Научная статья на тему 'Проблемы духовно-нравственного формирования личности в педагогических воззрениях представителей консервативного направления в российском образовании второй половины XIX в'

Проблемы духовно-нравственного формирования личности в педагогических воззрениях представителей консервативного направления в российском образовании второй половины XIX в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИЯ / CONSERVATIVE TREND / SPIRITUALITY / MORALITY / NATIVE EDUCATION / UPBRINGING / TRADITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агафонова Галина Зиновьевна, Абрамова Людмила Алексеевна

В статье актуализируются теоретические аспекты духовно-нравственного формирования личности на основе педагогических идей представителей консервативной традиции в образовании и воспитании второй половины XIX в., опирающихся на православный подход, а также выявляются условия, в которых происходит духовно-нравственное становление подрастающего поколения. Основы духовного начала и нравственности человека в органичной связи педагогики и религии рассмотрены как предмет и область особой заботы в воспитании подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF SPIRITUAL AND MORAL FORMATION OF THE INDIVIDUAL IN THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL VIEWS OF CONSERVATIVE TREND REPRESENTATIVES IN RUSSIAN EDUCATION IN THE SECOND HALF OF THE 19th CENTURY

The article presents the theoretical aspects of the spiritual and moral formation of the individual on the basis of the pedagogical ideas of the conservative trend Orthodox representatives in the education and upbringing of the period under study; reveals the conditions under which the spiritual and moral formation of the rising generation takes place; considers the spirituality and morality in connection with pedagogy and religion as a specific concern in the upbringing of the younger generation.

Текст научной работы на тему «Проблемы духовно-нравственного формирования личности в педагогических воззрениях представителей консервативного направления в российском образовании второй половины XIX в»

УДК 37Ш7.92(091Х47+57)"185""451.50"

Г. З. Агафонова, Л. А. Абрамова

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОНСЕРВАТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье актуализируются теоретические аспекты духовно-нравственного формирования личности на основе педагогических идей представителей консервативной традиции в образовании и воспитании второй половины XIX в., опирающихся на православный подход, а также выявляются условия, в которых происходит духовно-нравственное становление подрастающего поколения. Основы духовного начала и нравственности человека в органичной связи педагогики и религии рассмотрены как предмет и область особой заботы в воспитании подрастающего поколения.

Ключевые слова: консервативное направление, духовность, нравственность, отечественное образование, воспитание, традиция.

Актуальность исследуемой проблемы. Проблема духовно-нравственного воспитания, формирования личности всегда была и будет одной из важнейших задач общества, по мере развития которого меняются формы и способы воспитания. Поэтому, разрабатывая современные методы воспитания, мы не должны забывать опыт прошлого, перенимать все положительное, что было тогда.

В теоретическом аспекте актуальность обращения к проблеме духовно-нравственного формирования личности в контексте консервативной традиции связана с тем, что в современной российской образовательной системе наблюдается тенденция

© Агафонова Г. З., Абрамова Л. А., 2017

Агафонова Галина Зиновьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и развития образования Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: galinoo@ mail.ru

Абрамова Людмила Алексеевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и развития образования Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: laabramova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.03.2017

ориентирования на мировое образовательное пространство, следствием чего, по нашему мнению, является вестернизация духовных основ отечественного образования. А это, в свою очередь, приводит к тому, что духовно-нравственные ценности в развитии и формировании личности в процессе обучения и воспитания не передаются подрастающему поколению, а, наоборот, искажаются и подменяются, что ведет к духовному обнищанию личности в частности и нации в целом.

Исследованию обозначенной нами проблемы посвящены работы великих педагогов К. Д. Ушинского [11], П. Ф. Каптерева [5], К. П. Победоносцева [7], С. А. Рачинского [9] и известных философов В. В. Розанова [10], В. В. Зеньковского [4] и др. Современные исследователи В. Д. Шадриков [12], Л. А. Беляева, Е. И. Исаев, В. И. Косин, Н. Д. Никан-дров, Т. И. Петракова, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков, Е. В. Шестун [13], И. В. Павлов и В. И. Павлов [6], Л. А. Абрамова [1] и другие активно разрабатывают проблемы духовности, нравственности в процессе воспитания и развития личности. Несмотря на то что на современном этапе актуализируются вопросы духовного воспитания в учебном процессе, возникшее противоречие между обозначенной необходимостью духовного взращивания личности и недостаточной разработанностью проблемы ее духовно-нравственного формирования на основе идей представителей консервативной традиции в образовании и воспитании исследуемого периода в отечественной педагогической теории и практике остается пока еще не разрешенным.

Цель исследования - выявить условия духовно-нравственного формирования личности в педагогических воззрениях представителей консервативного направления в российском образовании второй половины XIX в.

Материал и методика исследований. В ходе исследования был проведен теоретический анализ педагогической, психологической, философской и религиозной литературы в аспекте изучаемой проблемы. Были использованы методы систематизации, обобщения и сопоставления исторических материалов, святоотеческого наследия.

Результаты исследований и их обсуждение. Известно, что само по себе ничто не возникает и всегда есть какой-то изначальный базисный ориентир, задающий нормы и соответствующие способы организации жизнедеятельности, отношений между людьми, познания и т. д. Таким изначальным базисным ориентиром, по нашему мнению, является духовность человека и общества в целом. В этом смысле духовность можно рассматривать как верование человека (в равной мере в религиозном и атеистическом понимании), выражающееся в идеях, идеалах, ценностях, к которым стремятся человек и общество. Итак, духовность представляет собой основу культуры человека и общества. Отсюда очевидно, как значимо духовно-нравственное формирование личности в стремлении общества к духовному возрождению.

Для нас особый интерес представляет вторая половина XIX в., поскольку в этот период применялись разные подходы к проблемам воспитания и развития личности. Заслуживают внимания в этом плане, с нашей точки зрения, педагогические идеи представителей консервативного направления в российском образовании исследуемого периода К. Д. Ушинского, К. П. Победоносцева, В. В. Розанова, С. А. Рачинского, которые обращались к задачам образования и воспитания молодежи, проблемам духовно-нравственного формирования личности.

Консерватизм в нашем понимании представляется как социокультурный феномен, мировоззрение, формирующее тип культуры, очень тесно соотносимый с понятием «традиционализм» в плане преемственности. Более того, без консервативной традиции не-

возможна преемственность поколений. Именно консерватизм, включая в себя некий духовный идеал общества, способствует существованию и продолжению культурных, национальных, педагогических традиций.

Несмотря на все разнообразие своих воззрений и политических представлений, представители консервативного направления сходились в необходимости формирования духовности и нравственности молодежи через воспитание подрастающего поколения в труде и любви к будущей профессии. Трудовое и профессиональное образование, по их мнению, помогало решать не только воспитательную задачу. Труд и способность подрастающего поколения к плодотворной работе являлись показателем успешного социально-экономического развития и политического благополучия страны. Эту мысль мы можем найти у великого педагога К. Д. Ушинского: «При хорошей нравственной ремесленной школе мы будем иметь не только отличных подмастерьев, но и хороших мастеров и хозяев из русских; тогда к нам перестанут приезжать наживаться чужеземные эксплуататоры наших замечательных дарований и наших слабых характеров» [11].

Исследуя проблему трудового воспитания в педагогических воззрениях К. Д. Ушин-ского, К. П. Победоносцева, В. В. Розанова, С. А. Рачинского, мы пришли к выводу, что понятия «труд», «трудовая деятельность» рассматривались ими как категории нравственные. Они четко выделяли тесную взаимосвязь духовно-нравственного и трудового воспитания подрастающего поколения и рассматривали это соотношение в контексте определенного времени, предполагая, что в любую эпоху, невзирая на все трудности и противоречия, гражданин России в своем каждодневном труде обязательно должен возвышаться «до понятия о нравственном долге». Рассуждения о взаимосвязи трудового и духовно-нравственного воспитания К. Д. Ушинского мы видим в его статьях «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860 г.) и «Необходимость ремесленных школ в столицах» (1868 г.). Труд, в понимании К. Д. Ушинского, «.. .есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее для достижения той или другой истинно человеческой цели в жизни» [11]. Содержание понятия «труд» включает три составляющие: свободу трудовой деятельности, обязательное ее понимание в духе православной религии, труд во благо человека.

В решении проблем духовно-нравственного формирования подрастающего поколения К. Д. Ушинский, как мы уже отметили выше, большое внимание уделял категории нравственности, убедительно доказывая, что «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания.» [11]. Нравственное воспитание ребенка, по мнению великого педагога, является задачей более важной, чем развитие ума вообще. Изучая «нравственный элемент в русском воспитании», К. Д. Ушинский выявил некоторые его особенности: «патриархальная нравственность», которая может существовать только при наличии патриархального быта (здесь автор подмечает, что «патриархальной нравственности оказывается недостаточно», если русский человек оказывается за границами своего микромира, когда сталкивается с цивилизацией, где царят право силы, обман, хитрости всякого рода, - за пределами своего мира патриархальная нравственность может превратиться в безнравственное поведение по отношению к окружающим); преобладание славянского чувства, «имеющего достаточно силы, чтобы иногда одним натиском вынести человека из самой глубины нравственного омута на вершины человеческого достоинства»; стойкость своей национальности и вместе с тем «необыкновенная, изумляющая иностранцев восприимчивость всему чуждому, льется ли оно с Востока или Запада, хотя часто бессознательная»; православная религия с ее всемирно историческим значением, «религия, превратившаяся в плоть и кровь народа» [11].

Важнейшей сферой духовного формирования личности являются семья, ее культура, традиции, история рода, своей земли. Отличительная черта «характера славянской семьи», по мнению К. Д. Ушинского, - это особенная теплота, задушевность, сердечность отношений, не допускающая мысли об эгоистической отдельности одного лица от другого. Эта мысль особенно актуальна на современном этапе, когда каждая третья-четвертая семья рушится из-за психологических и морально-нравственных проблем (кому быть лидером в доме? во имя чего и как воспитывать детей? к чему стремиться? и др.). В современных условиях практико-ориентированного образования и воспитания, где акцент делается на формирование таких качеств личности, как прагматичность, успешность, конкурентоспособность и др., воспитанию нравственных черт - доброты, чуткости, справедливости, благородства, внимательности, гуманности, откровенности, отзывчивости, вежливости - уделяется мало внимания, не говоря о формировании нравственных понятий скромности, достоинства, сдержанности, неприхотливости. Хотя именно такие общечеловеческие ценности вписываются в систему наших национальных ценностей.

В духовно-нравственном становлении личности значительное место отводится чувству патриотизма. Великий педагог К. Д. Ушинский утверждал, что воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, и бесполезно привносить в Россию иностранные теории, практики воспитания и образования. Культуру, традиции, духовно-нравственные принципы и устои мы познаем в отечественном воспитании и через него. Как тонко подметил В. В. Зеньковский, по мнению К. Д. Ушин-ского, «нельзя стать человеком вне своего народа, вне всей исторической его жизни, вне его веры» [4]. Воспитание, основанное на народных началах, как считал К. Д. Ушинский, имеет огромную воспитательную силу в деле духовного формирования и становления личности. По мнению педагога, такой силы нет даже в самых лучших системах, заимствованных у другого народа и основанных на абстрактных идеях. Соглашался с К. Д. Ушинским и основатель этнопедагогики Г. Н. Волков, утверждая, что в народе испокон веков вырабатывалась своя самобытная нравственная и духовная культура, проявляющаяся и в отношении к природе, и в устном народном творчестве, и в православном укладе жизни, и в добрых обычаях хорошего тона, и в правилах приличия [3].

По мнению С. А. Рачинского - другого яркого представителя консервативного направления в российском образовании исследуемого периода, - великими учителями в деле духовно-нравственного формирования подрастающего поколения являются природа, жизнь, наука и христианская религия. Природа и религия рассматривались им как важнейшие факторы формирования духовного мира ребенка [2]. Отстаивая духовную и нравственную самобытность отечественного образования, он подчеркивал мысль о том, что твердая вера, молитва и сознательный труд составляют фундамент российского образования и воспитания подрастающего поколения. Это важные составляющие педагогического процесса, которые играют решающую роль в духовно-нравственном становлении человека и предполагают изучение фундаментальных основ русской истории культуры, понимание специфики социокультурных, экономических, географических, религиозных составляющих русского национального характера. «Ни в коем случае нельзя, - писал С. А. Рачинский, - порывать связь с прошлым, которое есть основа национальной памяти, позволяющая нам плодотворно работать для будущего» [9].

Как считал еще один яркий представитель консервативного направления в российском образовании К. П. Победоносцев, образование и воспитание должны опираться на историческую и религиозную традиции: «Нам дорого наше прошедшее, и мы относимся с уважением к нему» [7]. Надежные духовно-нравственные ориентиры, такие как любовь к

Богу и своему Отечеству, соблюдение христианских заповедей, почитание (уважение) родителей и полезный труд на своем поприще, связывают человека с вечностью. Поэтому духовное и нравственное формирование подрастающего поколения должно осуществляться при прямом участии государства и с точки зрения государственной идеологии.

Отличительной чертой воззрений представителей консервативного направления русской педагогической мысли второй половины XIX в. является стремление к созданию национальной системы образования и воспитания подрастающего поколения, в которой важное значение придается решению проблем духовно-нравственного формирования личности. Вот что говорит по этому поводу В. В. Розанов: «Россия вечно съезжает с германо-французского под собою фундамента, и напрасны эти вечные попытки опять ее подправить, поднять на этот фундамент. Россия хочет стоять на своей земле» [10]. Создавать свою собственную педагогическую систему и школу, направленную на решение задач современного периода российской истории, а не ориентироваться на иностранные образовательные и воспитательные концепции и доктрины - такова основная мысль в мировоззрении представителей консервативной традиции в образовании и воспитании подрастающего поколения второй половины XIX в.

Таким образом, представители консервативного направления в российском образовании исследуемого периода разрешение проблемы духовно-нравственного формирования личности (шире - подрастающего поколения) усматривали в создании следующих условий:

1. Воспитание духовности как направляющего вектора российской модели воспитания и образования.

2. Религиозное влияние как важнейший фактор духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Православная религия и церковь как гарант всестороннего развития личности и залог духовного благополучия нации.

3. Создание своей национальной школы в России, учитывающей многовековой опыт Российского государства.

4. Целенаправленное воспитание человека через обучение, а также создание целостной системы педагогического воздействия на формирование мировоззренческих установок подрастающего поколения.

5. Взаимосвязь трудового и духовно-нравственного воспитания как главный вопрос при решении всего комплекса педагогических задач.

6. Сохранение своих национальных, культурных, семейных традиций, истории рода, своей земли, страны, национальных взаимоотношений с другими государствами, опыта диалога культур.

Резюме. Таким образом, представители консервативного направления в российском образовании исследуемого периода К. Д. Ушинский, К. П. Победоносцев, В. В. Розанов, С. А. Рачинский считали духовно-нравственное формирование личности одной из важнейших задач воспитания. В их суждениях отражаются глубокие философско -педагогические взгляды на природу, сущность, устроение духовного мира человека, его души и заботы о ней, т. е. самосовершенствование, подчеркивается значимость трудового, физического, эстетического воспитания в формировании духовности, православной педагогической культуры в воспитании человека. Они видели огромную роль воспитательного воздействия на духовное становление личности, глубокое содержание православной культуры, где религиозное, нравственное, этическое и эстетическое объединяются единой педагогической сущностью. Необходимость воспитания духа, души и национального самосознания на основе отечественной педагогической культуры они рассматривали как основополагающую задачу государственной важности.

Из анализируемой литературы видно, что представители консервативного направления в российском образовании исследуемого периода стремились сохранять духовные традиции, ценности прошлого (оно рассматривалось ими как моральный долг перед будущими поколениями), не разрушая их полностью, а привнося в них новые творческие подходы. По их мнению, на основе органичной связи педагогики и религии, через освоение духовных ценностей, бережно хранящихся в традициях, происходит духовно-нравственное формирование личности растущего человека. Долг педагога как гражданина своего Отечества и патриота своей Родины - помочь обучающемуся сформировать духовно-нравственные ориентиры: любовь к Богу и своему Отечеству, соблюдение христианских заповедей, уважение к взрослым и полезный труд на своем поприще.

В наш век глобализации, когда происходит смещение духовно-нравственной линии отечественного образования на ориентиры западных образовательных систем, это можно рассматривать как вызов. Поэтому считаем, что на современном этапе перед национальной системой образования стоит одна из важнейших задач - ориентировать подрастающее поколение на традиционные ценности российской культуры, а не на заимствованные извне, активно воздействовать на духовно-нравственные компоненты в развитии личности, искать в человеке человека. Только тогда человеческая жизнь имеет цель и смысл, когда она устремлена к духовному и нравственному источнику бытия, к Высшему Началу. Мы утверждаем, что только продолжая и развивая собственную духовную традицию, которая по своей направленности консервативна, предполагающую следование в педагогической деятельности идеям, целям и нормам православного воспитания, и только через духовно-нравственное взращивание конкретной личности придем к духовному возрождению общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Л. А. Общественно-политические, организационно-педагогические и социально-психологические условия формирования нравственных отношений между учителем и учащимися в отечественной школе первой трети XX века // Вестник Чувашского университета. - 2004. - № 1. - С. 177-185.

2. Агафонова Г. З. Духовно-нравственные традиции отечественного начального образования второй половины XIX - начала XX вв. : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Чебоксары, 2006. - 22 с.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 1999. - 168 с.

4. Зеньковский В. В. К. Д. Ушинский. Эссе об Ушинском. К 120-летию со дня рождения // Педагогика. - 2001. - № 6. - С. 67-71.

5. Каптере в П. Ф. Новая русская педагогика, ее главнейшие идеи, направления и деятели. - 2-е изд., доп. - СПб. : Земля, 1914. - 212 с.

6. Павлов В. И., Павлов И. В. Педагогические основы воспитания духовности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 4(72), ч. 2. - С. 93-101.

7. Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. - М. : Русская книга, 1993. - 638 с.

8. Победоносцев К. П. Теория и практика. - М. : Наука, 1996. - 512 с.

9. Рачинский С. А. Absit omen. - М. : Университетская типография, 1901. - 44 с.

10. Розанов В. В. О национальной школе // Новое время. - 1900. - 28 января.

11. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Педагогические сочинения : в 6 т. Т. 2. - М. : Педагогика, 1988. - 492 с.

12. Шадриков В. Д. Происхождение человечности : учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. -М. : Логос, 2001.- 295 с.

13. Шестун Е. В. Православная педагогика. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Православная педагогика, 2001. - 560 с.

UDC 37.017.92(091)(47+57)"185""451.50"

G. Z. Agafonova, L. A. Abramova

ISSUES OF SPIRITUAL AND MORAL FORMATION OF THE INDIVIDUAL IN THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL VIEWS OF CONSERVATIVE TREND REPRESENTATIVES IN RUSSIAN EDUCATION IN THE SECOND HALF OF THE 19th CENTURY

I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article presents the theoretical aspects of the spiritual and moral formation of the individual on the basis of the pedagogical ideas of the conservative trend Orthodox representatives in the education and upbringing of the period under study; reveals the conditions under which the spiritual and moral formation of the rising generation takes place; considers the spirituality and morality in connection with pedagogy and religion as a specific concern in the upbringing of the younger generation.

Keywords: conservative trend, spirituality, morality, native education, upbringing, tradition.

REFERENCES

1. Abramova L. A. Obshhestvenno-politicheskie, organizacionno-pedagogicheskie i social'no-psihologicheskie uslovija formirovanija nravstvennyh otnoshenij mezhdu uchitelem i uchashhimisja v otechestvennoj shkole pervoj treti XX veka // Vestnik Chuvashskogo universiteta. - 2004. - № 1. - S. 177-185.

2. Agafonova G. Z. Duhovno-nravstvennye tradicii otechestvennogo nachal'nogo obrazovanija vtoroj polov-iny XIX - nachala XX vv. : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Cheboksary, 2006. - 22 s.

3. Volkov G. N. Jetnopedagogika : ucheb. dlja stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij. - M. : Akademija, 1999. - 168 s.

4. Zen'kovskij V. V. K. D. Ushinskij. Jesse ob Ushinskom. K 120-letiju so dnja rozhdenija // Pedagogika. -2001. - № 6. - S. 67-71.

5. Kapterev P. F. Novaja russkaja pedagogika, ee glavnejshie idei, napravlenija i dejateli. - 2-e izd., dop. -SPb. : Zemlja, 1914. - 212 s.

6. Pavlov V. I., Pavlov I. V. Pedagogicheskie osnovy vospitanija duhovnosti // Vestnik Chuvashskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2011. - № 4(72), ch. 2. - S. 93-101.

7. Pobedonoscev K. P. Velikaja lozh' nashego vremeni. - M. : Russkaja kniga, 1993. - 638 s.

8. Pobedonoscev K. P. Teorija i praktika. - M. : Nauka, 1996. - 512 s.

9. Rachinskij S. A. Absit omen. - M. : Universitetskaja tipografija, 1901. - 44 s.

10. Rozanov V. V. O nacional'noj shkole // Novoe vremja. - 1900. - 28 janvarja.

11. Ushinskij K. D. Trud v ego psihicheskom i vospitatel'nom znachenii // Pedagogicheskie sochinenija : v 6 t. T. 2. - M. : Pedagogika, 1988. - 492 s.

12. Shadrikov V. D. Proishozhdenie chelovechnosti : ucheb. posobie dlja vuzov. - 2-e izd., pererab. i dop. -M. : Logos, 2001.- 295 s.

13. Shestun E. V. Pravoslavnaja pedagogika. - 2-e izd., ispr. i dop. - M. : Pravoslavnaja pedagogika, 2001. - 560 s.

© Agafonova G. Z., Abramova L. A., 2017

Agafonova, Galina Zinovyevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogics and Education Development, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: galinoo@ mail.ru

Abramova, Lyudmila Alekseevna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Pedagogics and Education Development, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: laabramova@mail.ru

The article was contributed on March 17, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.