References
1. Bityanova R.M. Krizis samoopredeleniya. Shkol'nyjpsiholog. 2000; 34: 12 - 13.
2. Dubrovina I.V. Sem'ya i socializaciya rebenka. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psihologiya: hrestomatiya. Sost. I.V. Dubrovina, A.M. Prihozhan, V.V. Zacepin. Moskva: Akademiya, 2003: 50 - 54.
3. Vygotskij L.S. Psihologiya kak fenomen kul'tury. Moskva - Voronezh, 1996.
4. Rubinshtejn S.L. Chelovekimir. Moskva: Nauka, 1997.
5. Leont'ev A.N. Osnovnye processy psihicheskoj zhizni. Moskva: Izd-vo MGU, 1994.
6. 'Erikson 'E.G. Vosem' vozrastov cheloveka. Psihologiya lichnosti. Pod red. Yu.B. Gippenrejter i dr. Moskva: AST Astrel', 2009: 388 - 403.
7. Mel'nikova N.V. Nravstvennaya sfera razvitiya lichnosti doshkol'nika. Shadrinsk: Izd-vo OGUP «Shadrinskij Dom Pechati, 2010.
8. Bodalev A.A. Psihologiya obscheniya. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva: RAO Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2002.
Статья поступила в редакцию 19.03.15
УДК 130.3
Mironova Ye.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs, E-mail: [email protected]
Zhikrivetskaya Yu.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs, E-mail: [email protected]
THE SPIRITUALITY OF THE CONSUMER SOCIETY. This work attempts to validate the current crisis of Western culture and the crisis of spirituality, society and man, through the establishment of the influence of the mind on the knowledge and the essence of spirituality. The research specifies conditions and factors that contribute to the formation of a society of a new type of consumer society. In the paper the analysis of human spirituality is conducted in terms of consumption and development of technological culture. The authors have reviewed the contents and functions of spirituality at different levels, including the personal and social levels. The researchers have formed the ideas about the role of spiritual values in the process of changing the spiritual consciousness of society and the individual. The research has allowed formulating a set of recommendations to preserve the human integrity and ways to overcome the identified problems.
Key words: spirituality, crisis of spirituality, spiritual values, reason, spiritual culture, consumerism, consumer society.
Е.Н. Миронова, канд. филос. наук, ст. преп. каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, Е-mail: [email protected] Ю.В. Жикривецкая, канд. филос. наук, доц. каф. социально-экономических дисциплин Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНОСТИ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ
В данной статье предпринята попытка обоснования современного кризиса Западной культуры и кризиса духовности общества и человека, через установление влияния разума на познание и саму сущность духовности. Указаны условия и факторы, способствующие формированию общества нового типа - общества потребления. Проведен анализ духовности человека в условиях потребления и развития технологической культуры. Рассмотрены содержание и функции духовности на различных уровнях: личностном и общественном. Сформированы представления о роли духовных ценностей в процессе изменения духовного сознания общества и личности. Даны рекомендации для сохранения человека как целостности и пути преодоления выявленных проблем.
Ключевые слова: духовность, кризис духовности, духовные ценности, разум, духовная культура, потребительство, общество потребления.
Учёные всего мира констатируют кризис Западной культуры, кризис духовности современного человека, как структурной единицы нашей цивилизации. Что вызвало столь сильный и всеобъемлющий процесс? Какие условия необходимо создать для благополучного и качественно нового выхода из создавшейся глобальной проблемы?
На наш взгляд, корни этого явления кроются в самом историко-культурном развитии человеческой цивилизации и личности как основного её элемента. В разные эпохи существовали различные представления о человеке и его роли. Так, в Античности - сформировался человек мусический, в Средневековье мы видим человека-богослова, в эпохе Возрождения представлен человек универсальный, человека-специалиста встречаем в Новом времени, на протяжении всего ХХ века человек претендовал на звание носителя планетарного мышления. [1] Однако сегодня наблюдается парадоксальное явление: с одной стороны продолжает утверждаться сила «социального разума», с другой - деградация субъективного интеллекта.
При анализе событий последних лет создаётся впечатление, что разум вообще работает против человечества в угоду небольшого количества людей, использующих его себе во благо и создающих угрозу уничтожения для остальных. XXI век характеризуется формированием нового типа общества, в котором основная его часть смыслом своей жизни считает материальное потребление. Причём потребительство не просто удовлетворяет базовые потребности человека, а становится основным регу-
лятором его активности. Такая ситуация на первый взгляд не должна вызывать опасения, поскольку развитие человечества основано на процессе создания оптимальных условий для жизнеобеспечения и безопасности за счёт получения, накопления и транслирования нового знания и опыта, что всегда способствовало эволюции интеллекта. Однако, сегодня у большинства молодых людей наблюдается ослабление, а иногда и утрата желания получать новые знания, развивать свои интеллектуальные способности, что безусловно, ведёт к деградации и не оставляет никакого шанса для развития духовных потенций.
По нашему мнению, одной из причин данного явления стали новые экономические отношения. Развитие рыночной экономики, внедрение научных открытий в производство и как следствие наращивание темпов его развития для получения дополнительной прибыли создало угрозу перепроизводства товаров. С другой стороны, отсутствие свободных рынков сбыта заставило обратить внимание на самого человека как потенциального покупателя. Однако человек приобретает товар для обеспечения своей жизни, здоровья и безопасности гораздо меньше, чем его производится. В создавшихся условиях необходимо было заставить человека купить то, что ему не нужно или то, что у него уже имеется. Началось формирование нового общественного сознания, позволившее создать общество нового типа, социума, где потребление материальных товаров стало основой жизни, её смыслом. В результате, потребительство изменило социальные ориентации и наклонности личности. Теперь социальная зна-
чимость личностью понимается не как совокупность её знаний, умений и навыков, не как польза от её деятельности на благо большинства, не как вклад в социальное развитие, а как обладание новым, более совершенным товаром. В результате, человек не получает удовлетворение от результатов своей деятельности, а оценивает её как эквивалент возможного нового приобретения. Таким образом, современный человек использует свою деятельность для того, чтобы получить возможность как можно больше приобретать материальные товары. Но человек двойственен, как принято считать, по своей природе и при этом сохраняет свою целостность. Биологическая и социальная природа индивида всегда подчиняется духовности и формирует личность, которая проявляется через самосознание, саомоценку, направленность и интересы. Духовность есть интегральное качество, определяющее содержание и направленность человеческого бытия и образ человеческий в каждом индивиде [2, с. 5].
Человек всегда стремится к целостному развитию и существованию. Но, если, скажем, условия жизни не обеспечивают целостного развития человека, то он, как целостность, начинает разрушаться, а вместе с ним начинает разрушаться и общество как целое, частью которого и без которого не может быть нормального производства и воспроизводства социального бытия и жизнедеятельности людей [3].
Сегодня в результате формирования нового общественного сознания, норм и правил духовность также превращается в товар. Вкладываются средства, и создается духовный продукт в виде новых духовных ценностей. Само по себе это явление не ново. При переходе от одного исторического периода к другому человечество изменяло свои духовные основания и воззрения, тем самым обеспечивая эволюционное направление своего развития. Духовность всегда выступала и регулятором, и формой оценки, и двигающей силой этого процесса. Сегодня наблюдается двойственное отношение к этой категории. С одной стороны, сохраняется её прежняя функция и часть общества продолжает эволюционизировать через духовное совершенствование, используя опыт духовности предыдущих поколений и культур. С другой стороны, содержание духовности изменяется через новое понимание смысла духовных ценностей. В нашем понимании, духовные ценности - это те категории, качества и нормы, которые значимы и для отдельного человека и для общества, к которому он принадлежит. Иными словами, то, что личность для себя выбирает и оценивает как значимое, что может выражать процесс удовлетворения её интереса и потребностей, выступать как побуждение к деятельности и т.д.. В то же время, духовная ценность - это одна из форм моральных отношений, то есть ценностное отношение, выражает различную актуальную значимость для личности, формирует её направленность. Вместе с тем, духовные ценности представляют собой идеалы общественной деятельности, особый тип мировоззренческой ориентации людей. Кроме того, духовные ценности это еще и психологические качества человека, являющиеся предметом ценностного отношения к себе и к миру. Следовательно, духовная ценность проявляется и как свойство, и как функция объекта по отношению к субъекту. Следовательно, если подводить некоторый общий итог о существе духовных ценностей, то в их понимании можно выделить одно качество - они несут в себе признак общезначимости и для общества, и для всех его членов, хотя масштабы применения этого понятия могут рассматриваться по-разному. Однако, остается важным следующее: какие бы сферы жизни, виды деятельности не рассматривались - духовные ценности имеют всеобщее значение, поскольку они имеют своеобразную «обязательность» для всех [4].
Однако сегодня именно духовные ценности и претерпевают качественное изменение, поскольку меняется их содержание, а
Библиографический список
это влечет за собой пересмотр мировоззренческих позиций и на субъектном и на общественном уровнях.
Противоречие между новым общественным сознанием потребления и внутренней потребностью к духовному развитию породило множественные проблемы во внутреннем мире личности. А тот факт, что жизнь человека детерминирована как биологическими, так и духовными потребностями, предполагает дополнительную нагрузку на его сущность. Сегодня человек оказался зависим от своей социальной животности, и тем самым поставил под угрозу свою ценность как целостного человеческого существа.
Вместе с тем, духовная продукция, создаваемая в обществе, всегда носит весьма разнообразный характер. Но проблема духовности и нравственности не является такой простой и до конца решенной, как это может показаться на первый взгляд. Поскольку человеку даны от природы естественные и неотчуждаемые права - свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению («Декларация прав человека и гражданина», 1789 г.), то человеком в реальной жизни движут не отвлеченные высшие принципы, а собственные интересы. Поэтому разумный эгоизм, польза, выгода, расчет являются нормальным проявлением человеческой натуры. Каждый стремится к достижению своих целей, а результат взаимодействия разумных эгоистов - содействие общему благу [3, с. 509].
Трагизм духовного заключен в его хрупкости и беззащитности. Вещное, в своём предметно-эмпирическом бытии, всегда более стабильно и надежно. Вещи переживают людей. Человек уязвимее машины. Живое проще убить, чем разрушить бездушное. По мнению Б.П. Вышеславцева: «...спуск всегда легче возвышения - это закон косности человеческой природы, линия наименьшего сопротивления» [4, с. 228]. Творчество и сама духовность требуют усилия воли. Низость не обязывает ни к чему. «С каким восторгом человек узнаёт, что он произошел от обезьяны, что он только животное, только материя, что святая любовь есть только сексуальность и т.д.» [4, с. 230]. По всей видимости, любое «только» обеспечивает нравственное облегчение, тогда как всякое «не только» беспокоит и побуждает к усилию. С каким азартным увлечением и творчеством люди рассматривают «подноготную», выискивая всюду «корысть и похоть». Для падшего нет ни «верха», ни «низа», он никогда не признает «верх», потому что тогда ему придется признать и свою «низость» [4].
Исходя из сказанного, можно предположить, что взаимоотношения человека со своим внутренним миром и с окружающей действительностью всегда будет порождать противоречие, разрешение которого и будет формировать направление культурных процессов. Развивая потребительство, общество направляет свое «культуротворчество» на создание и развитие продукции способной удовлетворить лишь животное в человеке, оставляя его духовную составляющую в стороне, поэтому современный человек не ощущает себя творцом культуры. Он реализует себя в тех сферах, которые развивают его «оболочку» и под «культуротворчеством» подразумевает нечто глобальное, чего он не видит и не ощущает в своей реальной жизни [5; 6].
Таким образом, для сохранения целостности человека уже сегодня необходимо вырабатывать на уровне общественного сознания потребность духовного развития. С этой целью следует использовать уже проверенные средства воздействия: популяризацию народных культурных традиций, формировать в общественном мнении отношения к духовности как главного показателя социальной значимости личности. В решении данной проблемы необходимо опираться, прежде всего, на системы образования и культуры.
1. Миронова Е.Н. Духовный мир человека. Философские и теоретико-методологические проблемы современного социально-гуманитарного знания, естествознания и технических наук. Сборник научных статей. Ставрополь: СевКавГТУ, 2007.
2. Миронова Е.Н. Духовные ценности как основа единства российского народа. Вестник Дагестанского государственного университета. 2014; 5.
3. Миронова Е.Н Духовные ценности как показатель мировых культурных процессов. Мир науки, культуры, образования. 2015; №1(50).
4. Вышеславцев Б.П. Сочинения. Москва, 1995.
5. Жикривецкая Ю.В. Профессионально-нравственное сознание как основа профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел. Мир науки, культуры, образования. 2014.; 2 (45).
6. Миронова Е.Н., Власов А.В. Становление духовности молодёжи как фактор современной социальной политики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 3 (46).
References
1. Mironova E.N. Duhovnyj mir cheloveka. Filosofskie i teoretiko-metodologicheskieproblemy sovremennogo social'no-gumanitarnogo znaniya, estestvoznaniya i tehnicheskih nauk. Sbornik nauchnyh statej. Stavropol': SevKavGTU, 2007.
2. Mironova E.N. Duhovnye cennosti kak osnova edinstva rossijskogo naroda. VestnikDagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; 5.
3. Mironova E.N Duhovnye cennosti kak pokazatel' mirovyh kul'turnyh processov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; №1(50).
4. Vysheslavcev B.P. Sochineniya. Moskva, 1995.
5. Zhikriveckaya Yu.V. Professional'no-nravstvennoe soznanie kak osnova professional'noj kul'tury sotrudnikov organov vnutrennih del. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014.; 2 (45).
6. Mironova E.N., Vlasov A.V. Stanovlenie duhovnosti molodezhi kak faktor sovremennoj social'noj politiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 3 (46).
Статья поступила в редакцию 03.04.15
УДК 159.922.7
Prilepskikh O.S., senior lecturer, Psychology Department, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Frantseva E.N., senior lecturer, Psychology Department, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
ANTHROPOLOGICAL SUPPORT OF EARLY CHILD DEVELOPMENT IN A FAMILY AND PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article reviews current approaches to the organization of support and early intervention for children in a family and pre-school education. The article presents an analysis of the anthropological support of early child development in families and preschool educational institutions of Stavropol Krai, conducted by the authors of the paper. The authors describe the system of methodological and technological provision of psychological and pedagogical support of early childhood development. The authors stress the importance of systematic anthropological support of families and young children in the process of interaction "family - preschool educational institution". The article is sanctified activity laboratory Anthropological support for early child development in the family and in the educational space Stavropol state pedagogical Institute.
Key words: anthropological support, anthropological approach, preschool educational institution, family, early child development.
О.С. Прилепских, доц. каф. психологии ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь Е-mail: [email protected]
Е.Н. Францева, доц. каф. психологии ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В статье рассматриваются современные подходы к организации сопровождения и оказания ранней помощи детям в условиях семьи и дошкольного образования. Проведен анализ состояния антропологического сопровождения раннего развития ребенка в семье и в пространстве дошкольных образовательных учреждений Ставропольского края, определяется система методического и технологического обеспечения психолого-педагогической поддержки раннего развития ребенка. Подчеркивается значимость системного антропологического сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в процессе организации взаимодействия «семья - ДОУ». В статье освящается деятельность ВНИКа лаборатории «Антропологическое сопровождение раннего развития ребенка в семье и в образовательном пространстве» Ставропольского государственного педагогического института.
Ключевые слова: антропологическое сопровождение, антропологический подход, дошкольное образовательное учреждение, семья, раннее развитие ребёнка.
Развитие современного общества, радикальные перемены в системе образования, выдвигают новые требования к организации сопровождения и оказания ранней помощи детям в условиях семьи и дошкольного образования. В настоящее время отсутствует целостная, целенаправленная система работы образовательных учреждений, которая учитывала бы весь комплекс психологических, медицинских, социальных и педагогических проблем ребёнка и семьи.
Обширный теоретический и практический опыт психологов и педагогов в области поддержки и сопровождения личности ребёнка и семьи в период «родительства», в первые годы воспитания ребёнка, указывает на то, что в современных условиях еще не сложился единый методологический подход к определению сущности сопровождения раннего развития детей в семье и образовательных учреждениях. Многие исследователи разрабатывают и внедряют системы и модели сопровождения в образовательных учреждениях, основанные на различных подходах (Е.И. Казакова, Л.М. Шипицына, М.Р. Битянова, Г.А. Берулава и др.)
Исходя из вышесказанного, по нашему мнению, в системе дошкольного образования возможно осуществление не только индивидуального сопровождения развития личности ребёнка, но
и системное сопровождение семьи и ребёнка раннего возраста в процессе организации взаимодействия «семья - ДОУ». Однако особенности и характеристики сопровождения определяются, на наш взгляд, спецификой региональной культуры (В.Н. Ахренов, М.Л. Баранова, A.M. Новиков, С. Чайклин и др.) и психологической компетентностью работников образования (А.С. Белкин, РВ. Овчарова, О.Ю. Гришина, ЮЛ. Федорова, Т.В. Щербакова и др.).
Разрешить эту проблему нам представляется возможным в русле антропологического подхода, разрабатываемого в психологии и педагогике В.И. Слободчиковым, Е.И. Исаевым, Г.А. Цу-керманом, М.Р. Битяновой, Л.М. Клариной и др. Поскольку в его рамках понятия образования и психологической сущности человека рассматриваются в неразрывной связи. Антропологический поход к анализу развития ребёнка раннего возраста позволяет проникнуть в бытие растущего человека, учитывать природу и закономерности внутреннего развития ребёнка, способствовать активизации его самовыражения [1]. В раннем детстве необходим контроль за психическим развитием для обеспечения психолого-педагогического сопровождения ребёнка, соответствующего его психофизическим особенностям; раннего выявления отклонений от норм развития; планирования индивидуальных