Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СРЕДСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СРЕДСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
395
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЛИДЕРСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / LEADERSHIP / PSYCHOLOGICAL CLIMATE / RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гончаров Александр Иванович

В статье рассматривается эмоциональный интеллект как одно из средств регулирования психологического климата в организации, а именно, средства регулирования взаимоотношений в коллективе. В частности, рассмотрена актуальность навыков коммуникации для улучшения психологического климата организации, как с точки зрения обмена специализированными знаниями и создания инновационных идей, так и с точки зрения внутреннего взаимодействия в коллективе. Также предложено использование эмоционального интеллекта как средство, дополняющее теорию ситуационного лидерства Ф. Фидлера. А именно, для коррекции ситуации в случае отсутствия возможности замены руководителя, предлагается воздействовать на ситуацию с помощью улучшения психологического климата на основе эмоциональной составляющей, для оценки которой предлагается использовать социометрические опросы, которые в свою очередь позволят не только скорректировать ситуацию, но и сделать акцент на другого лидера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A MEANS OF REGULATING RELATIONSHIPS IN A TEAM

The article considers emotional intelligence as one of the means of regulating the psychological climate in the organization, namely, the means of regulating relationships in the team. In particular, the relevance of communication skills for improving the psychological climate of the organization is considered, both from the point of view of sharing specialized knowledge and creating innovative ideas, and from the point of view of internal interaction in the team. It is also proposed to use emotional intelligence as a tool to complement the theory of situational leadership. Fiedler. Namely, to correct the situation if there is no possibility of replacing the head, it is proposed to influence the situation by improving the psychological climate based on the emotional component, for which it is proposed to use sociometric surveys, which in turn will not only correct the situation, but also focus on another leader.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СРЕДСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ»

УДК 005.95

DOI 10.23672^3653-1370-9181^

Гончаров Александр Иванович

кандидат экономических наук, доцент,

кафедра менеджмента и маркетинга, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I [email protected]

Aleksandr I. Goncharov

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

Department of Management and Marketing, Petersburg State University of Railways Emperor Alexander I [email protected]

Эмоциональный интеллект как средство регулирования взаимоотношений в коллективе

Emotional intelligence

as a means of regulating relationships in a team

Аннотация. В статье рассматривается эмоциональный интеллект как одно из средств регулирования психологического климата в организации, а именно, средства регулирования взаимоотношений в коллективе. В частности, рассмотрена актуальность навыков коммуникации для улучшения психологического климата организации, как с точки зрения обмена специализированными знаниями и создания инновационных идей, так и с точки зрения внутреннего взаимодействия в коллективе. Также предложено использование эмоционального интеллекта как средство, дополняющее теорию ситуационного лидерства Ф. Фидлера. А именно, для коррекции ситуации в случае отсутствия возможности замены руководителя, предлагается воздействовать на ситуацию с помощью улучшения психологического климата на основе эмоциональной составляющей, для оценки которой предлагается использовать социометрические опросы, которые в свою очередь позволят не только скорректировать ситуацию, но и сделать акцент на другого лидера.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, лидерство, психологический климат, взаимоотношения.

Annotation. The article considers emotional intelligence as one of the means of regulating the psychological climate in the organization, namely, the means of regulating relationships in the team. In particular, the relevance of communication skills for improving the psychological climate of the organization is considered, both from the point of view of sharing specialized knowledge and creating innovative ideas, and from the point of view of internal interaction in the team. It is also proposed to use emotional intelligence as a tool to complement the theory of situational leadership. Fiedler. Namely, to correct the situation if there is no possibility of replacing the head, it is proposed to influence the situation by improving the psychological climate based on the emotional component, for which it is proposed to use sociometric surveys, which in turn will not only correct the situation, but also focus on another leader.

Keywords: emotional intelligence, leadership, psychological climate, relationships.

Змоциональный интеллект [2, с. 74] представляет собой способность распознавания и контролирования эмоциональных характеристик психологического состояния человека, которая позволяет улучшить данное состояние.

С другой стороны, на психологическое состояние человека влияют также внешние факторы, в частности, взаимоотношения с другими людьми, работниками в компании. Психологический климат организации, как совокупность психологических состояний работников имеет действительно важное значение, так как он является одной из существенных характеристик трудового коллектива, а также выступает одним из факторов его сплоченности. Психологический климат возникает из межличностного общения работников, отражает взаимоотношения между ними. То есть, по сути, психологический климат является общим

эмоциональным настроем работников в коллективе.

Актуальность взаимоотношений, или коммуникаций, связана со следующими аспектами. Действительно, в современной экономике складывается ситуация со все большей специализацией знания, так как объемы последнего сильно увеличились в связи с научно- техническим прогрессом. То есть специалистам в определенной области требуется ориентироваться во всем большем разнообразии методов и технологий. С другой стороны, все большая специализация знания вызывает необходимость перекрестного взаимодействия между носителями специализированного знания. Такое взаимодействие, или коммуникация, требует от ее субъектов как минимум контроля эмоционального состояния, то есть присутствия эмоционального интеллекта.

Кроме того, необходимо отметить и другую тенденцию, которая заключается в необходимости увеличения объема общих, не только специализированных знаний в силу повышения конкурентоспособности на рынке труда. Казалось бы, такая тенденция может изменить потребность в дополнительной коммуникации, так как работник будет обладать не только специализированными, но и общими знаниями из другой области. Однако и в данном случае необходимость коммуникации не ослабевает, так как для генерации инновационных идей общих знаний недостаточно, и, в любом случае, необходимо взаимодействие носителей именно глубоких специализированных знаний. А ведь именно инновационные идеи являются сегодня основным катализатором развития в экономике.

Даже при условии отсутствия необходимости разработки инновационных продуктов, компания не может эффективно работать без коммуникаций, как элемента внутренней среды организации. Так по проведенным исследованиям [3] выяснилось, что именно навыки взаимоотношений и взаимодействия с людьми являются приоритетными навыками, которые требуются при приеме на работу.

Так как психологический климат связан с эмоциональной составляющей, следовательно, для его изучения требуется акцентировать внимание на их изучении.

При изучении взаимодействия в коллективе для исследования межличностных отношений, можно использовать социометрический опрос, который позволит выяснить предпочтения работников, а также их антипатии и равнодушие, в том числе определить социально- психологические позиции работников в коллективе (лидер, предпочитаемый, отвергаемый и т.п.).

Данная информация позволит выявить работников, обладающих действительными лидерскими качествами, что в свою очередь позволит использовать данных работников в необходимых ситуациях.

Литература:

1. Гончаров А.И. Особенности управления персоналом в условиях информационно-коммуникационного пространства // Информационное общество: актуальные проблемы современности: Сб. трудов II Национальной научно-практической конференции (14 ноября 2019). СПб. : ФГБОУ ВО ПГУПС, 2019. С. 352-358.

2. Гоулман Дэниел. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем Ю. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. 544 с.

3. Какие навыки стали самыми важными в 2020 году: результаты опроса. ЫЯЬ : //https://spb.hh.ru

4. Скитёва Е.И. Влияние кадрового потенциала компании на стратегическое управление

Для определения таких ситуаций, которые требуют использовать лидерские качества сотрудников можно обратиться к теории ситуационного лидерства Ф. Фидлера [6, с. 28].

Основой теории Фидлера являются ситуации, которые группируются в зависимости от ситуационных переменных (сила влияния, структурированность, взаимоотношения) и ориентированности стиля руководителя (на задачи или на работу). По сути, главным недостатком данной теории является тот факт, по мнению Фидлера, что стиль руководства практически неизменный и связан с особенностями характера руководителя- лидера. То есть, ему очень сложно изменить свой стиль и подстроить его под изменившуюся ситуацию. В случае противоречия стиля и ситуации возможны два варианта: либо поменять руководителя- лидера, либо попытаться изменить ситуацию.

Как представляется, чтобы изменить ситуацию, необходимо воздействовать на установленные ситуационные факторы. С помощью развитого эмоционального интеллекта, как представляется, можно скорректировать как взаимоотношения в команде (один из ситуационных факторов), так и провести коррекцию стиля руководства лидера. Так, развитый эмоциональный интеллект позволит более дружелюбно взаимодействовать с подчиненными, тем самым повышая свой уровень наименее предпочитаемого коллеги. Это в свою очередь даст возможность в умеренно благоприятной ситуации повысить эффективность работы, интересуясь в большей степени психологическим состоянием подчиненных и, тем самым, повышая уровень сплоченности в коллективе. Более того, улучшение сотрудничества между работниками с помощью повышенного уровня эмоционального интеллекта положительно соотносится с принципами управления заинтересованными сторонами [5, с. 18], что, несомненно, повысит уровень развития корпоративной социальной ответственности в компании. Кроме того, повышение уровня сплоченности в коллективе позволит увеличить степень реализации как навыков работников, так и их творческого потенциала [1], тем самым повышая степень реализации стратегических программ развития персонала [4].

Literature:

1. Goncharov A.I. Features of personnel management in the conditions of information and communication space // Information society: actual problems of modernity: proceedings Of the II National scientific and practical conference (November 14, 2019). SPb. : FSBEI VO PGUPS, 2019. P. 352-358.

2. Goleman Daniel. Emotional intelligence. Why it can mean more than IQ. M. : Mann, Ivanov and Fer-ber, 2019. 544 p.

3. What skills have become the most important in 2020: survey results. URL : //https://spb.hh.ru

4. Skiteva E.I. Influence of the company's personnel potential on strategic personnel management //

персоналом // Инновации и инвестиции. 2019. № 11. С. 431-435.

5. Скитёва Е.И. Корпоративная социальная ответственность : учеб. пособие / Е.И. Скитёва, А.И. Гончаров. СПб. : ФГБОУ ВО ПГУПС, 2019. 64 с.

6. Спивак В.А. Лидерство : учебник для вузов // ЭБС Юрайт. М. : Юрайт, 2020. 301 с. URL : https://urait.ru/bcode/450316

Innovations and investments, 2019. № 11. P. 431 — 435.

5. Skiteva E.I. Corporate social responsibility : manual / E.I. Skiteva, A.I. Goncharov. SPb. : FGBOU VO PGUPS, 2019. 64 p.

6. Spivak V.A. Leadership : textbook for universities // EBS yurayt. M. : YUrayt, 2020. 301 p. URL : https://urait.ru/bcode/450316

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.