ленной формы мышления, поскольку является интеллектуальной формой для отражения действительности.
Учебная дисциплина «Математика» изучается бакалаврами социальной работы в первом семестре 1-го курса в объеме 180 часов. Она входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла профессиональной подготовки. Фактически с этой дисциплины начинается процесс развития технологического мышления, так как именно математика закладывает необходимую основу для развития способности к рационально-логической мыслительной деятельности, необходимой для преобразования объектов социальной действительности. Главной задачей обучения математике становится не только изучение основ математической науки как таковой, а общеинтеллектуальное развитие - формирование у студентов-бакалавров социальной работы - в процессе изучения дисциплины таких особенностей мышления, которые необходимы для полноценного профессионального функционирования, для эффективного осуществления технологической деятельности.
С точки зрения приоритета развивающей функции конкретные математические знания рассматриваются не столько как цель обучения, сколько как база, «полигон» для организации полноценной в интеллектуальном отношении деятельности. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, ведь само слово «математика» - греческого происхождения: раепрга - «учение», «наука» - в свою очередь, происходит от глагола, первоначальное значение которого - «учусь через размышление».
Для формирования технологического мышления личности, для достижения высокого уровня его развития именно эта де-
Библиографический список
ятельность, как правило, оказывается более значимой, чем те конкретные математические знания, которые послужили ее базой. Развитие мышления в процессе обучения математике в настоящее время выдвигается на первое место. Это диктуется: во-первых, все возрастающей математизацией наук и производства и вытекающей отсюда потребностью в собственно математиках; во-вторых, тем, что нельзя овладеть основами науки с тем, чтобы научиться применять свои знания, без умения мыслить; в-третьих, изменившейся в наше время парадигмой образования, ставшей в центр его человека, становление новых духовных ценностей. Образование сейчас должно формировать у обучаемых новый взгляд на мир, общество и место человека в нем, учить основам жизненного самоопределения, повышать уровень общей культуры. Изучение всех предметов должно быть не целью, а средством изучения мира, давать возможность учащихся научиться проникать в сущность изучаемых проблем.
Социальная значимость образования «с помощью математики» заключается в повышении средствами математики уровня интеллектуального развития человека для его полноценного функционирования в обществе, обеспечении функциональной грамотности каждого члена общества, что является необходимым условием повышения интеллектуального уровня общества в целом. Образовательная область «Математика» выступает именно как предмет общего образования, ведущей целью которого является интеллектуальное воспитание, развитие мышления человека, необходимого для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе, а также эффективного осуществления профессиональной деятельности.
1. Чуб Я.В. «Физическая культура»: методика формирования технологического мышления студентов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2011; 4 (21): 1 - 9.
2. Симоненко В.Д. Технология культуры и образования. 2001.
3. Бурцева И.В. Технологизация профессиональной социальной работы. Наука и современность - 2012: сборник материалов. Новосибирск, 2012: 186 - 190.
4. Курашов В.И. Начала прагматической антропологии. Казань, 2003.
5. Овечкин В.П., Чуб Я.В. Технологическое мышление специалиста: структура и условия формирования в вузе. Педагогическое образование. 2009; 3.
6. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. Санкт-Петербург, 2004.
7. Шарыгин И.Ф. Цели, задачи и стандарты математического образования. Стандарт для развития. Вопросы тестирования в образовании. 2003; 6.
8. Миншин М.М. Критериальная характеристика сформированности у студентов профессионально-прикладной математической компетентности. Молодой учёный. 2011; 2.
References
1. Chub Ya.V. «Fizicheskaya kul'tura»: metodika formirovaniya tehnologicheskogo myshleniya studentov. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. 2011; 4 (21): 1 - 9.
2. Simonenko V.D. Tehnologiya kul'tury iobrazovaniya. 2001.
3. Burceva I.V. Tehnologizaciya professional'noj social'noj raboty. Nauka isovremennost'- 2012: sbornik materialov. Novosibirsk, 2012: 186 -190.
4. Kurashov V.I. Nachala pragmaticheskoj antropologii. Kazan', 2003.
5. Ovechkin V.P., Chub Ya.V. Tehnologicheskoe myshlenie specialista: struktura i usloviya formirovaniya v vuze. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2009; 3.
6. Holodnaya M.A. Kognitivnye stili: O prirode individual'nogo uma. Sankt-Peterburg, 2004.
7. Sharygin I.F. Celi, zadachi i standarty matematicheskogo obrazovaniya. Standart dlya razvitiya. Voprosy testirovaniya v obrazovanii. 2003; 6.
8. Minshin M.M. Kriterial'naya harakteristika sformirovannosti u studentov professional'no-prikladnoj matematicheskoj kompetentnosti. Molodoj uchenyj. 2011; 2.
Статья поступила в редакцию 12.03.15
УДК 378
Burtseva I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Work, North-Caucasian Federal University
(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
SPIRITUAL CULTURE IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL CULTURE OF THE BACHELOR OF SOCIAL WORK. The
article analyzes the spiritual culture in the structure of professional culture of the bachelor of social work. From the perspective of ethical and axiological approaches the author observes the spiritual basic idea of professional social work. First, it examines the values that underlie social work as a professional activity. Secondly, this sphere of activity studies the value of personal qualities of a social worker. Thirdly, social work influences the value of creative professional self-development of a person's identity. On the basis of diversity of interpretations of the term "spirituality" the author defines the core of the spiritual culture of the bachelor of social work. In the article the author makes a conclusion: the spiritual culture of the social worker provides a basis for designing professional
bachelor, because it is a personal resource, without which it is impossible to exercise professional social work, characterized by active interaction with the surrounding reality.
Key words: spirituality, spiritual culture, professional culture, bachelor of social work.
И.В. Бурцева, канд. пед. наук, доц. каф. социальной работы, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В статье анализируется духовная культура в структуре профессиональной культуры бакалавра социальной работы. С позиции этико-аксиологического подхода рассматривается духовная сущность профессиональной социальной работы. Во-первых, анализируются ценности, которые лежат в основе социальной работы как профессионального вида деятельности, во-вторых, ценностные личностные качества социального работника, в-третьих, ценности творческого профессионального саморазвития (самосовершенствования) личности. На основе многообразия трактовок термина «духовность» дается определение сущности духовной культуры бакалавра социальной работы. В статье автор делает вывод о том, что духовная культура социального работника задаёт основу для проектирования профессиональной подготовки бакалавра.
Ключевые слова: духовность, духовная культура, профессиональная культура, бакалавр социальной работы.
Осмысление феномена духовной культуры в структуре профессиональной культуры бакалавра социальной работы возможно, с нашей точки зрения, в рамках этико-аксиологического подхода, который предполагает рассмотреть, во-первых, ценности, которые лежат в основе социальной работы как профессионального вида деятельности, во-вторых, ценностные личностные качества социального работника, в-третьих, ценности творческого профессионального саморазвития (самосовершенствования) личности.
Ценности, лежащие в основе социальной работы как профессиональной деятельности, носят гуманистический характер, поскольку связаны с человеком и обществом, их благом, совершенствованием и развитием. Независимо от целей и задач какой-либо конкретной модели социальной помощи главной ценностью социальной работы выступает человек. Сама социальная работа представляет собой гуманистический процесс в рамках общественных отношений, свидетельствующий об относительно высоком уровне развития социума, способного поддержать людей, нуждающихся в помощи. Гуманистический подход к пониманию человека предполагает веру в его способность к преодолению препятствий и социальной адаптации в самых сложных условиях жизни, веру в его созидательный потенциал. Эта вера основана на знании онтогенетических (а порой и филогенетических), психологических закономерностей развития и функционирования человека как индивида, личности и субъекта деятельности. В данном аспекте человек понимается как уникальная, открытая, активная, интенциональная и амбивалентная система, способная к самопознанию, самоизменению и саморазвитию.
Миссией социальной работы в общецивилизационном значении является гармонизация личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам, находящимся в трудной ситуации жизнедеятельности. Как отмечает М.В. Фирсов «социальный работник помогает социально больным людям и обществу освободиться от негативных явлений: непродуктивных жизненных позиций, несовершенства общественных отношений, поведенческих стереотипов, негативных установок, не нашедшей выхода агрессии, социальной напряженности, страхов и т.д. Обучая людей самостоятельно решать свои проблемы, социальный работник поднимает тем самым общественное сознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностные возможности, чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общности, нации, общества и человечества» [1, с. 216].
Социальная работа представляет собой профессиональную деятельность, в которой человек во всех проявлениях своего бытия рассматривается как высшая ценность, а миссия социальной работы (предназначение, смысл существования профессии в обществе) является в высшей степени гуманистичной, человечной, поскольку она призвана защищать, обслуживать, обеспечивать, поддерживать человека. Социальная работа в обществе представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на формирование и реализацию гуманистических ценностей и идеалов в результате которой происходит преобразование социальной действительности и создание возможностей
достижения гуманистического идеала и благополучия личности и общества.
Гуманистическая направленность социальной работы предъявляет высокие требования к профессиональным качествам специалистов, которые являются определяющим фактором успешности и эффективности их деятельности. Совесть, милосердие, честность, внимательность, наблюдательность, тактичность, доброта, выдержка и сомообладание, любовь к людям, терпимость, коммуникабельность, оптимизм - все эти качества, по мнению большинства исследователей, определяют нравственный облик социального работника [2].
Подчеркнем, что роль личностно-нравственных качеств социального работника чрезвычайно велика в его профессиональной деятельности. Духовные ценности общества и профессии оказывают большое влияние на формирование и развитие нравственных качеств специалиста. В то же время практическое проявление высокой нравственности социальных работников оказывает благотворное влияние на моральный климат социума, способствует повышению уровня общественной морали. Нравственный потенциал его личности приобретает общественную значимость, становится условием развития как производственных, так и социальных отношений.
Человек XXI века включён в процесс непрерывного самообразования и самовоспитания самой сущностью бытия человечества, вступившего в мир «изменений», в эпоху глобальных информационных технологий. Профессиональная социальная работа задает направление саморазвития, самосовершенствования личности социального работника, служит детерминантой повышения его профессионализма. Специфика профессиональной деятельности социального работника проявляется в том, что он постоянно рефлексирует себя относительно ранее усвоенных образцов деятельности, ценностных эталонов, концептуальных схем поведения, качества своей работы. Постоянное самосовершенствование социального работника является сознательным целенаправленным процессом повышения уровня профессионализма и формирования качеств, соответствующих внешним социальным требованиям, условиям профессиональной деятельности и персональной программой развития.
Обобщая все вышеизложенное, можно утверждать, что ценностно-смысловые основы социальной работы носят духовный характер. Полагаем, что духовная культура в этой связи занимает ведущее место в структуре профессиональной культуры бакалавра социальной работы.
Духовность является ядром духовной культуры бакалавра социальной работы. В педагогических источниках под «духовностью» понимается высшее состояние человеческого самосознания, которое ориентировано на высшие ценности бытия как на источник и творческую силу созидания ценностей совместной жизни людей и их самосозидания. По утверждению Т.И. Власовой, духовность - это имманентно присущее человеку качество, способ его существования, которому соответствует внутренняя направленность на высшие ценности, придающие человеческой жизни и всей человеческой культуре высшее измерение, высшее значение и смысл. Духовность есть феномен сохранения преемственности поколений, позитивных тенденций развития челове-
ка, поддержания человеческого способа жизни. Духовность - целостное, системообразующее качество личности, основанное на самосознании и имманентно включающее ориентацию человека на высшие человеческие ценности - Истину, Добро, Красоту [3]. В.А. Бачинин пишет, что духовность свидетельствует о широте сознания человека, и, ориентируясь на духовные ценности общества, вносит в его деятельность одухотворенность: «там, где деятельность человека направлена на достижение не безнравственных идей, а сопряжена с социально-значимыми ценностями, идеалами, она носит одухотворенный характер [4, с. 4]. По мнению В.Д. Шадрикова «духовное состояние характеризуется гармонизацией личности, устранением противоречий с окружающей средой или блокированием этих противоречий, сосредоточением на познаваемой проблеме, на постижении истины, внутренним равновесием, позитивным взглядом на жизнь, высокой концентрацией устремлений, усилением воли и её контроля со стороны личности, «я» [5, с. 19]. С.Н. Никитенко, И.В. Бурцева рассматривают духовность как сопричастность человека миру во всех его проявлениях [6; 7]. Под духовной культурой социального работника мы понимаем интегральную характеристику личности, в которой выражена его «профессиональная сила»: устремленность личности к высшим целям, направленность на абсолютные ценности и другого человека.
С позиции профессиональной подготовки бакалавра социальной работы:
1. Духовная культура является ядром профессии, поскольку связана с её ценностно-смысловым содержанием. Духовная культура нравственно окрашена, и все ее проблемы подлежат
Библиографический список
нравственной оценке. Профессиональная деятельность, её свойства интересуют человека не сами по себе, а в их отношении к субъекту.
2. Духовная культура имеет рациональный и иррациональный компоненты, отсюда педагогические средства должны быть обращены не только к разуму, но и к эмоционально-чувственной сфере бакалавра. Обращение к эмоциям и чувствам включает утонченность чувств и полноту переживаний, одухотворенность, человеколюбие, душевное тепло. Оно является основой таких личностных качеств будущего социального работника, как: забота, участие, милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, искренность, благородство, любовь, сдержанность, интеллигентность и т.д.
3. Развитие духовной культуры может быть осуществлено в профессиональной подготовке бакалавра социальной работы через обращение к аксиологическому потенциалу социальных явлений, процессов, деятельности при изучении конкретных учебных дисциплин.
Таким образом, духовная культура социального работника задаёт основу для проектирования профессиональной подготовки бакалавра, поскольку является личностным ресурсом, без которого невозможно осуществление профессиональной социальной работы, носящей гуманистический характер, и характеризующейся активным взаимодействием с окружающей действительностью. Духовная культура социального работника приобретает общественную значимость, становится условием развития как профессиональных, так и социальных отношений.
1. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
2. Симонова С.В. Формирование духовно-нравственных качеств социального работника как аспект социального образования: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тамбов: ТГУ им. Г.Р Державина, 2003.
3. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1999.
4. Духовная культура личности: Философские очерки. Москва: Политиздат, 1996.
5. Шадриков В.Д. Духовные способности. Москва: Магистр, 1998.
6. Никитенко С.Н. Категория духовности в педагогике. Известия ВГПУ. 2009; 1: 15 - 19.
7. Бурцева И.В. Воспитание духовности у старшеклассников средствами изобразительного искусства в условиях групповой деятельности: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва: МГОПУ, 1996.
References
1. Firsov M.V., Studenova E.G. Teoriya social'noj raboty. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 2001.
2. Simonova S.V. Formirovanie duhovno-nravstvennyh kachestvsocial'nogo rabotnika kak aspekt social'nogo obrazovaniya: avtorefer-at dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov: TGU im. G.R. Derzhavina, 2003.
3. Vlasova T.I. Teoretiko-metodologicheskie osnovy i praktika vospitaniya duhovnosti sovremennyh shkol'nikov: avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu: RGPU, 1999.
4. Duhovnaya kul'tura lichnosti: Filosofskie ocherki. Moskva: Politizdat, 1996.
5. Shadrikov V.D. Duhovnye sposobnosti. Moskva: Magistr, 1998.
6. Nikitenko S.N. Kategoriya duhovnosti v pedagogike. Izvestiya VGPU. 2009; 1: 15 - 19.
7. Burceva I.V. Vospitanie duhovnosti u starsheklassnikov sredstvami izobrazitel'nogo iskusstva v usloviyah gruppovoj deyatel'nosti: avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva: MGOPU, 1996.
Статья поступила в редакцию 12.03.15
УДК 372.881.1
Varlamova E.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chuvash State Pedagogical University n.a. I.Ya. Yakovlev
(Cheboksary, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPING OF THE DIDACTIC SPEECH OF A FUTURE FOREIGN-LANGUAGE TEACHER AS AN INDICATOR OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION. The article is devoted to the problem of developing the professional (didactic) speech of a foreign-language teacher in connection with transferring to two-leveled higher education in Russia; it notes the actual requirements to a foreign-language teacher at present, specific features of educational activity in developing the didactic speech held in research of a problem of forming foreign-language professional competence of the bachelor of pedagogical education. As the basis for revealing the concept of professional (didactic) speech of a foreign-language teacher the author of the article uses a complex approach to the foreign-language professional competence of a bachelor of pedagogical education that assumes the development of foreign-language capacities, and requires applying technologies and procedure corresponding to features of multilevel educational system. It is admitted that one of the ways, which optimizes the educational process on developing the mentioned formation researched in changed conditions, is intensification of professional training of bachelors of pedagogical education.
Key words: professional competence, professional training, future foreign-language teacher, Bachelor, didactic speech, professional speech of foreign-language teacher.