Научная статья на тему 'Тренды корпоративной социальной ответственности бизнеса в России'

Тренды корпоративной социальной ответственности бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2118
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная ответственность бизнеса (СОБ) / корпоративная социальная ответственность / концепция социальной ответственности бизнеса / уровни социальной ответственности / модель Арчи Кэрролла. / business social responsibility / corporate social responsibility / business social responsibility concept / levels of social responsibility / Archie Carroll model

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сорокина Елена Анатольевна

Рассматриваются тренды социальной ответственности бизнеса в России. Определена необходимость управления корпоративной социальной ответственностью. Установлено, что, придерживаясь политики социальной ответственности перед сотрудниками организации, бизнес проводит различные социальные проекты, делая значимый вклад в развитие страны, улучшает качество и условия жизни ее граждан. Раскрыт теоретический аспект социальной ответственности бизнеса; определены истоки ее концепции, нашедшие отражение в трудах А. Смита. Сделан вывод о том, что социальная ответственность бизнеса имеет многоуровневую систему, а работающие на сегодняшнем рынке компании имеют различия по мотивам принятия на себя уровней социальной ответственности. Проведен сравнительный анализ корпоративной социальной ответственности бизнеса ведущих компаний разных отраслей экономики России и США. Представлены направления: образование, медицина, культура и искусство, спорт, социальная защита пенсионеров и ветеранов, защита детей, жизнедеятельность сотрудников и окружающая среда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS IN RUSSIA

The article discusses trends in business social responsibility in Russia. The need for corporate social responsibility management is identified. It has been established that, adhering to the policy of social responsibility before the organization’s employees, the business carries out various social projects, making a significant contribution to the development of the country, improves the quality and living conditions of its citizens. The theoretical aspect of business social responsibility is disclosed; the sources of the concept of social responsibility of business are identified, which are reflected in the works of A. Smith, where it is indicated that society is subject to some regular process, as a result of which there is a connection between private and public interest. It is concluded that the social responsibility of a business has a multi-level system, and the companies operating in the current market have differences in terms of accepting the levels of social responsibility. A comparative analysis of corporate social responsibility of the business of leading companies in various sectors of the economy of Russia and the United States. The following areas were considered: education, medicine, culture and art, sports, social protection of pensioners and veterans, child protection, employees’ livelihoods and the environment.

Текст научной работы на тему «Тренды корпоративной социальной ответственности бизнеса в России»

Вестник Челябинского государственного университета.

2019. № 9 (431). Экономические науки. Вып. 66. С. 182—188.

УДК 338.1 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10920

ББК 65.290.2

ТРЕНДЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

БИЗНЕСА В РОССИИ

Е. А. Сорокина

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Рассматриваются тренды социальной ответственности бизнеса в России. Определена необходимость управления корпоративной социальной ответственностью. Установлено, что, придерживаясь политики социальной ответственности перед сотрудниками организации, бизнес проводит различные социальные проекты, делая значимый вклад в развитие страны, улучшает качество и условия жизни ее граждан. Раскрыт теоретический аспект социальной ответственности бизнеса; определены истоки ее концепции, нашедшие отражение в трудах А. Смита. Сделан вывод о том, что социальная ответственность бизнеса имеет многоуровневую систему, а работающие на сегодняшнем рынке компании имеют различия по мотивам принятия на себя уровней социальной ответственности. Проведен сравнительный анализ корпоративной социальной ответственности бизнеса ведущих компаний разных отраслей экономики России и США. Представлены направления: образование, медицина, культура и искусство, спорт, социальная защита пенсионеров и ветеранов, защита детей, жизнедеятельность сотрудников и окружающая среда.

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса (СОБ), корпоративная социальная ответственность, концепция социальной ответственности бизнеса, уровни социальной ответственности, модель Арчи Кэрролла.

Управление социально-экономическим развитием в современной экономической системе претерпевает определенные изменения. В настоящее время все большее значение приобретает социальный аспект, поскольку природа бизнеса по своей сути социальна. Все больше организаций приходят к пониманию необходимости развития в своей деятельности концепции социальной ответственности бизнеса.

Использование корпоративной социальной ответственности в управлении организацией является необходимым и перспективным направлением. Сегодня управление направлено на интересы разных групп — как своих сотрудников, партнеров по бизнесу, так и общества в целом. Влияние групп общества определяет уровень успешности компании, поэтому социальная ориентированность в менеджменте — нормальное явление в современном бизнесе. Если говорить о важности социальной ответственности в процессе выбора среди других параметров, то можно сделать вывод, что она приносит значительные преимущества для бизнеса. Управление корпоративной ответственностью бизнеса является необходимым фактором развития компании, способствующим увеличению прибыли, ускорению темпов роста, сокращению операционных расходов, увеличению производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции и услуг, улучшению бренда и репутации компании и т. д.

Проблема социальной ответственности бизнеса занимает устойчивую позицию, обсуждаемую на проводимых форумах, презентациях, дискуссиях и других мероприятиях, организуемых в России и за рубежом. Внимание к этой теме не случайно, поскольку в условиях развития регулируемой рыночной экономики главной составляющей в системе отношений хозяйствующих субъектов Российской Федерации выступает взаимодействие государства и бизнеса.

Данная проблема отражена в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ. В нем говорится о значимости социальной ответственности бизнеса, отмечено, что успех корпораций является устойчивым, если деятельность компаний нацелена на перспективное будущее и связана с реальными потребностями общества.

Ю. А. Баранова в своих трудах отмечает, что понятие «корпоративная социальная ответственность» раньше применялось к крупным компаниям, однако после стало использоваться для всего бизнеса в целом [1]. Проблема социальной ответственности бизнеса в настоящее время все чаще обсуждается как в научных кругах, так и в политической жизни общества. Общепринятым становится утверждение, что любая социально-экономическая система обязана развивать и поддерживать социальную ответственность на высоком уровне.

Предпосылки зарождения концепции СОБ начинаются в трудах ученых-экономистов, таких

как А. Смит, Д. Рикардо, М. Фридман, П. Хейне и др. По их мнению, вмешательство в экономику должно иметь минимальный характер. Адам Смит, являясь родоначальником базовых принципов экономической науки, в своих трудах рассматривал проблему взаимодействия частных и общественных интересов. Придерживаясь политики социальной ответственности перед сотрудниками организации, бизнес проводит различные социальные проекты, делая значимый вклад в развитие страны, улучшает качество и условия жизни ее граждан. Адам Смит выделял в основе экономические интересы людей, показывая их значение [3].

При рассмотрении точек зрения по поводу социальной ответственности разных ученых можно выделить доводы «за» и «против» социальной ответственности бизнеса.

М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури в своей точке зрения указывают в негативных фактах расходы организации на социальную ответственность, низкий уровень отчетности и неспособность решать социальные проблемы (рис. 1). Мы считаем, что данные сложности вполне можно разрешить с помощью правильного использования финансов на социальные цели.

Мнение А. А. Радугина (рис. 2) отражает более современные требования общества. В результате снижения действия социальной ответственности общество будет действовать, выполняя социальные программы. Государство должно контролировать планирование и осуществление процессов социальной ответственности бизнеса, в противном случае расслоение общества по уровню доходов и качеству

Доводы «против»

Нарушение принципа социальной ответственности Расходы на социальную вовлеченность Недостаточный уровень отчетности широкой публике Недостаток умения разрешать социальные проблемы

Доводы «за»

I I

• При выполнении производителями обязательств перед обществом в долгосрочной перспективе приносит прибыль самой фирме

• Осуществление социальных проблем может быть прибыльным

• Социальная ответственность перед обществом — это требование этики, ибо может наступить юридическая ответственность

• Ведение бизнеса в соответствии с законодательством — это поддержка правового общества. Это подчеркивает тесную связь и взаимоотношения юридические, этические и экономические аспекты социальной ответственности

Рис. 2. Доводы «за» и «против» социальной ответственности бизнеса А. А. Радугина [5]

Доводы «за»

• Положительные перспективы для бизнеса, имеющие долгосрочный характер

• Изменение потребностей и ожиданий широкой публики

• Возможность оказать помошь в решении социальных проблем при наличии необходимых ресурсов

• Социально ответственное моральное обязательство

Рис. 1. Доводы «за» и «против» социальной ответственности бизнеса М. Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури [4]

жизни будет меняться в худшую сторону, и это приведет к социальным взрывам в обществе [6].

Рассматривая отношения авторов к социальной ответственности организаций, можно сделать следующие выводы:

— доводы схожи между собой в том, что организации имеют дальнейшую заинтересованность;

— ответственность юридическая, экономическая и этическая связаны между собой;

— необходимо обеспечение ресурсами для осуществления социальной ответственности.

СОБ носит многоуровневый характер (рис. 3). На сегодняшний день компании на рынке имеют различия по мотивам принятия на себя уровней социальной ответственности. Среди мотивов выделяют:

— развитие собственного персонала, позволяющее исключить текучку кадров и привлечь лучших специалистов;

— повышение производительности труда;

— улучшение имиджа компании; рекламирование товаров и услуг; доведение деятельности компании до средств массовой информации и т. д. [7].

В развитых странах политика социальной ответственности является неотъемлемой частью деятельности компании. Это реакция предпринимательства на обострившиеся социальные противоречия между трудом и капиталом, мировым сообществом и деятельностью компаний. Социальное направление бизнеса призвано смягчить возникшие противоречия и поднять его престиж, на это сделан упор В. И. Бар-хатовым, Д. С. Бенц, Ю. Ш. Капкаевым [2].

С целью анализа развития социальной ответственности бизнеса, была изучена деятельность

Доводы «против»

При отсутствии активного участия бизнеса в решении социальных проблем общество потребует их решать путем использования различных методов воздействия

Решение социальных проблем должно находиться в компетенции правительства. Однако есть мнение, что участие фирмы в решении социальных проблем в конечном итоге уничтожает функциональные различия между сферой деятельности бизнеса и правительства Социальные программы не могут точно измерить эффект социальных инвестиций

Социальная активность фирмы распыляет усиления, которые должны быть направлены на достижение основных целей любого бизнеса

Л

Первый уровень — базовый

ш

Второй уровень

Третий уровень

выполняются такие обязательства, как своевременная уплата налогов, выплата заработной платы, предоставление (по возможности) новых рабочих мест, то есть расширение рабочего штата

обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни — повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы (корпоративная ответственность).

высший уровень ответственности, благотворительная деятельность

Рис. 3. Уровни социальной ответственности

ведущих компании из различных отраслей экономики США и России, реализующих политику корпоративной социальной ответственности (табл. 1 и 2).

По данным табл. 1 видно, что стремление к экологической безопасности и забота о собственных сотрудниках являются наиболее распространенными направлениями корпоративной социальной ответственности. Для достижения высокого уровня в бизнесе необходимы квалифицированные кадры, их нужно либо привлекать выгодными условиями, либо удерживать имеющихся. Большое внимание уделяется компаниям — разработчикам программного обеспечения, цифровой техники, а также компа-

ниям Coca-Cola и PepsiCo. Для ресторанов быстрого питания и социальных сетей разрабатывается меньше социальных программ. Редко наблюдается спонсорство и поддержка культуры и здравоохранения.

Рассмотрим направления корпоративной социальной ответственности ведущих российских компаний. По данным табл. 2 мы видим, что наибольшее количество социальных программ проводят Сбербанк, «ЛУКОЙЛ», «Ростелеком», «Газпром», «АК Барс», «ВТБ 24». Меньшее количество показывают «МТС», «ВымпелКом», «КАМАЗ», «Трансаэро».

Анализ показывает, что компании США и России в своей деятельности придерживаются корпоративной социальной ответственности.

Таблица 1

Направления деятельности американских компаний в области КСО [8—17]

Компания Благотворительность Спонсорство Экология Общество Здравоохранение Образование Спорт Культура Волонтерство Сотрудники

Google + + + + + + +

Starbucks + + + + +

Procter&Gamble + + + +

Facebook + + +

Microsoft + + + + +

Apple + + + + +

IBM + + + + + + + + +

Intel + + + + +

ASUS + + +

PepsiCo + + + + + + +

Chrysler Group LLC + + + +

ExxonMobil + + + +

Chevron + + + + +

Coca-Cola + + + + + + + +

Tiffany&Co + + + +

McDonalds + + + + +

Ford + + + +

Chevrolet + + +

Canon + + + + + +

Wal-Mart + + + + +

Blizzard Entertainment + + + + +

Таблица 2

Направления деятельности российских компаний в области КСО [18—32]

Компания Образование Медицина Культура и искусство Спорт Пенсионеры и и ветераны Поддержка детей Сотрудники Окружающая среда

НК «Лукойл» + + + + + + + +

НК «Роснефть» + + + + + + +

«Газпром» + + + + + + +

«МТС» + + + + + +

«Ростелеком» + + + + + + +

«ВымпелКом» + + + + + +

«Мегафон» + + + + +

Авиакомпания «Трансаэро» + + + + +

«Аэрофлот» + + + + + + +

«Сбербанк России» + + + + + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«АК Барс» + + + + + + + +

Особенно это представлено в нефтедобыче и нефтепереработке. Российские компании стараются работать по международным стандартам в области корпоративной социальной политики: осуществляют социальные и благотворительные проекты, делая значимый вклад в развитие страны, улучшают качество и условия жизни граждан [32].

Таким образом, на сегодняшний день эффективность социально-экономического развития может быть существенно улучшена благодаря

повышению степени социальной ответственности бизнеса. Управление корпоративной социальной ответственностью бизнеса будет способствовать гармоничным отношениям со всеми заинтересованными сторонами. Компании станут наиболее привлекательными для инвесторов, что повлечет за собой дополнительные инвестиции, способствующие полноценному развитию и получению прибыли.

Список литературы

1. Баранова, Ю. А. Социальная ответственность бизнеса: теоретический аспект / Ю. А. Баранова // Вестн. МГУКИ. — 2012. — № 4 (48).

1. Бархатов, В. И. Крупный и средний бизнес России: соотношение сил, несовершенство межрегиональных взаимодействий / В. И. Бархатов, Д. С. Бенц, Ю. Ш. Капкаев // XXI век: новая реальность социально-экономического развития мира и России. — М. ; Тамбов, 2018. — С. 258—265.

2. Смит, А. Исследование и природе и причинах богатства народов / А. Смит. — М. : Соцэкгиз, 1962.

3. Максимцова, М. М. Менеджмент : учеб. для вузов / М. М. Максимцова, М. А. Комарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА : Единство, 2002.

4. Радугин, А. А. Основы менеджмента : учеб. пособие для вузов / А. А. Радугин. — М. : Центр, 1998.

5. Социальная ответственность бизнеса / А. А. Головин, М. А. Пархомчук, Д. В. Андросов, А. Ю. Чжан-Сен // Вестн. Курс. гос. с.-х. академии. — 201. — № 10.

6. Иванов С. Ю. Социальная ответственность бизнеса: содержание и пути реализации / С. Ю. Иванов, А. С. Иванов // Труд и соц. отношения. — 2008. — № 7.

7. Цель компании Google [Электронный ресурс]. — URL: http://www.google.com/about/company/ (дата обращения 17.03.2019).

8. Отчет о международной ответственности [Электронный ресурс]. — URL: http://starbuckscoffee.ru/ ru/_Social+Responsibility/ (дата обращения 17.03.2019).

9. Концепция социальной ответственности [Электронный ресурс]. — URL: http://www.microsoft.com/ ruru/news/inside_ms.aspx (дата обращения 17.03.2019).

10. Настоящие инновации меняют мир без вреда для планеты [Электронный ресурс]. — URL: http://www. apple.com/ru/environment/ (дата обращения 17.03.2019).

11. Корпоративная ответственность [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ibm.com/smarterplanet/ ru/ru/business_resilience_management/overview/index.html?re=sph (дата обращения 17.03.2019).

12. Intel и спорт [Электронный ресурс]. — URL: http://www.intel.ru/content/www/ru/ru/homepage.html (дата обращения 17.03.2019).

13. Политика социальной ответственности [Электронный ресурс]. — URL: http://www.coca-colarussia. ru/ (дата обращения 17.03.2019).

14. Корпоративная социальная ответственность [Электронный ресурс]. — URL: http://mcdonalds.ru/ (дата обращения 17.03.2019).

15. Социальные программы [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ford.ru/AboutFord/FordRus (дата обращения 17.03.2019).

16. Корпоративная социальная ответственность в меняющемся мире [Электронный ресурс]. — URL: http://www.canon.ru/About_Us/sustainability/index.aspx (дата обращения 17.03.2019).

17. Социальная политика и окружающая среда [Электронный ресурс]. — URL: http://www.lukoil.ru/ static_6_5id_263_.html# (дата обращения 17.03.2019).

18. Корпоративная культура и окружающая среда [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rosneft. ru/Development/. (дата обращения 17.03.2019).

19. Социальная ответственность [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gazprom.ru/social/ и http://www.gazprom.ru/nature/environmental-protection/tfwater (дата обращения 17.03.2019).

20. Социальная ответственность [Электронный ресурс]. — URL: http://www.company.mts.ru/comp/ social_responsibility/ (дата обращения 17.03.2019).

21. Новости соцответственности [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rostelecom.ru/social/news/ (дата обращения 17.03.2019).

22. Корпоративная социальная ответственность Билайн [Электронный ресурс]. — URL: http://about. beeline.ru/responsibility/index.wbp/ (дата обращения 17.03.2019).

23. Социальный отчет МегаФона [Электронный ресурс]. — URL: http://corp.megafon.ru/sotsialnaya_ otvetstvennost/?_ga=1.218085779.483698537.1389442804 (дата обращения 17.03.2019).

24. Корпоративная волонтерская программа [Электронный ресурс]. — URL: http://www.transaero.ru/ ru/company/investors (дата обращения 17.03.2015).

25. Стратегический отчет. Обзор бизнеса [Электронный ресурс]. — URL: http://www.aeroflot.ru/cms/ about (дата обращения 17.03.2019).

26. Корпоративная культура Сбербанка [Электронный ресурс]. — URL: http://www.sberbank.ru/moscow/ ru/about/philanthropy/ (дата обращения 17.03.2019).

27. Социальный отчет [Электронный ресурс]. — URL: http://www.akbars.ru/about/charity/ (дата обращения 17.03.2019).

28. Социальная ответственность [Электронный ресурс]. — URL: http://www.vtb24.ru/about/charity/ Pages/default.aspx?geo=moscow (дата обращения 17.03.2019).

29. Политика в области корпоративной социальной ответственности [Электронный ресурс]. — URL: http://www.bm.ru/ru/about/blagotvoritelnost/karty-dlja-blagotvoritelnosti/ (дата обращения 17.03.2019).

30. Социальная ответственность [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kamaz.ru/ru/company/ social/ (дата обращения 17.03.2019).

31. Приоритетные социальные программы [Электронный ресурс]. — URL: http://gazgroup.ru/social/ prioritety/ (дата обращения 17.03.2019).

32. Дохолян, С. Б. Корпоративная социальная ответственность бизнеса в России и в США / С. Б. До-холян // Вестн. Моск. ун-та им. С. Ю. Витте. Сер. 1: Экономика и упр. — 2014. — № 2 (8).

Сведения об авторе

Сорокина Елена Анатольевна — доцент кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия.

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2019. No. 9 (431). Economic Sciences. Iss. 66. Рp. 182—188.

TRENDS IN CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS IN RUSSIA

E.A. Sorokina

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

The article discusses trends in business social responsibility in Russia. The need for corporate social responsibility management is identified. It has been established that, adhering to the policy of social responsibility before the organization's employees, the business carries out various social projects, making a significant contribution to the development of the country, improves the quality and living conditions of its citizens. The theoretical aspect of business social responsibility is disclosed; the sources of the concept of social responsibility of business are identified, which are reflected in the works of A. Smith, where it is indicated that society is subject to some regular process, as a result of which there is a connection between private and public interest. It is concluded that the social responsibility of a business has a multi-level system, and the companies operating in the current market have differences in terms of accepting the levels of social responsibility. A comparative analysis of corporate social responsibility of the business of leading companies in various sectors of the economy of Russia and the United States. The following areas were considered: education, medicine, culture and art, sports, social protection of pensioners and veterans, child protection, employees' livelihoods and the environment.

Keywords: business social responsibility, corporate social responsibility, business social responsibility concept, levels of social responsibility, Archie Carroll model.

References

1. Baranova Yu.A. Sotsial'naya otvetstvennost' biznesa: teoreticheskiy aspekt [Social responsibility of business: theoretical aspect]. VestnikMGUKI [Vestnik MGUKI], 2012, no. 4 (48). (In Russ.).

2. Barkhatov V.I., Bents D.S., Kapkayev Yu.Sh. Krupnyy i sredniy biznes Rossii: sootnosheniye sil, nesover-shenstvo mezhregional'nykh vzaimodeystviy [Large and medium-sized businesses in Russia: balance of power, imperfection of inter-regional interactions]. XXIvek: novaya real'nost' sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya mira i Rossii [XXI century: a new reality of the socio-economic development of the world and Russia]. 2018. Pp. 258-265. (In Russ.).

3. Smit A. Issledovaniye i prirode i prichinakh bogatstva narodov [Research on both the nature and causes of wealth of nations]. Moscow, Sotsekgiz, 1962. (In Russ.).

4. Maksimtsova M.M., Komarova M.A. Menedzhment [Management]. Moscow, YUNITI-DANA, Yedinstvo Publ., 2002. (In Russ.).

5. Radugin A.A. Osnovy menedzhmenta: uchebnoye posobiye dlya vuzov [Fundamentals of management: a textbook for universities]. Moscow, Tsentr Publ., 1998. (In Russ.).

6. Golovin A.A., Parkhomchuk M.A., Androsov D.V., Chzhan-Sen A.YU. Sotsial'naya otvetstvennost' biznesa [Social responsibility of business]. Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy sel 'skokhozyaystvennoy akademii [Bulletin of Kursk State Agricultural Academy], 2010, no. 1. (In Russ.).

7. Ivanov S.Yu., Ivanov A.S. Sotsial'naya otvetstvennost' biznesa: soderzhaniye i puti realizatsii [Social responsibility of business: content and ways of implementation]. Trudi sotsial'nyye otnosheniya [Labor and social relations], 2008, no. 7.

8. Cel' kompanii Google. Available at: http://www.google.com/about/company/, accessed 17.03.2019. (In Russ.).

9. Otchetomezhdunarodnojotvetstvennosti.Availableat:http://starbuckscoffee.ru/ru/_Social+Responsibility/, accessed 17.03.2019. (In Russ.).

10. Koncepciya social'noj otvetstvennosti. Available at: http://www.microsoft.com/ruru/news/inside_ ms.aspx, accessed 17.03.2019. (In Russ.).

11. Nastoyashchie innovacii menyayut mir bez vreda dlya planety. Available at: http://www.apple.com/ru/ environment/, accessed 17.03.2019. (In Russ.).

12. Korporativnaya otvetstvennost'. Available at: http://www.ibm.com/smarterplanet/ru/ru/business_resil-ience_management/overview/index.html?re=sph, accessed 17.03.2019. (In Russ.).

13. Intel i sport. Available at: http://www.intel.ru/content/www/ru/ru/homepage.html, accessed 17.03.2019. (In Russ.).

14. Politika social'noj otvetstvennosti. Available at: http://www.coca-colarussia.ru/, accessed 17.03.2019. (In Russ.).

15. Korporativnaya social'naya otvetstvennost'. Available at: http://mcdonalds.ru/, accessed 17.03.2019. (In Russ.).

16. Social'nye programmy. Available at: http://www.ford.ru/AboutFord/FordRus, accessed 17.03.2019. (In Russ.).

17. Korporativnaya social 'naya otvetstvennost ' v menyayushchemsya mire. Available at: http://www.canon. ru/About_Us/sustainability/index.aspx, accessed 17.03.2019. (In Russ.).

18. Social'naya politika i okruzhayushchaya sreda. Available at: http://www.lukoil.ru/static_6_5id_263_. html#, accessed 17.03.2019. (In Russ.).

19. Korporativnaya kul'tura i okruzhayushchaya sreda. Available at: http://www.rosneft.ru/Development/. (accessed 17.03.2019) Social'naya otvetstvennost'. Available at: http://www.gazprom.ru/social/ i http://www. gazprom.ru/nature/environmental-protection/#water, accessed 17.03.2019. (In Russ.).

20. Social'naya otvetstvennost'. Available at: http://www.company.mts.ru/comp/social_responsibility/, accessed 17.03.2019. (In Russ.).

21. Novosti socotvetstvennosti. Available at http://www.rostelecom.ru/social/news/, accessed 17.03.2019. (In Russ.).

22. Korporativnaya social'naya otvetstvennost' Bilajn. Available at: http://about.beeline.ru/responsibility/ index.wbp/, accessed 17.03.2019. (In Russ.).

23. Social'nyj otchetMegaFona. Available at: http://corp.megafon.ru/sotsialnaya_otvetstvennost/?_ga=1.21 8085779.483698537.1389442804, accessed 17.03.2019. (In Russ.).

24. Korporativnaya volonterskaya programma. Available at: http://www.transaero.ru/ru/company/inves-tors, accessed 17.03. 2015. (In Russ.).

25. Strategicheskij otchet. Obzor biznesa. Available at: http://www.aeroflot.ru/cms/about, accessed 17.03.2019. (In Russ.).

26. Korporativnaya kul'tura Sberbanka. Available at: http://www.sberbank.ru/moscow/ru/about/philan-thropy/, accessed 17.03.2019. (In Russ.).

27. Social'nyj otchet. Available at: http://www.akbars.ru/about/charity/, accessed 17.03.2019. (In Russ.).

28. Social'naya otvetstvennost'. Available at: http://www.vtb24.ru/about/charity/Pages/default.aspx?geo=-moscow, accessed 17.03.2019. (In Russ.).

29. Politika v oblasti korporativnoj social 'noj otvetstvennosti. Available at: http://www.bm.ru/ru/about/bla-gotvoritelnost/karty-dlja-blagotvoritelnosti/, accessed 17.03.2019. (In Russ.).

30. Social 'naya otvetstvennost '. Available at: http://www.kamaz.ru/ru/company/social/, accessed 17.03.2019. (In Russ.).

31. Prioritetnye social'nye programmy. Available at: http://gazgroup.ru/social/prioritety/, accessed 17.03.2019.

32. Dokholyan S.B. Korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost' biznesa v Rossii i v SSHA [Corporate social responsibility of business in Russia and in the USA]. VestnikMoskovskogo universiteta imeni S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravleniye [Bulletin of Moscow University named after S.Yu. Witte. Series 1: Economics and Management], 2014., no. 2 (8). (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.