Нам близок антропологический подход, раскрытый в трудах А.В. Мудрика, который решается через три взаимосвязанных и взаимопроникающих группы задач, а именно:
1. Естественно-культурые задачи, определяющие гендерное и анатомо-физиологическое и физическое развитие личности.
2. Социально-культурные задачи, направленные на развитие познавательных, ценностно-смысловых аспектов понимания социума и роли каждого в нём.
3. Социально-психологические задачи, определяющие фундаментальные позиции формирования личности (самоуважение, умение строить взаимоотношения с другими людьми, формирование произвольного поведения и норм поведения в обществе).
Процесс социализации представлен тремя едиными подпространствами: адаптация к социальному миру; принятие социального мира как данности; потребность и способность изменять социальную действительность.
В этом случае, как считает О.А. Скоролупова, позитивная социализация направлена на формирование общей культуры ребёнка в поликультурном образовательном пространстве с опорой на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского [5]. Под «культурой», в этом случае, понимается «возделывание человеком различных сфер деятельности» Содержательный аспект может быть представлен различными направлениями:
1. Средства существования
2. Среда обитания
3. «Возделывание» способностей человека
4. «Возделывание» организма человека
5. «Возделывание» взаимоотношений
Такой подход помогает рассматривать любое явление целостно, антропологично, формирует у ребёнка дошкольника ценностное отношение к миру, знание истории развития человеческого общества, навыков существования в нем, тем самым определяя платформу для позитивной социализации и индивидуализации.
Механизм позитивной социализации и индивидуализации в дошкольном возрасте мы видим через систему триединых компонентов: усвоение знаний (содержание ООП ДО); формирование отношений (деятельность, взаимодействие участников педагогического процесса); рефлексия (собственное поведение).
В этом случае, основными направлениями воспитательной деятельности в дошкольной организации выступают: во-первых, формирование интереса к другому человеку; во-вторых, развитие самооценки, самосознания; и, в-третьих, понимание и осознание себя в контексте «Я - житель Земли».
Таким образом, рассматривая ФГОС ДО как антропологическое основание позитивной социализации и индивидуализации личности ребёнка дошкольного возраста мы создаем реальные условия для педагогов и родителей, при которых становиться возможным реализовывать подходы к личности ребёнка, как самой главной ценности, выстроить отношения по принципу «субъект-субъектного» взаимодействия и развить индивидуальность каждого.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. Available at: httpV/минобрнауки.рф.
2. Асмолов А.Г. Культурный ген связи времён. Учительская газета. 2013; 14 июля: 7.
3. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого доступа образовательного учреждения. Вестник Томского государственного педагогического университета. 1999; 4: 56.
4. Чупаха И.В. Генезис доминантных научны понятий здоровьесберегающего образования в дошкольной образовательной организации при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта. Актуальные проблемы современной науки: IV Международная научно-практическая конференция: в 3 томах. Москва, 2015: 332 - 336.
5. Скоролупова О.А. Введение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. Москва, 2014.
References
1. Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyjstandart doshkol'nogo obrazovaniya. Utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155. Available at: http://minobrnauki.rf.
2. Asmolov A.G. Kul'turnyj gen svyazi vremen. Uchitel'skaya gazeta. 2013; 14 iyulya: 7.
3. Belocerkovec N.I. Formirovanie social'noj kompetentnosti detej 3-7 let v usloviyah otkrytogo dostupa obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 1999; 4: 56.
4. Chupaha I.V. Genezis dominantnyh nauchny ponyatij zdorov'esberegayuschego obrazovaniya v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii pri vnedrenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta. Aktual'nye problemy sovremennoj nauki: IV Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya: v 3 tomah. Moskva, 2015: 332 - 336.
5. Skorolupova O.A. Vvedenie FGOS doshkol'nogo obrazovaniya: Razrabotka Obrazovatel'nojprogrammy DOU. Moskva, 2014.
Статья поступила в редакцию 12.02.16
УДК 378
Burtseva I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Technologies, North-Caucasian Federal
University (Stavropol, Russia), Е-mail: [email protected]
THE AXIOLOGICAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF SPIRITUALITY OF STUDENTS. The article analyzes the specifics of teaching at a higher education school a competent professional specialist, who has a wide range of common cultural and professional competences and thus is a person with high moral qualities. The authors study the main problems that scientist meet in research of moral values as a pedagogical phenomenon. They stress the importance of axiological approach in the context of the development of spirituality among students in higher education. The work presents the main groups of values that make up a "core" of spirituality of a student. It is stated that the most appropriate levels of moral development of the personality are to be carried out on the basis of an axiological approach. The authors names some aspects of the educational process in higher education aimed at spiritual development of students.
Key words: moral values, spiritual development, axiological approach, values.
И.В. Бурцева, канд. пед. наук, доц. каф. социальных технологий, Северо-Кавказский федеральный университет,
г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДУХОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье анализируются особенности подготовки в высшей школе компетентного профессионала-специалиста, обладающего широким кругом общекультурных и профессиональных компетенций, и являющегося при этом высокодуховной личностью. Раскрыты основные проблемы в изучении духовности как педагогического феномена. Подчёркнуто значение аксиологического подхода в контексте развития духовности у студенчества в высшей школе. Выделены основные группы ценностей,
составляющих «ядро» духовности. Приведены наиболее целесообразные уровни духовного развития личности на основе аксиологического подхода. Рассмотрены некоторые аспекты организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе, направленные на духовное развитие студенческой молодёжи.
Ключевые слова: духовность, духовное развитие, аксиологический подход, ценности.
Модернизация социально-экономического, научно-технического, культурного развития общества ставит перед высшей школой проблему формирования не только компетентного профессионала, обладающего широким спектром знаний и компетенций, но и являющегося при этом высокодуховной личностью. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что специфика учебно-воспитательного процесса российского высшего образования не в полном объеме способствует решению этой проблемы. Недостаточность разработанности ценностных доминант в содержании высшего профессионального образования приводит к тому, что вузы имеют преимущественную направленность на «знаниевую» парадигму общепрофессиональной подготовки [1], но при этом во много теряется духовная составляющая личности будущего специалиста в той или иной области. Сегодня существует широкий диапазон теоретических и методологических подходов к изучению духовности. В современной философской, психолого-педагогической, литературе духовность рассматривается с различных позиций:
• как психическое явление, представляющее собой процесс непрерывного самосовершенствования личности;
• как ориентация на решение проблем смысла жизни;
• как целенаправленность, полагание замысла и стремление к нему;
• как определённый способ жизнедеятельности человека, ориентированный на широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей;
• как способность активно развивать собственный личностный потенциал на благо всему человечеству;
• как ценностное содержание сознания;
• как специфический вид деятельности;
• как система личностной активности и отношений к различным сферам жизнедеятельности человека;
• как индивидуальная выраженность потребности познания;
• как поиск, усвоение, создание и распространение духовных ценностей в процессе самореализации личности [2].
Таким образом, можно констатировать, что содержание понятия «духовность» не имеет однозначного определения в педагогической науке в силу широкого спектра проявлений духовности в жизни человека.
Полагаем, что проблему формирования высокодуховной личности специалиста в вузе необходимо решать в рамках аксиологического подхода, поскольку ядром понятия «духовность» является присвоенный личностью мир ценностей. По мнению большинства учёных, ценности - это обобщенные базисные представления людей о целях и нормах своего поведения, существующие в сознании каждого человека ориентиры. В педагогических источниках под «духовностью» понимается высшее состояние человеческого самосознания, которое ориентировано на высшие ценности бытия как на источник и творческую силу созидания ценностей совместной жизни людей и их самосозидания .
Мы разделяем точку зрения А.В. Андреевой, которая полагает, что «духовность - это сложноконструированное индивидуально-личностное образование, определяющее ценностно-смысловую сферу человека, содержание и направленность его жизни в пространственно-временной плоскости» [3, с. 12].
По утверждению В.А. Сластёнина и Г.И. Чижаковой [4] аксиологический подход, являясь методологической основой современного образования, институализирован как социально-педагогический феномен, который проявляется в единстве потребностей, мотивов, цели и средств, взаимосвязи свободы и ответственности личности за свои поступки и поведение, в универсальности и фундаментальности гуманистических ценностей. Аксиологический подход позволяет рассматривать духовность студента вуза как систему ценностей, является необходимым при анализе исследуемого явления. Суть его состоит в том, что наиболее полное описание данной категории - духовности студента вуза - возможно только при рассмотрении его как ценностного явления, которое проявляется, прежде всего, в отношении, положительной значимости для собственного личностного саморазвития и самосовершенствования специалиста.
Со своей стороны, понимая духовность будущего специалиста, как интегративное профессионально значимое качество личности, характеризующееся ориентацией на следующие группы духовных ценностей:
• абсолютные: Жизнь, Здоровье, Свобода, Добро, Истина, Труд, Красота, Ответственность, Познание;
• эмпирические: феноменологически переживаемые на уровне типизированных социокультурных смыслообразов (Внутренний мир человека, Семья, Родина, Профессия, Общество, Природа).
Пространство духовности личности, на наш взгляд, развивается при рассмотрении следующих ценностных ориентиров:
1) наиболее общие вопросы мировоззрения, человеческого существования: каков мир, что есть Добро и зло, как их распознать, во что и в кого верить, каков идеал человека и человеческой жизни;
2) жизненные проблемы: как строить собственную жизнь, какие ценности определить для себя, какой предпочесть образ жизни, к чему стремиться в профессиональной деятельности, кого считать своим образцом;
3) моральные проблемы: как относиться к людям, к близким, к окружающим, к друзьям и врагам, как строить отношения в семье, как разрешать конфликты, как воспитывать детей, как относиться к людям другой национальности, культуры, веры.
В качестве важнейших проявлений духовности выделяются (H.A. Коваль, И.М. Ильичёва,): интерес к основам человеческого бытия и к сущности жизни, позитивное отношение к окружающему миру, соответствие общечеловеческим ценностям, интерес к другим людям, эмпатия, готовность оказать помощь, наличие ценностной позиции по отношению к себе, уверенность в своих силах, открытость опыту, терпимость к различным точкам зрения, умение использовать условия и возможности для самосовершенствования, ответственность, стремление выйти из ограниченной сферы житейских проблем и интересов, поиск смысла жизни, стремление познавать и реализовывать свой потенциал, создание новых духовных ценностей и их распространение в обществе, активное целенаправленное поведение, ориентированное на самопознание и саморазвитие и благо общества [5].
Студенчество представляет собой будущую элиту страны, те кадры, которые обеспечат дальнейшее развитие страны и общества. Студенческий период в контексте развития духовности обладает огромным потенциалом, поскольку во многом определяет содержание и направленность дальнейшей жизни человека.
Ведущая деятельность студенчества - учебно-профессиональное обучение. Следовательно, особенности развития духовности во многом обусловливаются, прежде всего, действием такого фактора, как образовательный процесс в вузе. Обучение выступает главной сферой социальной активности студенческой молодежи. Уровень развития духовности, которого достиг конкретный студент, во многом определяется его отношением к учебе, оценкой значения полученных знаний, мотивацией к достижениям в профессиональном росте, культуре чтения специальной литературы. Мы полагаем, что каждый учебный предмет в вузе обладает таким ценностным компонентом, извлекая который, преподаватель сможет в процессе обучения вести студенчество к вершинам духовности. Для этого необходимо положить в основу преподавания своего предмета совокупность принципов: аксиологического (понимание человека как высшей ценности, ориентация на духовность как одну из определяющих характеристик ценности высшего образования); личностно-ориентированного (учёт закономерностей природного и социокультурного развития личности, организация учебного процесса в контексте культуры цивилизации и определенного народа); деятельностного (удовлетворение интересов и потребностей студента в различных видах духовно-практической деятельности, стимулирование молодого человека к самостоятельной духовной практике) [5]. При этом она подчёркивает, что указанные принципы необходимо соблюдать на всех этапах формирования духовности у студенчества: когнитивно-рефлексивном (расширение знаний о духовной основе определенной профессиональной дисциплины), ценностно-смысловом (осмысление особенностей развития собствен-
ного духовного «Я» в процессе интериоризации полученных от педагога духовных знаний) деятельностно-трансляционном (формирование оценочного отношения к явлениям окружающей действительности, реализация стремления самостоятельной духовно-практической деятельности, экстериоризация приобретенного опыта духовного познания). Подобное взаимодействие эмоционально-когнитивных процессов и ценностно-смыслового поля молодого человека в пространстве внутреннего «Я» позволяет эффективно решать задачи становления целостной духовной личности. Причём полезными в формировании духовности студентов могут стать как традиционные, так и инновационные формы аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной деятельности студентов (лекции, беседы, брифинги, дискуссии, конференции, участие в разработке различных культурных проектов или моделировании заданных ситуаций) [5].
Образовательный процесс становится эффективным средством духовного развития будущих специалистов, если системы «студент - преподаватель» и «студент - учебная программа» центрированы на личности студента и имеют главную задачу - создание условий для его саморазвития и самовоспитания. Успешность реализации поставленной задачи определяется кадровым составом вуза: чем выше духовный потенциал преподавателя, тем благоприятнее условия для организации образова-
Библиографический список
тельного пространства, способствующего развитию духовности студентов. Соответствие педагогических кадров данному требованию, в свою очередь, определяется спецификой профессиональной подготовки преподавателей вуза как представителей коммуникативных специальностей.
Сам процесс формирования духовности в высшем учебном заведении, на наш взгляд, включает: конструирование преподавателем ситуаций проживания нового опыта; искусственное создание в стенах вуза среды, способной осуществить определённое предполагаемое воспитательное воздействие, интеграцию внутренних и внешних условий развития, целенаправленное стимулирование действия факторов развития личности. Духовное развитие личности студента в вузе представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционального) воздействия преподавателя на ценностную сферу личности, являющуюся системообразующей её внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определённую систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определённой позицией педагога. Выбор ценностей опосредован творческим потенциалом педагога, гуманизмом его личности.
1. Агулина С.В. Технологии подготовки бакалавра социальной работы в контексте компетентностного и тендерного подходов. Обучение и воспитание: методика и практика. 2014; 13: 137 - 141.
2. Бурцева И.В. Духовная культура в структуре профессиональной культуры бакалавра социальной работы. Мир науки, культуры, образования. 2015; 2 (51): 44 - 46.
3. Андреева А.В. Развитие духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Брянск, 2011.
4. Сластёнин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. Москва, 2003.
5. Ильичева И.М. Психология духовности. Диссертация ... доктора психологических наук. Санкт-Петербург, 2003. References
1. Agulina S.V. Tehnologii podgotovki bakalavra social'noj raboty v kontekste kompetentnostnogo i gendernogo podhodov. Obuchenie i vospitanie: metodika ipraktika. 2014; 13: 137 - 141.
2. Burceva I.V. Duhovnaya kul'tura v strukture professional'noj kul'tury bakalavra social'noj raboty. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 2 (51): 44 - 46.
3. Andreeva A.V. Razvitie duhovnosti studentov kommunikativnyh special'nostej v obrazovatel'nom processe vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Bryansk, 2011.
4. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie vpedagogicheskuyu aksiologiyu. Moskva, 2003.
5. Il'icheva I.M. Psihologiya duhovnosti. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2003.
Статья поступила в редакцию 23.02.16
УДК 378
Gutorova G.A., senior teacher, Bryansk State University n.a. Academician I. G. Petrovsky (Bryansk, Russia), Е-mail: gacherepok. yandex.ru
Ukraintseva Yu.A., senior teacher, Bryansk State University n.a. Academician I. G. Petrovsky (Bryansk, Russia), Е-mail: [email protected]
Daineko S.A., senior teacher, Bryansk State University n.a. Academician I. G. Petrovsky (Bryansk, Russia), Е-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF JOINT MOBILITY (FLEXIBILITY) IN MALE BASKETBALL-PLAYERS OF 17-20 YEARS OF AGE WITH THE HELP OF STRETCHING MEANS. The article deals with an issue of joint mobility (flexibility) in boys 17-20 years of age engaged in basketball training. The research has proved the relevance of the method of stretching as one of the most effective methods to enhance flexibility of joints in male basketball-players. This type of training system is aimed at stretching muscles of the body, at development of flexibility and elasticity. This system also allows alternating between tension and relaxation of muscle tissue, which contributes to rapid removal of tension in muscles and to recuperation. The authors of the paper have developed and tested sets of stretching exercises to be used in the training process of students. The research shows results of the experimental method, which is recommended to be used both in training and in the training process. Key words: basketball, joint mobility, flexibility, stretching.
Г.А. Гуторова, ст. преп. Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск, Е-mail: [email protected]
Ю.А. Украинцева, ст. преп. Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск, Е-mail: [email protected]
С.А. Дайнеко, ст. преп. Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск, Е-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ СУСТАВОВ (ГИБКОСТИ) У ЮНОШЕЙ 17-20 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ, СРЕДСТВАМИ СТРЕТЧИНГА
В статье рассмотрен вопрос развития подвижности суставов (гибкости) у юношей 17-20 лет, занимающихся баскетболом. Доказывается актуальность применяемой методики стретчинга, как одной из наиболее эффективных методик развития гибкости, для юношей баскетболистов. Данный вид оздоровительной системы направлен на растяжку мышц тела, разви-