.И. Скитёва, А.И. Гончаров. СПб. : ФГБОУ ВО ПГУПС, 2019. 64 с.
8. Списочный рейтинг социальной эффективности крупнейших российских компаний 2020. URL : http://akmrating.ru/ru/ranking/index/35
9. URL : https://tumentoday.ru/2020/06/18
7. Skiteva E.I. Corporate social responsibility : manual / E.I. Skiteva, A.I. Goncharov. SPb. : FSBOU VO PGUPS, 2019. 64 p.
8. List rating of social efficiency of the largest Russian companies 2020. URL : http://akmrating.ru/ru/ ranking/index/35
9. URL : https://tumentoday.ru/2020/06/18