Экономический анализ: Economic Analysis:
теория и практика 2 (2016) 91-102 Theory and Practice
ISSN 2311-8725 (Online) Комплексный экономико-социально-экологический анализ
ISSN 2073-039X (Print)
ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ОПЫТ ПАО «ЛУКОЙЛ»*
Татьяна Николаевна САВИНА
кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры экономической теории, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск, Российская Федерация savinatn@yandex. ги
История статьи:
Принята 16.12.2015 Одобрена 26.12.2015
УДК 331.336 JEL: D01, O15, O44
Ключевые слова:
корпоративная социальная ответственность, критерии, благотворительность, окружающая среда, этика бизнеса, доступные цены
Аннотация
Тема. Современное состояние социально-экономического развития России требует активного переосмысления взглядов на процесс развития бизнеса на основе внедрения корпоративной социальной ответственности. Необходимо активное внедрение в практику хозяйственной деятельности критериев социально ответственного поведения. Цели. Анализ практики реализации корпоративной социальной ответственности. Методология. Методологической основой исследования послужили как общенаучные методы познания (диалектический метод, сочетание исторического и логического единства, методы структурного и функционального анализа, традиционные приемы экономического анализа и синтеза), так и специфические методы оценки динамики критериев корпоративной социальной ответственности. Использованы также инструменты системного анализа. Результаты. Изучена практическая деятельность ПАО «ЛУКОЙЛ» по реализации политики в области корпоративной социальной ответственности. Проведен детальный анализ таких критериев корпоративной социальной ответственности, как охрана и защита окружающей среды, благотворительность, этика бизнеса, взаимоотношения с деловыми партнерами, разумные и доступные цены. Дана оценка затрат на природоохранные мероприятия, представлены стратегические направления деятельности компании в области благотворительности и социального инвестирования, обобщены принципы и способы взаимодействия со стейкхолдерами. Представлен сравнительный анализ разумности и доступности цен на бензин.
Выводы и значимость. Понимая степень ответственности перед обществом за рациональное использование природных ресурсов и сохранение благоприятной экологической ситуации, ПАО «ЛУКОЙЛ» руководствуется высокими стандартами охраны окружающей среды и обеспечения промышленной безопасности. Реализация социальных и благотворительных программ - одна из наиболее значимых стратегических задач компании, позволяющая развивать партнерство с органами государственной власти и местного самоуправления, а также региональными сообществами. Сделан вывод о том, что четкое следование критериям современного бизнеса становится залогом конкурентоспособности, устойчивого развития. Результаты исследования могут быть использованы при составлении рейтинга социально ответственных компаний, разработке этических кодексов и составлении этических карт.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
В современных условиях отечественные компании все больше внимания уделяют социальной политике, которая является действенным инструментом, позволяющим совершенствовать производство и организацию труда, повышать конкурентоспособность. Это ответ на важные правительственные решения социальной направленности: национальные программы в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и др.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года1 достижение целей развития, успешная модернизация экономики и
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 15-02-00174а).
социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики. Кроме того, социальная ответственность бизнеса определена как главный принцип взаимодействия государства, бизнеса и общества. Суть этого взаимодействия заключается прежде всего в участии в социальных программах государства в целом.
В начале своего существования новый российский бизнес, озабоченный проблемами выживания и
1 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
интересами собственной краткосрочной выгоды, оказался в изоляции от общества. Однако несмотря на конъюнктурные цели, то есть следование по пути корпоративного эгоизма, вскоре стало ясно, что благополучие и прибыль предпринимателя зависят от устойчивого функционирования всех систем гражданского общества и не последняя роль в его формировании принадлежит непосредственно бизнесу. Более того, бизнес - главное заинтересованное лицо в этом процессе.
Вопросы социально ответственного поведения бизнеса находятся в центре внимания многих исследований. Среди исследований, специально посвященных проблемам корпоративной социальной ответственности, следует выделить фундаментальные работы [1-5] и др.
Среди отечественных исследователей теории и практики социального развития, вопросов корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития можно назвать Ю.Е. Благова, С.М. Вдовина2, Н.Д. Гуськову3, Л.М. Никитину4, В.П. Кушпова, С.Ф. Гончарова, Н.А. Кричевского, Э.М. Короткова5, Т.А. Салимову, И.Н. Соболеву и других авторов [6-13]. Работы этих ученых представляют ценность прежде всего с позиции теоретико-методологических основ исследуемой проблемы. В методическом и практическом плане особый интерес представляют издания под редакцией М.И. Либоракиной [14], С.Е. Литовченко [15], Г.Л. Тульчинского [16], А.И. Якимца [17] и др.
Активному развитию корпоративной социальной ответственности в России во многом способствовал выход российских предприятий на международную арену и необходимость адаптации к западным бизнес-стандартам.
Крупные и средние российские бизнесмены, особенно те, чей бизнес имеет определенную долю экспортно-импортной ориентации, стремятся приобрести репутацию новой деловой культуры. Российские корпорации реализуют политику
2 Вдовин С.М. Предпосылки формирования стратегии устойчивого развития региона // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 16. С. 22-27.
3 Гуськова Н.Д., Вдовин С.М., Краковская И.Н. Стратегия устойчивого развития региона: экономическое содержание и подходы к разработке // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 43. С. 21-27.
4 Никитина Л.М. Корпоративная социальная ответственность. Ростов н/Д.: Феникс, 2015. 425 с.
5 Коротков Э.М. Корпоративная социальная ответственность. М.: Юрайт, 2013. 445 с.
социальной ответственности, стараясь тем самым повысить свой деловой имидж, инвестиционную привлекательность, завоевать доверие различных групп корпоративной аудитории (потребителей, инвесторов, персонала, общества и др.) [18, 19].
В настоящее время наша планета испытывает отрицательное антропогенное влияние. Серьезные масштабы приобрело загрязнение окружающей среды, так как воздействие человека усиливается с каждым годом все сильнее, человечество наращивает свою производственную деятельность, внедряет новые технологии и этот процесс не остановить, поскольку он является естественным условием нашего развития. Однако все чаще современное общество оценивается как общество потребления, и это не случайно, поскольку люди приобретают все больше товаров и услуг, которые более чем достаточны для нормальной жизнедеятельности человека. В связи с этим развивается и производство, поскольку оно подкреплено спросом. И если не придерживаться принципа устойчивого развития, то это может привести к экологической катастрофе. Именно поэтому природоохранная деятельность стала столь актуальна, в связи с чем встает вопрос о социально ответственном поведении бизнеса и необходимости защиты окружающей среды организациями.
Положительным примером реализации социально ответственного поведения бизнеса является деятельность одного из крупнейших международных нефтегазовых холдингов - ПАО «ЛУКОЙЛ» (далее - ЛУКОЙЛ).
Стратегическая цель компании заключается в динамичном и устойчивом развитии, а одним из приоритетов в рамках достижения устойчивого развития является сохранение благоприятной окружающей среды на основе использования новых технологий.
Рассмотрим, как ведет себя компания, следуя такому критерию корпоративной социальной ответственности, как охрана и защита окружающей среды. Реализуя политику в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, компания устанавливает следующие цели:
• увеличение коэффициента полезного использования попутного нефтяного газа;
• увеличение выпуска экологичных видов топлива, соответствующих европейским стандартам;
• эффективное управление выбросами парниковых газов;
• рациональное использование природных ресурсов, вовлекаемых в производство и находящихся в регионах деятельности организаций компании, за счет внедрения ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий, применения альтернативных источников энергии;
• последовательное снижение негативного воздействия на окружающую среду за счет внедрения наилучших доступных технологий, оборудования, материалов и повышения уровня автоматизации управления технологическими процессами;
• непрерывное совершенствование системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды в соответствии с требованиями стандартов ISO 14001 и OHSAS 18001.
В 2013 г. по результатам очередного ресертификационного аудита ЛУКОЙЛ и его 54 организации подтвердили соответствие системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды требованиям международных стандартов. В том же году была разработана и принята новая программа экологической безопасности компании на 20142018 гг.
Приоритетными целями программы являются следующие:
• утилизация вновь образующихся отходов (уровень отношения объема утилизации отходов к их образованию не менее 1:1. Этот показатель был достигнут в 2014 г.) (рис. 1);
• использование не менее 95% попутного нефтяного газа к 2016 г. (рис. 2);
• увеличение производства топлива, отвечающего экологическому стандарту Евро-5. Так, с 1 июля 2012 г. все нефтеперерабатывающие заводы ЛУКОЙЛа в России перешли на производство автомобильных бензинов АИ-92 и АИ-95, соответствующих Евро-5. Этот бензин позволяет сократить выбросы сажи и окисей азота на 25%. Дизельное топливо, соответствующее стандарту Евро-5, позволяет снизить выбросы сажи на 80%, а окисей азота -на 20%;
• внедрение автоматизированных систем производственного экологического контроля. В 2014 г. компания приступила к реализации пятой корпоративной программы экологической безопасности организаций на 2014-2018 гг. В отчетном периоде на природоохранные цели направлено около 59,2 млрд руб. Эти затраты были распределены следующим образом (рис. 3): на охрану атмосферного воздуха (41,8 млрд руб., или более 70% от общей суммы затрат на охрану окружающей среды); на предупреждение и ликвидацию последствий аварийных ситуаций (12,6 млрд руб., или 21%); утилизацию отходов производства (1,1 млрд руб., или 1,9%); охрану и рациональное использование водных ресурсов (1,1 млрд руб., или 1,9%).
Если рассмотреть динамику затрат на природоохранные мероприятия, то можно утверждать, что ЛУКОЙЛ придерживается своих стратегических целей и наращивает усилия по охране. Необходимо также отметить, что увеличиваются вложения в основные фонды природоохранного назначения: на строительство очистных сооружений, постройку
гидроэлектростанций, ветроэлектростанций,
фотоэлектрических станций и на другие мероприятия.
Одним из важнейших механизмов обеспечения экологической безопасности является
использование возобновляемых источников энергии. Принимая во внимание географию бизнеса и наличие потенциала возобновляемых источников энергии, стоимостные показатели и надежность оборудования, в качестве приоритетных направлений развития в компании рассматриваются гидроэнергетика и
ветроэнергетика, а также солнечная и геотермальная энергетика.
Значительное внимание ЛУКОЙЛ уделяет и такому направлению деятельности в области корпоративной социальной ответственности, как благотворительность, что позволяет говорить о социально ответственном отношении к обществу в целом. Социальные и благотворительные программы являются для компании составляющей корпоративной стратегии и помогают конструктивному сотрудничеству с государством, деловыми кругами и обществом. Корпоративные программы носят адресный характер и опираются на имеющийся в регионах профессиональный опыт и человеческий потенциал. В компании сложилось четкое понимание того, что благотворительная деятельность не должна
порождать социальное иждивенчество, а оказываться тем, кто действительно нуждается в помощи.
Наряду с традиционными формами благотворительности ЛУКОЙЛ использует программы стратегической благотворительности и социальных инвестиций, которые предполагают взаимосвязь способов решения социальных проблем со стратегическими целями компании (табл. 2).
Помощь детям присутствует во всех благотворительных, спонсорских программах компании. Социальные инвестиции в человеческий капитал представляются наиболее обоснованными в современных условиях.
Компания стремится к сбалансированному подходу, оказывая поддержку детям, которые в силу неблагоприятных семейных условий или здоровья оказались в худших условиях, чем их сверстники, и детям из вполне благополучных семей, помогая им развивать природные способности и таланты.
Свыше 20 лет ЛУКОЙЛ шефствует над детскими домами в Западной Сибири, Республике Коми, Волгоградской, Астраханской, Ленинградской, Кировской, Вологодской, Саратовской, Калининградской областях, Пермском крае и других регионах. Благодаря этой программе воспитанники 70 детских домов и интернатов получают помощь от компании, ее дочерних обществ и благотворительного фонда компании.
Ежегодно этот фонд организует летний отдых воспитанников подшефных детских домов Кирова, Кстово, Ишима, Нижнего Новгорода, Ленинградской области, Пермского края, Астраханской и Волгоградской областей на побережье Черного моря. Кроме того, дети совершают просветительские туристические поездки по стране, а к Новому году для них приобретаются новогодние подарки.
Начиная с 2008 г. благотворительный фонд ЛУКОЙЛа и предприятия компании в Астраханской области приступили к реализации проекта по воспитанию молодых кадров из числа воспитанников детских домов и детей из малообеспеченных семей. В связи с началом в регионе крупного бизнес-проекта выявилась острая нехватка специалистов технического профиля. Для решения этой проблемы лучшие воспитанники детских домов и дети из малообеспеченных семей получили возможность
обучаться в средних специальных и высших учебных заведениях. Сегодня в Астраханском политехническом колледже и Волго-Каспийском рыбно-промышленном комплексе обучаются более 20 чел. Фонд взял на себя расходы по их обучению и проживанию. По окончании обучения некоторые из них планируют поступить на работу на предприятия ЛУКОЙЛа в регионе. Так, в 2012 г. один выпуск уже приступил к работе на предприятии компании.
Кроме того, ЛУКОЙЛ проводит различные акции благотворительного характера. Одна из известных акций - «Внимание, дети!». На территории районов производственной деятельности предприятия акция проходит девять лет подряд. В ходе нее первоклассники получают в подарок от нефтяников портфели, дорожные азбуки, бейсболки со светоотражающими полосами и т.д.
Таким образом, дети, которые живут на территориях присутствия компании, в той или иной форме активно включены в программы социальных инвестиций.
Большое внимание компания уделяет этической стороне ведения бизнеса. С 2010 г. в компании действует кодекс деловой этики. Это свод норм и правил индивидуального и коллективного поведения всех без исключения работников компании. Документ позволяет сформировать своего рода путь ЛУКОЙЛа, задает вектор движения, позволяющий сохранить единство и целостность компании в условиях меняющейся внешней ситуации.
В компании работают тысячи людей с разным уровнем образования, профессиональной подготовки, опытом работы, системами ценностей.
Работники ЛУКОЙЛа трудятся в разных странах и регионах, где действуют разные законы и нормы поведения. Кодекс деловой этики призван облегчить взаимопонимание и обеспечить взаимное уважение работников разных стран. Большая часть кодекса корпоративной этики посвящена взаимоотношению компании со стейкхолдерами (акционерами, инвесторами, поставщиками, работниками, государственными органами и другими деловыми партнерами) (табл. 3).
Компания декларирует, что устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения с любым партнером, если он следует принципам взаимоуважения и взаимной выгоды, честности и добросовестности, строгой взаимной
обязательности. Диалог с поставщиками компании реализуется в следующих мероприятиях:
• изучение конъюнктуры рынка и репутации потенциальных поставщиков, их ориентации на принципы честного ведения бизнеса и социальную ответственность;
• взаимодействие с поставщиками на тендерной основе в соответствии с принципами открытости процедур закупок. Для этого на официальном сайте предоставляется равный доступ к информации о тендерах;
• выбор партнеров по бизнесу и поставщиков, имеющих высокую деловую репутацию, для ориентации на высокое качество услуг. В то же время компания выступает за честную конкурентную борьбу и соблюдение всех действующих законов о конкуренции во всех странах своего присутствия.
Компания осознает важность общения со своими акционерами и инвесторами. Основой инвестиционной привлекательности компании является ее эффективная и результативная деятельность, однако для принятия позитивных инвестиционных решений большое значение имеют вопросы корпоративного управления, особенно открытость и прозрачность деятельности.
Желая обеспечить уровень открытости, соответствующий лучшей мировой практике, ЛУКОЙЛ готовит и своевременно доводит до инвестиционного сообщества всю информацию, которая способна оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг: годовую и квартальную отчетность, информацию обо всех существенных фактах в деятельности ЛУКОЙЛа, специальные информационно-аналитические
материалы для инвесторов. В 2014 г. компания получила четыре награды за умелое поддержание отношений с инвесторами и раскрытие информации в годовых отчетах. При этом компания обеспечивает равный доступ всех представителей инвестиционного и акционерного сообщества к информации и заботится о том, чтобы исключить эксклюзивный доступ отдельных групп инвесторов к данной информации.
Руководство компании стремится создать в коллективах такую обстановку, которая способствует раскрытию лучших
профессиональных и человеческих качеств работников. Для этого создаются условия для развития работников, обмена передовым опытом,
совершенствуется система охраны труда и социальной защиты, постоянно проводится мониторинг эффективности системы мотивации.
Осознавая общественную значимость результатов своей деятельности, ЛУКОЙЛ придерживается принципа открытости информации о своей работе, стремится к построению и поддержанию устойчивых, конструктивных взаимоотношений с органами государственной власти и местного самоуправления.
Свою деятельность компания строит в строгом соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и стран присутствия компании. Компания допускает участие своих работников в политических процессах, общественных организациях и профсоюзах, когда это не противоречит законам и обычаям страны. При этом работник ни при каких обстоятельствах не может называть себя представителем ЛУКОЙЛа и его дочерних и зависимых обществ. Участие работника в политических и общественных организациях возможно исключительно во внерабочее время и без использования ресурсов компании, чтобы данное участие не было расценено как ее политическая или общественная позиция.
Что касается покупателей, то компания активно взаимодействует и с этой заинтересованной стороной. Каждый год проводится мониторинг удовлетворенности клиентов АЗС. В компании также налажены каналы обратной связи с конечными потребителями в регионах деятельности.
В соответствии с положениями кодекса в компании создана комиссия по деловой этике, которая регулирует корпоративные этические отношения. В компетенцию комиссии входит реализация норм и правил кодекса, контроль их соблюдения, разработка рекомендаций, касающихся деловой этики, организация мониторинга влияния кодекса на изменение климата в коллективах. Получив информацию о нарушении требований кодекса, комиссия рассматривает заявление самостоятельно и/или с привлечением профильного структурного подразделения. В организациях установлены дисциплинарные меры за нарушения кодекса этики.
В России на 2014 г. насчитывается более 48 млн транспортных средств, что на 5% больше, чем в 2013 г. Число автомобилей растет и с каждым годом проблема цен на бензин интересует все большее количество людей. Для многих машина
является средством заработка. Повышение цен на бензин может привести к увеличению издержек на транспортные расходы, что, в свою очередь, ведет к ухудшению уровня жизни населения. Рассмотрим критерий разумности и доступности цен на бензин на мировом рынке (табл. 4).
На первый взгляд цену на бензин в нашей стране можно с уверенностью назвать разумной (35,7 руб. в России и 82,2 руб. средняя по рассмотренным странам цена). Однако не стоит забывать о доступности. Для того чтобы раскрыть критерий доступности, проанализируем такой показатель, как количество бензина, доступное на среднюю чистую зарплату в европейских странах (табл. 5).
Таким образом, несмотря на лидирующие показатели в цене на бензин, гражданин Нидерландов может позволить себе купить 1 697 л,
Норвегии - 2 448 л, Германии - 1 539 л, Франции -1 566 л. Самый высокий показатель из проанализированных стран у США - 3 122 л. Самый низкий - у Украины - 140 л. В России он равен 794 л. В связи с этим цены на бензин в России нельзя назвать доступными по сравнению с перечисленными странами.
Чтобы более полно раскрыть показатель доступности, проанализируем цены на бензин внутри страны (табл. 6).
Как видно, цены на бензин отличаются незначительно, поэтому внимание стоит уделить качеству продукции. За долгие годы работы на рынке компания приучила покупателей к тому, что ее продукт на имеет достаточно высокий уровень качества.
Таблица 1
Затраты ПАО «ЛУКОЙЛ» на природоохранные мероприятия в 2010-2014 г, млрд руб.
Вид затрат 2010 2011 2012 2013 2014
Затраты на мероприятия по обеспечению экологической 20,1 22,2 23,4 42,1 59,2
безопасности, млрд руб._
В том числе капитальные вложения в основные фонды 7,9 3,3 4,7 18,3 48,6 природоохранного назначения_
Таблица 2
Стратегические направления деятельности ПАО «ЛУКОЙЛ» в области благотворительности и социального инвестирования
_Программа_Направление деятельности_
Социальные инвестиции Поддержка детских домов и детских образовательных учреждений.
Программы в области образования. Стипендиальные программы. Развитие материально-технической базы вузов. Поддержка медицинских учреждений.
_Конкурс социальных проектов_
Спонсорство и традиционная Сохранение культурного и исторического наследия. благотворительность Поддержка музеев и творческих коллективов.
Издательские проекты.
_Поддержка религиозных конфессий_
Адресная помощь Поддержка ветеранов войны и труда, инвалидов, социально незащищенных групп
населения.
Возрождение народных промыслов. Помощь народам Крайнего Севера. _Донорские акции_
Экономический анализ: теория и практика 2 (2016) 91-102 Economic Analysis: Theory and Practice
Таблица 3 Взаимоотношения ПАО «ЛУКОЙЛ» со стейкхолдерами
Заинтересованные стороны Принципы работы Способы взаимодействия
Акционеры и инвесторы Открытость, достоверность, ориентация на будущее Официальный сайт, консультационный центр, встречи с менеджментом
Работники Ответственность, равноправие, мотивация Внутренний портал, телефон доверия, корпоративные СМИ
Покупатели Своевременность, профессионализм, честность Горячие линии, дочерние общества
Поставщики Партнерство, надежность, взаимная обязательность Официальный сайт
Государственные органы Законность, контроль, баланс интересов Официальный контроль, проведение встреч, участие в рабочих органах
Таблица 4
Цены на бензин АИ-95 в странах мира в 2014 г., руб./л
Страна Цена
Нидерланды 105,9
Великобритания 102,6
Дания 101,7
Италия 101,5
Греция 98,7
Норвегия 98,2
Финляндия 97,4
Португалия 96,2
Германия 93,9
Швеция 93,1
Ирландия 92,3
Бельгия 91,2
Франция 88,7
Словакия 86,6
Словения 85,7
Хорватия 85,4
Мальта 84,3
Кипр 83,1
Испания 82,8
Австрия 80,7
Румыния 80,3
Литва 79,9
Люксембург 79,7
Китай 67,6
Украина 54,8
США 47,2
Казахстан 39,2
Россия 35,7
Средняя цена 82,2
Экономический анализ: Economic Analysis:
теория и практика 2 (2016) 91-102 Theory and Practice
Таблица 5
Количество бензина, доступное на среднюю заработную плату в странах мира, л
Страна Доступное количество бензина
Нидерланды 1 697
Великобритания 1 710
Дания 1 888
Италия 1 068
Греция 798
Норвегия 2 448
Финляндия 1 589
Португалия 687
Германия 1 539
Швеция 1 894
Ирландия 1 545
Бельгия 1 528
Франция 1 566
Словакия 479
Словения 724
Хорватия 520
Мальта 1 041
Кипр Нет данных
Испания 1 266
Австрия 1 793
Румыния 269
Литва 388
Люксембург 2 498
Китай Нет данных
Украина 140
США 3 122
Казахстан 838
Россия 794
Средний показатель 1 061
Таблица 6
Цены на бензин АИ-95 ведущих российских нефтяных компаний, руб.
Дата ЛУКОЙЛ Татнефть Газпром нефть Роснефть
07.03.2014 34,02 33,00 33,45 33,10
29.05.2014 34,52 34,60 34,65 34,10
23.12.2014 35,82 35,30 36,35 35,40
Рисунок 1
Отношение утилизации отходов производства ПАО «ЛУКОЙЛ» к их образованию в 2012-2014 гг.
Рисунок 2
Уровень использования ПАО «ЛУКОЙЛ» попутного нефтяного газа в 2010-2014 гг., %
Рисунок 3
Структура затрат ПАО «ЛУКОЙЛ» на проекты по охране окружающей среды в 2014 г., %
Примечание. ПНГ - попутный нефтяной газ. Список литературы
1. Bоwen H. Social Responsibilities of the Businessman. N.Y.: Harper & Row, 1953.
2. Карнеги Э. Евангелие богатства. СПб.: Попурри, 2014. 480 с.
3. Berle A., Means G. The Modern Corporation and Private Property. N.Y., MacMillan, 1932.
4. Chandler A.D. The Visible Hand: The Managerial Revolution in American Business. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1977. 608 p.
5. Schwartz M., Caroll A. Corporate Social Responsibility: A Three-Domain Approach // Business Ethics Quarterly. 2003. Vol. 13. № 4. P. 503-530.
6. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2011. 272 с.
7. Кричевский Н.Л., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. Москва: Дашков и К, 2008. 216 с.
8. Салимова Т.Л., Ольховикова Н.Б. Инструменты системной деятельности по улучшению в области социально ответственного поведения организации // Стандарты и качество. 2012. № 12. С. 74-78.
9. Соболева И.Н. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии // Вопросы экономики. 2005. № 10. С. 63-72.
10. Кушпов В.П. Социальная ответственность бизнеса как компонента рыночной экономики // Человек и труд. 2004.№ 2. С. 68-69.
11. Кушпов В.П. Приоритеты корпоративной социальной ответственности // Человек и труд. 2004. № 4. С.37-38.
12. Нещадин А., Горин Н. Общество, бизнес и власть: условия цивилизованного взаимодействия // Общество и экономика. 2005. № 10-11. С. 5-41.
13. Курбатова М.В., Левин С.Н. Социальная ответственность российского бизнеса // ЭКО. 2005. № 10. С.58-71.
14. Либоракина М.И. Социальные инвестиции российских компаний. М.: Институт экономики города, 2004. 230 с.
15. Литовченко С.Е., Корсакова М.И. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. 100 с.
16. Тульчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности. М.: Юрайт, 2015. 338 с.
17. Якимец В.Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, примеры, проблемы, перспективы. М.: КомКнига, 2005. 184 с.
18. Бикеева М.В., Бирюков А.Н., Городнова Н.В. Тенденции развития регионов России: социально-экономический анализ. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2011. 209 с.
19. Бикеева М.В. Анализ практики реализации концепции корпоративной социальной ответственности в России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2011. № 3. С. 139-150.
Экономический анализ: Economic Analysis:
теория и практика 2 (2016) 91-102 Theory and Practice
ISSN 2311-8725 (Online) Integrated Economic-Socio-Ecological Analysis
ISSN 2073-039X (Print)
PRACTICAL IMPLEMENTATION OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY: THE EXPERIENCE OF PAO LUKOIL
Tat'yana N. SAVINA
Ogarev Mordovia State University, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation savinatn@yandex.ru
Article history:
Received 16 December 2015 Accepted 26 December 2015
JEL classification: D01, O15, O44
Keywords: corporate social responsibility, charitable activity, environment, business ethics, affordable prices
Abstract
Subject The current state of socio-economic development of Russia requires active rethinking of views on business development process on the basis of corporate social responsibility (CSR) implementation. There is an urgent need to introduce socially responsible behavior criteria into business operations.
Objectives The purpose of the study is to analyze the practice of corporate social responsibility implementation.
Methods The methodological basis includes general scientific methods of knowledge (dialectical, combination of historical and logical, structural and functional analysis, traditional techniques of economic analysis and synthesis), specific methods to estimate the dynamics of CSR criteria, and systems analysis tools.
Results The reviewed practical implementation of the corporate social responsibility policy of Lukoil oil company and detailed analysis of CSR criteria (environment protection, charity, business ethics, relationships with business partners, reasonable and affordable prices) enabled to estimate the cost of environmental activities, present strategic directions of the company's activities in the sphere of welfare and social investment, summarize principles and ways of interaction with stakeholders. The paper includes a comparative analysis of petrol prices in terms of their reasonableness and affordability.
Conclusions Implementation of social and charitable programs is one of the most important strategic objectives of the company. It enables to develop partnership with public authorities, local self-government and regional communities. Strict adherence to compliance criteria is a key competitive mechanism that defines the conditions of sustainable development. The findings may be useful for developing the ratings of socially responsible companies, codes of ethics and ethical maps.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
Acknowledgments
The article was supported by the Russian Foundation for Humanities, project No. 15-02-00174a.
References
1. Bowen H. Social Responsibilities of the Businessman. N.Y., Harper & Row, 1953.
2. Carnegie A. Evangelie bogatstva [The Gospel of Wealth]. St. Petersburg, Popurri Publ., 2014, 480 p.
3. Berle A., Means G. The Modern Corporation and Private Property. N.Y., MacMillan, 1932.
4. Chandler A.D. The Visible Hand: The Managerial Revolution in American Business. Cambridge, MA, Harvard University Press, 1977, 608 p.
5. Schwartz M., Caroll A. Corporate Social Responsibility: A Three-Domain Approach. Business Ethics Quarterly, 2003, vol. 13, no. 4, pp. 503-530.
6. Blagov Yu.E. Korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost'. Evolyutsiya kontseptsii [Corporate Social Responsibility. The evolution of the concept]. St. Petersburg, Graduate School of Management Publ., 2011, 272 p.
7. Krichevskii N.A., Goncharov S.F. Korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost' [Corporate Social Responsibility]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2008, 216 p.
8. Salimova T.A., Ol'khovikova N.B. Instrumenty sistemnoi deyatel'nosti po uluchsheniyu v oblasti sotsial'no otvetstvennogo povedeniya organizatsii [The tools of consistent work on improving the socially responsible behavior of the organization]. Standarty i kachestvo = Standards and Quality, 2012, no. 12, pp. 74-78.
9. Soboleva I.N. Sotsial'naya otvetstvennost' biznesa: global'nyi kontekst i rossiiskie realii [Corporate Social Responsibility: the global context and Russia's realities]. Voprosy Ekonomiki, 2005, no. 10, pp. 63-72.
10. Kushpov V.P. Sotsial'naya otvetstvennost' biznesa kak komponenta rynochnoi ekonomiki [Social responsibility of business as a component of the market economy]. Chelovek i trud = Man and Labor, 2004, no. 2, pp. 68-69.
11. Kushpov V.P. Prioritety korporativnoi sotsial'noi otvetstvennosti [Priorities of corporate social responsibility]. Chelovek i trud = Man and Labor, 2004, no. 4, pp. 37-38.
12. Neshchadin A., Gorin N. Obshchestvo, biznes i vlast': usloviya tsivilizovannogo vzaimodeistviya [Society, business and power: conditions of civilized interaction]. Obshchestvo i ekonomika = Society and Economics, 2005, no. 10-11, pp. 5-41.
13. Kurbatova M.V., Levin S.N. Sotsial'naya otvetstvennost' rossiiskogo biznesa [Social responsibility of Russian business]. EKO = ECO, 2005, no. 10, pp. 58-71.
14. Liborakina M.I. Sotsial'nye investitsii rossiiskikh kompanii [Social investments by Russian companies]. Moscow, IUE Publ., 2004, 230 p.
15. Litovchenko S.E., Korsakova M.I. Korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost': obshchestvennye ozhidaniya [Corporate Social Responsibility: public expectations]. Moscow, Assotsiatsiya menedzherov Publ., 2003, 100 p.
16. Tul'chinskii G.L. Korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost': tekhnologii i otsenka effektivnosti [Corporate social responsibility: technology and performance evaluation]. Moscow, Yurait Publ., 2015, 338 p.
17. Yakimets V.N. Sotsial'nye investitsii rossiiskogo biznesa: mekhanizmy, primery, problemy, perspektivy [Social investments of Russian business: mechanisms, examples, problems and prospects]. Moscow, KomKniga Publ., 2005, 184 p.
18. Bikeeva M.V., Biryukov A.N., Gorodnova N.V. Tendentsii razvitiya regionov Rossii: sotsial'no-ekonomicheskii analiz [Development trends of Russian regions: a socio-economic analysis]. Novosibirsk, SIBPRINT Publ., 2011, 209 p.
19. Bikeeva M.V. Analiz praktiki realizatsii kontseptsii korporativnoi sotsial'noi otvetstvennosti v Rossii [Analyzing the practical implementation of the corporate social responsibility concept in Russia]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region = University Proceedings. Volga Region, 2011, no. 3, pp.139-150.