УДК 373.6
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОГО МИРА УЧИТЕЛЯ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Кучерова Оксана Егоровна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород Россия, e-mail: [email protected]
В статье анализируются проблемные аспекты формирования духовного мира будущего учителя с современной точки зрения. Раскрываются взгляды К. Д. Ушинского как основоположника проблемы духовности в образовании. Проводится сопоставление позиций ученых советского периода развития образования (В. А. Сухомлинского) и педагогов 90-х гг. XX в., находятся точки соприкосновения по проблеме формирования духовного мира будущего учителя. Обращается внимание на основополагающие концепции и методологические подходы, необходимые для формирования духовного мира будущего учителя, в том числе и рецептивно-аксиологический подход.
Ключевые слова: личность учителя, ученики, духовность, нравственность, ценности, образование, современное образование, рецептивно-аксиологический подход
О проблемах учительства в педагогической науке сказано немало. Но учитель -знаковая фигура времени, и поэтому, сменяя друг друга, каждая из эпох предъявляет свои требования к тому, кому вверяет души и умы будущего. Бессменными оставались и остаются идеи классической педагогики, которая еще со времен Я. А. Коменского четко определила ряд требований к учителю, ведь именно ему, по мнению ученого, «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» [1]. Согласно Я. А. Коменскому, «живые черты учителя по призванию»: глубокое, беззаветное сочувствие к несчастиям народа и страстное желание помочь ему просвещением; серьезное понимание важности своего труда и открытое признание его значения; свободное предложение своего труда на общий суд и осуждение; деятельное стремление соединить все силы к совокупному обсуждению труднейшей из наук и важнейшего из искусств - воспитывать и учить человека» [2, с. 28].
Обращаясь к отечественной педагогической мысли, в знаменитой статье К. Д. Ушин-ского «О пользе педагогической литературы» находим утверждение, что учитель - это самый важный элемент в педагогическом процессе. Ученый замечает: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту
воспитательную функцию, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [3]. Именно К. Д. Ушинскому принадлежит идея необходимости формирования духовности учителя как составной части его профессиональной подготовки.
Читая труды величайшего русского ученого, приходишь к выводу, что учитель весьма ответственная миссия, ведь именно от учителя зависит не только то, каким станет маленький человек, но и каким будет общество в целом. Указывая на это, К. Д. Ушин-ский замечает: «...если медикам мы вверяем наше здоровье, то воспитателям вверяем нравственность и ум детей наших, вверяем им душу, а вместе с тем и будущность нашего отечества» [4, с. 23]. Учитель, по мнению выдающегося ученого-педагога, является посредником между жизнью, наукой и ребенком. «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем исти-
ны и добра, и сознает, что его дело - скромное по наружности, - одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения» [4].
Современной школе следует знать, анализировать и учитывать в своей работе социально-политическую, социально-экономическую ситуацию, быть очень чуткой к смене образовательных векторов в целом. По этому поводу у того же К. Д. Ушинского читаем: «Школе не опрокинуть жизни; но жизнь легко опрокидывает, деятельность школы», если она (школа) не стремится внести в жизнь «благодетельных, умеряющих влияний, ... разумных элементов, ... под сенью которых должны обеспечиться» от «едкой остроты жизни и ее беспрестанных временных увлечений - как нежное, беззащитное детство, так и неокрепшая еще пылкая юность» [5].
Учитель четко должен осознавать, что каждого ребенка необходимо ввести в «духовную мастерскую» человечества, в поле культуры и духовности. Сделать это возможно только при условии реализации педагогики сотрудничества и осознания того, что миссия учителя (воспитателя) - это посредничество. Учитель признается работником «духовного производства». Учитель духовный способен воспитывать у учащихся стойкое мировоззрение, правильные убеждения лишь в том случае, если сам имеет таковые. Ведь истинные убеждения учителя не могут быть подменены никаким инструкциями, никакими методическими рекомендациями, никакими программами. Формирование убеждений является частью процесса формирования духовности в человеке и здесь нельзя допускать формализма.
Стойкое учительское убеждение являет собой определенный механизм воспитательного воздействия. «Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы. Главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту
воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге: но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников», - писал К. Д. Ушинский [4, с.28-29].
Деятельность педагога с классом будет тем успешнее, чем глубже и полнее учитель будет знать и понимать умственную, нравственную и духовную стороны человека. Ведь для учителя ЭТО знание столь же необходимо, как для медицинского работника знание строения человеческого тела. Только вступая в непосредственное взаимодействие и сотрудничество с детьми, учитель (воспитатель) может обеспечить себе успех.
Именно поэтому в свое время К. Д. Ушин-ским и были сформулированы основные задачи для педагогических факультетов. Он считал, что первоочередной задачей является разработка наук, всесторонне изучающих человека, со специальным приложением к искусству воспитателей; затем необходимо вести подготовку широко образованных педагогов; и, наконец, среди учителей и общественности распространять педагогические знания и убеждения.
Наследие К. Д. Ушинского являлось компасом в мире педагогической науки всегда, и современная педагогика также находит в нем свои ориентиры. Очень важной признается идея о необходимости развивать в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора, ведь учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам. В свете новых требований, предъявляемых новыми федеральными государственными образовательными стандартами к учителю, эта мысль звучит всё актуальней. Так же неоспоримой является и сформулированная С. И. Миро-польским ведущая идея педагогического труда: «Учительство есть нравственное служение, есть должность общественная, учитель - сеятель в детской душе семян веры, знания и добра [6].
Обратившись к наследию выдающегося педагога советской школы В. А. Сухомлин-ского, мы также найдем очень много полезных для нынешнего дня сентенций. Так, в своей книге «Сто советов учителю» ученый
раскрывает важные качества педагога. К таковым он относит его умение, мастерство, искусство, мудрость, считая, что именно от них зависит жизнь, здоровье, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо ребенка, его место и роль в жизни, его счастье. Также отмечает педагог, человеческая природа может раскрыться в полной мере лишь тогда, когда у ребенка есть умный, умелый, мудрый воспитатель. Далее он замечает, что труд учителя - формирование человека, и это возлагает на него особую ответственность. И естественен вывод ученого о том, что учитель должен быть гуманным, доброжелательным, отзывчивым, сердечным, начитанным, увлекающимся человеком.
Что такое хороший учитель? Если спросим об этом студентов, у каждого будет свой ответ, если спросим учителей - тоже не получим одинакового ответа. В. А. Сухомлин-ский, отвечая на этот вопрос, мыслил глубоко и ёмко: «Что значит хороший учитель? Это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка... Хороший учитель - это человек, знающий психологию и педагогику, понимающий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно» [7].
Носитель вневременных ценностей - такова духовная ипостась педагога по мнению М. М. Рубинштейна; культурную миссию учителя ученый видел в воздействии на современность во имя будущего и ценного будущего. Учитель - хранитель и продолжатель культуры.
Отталкиваясь от данной позиции ученого, мы можем сказать о том, что учитель -всегда образец, над ним постоянно довлеют строгие требования, вытекающие из его миссии. М. М. Рубинштейн прогнозирует портрет идеального педагога, отмечая, что идеальный педагог - это социальный деятель, который должен быть: а) учителем, б) воспитателем, в) организатором жизненного пространства, г) проводником культуры, подкрепляя это словами: «Все существо современной педагогики, взятое с достаточной глубиной и смыслом, говорит нам о
значительном передвижении в функциях педагога» [8]
Советская педагогика также предпринимала поиски идеального учителя. Так, целая плеяда выдающихся педагогов того времени (Ф. Н. Гоноболин, Н. Д. Левитов и др.), выстраивая систему свойств, присущих в 40-60-х гг. XX в. считали, что компетентный или идеальный учитель - это разносторонняя личность с активной гражданской позицией, с установкой на служение людям. С такой направленностью согласуется ряд личностных особенностей: любовь к детям; развитые моральные чувства (гуманизм, справедливость, требовательность); широкие и содержательные познавательные интересы (эрудиция в своей сфере, любознательность в целом); педагогический оптимизм (жизнерадостность, бодрость); эмоциональность и самообладание; педагогический такт (чуткость, способность индивидуализировать подход к ученику); педагогическая интуиция (быстрое понимание главного в ситуации) и пр. [9].
К проблеме духовного мира учителя педагогика особенно активно стала обращаться в 90-х гг. XX в. Появился ряд исследований, в которых отмечалось, что духовный мир учителя, его духовная культура являются достаточно низкими для полноценного функционирования образования, а потому вызывают опасения у передовой части педагогической общественности. Особенно остро эта проблема обозначилась в постперестроечный период жизни российского общества, когда злободневными стали вопросы формирования и развития духовности будущего учителя и его способности к руководству духовным становлением школьника.
Целая плеяда ученых - К. А. Абульханова-Славская, Ю. П. Азаров, О. С. Богданова, А. А. Бодалев, Б. С. Гершунский, З. И. Равкин и др. посвятили свои исследования проблеме духовной культуры личности, аксиологии вопроса, а в трудах С. И. Архангельского, Л. П. Буе-вой, А. В. Мудрика, В. А. Кан-Калика, Б. Т. Лихачева, В. А. Разумного, В. А. Сласте-нина, В. М. Шепеля и др. освещены актуальные вопросы педагогического руководства формированием духовного мира будущих учителей.
Нельзя не брать во внимание и психологическую составляющую профессионализма
учителя, считает В. А. Макарова, так как «чем полноценнее психически развит учитель, тем успешнее он что-то усваивает и превращает знания в личное достояние, так как имеет возможность творчески развивать приобретенное и тем самым совершенствовать педагогическое мастерство» [10].
То есть, рассматривая духовность как обретение смысла, отметим, что любая сфера деятельности человека, даже самой, что ни на есть рутинной, повседневной вовсе не бессмысленна и не лишена ценностного содержания. Другое дело, в какой мере и в каком качестве это проявляется, преподносится и измеряется. Справедливым будет отметить и то, что духовность - это своеобразный показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, именно в ней концентрируются те проблемы, которые относятся к высшему уровню духовного освоения мира человеком.
При подготовке будущего учителя стоит помнить, что студенческий возраст - пора сложнейшего структурирования интеллекта, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала [11]. Учитывая это, стоит обратить внимание студентов на изучение русской философии конца XIX - начала XX в. Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, В. В. Зеньков-ского, П. А. Флоренского, Н. В. Розанова, С. Н. Трубецкого и др. Работая со студентами в этом направлении, следует акцентировать внимание на том, что труды их проникнуты идеей антропоцентризма, всемерного возвышения человека, содержат в себе огромный гуманистический потенциал, который, безусловно, важен для понимания многих вопросов будущей педагогической деятельности [12].
Образование будущего педагога нацелено на его общекультурное и профессиональное развитие, а, чтобы оно было успешным, будущему педагогу необходимо освоение норм, образцов и правил деятельности, в том числе, выработанных педагогической наукой на различных этапах своего развития. Акцентируем внимание на том, что важен не просто процесс интериоризации новых знаний, целей, ценностей, личностных смыслов, но и профессиональное самоопределение в них, раскрытие сущностных сил педагога, его нравственного и интеллектуального по-
тенциала, мобильность в сложных социокультурных реалиях.
Таким образом, стоит говорить об общекультурном и профессиональном развитии будущего педагога, освоении им средств построения и организации практики образования человека. Здесь на первый план выходит аксиологическая составляющая, определяющая ряд культурно-гуманистических функций образования: развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющие человеку успешно преодолевать жизненные препятствия; формирование моральной ответственности, обеспечение возможностей для профессионального роста и самореализациии т. п.
Обратим внимание на тот факт, что преемственность ценностей, выработанных некогда педагогической мыслью и необходимых для воспитания личности на современном этапе, является разновидностью аксиологической рецепции. Сам термин «рецепция», от латинского «гееерИ», означает «принятие». Что же мы должны принять в педагогике при подготовке будущего учителя? Во-первых, прошлый педагогический опыт (в этом случае как раз имеет место преемственность), во-вторых, элементы современных воспитательных систем (в том числе и зарубежных).
Когда происходит рецепция, ценности, испытанные временем, проходят через своеобразный «фильтр» общечеловеческой культуры и вновь оказываются готовы к процессу интериоризации новым поколением. Ярким примером аксиологической рецепции является проникновение в систему ценностей современного образования идей гуманистической психологии (персонологическая теория, идеи самоактуализации А. Маслоу, «Я» -концепция К. Роджерса и др. Используя рецептивно-аксиологический подход, мы подводим студентов к осознанию необходимости анализа, синтеза, понятия и принятия как внутренних, так и внешних ценностных понятий в сфере современного образования, учитывая реалии сегодняшнего дня. Проще сказать, что рецептивно-аксиологический подход в педагогике - своеобразный аккумулятор ценностей человечества. Он позволяет современной науке продолжать изучение ценностных ориентаций личности, аккумулировать весь предшествующий опыт, вкра-
плять новые их проявления с учетом реалий сегодняшнего дня.
Кроме того, работа со студентами должна основываться на ряде педагогических концепций, среди которых акмеологическая концепция, предполагающая целостное развитие человека, в том числе развитие его духовно-нравственного потенциала личности и индивидуальности (Ю. А. Гагин, Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова, А. А. Реан и др.). Базируется данная концепция на идее акмеологии о факторах достижения вершин развития человека на каждом возрастном этапе его жизни и ориентирует на целостное развитие личности будущего учителя, и, соответственно, достижения вершин в этом развитии.
Важным признается и то, что каждый выпускник должен уметь проектировать и реализовать свою «индивидуальную траекторию» жизнедеятельности на основе усвоения социального опыта. Успех в этом направлении обеспечивает социальная концепция, которая предусматривает усвоение ряда социальных качеств, позволяющих выпускникам образовательных учреждений успешно адаптироваться в современном нестабильном мире и реализовывать свои творческие силы.
Кроме названных концепций, следует выстраивать свою работу с опорой на системный, личностно-ориентированный, ком-петентностный, культурологический подходы, которые позволят значительно обогатить духовный мир будущего учителя, «настроить» его на принятие и передачу духовных ценностей подрастающему поколению. Наивысшим уровнем развития духовного мира учителя являются альтруизм, потребность в сотворении добра, совесть, гуманизм, стремление к постоянному самосовершенствованию, развитию.
Главной основой своей профессиональной деятельности будущий учитель должен ощущать человекосозидание, и, естественно, свободное владение своей предметной областью. Ученик для учителя должен, прежде всего, являться активным субъектом, который обладает необходимым уровнем рефлексии и способный к самостоятельной жизни в контексте социальных отношений. Духовно богатый мир учителя не позволяет ему использовать никакого другого стиля педагогического взаимодействия, кроме гуманистиче-
ского, который включает механизм эмпатии. При этом учитель способен понимать психическое состояние субъектов образовательного процесса, способен откликаться на их чувства, сопереживать им благодаря богатству внутренней энергии учителя, его инициативности, чувству меры или такта [13]. Гуманистический стиль педагогического общения способствует созданию условий для развития духовного мира учеников, способствует их ориентации на сотрудничество с другими субъектами образовательного процесса, учитывая индивидуальные и психологические особенности каждого.
Таким образом, особенность личности будущего педагога заключается в органической связи духовности и профессионализма, в их причинно-следственной обусловленности, предопределяющей творческий потенциал личности.
Литература
1. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1982. С. 154.
2. Миропольский С. И. Инспекция народных школ и ее задачи (по поводу инструкции инспекторам народных училищ). СПб., 1877. С. 28.
3. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 8 т. М., 1950. Т. 2. С. 29.
4. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы // Собрание сочинений: в 11 т. М., 1948. Т. 2. С. 32.
5. Ушинский К. Д. Педагогические приложения к специально-психологической части // Собрание сочинений: в 11 т. М., 1948. Т. 10. С. 57.
6. Миропольский С. И. Учитель, его призвание и качества, значение, цели и условия его деятельности в воспитании и обучении детей. СПб., 1909. С. 34.
7. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. М., 1980. Т. 2. С. 68.
8. Рубинштейн М. М. Проблема учителя. М., 2004. С. 12.
9. Фоминова А. И., Шабанова Т. Л. Педагогическая психология. М., 2011.
10. Макарова В. А. Формирование и развитие духовности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. ... д-ра пед. наук. Калуга, 2001. С. 96.
11. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 1997. С. 240.
12. Терещенко Г. Ф. Педагогические идеи русских философов как источник духовно-нравственного воспитания личности // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2010. № 1(15). С. 125-130.
13. Иванова С. П. Учитель XXI века: ноопси-хологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности. Псков, 2002. С. 93.
References
1. Komenskij Ya. А. Izbrannye pedagogi-cheskiye: v 2 t. T. 2. M., 1982.
2. Miropol'skij S. I. Inspektsiya narodnykh shkol i yeyo zadachi (po povodu instruktsii inspekto-ram narodnykh uchilishch). SPb., 1877.
3. Ushinskij K. D. Sobraniye sochinenij: v 8 t. M., 1950. T.2.
4. Ushinskij K.D. O pol'ze pedagogicheskoj lite-ratury // Sobraniye sochinenij: v 11 t. M., 1948. T. 2.
5. Ushinskij K. D. Pedagogicheskiye pri-lozheniya k spetsial'no-psikhologicheskoj chasti // Sobraniye sochinenij: v 11 t. M., 1948. T. 10.
6. Miropol'skij S. I. Uchitel', yego prizvaniye i kachestva, znacheniye, tseli i usloviya yego deya-tel'nosti v vospitanii i obuchenii detej. SPb., 1909.
7. Sukhomlinskij V. А. Izbrannye pedagogicheskiye sochineniya: v 3 t. M., 1980. T. 2.
8. Rubinshtejn M. M. Problema uchitelya. M., 2004.
9. Fominova А. I., Shabanova T. L. Pedagogi-cheskaya psikhologiya. M., 2011.
10. Makarova V. А. Formirovaniye i razvitiye dukhovnosti budushchego uchitelya v protsesse pro-fessional'noj podgotovki v vuze: dis. ... d-ra ped. nauk. Kaluga, 2001.
11. Zimnyaya I. А. Pedagogicheskaya psikhologiya. M., 1997.
12. Tereshchenko G. F. Pedagogicheskiye idei russkikh filosofov kak istochnik dukhovno-nravstvennogo vospitaniya lichnosti // Psikhologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2010. № 1(15). S. 125-130.
13. Ivanova S. P. Uchitel' XXI veka: noopsikho-logicheskij podkhod k analizu professio-nal'no-lichnostnoj gotovnosti k pedagogicheskoj deya-tel'nosti. Pskov, 2002.
FORMATION OF THE INNER WORLD OF THE TEACHER AS THE PRIORITY PEDAGOGICAL PROBLEM IN MODERN HIGHER EDUCATION
Kucherova Oksana Egorovna
Belgorod National Research University, Belgorod, Russia
e-mail: [email protected]
In article the author analyzed problem aspects of formation of an inner world of future teacher from the modern point of view, revealed K. D. Ushinsky's views as founder of a problem of spirituality in education, carried out comparison of positions of scientists of the Soviet period of a development of education (V. A. Sukhomlinsky) and teachers of the 90s years of the XX century. There is common ground on a problem of formation of an inner world of future teacher. The author paid attention to the fundamental concepts and methodological approaches necessary for formation of an inner world of future teacher, including receptive and axiological approach.
Key words: identity of the teacher, pupils, spirituality, moral, values, education, modern education, receptive and axiological approach