Лидерство и менеджмент
ЛИДЕРСТВО И МЕНЕДЖМЕНТ
Том 6 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2019 ISSN 2410-1664
Leadership and Management
>
Первое
экономическое издательство
корпоративная социальная ответственность как элемент бизнес-стратегии компании
Вавилина А.В. 1, Комарова Т.В. 1, Веленси И. 2, Райхер Р.С 2
1 Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
2 Обудский университет, Варшава, Венгрия
аннотация:
В статье рассматриваются вопросы использования корпоративной социальной ответственности (далее - КСО) как элемента эффективной бизнес-стратегии развития компании и укрепления ее позиций на рынках, в том числе и зарубежных, в условиях усиления конкуренции. Основной целью бизнес-стратегии компании является повышение уровня продаж своих товаров и услуг, укрепление своего имиджа как производителя и формирование положительного бренда компании как работодателя, тем самым привлекая талантливых специалистов в свою организацию и формируя потребительскую лояльность.
ФИНАНСИРОВАНИЕ. Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ по Программе повышения конкурентоспособности РУДН «5-100» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2016-2020 гг.
ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, бизнес-стратегия компании, социальные программы организации, элементы корпоративной социальной ответственности, потребительский рынок товаров.
Corporate social responsibility as an element of the business strategy of the company
Vavilina A.V. 1, Komarova T.V. 1, VelenceiJ. 2, ReicherR.Z.2
1 RUDN University, Russia
2 Obuda University, Hungary
введение
К настоящему моменту ведущие компании-производители мира осознали, что их бизнес не может успешно развиваться не только без учетов интереса акционеров компании, но также и общества в целом, где организация функционирует. Следовательно, появилась необходимость объединить отдельные элементы стратегии компании, определяющие взаимоотношения компании с внешней средой, и разработать комплексные подходы к взаимодействию с обществом, одним из элементов которых выступает КСО. В условиях ужесточения конкуренции на рынке потребительских товаров корпоративная социальная ответственность организации рассматривается как кон-
цепция, в рамках которой компании на добровольной основе интегрируют социальную и экологическую политику в свой бизнес для достижения коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде. Поэтому успешное развитие современной компании возможно только в том случае, если ее руководство осознает, что сама компания и ее деятельность неразрывно связана с социальным благополучием общества, где она осуществляет свою деятельность и сама является частью этого общества.
Цель исследования: выявить влияние КСО как элемента эффективной бизнес-стратегии на развитие компании, укрепление позиций на рынках, в том числе и зарубежных, в условиях усиления конкуренции. Авторская гипотеза: можно предположить, что использование инструментов КСО современной компанией положительно скажется не только на уровне продаж ее товаров и услуг, способствуя формированию потребительской лояльности, но и сформирует положительный бренд компании как работодателя, тем самым привлечет и удержит талантливых специалистов в компании. Научная новизна: выявлено и доказано что, в условиях конкуренции использование основных инструментов корпоративной социальной ответственности предоставляет производителю весомое конкурентное преимущество и является значимым элементом в долгосрочной стратегии развития бизнеса в современных условиях хозяйствования.
Обзор литературы
В настоящее время в научной литературе сформирован определенный набор знаний в области корпоративной социальной политики. Так, например, анализу сущно-
abstract:_
The article deals with the use of corporate social responsibility (hereinafter - CSR) as an element of an effective business strategy for the development of the company and strengthening its position in the markets, including foreign ones, in conditions of increasing competition. The main goal of the company's business strategy is to increase the level of sales of its goods and services, strengthen its image as a manufacturer and form a positive brand of the company as an employer, thereby attracting talented professionals to its organization and forming consumer loyalty.
keywords: corporate social responsibility, company business strategy, social programmes, elements of corporate social responsibility, consumer market of goods.
JEL Classification: Mil, M14, M21 Received: 30.10.2019 / Published: 30.12.2019
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Vavilina A. V. ([email protected])
citation:_
Vavilina A. V., Komarova T. V., Velencei J. , Reicher R. Z. (2019) Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost kak element biznes-strategii kompanii [Corporate social responsibility as an element of the business strategy of the company]. Liderstvo i menedzhment. 6. (4). - 425-436. doi: 10.18334/lim.6.4.41313
сти, принципов КСО организаций посвящены работы таких зарубежных авторов, как Г. Боуэн [13] (Bowen, 1953), М. Фридман, Ф. Хайек [15], А. Кэролл [14]. Процесс становления и развития концепций КСО, а также попытки их систематизации рассмотрены в работах Д. Виндзора [20] (Windsor, 2001), П. Друкера [11] (Meskon, 2005), М. Ван Марревийка [19] (Van Marrewijk, 2003), а Р.Штойер, Langer M., Konrad A., Martinuzzi A. предложили модель, связывающую КСО с концепциями «устойчивого развития», «корпоративной устойчивости», «управления отношениями с заинтересованными сторонами» [18] (Steurer, Langer, Konrad, Martinuzzi, 2005).
В число российских ученых, занимающихся рассмотрением вопросов становления и развития концепции КСО, можно отнести таких специалистов, как Авилова М. Г. [1] (Avilova, 2016), Зильберштейн О.Б., Семенюк Д.Д., Юрковский А.В., Шкляр Т.Л. [6, 7] (Zilbershteyn; Zilbershteyn, Nevstruev, Semenyuk, Shklyar, Yurkovskiy, 2016), Бикеева М.В. [2-5] (Bikeeva, 2017; Bikeeva, 2012; Bikeeva, 2012; Bikeeva), Тульчинский Г.Л. [12] (Tulchinskiy, 2014), Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. [9] (Krichevskiy, Goncharov, 2007), Коротков Э. М., Антонов С.А., Александрова О.Н. [8] (Korotkov, Antonov, Aleksandrova, 2014).
Также ведущие международные и российские организации, такие как ООН [22], Всемирный совет бизнеса по устойчивому развитию [21], Всемирный Банк [28], Всемирный экономический форум [27], Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) [23], регулярно занимаются исследованием вопросов КСО.
методы исследования
В данной публикации применялись методы анализа, изучения, обобщения, статистического наблюдения, методы сводки и группировки материалов статистического наблюдения.
Источниками, на которых основывались положения и выводы данной статьи, явились научные труды зарубежных и отечественных авторов в области корпоративной социальной ответственности, а также различные рейтинги, представленные на официальных сайтах финансово-экономического журнала «Forbes», делового журнала «Fortune» и Российского союза промышленников и предпринимателей в 2018 году.
об авторах:_
Вавилина Алла Владимировна, доцент кафедры менеджмента, кандидат экономических наук, доцент ( [email protected])
Комарова Татьяна Витальевна, старший преподаватель кафедры менеджмента ([email protected]) Веленси Иолан, доцент факультета бизнеса и управления ([email protected]) Райхер Регина Сузанна, доцент факультета бизнеса и управления ([email protected])
цитировать статью:_
Вавилина А. В., Комарова Т. В., Веленси И., Райхер Р.С. Корпоративная социальная ответственность как элемент бизнес-стратегии компании // Лидерство и менеджмент. - 2019. - Том 6. - № 4. - С. 425-436. doi: 10.18334/lim.6.4.41313
Содержательная часть
Современные компании, работающие на мировом рынке потребительских товаров и услуг в условиях острой конкуренции, должны иметь эффективную стратегию, которая помогает бизнесу четко представлять перспективы развития компании, предвидеть возможные риски и минимизировать их. Обычно, бизнес-стратегия компании включает в себя такие элементы, как: цель и миссия компании, структура самой организации, конкурентные преимущества, производимая продукция компании, рынки сбыта организации, ресурсный потенциал, слияние и поглощение, тактика развития и корпоративная культура. В конце ХХ века и первые десятилетия XXI века специалисты в области менеджмента все чаще обращаются к концепции КСО как весомому конкурентному преимуществу компании. Особо подчеркнем, что КСО является многоаспектным комплексным понятием, поэтому до сих пор в управленческой литературе не существует единого определения данного понятия.
КСО - это многомерная концепция, которая состоит из разнообразного контента, в зависимости от содержания и цели анализа исследователи могут выбирать различные элементы для оценки корпоративной социальной ответственности [16] (Le Ha Nhu, Doan Ngoc, Velencei, 2019).
Приведем одно из наиболее распространенных определений, содержащиеся в Международном стандарте ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности», согласно которому КСО - ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое: содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; введено во всей организации [10].
Понятие социальной ответственности понимается по-разному, в зависимости от конкретного случая. В контексте растущей глобализации, сложной бизнес-среды, правил, принципов и влияния заинтересованных сторон следует принимать во внимание выбор аспектов реализации социальной ответственности. КСО должна быть последовательной в соответствии с бизнес-стратегией и развитием предприятий [16] (Le Ha Nhu, Doan Ngoc, Velencei, 2019).
Корпоративная социальная ответственность повышает лояльность сотрудников, партнеров и клиентов организации, интегрирует задачи компании в политику устойчивого развития, учитывая экономические, социальные и экологические аспекты, увеличивает условия долгосрочного создания стоимости и обеспечения финансового успеха [17] (Reicher, 2019).
Рассматривая КСО как конкурентное преимущество компании можно сослаться на многочисленные проведенные исследования, которые подтверждают, что компании, получившие самые низкие оценки в области КСО, могут рассчитывать на склонность к покупке ее товаров 11,9% потребителей. Средние показатели дают под-
держку 46,9% клиентов. Организации, наиболее преуспевшие в социальных инициативах, поддерживают 91,4% потребителей, готовых купить предлагаемую продукцию. Кроме того, бизнес-сообщество является чрезвычайно чувствительным к вопросам социальной активности компании. Так, например, согласно исследованиям ReputationCapitalGroup, увеличение показателя активности в области КСО на 5 баллов (GlobalRepTrak®) приводит к росту желания инвестировать в компанию на 7,7%. Итак, высокая оценка КСО-активности компании «трансформируется» в 80,8% потребителей, доверяющих компании, и 83,9% желающих приобрести ее продукцию [29].
Однако стоит сразу заметить, что далеко не все специалисты в области менеджмента рассматривают КСО как обязательный элемент эффективной бизнес-стратегии современной компании (табл. 1).
Однако многочисленный зарубежный опыт доказывает, что внедрение концепции КСО в хозяйственную деятельность компании повышает ее уровень конкурентоспособности среди конкурентов. Так, например, в 2018 году такие известные зарубежные компании, как Lego, Microsoft, Google, Walt Disney Company, BMW, Colgate-Palmolive, American Express, The Coca-Cola Company, Hyundai, Sharp, Bacardi, Starbucks Coffee Company, PepsiCo, General Motors, Fiat Chrysler Automobiles, Zara и Volkswagen занимали лидирующие позиции в области социальной ответственности [30]. Сопоставив данный рейтинг с ежегодно составляемым рейтингом 500 крупнейших компаний мира, критерием составления которого является выручка компании, увидим, что практически все вышеперечисленные компании включены в данный рейтинг.
По результатам ежегодного исследования Reputation Institute Global CR RepTrak, в 2019 году мировыми лидерами в области КСО признаны компании The LEGO Group, Natura, Microsoft, Google, The Walt Disney Company, BOSCH,
Havaianas, Intel, Lavazza и IKEA. Прошлогодний лидер рейтинга - Google - переместился на четвертое место. Дебютантами списка стали Havaianas, Intel и Lavazza, в то
Таблица 1
Основные достоинства и недостатки концепции КСО при ее использовании в управлении бизнесом
Достоинства применения КСО в управлении бизнесом Основные недостатки применения КСО в управлении бизнесом
1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. 1. Нарушение принципа максимизации прибыли.
2. Наличие ресурсов у бизнеса для решения социальных проблем. 2. Расходы на социальную вовлеченность.
3. Моральное обязательство вести себя социально ответственно. 3. Отсутствие методики определения эффекта социальных программ.
4. Недостаток навыков в решении социальных проблем.
Источник: составлено авторами на основе 5] (Bikeeva).
время как Canon и Michelin потеряли свои места в топ-10. Несмотря на стабильно низкие оценки энергетических компаний в области КСО, большой прогресс в социальной активности отмечен у ExxonMobil, Chevron и Shell [31].
Кроме того, в 2018 году в него попали и два представителя российского бизнеса -«Газпром» и «Сбербанк» [25]. Следовательно, затраты на социальные инвестиции, осуществляемые крупным бизнесом нельзя рассматривать как источник неэффективных расходов.
В качестве примера можно привести опыт компании ООО «Нестле Россия», которая активно использует различные благотворительные акции и спонсорство, социальные программы. Также в компании развита программа корпоративного волонтерства. Волонтерство стало особенно актуально в период кризиса, когда финансирование благотворительных организаций существенно сократилось. Первый опыт такой программы в России был в Москве и заключался в благоустройстве территории интерната № 80 г. Москвы и дома ребенка во Фрязино. Также была осуществлена благотворительная акция «Елка ангелов», которую «Нестле» провела совместно с «Армией спасения» в декабре 2018 года. Подобные мероприятия дают компании возможность не только успешно продвигать собственную продукцию, но и способствуют завоеванию приверженности покупателей к брендам компании, то есть формируют потребительскую лояльность [26].
Анализ лучших работодателей 2018 года по версии HeadHunter представлен следующим образом (табл. 2)
Таблица 2
Лучшие работодатели 2018 года по версии HeadHunter
место компания Город отрасль место в 2017
1 «Росатом» Москва Энергетика, добыча и переработка сырья 2
2 «Газпром нефть» Санкт-Петербург Энергетика, добыча и переработка сырья 5
З «СИБУР» Москва Энергетика, добыча и переработка сырья 1
4 Coca-Cola HBC Russia Москва РМСЭ 7
5 «Норникель» Москва Энергетика, добыча и переработка сырья 4
6 Raiffeisenbank Москва Банки 14
7 BOSCH Москва Производство, торгово-производственные компании не участвовали
В «Сбербанк» Москва Банки не участвовали
9 «Лаборатория Касперского» Москва 1Т и интернет не участвовали
10 Hyundai Motor Manufacturing Rus Санкт-Петербург Производство, торгово-производственные компании не участвовали
Источник: [25].
Таблица 3
Лучшие работодатели мира в 2018 году
Место Компания Отрасль Страна
1 Alphabet Inc Computer Services США
2 Microsoft Software & Programming США
З Apple Computer Hardware США
4 Walt Disney Broadcasting & Cable США
б Amazon.com Internet & Catalog Retail США
6 CNOOC Oil & Gas Operations Гонконг
l Daimler Auto & Truck Manufacturers Германия
В Kasikornbank Regional Banks Таиланд
9 Celgene Biotechs США
10 BMW Group Auto & Truck Manufacturers Германия
Источник: составлено авторами на основе [24].
Таблица 4
Лидеры индекса «Ответственность и открытость»
Значение индивидуального индекса Компании - лидеры индекса «Ответственность и открытость» - 2018 (названия компаний даны в алфавитном порядке)
Группа А: значения индивидуального индекса: 0,75 и выше «АЛРОСА», «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Металлоинвест», «Норникель», «Роснефть», «Ростелеком», «Северсталь», СИБУР, «АФК Система», СУЭК (11 компаний)
Группа В: значения индивидуального индекса: 0,55 и выше «Аэрофлот», «Зарубежнефть», ЕВРАЗ, «ЕвроХим», «Интер РАО», ММК, МТС, «НОВАТЭК», ОМК, НЛМК, «Полюс», РЖД, «Росатом», «Российские сети», «РУСАЛ», «РусГидро», «Сахалин Энерджи», «Сбербанк», «ТМК», «Транснефть», «ФосАгро» (21 компания)
Группа «Резерв»: значения индивидуального индекса в диапазоне 0,45-0,55 ВТБ, КаМАЗ, «МегаФон», «Мостотрест», ОСК, «Татнефть», «Уралкалий», X5 Retail Group
Источник: [30].
Анализируя рейтинг лучших работодателей мира в 2018 по версии Forbes можно увидеть, что в этот список также включены и те компании, которые присутствуют и в рейтинге «Глобальные лидеры в области КСО» [24] (табл. 3).
Соответственно, можно сделать вывод о том, что активное использование основных инструментов КСО современной компанией положительно сказывается не только на уровне продаж ее товаров и услуг, способствуя формированию потребительской лояльности, но и формирует положительный бренд компании как работодателя, тем самым привлекая и удерживая талантливых специалистов в своей организации.
Анализируя применение КСО как одного из элементов стратегии развития и
управления компанией в российской бизнес-среде, стоит отметить, что пока накоплен весьма скромный опыт по сравнению с зарубежными компаниями. Лишь немногочисленные отечественные предприниматели рассматриваю КСО как один из элементов эффективной стратегии своей компании. По оценкам отечественных специалистов, КСО (в его международном понимании) занимаются в России примерно 100 компаний, которые так или иначе связаны с международной деятельностью и являются представителями крупного бизнеса, работающими в сфере нефтегазовой, энергетической, химической, металлургической и финансовой отраслей экономики [1] (Ауйоуа, 2016).
Согласно рейтингу РСПП, в 2018 году лидерами по индексам корпоративной устойчивости, ответственности и открытости стали такие компании, как: «АЛРОСА», «Аэрофлот», «Газпром», «ЕвроХим», «Зарубежнефть», КАМАЗ, МТС, НОВАТЭК, НЛМК, «Норильский никель», «ИнтерРАО», «ЛУКОЙЛ», «Металлоинвест», «Росатом», «Роснефть», «РУСАЛ», РЖД, «Российские сети», «Ростелеком», «РусГидро», СИБУР, АФК «Система», «Северсталь», СУЭК, «Сбербанк», «Сахалин Энерджи», «Татнефть», «Транснефть», «Уралкалий» [22].
заключение
В заключение данной статьи авторы хотели бы заметить, что корпоративная социальная ответственность компаний выступает весьма важным элементом эффективной стратегии современной компании в условиях глобальной конкуренции и помогает компаниям получать весьма весомые конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе. К их числу относят: обеспечение компании лояльности потребителей, формирование и развитие положительного имиджа компании в глазах клиентов, партнеров, сотрудников (как настоящих, так и будущих) и контактных аудиторий. Особую актуальность корпоративная социальная ответственность приобретает для российских компаний в современных условиях хозяйствования, когда на потребительском рынке конкурируют между собой не только национальные производители за потребителей, но и многочисленные зарубежные. Поэтому различные инструменты КСО должны рассматриваться отечественными предпринимателями как неотъемлемый элемент при разработке эффективной стратегии современной компании (даже если ее деятельность напрямую и не связана с зарубежной активностью), позволяя получить ей весомые конкурентные преимущества в борьбе с иностранными компаниями на национальном рынке.
БЛАГОДАрНОСТИ:
Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ по Программе повышения конкурентоспособности РУДН «5-100» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2016-2020 гг.
ИСТОЧНИКИ:
1. Авилова М. Г. Корпоративная социальная ответственность в России: тенденции,
проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - с. 1-5.
2. Бикеева М.В. Опыт компаний Европейского Союза в реализации корпоративной
социальной ответственности // Экономические исследования и разработки. - 2017. - № 6. - с. 70-76.
3. Бикеева М.В. Признаки социально ответственного бизнеса // Экономика и предпри-
нимательство. - 2012. - № 2. - с. 196-198.
4. Бикеева М.В. Социальная ответственность бизнеса: аргументы «за» и «против» //
Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 4. - с. 297-299.
5. Бикеева М.В. Теория корпоративной социальной ответственности в условиях евро-
пейской интеграции // Экономические исследования и разработки, электронный ресурс, журнал edrj.ru.
6. Зильберштейн О. Б. Социальный проект бизнеса как результат корпоративной со-
циальной ответственности: теоретический анализ. Экономика и предпринимательство. [Электронный ресурс]. URL: http://www.intereconom.com/component/content/ article/330.html ( дата обращения: 18.10.2019 ).
7. Зильберштейн О. Б., Невструев К. В., Семенюк Д. Д., Шкляр Т. Л., Юрковский А.
В. Анализ стейкхолдеров на примере российских предприятий // Интернет-журнал Науковедение. - 2016. - № 3. - c. 30.
8. Коротков Э.М., Антонов С.А., Александрова О.Н. Корпоративная социальная ответ-
ственность. - М.: Издательство Юрайт, 2014.
9. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. - М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.
10. Международный стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности». [Электронный ресурс]. URL: http://www.ksovok.com/doc/iso_fdis_26000_rus. pdf ( дата обращения: 29.10.2019 ).
11. Мескон М. Основы менеджмента. / Учебник. - М.: Дело, 2005.
12. Тульчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности. - М.: Юрайт, 2014.
13. Bowen H.R. Social Responsibilities of the Businessman. - New York: Harper and Row, 1953.
14. Carroll А.В. Corporate social responsibility: Evolution of a definitional construct. 1999. Sage Publications. Inc
15. Friedman M. The Social Responsibility of Business is to Increase its Profits // The New York Times Magazine, September 13, 1970
16. Le Ha Nhu T., Doan Ngoc Phi A., Velencei J. Measuring Corporate Social Performance // Serbian Journal of Management. - 2019. - № 14. - p. 193-204.
17. Reicher Z.R. Opportunities for small and medium sized enterprises in the field of corporate social responsibility // Ekonomicko-manazerske Spektrum. - 2019. - № 13. - p. 26-37.
18. Steurer R., Langer M., Konrad A., Martinuzzi A. Corporations, Stakeholders and Sustainable Development: A Theoretical Exploration of Business-Society Relations // Journal of Business Ethics. - 2005. - № 3. - p. 263-281.
19. Van Marrewijk M. Concepts and Definitions of CSR and Corporate Sustainability: between Agency and Communion // Journal of Business. - 2003. - № 2. - p. 95-105.
20. Windsor D. The Future of Corporate Social Responsibility // The International Journal of OrganizationalAnalysis. - 2001. - № 3. - p. 225-256.
21. Официальный сайт Всемирного совета бизнеса по устойчивому развитию. [Электронный ресурс]. URL: http://www.csr-review.net/index/vsemirnyiy-sovet-biznesa-po-ustoychivomu-razvitiyu.html ( дата обращения: 12.10.2019 ).
22. Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru ( дата обращения: 12.10.2019 ).
23. Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). [Электронный ресурс]. URL: Ы^А/рспп.рф ( дата обращения: 12.10.2019 ).
24. Лучшие работодатели 2018 года, рейтинг Forbeshttps. [Электронный ресурс]. URL: http//basetop.ru/luchshie-rabotodateli-2018-goda-reyting-forbes/ ( дата обращения: 14.10.2019 ).
25. 100 лучших работодателей 2018 года по версии HeadHunter. [Электронный ресурс]. URL: https://hh.ru/article/24359 ( дата обращения: 14.10.2019 ).
26. Официальный сайт журнала «Fortune». [Электронный ресурс]. URL: http://fortune. com/global500/list/ ( дата обращения: 14.10.2019 ).
27. Официальный сайт компании «Нестле». [Электронный ресурс]. URL: https://www. nestle.ru ( дата обращения: 14.10.2019 ).
28. Официальный сайт Всемирный Экономический Форум. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org ( дата обращения: 14.10.2019 ).
29. Официальный сайт Всемирный Банк. [Электронный ресурс]. URL: https://www. worldbank.org ( дата обращения: 14.10.2019 ).
30. Глобальные лидеры в области КСО — 2018. [Электронный ресурс]. URL: https:// reputationcapital.blog/2017/09/globalnye-lidery-v-oblasti-kso-2017/ ( дата обращения: 29.10.2019 ).
31. Глобальные лидеры в области КСО. Репутационная экономика. [Электронный ресурс]. URL: https://repeconomy.info/novosti/nazvany-globalnye-lidery-v-oblasti-kso/ ( дата обращения: 14.10 2019 ).
REFERENCES:
Avilova M. G. (2016). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost v Rossii: tendentsii, problemy, resheniya[Corporate social responsibility in Russia: trends, problems, solutions]. Scientific and methodical electronic Concept magazine. 34 1-5. (in Russian).
Bikeeva M.V. (2012). Priznaki sotsialno otvetstvennogo biznesa [Indications of socially responsible business]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (2). 196-198. (in Russian).
Bikeeva M.V. (2012). Sotsialnaya otvetstvennost biznesa: argumenty «za» i «pro-tiv» [Social responsibility of business: "yes" and "no" arguments]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (4). 297-299. (in Russian).
Bikeeva M.V. (2017). Opyt kompaniy Evropeyskogo Soyuza v realizatsii korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti [The experience of companies in the European Union in the implementation of corporate social responsibility]. Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki. (6). 70-76. (in Russian).
Bikeeva M.V. Teoriya korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti v usloviyakh evropeys-koy integratsii [The theory of corporate social responsibility in the conditions of European integration]. Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki, elektronnyy resurs, zhurnal edrj.ru. (in Russian).
Bowen H.R. (1953). Social Responsibilities of the Businessman
Korotkov E.M., Antonov S.A., Aleksandrova O.N. (2014). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost[Corporate social responsibility] (in Russian).
Krichevskiy N.A., Goncharov S.F. (2007). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost [Corporate social responsibility] (in Russian).
Le Ha Nhu T., Doan Ngoc Phi A., Velencei J. (2019). Measuring Corporate Social Performance Serbian Journal of Management. (14). 193-204.
Meskon M. (2005). Osnovy menedzhmenta [Fundamentals of management] (in Russian).
Reicher Z.R. (2019). Opportunities for small and medium sized enterprises in the field of corporate social responsibility Ekonomicko-manazerske Spektrum. (13). 26-37.
Steurer R., Langer M., Konrad A., Martinuzzi A. (2005). Corporations, Stakeholders and Sustainable Development: A Theoretical Exploration of Business-Society Relations Journal of Business Ethics. (3). 263-281.
Tulchinskiy G.L. (2014). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost: tekhnologii i otsen-ka effektivnosti[Corporate social responsibility: technologies and performance evaluation] (in Russian).
Van Marrewijk M. (2003). Concepts and Definitions of CSR and Corporate Sustainability: between Agency and Communion Journal of Business. (2). 95-105.
Windsor D. (2001). The Future of Corporate Social Responsibility The International
Journal of OrganizationalAnalysis. (3). 225-256. Zilbershteyn O. B., Nevstruev K. V., Semenyuk D. D., Shklyar T. L., Yurkovskiy A. V. (2016). Analiz steykkholderov naprimere rossiyskikh predpriyatiy [Analysis of stakeholders on the example of Russian enterprises]. Naukovedenie. (3). 30. (in Russian).