Научная статья на тему 'Фгосдо как антропологическое основание позитивной социализации и индивидуализации личности дошкольника'

Фгосдо как антропологическое основание позитивной социализации и индивидуализации личности дошкольника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATION AND SOCIALIZATION OF AN INDIVIDUAL / POSITIVE SOCIALIZATION AND INDIVIDUALIZATION / CULTURE / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоцерковец Н.И., Чупаха И.В.

В эпоху реформирования системы образования и её стандартизации необходимо уделять должное внимание каждой ступени образования. Уникальной в этом смысле становится ступень дошкольного образования, впервые получившая свой собственный стандарт, пришедший на смену концепции, ориентиров и требований. В статье авторы постарались посмотреть на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования через призму позитивной социализации и индивидуализации личности дошкольника. Авторы делают вывод о том, что, рассматривая ФГОС ДО как антропологическое основание позитивной социализации и индивидуализации личности ребёнка дошкольного возраста, можно создавать реальные условия для педагогов и родителей, при которых становится возможным реализовывать подходы к личности ребёнка, как самой главной ценности, выстроить отношения по принципу «субъект-субъектного» взаимодействия и развить индивидуальность каждого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL EDUCATIONAL STANDARD FOR PRESCHOOL EDUCATION AS AN ANTHROPOLOGICAL BASIS OF POSITIVE SOCIALIZATION AND INDIVIDUALIZATION AMONG PRESCHOOL PUPILS

In the era of educational reforms and standardization it is necessary to pay attention to each level of education. The stage of pre-school education for the first time receives its own standard, replacing the concept of guidelines and requirements. The authors have tried to look at the Federal State Educational Standards of Preschool Education through a lens of positive socialization and individualization of a personality of a child. The authors conclude that considering the Federal Standard of Preschool Education as an anthropological basis of positive socialization and individualization of children of preschool age, it can create real conditions for teachers and parents, under which it becomes possible to realize approaches to a personality of a child as the main value, to build relationships on the principle of “subject-subject” interaction and develop the individuality of each student.

Текст научной работы на тему «Фгосдо как антропологическое основание позитивной социализации и индивидуализации личности дошкольника»

УДК 373.2

Belotserkovets N.I., Сand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Stavropol

State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), Е-mail: natalya_stv@list.ru

Chupaha I.V., Сand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Stavropol State

Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), Е-mail: irina-chupakha@rambler.ru

FEDERAL EDUCATIONAL STANDARD FOR PRESCHOOL EDUCATION AS AN ANTHROPOLOGICAL BASIS OF POSITIVE SOCIALIZATION AND INDIVIDUALIZATION AMONG PRESCHOOL PUPILS. In the era of educational reforms and standardization it is necessary to pay attention to each level of education. The stage of pre-school education for the first time receives its own standard, replacing the concept of guidelines and requirements. The authors have tried to look at the Federal State Educational Standards of Preschool Education through a lens of positive socialization and individualization of a personality of a child. The authors conclude that considering the Federal Standard of Preschool Education as an anthropological basis of positive socialization and individualization of children of preschool age, it can create real conditions for teachers and parents, under which it becomes possible to realize approaches to a personality of a child as the main value, to build relationships on the principle of "subject-subject" interaction and develop the individuality of each student.

Key words: Federal State Educational Standard of Preschool Education, preschool education and socialization of an individual, positive socialization and individualization, culture.

Н.И. Белоцерковец, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного и начального образования, Ставропольский

государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Е-mail: natalya_stv@list.ru

И.В. Чупаха, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного и начального образования Ставропольский государственный

педагогический институт, г. Ставрополь, Е-mail: irina-chupakha@rambler.ru

ФГОС ДО КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

В эпоху реформирования системы образования и её стандартизации необходимо уделять должное внимание каждой ступени образования. Уникальной в этом смысле становится ступень дошкольного образования, впервые получившая свой собственный стандарт, пришедший на смену концепции, ориентиров и требований. В статье авторы постарались посмотреть на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования через призму позитивной социализации и индивидуализации личности дошкольника. Авторы делают вывод о том, что, рассматривая ФГОС ДО как антропологическое основание позитивной социализации и индивидуализации личности ребёнка дошкольного возраста, можно создавать реальные условия для педагогов и родителей, при которых становится возможным реализовывать подходы к личности ребёнка, как самой главной ценности, выстроить отношения по принципу «субъект-субъектного» взаимодействия и развить индивидуальность каждого.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, дошкольное образование, социализация личности, позитивная социализация и индивидуализация, культура.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) [1] новый, революционный документ как для системы дошкольного образования в частности, так и для образования Российской Федерации в целом. Его разработка продиктована рядом объективных условий: социально-политические, экономические условия, уровень развития науки и образования; и субъективными условиями, связанными с особенностями педагогической профессии как вида человеческой деятельности, существование которой не возможно без учёта нравственно-личностного портрета конкретного педагога дошкольного образования. Дошкольное образование сегодня -первая, полноправная ступень общего образования в стране. И не случайно, приоритетной задачей стандарта, по мнению его главного разработчика А.Г. Асмолова, является «...позитивная социализация и индивидуализация личности... Стандарт - поддержки разнообразия детства» [2].

Под социализацией мы понимаем процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности. Социализация личности - непрерывный процесс, который длится на протяжении всей жизни. Он включает в себя этапы, каждый из которых специализируется на решении определенных задач, без их проработки последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен [3]. Поэтому социализация ребёнка дошкольного возраста - не просто сложное явление, явление многомерное, в основе которого лежит ряд факторов: наследственность, среда, деятельность, саморазвитие, самопознание, мотивы, но процесс, от которого зависит эффективность социализации последующих жизненных этапов.

Работая со стандартом, большинство педагогов сталкиваются с уже знакомыми терминами, такими как «деятельность», «сотрудничество с семьёй» и совершенно новыми, требующими личностного понимания и самоопределения, а именно: «амплификация детского развития», «самоценность детства», «социальная ситуация развития», «позитивная социализация и индивидуализация» [4].

Под индивидуализацией образования мы пониманием процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, направленный на удовлетворение потребностей и интересов каждого дошкольника, с опорой на индивидуальный опыт личности.

В этом случае позитивная социализация представляет собой комплекс условий, способствующих социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста (П. 3.2.5. ФГОС ДО), а именно:

- обеспечение эмоционального благополучия, через непосредственное общение в системе: «ребёнок - взрослый», «взрослый - ребёнок», «ребёнок - сверстник», «ребёнок - социум»;

- поддержка индивидуальности и инициативы детей, которая возможна в условиях свободного выбора деятельности, удовлетворения потребностей и интересов в общении, игре, познании и др. деятельности; умении принимать решения, выражать свои эмоции и чувства; в поддержке детской инициативы через оказание недирективной помощи;

- установление правил взаимодействия в разных ситуациях на принципах сотрудничества, партнерства, позитивного толерантного отношения к каждому участнику образовательного процесса (в том числе и детей с ОВЗ), через развитие коммуникативных способностей, способствующих разрешению конфликтных ситуаций;

- организация вариативного развивающегося образования, построенного с учётом «зоны ближайшего развития» каждого ребёнка и учитывающего его индивидуальность; включение в образовательный процесс культуросообразных практик, направленных на овладение ценностями культуры; поддержка спонтанной детской игры и ее обогащение;

- взаимодействие с родителями воспитанников (лиц их замещающими или законными представителями)

В процессе социализации осуществляется развитие ребёнка дошкольного возраста, смысл которого заключён в формировании «Я-концепции» и определяется в понятиях: саморазвитие, самовоспитание, самоопределение, самооценка, самоанализ, самосознание, самоутверждение и др.

Нам близок антропологический подход, раскрытый в трудах А.В. Мудрика, который решается через три взаимосвязанных и взаимопроникающих группы задач, а именно:

1. Естественно-культурые задачи, определяющие гендерное и анатомо-физиологическое и физическое развитие личности.

2. Социально-культурные задачи, направленные на развитие познавательных, ценностно-смысловых аспектов понимания социума и роли каждого в нём.

3. Социально-психологические задачи, определяющие фундаментальные позиции формирования личности (самоуважение, умение строить взаимоотношения с другими людьми, формирование произвольного поведения и норм поведения в обществе).

Процесс социализации представлен тремя едиными подпространствами: адаптация к социальному миру; принятие социального мира как данности; потребность и способность изменять социальную действительность.

В этом случае, как считает О.А. Скоролупова, позитивная социализация направлена на формирование общей культуры ребёнка в поликультурном образовательном пространстве с опорой на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского [5]. Под «культурой», в этом случае, понимается «возделывание человеком различных сфер деятельности» Содержательный аспект может быть представлен различными направлениями:

1. Средства существования

2. Среда обитания

3. «Возделывание» способностей человека

4. «Возделывание» организма человека

5. «Возделывание» взаимоотношений

Такой подход помогает рассматривать любое явление целостно, антропологично, формирует у ребёнка дошкольника ценностное отношение к миру, знание истории развития человеческого общества, навыков существования в нем, тем самым определяя платформу для позитивной социализации и индивидуализации.

Механизм позитивной социализации и индивидуализации в дошкольном возрасте мы видим через систему триединых компонентов: усвоение знаний (содержание ООП ДО); формирование отношений (деятельность, взаимодействие участников педагогического процесса); рефлексия (собственное поведение).

В этом случае, основными направлениями воспитательной деятельности в дошкольной организации выступают: во-первых, формирование интереса к другому человеку; во-вторых, развитие самооценки, самосознания; и, в-третьих, понимание и осознание себя в контексте «Я - житель Земли».

Таким образом, рассматривая ФГОС ДО как антропологическое основание позитивной социализации и индивидуализации личности ребёнка дошкольного возраста мы создаем реальные условия для педагогов и родителей, при которых становиться возможным реализовывать подходы к личности ребёнка, как самой главной ценности, выстроить отношения по принципу «субъект-субъектного» взаимодействия и развить индивидуальность каждого.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. Available at: httpV/минобрнауки.рф.

2. Асмолов А.Г. Культурный ген связи времён. Учительская газета. 2013; 14 июля: 7.

3. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого доступа образовательного учреждения. Вестник Томского государственного педагогического университета. 1999; 4: 56.

4. Чупаха И.В. Генезис доминантных научны понятий здоровьесберегающего образования в дошкольной образовательной организации при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта. Актуальные проблемы современной науки: IV Международная научно-практическая конференция: в 3 томах. Москва, 2015: 332 - 336.

5. Скоролупова О.А. Введение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. Москва, 2014.

References

1. Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyjstandart doshkol'nogo obrazovaniya. Utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155. Available at: http://minobrnauki.rf.

2. Asmolov A.G. Kul'turnyj gen svyazi vremen. Uchitel'skaya gazeta. 2013; 14 iyulya: 7.

3. Belocerkovec N.I. Formirovanie social'noj kompetentnosti detej 3-7 let v usloviyah otkrytogo dostupa obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 1999; 4: 56.

4. Chupaha I.V. Genezis dominantnyh nauchny ponyatij zdorov'esberegayuschego obrazovaniya v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii pri vnedrenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta. Aktual'nye problemy sovremennoj nauki: IV Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya: v 3 tomah. Moskva, 2015: 332 - 336.

5. Skorolupova O.A. Vvedenie FGOS doshkol'nogo obrazovaniya: Razrabotka Obrazovatel'nojprogrammy DOU. Moskva, 2014.

Статья поступила в редакцию 12.02.16

УДК 378

Burtseva I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Technologies, North-Caucasian Federal

University (Stavropol, Russia), Е-mail: gorojanka@yandex.ru

THE AXIOLOGICAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF SPIRITUALITY OF STUDENTS. The article analyzes the specifics of teaching at a higher education school a competent professional specialist, who has a wide range of common cultural and professional competences and thus is a person with high moral qualities. The authors study the main problems that scientist meet in research of moral values as a pedagogical phenomenon. They stress the importance of axiological approach in the context of the development of spirituality among students in higher education. The work presents the main groups of values that make up a "core" of spirituality of a student. It is stated that the most appropriate levels of moral development of the personality are to be carried out on the basis of an axiological approach. The authors names some aspects of the educational process in higher education aimed at spiritual development of students.

Key words: moral values, spiritual development, axiological approach, values.

И.В. Бурцева, канд. пед. наук, доц. каф. социальных технологий, Северо-Кавказский федеральный университет,

г. Ставрополь, Е-mail: gorojanka@yandex.ru

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДУХОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье анализируются особенности подготовки в высшей школе компетентного профессионала-специалиста, обладающего широким кругом общекультурных и профессиональных компетенций, и являющегося при этом высокодуховной личностью. Раскрыты основные проблемы в изучении духовности как педагогического феномена. Подчёркнуто значение аксиологического подхода в контексте развития духовности у студенчества в высшей школе. Выделены основные группы ценностей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.