Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / самосознание / саморегуляция / эмпатия / социальные навыки / языковые навыки / emotional intelligence / self-awareness / self-regulation / empathy / social skills / language skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.С. Восковская

Исследования влияния эмоционального интеллекта на обучение, преподавание и образование в целом получили в настоящее время широкое распространение. В данной статье анализируются различные определения эмоционального интеллекта, влияние эмоционального интеллекта и аффективных факторов в контексте изучения и преподавания иностранного языка. В статье также делается акцент на проведении исследования самооценки эмоционального интеллекта студентов, а также их восприятии того, как эмоциональный интеллект влияет на изучение иностранного языка. В статье делается попытка дать рекомендации по реализации мероприятий и педагогических практик в контексте изучения и преподавания иностранных языков, направленных на развитие эмоционального интеллекта обучающихся в неязыковом высшем учебном заведении. Проведенное в статье исследование представляет интерес как для преподавателей иностранного языка, так и для студентов, заинтересованных в повышении уровня своего эмоционального интеллекта и владения иностранным языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.С. Восковская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE EMOTIONAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT ON THE PROCESS OF LEARNING AND TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Nowadays, research of the emotional intelligence influence on learning, teaching, and education in general is being widespread. This article analyzes various definitions of emotional intelligence, the influence of emotional intelligence and affective factors in the context of learning and teaching a foreign language. The work also focuses on researching students’ self-assessment of emotional intelligence, as well as their perception of how emotional intelligence affects foreign language learning. The article attempts to provide recommendations for the implementation of activities and pedagogical practices in the context of studying and teaching foreign languages aimed at developing emotional intelligence of the students at a non-linguistic higher education institution. The research presented in the article will be of interest both for teachers of a foreign language and for students interested in improving their emotional intelligence and the level of proficiency in a foreign language.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

Родной язык. Ребенок, развивающийся с рождения в среде родного языка на песнях - тойуках и владеющий им, способен по мере взросления уважать, воспринимать и знать языки других народов. Для нас, граждан многонациональной республики, гарантией жизни в мире и согласии является взаимное уважение к языкам, традициям, культуре друг друга. Все: родитель, житель микросоциума, руководитель, наставник-воспитатель, должны понимать, что от нашей консолидации в формировании будущего поколения зависит мощь великой России.

В новом веке у народов усилилась тяга к добрым традициям предков. Традиции имеет две формы: первая - издревле установленный распорядок жизни, превращенный в обычаи; вторая, приученная - ставшее привычным правило поведения, профессиональный навык. При создании развивающей среды для ребёнка полезно сочетать обе формы. Добрые традиции различаются в следующем:

1. Бытовые традиции. В семейном укладе: строительство, двор, обустройство жилья; все виды умений. Для обеспечения преемственности: изучение родословной, бережное отношение к доброму имени рода. Семейные традиции: благословение, рождение ребенка; свадьба; охота; личная гигиена, очищение, чистота ума, здоровый образ жизни.

2. Обычаи северного народа. Сочетание природных понятий: земля - внутренний, небо - внешний темп жизни, обустройство жизни. Влияние природы (климата, экологии) на продолжение рода.

3. Трудовые традиции: скотоводство, коневодство, оленеводство; охота и рыболовство. Изделия из дерева, кости, бересты, изо льда и снега, из золота, меди, железа. Приготовление пищи. Шитье: из материи, кожи, бисера. Значимость трудовых навыков, их природосообразность. Влияние старшего поколения на выбор ребёнком профессии, роль родителей.

4. Нравственные традиции: мягкий, спокойный характер, терпимость; гостеприимство, хлебосольство. Острый находчивый ум; советник с убеждающей речью, выдержка, воля и т.д.

Гармония с природой: восприятие цветовой палитры и звуковой гаммы, обостренное внимание, развитая память, закаливание тела и духа, телесное совершенство.

5. Традиции вероисповедания. Основа прекрасного: значимость очищения. Умение оберегаться, защищаться цельным сознанием. Жить в правде, избегать всего негативного. Август - месяц очищения.

6. Традиции воспитания ребенка. Центр внимания семьи - ребенок. Преемственность в продолжении рода. Вечный огонь родного очага.

Айыысыт - учение с глубоким содержанием, с множеством обрядов. Основа учения - алгыс (благословение). Алгыс посвящают священному огню, роженице, при проводах Айыысыт, памятным местам и др.

Учение Айыысыт - вершина прекрасного, очеловечивание с помощью прекрасного, пробуждение чувства любви. Любовь - животворная сила: детская любовь к родителям, любовь мужчины и женщины, другие любовные отношения.

Сокровенная мечта родителей: их ребенок, впитавший в себя красоту жизни и труда, стремится к нравственному совершенству, осознает свое предназначение: продолжение рода, служение народу.

Понимание своего предназначения в жизни, стремление его исполнить.

7. Традиции народного творчества: увлечение красотой узоров и формой посуды, одежды, народной музыкой, песнями-тойуками, осуохаем; фольклорными произведениями: олонхо, сказками, загадками, баснями, пословицами, скороговорками и т.д. [1].

В настоящее время в воспитании эффективно используется технология педагогика олонхо. Провозглашение якутского героического эпоса олонхо Юнеско

Библиографический список

в ноябре 2005 г шедевром устного и нематериального наследия человечества -это не только признание значения олонхо на мировом уровне, но и огромная ответственность перед мировым сообществом и будущими поколениями. Поэтому правительством Республики Саха (Якутия) была принята государственная целевая программа по сохранению, популяризации и распространению героического эпоса олонхо на десять лет (2006-2015 гг.). Эта программа способствовала тому, что изучение олонхо вышло на новый уровень: это многочисленные издания текстов олонхо, перевод архивных материалов на цифровые носители, перевод текстов олонхо на русский и другие языки, различные мероприятия, конференции на школьном, улусном, республиканском, российском и международном уровнях, это ысыахи и Дни олонхо, конкурсы и фестивали исполнителей олонхо, открытие Театра олонхо, Ассоциации олонхо, строительство Домов олонхо [4].

Поколение, родившееся в послевоенное время, стало свидетелем угасания среды олонхо. Хотя это поколение еще застало живое исполнение олонхо, но оно все больше оставалось на уровне кратковременного исполнения на сцене самодеятельных концертов. Но имели место значимые события: с 1947 г. на сцене театра ставилась и периодически возобновлялась опера «Нюргун Боотур Стремительный»; появился комплект грампластинок в девятичасовом исполнении олонхо замечательного артиста Г Г Колесова; в 1975 г. был издан великолепный перевод олонхо П.А. Ойунского поэтом Владимиром Державиным на русском языке; была проведена большая коллективная работа якутских писателей по подстрочному переводу под руководством Семена Петровича Данилова; в 80-х годах появилась большая серия живописных полотен художника В.Т. Степанова; создавались научные труды ученых-фольклористов И. Пухова, ГУ. Эргис, Н. Емельянова и др.

Появление понятия педагогики олонхо предопределено как ответственностью перед будущими поколениями, так и огромным воспитательным и образовательным потенциалом содержания олонхо. Дети подключились в процесс внедрения педагогики олонхо: исполняют, ставят спектакли, рисуют, исследуют тексты олонхо, жизнь и деятельность олонхосутов, создают мультфильмы, игрушки и тем самым постигают народную мудрость, заложенную в олонхо.

Педагогика олонхо, цель которой - воспитание детей, разносторонне развитых, социально ориентированных, творчески мыслящих и работоспособных, впитавших с детства ценности родной культуры и мировоззрения, что позволит им успешно развиваться в условиях глобализации современного информационного мира, сохраняя лучшие традиции и образцы культуры родного народа как представителей уникальной арктической цивилизации. В ранее разработанной Концепции педагогики олонхо определены структура, содержание понятий, ценности педагогики олонхо как единой системы традиционного воспитания народа саха, разработана технология СЭДИП в рамках данной педагогики [4].

Таким образом, актуализация особенности ценностного основания этнокультурного воспитания в школах Арктического региона, жизненно важных вопросов возрождения родной культуры и языка, традиций природосообраз-ного этнокультурного воспитания, отраженная в учебных планах и программах того времени, позволила взрастить целое поколение детей коренного народа Севера, впитавших индигенные знания, умения, навыки, традиционные компетенции, ценности, которые позволяют сохранить и развить в себе этническую идентичность, уважение к собственным и чужим традициям, сформировать чувство патриотизма относительно свой малой Родины и своего государства, планеты и мира в целом. Конечной целью этнокультурного развития и воспитания личности является формирование ее этнокультурной самодостаточности к созиданию, что заключается в развитии компетентности, открытости, толерантности, интеграции.

1. Кожурова А.А., Шергина Т. А. Воспитание младших школьников в поликультурной среде. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016.

2. Баишева М.И. Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха. Якутск: Издательский дом СВФУ 2015.

3. Саморазвитие: создание среды для детей и молодежи (Эркээйи-2): программа. Якутск, 2018.

4. Чехордуна Е.П., Неустроев Н.Д., Неустроева А.Н. Технология педагогики олонхо «СЭДИП»: Издательский дом Академия, 2019. References

1. Kozhurova A.A., Shergina T.A. Vospitanie mladshih Shkolnikov v polikul'turnojsrede. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2016.

2. Baisheva M.I. Stanovlenie sozidayuschego cheloveka v 'etnokul'turnyh tradiciyah naroda saha. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2015.

3. Samorazvitie: sozdanie sredy dlya detej i molodezhi ('Erk'e'eji-2): programma. Yakutsk, 2018.

4. Chehorduna E.P., Neustroev N.D., Neustroeva A.N. Tehnologiya pedagogikiolonho «S'EDIP»: Izdatel'skij dom Akademiya, 2019.

Статья поступила в редакцию 02.11.21

УДК 378

Voskovskaya A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: ASVoskovskaya@fa.ru

INFLUENCE OF THE EMOTIONAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT ON THE PROCESS OF LEARNING AND TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION INSTITUTION. Nowadays, research of the emotional intelligence influence on learning, teaching, and education in general is being widespread. This article analyzes various definitions of emotional intelligence, the influence of emotional intelligence and affective factors in the context of learning and teaching a foreign language. The work also focuses on researching students' self-assessment of emotional intelligence, as well as their perception of

how emotional intelligence affects foreign language learning. The article attempts to provide recommendations for the implementation of activities and pedagogical practices in the context of studying and teaching foreign languages aimed at developing emotional intelligence of the students at a non-linguistic higher education institution. The research presented in the article will be of interest both for teachers of a foreign language and for students interested in improving their emotional intelligence and the level of proficiency in a foreign language.

Key words: emotional intelligence, self-awareness, self-regulation, empathy, social skills, language skills.

А.С. Восковская, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва,

Е-mail: ASVoskovskaya@fa.ru

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

НА ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В НЕЯЗЫКОВОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Исследования влияния эмоционального интеллекта на обучение, преподавание и образование в целом получили в настоящее время широкое распространение. В данной статье анализируются различные определения эмоционального интеллекта, влияние эмоционального интеллекта и аффективных факторов в контексте изучения и преподавания иностранного языка. В статье также делается акцент на проведении исследования самооценки эмоционального интеллекта студентов, а также их восприятии того, как эмоциональный интеллект влияет на изучение иностранного языка. В статье делается попытка дать рекомендации по реализации мероприятий и педагогических практик в контексте изучения и преподавания иностранных языков, направленных на развитие эмоционального интеллекта обучающихся в неязыковом высшем учебном заведении. Проведенное в статье исследование представляет интерес как для преподавателей иностранного языка, так и для студентов, заинтересованных в повышении уровня своего эмоционального интеллекта и владения иностранным языком.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, самосознание, саморегуляция, эмпатия, социальные навыки, языковые навыки.

Актуальность данного исследования обусловлена всё большим вниманием исследователей в области психологии и педагогики к проблеме формирования и развития эмоционального интеллекта как необходимой составляющей полноценной жизнедеятельности человека. Успешность в профессиональной и личной сфере во многом зависит от способности человека понимать и принимать проявление своих и чужих эмоциональных состояний. К социальным навыкам, которыми обладают люди с развитым эмоциональным интеллектом, относят, прежде всего, возможность управлять собственными эмоциями и эмоциями других людей. Развитие подобных навыков является особенно необходимым в настоящее время, когда возрастает использование цифровых технологий и снижается ценность межличностных взаимодействий.

Целью данного исследования является рассмотрение вопроса о возможностях влияния на развитие эмоционального интеллекта обучающихся в процессе получения высшего образования в рамках практических занятий по иностранному языку. В связи с этим определены следующие задачи исследования: установление взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и обучением иностранным языкам; исследование результатов самоанализа уровня развития эмоционального интеллекта студентов; возможность внедрения практик, поддерживающих эмоциональное развитие обучающихся, в частности в процессе изучения иностранного языка.

Методологическими и научно-теоретическими основами исследования являются основные законы, принципы и категории педагогики и психологии; специфическим для методологии данного исследования является использование метода самооценки уровня эмоционального интеллекта.

Концепция эмоционального интеллекта была представлена и проанализирована рядом отечественных и зарубежных авторов. П. Сэловей и Дж. Мэйер описывают свое понимание эмоционального интеллекта, разделяя его на два компонента: интеллект и эмоции. Согласно данной концепции, когнитивная сфера, или интеллект включает в себя такие функции, как человеческая память, рассуждение, суждение и абстрактное мышление, а также эмоциональный компонент подразумевает сами эмоции, настроения, оценки и другие состояния чувств, включая усталость и энергию [1, с. 4]. Однако исследователи подчеркивают, что не всё, что объединяет познание или эмоции, связано с эмоциональным интеллектом, и предлагают определение, которое описывает эмоциональный интеллект как критерий, относящийся к эмоциональным или умственным способностям выше среднего уровня [1, с. 9]. П. Сэловей и Дж. Мэйер в своей более ранней работе определяют эмоциональный интеллект как вид социального интеллекта, который включает способность контролировать собственные и чужие чувства и эмоции, отличать одно состояние от другого и использовать эту информацию для руководства своим мышлением и действиями [2, с. 189].

П. Сэловей и Дж. Мэйер разработали модель, классифицирующую навыки эмоционального интеллекта, которые точно отображают психологические процессы [1, с.17]. По их мнению, восприятие эмоций - это нижний уровень развития эмоционального интеллекта, то есть способность воспринимать и выражать эмоции, а также оценивать выражение эмоций. Этот уровень подразумевает возможность определять эмоции в себе и других, отличая различные оттенки чувств. Следующий уровень включает так называемое эмоциональное мышление (использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности). Под этим понятием авторы данной модели видят направление внимания на формирование суждений под влиянием эмоций и возможность эмоциональным состояниям стимулировать подходы к решению конкретных проблем. Последующий, более высокий уровень развития эмоционального интеллекта представля-

ет собой понимание и анализ эмоций, а также использование эмоционального знания, которое включает в себя способность обозначать эмоции и интерпретировать смысл передаваемых эмоций, способность понимать сложные чувства и переходы между эмоциями. Наконец, высший уровень развития эмоционального интеллекта - это управление эмоциями. Данный уровень включает рефлексивную регуляцию эмоций, способствующую эмоциональному и интеллектуальному росту личности, а также умение оставаться открытым для различных чувств, эффективно контролировать эмоции и управлять ими, поощряя положительные и смягчая отрицательные эмоции.

Д. Гоулмен в своей книге "Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем Ю", ставшей бестселлером, определяет эмоциональный интеллект как способность управлять эмоциональным импульсом; способность читать сокровенные чувства другого человека, строить отношения с другими людьми на основе осознанности своих и чужих эмоций. По словам Д. Гоулмена, основная цель развития эмоционального интеллекта состоит в следующем:

- развитие самосознания: распознавание чувств и способность их выражать, признание своих сильных и слабых сторон, способность осознавать последствия и видеть себя в позитивном, но реальном свете;

- саморегуляция и управление эмоциями: понимание того, откуда берутся определенные чувства, и способность справляться с ними, принятие на себя ответственности за действия и ошибки, выполнение обязательств;

- развитие социальных навыков: способность понимать других людей, находить решения и устанавливать межличностные отношения, определять чувства и мотивации людей, развитие лидерских качеств;

- развитие эмпатии как понимания ответных реакций и эмоциональных состояний других людей, что включает в себя уважение различий, обучение внимательному слушанию и сотрудничеству или разрешению конфликтов [3].

В исследовании, проведенном А. Кармели, установлена положительная связь между эмоциональным интеллектом и отношением к работе. Выявлено, что достаточно развитый эмоциональный интеллект людей положительно влияет на их удовлетворённость работой. Кроме того, исследование показывает, что эмоциональный интеллект значительно влияет на приверженность людей работе. А. Камерли выделяет пять компонентов приверженности работе: одобрение трудовой этики, приверженность карьере, эмоциональная приверженность организации, постоянная приверженность организации и вовлеченность в работу [4]. Автор данной концепции также исследует связь между эмоциональным интеллектом и приверженностью организации или компании, которая включает в себя три момента: аффективная приверженность (положительные чувства и участие в деятельности организации), продолжительная приверженность (приверженность людей своим организациям, основанная на затратах и финансовых последствиях), нормативное обязательство (обязательство, основанное на чувстве долга перед учреждениями). А. Кармели также изучил влияние эмоционального интеллекта на результаты работы и производительность. Исследование показало, что люди с развитым эмоциональным интеллектом более преданы своей карьере, обычно более удовлетворены своей работой и с меньшей вероятностью откажутся от должности.

Проблемам формирования и развития эмоционального интеллекта посвящены работы и отечественных исследователей. Так, с вышеизложенными концепциями соотносится понимание эмоционального интеллекта как смешанного конструкта, который сочетает когнитивные способности и личностные характеристики (интерес к внутреннему миру людей, склонность к психологическому анализу поведения и др.) [5, с. 3]. Данное определение представлено Д.В. Лю-

синым. В концепции данного автора эмоциональный интеллект трактуется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. В рамках своей концепции исследователь выделяет следующие компоненты в структуре эмоционального интеллекта:

- внутриличностный компонент (способность к осознанию собственных эмоций, распознавание и идентификация эмоций; способность к вербальному описанию; способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные);

- межличностный компонент (способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций: мимика, жестикуляция, звучание голоса; чуткость к внутреннему состоянию других людей; способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций, возможность или склонность к манипулированию людьми) [6; 7].

Из приведенных выше определений и описаний ясно, что развитие эмоционального интеллекта является очень важным шагом в индивидуальном развитии и самосовершенствовании личности. Кроме того, очевидно, что у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучшие перспективы в плане успешной карьеры, удовлетворенности работой и приверженности ей.

Проанализируем исследования, посвященные проблеме взаимосвязи обучения, в том числе и иностранным языкам, и развития эмоционального интеллекта. В работе П.Дж. Маркеса, Р.П. Мартина и М.А. Брекета [8] была исследована связь между академическими достижениями и эмоциональным интеллектом. Подтвердилось утверждение о том, что эмоциональный интеллект повысил социальные и академические достижения в данной экспериментальной среде, субъектами которой были старшеклассники. Исследование показало, что существует положительная связь между эмоциональным интеллектом и академическим, а также социальным развитием подростков.

Р Бирия, М. Зафари изучили влияние эмоционального интеллекта и использования стратегий изучения языка на уровень владения английским языком среди иранских студентов. Их исследование показало, что стратегии метакогни-тивного, аффективного и социального обучения, помимо эмоционального интеллекта, положительно влияют на владение английским языком [9].

Р Пишгадам рассмотрел роль эмоционального интеллекта в процессе изучения иностранного языка. В его исследовании также сравнивались эмоциональный интеллект и оценки студентов по языковым навыкам: чтению, говорению, аудированию и письму, а также средний балл успеваемости студентов. Полученные данные и рекомендации показали, что более высокий уровень эмоционального интеллекта был значимым фактором более высокой академической успеваемости в целом. Более высокий уровень эмоционального интеллекта также был связан с более высокими баллами за определенные языковые навыки, которые в значительной степени зависят от способностей эмоционального интеллекта: чтение (которое зависит от управления стрессом, адаптивности и общего настроения), аудирование (которое было связано с навыками межличностного общения и управлением стрессом), говорение (связанное с межличностными и внутрилич-ностными навыками), а также письмо (связанное с адаптируемостью и управлением стрессом) [10].

Также некоторые исследователи [11; 12; 13] отмечают, что преподавателю иностранного языка следует уделять особое внимание аффективным факторам, связанным с развитием эмоционального интеллекта, проявляющимся в повышении тревожности и снижении уровня самооценки обучающихся, и своевременно оказывать помощь и психологическую поддержку студентам, испытывающим трудности в процессе изучения иностранного языка. Необходимо помнить, что повышение самооценки приводит к снижению степени тревожности и способствует более продуктивному обучению.

Все вышеизложенные результаты проведенных исследований подтверждают наличие связи между эмоциональным интеллектом и обучением иностранным языкам. Задачей данного исследования является определение уровня эмоционального интеллекта студентов, изучающих иностранный язык на первом, втором и третьем курсах в неязыковом высшем учебном заведении. Применяемый метод исследования заключался в самооценке уровня эмоционального интеллекта после того, как студентов попросили заполнить анкету эмоционального интеллекта, разработанную на основе опросника, составленного по методикам Д. Гоулмена (https://www.drugsandalcohol.ie/26776/1/Emotional_intelligence_questionnaire-LAL1.pdf) и Д.В. Люсина (https://testometrika.com/intellectual/test-emotsionalnogo-intellekta-emin-lyusina-d-v/).

В ходе опытного исследования оцениваются и анализируются четыре аспекта эмоционального интеллекта, определенных Д. Гоулменом: самосознание, саморегулирование, эмпатия, социальные навыки.

В данном исследовании приняли участие 64 студента 1-3 курсов юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ. Возраст обучающихся варьировался от 17 до 20 лет. Студентов попросили провести самооценку аспектов эмоционального интеллекта. Более низкие результаты показали, что, согласно самооценке, студенты относят себя к людям с низким уровнем эмоционального интеллекта. Более высокие результаты указывают на то, что студенты, по их мнению, обладают достаточно развитым эмоциональным интеллектом, но им необходимо работать над улучшением его аспектов. После прохождения анкетирования участников в неформальном собеседовании попросили проана-

лизировать набранные баллы и высказать свое мнение о чертах эмоционального интеллекта, которые, по их мнению, можно улучшить, и о значимости развития эмоционального интеллекта для будущей профессии. В следующей табл. (табл. 1) показано количество участников с определенным уровнем развития четырех аспектов эмоционального интеллекта.

Таблица 1

Показатели развития эмоционального интеллекта студентов

Очень низкое значение Низкое значение Среднее значение Высокое значение Очень высокое значение

Самосознание 5 19 29 9 2

Саморегуляция 3 28 25 8 -

Эмпатия 7 30 15 10 2

Социальные навыки 4 28 18 14 -

Из результатов, приведенных выше, следует, что очень высокого значения полученных баллов достигли лишь единицы респондентов и только по двум аспектам: самосознание (3,1%) и эмпатия (3,1%). Следует отметить, что это были студенты 3-го курса, а ни один студент 1 и 2 курсов не достиг данных показателей, вероятнее всего, в силу возраста и недостаточного осознания себя как личности.

Полученные показатели по аспекту самосознания в основном относятся к среднему значению (45,3%), что говорит о значительном, хотя и недостаточном уровне развития данного аспекта эмоционального интеллекта. Как среднее, так и высокое значение (14,1%) зафиксировано в основном у студентов 3-го курса. Как видно из табл., способность студентов к саморегуляции оценивается как среднее (39%) и низкое значение (43,8%), только 12,5% респондентов показали высокое значение, при этом способность к саморегуляции является необходимым навыком для достижения успеха в образовательном процессе, в том числе и в освоении иностранного языка.

Оценивая уровень развития эмпатии обучающихся, принимавших участие в опросе, были зафиксированы следующие показатели: высокое значение - 15,6%, среднее значение - 23,4%, низкое значение - 46,9% и очень низкое значение -10,9%, что доказывает необходимость дальнейшего развития способности восприятия ответных реакций и эмоциональных состояний других людей - особенно значимого навыка для специалиста в области юриспруденции.

Под социальными навыками подразумевалась способность управлять эмоциями и чувствами других людей. Рассматривая показатели данного аспекта развития эмоционального интеллекта, можно отметить, что значительный процент опрошенных проявляет высокое значение (21,9%), хотя большинство респондентов показывает низкое (43,8%) или среднее (28,1%) значение. Данные результаты можно считать достаточно высокими для студентов, поскольку достижение высокого уровня развития данного навыка эмоционального интеллекта является длительным и трудоёмким процессом, выходящим за рамки обучения в вузе.

На следующем этапе исследования полученные результаты самоанализа студентов их уровня развития эмоционального интеллекта обсуждались в приватных беседах. Надо отметить, что все студенты были очень заинтересованы в участии в данном проекте, были достаточно открыты и искренни во время проведения собеседований. Все студенты, включая тех, кто по всем аспектам показал очень низкое значение, отметили необходимость и значимость работы над развитием всех аспектов эмоционального интеллекта, а также востребованность подобных навыков в их будущей профессиональной среде. Анализируя ответные реакции студентов во время приватных бесед, можно сделать вывод, что практически все, за редким исключением, заинтересованы в дальнейшем эмоциональном развитии и в совершенствовании подобных навыков. Необходимо также заметить, что некоторые студенты впервые задумались над проблемами, связанными с восприятием и анализом своих и чужих эмоциональных состояний.

Подводя итоги опроса участников данного исследования, можно сделать вывод, что повышение осведомленности и поддержка развития эмоционального интеллекта считаются важными для будущих специалистов в области юриспруденции. Разработка и внедрение программы для конкретного курса в формальной образовательной среде является целесообразной мерой, направленной на поддержку развития эмоционального интеллекта. Однако план учебных программ в формальной образовательной среде очень часто зависит от различных факторов. Среди них можно отметить следующие: требования государственных стандартов, университетские программы, рынок труда и академические предложения. Очевидно, что нахождение баланса между этими факторами и предложение курсов или учебных программ, направленных на развитие эмоционального интеллекта, может быть воспринято как трудное, недостижимое или нереалистичное. С другой стороны, можно включать обучающие практики, задания и дискуссии в рамках уже существующей программы или курса, которые будут сосредоточены на осознании и развитии эмоционального интеллекта.

Анализ вышеизложенных исследований показал, что связь между обучением иностранного языка и эмоциональным интеллектом может быть установлена в формальной образовательной среде. Наличие взаимосвязи между развитым эмоциональным интеллектом и успешным изучением языка подчеркивалось

многими авторами научных исследований [10 - 13]. Прежде всего, необходимо отметить, что преподавание иностранного языка в неязыковом вузе проходит в формате практических занятий в небольших группах по 12-15 человек, что способствует установлению более тесного эмоционального контакта между студентами. Многие трудности, связанные с освоением иностранного языка, носят эмоциональный характер. Такие аффективные факторы, как высокий уровень тревожности из-за боязни сделать ошибку, заниженная самооценка, замкнутость и необщительность, в значительной степени влияют на успешность процесса изучения иностранного языка. Многое зависит от благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии, позволяющей преодолеть негативные аффективные факторы. Создание подобной обстановки будет способствовать развитию, в том числе, и эмоционального интеллекта. Осознав причину своей тревожности или низкой самооценки, обучающийся сможет начать работать над проблемой, что является прямым путём к успеху. В данной статье предлагается несколько рекомендаций по применению обучающих стратегий, которые могут способствовать как развитию языковых навыков, так различных аспектов эмоционального интеллекта.

Различные виды речевой деятельности в процессе изучения иностранного языка могут улучшить самосознание обучающегося и способствовать лучшему пониманию себя. Обучение говорению так или иначе связано с чувствами и эмоциями. Проведение ролевых игр, создание диалогов может способствовать развитию самоанализа и самоосознанности. Виды речевой деятельности, которые могут способствовать развитию самосознания, также включают написание эссе, личные описания и дискуссии или беседы, в которых обучающиеся выражают свою точку зрения на спорную тему. Можно привести пример задания на проявление осознанности в восприятии своих и чужих эмоциональных состояний. Закрепляя введение лексического материала, связанного с использованием различных прилагательных, фразеологических оборотов, определяющих характер человека, его настроение и поведение, можно попросить студентов описать свое или чужое эмоциональное состояние, попытаться объяснить его суть и причину.

Различные виды деятельности, направленные на развитие языковых навыков, могут также способствовать развитию саморегуляции. Среди них виды речевой деятельности, основанные на постановке проблемы и поиска ее решения. Групповая работа или работа в парах может способствовать вовлечению студентов в определенные задачи и выполнение ролей (например, роль лидера группы), которые возлагают ответственность на отдельных обучающихся. Эти задания вовлекают студентов в значимые ситуации, которые требуют от них практических решений и сотрудничества с другими членами группы. Наблюдая за выполнением задания в группе или паре, преподаватель может проводить мониторинг поведения студентов. Как показывает практика, более успешно с заданием справляются те группы, в которых есть настоящий лидер, способный урегулировать процесс подготовки к заданию, правильно распределить задачи и уложиться в положенное время. Преподаватель, подводя итоги выполнения задания, анализирует поведение студентов и деликатно говорит об организационных ошибках, допущенных во время подготовки, чем помогает развивать саморегуляцию студентов.

Для развития эмпатии как одного из компонентов эмоционального интеллекта при изучении языка в формальной образовательной среде можно использовать ряд мероприятий. Тема, которая включает этические вопросы или личные дилеммы, дебаты и дискуссии, ролевые игры и анализ персонажей в рассказах

Библиографический список

или текстах, может быть использована для развития сочувствия у изучающих иностранный язык и содействия их пониманию других. Для развития понимания и принятия чужих эмоциональных состояний эффективны ролевые игры. Приведем пример подобной ролевой игры, связанной с проведением вечеринки. Каждому студенту в группе раздается карточка с заданием, где подробно описывается, как им предстоит вести себя во время вечеринки. Преподаватель намерено распределяет роли таким образом, чтобы они не соответствовали обычному поведению того или иного студента. Например, общительному, открытому студенту предложить роль угрюмого, замкнутого человека и наоборот. После проведения игры обучающиеся обсуждают свое эмоциональное состояние, задаваясь вопросом, легко ли было изображать не свойственное им поведение, и, как результат, они представляли себя на месте другого человека и смогли прочувствовать его эмоциональное состояние, развивая в себе эмпатию.

Социальные навыки включают в себя развитие навыков, необходимых для взаимодействия с другими людьми и демонстрации правильного поведения в определенных ситуациях. Помимо ролевых игр, обсуждений в классе и дебатов, о которых упоминалось ранее, можно использовать другие задания. Например, представление презентаций и предоставление обратной связи по презентациям, сделанным другими, позволяет студентам демонстрировать знания и проводить исследования по определенной теме. Это также позволяет им думать о правильном выражении, содержании и языке тела. Выполнение таких мероприятий, как имитация собеседования, имитация короткого собрания персонала или обсуждение, пытающееся разрешить конфликт между двумя людьми, требует от обучающихся развития социальных навыков.

Основным условием применения всех вышеперечисленных стратегий является высокий уровень развития эмоционального интеллекта преподавателя иностранного языка, поскольку именно от его личности, поведения, его способности определять эмоциональные состояния обучающихся и правильно реагировать на них зависит успешность овладения как языковыми навыками, так и эффективное развитие всех аспектов эмоционального интеллекта студентов. В связи с этим целесообразно организовывать курсы повышения квалификации для преподавателей, включая в них проблематику, связанную с эмоциональным интеллектом.

Подводя итоги, следует отметить научную новизну данного исследования, которая заключается в глубоком исследовании возможностей влияния на развитие эмоционального интеллекта обучающихся в процессе обучения иностранному языку в высшем учебном заведении. Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней исследованы положения отечественных и зарубежных учёных, касающиеся различных аспектов развития эмоционального интеллекта личности, сформулированы теоретические выводы о необходимости развития различных показателей эмоционального интеллекта (самосознания, саморегуляции, эмпатии, социальных навыков) для индивидуального развития и дальнейшей карьеры; а также разработаны практические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта, которые могут быть использованы в целях повышения академической успеваемости студентов. Практическая значимость исследования заключается в том, что педагогический анализ развития эмоционального интеллекта обучающихся при освоении иностранного языка в высшем учебном заведении, фактический материал, теоретические и практические рекомендации могут быть использованы преподавателями иностранного языка в интересах совершенствования организации, содержания и методики преподавания иностранного языка.

1. Mayer J.D., Salovey P. What is emotional intelligence? Emotional Development and Emotional Intelligence: Implications for Educators. New York: Basic Books, 1997: 3 - 31.

2. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence. Imagination, cognition, and personality, Baywood Publishing Co. Inc., 1990; № 9 (3): 185 - 211.

3. Goleman D. Emotional intelligence: Why it can matter more than IQ. New York: Bantam Books, 1995.

4. Carmeli A. The relationship between emotional intelligence and work attitudes, behavior and outcomes. Journal of managerial psychology. 2003; № 18 (8): 788 - 813.

5. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник Эмоционального Интеллекта. Психологическая диагностика. 2006; № 4: 3 - 22.

6. Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. Москва: Институт психологии РАН, 2004: 128 - 140.

7. Lyusin D., Mohammed A. Are emotionally intelligent people more emotionally stable? An experience sampling study. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2020; № 17 (2): 315 - 327.

8. Marquez P.G., Martin R.P., Bracket M.A. Relating emotional intelligence to social competence and academic achievement in high school students. Psichothema. 2006; № 8 (Supl.): 118 - 123. Available at: http://www.psicothema.com/pdf/3286.pdf

9. Biria R., Zafari M. The Relationship between Emotional Intelligence and Learning Strategy Use. Procedia - Social and Behavioral Sciences 98. 2014: 1966 - 1974. Available at: https://www.researchgate.net/publication/269808674_The_Relationship_between_Emotional_Intelligence_and_Language_Learning_Strategy_Use

10. Pishghadam R. A quantitative analysis of the relationship between emotional intelligence and foreign language learning. Electronic Journal of Foreign Language Teaching. 2009; № 6 (1): 31 - 41. Available at: http://citeseeixist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.554.390&rep=rep1&type=pdf

11. Восковская А.С. Влияние эмоциональных факторов на формирование коммуникативных компетенций студентов при изучении иностранных языков (анализ зарубежной педагогической литературы). Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Гуманитарные науки. Научно-практический журнал. 2018; № 3: 57 - 59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Восковская А.С., Карпова Т. А. Психологические аспекты преподавания иностранного языка в вузе. Международный журнал экономики и образования. 2017; Т. 3, № 1: 55 - 66.

13. Мельничук М.В. Самоактуализация в процессе обучения иностранному языку в нелингвистическом вузе. Педагогический журнал. 2016; Т. 6, № 5А: 151 - 160. References

1. Mayer J.D., Salovey P. What is emotional intelligence? Emotional Development and Emotional Intelligence: Implications for Educators. New York: Basic Books, 1997: 3 - 31.

2. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence. Imagination, cognition, and personality, Baywood Publishing Co. Inc., 1990; № 9 (3): 185 - 211.

3. Goleman D. Emotional intelligence: Why it can matter more than IQ. New York: Bantam Books, 1995.

4. Carmeli A. The relationship between emotional intelligence and work attitudes, behavior and outcomes. Journal of managerial psychology. 2003; № 18 (8): 788 - 813.

5. Lyusin D.V. Novaya metodika dlya izmereniya 'emocional'nogo intellekta: oprosnik 'Emocional'nogo Intellekta. Psihologicheskaya diagnostika. 2006; № 4: 3 - 22.

6. Lyusin D.V., Maryutina O.O., Stepanova A.S. Struktura 'emocional'nogo intellekta i svyaz' ego komponentov s individual'nymi osobennostyami: 'empiricheskij analiz. Social'nyj intellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya. Moskva: Institut psihologii RAN, 2004: 128 - 140.

7. Lyusin D., Mohammed A. Are emotionally intelligent people more emotionally stable? An experience sampling study. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2020; № 17 (2): 315 - 327.

8. Marquez P.G., Martin R.P., Bracket M.A. Relating emotional intelligence to social competence and academic achievement in high school students. Psichothema. 2006; № 8 (Supl.): 118 - 123. Available at: http://www.psicothema.com/pdf/3286.pdf

9. Biria R., Zafari M. The Relationship between Emotional Intelligence and Learning Strategy Use. Procedia - Social and Behavioral Sciences 98. 2014: 1966 - 1974. Available at: https://www.researchgate.net/publication/269808674_The_Relationship_between_Emotional_Intelligence_and_Language_Learning_Strategy_Use

10. Pishghadam R. A quantitative analysis of the relationship between emotional intelligence and foreign language learning. Electronic Journal of Foreign Language Teaching. 2009; № 6 (1): 31 - 41. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.554.390Srep=rep1Stype=pdf

11. Voskovskaya A.S. Vliyanie 'emocional'nyh faktorov na formirovanie kommunikativnyh kompetencij studentov pri izuchenii inostrannyh yazykov (analiz zarubezhnoj pedagogicheskoj literatury). Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Gumanitarnye nauki. Nauchno-prakticheskij zhurnal. 2018; № 3: 57 - 59.

12. Voskovskaya A.S., Karpova T.A. Psihologicheskie aspekty prepodavaniya inostrannogo yazyka v vuze. Mezhdunarodnyjzhurnal 'ekonomiki i obrazovaniya. 2017; T. 3, № 1: 55 - 66.

13. Mel'nichuk M.V. Samoaktualizaciya v processe obucheniya inostrannomu yazyku v nelingvisticheskom vuze. Pedagogicheskijzhurnal. 2016; T. 6, № 5A: 151 - 160.

Статья поступила в редакцию 10.11.21

УДК 004.912

Evdokimova V.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),

E-mail: evdokimovavera@yandex.ru

Ustinova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: podzep@mail.ru

COMPETENCE AND CONTEXTUAL APPROACH IN PEDAGOGICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF INFORMATICS, MATHEMATICS AND PHYSICS. The article examines a problem of preparing future teachers of informatics, mathematics and physics for professional activities. An idea is substantiated that in the learning process based on the use of competence-based and contextual approaches, it is possible to form professional competencies of future teachers continuously, starting from the first year and throughout the entire period of training. The article analyzes professional qualities of teachers. Methods and forms of training sessions are given that provide a natural connection between the knowledge acquired in the learning process and future professional activities, when participants in the educational process move from directly educational activities through modeling professional activities to their own professional activities. The experience of implementation of competence-based and contextual approaches in the learning process is described on the example of training students in the direction of training Pedagogical education of FSBEI HE "Shadrinsk State Pedagogical University".

Key words: competence approach, contextual approach, educational discussion, creative tasks, quasi-professional tasks.

В.Е. Евдокимова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск,

E-mail: evdokimovavera@yandex.ru

Н.Н. Устинова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, E-mail: podzep@mail.ru

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ И КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ, МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ

В данной статье рассматривается проблема подготовки будущих учителей информатики, математики, физики к профессиональной деятельности. Обосновывается идея о том, что в процессе обучения, основанном на применении компетентностного и контекстного подходов, возможно формирование профессиональных компетенций будущих учителей непрерывно, начиная с первого курса и на протяжении всего периода обучения. В статье анализируются профессиональные качества педагогов. Приводятся примеры форм учебных занятий, направленных на связь получаемых в процессе обучения знаний с опытом будущей профессиональной деятельности, когда участники образовательного процесса переходят от непосредственно учебной деятельности через моделирование профессиональной деятельности к собственно профессиональной деятельности. Описан опыт внедрения компетентностного и контекстного подходов в процесс обучения на примере подготовки студентов направления подготовки Педагогическое образование ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет».

Ключевые слова: компетентностный подход, контекстный подход, учебная дискуссия, творческие задания, квазипрофессиональные задания.

На современном этапе развития образования, когда в качестве результатов обучения в вузе выступают общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, все большую значимость приобретают идеи компетент-ностного и контекстного подходов в высшем образовании. Актуальность темы исследования обусловлена высокими требованиями, предъявляемыми к совершенствованию образовательного процесса в современном высшем образовании, необходимостью выбора форм, методов и средств обучения, направленных на развитие и формирование профессиональных качеств педагога любого профиля подготовки. В связи с этим перед руководителями образовательных программ стоит вопрос о том, как построить процесс обучения в вузе, на каком этапе у студентов необходимо начинать формирование профессиональных компетенций и в рамках каких дисциплин это возможно сделать? Ответ очевиден: формирование профессиональных компетенций будущих учителей должно происходить непрерывно, в течение всего периода обучения с учетом профиля подготовки.

В нашей статье особое внимание будет уделено компетентностному и контекстному подходам обучения студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): профили «Информатика и «математика», «Математика» и физика».

Основной целью научной работы является описание форм, методов и средств обучения, направленных на развитие и формирование профессиональных качеств будущих учителей информатики, математики, физики.

Для достижения указанной цели авторы решают следующие задачи: - рассматривают сущность компетентностного и контекстного подходов;

- анализируют учебные планы направления подготовки «Педагогическое образование» по заявленным в названии исследования профилям;

- делятся опытом внедрения компетентностного и контекстного подходов в образовательный процесс подготовки будущих учителей информатики, математики, физики.

Для достижения поставленных задач следует рассмотреть сущность компе-тентностного и контекстного подходов обучения.

Современное общество стремительно развивается, что, соответственно, влияет и на ситуацию в образовании. Компетентностный подход предполагает системные преобразования в образовании, затрагивающие преподавание, содержание, оценивание, образовательные технологии, и означает ориентацию на результаты любой ступени образования [1]. Он требует от педагога в процессе обучения не просто давать знания, а учить студентов применять их в разных педагогических ситуациях [2].

Сущность контекстного подхода заключается в том, что процесс обучения строится с помощью моделирования профессиональной деятельности через специальные учебные задания. Вся новая информация на занятиях представляется в виде специальных учебных заданий, которые создают возможность приобретения определенных навыков будущей профессиональной деятельности [3; 4].

Теоретическая значимость исследования заключается в определении и анализе профессиональных качеств, необходимых педагогам. При подготовке будущих учителей информатики, математики, физики необходимо воспитывать следующие качества будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.