Научная статья на тему 'Психологические аспекты инновационной деятельности учащихся'

Психологические аспекты инновационной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
603
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / INNOVATION / INNOVATION ACTIVITY / PERSONAL STUDENTS' POTENTIAL / SYSTEM THINKING / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Быкова Елена Анатольевна

В статье анализируются современные тенденции инноваций в образовании. Особое внимание уделяется условиям инновационной деятельности, а также механизмам ее реализации. В качестве условий выделены: интеллектуальный и личностный потенциал учащегося, а также среда, стимулирующая проявление творческой активности. Механизмами инновационной деятельности являются саморегуляция и рефлексия. Предложены направления психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of students'' innovation activity

This article deals with the problem of innovation activity of students. The author examines current trends for innovations in education. Special attention is given to the terms of the innovation and its implementation mechanisms. The author highlights the following conditions: the intellectual and personal potential of the student, as well as environment, enabling manifestation of creative activity. Mechanisms of innovation are selfregulation and reflection. The author proposes the directions of psycho-pedagogical accompaniment of innovation activity of students.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты инновационной деятельности учащихся»

t-

123

Педагогическая психология

Е.А. Быкова

Психологические аспекты инновационной деятельности учащихся

В статье анализируются современные тенденции инноваций в образовании. Особое внимание уделяется условиям инновационной деятельности, а также механизмам ее реализации. В качестве условий выделены: интеллектуальный и личностный потенциал учащегося, а также среда, стимулирующая проявление творческой активности. Механизмами инновационной деятельности являются саморегуляция и рефлексия. Предложены направления психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности учащихся. Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность учащихся, личностный потенциал, системное мышление, саморегуляция, рефлексия.

В настоящее время проблема внедрения инноваций в систему образования является достаточно актуальной и не теряет своей значимости. Инновационная деятельность является одним из главных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения, поскольку создает основу для создания конкурентоспособности выпускника.

В современных научных исследованиях достаточно много внимания уделяется инновациям в образовании и инновационной деятельности педагога. Инновационные аспекты образовательной деятельности рассмотрены в трудах Г.А. Комиссаровой, Г.Ф. Красноженовой, Я.М. Нейматова, Л.И. Мухаметовой, А.Н. Тихонова и др. Инновационные подходы в обучении рассматривались с практической точки зрения Ш.А. Амонашвили, И.П. Волковым, Е.Н. Ильиным, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталовым, М.И. Щетининым и др. С различных позиций трактуется также и термин «инновационная деятельность».

сс ^

2 Е Анализ понятия «инновационная деятельность» позволяет трактовать |о ее как деятельность, направленную на освоение, создание нового. Осу-о б ществление инновационной деятельности становится возможным бла-й ^ годаря интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творче-с ского процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов.

Психолого-педагогический подход к изучению инновационной деятельности позволил установить присутствие определенных закономерностей овладения ею в связи с соблюдением общепринятых канонов ее осуществления. Таким образом, возникает возможность концептуального построения психологии инновационной деятельности обучающихся, определения закономерностей конкретных действий обучающихся в системно-деятельностной парадигме, условий и механизмов инновационной деятельности, представляющих собой психологические основания данной деятельности.

Согласно ФГОС среднего общего образования, современный выпускник должен осознавать ценность образования и науки, владеть основами научных методов познания окружающего мира; быть мотивированным на творчество и инновационную деятельность; способным осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность [10]. Все это приводит к тому, что на современном этапе развития образования особое внимание уделяется включению учащегося в инновационную деятельность, результатом которой становится качественное изменение интеллектуальной и личностной сфер учащегося. Включение в инновационную деятельность позволит обучающимся научиться работать с большим объемом информации, развить творческое мышление, открыть в себе новые способности.

По мнению М.В. Кларина, инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан [4].

Проблемы инновационной деятельности находились и до сих пор находятся в центре внимания очень многих отечественных и зарубежных исследователей. Весомое место в исследованиях ученых занимает рассмотрение инновационной деятельности как деятельности творческой и интеллектуальной. Для ее осуществления необходим ряд условий.

На наш взгляд, необходимым условием эффективной инновационной деятельности учащихся является наличие системного мышления. Г.А. Цукерман рассматривает системное мышление как один из факторов, способствующих формированию осмысленного учения, устойчивого познавательного интереса, обеспечивающего успех в учебной

о ^

ср

<u

деятельности. С точки зрения автора, при решении педагогической задачи, «...чтобы удерживать целостность, связывать каждое новое понятие с предыдущими и угадывать следующие, надо обладать системным мышлением; чтобы овладеть системным мышлением, надо видеть целое s как связь составляющих его частей.» [12, с. 9]. |

Для эффективного осуществления инновационной деятельности тре- о буется высокий уровень личностного саморазвития учащегося. Иннова- S 0 ционная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала обучающегося. Личность, способная к инновационной деятельности, руководствуется волей к самоутверждению посредством активной преобразовательской деятельности, что формирует особый тип поведения - инновационный [13]. Э.В. Галажинский и В.Е. Клочко считают, что инновационное поведение осуществляется путем выхода за пределы сложившихся установок и поведенческих стереотипов, возникает инициативно. Авторы выделяют также 3 фактора инновационного поведения: возможности человека, представленные его личностным, духовным, творческим, интеллектуальным потенциалом; среда, отвечающая этим возможностям, т. е. размеченное ценностно-смысловыми «маркерами» пространство, в котором возможна самореализация; готовность человека реализовать свои возможности «здесь и теперь» [2].

Личностный потенциал, по мнению исследователей, может включать: потребность в переменах, умение уйти от власти традиций, определить точки развития и адекватные им социальные механизмы, наличие креативности, способность находить идеи и использовать возможности их оптимальной реализации, системный, прогностический подход к отбору и организации нововведений, способность ориентироваться в состоянии неопределенности и устанавливать допустимую степень риска, готовность к преодолению постоянно возникающих препятствий и т.д. [Там же].

Э.И. Мещерякова, А.В. Ларионова в структуру личностного потенциала субъекта инновационной деятельности включают ряд компонентов:

1) мотивационный, он характеризуется стремлением к личностному и профессиональному самосовершенствованию, к успеху, осознанием ценности научно-инновационной деятельности;

2) эмоциональный, включающий в себя оптимистичность, уверенность в положительном результате деятельности, повышенную самооценку, сниженный уровень тревожности;

3) индивидуально-психологический, который состоит из качеств личности, обеспечивающих включенность субъекта в инновационную деятельность - гибкость, целеустремленность, адаптивность, коммуникабельность, ориентация на собственные убеждения [6].

сс ^

2 Е Следующим условием инновационной деятельности выступают пси-| о хологические механизмы, регулирующие ее осуществление. Мы счи-о б таем, что психическим механизмом реализации инновационной дея-§ ^ тельности может выступать саморегуляция, которая понимается как с внутренняя психическая активность по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами произвольных действий, направляемых целями.

В структуру произвольной саморегуляции включается: принятая субъектом цель его произвольной активности; модель значимых условий деятельности; программа собственных исполнительских действий; система критериев успешности деятельности; информация о реально достигнутых результатах; оценка результатов деятельности; коррекция действий и деятельности в целом [3, с. 7].

С точки зрения Э.Ф. Зеера саморегуляция деятельности тесно связана с личностной саморегуляцией, предполагающей высокий уровень самосознания, рефлексивность мышления, организованность, целенаправленность, сформированность волевых качеств. Саморегулируемое учение инициирует развитие у обучаемых способностей к самостоятельному приобретению компетенций по самоуправлению, самоорганизации, самодетерминации и самоконтролю [3].

Следующим механизмом инновационной деятельности учащегося может выступать механизм рефлексии - умение отслеживать, осознавать, анализировать и корректировать процесс собственной инновационной деятельности.

Ключевым в психологии инноваций выступает формирование сознательного отношения к инновационному продукту. Так, А.И. Пригожин отмечает, что главная характеристика субъекта инноваций - это его деятельное самосознание, т. е. понимание своей личной инициативы как субъективно возможной и общественно принимаемой основы собственного существования [8].

Как указывает В.И. Стрелков, для инновационной деятельности необходимо первоначально «ознакомиться с предметным содержанием деятельности, убедить себя, что выбранное дело обладает глубочайшим личностным смыслом, и, погружение в него является оправданным» [9, с. 24].

Однако не следует забывать, что способность к инновационной деятельности не может формироваться в отрыве от той среды, в которой растет и воспитывается учащийся. Среда, обучающая и воспитывающая ребенка, является еще одним важным условием возникновения и реализации инновационной деятельности учащихся.

Ключевым фактором подготовки учащихся к инновационной деятельности в образовании является реализация системно-деятельностного

127

cc

подхода. Системно-деятельностный подход позволяет объективно | S изучить и описать микроструктуры, увидеть основу формирования § ^ у учащихся готовности к инновационной деятельности. Он дает воз- g ^

^ с сс

можность, интегрируя два методологических направления, глубоко про- s | анализировать и структурировать изучаемый феномен. | S

Технологии реализации системно-деятельностного подхода в обра- о й зовании, к которым относятся: информационные и коммуникативные технологии; технологии создания и решения учебных ситуаций, с актуальных для изучения окружающего мира; технологии реализации проектной деятельности; технологии уровневой дифференциации обучения, - создают благоприятные условия для подготовки учащегося к инновационной деятельности. В системно-деятельностном подходе учащемуся отводится роль исследователя, способного проявлять самостоятельность мышления, анализировать, связно высказываться, строить гипотезы и отстаивать свою точку зрения, имеющего представление о границах собственного знания и незнания.

Под влиянием фактора среды, как указывают Т.С. Борисов и С.Б. Куликов, происходит формирование таких качеств, как самостоятельность, вера в собственные силы, жизнестойкость, инициативность, толерантность к неизвестному, готовность включаться в инновационную деятельность. Все это способствует осознанию молодежью своей роли и своего места в решении задач, стоящих перед обществом, ценности взаимодействия с другими людьми, познанию своей уникальности посредством развития своего инновационного потенциала, обусловленного наличием интеллектуальных и природных задатков, развитию активности в социальных контактах [1].

В то же время, существуют барьеры, препятствующие инновационной деятельности. Применительно к труду педагога, с точки зрения Е.И. Пискаревой, к таким барьерам относятся:

1) отсутствие стремления к высоким результатам своего труда; отсутствие способности к сотворчеству; отсутствие интереса к новым идеям в области психологии; отсутствие интереса к внедрению новых педагогических технологий;

2) психологические: отсутствие стремления к самосовершенствованию; отсутствие способности к рефлексии собственной деятельности; отсутствие интереса к педагогической инноватике;

3) социальные: низкий уровень заработной платы; невнимание общества к образованию (быт, условия труда и др.); отсутствие условий для профессионального роста.

Большинство из вышеперечисленных барьеров лежит в области эмоционально-личностной сферы педагога [7].

2 Е Все вышесказанное позволяет заключить, что в качестве психологиче-| о ских аспектов инновационной деятельности учащихся выступают регу-о [5 лирующие ее психологические механизмах (саморегуляция и рефлексия) и условия ее осуществления: наличие особого типа мышления и интел-с лектуальной деятельности, специфических личностных характеристик, а также среды, поддерживающей интеллектуальный потенциал учащегося.

В связи с этим для формирования и поддержания инновационной деятельности учащихся необходимо организовывать систему психолого-педагогического сопровождения, включающую, на наш взгляд, ряд ключевых направлений:

1) поддержание интеллектуального потенциала, развитие системного мышления;

2) создание психолого-педагогических условий формирования осознанного отношения к продуктам собственной интеллектуальной деятельности, инновационных продуктов;

3) реализация программ по саморазвитию личностного потенциала учащихся, способствующего инновационной деятельности и включающего качества саморегуляции, целеустремленности, рефлексии и др.;

4) активизация творческих способностей, познавательной активности и мотивации достижения результатов в инновационной деятельности.

Библиографический список

1. Борисова Т.С., Куликов С.Б. Формирование инновационного поведения молодежи институтами социального воспитания // Вестник ТГПУ. 2012. № 8. С. 47-52.

2. Галажинский Э.В., Клочко В.Е. Психология инновационного поведения. Томск, 2009.

3. Зеер Э.Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых // Психологическая наука и образование. 2004. № 3. С. 5-11.

4. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 1997.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

6. Мещерякова Э.И., Ларионова А.В. Особенности становления личностного потенциала субъекта инновационной деятельности // Психологическая наука и образование. 2013. № 2. С. 69-75.

7. Пискарева И.Е. Формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2000.

8. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.

9. Стрелков В.И., Баранкин С.Ю. Малые предприятия при колледжах и вузах. Психология и методика инноваций: Учебно-практическое пособие. М., 1996.

129

cc

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего обще- Е го образования (10-11 кл.). URL: http://минобрнауки.рф/documents/2365 g ю (дата обращения: 01.07.2016).

11. Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке ¥ к и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступ. ^ х в силу с 03.06.2016). g

12. Цукерман Г.А. Игра и учение: встреча двух ведущих деятельностей // ой Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 4-13. E^g

13. Шелехова О.В., Коньшина Е.Н. К проблеме сущности понятия «инноваци- с онное поведение» студентов вуза // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4 (7).

З.К. Давлетбаева, В.М. Минияров

Содержание модели психологической превенции асоциального поведения учащихся в образовательном учреждении

В статье представлена содержательная модель превенции асоциального поведения учащихся. В соответствии с основными ее задачами разработан пошаговый алгоритм психолого-педагогической работы с субъектами образовательной деятельности: педагогическим коллективом, родителями, учащимися. Содержание превентивной модели представляет серия программ: создание педагогической команды; формирование у родителей адекватных представлений о характере ребенка; а также осуществление индивидуального и группового консультирования.

Ключевые слова: модель психологической превенции, асоциальное поведение, социально-психологический тип личности, школьная психологическая служба, психологическое сопровождение школьника, коррекционная психолого-педагогическая работа.

Проблема асоциального поведения подростков и молодых людей становится все более важной для будущего России и других стран, требует пристального внимания и срочных мер ее решения. Поскольку большую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.