матизации общества и представляющий собой понимание новой информационной среды обитания людей и нового, информационного уклада их жизни. Новое мировоззрение поможет человеку самоопределиться в современном информационном простран-
стве, осознать своё место и задачи в формирующемся информационном обществе, определить свою востребованность, возможность самореализации, обусловит успешность развития и повысит качество его жизни.
Библиографический список
1. Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. Москва, 2010.
2. Mumford L. The Myth of the Machine. Technics and Human Development. N.Y., 1967.
3. Эллюль Ж. Другая революция. Новая технократическая волна на Западе. Москва: Прогресс, 1986.
4. Ясперс К. Современная техника. Новая технократическая волна на Западе. - Москва: Прогресс, 1986.
5. Быстрицкий Е.К. Феномен: личность, мировоззрение, культура, бытие. Киев, 1991.
6. Елинер И. Мультимедийная культура и современное общество. Санкт-Петербург, 2008.
7. Шубин В.И. Природа философского знания. Днепропетровск, 1999.
8. Гудинг Д. Мировоззрение: для чего мы живем и каково наше место в мире. Ярославль: ДИА-пресс, 2000.
9. Андреев В. Информационные рычаги информационного общества. Механизмы формирования деструктивных мировоззренческих установок. Москва: ВНИИЛМ, 2009.
References
1. Behmann G. Sovremennoe obschestvo: obschestvo riska, informacionnoe obschestvo, obschestvo znanij. Moskva, 2010.
2. Mumford L. The Myth of the Machine. Technics and Human Development. N.Y., 1967.
3. 'Ellyul' Zh. Drugaya revolyuciya. Novaya tehnokraticheskaya volna na Zapade. Moskva: Progress, 1986.
4. Yaspers K. Sovremennaya tehnika. Novaya tehnokraticheskaya volna na Zapade. - Moskva: Progress, 1986.
5. Bystrickij E.K. Fenomen: lichnost', mirovozzrenie, kul'tura, bytie. Kiev, 1991.
6. Eliner I. Mul'timedijnaya kul'tura i sovremennoe obschestvo. Sankt-Peterburg, 2008.
7. Shubin V.I. Priroda filosofskogo znaniya. Dnepropetrovsk, 1999.
8. Guding D. Mirovozzrenie: dlya chego my zhivem i kakovo nashe mesto vmire. Yaroslavl': DIA-press, 2000.
9. Andreev V. Informacionnye rychagi informacionnogo obschestva. Mehanizmy formirovaniya destruktivnyh mirovozzrencheskih ustanovok. Moskva: VNIILM, 2009.
Статья поступила в редакцию 02.02.15
УДК 130.3
Mironova Ye.N., Cand. of Sciences (Philosophy), senior teacher, Department of Socioeconomic Disciplines, Stavropol Branch of Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Zhikrivetskaya Yu.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Stavropol Branch of Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
SPIRITUAL VALUES AS AN INDICATOR OF GLOBAL CULTURAL PROCESSES. The article describes the various scientific approaches in Russian and foreign philosophical science in the area of understanding the category of spiritual values. The researchers analyze causes of the sustained interest of the scientific community to the concept of "spirituality" and the value field, in particular. The authors single out and give description to the interaction and interdependence between the essential understanding of global cultural processes and their valuable content, both on public and personal levels. They are understood as a definite value measure of culture and cultural-historical activity. The author observes the modern mechanism of changing the contents of the value with reference to family. The authors also mention objective and subjective factors that affect the changes in the contents of the phenomenon of family. The research has a list of factors which are crucial for the harmonious development of the society and its natural evolution. Key words: spiritual values, civilization process, spiritual culture, modernity, objective and subjective factors.
Е.Н. Миронова, канд. филос. наук, ст. преп. каф. социально-экономических дисциплин Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Ю.В. Жикривецкая, канд. филос. наук, доц. Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МИРОВЫХ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
В статье рассмотрены различные научные подходы в отечественной и зарубежной философской науке в области понимания категории духовных ценностей, проанализированы причины, вызывающие устойчивый интерес научной общественности к понятию «духовность» и ценностной тематике в частности. Установлено взаимодействие и взаимовлияние между сущностным представлением о мировых культурных процессах и их ценностным наполнением, как на общественном, так и личностном уровнях, в том числе и как определённая ценностная мера культуры и культурно-историческая деятельность. Рассмотрен современный механизм изменения содержания ценности, на примере семьи, в зависимости от обуславливающих этот процесс объективных условий и субъективных факторов.
Ключевые слова: духовные ценности, цивилизационный процесс, духовная культура, современность, объективные и субъективные факторы.
В последнее время тема «духовности человека», его духовной культуры стала особенно актуальна не только и не столько в рамках теоретического гуманитарного знания, сколько в области прикладных общественных наук. Расширение границ интереса к данному вопросу связано, прежде всего, с глобальными изме-
нениями, протекающими в нашей цивилизации. Это связано, на наш взгляд, с интеграционными, миграционными процессами, в целом - с глобализацией нашего мира. Безусловно, категория «духовность» всегда была привлекательна для мыслителей разных исторических периодов и занимала центральное место в
философии. Однако сегодня человечество больше интересует не абстрактная духовность светского или религиозного толка, а конкретное содержание и сущностное её наполнение, определяющее объективный и субъективный мир общества и человека в нём. В связи с этим, уместным, по нашему мнению, будет рассмотрение духовных ценностей как отдельной категории. В отечественной науке духовные ценности чаще рассматриваются в контексте высшего религиозного духовного смысла, где в их понимание вкладывается идея этического императива, нравственного служения и долженствования. Особенно важна абсолютно положительная ценность добра в любых отношениях субъекта. Тогда как относительно положительная ценность имеет характер добра лишь в каком-либо отношении или для каких-нибудь определенных субъектов. В каком-либо другом отношении или для каких-либо других субъектов такая ценность сама по себе есть зло, или, по крайней мере, необходимо связана со злом [1].
В русской социальной философии рассматривается всеобщая значимость ценностей для человека и общества, а вместе с этим выделяется такое их важнейшее «свойство», как предметность, что вызывает у личности то или иное предметное чувство, цель, стремление к их освоению, а вместе с этим и соответствующую активность. Такой подход к духовной ценности выражался через совершенствование духа [2].
В современной отечественной философии, других социально-экономических и гуманитарных дисциплинах присутствует «включение» духовно-ценностной проблематики в «ткань» общественной жизни. Ценности как бы увязываются с социальной деятельностью человека, его духовным миром как источником внутренней активности и способности оценивать и действовать в соответствии с «требованиями» ценностей. Одновременно нарастает потребность переосмысления гуманитарных последствий социальных катаклизмов, глобальных проблем современности - экологической, энергетической, демографической, создающих реальную угрозу историческим перспективам существования человека и человечества. Всё это не может не осознаваться современной наукой, и обращение к проблеме ценностей можно назвать в какой-то степени закономерной реакцией на болезненные синдромы цивилизации. Поэтому не случайностью, а закономерностью является признание проблемы ценностей как «одной из центральных» в цивилизационном развитии человечества [3].
Для западной «философии ценностей» наиболее характерна следующая трактовка духовных ценностей: «нечто, без чего человек, культура общества не могут обойтись». Сами же ценности существуют как бы «вне бытия», они находятся вне объекта и субъекта; или, наоборот, они заключены в экзистенциальном смысле существования человека. Ценности, в данном случае, выступают как та или иная общезначимость, имеющая «чисто» субъективное или объективное происхождение. С такими подходами к пониманию ценностей трудно во всем согласиться. В то же время несомненным достоинством западной философии является тот факт, что именно здесь проблема ценностей реально поставлена как научная проблема, выделена её актуальность для человека и цивилизации [4].
В нашем понимании, духовные ценности - это то, что значимо для человека и общества. Иными словами то, что личность для себя выбирает и оценивает как значимость, что может выражаться как процесс удовлетворения её интереса, потребностей и т.д. В то же время, ценность - это одна из форм моральных отношений, то есть ценностное отношение, выражает ту или иную актуальную значимость для человека, его потребности, мотивы и т.д. Одновременно, духовные ценности есть идеалы общественной деятельности - особый тип мировоззренческой ориентации людей, являющиеся предметом ценностного отношения. Кроме того, они выступают как психологические качества человека, Следовательно, ценность проявляется как свойство и функция объекта по отношению к субъекту [5].
Иными словами, ценности, как особая производная соотношения мира и человека, выражаются в своем онтологическом существовании как отношение со всеми атрибутивными характеристиками взаимодействующих субъектов. Данная позиция является определяющей в вопросах понимания сущности ценностей и их роли в жизнедеятельности общества и личности. Поэтому вполне логично видеть смысл духовных ценностей в выражении всего того, что связано с сохранением и укреплением сущностных сил человека, его ценностного понимания. В свою очередь, ценностное понимание, а вместе с ним и ценностное освоение действительного мира становится в определённой
степени потребностью, стимулируя развитие духовного мира человека, превращая в систему его мировоззрения и убеждения, идеи ценностного миропонимания и деятельности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. Она включает знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве, они создают духовный мир личности. Соответственно, ценностное освоение мира правомерно рассматривается в качестве определённой меры культуры и культурно-исторической деятельности человека.
Культуру невозможно рассматривать без учёта преобладающих базисных духовных ценностей, определяющих её направленность. Кроме того, культура - это ещё и динамичный процесс, чутко откликающийся на малейшие изменения действительности и формирующий новые представления, знания и подходы к пониманию и освоению окружающего мира. В свою очередь, уровень развития культуры может оцениваться количеством и качеством создаваемых обществом духовных ценностей, широтой их распространения и глубиной освоения каждым членом социума предложенного ценностного набора.
В каждом историческом периоде общественного развития всегда доминирует основная концепция формирования и развития сфер духовного мира личности, базирующаяся на приоритетных духовных ценностях. Смена или корректировка последних ведёт к изменению общественного мировоззрения, способов социального познания, направленности общества и его предпочтений, а соответственно меняет и культуру в целом. Например, в современной европейской культуре наблюдается очевидная смена содержания такой ценности как «семья». В силу различных глобальных и социальных проблем традиционный союз между мужчиной и женщиной, с устоявшимися за многие поколения социальными ролями и функциями, подменяется однополой, где привычные отношения подвергаются нападкам и гонениям. Включён государственный механизм по формированию новых духовных либеральных ценностей и моральных норм посредством издания указов и законов, позволяющих вмешиваться в процесс образования и воспитания подрастающего поколения. В результате, такая ценность, как терпимость ко всякого рода отличиям в мировоззрении, вере, культуре, используется сегодня для формирования новых культурных норм и принципов, противоречащим традиционным взглядам на семью, её роль и функции. Еще один факт: сегодня социологи констатируют увеличение бездетных семей. В результате научных открытий и достижений технического прогресса, различных социальных процессов, произошло ускоренное накопление знаний, изменение уровня и скорости жизни. Возникли новые условия для развития человечества. Вместе с ними появились и новые социально-психологические проблемы, такие как инфантилизм, изменение гендера личности. Меняющиеся объективные факторы внешнего мира создали условия для пересмотра приоритетов ценностей во внутренней сфере личности, её духовной культуры, а, следовательно, интересов, мотивов, потребностей.
Учитывая, что культура - это ещё и практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей, процесс смены ценностей вовлекает различные социальные группы в новые качественные отношения, в том числе и негативные, что ведет к формированию и развитию кризисных явлений как на субъективном, так и на объективном уровне. В последнее десятилетие о глобальном кризисе цивилизации настойчиво говорит и зарубежная, и отечественная наука, всё чаще обращается внимание на проблемы духовности, нравственности, культуры. Эта тенденция обусловлена, на наш взгляд, несколькими глобальными причинами: во-первых, переходом человечества от общества индустриального типа к обществу информационному, что влечёт за собой качественные изменения мировоззренческого характера. Во-вторых, мировой социальный кризис, проявляющийся во всех сферах жизнедеятельности человека через переоценку духовных и моральных ценностей, снижение нравственных критериев, изменение подходов к оценке субъективного и объективного восприятия реальности, развитие терроризма и экстремизма, усиление миграционных процессов, межнациональное противостояние и конфликты и как результат - ценностный кризис. В-третьих, усиление роли России во всех цивилиза-ционных процессах и становление многополярности мира [6]. В этих случаях социально значимые ценности и институциональные ценности начинают заменяться обычными прагматическими целями, а ценностно-рациональное действие подменяется це-
лерациональным. Не имеющее абсолютных и самодостаточных целей - ценностей - общество теряет способность к органической эволюции и нормальному развитию. Поэтому в процессе преодоления причин и последствий социального кризиса особое значение приобретают органическая эволюция системы ценностей и ценностное управление. Вместе с тем, лишь через осознанное развитие духовной культуры человека, его способностей, можно добиться изменения в нашем мире, ориентированном на материальные ценности, и использовать огромный культурный
Библиографический список
потенциал для других более высоких духовных целей. Таким образом, можно утверждать, что любые изменения, связанные с духовными ценностями, влекут за собой пересмотр культурных норм и традиций. Весь исторический опыт поколений, воплощённый в культурных ценностях, отражается в духовном мире личности, способствует её интеллектуальному и нравственному развитию, совершенствует духовную жизнь общества, определяет и направляет культурные процессы, как на уровне отдельных социальных групп, так и на уровне цивилизации в целом.
1. Миронова Е.Н. Теория ценностей, её значение и место в современной науке. Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития. Шахты, 2011.
2. Миронова Е.Н. Духовные ценности как основа единства российского народа. Вестник Дагестанского государственного университета. 2014; Вып. 5.
3. Проблемы духовных ценностей в философии и культуре. Новосибирск, 2014.
4. Миронова Е.Н. Духовность и нравственность в условиях социального кризиса. Проблемы современного общества глазами молодежи. Ставрополь, 2008.
5. Жикривецкая Ю.В. Профессионально-нравственное сознание как основа профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел. Мир науки, культуры, образования. 2014; 2.
6. Миронова Е.Н., Власов А.В. Становление духовности молодежи как фактор современной социальной политики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 3 (46).
References
1. Mironova E.N. Teoriya cennostej, ee znachenie i mesto v sovremennoj nauke. Nauka v sovremennom obschestve: sostoyanie i tendencii razvitiya. Shahty, 2011.
2. Mironova E.N. Duhovnye cennosti kak osnova edinstva rossijskogo naroda. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; Vyp. 5.
3. Problemy duhovnyh cennostej v filosofiii kul'ture. Novosibirsk, 2014.
4. Mironova E.N. Duhovnost' i nravstvennost' v usloviyah social'nogo krizisa. Problemy sovremennogo obschestva glazami molodezhi. Stavropol', 2008.
5. Zhikriveckaya Yu.V. Professional'no-nravstvennoe soznanie kak osnova professional'noj kul'tury sotrudnikov organov vnutrennih del. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 2.
6. Mironova E.N., Vlasov A.V. Stanovlenie duhovnosti molodezhi kak faktor sovremennoj social'noj politiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 3 (46).
Статья поступила в редакцию 28.12.14
УДК 165.42
Savos'kina А.М, postgraduate, Department of Philosophy, Culturology and Religious Studies, Orenburg State Pedagogical
University (Orenburg, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF VALUES IN SCIENTIFIC COGNITION. In this article, the author draws attention to a problem of the role of values in scientific cognition. The purpose of this paper is to identify the reasons of contradiction in regard to the views on the role of values in scientific cognition. In the paper different points of views on the place of values in scientific cognition are compared. Traditional and contemporary works covering values in scientific cognition are analyzed. The relevance of this work is attributed to the necessity of re-thinking of the scientific cognition process and the role of values therein. The attention is focused on the relations of the rapidly changing world and the strengthening importance of values in the scientific cognition. The paper addresses the question of the contents of the terms "values" and "value-conscious cognition". The author notes that people's understanding of nature and man as part of nature changes.
Key words: values, scientific cognition, truth, science.
А.М. Савоськина, аспирантка каф. философии, культурологии и религиоведения Оренбургского государственного
педагогического университета, г. Оренбург, E-mail: [email protected]
РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ
В данной статье автор обращает внимание на проблему роли ценностей в научном познании. Целью работы является выделение причин расхождения во взглядах на проблему роли ценностей в научном познании. Проводится сравнение различных точек зрения на место ценностей в научном познании. Анализируются традиционные и современные работы о ценностях в научном познании. Актуальность данной работы объясняется необходимостью в переосмыслении понимания процесса научного познания и роли ценностей в нем. Акцентируется внимание на связи быстро меняющегося современного мира с усилением роли ценностей в научном познании. Ставится вопрос о наполнении содержания понятия «ценность» и «ценностно ориентированное познание».
Ключевые слова: ценности, научное познание, истина, наука.
Познание является основным видом деятельности человека, а научное познание в этой деятельности давно занимает прочное место. В современном мире, когда погоня за успехом происходит в условиях высокой конкуренции, а наука стала мощным фак-
тором роста благосостояния общества, ценности в научном познании имеют особое значение. В эпоху когда, казалось бы, всё уже открыто, удивить человечество очень не просто. Но в тоже время многое в нашем мире остается загадкой, требуются всё